1. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620
    [​IMG] В эти дни никуда не убежишь от Рожденственских мелодий раздающихся изо всех углов: в магазинах, общественных заведениях, даже радио своей же машины. Можно, конечно, раздражаться по поводу надоедливых песенок и порассуждать про нынешнюю потребительскую сущность Новогодне-Рожденственского сезона, можно просто расслабиться и сознательно добавить шума в эту кутерьму, врубая свои Рожденственские CD.

    Из всех Рожденственских мелодий мне больше всего нравится Deck the Halls, но еще больше она меня заинтриговала когда я прислушался к самими словам Carol'а, особенно:

    See the blazing Yule before us,
    Fa la la la la, fa la la la.

    Видим пылающий Йоль перед нами,
    Фа ла ла ла ла, фа ла ла ла.


    Что это за Йоль такой, достаточно быстро находится. Это германское название фестиваля зимнего солнцестояния. Но почему Йоль вдруг «пылает» и еще «перед нами»?

    Да потому что, если мы посмотрим в этимологический словарь немецкого языка, мы увидим что само название праздника
    [​IMG]
    Йоль происходит от прото-германского слова означающего колесо. А два слова "колесо" и "Германия" упомянутые вместе, тут же вызывают ассоциацию (у путешествовавших по Германии) Майского Дерева.

    Еще более известен славянский обычай катать пылающие колеса с обрыва в реку на праздник другого солнцестояния - Ночи Ивана Купала, известного также у других европейский народов как день Святого Иоанна, с опть же неизменными кострами. У балтийских же народов сохранился не только летний, но и зимний обычай зажигать колеса установленные на жердях.

    Но зачем же таки жечь колеса? В ответе на этот вопрос нам поможет этимология (происхождение) самого слова Carol. Дело в том, что это только под влиянием Церкви (причем достаточного невосторженного) эти действа превратились в степенные распевания, а изначально это были еще и танцы, причем не просто танцы, а конкретные – Хороводы, от которых собственно и прослеживается этимология английского Carol.

    [​IMG]
    Что ничуть не удивительно что известное всем всем название Стоунхенджа на самом деле, сравнительно недавнее саксонское имя, а настоящее, старое имя – Танец Гигантов или Carol.

    Сам же Хоровод – это не обычный танец. Он имеет еще и волшебное, магическое значение рождения/возрождения. И не зря у многих одни из ранних детских воспоминаний – это воспоминание о первых Днях Рождениях и сопровождающих их Хороводах: «Как на [деткины] именины, испекли мы каравай…»
    А само название Хоровод связано с солнечным божеством по имени Хорс, иранского (сарматского/скифского) происхождения, чье имя непосредственно переводится как Яркое Солнце. А сам Хорс умирает и возраждается на каждый Зимний Солнцеврорт.

    Что опять же не удивительно, так как ассоциация символа колеса со спицами (смотрим на флаг Индии) с Солнцем есть давняя индо-европейская традиция. Другая индо-европейская солнечная ассоциация, кроме колесной или колесничной, это непосредственно Конь, или Быстрое, Многоногое Животное – Сивка-Бурка, Вещая Каурка. Собственно и этимология англиского horse, являясь достаточно туманной и спорной, имеет одним из вариантов происхождния имеено от этого Хорса-божества.

    Графический символ такого Солнечного Коня, по понятным причинам, в XX веке приобрел резкие негативные ассоциации. Но если Вы внимательно присмотритесь к нему, то заметите, что это не странный квадрат или «паук», а согнутые в коленях ноги галопирующего животного. Причем 4-ногая версия далеко не единственна, а возможны 7 или 8-ногие варианты славянских волшебных коней, или Коня Одина, количество ног которого и дало магическое количество оленей упряжки Санта-Клауса.
    [​IMG]


    В славянском же варианте, Рождественские Каникулы – это то безвременье, которое провел Ярило, новорожденный сын Перуна, в подземном царстве Велеса (Бородатого Деда, Властелина Волков и Змей), будучи похищен последним в день своего рождения (точнее Великую Ночь). А Новогодняя Елка, он же Мировое дерево, с шестиконечной снежинкой (громовой звездой Перуна) на верхушке, золотых Ярильных, солнечных яблоках или горящих огоньков в середине, и Бородатом Деде у корней – одино из символических изображений этой истории.

    А прототипы Деда Мороза – Велес и Один – были не такими альтруистами, и не раздавали подарки, а требовали их себе как откуп, поэтому эти подарки и раскладывались или под елкой, или у камина, чтобы залетевшие в трубу Один (во время Дикой Охоты) или ожившие Велес, не шастали ночью по дому, а сразу взяли что им предназначено.

    Так что с наступающим счастливым Новым Годом и веселым Рождеством! И не забудьте положить подарки Велесу/Одину под елку или на камин. В случае чего, невостребованный откуп достанется утром детям... :)
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    И давно ли новогодняя ёлка появилась у славян?)

    Но все эти новогодний представления для детей с похищениями Снегурочки (в ДК современной России), вне всяких связей с традицией однако продолжает чётко укладываться в архетипическую сюжетность. Мифам свойственно возвращаться независимо от того осознаются ли они.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620
    Ну да, возвратно-поступательное перезаимствование (собственно потому что узнается свое, знакомое) мифов и елок :)

    Вон даже Гильгамеш ходил шугал Змея из-под корней Мирового Дерева по просьбе Инанны. Символ которой - связка тростника - такой же символ Мирового Дерева (по Иванову-Топорову). А мезуза в дверной притолоке (из связок тростника же) имеет то же самое значение что и подвешенные на Дубе Одина приношения...


    А насчет отсутствия связей традиций... Вон структурализм/семиотика говорит что мы просто эту связь на осознаем. А она остается внутри каждого сообщения. Мы то может и не подозреваем о смысле символа. А Язык на котором мы говорим, точнее который говорит нами, все прекрасно помнит...
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    про древнеславянские ёлки ссылочку на исторические источники, пожалуйста)
    язык это не обязательно письменная или устная речь. как только ёлка становится новогодней ёлкой, она тоже становится элементом языка.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620
    К примеру:
    http://sms.zrc-sazu.si/En/SMS2/Ciglen2.html
    http://sms.zrc-sazu.si/En/SMS3/Ducic3.html
    http://sms.zrc-sazu.si/En/SMS4/Svetieva4.html

    Но дело не в самой елке как предмете - это только символ, знак, ссылающийся на ассоциированный со знаком миф. И если общность находится на смысловом уровне мифа, то его знаки заимствуются со свистом.
    Будь то елка, сосна, дуб, или даже камень/скала (т.к. индо-европейские деревья это прежде всего деревья горной местности, на чем и основывается Анатолийская теория Урхаймата (ни и заодно на зверях типа лва/леопарда:) .

    И если истории Ярильного цикла про умирающего и воскресающего бога ложатся на такие же мифы Аттиса/Кибеллы, Персефоны/Деметры, Осириса/Исис, Дамузи/Инанны, Диониса или Исуса Христа, то их символика заимствуется/интегрируется без труда.

    Достаточно посмотреть на православные кресты на маковках, особенно древних церквушек. Кресты с кучей мелких веточек, солнечных лучах посередине (а этим и католики балуются), и подземной солнечной лодкой в основании (типа "серп полумесяца").

    Конечно не только письменный. Язык как культурное явление живет своей жизнью, не всегда заметной тем кто им пользуется. Типа, выражение "Дай-то Бог" несет в себе ссылку, знак на славянского бога Дайбога/Дашбога, или аналогичные ведические эпитеты Васудатор (дословно датор - "даватель", васу - блага)...
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Как и следовало ожидать про ёлки ничего нет:) . Вообще занимаясь славянской мифологией самое трудное (и самое необходимое) удержатся на грани между реконструкцией и неоязыческим мифотворчеством.

    А так весь прикол в том, что для бесконечного самовоспроизводства архетипического сюжета не нужен никакой ярилин цикл. В детстве, наряжая новогоднюю ёлку, я чётко придерживался в подборе игрушек принципа ярусности мироздания (птицы сверху , рыбки снизу и т.д.), ни сном ни духом не ведая о мировом древе)
     
  7. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620
    Эт Вы излишне придираетесь без нужды... Какой точности совпадения "современных" и древнеславянских обычаев Вы бы хотели?

    Неопаганист :-P
     
  8. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    .........
    Полностью согласен.
     

Поделиться этой страницей