ММ (монашки в миру)

Тема в разделе "Религия без credo", создана пользователем Соня, 15 авг 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    1. Именно так :) Нас настолько часто так называли, что постепенно это стало и нашим самоназванием.
    Как слово монах, так и слово монашка, имеет в самую последнюю очередь отношение к сексу.

    2. Однако в нашем страждущем от неудовлетворенности мире именно это возникает в представлении в первую очередь. Наш, такой ныне информационно насыщенный мир, просто поражает безграничным изобилием сексуальных ресурсов (в виде миллиардов страждущих особей противоположного пола, в первую очередь) и практически полным неумением этим ресурсом правильно воспользоваться.

    3. Так что как обычно: у кого чего болит - тот о том и говорит. В традиционном монашестве значительно суровее подавляется такое естественное казалось бы и невинное побуждение как чревоугодие.
    Легко себе представить: если б в обществе желание пищи так же сурово регламентировалось и подавлялось, как сексуальное, то Фрейд мог бы основывать свой анализ не на сексуальных, а на гастрономических фантазиях.

    4. Ведь либидо - это просто энергия, желание; некоторая часть праны, стройматериал Шакти, богини всего проявленного и проявляющегося мира.
    Поэтому мудрой тантре давно уж очевидно: то, та же энергия, что на уровне нижних чакр принимает пугающие и отвратительные нам формы, - поднявшись чуть выше, расцветает тонкими энергиями возвышенной и благородной любви.

    5. Основная истина для понимания жизни - "лотос растет из грязи".
    И хоть можно убедительно доказать, что лотос - есть лишь форма слегка сублимированной грязи, что-то при таком рассмотрении все же упускается.

    6. Конечно, в православии и католичестве существует давно сложившееся понятие ММ с определенным набором правил и ограничений. В нашем же случае, правила и ограничения условны, минимальны и достаточно гибки. В нашем понимании, ММ - это товарищество людей, серьезно относящихся к своей внутренней жизни и духовной практике.

    7. При этом (с благословения общего духовника: иначе рассуждения и откровения о своей практике не поощряются ни в одной традиции) мы можем делиться друг с другом своими проблемами на духовном пути и в житейской области. Отличаясь от других женщин только тем, что в нашей жизни есть общие приоритеты и устремленность.

    8. Идеологически же никакого "заединства" не наблюдается. У "нормальных" христиан тут же вскипает разум возмущенный при одной мысли: что же может объединять в полном взаимопонимании людей, в чьих религиозных взглядах и практиках нет ни грана, традиционно связывающегося с христианством, - с другими членами сестринства, которых иначе как образцовыми православными не назовешь?

    Откуда берутся духовники, благословляющие и даже вдохновляющие то что в официальном православии (абсолютно несправедливо и бессмысленно) тут же б окрестили религиозным синкретизмом, - дополнительная тема.

    9. Так что добровольные самоограничения являются
    А - именно добровольными и "само" и
    Б - подлежат всякий раз особому рассмотрению.
    Точно так же, как и при поступлении в монастырь, послушник/послушница проходит довольно длительный подготовительный период (тут практики расходятся, так что и говорить приходится достаточно расплывчато). А еще прежде того - достаточно длительное изучение (и само.искус) действительно ли они серьезно решили и духовно готовы к такому образу жизни, -
    - в нашем случае этот набор добровольных самоограничений
    А - подбирается себе на выбор (обычно, они почти полностью совпадают с тем, как человек и так уже вел себя прежде);
    и Б - не являются ничем застылым или жестким.

    10. Правила (как и любые "самоправила") можно нарушать. Только при этом откровенность на сей счет с сестринством* считается естественным, а умалчивание - несколько странным; близким к понятию "греха": то есть какой-то малой турбуленцией в мозгах; то, от чего рождается чувство некоторой неловкости или, как говорит одна из сестричек, - "спотыкач".
    --
    *) Делиться и советоваться (кроме некоторых, особо важных случаев, когда принято выслушать одобрение или неодобрение "веча") вовсе не обязательно сразу со всеми.
    Обычно делятся с малым неформальным кружком подружек (часто - только с одной) с которыми есть сложившаяся со временем гарантия полнейшего взаимопонимания.

    11. Это все были подходы к вопросу о сексе. Формально это самоограничение звучит так: никакого секса до брака.
    Что прежде во всех культурах считалось само собой разумеющимся. По нынешним временам - это бредовый экстремизм.

    12. 1. Понятно, что "браком" считаются любые отношения, видящиеся как пожизненные.
    2. Всякие отступления от этого правила желательно предварительно выносить на вече.
    Во всяком случае, сделать (хотя бы для себя самой) совершенно ясным, что ничего импульсивного, никакого помутнения рассудка в таком нарушении "устава" не содержится.
    3. Такой уровень самоограничения, такой обет - вообще принимать не рекомендуется. (Опасно переоценивать свои силы.)

    13. Дело в том, что такое воздержание требует
    - определенной степени духовной зрелости
    - достаточной интенсивности практики.
    В противном случае, наступают довольно противные побочные эмоциональные и гормональные явления.
    Именно поэтому "обетницам" (взявшим на себя такой обет) еще более чем прочим рекомендовано постоянное (обычно, дистанционное) общение /с более опытными сестрами и с духовником/. Потому что эти побочные явления легко "распсихологизировать": не распознать и найти им другие объяснения

    14. Что вообще такое обет и зачем он нужен?
    я вижу где-то 3-4 аспекта.
    1. Обет как знак
    А - символ решимости, перехода.
    Хуэкэ, желая стать учеником Бодхидхармы, в знак своей бесповоротной решимости, искренности отрубил свою руку. Отрубленная рука никак не способствует реализации просветления. Однако служит хорошим подспорьем, памятью о бесповоротном переходе, решительном, без дураков вступлении на путь. И
    Б - знаком, постоянным напоминанием о сделанном выборе. (вещи близкие, но не тождественные: )
    А как бы зовет вперед, Б - не дает забыться.

    В качестве знака монахи носят особые одежды в знак отречения от мира (черные, белые, желтые, оранжевые). Смысл тут и А и Б.
    Носят особые знаки, предметы для напоминания о практике - крестик, четки.
    Хоть любой побуждающий к практике предмет теряет смысл при небрежении самой практикой, четки все же более функциональны, чем крестик, зовущий "сораспяться Христу"; то есть избавиться от иллюзии деятеля и дать Жизни (Богу) действовать через тебя.

    /Дальше идут уже отступления; выделила их в пост ниже/

    15
    2. Сама аскеза как напоминание иного рода.

    Оставшиеся два назначения аскезы - 3. "химическое" и 2. побудительное
    Чувство голода, как и чувство сексуального голода, немедленно переводится, сублимируется в усиление практики.
    Важно при этом то, что сублимирующее переключение происходит мгновенно; сублимируемая энергия течет привычным, давно проторенным путем, не требуя никакой мыслительной деятельности.

    К этому можно свести странные и даже отталкивающие, но настойчиво проявляющиеся в разных религиозных культурах аскетические практики. Чтоб не множить и не обсуждать конкретные сомнительные примеры, можно указать на весьма известного святого Ерему.
    (см. Камень св. Иеронима)

    Ох, когда же я так доберусь до п.3: аскеза как психотропное средство (впрочем, об этом говорено и обсуждено в последние 10летия многократно.
    А вот о чем я нигде еще не читала, так это о сущностном единстве аскезы горевания, покаяния и - аскезы радования!
    Вот это - действительно было б относительно новое сонино слово.

    "Всегда радуйтесь,
    Непрестанно молитесь,
    За все благодарите..
    Духа не угашайте!
    (1 Фес. 5: 16–19).


    ММ (монашки в миру) 17
    Небо не спутать со съехавшей крышей

    Конечно, легко и приятно считать всех идиотами. Особенно - безответные минувшие поколения. Но уж поверьте или просто подумайте: для простого экстаза и даже для экстаза+++ такие сверх.усилия были бы совершенно ни к чему.
    Способов "уколоться и забыться" существовало множество еще с древних шаманских времен.
    Придавать временному экстазу какое-то вневременное значение - верх идиотизма.
    Когда едет крыша, смысл это движение крыши имеет только в том случае, если за ней откроется величественное вневременное небо.
    Считать за небо просто съехавшую крышу - частое заблуждение, но быстро и легко другими знающими людьми распознаваемое именно как заблуждение.

    Повод к аскезе не существенен. Его может попросту и не быть. Важен - ее результат.
    "Просветлел" - и живи себе дальше. Или умирай. Разницы теперь никакой уже нет. Достигнута такая полнота счастья которая за пределами = за пределами оПРЕДЕЛений. А уж тем более - за пределами жизни и смерти. Счастье, ограниченное считанными годами земной жизни не заслуживает таких усилий.

    ММ (монашки в миру) 18

    3. Оставшееся назначения аскезы - "химическое"
    Аскеза как психотропное средство.

    Об этом написано уж достаточно много. Но довольно разрозненно.
    А. И основной упор делается обычно на голодании. Голодание действительно производит особые изменения в организме, способствующие, при ослаблении телесного, достижению особой тонкости и ясности созерцания.

    ММ (монашки в миру) 19

    Б. Перекрытие обычного сексуального канала выхода энергии вызывает (при правильной процедуре) перестройку всего энергетического контура организма; перенастройку и переформатирование всей цепи.
    Это - область чакр и тантры.

    Опять же: напоминание "научи дуру молиться - она и лоб расшибет" здесь более чем уместно.

    ММ (монашки в миру) 20

    В. Болевой импульс (об этом сказано меньше всего) дает искру ПОЛНОГО погружения в полноту мгновенья, в тотальное ЗДЕСЬ-И-СЕЙЧАС.
    Эта обостренность переживания мига роднит аскезу острой боли с аскезой переживания острой радости.

    ММ (монашки в миру) 21

    Г. "Аскеза радости" это настрой на значительно более интенсивное переживание каждого мига бытия.
    Жить на пределе восторга, счастья, блаженства, - и при этом, в полном покое (иначе просто невозможно: разорвет).
    Но тут аскеза радости смыкается с другими, общими, менее экзотическими практиками. (А аскеза - практика несомненно экзотическая).

    ------*******-------
    Далее приведу подборку картин "Иероним Стридонский кающийся" (и выделю это в живопись); от него перейду к Саванароле и (как ни странно) к Боттичелли.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 6 сен 2023
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    14а = (выделила для спец/J-троллинга)

    В ортодоксальном иудаизме же* никаких специально религиозных обетов нет, поскольку сама практика иудаизма является таким ограничением-воспоминанием.
    Подавляющее большинство мицвот(мицв), не имея никакого религиозного значения или просто никакого смысла, - имеют главным своим сущностным содержанием - постоянное памятование о Боге, ("жизнь под взглядом" по Миркиной) именно с помощью ритуального осложнения своего повседневного быта мицвами.

    Как и во всех религиях, и в иудаизме основное стремление основной массы последователей - в том, чтобы смысла-то обрядовую сторону своей религиозной жизни и лишить. ;) Поэтому при всех разговорах о каване /особом умонастроении и глубоком понимании смысла мицв при их исполнении/ ("Мицва без каваны - не мицва"), - торжествует демонстративное желание выполнять мицвы механически, автоматически и как бы свысока.

    Итак, знаковой, символической, напоминающей части обета в иудаизме нет, поскольку эти функцию несут сами насыщающие весь обиход мицвы.

    -----
    *) (оставив пока без внимания институт назорейства; в виду отсутствия Храма, институт назорейства не действенен. Равно как и аскетические школы "сынов пророческих". Однако Талмуду известны типично буддийские аскетические мотивы, свойственные, впрочем, любой религии:)

    (Давайте уж я тогда приведу ссылку, хорошо к тому же (самим оглавлением трактата) иллюстрирующую структуру и ход талмудического мышления. Может быть так будет еще ясней плоскость мысли полагающих Талмуд аналогом Домостроя и пытающихся выковырять из него каких-то гнусных юдофобских червячков.)

    Народу полезно знакомиться с такими отрывками. Хоть это - всего лишь проекция N-мерного Талмуда на плоскость, - все же какое-то понятие о Талмуде как о постоянном разгадывании увлекательных интеллектуальных (и не только) головоломок, - позволяет понять, насколько такие непрестанные умственные штудии способны всесторонне развить мышление.

    14б
    Можно сразу привести пример такого "талмудического буддизма":
    ---
    Симон Праведный, живший в начале столкновения между иудаизмом и эллинизмом, рассказывает: «Однажды ко мне пришел назорей с юга (для жертвоприношения по окончании назорейства, причем требовалось обрить волосы). Это был красавец с дивными глазами и длинными кудрявыми волосами. Я сказал ему: Сын мой, что вздумалось тебе уничтожить такие красивые волосы? И он ответил мне: Я пас стада отцасвоего в нашей стороне; однажды пошел я набрать воды из источника и, как увидел я собственное отражение в воде, во мне затрепетало чувство гордости, которое могло бы меня погубить; тогда я сказал себе: Нечестивец, чего гордишься ты миром, который не принадлежит тебе? почему гордишься ты тем, что в будущем превратится в гниль и тлен? Клянусь, я сбрею эти волосы в честь Бога. — Тогда я встал и поцеловал его в голову, сказав ему: Сын мой, да будет побольше таких назореев в Израиле» (Недар., 9б; Тосефта Назир., IV, 7).

    К этому приблизительно времени относится легенда о встрече Александра Македонского с "мудрецами юга". На вопрос царя «Кто может считаться героем?» они ответили: «Тот, кто побеждает свои страсти». «Что должен делать человек, чтобы жить?» — «Пусть умерщвляет себя».

    -----
    ЕЭБЕ - Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Аскеза радования,
    "Всегда радуйтесь,
    Непрестанно молитесь,
    За все благодарите..
    Духа не угашайте!
    (1 Фес. 5: 16–19).


    - тоже, конечно же, находит аналоги и в собственно еврейских источниках.
     
    Последнее редактирование: 26 авг 2016
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Последнее редактирование: 6 сен 2016
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2016
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2016
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2016
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    22
    Д. "Аскеза радости"* или жизнь в здесь-и-сейчас** в искусстве и спорте
    Пример интенсивного и полного пребывании в мгновении, полное вкладывание в этот момент и выкладывание себя в самозабвенном "исполнении" этого момента хорошо виден в этой записи Чечилии Бартоли, как и в видео.исполнительстве многих (но отнююююдь не всех!) выдающихся артистов.
    Разве не очевидно, что на нее мчится грузовик? (см. 23-24)

    [​IMG]


    Viva Vivaldi! - aries and concertos with Cecilia Bartoli
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1657998


    Из сегодня просмотренного - Ростропович

    [​IMG]

    Ростропович - Жизнь и искусство
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2929576

    [​IMG]

    Приложение к спорту также опустила как самоочевидное.
    ------
    *) "Аскеза радости" это настрой на значительно более интенсивное переживание каждого мига бытия.
    Жить на пределе восторга, счастья, блаженства, - и при этом, в полном покое (иначе просто невозможно: разорвет).
    Но тут аскеза радости смыкается с другими, общими, менее экзотическими практиками. (А аскеза - практика несомненно экзотическая).


    23
    Что такое жизнь в здесь-и-сейчас легко себе представить.
    Представьте: со встречной полосы на вашу на всех парах вдруг выскакивает здоровенная фура и мчится на ваше авто лоб в лоб.
    Представили?
    Это и есть "жизнь в здесь-и-сейчас".

    24
    Доавтомобильный Будда выразил ситуацию с мчащимся на вас траком и "аскезой радости" (которая и есть аскеза "здесь-и-сейчас) в известной притче.

    Спасаясь от ну ооочень разъяренного льва вы сорвались в пропасть, внизу которой вас поджидает ну ооочень голодный и ооочень большой крокодил.
    Падая, вы уцепились за чахлый кустик, который тут же начал сдавать и вырываться под вашим весом из земли....

    На уровне своего рта вы видите спелую земляничку и ловите ее ртом.
    Никогда прежде вы не испытывали более полного и острого блаженства.

    Пребывание в здесь и сейчас само по себе довольно скоро вызывает поток эндорфинов (или как их там) блаженства. То есть "аскеза радости" лишь поначалу предполагает какое-то "накручивание", искусственное обострение восприятия.


    24А
    Легко понять в свете сказанного Казанову, для которого радости секса имели смысл только в ситуации отчаянного риска (под звук взламываемой разъяренным мужем двери).
    Только тогда клубничка оказывалась ну просто неверояяяятно сладка

    25
    От "столкновение с траком" - пушкинское
    Есть упоение в бою,
    И бездны мрачной на краю,
    И в разъяренном океане,
    Средь грозных волн и бурной тьмы,
    И в аравийском урагане,
    И в дуновении Чумы.

    И уж не ведаю от какого гения Пушкину известно:

    Всё, всё, что гибелью грозит,
    Для сердца смертного таит
    Неизъяснимы наслажденья —
    Бессмертья, может быть, залог!

    Именно как залог Бессмертья (а не просто для острого кайфа) и нужны подобные практики.
    я б назвала их: успеть всунуть ногу между двумя мгновениями, -
    и через эту щелку успеть проникнуть в дверь Вечности.


    26
    (вижу, что непонятно, так что надо выделить еще раз)
    Именно как залог Бессмертья (а не просто для острого кайфа) и нужны подобные практики.
    я б назвала их: успеть всунуть ногу между двумя мгновениями, -
    и через эту щелку успеть проникнуть в дверь Вечности.
    ...
    ...
    ...
    Обостренная осознанность, внимательность постепенно ведут к тому же:
    повышение темпа жизни как увеличение объема ежемгновенно воспринимаемого.
    В итоге - время "квантуется" и между квантами времени обнажается невозможная прежде щелка.

    27.
    Если не "подставил себя красоте" /Цветаева/, то ее для тебя не существует.
    "Подставить себя красоте" - та же фура*.
    Скучному человеку и на природе - скучно.
    Мы тоже умеем любить. Не только Пастернак. Но любим - по-разному. И называем весьма разные внутренние переживания одним и тем же словом - "любовь". Это как одним словом "икра" обозначают и лягушачью и паюсную.
    Любимая, — жуть! Когда любит поэт,
    Влюбляется бог неприкаянный.
    И хаос опять выползает на свет,
    Как во времена ископаемых.
    .........
    Он видит, как свадьбы справляют вокруг.
    Как спаивают, просыпаются.
    Как общелягушечью эту икру
    Зовут, обрядив ее, — паюсной.
     
    Последнее редактирование: 17 июл 2023
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Дополнения


    Поминавшиеся "доктора Церкви" всей честной компанией
    ---
    Святые Иероним, Августин, Григорий и Амвросий
    Алтарь Отцов Церкви
    ***
    Атеист Бертран Рассел: Доктора Церкви
    http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4705

    [​IMG]
     
  9. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    От камня Иеронима - к шляпе Иеронима
     
  11. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Шляпа ты кардинальская! или А кто тут еще шляпу надел?
    (От Рубенса к Ренуару)
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2016
  12. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Дело в шляпе.
    (Из беседы об одной шляпе Босха
    /к "Камню св. Иеронима"/)


     
    Последнее редактирование: 6 сен 2016
  13. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Счастливый союз - это союз двух счастливых - /к ММ (монашки в миру)/

    Намедни подружка-сестричка рассказала душераздирающую историю о неудачном сетевом сватовстве. (Наше "монашество" вовсе не исключает замужества. Оно исключает его томительное ожидание.)
    И закончила замечательными словами:
    "Винить в своих неудачах рунет - все равно что винить грабли".
    Вот что значит ответственность. С таким пониманием и позицией все у нее будет прекрасно.

    И мужчинам тоже не советовала б "планировать" жениться. В нашем кружке в этом отношении принцип простой: строй жизнь так, как если бы замуж никуда и никогда не собираешься. И тогда рядом с тобой в итоге окажется тот, кто тебе действительно нужен, а ты - ему.

    Те же, кто в браке чают найти утешение, имеют все шансы остаться безутешными. Кто мечтает найти свою половинку, чтоб забыться с ней, как с пол-литра, - рискуют получить даже не четвертинку, а похмельный синдром.
    Нельзя свою неполноту восполнить чужой неполнотой.
    Из союза двух несчастий вряд ли получится счастье.

    Брак как утешение.
    Религия как утешение.
    Работа как утешение.
    Семья-дети как утешение.
    Водка как утешение.
    Все утешения действуют недолго, и оплачиваются довольно дорого.
    Жизнью. Неточно прожитой жизнью.


    [​IMG]
     
  14. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Жрать хочется (об аскезе)
    Почему именно из монашеской практики? - потому что основной термин с окончанием "...бесие" (и единственный с постоянной пропиской в словарях) "чревобесие".
    "чревобесие - преяждане; чревоугодничество."
    Уже по старославянизмам ясно, какого поля это слово ягода.
    На самом деле (мягкий) монашеский критерий таков:
    естественное чувство голода возникает в животе; чревобесие же, - ощущение голода во рту.
    Но это именно что мягкая современная трактовка. Чувство голода во рту имеет специальное название: "гортанобесие"; и значит оно нечто вроде "дальше в грех уж некуда".
    Чревобесием же можно обозвать любое послабление сколь угодно строгого постнического идеала;
    (часто вынужденного: от сурового голода то и дело страдало не только монашество, но и все многострадальное население).
    "А морда не треснет?" можно бросить сколь угодно исхудалой морде.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    От камня Иеронима - к шляпе Иеронима

    Это такая кардинальская шляпа.
    Форма одежды у них была такая - кардинальская . С той поры само слово "кардинал" стало означать яркий оттенок красного.
    [​IMG]

    "кардинал"
    Узнаете лучшего друга сразу 4х, нет - лучше 3х мушкетеров?
    Филипп де Шампень
    Тройной портрет кардинала Ришелье.
    [​IMG]
    Вообще-то, растроение личности в живописи случается.

    Тройной портрет Карла I (Ван Дейк )
    [​IMG]
     

Поделиться этой страницей