Кажется, настало время поговорить и о Египте (и его окрестностях). И для оценки "канонического начала" в европейском искусстве и для оценки значения египетского наследия в западной культуре тема немаловажная. Но особое значение она имеет в истории государственности. Дело в том, что Египет - первое настоящее государство на Земле. И не просто государство, а практически архетип абсолютной монархии. И надо сказать, этот статус Египта очень хорошо осозновался , например, в Средневековье, когда ни о какой египтологии не было и речи. Именно Египет открывал список мировых империй во всех хронографах. И в "Сказании о великих князьях владимирских" - историософский доктрине московского самодержавия - истоком царской власти на Земле вообще и московских государей в частности был именно Древний Египет. "Сей же Сеостр самым первым на земле воцарился в Египте, и по потомкам его прошло много лет. Из его рода происходил и Феликс, который обладал всей вселенной. После же Феликса, по прошествии многих лет, воцарился некий царь в Египте, происходивший из того же рода, по имени Нектанав, был он волхв, от него у Олимпиады, жены Филиппа, родился Александр Македонский. Александр был вторым властителем вселенной и обладал ею двенадцать лет, а всего он жил тридцать два года; перед кончиной он передал Египет своему полководцу Птолемею. Мать же Александрова после смерти сына своего возвратилась к отцу своему Фолу, царю ефиопскому. Фол же отдал ее во второй раз замуж за Виза, родственника Нектанава. Виз же родил от нее дочь и назвал ее Антией; он основал город в Сосвенах и назвал город этот, который теперь именуется Царьградом, по имени своему и своей дочери, Византия. От Александра Македонского до Птолемея Прокаженного насчитывается двадцать два Птолемея. У Птолемея Прокаженного была дочь премудрая, по имени Клеопатра, она правила Египетским царством вместе с отцом своим Птолемеем. И в это время Юлий, кесарь римский, послал зятя своего Антония, стратига римского, воевать Египет. Когда Антоний пришел с огромным войском посуху и по морю, чтобы захватить Египет, то Клеопатра послала к Антонию, стратигу римскому, своих послов с богатыми дарами, говоря: «Ведаешь ли, о стратиг, о египетском богатстве? Лучше с миром царствовать, чем в безумье проливать кровь человеческую». Умилосердился Антоний и взял Египет без кровопролития, и вышла за него замуж премудрая царица Клеопатра; и воцарился Антоний в Египте. И Юлий, кесарь римский, услышав о своеволии Антония, поставил брата своего Августа стратигом над воеводами и послал его с четырьмя другими братьями своими и со всей силой римской на Антония. И, придя, Август покорил Египет и убил зятя своего Антония, а сам воцарился в Египте. Взял он и Клеопатру-царицу, дочь Птолемея Прокаженного, и отправил ее в Рим на кораблях вместе с захваченными великими богатствами египетскими. Она же сказала: «Лучше мне царицей египетской умереть, чем быть приведенной пленницей в Рим» — и уморила себя змеиным ядом. На Юлия же восстали воеводы Врут, Помпей и Красс и убили его в Риме. И вскоре к Августу в Египет пришла весть о гибели Юлия, и сильно опечалился он при известии о смерти брата. И, не медля, созвал всех воевод, и военачальников, и нумеров, и препоситов и известил их о смерти Юлия, цезаря римского. Они же все, римляне и египтяне, единогласно воскликнули: «О преславный стратиг, Юлия-кесаря, брата твоего, воскресить не можем, а твое величество венчаем венцом римского царства». И облекли его в одеяния Сеостра, первого царя Египта: в порфиру и виссон, и препоясали его поясом дермлидовым, и возложили на голову его митру Пора, царя индийского, которую принес Александр Македонский из Индии, и накинули ему на плечи мантию царя Феликса, обладавшего всей вселенной, и дружно воскликнули громким голосом: «Радуйся, Август, царь римский и всей вселенной!» В год 5457 (51 до н. э.) Август, кесарь римский, пошел в Египет, где царствовали правители из египетского рода Птолемеев, со своими воеводами. И встретил его Ирод, сын Антипатра, помогая ему с великой охотой и воинами, и пищей, и дарами. И бог вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей вселенной. Брата своего Патрикия поставил царем Египта; Августалия, другого брата своего, поставил властелином Александрии, Ирода же, сына Антипатра, аскалонитянина, за то, что тот почтил его, поставил царем над иудеями в Иерусалиме; Азию же вручил Евлагерду, родичу своему; Илирика же, брата своего, поставил правителем в верховьях Истра; а Пиона учредил правителем в Золотых землях, которые ныне называются Угорской землей; а Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в города Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй — Синеус, а третий — племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик."
Неолитическая культура Египта далеко не самая древняя . Пока рядом была цветущая Сахара не один здравомыслящий человек не полез в это змеино-комариное болото с наводнениями. Но 6 000 л.до н.э. Сахара начала засыхать. Те кто поселился на склонах Нильской долины уже имели некоторые земледельческие навыки. Утвердившийся здесь хозяйственный комплекс (набор доместикатов) имел ближневосточное происхождение. Полностью он утвердился при мерно к 5200 г. до н.э. Протоегиптяне добавили к нему совсем немного местных культур и приручили кошку и осла. Две тысячи лет ушло на то чтобы приспособится к здешним экстремальным условиям и обратить их себе на пользу. Одной из необходимых для этого дисциплин стала астрономия (в тропическом климате без выраженной сезонности предсказать разливы Нила можно разве по звёздам. Считается , что древнеегипетский календарь имеет исходной точкой 4421 г. до н.э. примерно к этому же времени относится древнейшая "обсерватория". Ок. 4000 г. начинается обработка меди (с Синая) Пер. пол 4 тыс до н.э. начало развития ирригационных систем непосредственно в долине (и связанных с ними первых вождеств). К сер. 4 тыс. процветало ткачество (лён). Как только эти базовые технологии были освоены, происходит скачкообразный рывок. Долина Нила становится совершенно уникальным по своим производительным возможностям регионом - супероазисом. (пер. пол. 4-го тыс. до н.э.)
В период 3500-3200 до н.э. вождестская организация доминирует в Египте (ок. 40 номов-вождеств) возникает несколько (3-4) великих вождеств, с центрами в довольно значительных городках. Например в Иероконполе (Нехеме) ок. 3400 г. проживало уже от 5 до 10 000 человек. Возникает пиктографическая письменность (34-33 в. до н..) из которой развивается иероглифика. существует выраженное имущественное неравенство и рабство. Последующее ( хотя и очень непрочное) объединение Египта произошло очень быстро, уже к 3100 г
Древнее царство (28-23 вв.) это уже Египет из учебников (с пирамидами). Но из учебников может быть не вполне ясно, что Египет принципиально и радикально отличался от любой другой цивилизации тем, что общество в нём было полностью и без остатка поглощено государством. Мы не будем говорить о городском самоуправлении- ясно, что такового там не было, хотя египетские города были очень велики. Но в Египте не найдено достоверных следов даже сельской общины. Т.е. сугубо теоретически на основании редких косвенных данных предполагается, что за пределами централизованного сектора во времена Древнего царства какие-то крестьянские хозяйства могли быть. Для Среднего царства (более либерального , чем Древнее) известно, что из не было. Само государство было поглощено исполинской фигурой фараона. Собственно оно и мыслилось как продолжение тела фараона. Фараон был богом в самом прямом смысле слова (и опять же такого не было почти нигде на Востоке). Сначала он отождествлялся с Гором, потом некоторое время с Сетом и наконец стал сыном Ра. Наряду с фараоном была могущественная знать положение которой определялось впрочем её службой. В начале Древнего царства это была придворная знать, в конце, и в последующий период (вкл. Среднее царство) - знать номовая. В её распоряжении были колоссальные вотчины и поместья по всей стране , и каждое такое хозяйство было самодостаточным самообспечивающимся хозяйственным миром - таким совхозом -миллионером - обеспеченным государством рабочей силой, управляемой как трудовые отряды- на пайке и с нормами выработки. Право на бессмертие - райское загробное существование тоже было закреплено только за фараоном и высшей знатью. При этом это общество совсем не производит впечатление жестокости или монструозности - совсем нет. Никаких массовых казней, гекатомб жертвоприношений, убитых вместе с фараоном. Нет , всё очень прагматично и обыденно.
Какая мощь, солнечность и цельность. Сила и ясность. Вряд ли это ощущение только от простоты техники, исполнения.
слишком много времени прошло чтобы узнать ) но жест этот повторяется на фигурах сына главного персонажа.
Завершилось Древнее царство социальной катастрофой, которую вполне можно охарактеризовать и как революцию. Потрясение несомненно было масштабным - первым делом были разграблены все царские гробницы. Можно даже сказать, что это была "метафизическая революция" поскольку первым её следствием стало открытие тайных заклинаний дарующих загробное бессмертие.Отныне они были доступны всем кто мог обеспечить себе полноценное захоронение и посмертный культ. Но конечно задача всё равно была не простой"Тексты саркофагов" повествуют о сложных загробных "мытарствах" и суде Осириса. Кризис вызвал вспышку литературной активности, запустив процесс интеллектуального осмысления. Появилась т.н. "пессимистическая литература Первый переходный период (23-21 вв.) принёс и множество других радикальных изменений. Исчезли огромные вельможные хозяйства и сразу заметно прогрессировала сельхозтехника. Наступил наконец бронзовый век (хотя тайна бронзы была известна в Египте за тысячу лет до этого) Произошла децентрализация (собственно это случилось ещё в конце Древнего царства) - 42 номовых княжества с наследными правителями стали реалиями Египта на многие века. Они сохранились и после восстановления центральной власти Среднего царства (21-18 вв.). Главным богом стал Амон (Амон-Ра). Но в каждом номе были свои главные боги и собственные варианты пантеона и мифологии. Исчезли рабочие бригады на пайке, вместо них утвердился "индивидуальный подряд" где каждый крестьянин пожизненно отвечал за определённое поле. Но тем не менее почти всё население осталось "царскими людьми" лишёнными какой-либо собственности и прав. по достижении совершеннолетия все египтяне (кроме элиты) являлись на смотр и получали пожизненное назначение в ту или иную профессию. Самые сильные (каждый сотый) поступали на пожизненную военную службу. самых умных брали в младшие жрецы. Представители элиты переводились в царские люди только за преступления по приговору суда. До этого они могли владеть собственностью и рабами, наряду с должностными поместьями. наряду с номовой знатью в элиту входили и мелкие управленцы и специалисты - египетский "средний класс".
А можно, Ондатр, чуть-чуть офтопнуть? Я вот, как простой любитель, типа про источниковедение. Неужели достаточно данных, что 4000 лет назад там была "социальная катастрофа, революция"? По какому-то одному камушку, на к-ром это написано? да еще с добавками: А может это художественное произведение? Или, допустим, прогноз. Или автор врёт? Или заблуждается? Мы тут про Катынь ничего не знали, к-рая чуть ли ни вчера была. Или про секретные протоколы М.-Р. Или тот же Боинг, к-рый на глазах всего мира сбили с диспетчерами и черными ящиками. И то ясности 100%-й нет. ((( А стало быть про 4000 лет назад нам все ясно... (((
И уверяю тебя, кризис длиной в два века отследить заметно проще чем такие микроскопические события как падение Боинга или Катынь. Вот революцию 17 г. археологически отследить можно - по одновременному прекращению существования тысяч дворянских усадеб. А если останется ещё два -три значимых текста этой эпохи посвящённым событиям, то то что проиходило реконструировать вполне возможно )
Всё это оставляет впечатление даже не уицраориальности, а скорее макроорговости древнеегипетского государства.