Два вида духовности. Конечно, обожествление природы, в религиозном смысле, летает не слишком высоко. Хоть обвинения в пантеизме часто доставались и не по адресу, сам по себе пантеизм есть промежуточное, не окончательное религиозное переживание. (Это в ответ на очередной наезд на Миркину ) Есть два вида духовности, два вида религиозности, два вида созерцания и устремленности. Львов С.Л в своей книге о Дюрере прекрасно пишет (я уж перескажу менее прекрасно): Теми ж альпийскими тропами, что проходил Дюрер на своем (изменившим всю европейскую живопись) пути в Италию, - останавливаясь, чтобы запечатлеть каждый кустик, чертополох и зайца - до него проходили два Франциска: Франциск Ассизский и Франциск Сальский*. Франциск Ассизский весь лучился и пламенел, (как м.б. Дюрер и Миркина) божественной и внимательной любовью ко всему сущему. Франциск же Сальский (как может быть и вы)**, был настолько погружен в божественное созерцание, что вряд ли сознавал, где ступает его нога. Альбрехт Дюрер. Большой кусок дерна. *) https://ru.wikipedia.org/wiki/Франциск_Сальский **) сПХБ: с полей христианских баталий Добавлено спустя 49 минут 20 секунд: Картинку приплела, потому что сама однажды оказалась в отвратительной ситуации. Мой индивидуал заказал в Эрмитаже персональную экскурсию по Возрождению. Зашла речь о том, как же это Боттичелли, самый что ни на есть придворный художник двора Медичи, вдруг подпал под влияние (воинствующего обскуранта, и арто-ненавистника, чистейшей души фанатика) Савонаролы, устраивавшего костры, небось, и из его картин. Да при том в такой степени, что остался предан ему душой и после, когда все прочие, как водится, прозрели и отвернулись от казненного еретика. (В Эрмитаже висят как раз две его поздние работы последнего 10-летия жизни, где он символически изображает этого отвергнутого проповедника. Захотите - загружу картинку, а пока не буду вас грузить). Добавлено спустя 3 минуты 41 секунду: Экскурсовод же тоже был не штатный, а заказной. Вызванный по именной просьбе моего клиента (знакомого с его работами); какой-то PhD искусствоведения. И вот этот PhD, то ли будучи, как часто с ними бывает, не вполне адекватным, не вполне проснувшимся или не вполне трезвым, в ответ на переведенный(!) вопрос клиента, (хоть и прозвучавший из моих уст) стал размахивать руками и жарко объяснять что-то не ему, а мне. "... ну, ведь вы представляете себе Гентский алтарь*..." и стал вплетать в свою речь фигуры этого алтаря. Причем что он вырывал из алтаря и его контекста, куда это ставил и как это все было переводить, - было совершенно непонятно. Разинув рот и плавно оседая, с ненавистью заметила, что клиент мой без всякого моего перевода, из одной только этой русской безумной жестикуляции... задумчиво кивает, гад. Ну вот просто видит он перед глазами этот Гентский алтарь, - и все тут. А я -нет. А он - да. Если б пила, я б запила. Это было такое профессиональное позорище ... С тех пор засела за книжки и включила живопись в свой индивидуальный учебный план. А Гентский алтарь (раскрытый) - вот он. И напрямую связан с Дюрером. (Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь их усовершенствовал. И о его путешествиях на юг Европы тоже слагают легенды) -- *) Ну, алтарь (как тогда не понимала) это просто жанр живописи. И в нем Гентский алтарь - как гамма до мажор в музыке. Гентский алтарь (закрытый) Дюрер - Заяц
Имхо, в случае с Францисками, это, вполне может быть, не два вида, а два состояния, в которых оба бывали. Но вообще вот это разделение на дионисийскую и аполлонийскую ветви (если речь о них) - относительно него возникает много вопросов. Вот тут был разговор об этом. Кстати, у Уилбера описываются три ступени трансперсонального - экстрасенсорная, "нигилистическая" и "шуньятная" (два последних термина возникли просто оттого, что я забыл, как Уилбер их называл). Так вот, первая часто сопровождается именно пантеистическими ощущениями, осознанием того, что "я" не имеет чётких границ. Вторая - в отрицании всего, даже "я". Человек ищет - где "я"? - и не находит, заодно отрицая всё вообще. Это своеобразный аскетизм. Третья стадия - включение. Когда человек видит, что и "я" и "не-я" - это Шуньята.
http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fm...sign=03b05cf05158d92ef3939f81641b79fb&keyno=0 Добавлено спустя 1 минуту 51 секунду: конкретно"За этими очевидными фактами стоит неочевидное господство разных типов глубинного опыта: 1) ощущение глубины как беспредметного чистого света; 2) как игры фантастических образов и 3) как предметного мира, но освещенного изнутри. Эти три типа опыта иногда называются энстаз , экстаз и констаз (5). В Индии шире представлены первые два, в Китае — третий." Добавлено спустя 8 минут 18 секунд: Если оставить в стороне экстаз. То энстазом будет это чистое самадхи ("и человек и буйвол исчезли бесследно"), а констазом - восприятие божествености мира ("Идёшь в город с пустыми руками и бродишь привольно. Одной душой живёшь с девятью мирами, Сердце Будды во всех - и нет ничего другого") Добавлено спустя 1 час 20 минут 28 секунд: Если отойти от психофизических различий, то экстатическим состояниям будет соответствовать переживание Бога как Существа (Личности, Ты), для энстатических Абсолюта как Пустоты (Света), для констатических как явленного мира (не путать с обожествлением природы).
Стиль Боттичелли в последнее 10-летие его жизни разительно поменялся (по сравнению с тем временем, когда он был главным художником двора Лоренцо Великолепного). Вся Флоренция так же стремительно отвернулась от памяти Савонаролы, как прежде была очарована его призывами к покаянию. Но не Боттичелли. Он оставался приверженцем проповедника (таких называли "партией «плакс»") и после его сожжения, что было еще и небезопасно. На одной картине Савонарола изображен в образе св. Доминика, отвергнутого людьми и в человеческой пустыне собеседующего только с небесами. На другой - в образе св. Иеронима /дело в том, что именно так: Иероним (ит. Джироламо) звали монаха-еретика/. Мы видим его не только отвернувшимся от мира, но и сошедшим в "тень смертную" какого-то склепа. Из традиционной атрибутики Иеронима мы не видим единственного его друга льва (которого Иероним исцелил, вытащив у него занозу из лапы; тоже частый сюжет в иконографии), что значит: он остался вовсе без друзей. Нечто похожее на китайский гонг слева - его знаменитая красная шляпа. В руке же у него камень, которым по преданию Иероним неустанно в покаянии (основе проповеди Савонаролы) ударял себя в грудь. То есть: пафос фанатизма по-своему увлекателен, прекрасен, романтичен, духовен и все такое. Просто в запальчивости лучше удерживаться от паления себя, других, своих и чужих картин. Но чтоб лучше понимать нынешних фанатиков, славно было бы понимать все очарование фанатизма.
Нет религии выше истины! Блаватская сказала, насколько мне известно.. я бы наверное перефразировал так, нет религии выше формальной логики.. что в принципе одно и то же.. Это я к тому что 90 % людей идущие к религии забывают по пути что идут к истине)..
Полностью согласна с Ондатром. Истина совершенно неравна формальной логике, а часто ей противоположна. У меня об этом даже тема есть: "Логика несовместимая с жизнью" http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=4503&highlight= Поэтому Иисус так странно отвечает Пилату на вопрос "что есть истина?" - "Я есть Истина!". И совсем уж неожиданно добавляет: "и Жизнь". Для меня НЗ (и вся Библия) есть книга вопросов, а не книга ответов. Имхо, тот, кто считает, что понимает Библию, НЗ, слова Спасителя - просто их не понимает. Истину нельзя "знать". Знать можно только частные, маленькие истины. Истиной можно только быть. Добавлено спустя 3 минуты 22 секунды: Поэтому "рождение свыше", (о котором настойчиво говорится и в 1-й и в 3-й главе Ев от Иоанна) воспринимается как совершенно новое пакибытие. Ты был слеп - и прозрел! Ты был мертв - и ожил! Прежнее существование помнится как смутный сон; как (по сравнению) почти коматозное состояние. Как не-жизнь.
Можно сказать и так. Одной природы, но различны. Как солнечный свет - и свет ночного фонарика. Как пестрый многотканный ковер жизни, - и одна из его ниточек. Следование лишь одной логической цепочке Померанц поэтому называет "однониточным мышлением" (образ ковра и нити взят у него). А Гегель - "неразвитой напряженностью принципа." Добавлено спустя 27 секунд: Но. Истина и логика - как счастье и миллион. Когда говорю, что миллион не означает счастья, это вовсе не означает, что я собираюсь от него отказываться.
ну он старый конечно) вот в двух редакциях-/вторая наверное ближе)/ Организовалась партия пофигистов. Набежали корреспонденты, начали вопросы задавать. - Вот у вас партия называется пофигисты, так у вас наверно и девиз какой-нибудь есть? - Да, "ВСЕ ПО ФИГУ!" - Как, и законы, и нравственные устои, и мнения других людей? - А по фигу. - А как вы к женщинам относитесь? - Ну, это не по фигу. - Но ведь это идет в разрез с вашим девизом? - А по фигу. -------------- у пофигистов берут интервью. И:скажите,а вам правда на всё пофиг? П:да..на все пофиг.. И:и на семью пофиг? П:и на семью И:и на политику? П:..и на политику.. И:и на девушек красивых пофиг? П:и на девушек пофиг.. И:..и на деньги?.. П:не,на деньги не пофиг! И:как??вы же пофигисты!! П: а нам пофиг!..
То есть: пафос фанатизма по-своему увлекателен, прекрасен, романтичен, духовен и все такое. Просто в запальчивости лучше удерживаться от паления себя, других, своих и чужих картин. Но чтоб лучше понимать нынешних фанатиков, славно было бы понимать все очарование фанатизма.