Два вида духовности.

Тема в разделе "Религия без credo", создана пользователем Соня, 10 сен 2011.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Два вида духовности.

    Конечно, обожествление природы, в религиозном смысле, летает не слишком высоко.
    Хоть обвинения в пантеизме часто доставались и не по адресу,
    сам по себе пантеизм есть промежуточное, не окончательное религиозное переживание.
    (Это в ответ на очередной наезд на Миркину :) )

    Есть два вида духовности, два вида религиозности, два вида созерцания и устремленности.

    Львов С.Л в своей книге о Дюрере прекрасно пишет
    (я уж перескажу менее прекрасно):
    Теми ж альпийскими тропами, что проходил Дюрер на своем (изменившим всю европейскую живопись) пути в Италию, -
    останавливаясь, чтобы запечатлеть каждый кустик, чертополох и зайца -
    до него проходили два Франциска:
    Франциск Ассизский и Франциск Сальский*.

    Франциск Ассизский весь лучился и пламенел, (как м.б. Дюрер и Миркина) божественной и внимательной любовью ко всему сущему.
    Франциск же Сальский (как может быть и вы)**, был настолько погружен в божественное созерцание,
    что вряд ли сознавал, где ступает его нога.

    [​IMG]

    Альбрехт Дюрер. Большой кусок дерна.

    *) https://ru.wikipedia.org/wiki/Франциск_Сальский
    **) сПХБ: с полей христианских баталий
    Добавлено спустя 49 минут 20 секунд:

    Картинку приплела, потому что сама однажды оказалась в отвратительной ситуации.
    Мой индивидуал заказал в Эрмитаже персональную экскурсию по Возрождению.

    Зашла речь о том, как же это Боттичелли, самый что ни на есть придворный художник двора Медичи, вдруг подпал под влияние (воинствующего обскуранта, и арто-ненавистника, чистейшей души фанатика) Савонаролы, устраивавшего костры, небось, и из его картин.
    Да при том в такой степени, что остался предан ему душой и после, когда все прочие, как водится, прозрели и отвернулись от казненного еретика.
    (В Эрмитаже висят как раз две его поздние работы последнего 10-летия жизни, где он символически изображает этого отвергнутого проповедника. Захотите - загружу картинку, а пока не буду вас грузить).

    Добавлено спустя 3 минуты 41 секунду:

    Экскурсовод же тоже был не штатный, а заказной. Вызванный по именной просьбе моего клиента (знакомого с его работами); какой-то PhD искусствоведения.
    И вот этот PhD, то ли будучи, как часто с ними бывает, не вполне адекватным, не вполне проснувшимся или не вполне трезвым, в ответ на переведенный(!) вопрос клиента, (хоть и прозвучавший из моих уст) стал размахивать руками и жарко объяснять что-то не ему, а мне.
    "... ну, ведь вы представляете себе Гентский алтарь*..." и стал вплетать в свою речь фигуры этого алтаря. Причем что он вырывал из алтаря и его контекста, куда это ставил и как это все было переводить, - было совершенно непонятно.

    Разинув рот и плавно оседая, с ненавистью заметила, что клиент мой без всякого моего перевода, из одной только этой русской безумной жестикуляции... задумчиво кивает, гад.
    Ну вот просто видит он перед глазами этот Гентский алтарь, - и все тут.
    А я -нет. А он - да.
    Если б пила, я б запила.
    Это было такое профессиональное позорище ...

    С тех пор засела за книжки и включила живопись в свой индивидуальный учебный план.
    А Гентский алтарь (раскрытый) - вот он. И напрямую связан с Дюрером.

    [​IMG]

    (Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь их усовершенствовал.
    И о его путешествиях на юг Европы тоже слагают легенды)

    --
    *)
    Ну, алтарь (как тогда не понимала) это просто жанр живописи.
    И в нем Гентский алтарь - как гамма до мажор в музыке.

    Гентский алтарь (закрытый)

    [​IMG]

    Дюрер - Заяц

    [​IMG]
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    (Последние два офтопика к делу не относятся)
     
  3. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Имхо, в случае с Францисками, это, вполне может быть, не два вида, а два состояния, в которых оба бывали.
    Но вообще вот это разделение на дионисийскую и аполлонийскую ветви (если речь о них) - относительно него возникает много вопросов. Вот тут был разговор об этом.
    Кстати, у Уилбера описываются три ступени трансперсонального - экстрасенсорная, "нигилистическая" и "шуньятная" (два последних термина возникли просто оттого, что я забыл, как Уилбер их называл). Так вот, первая часто сопровождается именно пантеистическими ощущениями, осознанием того, что "я" не имеет чётких границ. Вторая - в отрицании всего, даже "я". Человек ищет - где "я"? - и не находит, заодно отрицая всё вообще. Это своеобразный аскетизм. Третья стадия - включение. Когда человек видит, что и "я" и "не-я" - это Шуньята.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Здорово.
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Три вида опыта: экстаз, энстаз, констаз
    Померанц и Миркина об этом писали8-)
     
    Соня нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Ух ты! А я не читала.
    Можно, хоть коротенечко!
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fm...sign=03b05cf05158d92ef3939f81641b79fb&keyno=0

    Добавлено спустя 1 минуту 51 секунду:

    конкретно"За этими очевидными фактами стоит неочевидное господство разных типов глубинного опыта: 1) ощущение глубины как беспредметного чистого света; 2) как игры фантастических образов и 3) как предметного мира, но освещенного изнутри. Эти три типа опыта иногда называются энстаз , экстаз и констаз (5). В Индии шире представлены первые два, в Китае — третий."

    Добавлено спустя 8 минут 18 секунд:

    Если оставить в стороне экстаз. То энстазом будет это чистое самадхи ("и человек и буйвол исчезли бесследно"), а констазом - восприятие божествености мира ("Идёшь в город с пустыми руками и бродишь привольно. Одной душой живёшь с девятью мирами, Сердце Будды во всех - и нет ничего другого")

    Добавлено спустя 1 час 20 минут 28 секунд:

    Если отойти от психофизических различий, то экстатическим состояниям будет соответствовать переживание Бога как Существа (Личности, Ты), для энстатических Абсолюта как Пустоты (Света), для констатических как явленного мира (не путать с обожествлением природы).
     
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Стиль Боттичелли в последнее 10-летие его жизни разительно поменялся (по сравнению с тем временем, когда он был главным художником двора Лоренцо Великолепного).
    Вся Флоренция так же стремительно отвернулась от памяти Савонаролы, как прежде была очарована его призывами к покаянию. Но не Боттичелли. Он оставался приверженцем проповедника (таких называли "партией «плакс»") и после его сожжения, что было еще и небезопасно.

    [​IMG]


    На одной картине Савонарола изображен в образе св. Доминика, отвергнутого людьми и в человеческой пустыне собеседующего только с небесами.

    [​IMG]

    На другой - в образе св. Иеронима /дело в том, что именно так: Иероним (ит. Джироламо) звали монаха-еретика/.
    Мы видим его не только отвернувшимся от мира, но и сошедшим в "тень смертную" какого-то склепа.
    Из традиционной атрибутики Иеронима мы не видим единственного его друга льва (которого Иероним исцелил, вытащив у него занозу из лапы; тоже частый сюжет в иконографии), что значит: он остался вовсе без друзей.

    [​IMG]

    Нечто похожее на китайский гонг слева - его знаменитая красная шляпа. В руке же у него камень, которым по преданию Иероним неустанно в покаянии (основе проповеди Савонаролы) ударял себя в грудь.

    [​IMG]

    То есть: пафос фанатизма по-своему увлекателен, прекрасен, романтичен, духовен и все такое. Просто в запальчивости лучше удерживаться от паления себя, других, своих и чужих картин.

    Но чтоб лучше понимать нынешних фанатиков,
    славно было бы понимать все очарование фанатизма.
     
  9. Нет религии выше истины! Блаватская сказала, насколько мне известно.. я бы наверное перефразировал так, нет религии выше формальной логики.. что в принципе одно и то же.. Это я к тому что 90 % людей идущие к религии забывают по пути что идут к истине)..
     
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Полностью согласна с Ондатром.

    Истина совершенно неравна формальной логике, а часто ей противоположна.
    У меня об этом даже тема есть: "Логика несовместимая с жизнью"
    http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=4503&highlight=

    Поэтому Иисус так странно отвечает Пилату на вопрос "что есть истина?" - "Я есть Истина!". И совсем уж неожиданно добавляет: "и Жизнь".
    Для меня НЗ (и вся Библия) есть книга вопросов, а не книга ответов.
    Имхо, тот, кто считает, что понимает Библию, НЗ, слова Спасителя - просто их не понимает.

    Истину нельзя "знать". Знать можно только частные, маленькие истины. Истиной можно только быть.

    Добавлено спустя 3 минуты 22 секунды:

    Поэтому "рождение свыше", (о котором настойчиво говорится и в 1-й и в 3-й главе Ев от Иоанна) воспринимается как совершенно новое пакибытие.
    Ты был слеп - и прозрел!
    Ты был мертв - и ожил!
    Прежнее существование помнится как смутный сон; как (по сравнению) почти коматозное состояние. Как не-жизнь.
     
  11. Я в восторге!) Значит Вы, госпожа Соня, считаете что Истина и логика это разные вещи!) ;)
     
  12. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Можно сказать и так. Одной природы, но различны.
    Как солнечный свет - и свет ночного фонарика.
    Как пестрый многотканный ковер жизни, - и одна из его ниточек.
    Следование лишь одной логической цепочке Померанц поэтому называет "однониточным мышлением" (образ ковра и нити взят у него).
    А Гегель - "неразвитой напряженностью принципа."

    Добавлено спустя 27 секунд:

    Но.

    Истина и логика - как счастье и миллион.
    Когда говорю, что миллион не означает счастья, это вовсе не означает, что я собираюсь от него отказываться.
     
  13. Это как в анекдоте про пофигистов)
     
  14. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Поделитесь с опчеством.
    я вот - не знаю.
     
  15. ну он старый конечно) вот в двух редакциях-/вторая наверное ближе)/
    Организовалась партия пофигистов. Набежали корреспонденты, начали вопросы задавать.
    - Вот у вас партия называется пофигисты, так у вас наверно и девиз какой-нибудь есть?
    - Да, "ВСЕ ПО ФИГУ!"
    - Как, и законы, и нравственные устои, и мнения других людей?
    - А по фигу.
    - А как вы к женщинам относитесь?
    - Ну, это не по фигу.
    - Но ведь это идет в разрез с вашим девизом?
    - А по фигу.
    --------------
    у пофигистов берут интервью.
    И:скажите,а вам правда на всё пофиг?
    П:да..на все пофиг..
    И:и на семью пофиг?
    П:и на семью
    И:и на политику?
    П:..и на политику..
    И:и на девушек красивых пофиг?
    П:и на девушек пофиг..
    И:..и на деньги?..
    П:не,на деньги не пофиг!
    И:как??вы же пофигисты!!
    П: а нам пофиг!..
     
  16. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Хорошая метафора.
     
    Соня нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
  18. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Тоже ничего. :)
     
  19. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    То есть: пафос фанатизма по-своему увлекателен, прекрасен, романтичен, духовен и все такое. Просто в запальчивости лучше удерживаться от паления себя, других, своих и чужих картин.

    Но чтоб лучше понимать нынешних фанатиков,
    славно было бы понимать все очарование фанатизма.
     

Поделиться этой страницей