Ассирия погибла в кон. 7 в. В результате успешных восстаний отделились снова Египет, Вавилон, в Западном Иране арийские повстанцы создали царство Мидия, в Эламе во время его разгрома ассирийцами возникло автономное арийское княжество Персия , признавшие власть Ассирии , потом оно стало вассалом Мидии (и фактическим наследником Элама). Соединив силы эти царства и уничтожили Ассирию. В 7 -м же веке нашествие кочевников из евразийских степей - киммерийцев и скифов вернуло Малую Азию и Закавказье в состояние хаоса. Обломки тамошних государств (Урарту, Фригии и др. тоже достались Мидии. На короткое время вновь была восстановлена система великих держав. На этот бурный период приходится наступление Осевого времени.
Собственно, для Ближнего Востока мы имеем два осевые религии. Это религии , в основе которых лежит не литургическое ,а этическое учение. В кон. 2 тыс. в Вавилонии мы видим признаки кризиса синего мема, 1 тыс. сумело его преодолеть. Первая - иудаизм - сложилась в кон. 8-7 в.до н.э. в небольшом царстве Иудея. Тогда творили великие пророки - Исайя, Иеремия - творцы базового архетипического эсхатологического сценария. В их окружении и была создана Тора . В Вавилонском плену в 6 в. до н.э. работы по составлению и редактированию библейских текстов были продолжены. В книгу вошли и некоторые более древние тексты (песни, псалмы, элохисткие мифы). Именно тогда впервые был бескомпромиссно сформулирован иудейский монотеизм. Новая религия с её концепцией избранного народа оказалось мощной силой. Если жители Израиля , угнанные в Ассирю растворились среди других спецпереселенцев, то иудеи сохранили свою идентичность. Более того количество их столь радикально выросло за короткий промежуток времени, что гипотеза о прозелетизме выглядит основательно. Евреи-иудеи за пару веков стали одним из заметных народов Востока, освоив жизнь в диаспоре. Уже к кон. 6 в. сложились три основных ареала - Египет, куда много евреев бежало от ассирийцев и вавилонян, Месопотамия - куда были угнаны иудеи, и собственно Палестина , куда многие потом смогли вернуться. С иудаизмом связаны такие новации как священное писание, мессианское царство, радикальный монотеизм. последний отличался от вавилонских монотеистических тенденций - там остальные боги были признаны как проявления Мардука. культ Ягве полностью отвергал иных богов. В Вавилонии уже во 2 тыс. до н.э. существавало понятие греха и покаяния, но , судя по гимнам, люди не были уверены в чём воля богов и в том , что они не грешат по неведению. Тора чётко определила границы греха и добродетели. Как законодательный памятник еврейский закон был для своего времени весьма гуманен . Но исторический контекст эпохи в тексте и декларируемых им ценностях выступает заметно конечно. Вторая - зороастризм. Она появляется тоже на периферии - другом конце ближневосточного мира. Это учение младшей Авесты, примерно 7 в. до н.э. -дополнившей и трансформировавшей древнее учение Заратуштры. В целом оно более компромисно - разрешены и жертвы и хаома, вновь почитаются некоторые боги - такие как Митра и Анахита. Но учение приобрело чёткий дуалистический характер, Жёстко поставлены проблемы добра и зла и выбора между ними. Появилось учение о конце света, воскресении мёртвых,рае и аде. Предполагается , что реформа (Заратуштры-2) началась на родине пророка - в Восточном Иране, а затем учение постепенно распространяется на юго-запад, достигнув Персии. В Мидии первоначально была собственная версия маздаизма - учение жреческой касты магов. Принятие магами зороастризма относится вероятно уже к 5-4- в.в. до н.э.
нет, в смысле в 1 тыс. синий нашёл силы для ответа на вызов ) и не в виде полутайных элитарных идеологий как прежде, а в виде новых массовых и продвинутых религий.
Ассирийская экспансия как плугом взрыхлила ближневосточный мир. Почти исчезла сельская община (крестьяне теперь были потомками спецпереселенцев), зато процвела община городская. Появились мегаполисы с более чем стотысячным интернациональным населением (Ниневия, а после падения Ассирии - Вавилон). Исчезло огромное количество мелких независимых княжеств, и великие державы 6 в. (Египет, Вавилония (с халдейской династией), Мидия, Лидия) уже не плавали с супе из всякой политической мелкоты, что конечно заметно облегчило создание новой мировой империи. Ей в кон. 6 в до н.э. стала Персия (начав с мятежа против Мидии и захвата всей её территории). По масштабам она далеко превзошли Ассирийскую (обойдясь без геноцида и депортаций). зороастризм и иудаизм получили в ней статус "наибольшего благоприятствования", а почитание дэвов ( в прямом иранском смысле ) было запрещено Ксеркс:"Когда я царем стал, была среди этих стран, которые выше написаны, (такая, где было) волнение. По воле Ахурамазды эту страну я сокрушил и ее на (прежнее) место поставил. И среди этих стран была (такая), где прежде дэвы почитались. Потом, по воле Ахурамазды, я этот притон дэвов разгромил и провозгласил: “Дэвов не почитай”. Там, где прежде дэвы почитались, там совершил поклонение Ахурамазде и Арте небесной...” в других же случаях никаких религиозных гонений не было. государсвтенным языком (точнее языком канцелярии) стал арамейский. все страны , став сатрапиями, сохранили впрочем, свои культурные особенности.
экономический вес различных регионов в персидское (ахеменидское) время можно примерно оценить по сумме налогов. Египет в общей сложности давал серебра и зерна на 1400 талантов Вавилония на 1000 талантов Малая Азия (без Киликии) на 1260 талантов Западный Иран 650 талантов (плюс 300 талантов с Элама) Восточный Иран (с Афганистаном и Средней Азией ) 600 талантов Закавказье и Восточная Анатолия(Армения, армяне начали заселять её ещё во времена Урарту) 400 талантов Сирия (с Кипром) 350 талантов Персида податей не платила, но все персы были в военном сословии. Царские земли и громадные имения персидской знати были по всей империи. Хотя использовался и труд рабов и илотов, основное экономическое значение имела аренда и наёмный труд. Начала чеканиться монета (хотя использовалась слабо, вообще монету изобрели в Лидии). Самопродажа в рабство вышла из обихода (хотя детей в залог по-прежнему отдавали). Ряд городов (в Сирии и Вавилонии) имел народное собрание и ограниченное самоуправление. В Вавилоии возник ряд торговых домов, располагавших и колоссальной недвижимостью. Сохранился значительный храмовый сектор. Власть царя теоретически была неограниченной. ( ещё в Вавилонском царстве отнимать без суда жизнь и собственность царь не мог). языками высокой культуры считались аккадский, эламский и персидский (использовали клинопись)
оранжевый мем появляется за пределами ближневосточного региона - в Греции. Греческая цивилизация развивается стремительно. В 5 в. до н.э. Гигантская Персидская империя и греческий полисный мир столкнулись. После нескольких десятилетий войны победителем вышли греки. С этого времени греческие наёмники стали составлять и костяк персидской армии. Кстати, Македония как раз долго была персидской территорией (с определённой автономией). Возникшее там царство т.о. к греческому миру прямого отношения не имело, хотя затем было сильно эллинизировано. Знаменитый поход Александра Македонского в кон. 4 в.до н.э. осуществлялся конечно отчасти силами его греческих союзников, но и противостояли ему греческие наёмники. Смена мировой державы по форме было завоеванием персидского престола правителем провинциального царства (как когда-то Кир Персидский выступил против Мидии). Тем более, что своей столицей победоносный Александр избрал Вавилон и первым делом ввёл при дворе персидский этикет. Но реальные последствия были куда более значительны и означали масштабный контакт двух цивилизация (одна из которых имела более высокий мемовый порядок)
Эллинизм. Это период в истории региона примерно с кон. 4 до н.э по нач 3 в. н.э. С чисто политической точки зрения это эпоха разложения мировой империи Александра. Грубо: в 3 в. до н.э. на её развалинах складывается система великих держав с македонскими династиями во главе плюс мелкие туземные княжества. во 2 в. до н.э. крупные монархии уже почти затерялись среди разросшейся мелочи, такие туземные царства как Понт, Армения и Парффия небезуспешно претендуют на роль великих держав. в 1 в. до н.э.весь ближневосточный мир разделён между двумя сверхдержавами: Иран и Вавилония принадлежат Парфии, Сирия и Малая Азия Риму, Северная Месопотамия и Армения становятся спорной зоной . Эта политическая конфигурация оказывается ну удивление устойчивой, просуществовав до 7 в. н.э. (хотя за это время на востоке парфянских Аршакидов сменили персидские Сасаниды). Решающее событие произошло в 142 г. до н.э. когда Вавилония перешла от македонской династии Селевкидов к Аршакидам.
Основная трансформация происходит именно в правление Селевкидов. Это была эпоха плюрализма и космополитизма. Роль высокой культуры начала играть культура греческая, также как греческий стал языком образованных слоёв. Но международным языком оставался и арамейский. Собственно, он стал родным для всего семитского населения Сирии-Месопотамии. Индоевропейский пояс протянулся от Средней Азии, через Иран и Закавказье до Анатолии. Здесь языки были разнообразны (в 3 в до н.э. в Анатолию массово переселились даже кельты). Парфянские канцелярии использовали искусственный полуиранский- полуарамейский язык. Постепенно вся Малая Азия переходит на греческий. А вот древняя месопотамская культура завершает своё существование. В кон. 4-нач. 3 в. до н.э. Берос в Вавилонии сыграл ту же роль , что и его современник Манефон в Египте - он написал по-гречески историю своей цивилизации. И там и там это был, по сути, некролог. В 283 г. до н.э. селевкидский царь переселяет большинство жителей Вавилона в новую неподалёку построенную столицу - Селевкию-на-Тигре. Вскоре этот город имел 600 000 жителей, а Вавилон стал почти мёртвым городом около святилища Мардука. Пока сохранялся культ Мардука (до 1 в. до н.э.) жизнь там ещё теплилась, там и ещё в нескольких древних городах сохранялась и традиция клинописи. В 1 в. н.э., видимо, умирают последние знактоки древней традиции и письма, Вавилон умирает. На этом собственно историю Древнего Востока можно завершить. Но историю региона (и цивилизации) мы продолжим.
Социально-экономическая структура была очень сложной. Земли делились на земли городов (полисов), храмов (храмовых общин), племён, династов (мелких владетельных князей) и царские (включая пожалованные поместья, земли военных поселение, домены и земли общин "царских людей"-лаой. Селевкиды основали с семь десятков полисов влючавших как греческое , так и туземное население, полисные права получили и многие старые города. Т.о. все эти центры были полиэтничны и поликонфессиональны. Существовало много видов культовых объединений, "национально0культурные автономии" управляемые этнархами по своим обычаям и т.д. Древние боги активно отождествлялись с греческими. Возникал новые религии - такие как митраизм. Процветал и распространился на запад древний малоазиатский культ Богини - Великой Матери, Кибелы.
При Селевкидах стали обожествляться цари. Селевкидская модель при всём плюрализме всё-таки стремилась сохранить централизованную систему сатрапий. Рим усиливает централизацию, постепенно ликвидируя владения династов. Парфия, напротив, имела структуру ближе к феодальной федерации - с крупными наследным княжествами.
Однако иудаизм и зороастризм оказались системами не поддающимися эллинизации и перешедшими в активную оппозицию новому миру. Зоны их распространения почти не пересекались, тем не менее между обеими религиями шёл активный обмен идеями. Так в иудаизме появилось учение о рае и аде, о Сатане т.д. в зороастризме - мессианские идеи. Иудаизм был преимущественно городской религией, помимо традиционных областей распространения - Египта и Вавилонии , большое количество евреев поселилось в приморских городах Малой Азии. Главным центром была Палестина, где Ахемениды позволили восстановить Иерусалимский храм. Цивилизационный конфликт произошёл уже с Селевкидами - царя как бога иудеи отказались почитать наотрез. В результате маккавейского восстания (2 в. до н.э.) Иудея стала независимой. Там шёл интенсивный интеллектуальный процесс. К 200 завершилась составление второй части Библии (пророчества, во 2 в до н.э. к ним добавилась Книга Даниила). Расцветает "литература мудрости" - отражающая кризис синего мема (подобно тому что в кон. 2 тыс. было в Вавилонии) и на этотраз оранжевый мем ,видимо, проявляется. Одновременно создаётся мистическая, эсхатологическая, духовидческая литература. Как только утвердился боговдохновенный канон его тут же стали комментировать , вискивать ответы на вопросы , которы еостались спорными. Во 2 в. до н.э. складываются школы - саддукеев, фарисеев, ессеев. В 1 в . до н.э. завершается составление третьей части Библии, литература не вошедшая туда стала апокрифической. (Храм Ирода, 1 в. до н.э.) В 1-2 вв. н.э. иудеи вступают в жёсткую конфронтацию с Римом (и античной цивилизацие в целом). Национально осводительное движениие, борьба с римским империализмом, религиозный фундаментализм, терроризм и т.д. Однако иудеи не могли расчитывать на поддержку остального арамееязычного населения (которое стало называться сирийцами или ассирийцами) и их героическая вооружённая борьба против Рима (66-138 г. н.э. с перерывами) завершилась поражением. Храм был разрушен (70 г.), палестинский и египетский очаги обескровлены. Из всех школ уцелели только фарисеи - сторонники "устного предания" - дополнения библейских законов. Главным центром иудаизма стала Вавилония.
Ещё в 1 в. от иудаизма отделилось христианство. Хотя, конечно, признавая авторитет Библии, оно сохранило более тесные связи с материнской религией, чем, например, митраизм с зороастризмом. Христианство стало первым ярким проявлением зелёного мема в регионе. Начав распространяться в еврейской среде диаспоры , оно довольно быстро вышло за её пределы. Евангельская "палестинская мистерия" жизни Христа стало восприниматься не только как исполнение библейских пророчеств, но и как свершение древних языческих таинств умирающего-воскресающего бога, явленых теперь не символически, а наяву. (вспомним, например, что в Вавилоне царь - - одновременно человек и смертный бог- посредник между людьми и богами, прнимал на себя грехи всех подданных и каждый год церемониально низвергался с престола (жрец бил его по лицу) - и покаянно просил бога о помиловании. это в частности символизировало уход и возвращение Мардука из царства мёртвых). Христианство возникло безусловно в контексте ближневосточной традиции, но распространялось прежде всего среди эллинизированного туземного населения. Языком его стал греческий, а не арамейский и не иврит (который в эту эпоху переходит в категорию мёртвых языков, языков традиции). Максимальное распротранение христианство получило в городах Малой Азии. Однако оно унаследовало от иудаизма категорическое неприятие античной цивилизации, римской власти и многобожия. И воспринималось римлянами как новая и особо вредоносная форма иуадаизма. Поэтому почти с самого начала хриастианство было религией нелегальной, хотя христиане в еврейском фундаментлистком национально-освободительном движении не участвовали.
Если историю иудаизма в этот период мы знаем очень хорошо, то о зороастризме этого не скажешь. Согласно зороастрийскому позднему преданию существовало всего два письменных экземпляра авесто и оба погибли во время македонского завоевания. Авеста стала передаваться исключительно устно и усилия немногочисленных хранителей в Персиде сосредотточились на максимально точном запоминании, произношении и знании значения текста на давно умершем восточноиранском языке. Персида была одной из областей почти не затронутых эллинизацией. Различные же формы маздаизма , проповедуемые магами, распостранились на всём пространстве от Бактрии до Армении и внутренних областей Малой Азии (Каппадокии). Маги унаследовали и вавилонскую астрологию и оккультные познания. Кстати, волхвы, упомянутые в Еванглии, это именно маги. Видимо в это время получило распротранение такое учение как зерванизм - о Зерване как отце Ормузда и Аримана, временном правлении во вселенной именно последнего, цикличности как универсальном законе (который и исследуется астрологией). В нач. 3 в. шахи Персиды свергают власть парфянских царей, хранители авестийской традиции выходят из подполья и начинается эпоха реванша ) - для ортодоксальных зороастрийцев их мифологическим временем была Персидская империя Ахеменидов, а всё что было после - эпохой безвременья, которую надо проклясть и забыть. Искусство Парфии вавилонская линия греческая линия Посмотреть вложение 24698 иранская линия (центр - Восточный Иран) (Ниса , Туркмения)