Второе зрение

Тема в разделе "Психопрактика", создана пользователем plot, 26 сен 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Геше Джампа Тинлей, "Шаматха и Махамудра"

    Здесь рассказывается о феномене "второго зрения". Это не что иное как ментальное, умственное зрение. Можно назвать его воображением, но тут надо иметь в виду вот что: воображение может быть как произвольным - оно описано в приведённом отрывке, - так и непроизвольным. Во втором случае эти ментальные формы создаются как бы сами собой. В сновидении мы пребываем в мире этого второго зрения, причём в его непроизвольном варианте, поскольку внешнее восприятие отключается.

    Можно назвать такое непроизвольное воображение сновидением наяву. Мы постоянно сновидим, но обычно эти образы отрывочны и мы их не осознаём. Тем не менее, можно научиться это воображение фиксировать. И тогда мир предстаёт в довольно интересном виде, открывая как бы тайную свою сторону.

    Именно таким образом видят всякого рода ауры, энергетические поля, демонов и прочее. При этом по мере своего развития такое зрение проходит ряд стадий. Конечно, когда процесс становится неуправляемым и ментальное восприятие замещает собой - полностью или частично - физическое, то это патология.

    "Воображение" это только термин, возможно не самый удачный. Как и "ментальное зрение", кстати. Потому что это не только "зрение". Термин "воображение" мне всё же кажется более удачным, если только постоянно помнить о разнице между произвольным и непроизвольным воображением. Кроме того, тот факт, что некая форма "воображаема", ничего не говорит помимо того, что она воспринимается не физическими органами и во многом определяется состоянием нашего ума. Иными словами, это НЕ про "реально-нереально". Эта дихотомия вообще, на мой взгляд, во многом надумана.
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Концепция второго зрения построена на тезисе, что ум является органом восприятия. Действительно, мы можем увидеть облако с помощью физического зрения, но с помощью умственного зрения ("мысленно") мы тоже можем увидеть облако. Причём иногда этот образ может быть настолько отчётливым, что повлияет на наше физическое состояние. Вспоминая какие-то прошлые события или фантазируя о чём-то, мы можем чувствовать радость или огорчение, у нас участится пульс, начнётся выработка тех или иных гормонов и т.д.

    Мысленным взором мы можем "посмотреть" на внутренние органы. Да, поначалу это будет своего рода модель, сконструированная в уме, исходя из имеющихся у нас знаний по анатомии и поступающих физических сигналов. Однако, если мы будем практиковаться, эта картинка обретёт некоторые особенные черты. Во многом она перестанет быть лишь отвлечённой моделью, начиная походить на своего рода прямое восприятие. Управляемость того, что мы видим, впрочем, тоже так или иначе сохранится. Как бы то ни было, наш умственный орган восприятия начинает получать сигналы, не создаваемые усилием воли. Прямо как наше физическое зрение или слух.

    Теперь представим, что мы таким же образом вглядываемся мысленно не в точку внутри своего тела, а куда-то вне его. Скажем в точку в пространстве перед нами, или в толще камня.

    Сделаем ещё один шаг: точно так же, как мы умственным взором можем смотреть на собственные психические процессы, мы можем попытаться посмотреть на психические процессы других живых существ. Насколько адекватным будет это вИдение - вопрос отдельный и в данном посте он не поднимается.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Необходимо со всей ясностью осознать, что вообще-то мы все живём в мире второго зрения. Непосредственное физическое восприятие составляет лишь малую часть того мира, в котором мы живём. Реально же мы, например, идём не просто по асфальту, а в некоей нарисованной умом реальности, в которой фигурирует образ улицы, города и т.д. Т.е. это то же самое воображение, причём не всегда даже непроизвольное. И так до самых мелких деталей: "асфальт" и "идти" - это ведь тоже модели в уме.

    Ещё хотелось бы сказать, что термин "воображение" я использую не от себя, а от Анри Корбена, который, излагая суфийскую философию, выработал термин "творческое воображение" - т.е. "самотворящееся", непроизвольное воображение.

    Так вот, согласно большинству традиций, наш посмертный опыт проходит целиком в мире второго зрения, называемом суфиями барзахом. Отличие от нашего повседневного опыта в том, что в посмертном опыте отсутствуют элементы, связанные с непосредственным физическим восприятием (нечем уже производить это физическое восприятие). Там же происходят встречи с богами, демонами, духовными учителями и прочий опыт, архетипический и не очень.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    То, что движется само, без нашей воли - листья или мусор, гонимые ветром, волны, огонь, облака - поневоле, на автомате, создают ощущение своеволия, т.е. обладания своей волей, собственным сознанием. Наше второе зрение уверенно рисует на этом месте живые существа, а не "предметы". И вот появляются духи природы, стихиали и т.д.

    И даже неподвижное в природе зачастую кажется неподвижным "по своей воле", многозначительно. Поэтому тоже наделяется скрытым индивидуальным сознанием.

    Это, видимо, некая врождённая аберрация человеческой психики как общественного существа. Или не аберрация. Как бы то ни было, древний человек, у которого не было противовеса в виде рациональности, жил полностью в этом мире. Никакой альтернативной системы интерпретации явлений у него не было. Каждый упавший лист обладал сознанием и имел отношение к нему, человеку, лично. И отсюда произошла магия.

    Такое магическое мироощущение, видимо, характерно для фиолетового уровня Спиральной Динамики. Однако и мы можем использовать этот психологический механизм в наших психоделических практиках, смещая восприятие в состояние многозначимости, в состояние, в котором этот падающий лист - не просто лист. В состояние включенности второго зрения, которое является очень живой частью нашего бытия и которое зачастую оказывается задавлено повседневным плоским прагматизмом.
     

Поделиться этой страницей