Дзэн-христианство

Тема в разделе "Христианство и иудаизм", создана пользователем plot, 19 апр 2010.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Сегодня думал о религиях и мистических традициях – есть ли хоть одна из них, полностью соответствующая моему ощущению? Нет такой.

    Буддизм подкупает своей трезвостью, но в нём для меня как правило недостаточно обозначено главенство любви и кроме того – это отрицание чего бы то ни было вне дхарм… В своей трезвости они, имхо, не идут до конца, отрицая дхармина (кажется, это так там называется). То есть – Бога. А если и не отрицают Бога, то отрицают его личностность. А ведь Он, находясь вне определений, не может соответствовать определению «не-личность» так же, как и «личность». Это «отсутствие» Бога в буддизме пожалуй и приводит к тому, что каруна часто не поставлена явно, со всей отчётливостью, во главу угла. В христианстве, имхо, много напридумано лишнего про Иисуса, веру, Троицу и т.д. (прошу прощения, если задеваю чьи-то чувства). В исламе Господь – космократор. Фактически - существо или группа существ. И про веру тоже много лишнего. Отсюда – фанатизм. И тоже очень много представлений, каритнок. В индуизме слишком много тварей и фантазии. В иудаизме люди думают, что знают о Боге больше всех, а значит знают о Нём меньше всех… Много умствований.

    Ту внутреннюю религию, которая сформировалась у меня в итоге, я бы назвал Дзэн-христианством: убрать все фантазии и лишнее умствование – подчеркнуть, как в буддизме, что всё это излишне и может служить лишь инструментом, осознать примат любви, сострадания и братства над всем, использовать буддийские методы работы с сознанием во внутреннем делании. Это, фактически, именно то, к чему я и пришёл.
     
  2. Guest

    Guest Guest

    У меня аналогично, но я думаю, что наша задача как раз создать оптимальный - для себя и для других - синтез таких традиций, не эклектическое смешение, а именно гармоничную динамическую синтетическую систему.
    Где ты нашел такое отрицание в махаяне? Разве сострадание, каруна возможны без любви?
    Они не отрицают, они просто не хотят об этом рассуждать с помощью слов - ну не сторонники они катафатики...
    Естественно - именно поэтому буддисты не рассуждают о Боге, но, ИМХО, ты прав - в чем-то такое отношенние препятствуют непосредственному контакту между человеом и Богом - не позволяет инициировать то, что в иудаизме носит название "точка в сердце".
    Да, страшные трагедии происходили буквально из-за одной буквы йоты в спорах на тему о единосущии и подобосущии...
    Почему не Пантократор?
    В чем ты видишь корни фанатизма в исламе? К тому же в исламе есть суфизм, который трудно обвинить в фанатизме.
    Так происходит в любых религиях, когда они отрываются от живого непосредственного опыта.
    Что ты называешь фантазиями в индуизме?
    Да, и это делает Талмуд без Каббалы полностью вырожденной системой. А как ты относишься к зороастризму? В последнее время он тоже переживает всплеск возрождения.
    Очень хороший итог. В своей работе я использую также тольтекскую, даосскую и суфийскую линии, и во внутреннем делании они мне очень помогают.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Кто-то не хочет рассуждать, а кто-то и отрицает. Я например столкнулся с этим в лице Раухи и сталкивался также в других местах. Буддизм вообще нельзя грести под одну гребёнку, однако такая линия в нём мною ощущается. Если я ошибаюсь, буду рад.
    Или Пантократор. Кратор в общем.
    Суфизм - очень разнородное явление. К тому же официальным исламом как правило не приветствуемое.
    А корни фанатизма такие же как и везде: излишнее увлечение пальцем вместо Луны, на которую этот палец указывает. Нет практики это одно. Но есть ещё и абсолютизация догматики. Это вторая сторона медали и не всегда она является следствием ухода от практики.
    То же, что и в остальных религиях. Однако в индуизме, кажется, имеет место несколько большее чем везде увлечение формой. Много форм наплодили.
    Я мало о нём знаю, но там кажется тоже слишком много этой самой катафатики.
    Да, конечно не только буддийский опыт нужно использовать. Просто мне в этом плане больше всего дал именно буддизм.
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    зависит от ордена и шейха
    Начиная с Ал-Газали приветствуется. Решительно отвергается только ваххабизмом.
    В лице Раухи, сомнительно. Да и буддистом его можно назвать с большой натяжкой. Наверно, ты имел в виду меня :) .
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Кстати, да. Есть ордена, придерживающиеся весьма и весьма ортодоксальных взглядов.
    Например, в татарстане высшее духовенство отзывается о суфизме скорее насторожённо. Впрочем, там довольно силён вахабизм. Подавляющее большинство исламского населения о суфизме и не слышало. В Иране (вроде бы совсем не вахабитская страна - там же шииты), кстати, после исламской революции суфийские ордена оказались под запретом. Глава ордена Нимматуллахи например вообще оттуда уехал в Великобританию. Странно, кстати, как вообще ваххабизм мог закрепиться на Северном Кавказе, где ислам по сути суфийский. Но сейчас там это кажется поняли и ваххабизм отризцают, в отличие от того же Татарстана.
    Ещё как в лице Раухи. Но подозреваю, что просто не правильно его понял. А с тобой на эту тему мы и не беседовали. Просто среди "ортодоксальных буддистов" я сталкивался с такой точкой зрения.
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Обычно, чем дальше от старых центров исламской цивилизации тем сильнее было влияние суфийских орденов.
    И не беседуй. Ужаснёшься. ;)
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Не ужаснусь. Ты таки можешь назвать себя буддистом?
     
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    таки да.
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это очень интересно! Хотелось бы всё-таки с тобой побеседовать, чтобы прояснить буддийскую точку зрения. А к какому именно течению буддизма ты бы себя отнёс?
     
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Тебя интересует философская школа? ). Мадхьямика , пожалуй (официальная философия гелугпа, кстати). (А Рауха лютеранин - йогачар :) :) ). Но принципе, я не вижу кардинальных различий в течениях современого буддизма.
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Максим, вот смотри:
    Это соответствует буддийской точки зрения, которой ты придерживаешься?

    Сформулирую вопрос иначе:
    1. Есть восприятие.
    2. Восприятие состоит из дхарм.
    Внимание - вопрос:
    Что есть воспринимающий? Он - вне дхарм или не вне? И есть ли он?.. Какое твоё лицо до рождения?... Тьфу, увлёкся. :D

    Буддизм, если я не ошибаюсь, говорит, что человек есть лишь поток дхарм и нет ничего что перерождалось бы, а есть лишь этот продолжающийся поток дхарм, подобный камнепаду.

    Вопрос: и у камнепада есть причина. На чём основывается этот поток?

    Ещё один вопрос: цель буддизма, опять если не ошибаюсь, в том, чтобы прекратить этот поток так, чтобы он, поток, больше не продолжался. Прервать причинно-следственную цепь. Итак, вопрос: чем это отличается от самоубийства? То есть, если бы мы изобрели способ самоубийства, который бы раз и навсегда прекращал наше бытие в любом виде, то есть полностью прерывал бы этот поток дхарм, было ли бы это то что надо с буддийской точки зрения? Не является ли спасение по-буддийски просто изощрённым и абсолютным способом самоубийства?

    Ещё один вопрос: некий человек, по его словам, достиг Нирваны, полного прекращения потока дхарм. Однако, он говорил, что может задать себе время, после которого он выходит из Нирваны. То есть, скажем, перед входом в Нирвану, он создаёт намерение выйти через 2 часа и выходит. Вопрос: что отслеживало время, если всё прекращалось?

    Я жаден до вопросов, Максим, мне действительно хочется разобраться до конца что имеет в виду буддизм в этой области. Буду благодарен если ты ответишь.
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Боюсь, этот человек плохо понимает о чём говорит.
    Концепт "дхармы" описывают феноменальную реальность, и лишь отмечает абсолютную реальность ("таковость") в той степени, в какой она присутствует в потоке сознания, вводя понятие "необусловленные дхармы". Дхармическая картина мира позволяет описывать действительность вне непреодолимых субъектно-объектных оппозиций, типа "воспринимающий-воспринимаемое". Причинность есть закон самообусловленной феноменальной дествительности и не имеет отношения к реальности как таковой.
    Истинная реальность не отделима от потока дхарм, но и не сводима к нему, и не обусловлена им.

    Думаю, мои ответы вполне ортодоксальны.)
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Вполне может быть. Может быть, я что-то передаю не так.
    ППКС! Именно это я и пытался сказать.
    Для Мадхьямики, надо полагать.
     
  14. Guest

    Guest Guest

    В буддизме очень много линий, и если тхераваду называли анатмавадой, то махаяну, особенно мадхьямику после Нагарджуны называли также учением о не-элементах (не дхармах). Как же может признавать она за дхармами конечноую реальность?
    Так и православие называет Христа Пантократором - в чем разница?
    Почему ты так считаешь? В Чечне суфиские ордена вообще были основой ислама. В Средней Азии такие ордена как Накшбандия весьма почитаемы, в Иране их тоже уважают, хотя там случаются всякие накладки. Однозначно не признает суфизм только крайний исламский суннизм - ваххабизм, но и его самого многие мусульмане не признают. Кроме суфизма, в исламе есть немало вполне спокойных направлений, вроде ахмадинов - без всякого фанатизма.
    Да, это я наблюдаю, но в основном среди неофитов - что в буддизме, что в христианстве, что в исламе.
    О каких формах ты говоришь? Разве в буддизме ваджраяны меньше форм?
    Да, немало, но там есть также немало интересных идей, особенно не в самом зороастризме, а в зурванитском мифе.
    Согласна. Точно то же самое можно сказать и о буддизме - зависит от ламы и сангхи.
    Да. Классика суфизма изучается в продвинутых исламских университетах.
    А почему Рауху можно назвать буддистом с большой натяжкой? Что в его взглядах небуддийского?
    Что ты имеешь в виду под ортодоксальными взглядами? Шариат или что-то другое?
    Я пробовала разговаривать о суфизме с местными мусульманами, но большинство о нем тоже ничего не слышало.
    В Иране многие вещи обусловлены социальной ситуацией - никакой фетвы относительно суфизма аятоллы не принимали.
    Ортодоксальных буддистов какого направления - тхеравады, маяханы, чань, дзэн, ваджраяны?
    Какие различия Вы считаете кардинальными? В ваджраяне даже формула принятия прибежища отличается от общебуддийской.
    Это точка зрения тхеравады, которая преодолевается уже во всех направлениях махаяны.
    То, что ты озвучил, это вообще не буддийский СГ. Любое самоубийство кармично - оно только усиливает причинно-следственную цепочку нидана. Что такое сами понятия бытия или небытия с буддийской точки зрения? ИМХО, там такими терминами не пользуются. Как ты представляешь себе на практике такой изощрекнный и абсолютный способ самоубийства? Если волнение элементов-дхарм угасло, наступает наконец-то настоящая, истинная жизнь, а не то, что мы привыкли называть этим словом.
    Это говорил буддист? Очень сомнительно, что он был буддистом.
    ППКС.
    А какова природа причинности с точки зрения буддизма? Например, в 1-й главе мадхьямика-шастры, которая исследует природу причинности, упор делается на относительности, но относительностью ведь дело не исчерпывается...
     
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Разница здесь не велика.
    В христианстве, однако, кажется больше любви. В исламе такое впечатление, что куда больший упор на законничество. Недаром Коран часто выступал и в роли уголовного и гражданского кодекса.
    Если и меньше, то не намного. Я же не говорю, что у каждой религии что-то одно не то. Нет, перечисленное размазано по религиозным традициям более или менее равномерным слоем, однако чего-то где-то чуть больше, чего-то меньше.
    Тхеравада.
    Чань-Дзэн-Сон-Тхиен вообще избегают рассуждать на такие темы: лучше один раз увидеть. Эта позиция мне наиболее близка.
    С позицией Ваджраяны-Мадхьямики я познакомился только что в лице Максима. Она мне тоже вполне близка.
    Дык! :D
    Это понятно. Однако, если посмотреть на писания тех же тхеравадинов и побеседовать с ними, складывается такое впечатление, что главная цель их практики - прекратить своё бытие так, чтобы оно больше нигде и никогда не возобновилось. И Нирвана у них - это угасание, прекращение потока дхарм. А помимо дхарм ничего и нету. То есть получается - угасание и прекращение бытия данного конкретного человека вообще.
    Тхеравадин вроде как.
     
  16. Guest

    Guest Guest

    А как мы эту любовь меряем? В роли уголовного и гражданского кодекса выступал шариат, а не Коран, хотя мусульманское право - фикх - основано именно на Коране.
    Если бы только что-то одно было не то, это было бы пол-беды. На практике "не того" в любых традициях очень много - весь вопрос в том, какой вывод можно сделать из этого. Тот синтез, что ты предложил, очень хорошая идея, но, ИМХО, не стоит суживать источники - почти в каждой из великих традиций есть что почерпнуть и использовать практически.
    А этот тхеравадин, который так рассуждал, умел хоть что-нибудь видеть, или просто книг начитался?
    Мне тоже - это общая позиция всех ветвей чань и дзэн.
    Мадхьямика - это общая часть всей махаяны, не только ваджраяны. Она присутствует во многих школах чань и дзэн.
    Ну что ж делать, так они понимают слово "ниродха" - оно и означает угасание... Только к тому, что должно родиться после угасания паразитного волнения дхарм, они еще сами не пришли - потому и рассуждают по древним книгам :) :sad:.
    А как видящий что он собой представлял?
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Просто если почитать Коран - там всё карать да карать на каждом шагу.
    Согласен.
    Он много практиковал и чего-то достиг в своей практике. Ну и начитался конечно тоже. Он был ортодокс.
    Как это ни странно звучит по отношению к буддизму.
    Вы меня успокоили :) .
    Я его не видел в глаза, но кажется, была в нём особая сухость.
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Лучше спросите его самого :) .
    В ваджраяне (говорю о монастырских школах, а не о тантрических кружках) тщательно изучаются тексты палийского канона. Учение тхеравады рассматривается как истинное, хотя и не охватывающее всей истины (так сказать, истина в первом приближении). Нападки на тхераваду в известных мне современных махаянских кругах считаются очень дурным тоном (кстати, своего рода внутренний тест). Термин "хинаяна" по отношении к ним обычно не употребляют.
    Для тхеравадина такое утверждение вдвойне непредставимо.
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Какое утверждение? Что он достиг Нирваны? Тут я каюсь, грешен. Он не употреблял слова нирвала или ниббана в данном случае. Скорее - полное прекращение всех процессов, как-то так. При этом он как бы выпадал из бытия. То есть, его как бы не было в этот момент. Однако, он "включался" в нужное время.

    Добавлено спустя 47 секунд:

    И о самоубийстве он конечно не говорил. Он опять же говорил о прекращении.

    Добавлено спустя 4 минуты 6 секунд:

    Но отличие этого прекращения от самоубийства внятно объяснить не смог. Всё что он смог сказать толкового, так это то, что для настоящего прекращения нужно прекратить даже мысль о прекращении...

    Добавлено спустя 1 час 33 минуты 58 секунд:

    Скачал "Введение в Мадхьямику" Чандракирти. Заинтересовал ты меня, Максим.
     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Да , Олег, боюсь так мы будем долго гадать )
    Скорее всего речь шла о состоянии не-восприятия. Описывается даже мир соответствующий такому состоянию сознания - Асанньясатта (целью не является).
     
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да, поэтому не будем.

    Добавлено спустя 19 секунд:

    Похоже.
     
  22. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Едва ли это верно. Во всяком случае когда я в полемиках с буддистами утверждал, что в нирване нет ничего "безличностного" возражений не бывало. :)
    У них "отрицательная катафатика", выражающаяся в апофатических формулировках. ;)

    Добавлено спустя 3 минуты 42 секунды:

    Я так себя и называю "буддист с большой натяжкой" или "условный буддист".[​IMG]
    Тут вопрос вообще кого можно считать буддистом, кого нет...
     
  23. Guest

    Guest Guest

    Просто Коран ближе к Ветхозаветной традиции.
    В чем конкретно проявлялась его ортодоксальность?
    Влияние таких монастрыских школ на внешний мир слабо распространяется, зато сангхи Оле Нидала, ньингма-па, гелуг-па растут как грибы. Конечно, все зависит от уровня членов сангхи, но те, с кем я общалась, о текстах палийского канона услышали от меня, хотя самой сангхе уже больше 10 лет.
    Такое состояние может быть у любого практикующего, просто оно не имеет отношения к нирване.
    Ну, ВД уж точно должен замолкнуть :) . Самоубийство всегда - это очень напряженный акт, пик отчаянья... Как может в таком состоянии духа что-то угаснуть - достичь ниродхи?
    Классная формулировка :) !
    А почему? Что мешает стать безусловным?
    Можно следовать решению 2-го буддийского собора в Вайшали: "Все, что согласно с существующими нравственными постановлениями и с духом учения Будды, должно быть признано уставным, существовало ли то с давних времен, существует ли в настоящее время или явится после, а все, что не согласно с ними, хотя бы то существовало и прежде, или существует в настоящее время, или явится после, должно быть навсегда отвергнуто и не считается учением Будды".
    Может, ты их не совсем правильно понял из-за сложной терминологии?
    А ссылку на это место можешь кинуть, чтобы я тоже почитала?
    Самоидентификация, отождествление с чем бы то ни было противоречит любому пути - не только буддийскому. Но откуда следует вывод, что буддисты должны быть отождествлены с буддизмом или путем? Уж как Льницзы все эти отождествления пробовал искоренять в свое время - неужели не помогло совсем :) :sad:?
    И такое может быть.
     
  24. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Да я ж писал - бодхичитта замучила...[​IMG]
    http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=3514&start=0
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну... хорошо. Ты меня успокоил. :) Значит, мне просто не те буддисты попадались.
    Отлично сказано. :)

    Добавлено спустя 2 минуты 47 секунд:

    Вообще, я почитал очередные танцы с бубном на ВС в тамильской ветке, и понял, что наше с тобой вИдение принципиально вполне стыкуется. То есть, я понимаю и принимаю то, что ты говоришь. Правда, не понимаю, зачем ты это говоришь :) . Но тебе виднее.
    По духу - определённо.
    Некоснительное следование тхеравадинскому учению. Впрочем, я ведь с этим учением плохо знаком, поэтому не могу оценить насколько он адекватно ему следовал. Но я имею в виду прежде всего тип психики - есть такие люди-ортодоксы. Как Кольцов например.
    У меня такого состояния вроде как не было.
    Совсем не обязательно.
    И такое возможно.
    Чтобы это увидеть, боюсь, ты должна зарегиться на ВС. Если не ошибаюсь.

    Добавлено спустя 2 минуты 7 секунд:

    Бохичитта - она такая :D
    Тогда кто есть буддист?
     

Поделиться этой страницей