Задачи периодизации, прежде всего, академические. Её цель создание удобной для усвоения и изложения материала модели. Поэтому она , естественно, всегда будет стремиться к описанию идеальных типов, которым все исторические явления будут соответствовать только отчасти. Удобней когда периодизации связанные с разными цивилизационными явлениями (политика, экономика, культура) согласуются. В этой ветке попробую представить именно такой вариант. Прежде всего попробуем определить хронологические рамки самого феномена Запада. Думаю, к Античности он не применим. Античный мир всегда на две трети был где-то в Азии и Африке, но не включал большую часть Европы. Античное наследство стало достоянием Византийской, Мусульманской цивилизации в той же степени, что и Западной. По той же причине не совпадают Запад и Христианский мир. Полагаю, правильным будет начать отсчёт с раннего средневековья, а именно с начала цивилизационного размежевания с Византией - это где-то начиная с кон. 6 в. Сам конец поздней античности в Европе я бы датировал сер. - вт. пол 6 в. - юстиниановой чумой и последующей депопуляцией, захватом Италии лангобардами - навсегда остановившими "римский реванш".
Дальше, предавшись чисто арифметической игре, просто отсчитывая по 45о лет (три цикла по 150), получим: сер.6-10 в. раннее средневековье 11- сер. 15 средневековье сер. 15- 19 в. новое время с 20 в. новейшее время хотя метод сугубо формальный основания для таких датировок есть ) а о том в какой реальность совпадает с формальностью и будет дальше )
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Захват лангобардами б.ч. Италии, а вестготами Андалусии (569-73) привёл к резкому перевесу грекоязычного населения в империи (Византии). Следствием стало введение греческого языка вместо латинского в качестве государственного (ок. 600). В это самое время деятельный папа Григорий Великий создаёт новый чин литургии для западных церквей, выдвигает идею чистилища и водит ряд других новаций. Монастыри на западе создаются теперь не по восточным уставам, а по уставу Бенедикта Нурсийского (распространялся с 580-х) или уставу Колумбана (г.ж. ок. 543-615). Это была новая реальность всё более удаляющаяся от мира Империи с её городами, бюрократией, теологическими диспутами и т.д. Это был мир варварских королевств, соперничества кафоличества с германским арианством и язычеством, мир опустевших городков, наступающих лесов, варваризирующихся романов, деревень, почти поголовной неграмотности. Монофизитские споры, раздирающие Восток, на Западе всем были пофиг.
Почему сразу любовные? Имеются в виду литературные произведения, теряющие римскую цивилизованность и утонченность. Типа Сорокина и Пелевина, только в раннем средневековье. )
Мир раннего средневековья - сельский, консервативный и малодинамичный. Моды сохраняются веками. Культура - скорее не попытка развить , а стремление не потерять. Для романского населения (в подавляющем большинстве оказавшегося под властью варваров) это было стремление к сохранению идентичности - и опорой её была уже не империя, а Церковь. Настойчиво стремление сохранить язык культуры - латынь. Тот кто правильно говорил, читал и писал на латыни и был высокообразованным человеком. Ради этого собственно в монастырях и переписывались светские языческие книги. Архитектурный стиль - законсервированный позднеримский, без византийских новаций. Но только всё более грубый и примитивный. Это вариации базилики. В период Каролингов (9в.) формы были более разнообразны - изучались византийские постройки Равенны (сер. 6 в.) - в результате появились центрированные постройки - прежде всего ротонда в Ахене, поразившая современников, башни . Но эти новшества особо не прижились. Структура общества сложилась в результате взаимоналожения германских и позднеримских институтов (контаминация между ними продолжалась несколько веков) - в целом это было общество свободных землевладельцев (в том числе воинов-общинников и знатных владельцев вилл), полсувободных (колонов, лэтов) и рабов (сервов) - г.о. посаженных на землю. Преобладали безусловная собственность и натуральное хозяйство. Формировалось раннее государство с дружинами и аристократической бюрократией. Важную роль в управлении играли полу-выборные полу-назначаемые королём епископы. Торговля играла незначительную роль - г.о. это была дальняя торговля с востоком Европы - балтийская (в рукам фризов и норманнов) - от Волги до Голландии и караванная из Хазарии через Прагу в Испанию - в руках евреев. Европа в эту эпоху была уязвима для внешних набегов : норманов с севера, мавров с юга, степняков с востока Основные культурные векторы - дихотомия романский/германский, христианский/языческий. Германский был представлен эпосом, прикладным искусством в полихромном и зверином стилях, романо-христианский - был оринтированным на позднюю античность, монашеским. Но не был единым - наряду с итальянским центром, долго связанным с Византией, был независимый испанский - со своей церковью, проблемами и обычаями. И совсем особый кельто-христианский, с центром в Ирландии, но разбросавший своих миссионеров и монастыри по всей Европе. У этого кельтского христианства был собственный, весьма далёкий от византийского , экспрессивный полуварварский стиль. Несмотря на видимое отсутствие динамики, в эти века свершается масштабный процесс трансформации Европы. Точнее целых два. Первый связан с вялотекущей, но масштабной по значению технологической революцией вт. пол 7- 9 вв.- появление и внедрение тяжёлого плуга, стремян, подков, хомута. водяных мельниц - базы для будущего экономического рывка. Второй это медленная, но последовательная христианизация - монашеская колонизация, крещение язычников. Пусть это касалось только внешней стороны - крещение, праздники, внешнее соблюдение христианских обрядов (наряду с языческими, но как бы христинизированными). Но главное , что формировалась христианская идентичность. Настоящие же христиане становились монахами )
Как же здорово иметь дело с профессионалом (историком)!!! Никогда не услышишь про "темные века", про глухое средневековье и прочую пургу, обильно сеемую профанами. А ведь и мы, и наша культура - всем обязаны эти "темным " людям Средневековья. )
Испанская церковь была замкнута на Иберийском полуострове (хотя, похоже, Византию из вида не теряла). С кон. 6 в. когда вестготы перешли из арианства в кафоличество, она государственная церковь королевства. Папе она не подчинялась. Органом управления были регулярные соборы епископов. Постепенно эти соборы (в которых принимали участие король и высшие сановники) стали и высшим органом государственного управления, принимая решения по делам отнюдь не только церковным. именно в Испании было впервые введено безбрачие духовенства и введён в символ веры филиокве. Главной проблемой здесь считались не язычники (романско-христианское население резко преобладало), а многочисленные евреи. Их всячески притесняли и заставляли креститься. В нач. 8 в. вестготское королевство было завоёвано Халифатом. Христианским остался только крайний север и ему пришлось прибиться к мейнстриму. Карл Великий, во имя ликвидации разночтений, признал испанский символ веры во всей своей империи.
С точки зрения политической истории , три периода по полтораста лет просматриваются вполне неплохо ) 1. сер. 6- 7 вв. - Меровинги правят франками, королевства вестготов в Испании, лангобардов в Италии, саксов в Британии 2. 8- сер. 9 - становление державы Каролингов, создание Западной империи. (начало 687 - объединение франков под властью майордома Пипина Геристальского, конец 842 - раздел на три королевства) 3. сер.9-10 в. распад империи Каролингов, раздробленность и феодализация. с точки зрения истории культуры циклы несколько смещены. 1. сер. 6 - кон 8 в - варваризация 2. кон. 8- нач. 10 - каролингское возрождение 3. 10 в. кризис В принципе весь период Церковь сохраняла позднеантичную Римскую модель как идеал. Это симфония - император возглавляющий и защищающий Церковь и подающие ему советы мудрые епископы. Как только для этого сложились обстоятельства план начал воплощаться. В сер. 8 в. папство перешло под протекцию Каролингов (потомков Пипина), в 800 Карл Великий был коронован императором Запада. Вокруг него собрался кружок интеллектуалов начавший культурную программу "Каролингского возрождения".Сама Церковь к этому времени сконцентрировала в своих рука львиную долю материальных богатств. По сути это была попытка создания единого государства типа Византии, а античность которую возрождали, это была культура образца 6 века. Но политический кризис к сер. 9 в. похоронил эти планы.
Кризис вт. пол 9 -10 в. не был вызван какими-либо природными катаклизмами (вроде пика холодов и эпидемий как в 6 в.). не было ни депопуляции, ни даже значительного спада в экономике. Единственный кризис был кризис безопасности - на Запад после довольно долгого спокойного периода обрушились разом норманны, мадьяры и арабские пираты. Императорская власть была бессильна что -либо предотвратить, как большое малоподвижное животное против гнуса. Монастыри, где были собраны все сокровища Европы, оказались особенно уязвимы. Региональные правители могли действовать более оперативно. Сама имперская идея оказалась скорее призраком, чем чем-то реально соответствующим уровню социально-экономического развития - параллельно существовало и право каждого члена династии на своё королевство . И когда соперничающих королей стало несколько им пришлось покупать услуги знати. Суть быстро вышедшего из под контроля процесса заключалась в быстрой "приватизации" элитой королевских имений, должностей, публичной власти, церковных владений, аббатств, епархий, приходов. Сначала борьба шла между королями, потом между герцогами и маркизами (т.с. генерал-губернаторами), потом между графами (губернаторами), потом (во вт. пол. 10 в.) владетельными князьями стали и виконты (вице-губернаторы) и епископы, лесничие, коменданты замков, настоятели больших монастырей и просто авантюристы нахрапом построившие башню, набравшие воинов и объявившие все окрестные земли своими. Категория свободных крестьян -землевладельцев почти повсеместно исчезает, потому что прожить без сеньора-покровителя стало невозможно. На фоне деградации институтов, с нач. 10 в. началась и стремительная деградация культуры . Хотя в сер. 10 в. герцоги саксов (самой отсталой и недавно цивилизованной области Запада) сумели частично приостановить распад ("оттоновское возрождение"), силы , которая смогла собрать воедино рассыпавшиеся осколки империи , не оказалось. В итоге произошла уникальная трансмутация западного мира , за счёт формирования сети сложно-переплетающихся формальных межличностных связей, которая и зовётся классическим феодализмом. Это и стало переход к средневековью и новой стабилизации. Общество научилось жить и успешно развиваться в условиях перманентного кризиса )
Отож. Ишь чего захотел! (Ежели ты отвергаешь, то прощу). Я добрая. Yes!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Так ведь далеко не всегда формальных. Так ведь и тут... но , видимо, общество не научилось. Пока.
В 991 пленён и заточён последний Каролинг боровшийся за королевский престол. каролингское возрождение
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Характерные черты: Чёткое разделение населения на воинов-феодалов и крестьян (в отличие от народа-войска предшествующего периода) Новая урбанизация, самоуправляющиеся города-коммуны, цехи и т.д. Церковная реформа - единая организация во главе с папой, целибат и филиокве как общецерковные установления, разрыв с восточным православием, монашеские ордены и т.д. Т.е. с этого времени уже можно твёрдо говорить о католичестве как особом феномене. сословные формы культуры - культура монашеская, городская, рыцарская. Феодализм: безусловная форма собственности античного типа практически исчезает, вместо неё вассально -ленная система, вместо вилл - замки (с господами как правило не ведущими хозяйства, а существующими за счёт разнообразных поборов и добычи). Любая должность стремится стать наследным леном, прецедент - нерушимой традицией. Права понимаются как привилегии (т.е. исключительное право на изъятие из общего порядка вещей) , мир как тотально иерархичный. Наряду с конкретными феодалами в борьбе за лены и привилегии участвуют многообразные коллективные корпорации (города, гильдии, цехи, общины, ордены, университеты, капитулы и т.д.). Это был сложный, пёстрый и динамичный мир практически освободившийся от внешних угроз и сам перешедший к активной экспансии. Дробный и одновременно единый, с легко проницаемыи границами, с одной церковью и одним международным языком.
Адемар Шабанский. "XXIV. [Восстановление монашеского устава в церкви Св. Епархия] ... Гийом Железоруб и его родственник Бернард, собрав совет знати, снова восстановили монашеский устав в базилике Блаженного Епархия, поставив во главе этого монастыря аббата Майнарда. Он же перед базиликой Блаженного Епархия соорудил изящную молельню в честь Св. Воскресения, и разместил там многочисленные мощи, которые привез из Иерусалима. Тогда владыка Гийом Железоруб по завещанию оставил упомянутому монастырю Блаженного Епархия такой дар: церковь Св. Илария, находящуюся в Перигоре, в викарии Пиллак, церковь Св. Евгения, находящуюся в Сентонже, в викарии Периньяк, двор Фредувилля и селение Дирак, селение Виньяк, селение Романоревиллу с церковью и манс в Гурвиле [до 945]. Это завещание он приказал утвердить и подписать собственной рукой тем, имена которых стоят ниже: граф Бернард, Арнальд, сын Бернарда, вице-граф Одольрик, вице-граф Адемар, Арнальд, сын Вильгельма, Адемар, сын этого же Вильгельма. Церкви же Св. Марциала он, тем не менее, отдал в дар церковь в Шантрзаке, что в Ангумуа, а также церковь в Мано, что в Лимузене, со всем имуществом и землей. Не было у него потомков от законной супруги, однако от наложницы родились у него упомянутые Арнальд и Адемар. Своему верному Итерию, хозяину замка Вильбуа, он подарил Сельфруэн на земле Ангумуа. XXV. [Гийом Патлатый. Эбль, епископ Лиможа] Между тем, после смерти графа Пуатье Эбля один его сын стал графом, другой же - епископом [934]. В самом деле, Эбль, с согласия короля Людовика, стал понтификом Лиможа. Гийом же по прозвищу Патлатый был возведен упомянутым королем в достоинство графа Оверни, Веле, Лиможа и Пуатье, и стал он герцогом Аквитании. Он предоставил своему брату аббатство Св. Илария [в Пуатье] и Св. Максенция, а также некоторые другие владения на пуатевинской земле. Был этот Эбль добрым пастырем церкви, и он завершил строительство укреплений собора Св. Стефана в Лиможе, которые в большой степени воздвиг епископ Турпион, его предшественник. XXVII. [Вильгельм Длинный Меч] Затем, после смерти Роза, графа Руана, стал во главе его владений сын его Вильгельм [927]; этот Вильгельм был крещен еще в детстве, и все то множество норманнов, которые расселялись рядом с Франкией, приняли веру Христову, и, отринув языческий язык, приучились к латинской речи. После того же, как Вильгельм был коварно убит Арнульфом, графом фландрским, ему наследовал сын его Ричард, ставший христианнейшим правителем [943]. Воздвиг он в той Нормандии, которая раньше называлась Франкской и Бретонской маркой, монастырь Мон-Сен-Мишель, куда определил монахов [до 966], а также монастырь Фекан в честь Св. Троицы, куда он также определил монахов, и где сам и был похоронен. XXX. [Гугон Капет. Одон Клюнийский] Король же Лотарь отбыл в Лимож и провел какое-то время в Аквитании [982/983]. Вернувшись оттуда, был он отравлен королевой, своей женой, которая изменяла ему [986]. Оставил он сына Людовика, который на год лишь пережил отца, и сам был посредством колдовского напитка убит своей супругой по имени Бланка. Принять власть вместо него хотел дядя его Карл... но не удалось ему это, поскольку Господь своим суждением выбрал короля лучшего, чем он. А именно случилось так, что Асцелин из города Лана, на неделе перед Пасхой после трапезы, обманом пленил Карла, возлежавшего в постели [30 марта 991], и с согласия большинства герцог Гугон [Капет], сын Гугона Капета [Великого], был возведен на трон [3 июля 987]. Карла же содержали в темнице в Орлеане вплоть до его смерти - здесь породил он двух сыновей - Карла и Людовика; они, изгнанные франками, отправились к римскому императору и стали жить у него [до 995]. Однако Гийом, герцог Аквитании, не одобрявший злодеяния франков, не хотел покориться Гугону. Оттого получилось так, что Гугон, собрав войско франков, окружил город Пуатье, и истомил его осадой. Но когда же, не достигнув желаемого, он возвращался назад, то Гийом с войском аквитанцев преследовал его вплоть до самой Луары. Здесь сошлись в тяжелом сражении упорство франков и аквитанцев, и много крови тех и других было пролито, но одолели все же франки, и так они и возвратились. После этого Гийом заключил с Гугоном и сыном его Робертом мирный договор. И король Гугон, являя собой Божью благодать, словно бы раскаиваясь за свои грехи, стал милосерднейшим защитником Божьей церкви..." И - конечно, кликухи. Ричард Неразумный - граф Перигё в конце X в. Арнольд Незаконнорожденный (Манцер) – граф Ангулема (975-988). Гийом Железнорукий, второй граф Пуатье и четвертый герцог Аквитании (963- ок 996). Тибо Плут – граф Блуа и Шартра (ум. 977). Сто миллионов солнц!
В рамках этого периода можно проследить следующие волны: Волна технологических новаций 12 - сер. 14 в. Волна научной активности 13-14 вв. (первые вялые признаки с сер. 12 в.) В экономике устойчивый и быстрый рост экономики и населения с 11 в. (стремительная урбанизация, большая распашка и т.д.) - сер. 13 в. первые признаки перенаселения и ухудшения климата. в нач. 14 в. становятся явными. сер. 14 в. чёрная смерть и депопуляция
Взяв три периода по 150 лет мы опять же получи неплохую периодизацию - прежде всего с точки зрения истории культуры: 1 период - романский 11-сер. 12 2 период - романо-готический - сер. 12-13 3 позднеготический - 14-сер. 15 но конечно потребуется некоторая корректировка в связи с реальными датами.