Инстинкт можно определить как мотиватор, основанный на непосредственном получении удовольствия или избегания боли. Именно сиюминутного удовольствия и текущей боли, пусть даже и не физической. Либо — на действии неких безусловных программах поведения. Развитие живого с очевидностью демонстрирует всё меньшую зависимость от непосредственного удовольствия или боли либо безусловных программ. То есть от инстинкта. Вступают другие мотиваторы, хотя древние продолжают действовать и у человека, но они уже не имеют полной власти. И чем человек более человек, тем меньшую власть древние инстинкты над ним имеют. Однако, всё это появилось отнюдь не только у человека. Интеллект тут играет, как мне кажется, ключевую роль, поскольку позволяет предполагать перспективы и устанавливать причинно-следственные связи. Даже если человек действует в согласии с программой выживания, но руководствуясь разумом, а не непосредственными импульсами, он уже не руководствуется непосредственно инстинктом. Предельно развитый интеллект позволяет совершенно отойти от инстинктов и действовать независимо от них. Однако, интеллект - это лишь орудие, он должен служить. Сам по себе он задачи ставить не может, как компьютер. И вот тут вступает в действие тот самый второй полюс: когнитивность, альтруизм и теорос. Итак, в сферическом человеке в вакууме мы имеем полностью обузданные инстинкты, развитый интеллект, подчинённый развитым когнитивности, альтруизму и теоросу. Это начало, этот второй полюс, начинает появляться уже у высших животных. Крыса, находящаяся в тёплой коробке в незнакомом месте, подчиняясь когнитивному началу, покидает коробку и исследует новое место не смотря на страх и очевидную опасность. Она действует при этом наперекор базовым импульсам. Мотивации второго полюса всегда противоречат базовым импульсам. Все человеческие искажения, по сути, являются лишь следствием наложения древних инстинктов на развитый интеллект. Сюда накладывается и конфликт между древними инстинктами и вторым полюсом. Животные этого конфликта не знают. Они целостны, но в сфере инстинкта. Человеку нужно стать целостным в сфере верхнего полюса.
Переход от "первого полюса" ко второму можно интерпретировать и как трансформацию: 1. Бегство от боли трансформируется в стремление вглядеться в причинно следственную связь, ведущую к страданию. В пределе это - праджня, гнозис. 2. Стремление к приятному трансформируется в теорос (платоновский эрос). 3. Стремление к выживанию, к самосохранению трансформируется в эмпатию и альтруизм. В пределе это метта-каруна, агапэ.