Уточню, речь пойдёт о Ближнем (вкл. Средний) Востоке. Именно здесь на протяжении тысячелетий проходила "магистральная линия развития" человечества. Регион этот обширен и разнообразен. Левант с Кипром, Анатолия, Северная и Южная Месопотамия, Западный Иран (Курдистан и Хузистан) - всё это центры, которые при желании можно считать отдельными цивилизациями. А можно локальными вариантами единой. Потом к ним добавляется ещё Бактрия-Маргиана , Долина Инда, ещё позднее Южная Аравия и Закавказье. Но во всем времена эти центры были взаимосвязаны. Между ними совершался регулярный обмен людьми, товарами, идеями, технологиями. Возможно, именно благодаря такому разнообразию (включая языковое и генетическое многообразие) и многовариантности этот макро-регион и лидировал столь продолжительное время.
кем? ) и когда? в начале истории и территория Греции и территория Индии (Элладская и Индская культуры) получили импульсы из Ближневосточного ареала (и не только импульсы, а и мигрировавшее население скорее всего). Но в осевую эпоху это действительно уже разные культурные миры.
С 10/9- по 7 тыс. до н.э. здесь формируется обширный очаг - точнее россыпь очагов - где происходила неолитическая революция - за счёт обмена складывается тот самый хозяйственный комплекс который затем постепенно стал базовым для всего человечества - корова, коза, овца, пшеница, ячмень. Зона включала в себя Левант (Сирия, Палестина, Ливан), Южную Турцию и Север Ирака с прилегающими горными Иранскими районами, Кипр. Началось всё с Натуфийской культуры Леванта (13-10 тыс. до н.э.) основой которой стало собирательство дикорастущих зерновых. Отсюда был уже один шаг до земледелия. М.б. первым видом который стали сажать у стоянок был инжир. Переход к земледелию в Леванте м.б. свершился постепенно в 10 -м. тыс. Скотоводство в свою очередь, возникло, скорее всего, в то же время в горах Иракского Курдистана. А вот социальная организация быстрее всего эволюционировала в верховьях Евфрата - на территории современной Турции. Там сооружение монументальных мгалитического типа культовых построек началось ещё охотничьими обществами, тогда же в 10 тыс. до н.э. Видимо условия были столь благоприятны, что 10 200 л до н.э. там уже возникли оседлые поселения (без земледелия, Халлаи-чеме). В 9-8 тыс. до н.э.здесь уже существовали вождества с дальнми торговыми связями, социальной стратификацией, храмами, человеческими жертвоприношениями (Чайоню-тепе) и мощный культовый центр (Гёбекли-тепе) (уже неолитические разумеется)
Гёбекли начали строить в 10 тыс. Чтобы было понятней, 9800/9600. до н.э это окончание ледникового периода )
народ строит во всём регионе кирпичные дома, мёртвых хоронят под полом, черепа собирают отдельно и обмазывают глиной стремясь к портретному сходству. В Палестине в 8 тыс.до н.э. городок Иерихон достигает в размерах 23,5 га, его окружают крепостной стеной с башней.
В кон. 8 тыс. (ок. 7200 г.) эта эпоха эффектно заканчивается. Иерихон был заброшен (а потом заселён заново), на Кипре население вообще исчезает. Гёбекли был аккуратно засыпан песком. а в Чайёню просходит "революция" - элитные дома были разрушены, парадную площадь превратили в свалку, следы социальной дифференциации исчезают. В это время там же неподалёку возникает городок Чатал-хююк - новый культурный центр региона, совершенно эгалитарный по устройству, судя по всему.
ну гадать можно. скорее всего был социально-экологический кризис при которой груз "надстройки" оказался чрезмерным. В целом такая кризисная ситуация повторяется в истории региона регулярно (раз в 1-2 тысячи лет).
Чатал-хююк был наиболее впечатляющим селением следующей эпохи (кон. 8 тыс - нач. 6 тыс.). В период расцвета (сер. 7 тыс) в нём жило 5-6 000 человек (называют варианты от 3 до 10 000). как я уже говорил, в этом городке не найдено признаков социальной стратификации, не найдено там и признаков неравенства полов, специализированного ремесла ( в каждом доме делали орудия) , общего храма (в домах были комнаты с алтарями). Если в древнем Иерихоне средняя продолжительность жизни была 20 лет, то здесь 32 года. Появляется керамика (в Западном Иране её изобрели ещё в в 9 тыс) и медная металлургия. Посмотреть вложение 24159 Посмотреть вложение 24159
В Палестине в это время меди и керамики ещё не было. Но селения были значительные. Айн Газаль в Иордании имел площадь ок. 15 га и население ок. 3000 человек.
Этот цикл поворачивает на спад во вт. пол. 7 тыс. и заканчивается в нач. 6-го , когда многие селения обезлюдели. (связывается с похолоданием ок. 6200 г.) но в это же время начинаются грандиозные миграции из ближневосточного ареала. первая неолитическая миграция была в Грецию (ок. 6300) в нач. 6 тыс. неолитическое население с Ближнего Востока идёт в долину Нила, массами переселяется на Балканы, двигается на восток до Средней Азии. Повсюду они встречают только редких охотников-собирателей, которые не могли составит им конкуренции.
Третий цикл - сер. 6 -нач. 5 тыс . до н.э. как уже говорилось, ещё ранее началось осовение совершенно новых земель далеко на западе и востоке (от Испании до Белуджистана). новые земли в это время активно осваиваются и поблизости - начинает заселятся Северная Месопотамия (Хассунская культура). В сер. 6 тыс. освоена была область в Центральном Ираке (Самаррская культура). Смещаются центры и других освоеных регионов. Из Палестины и Южной Анатолии центр заселения смещается к сирийско-турецкой границе (Халафская культура, с сер. 6 тыс.) культуры эти были деревенские, с селениями не больше 4 га, с населением не больше 500 человек. имелись обещественные зернохранилища (?. толосы) и специализация ремесла (в Халафе). медь использовали только для украшений. Халаф славился своей керамикой, которая экспортировалось на многие сотни километров. В Самарре освоили ирригацию и ткачество (стали выращивать лён) (хлопок стали выращивать ок. 5000 г. мигранты в Белуджистан) анатолийская культра смещает центр к западу. в Хаджиларе там строят удобные двухэтажные дома на каменном фундаменте, с отдельными пристройками-кухнями. но самый большой городок эпохи (ок. 3000 жителей) с заметными признаками стратификации был это время в Греции (Сескло). В целом Греция этого времени была культурным продолжением Анатолии.
В общем понятно, что происходило, да? Каждый цикл это история превращения Эдема (а Ближний Восток с его субтропическими лесами, степями и лугами дикой пшеницы, был воистину Эдемом - прекраснейшим местом на Земле) в нечто не очень пригодное для жизни. Каждый цикл создавал новую стратегию, чтобы не повторить ошибок предков: второй отказался от престижного потребления, но создал протогородскую жизнь, третий перешёл к полностью дисперсному расселению и отправил излишки населения на поиски новых земель. Опустевшие земли потихоньку восстанавливались. Но всё равно проблемы нарастали. И тут свершилась революция - в процессе освоения земель не столь далёких в конце концов часть людей вынуждена была поселиться в болотах Южной Месопотамии. Месте поистине гнусном. И произошло тоже что несколько раньше в долине Нила. Изменив модель поведения и резко усилив трудовую целенаправленную активность люди смогли преобразить этот ландшафт. И он стал невероятно плодородной страной-житницей - базой устойчивого и планируемого хозяйствования, способного прокормить громадное количество людей. так возникла Убейдская культура.
Буддийский миф про ароматный земляной пирог не на пустом месте вырос. ) Как лотос - из ила, со дна. )