Иран 3 тыс . до н.э. (включая Афганистан, Туркмению и Пакистан) область горазжо менее исследования чем Ирак и Сирия. Но то что открывается говорит о поччти столь же высокой цивилизации как шумерская. Ядро её было в Эламе. (там сложилось обширное, хотя и малоцентрализованное царство. иногда его покоряли месопотамские империи, но удержать не могли, иногда оно наносило ответные удары - так с третьей династией Ура покончили именно Элам, а уже на руины пришли кочевники ).. Если Шумер имел значение древних истоков Ближневосточной (включая библейскую) традиции, то Элам возможно был материнской культурой для древнейшей Индии. Элам эпохи Джамдет-Наср (3100-2900)
часть этих артефактов происходит из Джирофтской культуры -к востоку от основных эламских владений - это Керман и Систан. Там в 3 тыс . (с 3200 по 2100 ) существовал минимум один значительный город - Шахри-Сохте (151 га). В основной части Элама городов было несколько (например в Сузах к кон. 3 тыс. было ок. 25 000 жителей). Периферийныым центром (безпсьменным , но с достаточно высокой культурой) была Бактрия-Маргиана на северо-востоке. расцвет её приходится на 23-18 вв. до н.э. Самый значительный центр - Намазга (в Туркмении) имел площадь в 70 га и до 10 000 жителей. Бакто-Маргианская культура Посмотреть вложение 24331
На этом фоне уже не выглядит столь одиноко Индская цивилизация. Её довольно внезапное появление ок. 2600 г. до н.э.на территории Пакистана (со стратификацией, письменностью, бронзой) выглядит как результат сильного внешнего воздействия (с территории Ирана), а возможно и колонизации. Наиболее вероятна версия о дравидоязычности хараппцев. Цивилизация эта распространилась на обширую территорию, достигнув на юге Гуджарата. Настоящих городов было два : Мохенджо-Даро (250 га, 30-40 000 жителей)и Хараппа (23,5 тыс. жителей), но кроме них было множество городков и значительный порт Лотхал с верфью. По степени благоустройства (регулярная планировка, двухэтажные дома, бассейны, канализация, общественные туалеты) индские столицы далеко превосходили шумерские. На всём пространстве постройки и планировка довольно однороды и даже унифицированы. Пресетижного монументального строительства не велось. Нет ни ярко выражунных дворцов, ни выраженных храмов. Поэтому общественный строй не ясен. Велась значительная торговля по морю с Шумером.
Закат эпохи растянулся на несколько веков и затронул не только Ближний и Средний Восток. первая волна глобального кризиса прошла в 22 веке. в это время пала империя Саргонидов и Древнее царство в Египте. Гибнет в огне столица хатти Аладжа-Хююк , какие то катастрофические события происходят в Китае.Гибнет Шахри-Сухте в Систане. Затем наступает временна стабилизация (21 век- Среднее царство в Египте, Третья династия Ура в Шумере). Во вт. пол. 21 века начинается натиск кочевых семитских племён - амореев (сутиев) на границы цивилизованного мира. На рубеже 21-20 вв., когда Ур был сокрушён Эламом, эти племена хлынули в Северную Сирию и Месопотамию - началась агония шумерского мира (20-19 вв.), в те же же 20-19 вв. начинаются признаки деградации в Индской цивилизации (вплоть до хижин на площадях). В 18-17 вв. эта цивилизация фактически прекращает существование на большей части своей территории (ок. 1750 запустело Мохенджо-Даро). В том же 18 в.прекращает существование бактро-маргианская культура. Месопотамия полностью во власти амореев. В Египте - второй переходный период. В 17 в. его захватывают гиксосы - семиты-кочевники (возможно, это те же амореи). Для востока (Афганистана, Пакистана. Туркмении, Восточного Ирана) история цивилизации временно завершилась. Для более западных районов можно скорее говорить об обновлении.
Кстати , и там и там это было временем возникновения художественной литературы. На юге - в Гуджарате, даже после прекращения связей с севером, хараппаская культура просуществовала ещё некоторое время. - до 16-15 вв. до н.э. Эта территория была плацдармом откуда северные влияния проникают далеко на юг. Так топор с хараппской надписью, датируемый ок. 1500 г. был найден в Тамилнаде. Появившаяся здесь чёрно-красная керамика в дальнейшем распространилась на весь Декан И Южную Индию. Есть основания считать, что отттуда же распространились и дравидские языки, едва ли родные изначально тёмнокожему населению Южного Индостана.
Мир второго тесячелетия до н.э. Прежний мир был миром городов-государств и гегемоний. Новый мир - мир территориальных государств и кочевых племён. Хотя города по-прежнему остались важной частью политической конфигурации - особенно в Междуречье с его великими древними храмовыми городами (в 200-300 га.). На первом этапе ситуция определялась движением племён (примерно с 21 в.) : в Малую Азию просачиваются индоевропейцы - хетты, палайцы, лувийцы, м.б. арии. Старый цивилизационный центр занимают амореи (суту). Если индоевропейцы скорее встраивались в местную политическую структуру, постепенно занимая в ней господствующее положение, то амореи создавали свои племенные княжества , захватывая те или иные территории. Но и те и другие готовы были активно приобщаться к местной культуре и усваивать политические традиции, подражая древним царям. Между ними лёг хурритский пояс. (хуррито-урартские языки в отдалённом родстве с кавказскими). Это та самая эпоха библейских патриархов, родословная которых указывает на их аморейское происхождение. на втором этапе (18-17вв) формируется система малых и великих держав и возникают настоящие международные отношения - с договорами, посольствами, международным шпионажем, сложными комбинаиями. великими державами были Египет Нового царства , индоевропейское Хеттское царство, хурритское Митанни, Элам и Вавилония (царство созданное амореями, но затем перешедшее под власть касситов - горцев Ирана с языком неизвестного происхождения - впрочем, общим языков Междуречья остался аккадский, а высоким мёртвым языков - шумерский. Клинопись использовалась повсеместно (кроме Египта , разумеется). На последнем этапе начинает выдвигаться семитская Ассирия, освободившаяся от власти Митанни. В Западном Иране, Южном Закавказье, Западной Анатолии существовали мелкие государства и вождества. Также как и в Сирии-Палестине где они сохранялись под властью великих держава.
То есть для Хараппской культуры и Мохенджо-Даро? А чьи же они? Вообще почему эта цивилизация потухла? Она кажется такой мирной, такой спокойной...ровной. Почитала выше. Тогда на каком же говорило предположительно темнокожее население? Отчего статуэтки в перышках? :
главные новации 2 го тыс. это лошадь и железо. лошадь появилась вместе с индоевропецами. вскоре боевые колесницы стали новм грозным оружием по всему региону. железо научились обрабатывать в Малой Азии и осталось надолго здешним секретом. вывоз желехной руды был запрещён. в остальных странах железо т.о. оставалось драгоценным металлом. основная суть экономических процессов это медленное развитие денежных отношений и формирование наряду с государственным , храмовым и общинным частного сектора. Шли они неравномерно. В периферийной области (вкл. хеттов) общинное землевладение продолжает преобладать, сохраняются народное собрание и советы старейшин. В Месопотамии процессы идут быстрее . Крупные централизованные хозяйства отмирают. И царская и храмовая земля и земля горожан обычно сдаётся в аренду или распределяется между мелкими держателями. Крупные превилегированные участки-держания (должностные, или пожалованные "на вечно") становятся экономической базой элиты. Широко распространяется ростовщичество и связаное с ним долговое рабство (сначало временное, потом постоянное) и даже скупка земель (хотя жители скорее отдавали домашних в рабство ,чем расставались с землёй). Возможности для долгового рабства расширяли аморейские обычаи, согласно которым патриарх семейства имел полною власть-собственность над всеми домочадцами. Периодически цари пытались восстановить "справедливость" (так это называлось) .те. отменить долги , вернуть земли и свободу должникам. Это тормозило процесс, но не останавливало его. Наконец в Ашшуре все ограничения были сняты. Происходил процесс засаливания орошаемых земель. Из-за этого во 2 тыс. в Междуречье вместо пшеницы стали сеять исключительно ячмень. Но в конце-концов многие земли приходилось оставлять. Новые каналы строили цари и те кто переходил на новые орошаемые земли становились уже не вольными общиниками, а царскими людьми, обязанными повинностями. крупные города же , наоборот, один за другим добивались освобождения от налогов. Так что расслоение резко усилилось. Масса недовольных уходило в "казаки" (хапиру).
Вавилония Вавилон - довольно незначительный город шумерского времени - превращается в мегаполис с 60-тысячным населением. Недалеко касситы построили новую столицу - Дар -Куригалзу (225 га, 40 000 жителей)
В эту эпоху деление на центр-периферию уже прежней роли не играет. Клинописью пользуется весь регион. Эпос о Гильгамеше переводят с шумерского и на аккадский и на хеттский. Каждая великая держава могла претендовать на роль центра. Хеттская, пожалуй, технологически была самой продвинутой. Но достижения были у всех - хетты освоили железо, хурриты изобрели стекло, ханаанцы - алфавит. Вавилон был центром астрономии и создания "астрономической (астральной) религии. На роль главного бога там выдвигается Мардук - бог Вавилона , ставший главой пантеона вместо шумерского Энлиля. Но заместить иных богов он не мог, ибо каждый город Месопотамии был вотчиной одного из них. (кстати, имел свой город и бог преисподней Нергал - его почитали в городе Кута недалеко от Вавилона). В религиях региона на первый план выходит учение о смене поколений богов, о временном поражении великого бога-творца и торжестве зла и о восстановлении миропорядка.
синий мем, возможно, проявляется в Междуречье ещё ок. 21 в. до н.э. когда появляется сборник законов и учение о мировых принципах-ме.