Заклинание постмодернизма. старый анекдот: - Мой брат изобретает то, что убьёт телевидение! -? -Цветное радио! То , что постмодернизм интеллектуальной публике надоел это несомненный факт. И уже, минимум, с 90-х существует интересный ритуал под названием "похороны постмодернизма", кажется он стал уже неотъемлемой частью постмодернистской культуры. Это что-то вроде сжигания чучела Зимы, для того чтобы быстрее пришла Весна. Заключается он в том, что кто-то торжество заявляет"Постмодерн мёртв!" и предлагает альтернативу, новизна которой заключается г.о. в её декларировании. Какая-то группа авторов/артистов объявляется принципиально новым словом. Чаще всего за этим стоит куратор, которому надо протолкнуть проект. Альтернативу постмодернизму обычно ищут по принципу противоположности : вот у вас ирония, а у нас искренность!, вот у вас секулярность, а у нас радикальная ортодоксия! у вас игра , а нус жёсткий документализм! И предлагается что-то сильно старое. Как бы в новом контексте новой эпохи. вот например, хорошо покупаемые сравнительно недавние проекты (т.с. постпост... ) (у нас на форуме один претендент тоже представлен в отдельной ветке) Стакизм Томсон Клинт Килф к нему вроде не относят чуть более раннего Деваджоти Рая, а можно на мой взгляд сюда же можно отнести ещё более раннего , действительно остроумного и абсолютно постмодернистского Пьера Фареля но границы направления определяются кураторами ) Фанизм Саль Марино Магнуссон весьма моден Питер Дойг (он был из круга "молодых британских художников", но пошёл более архаичным путём, признанным новейшим словом. Возможно это и так ) Ну и конечно много "классицизирующих художников", которые в отличие от классицизирующих постмодернистов заверяют всех в своей полной серьёзности.
Новые веяния Есть две масштабные тенденции отмечаемые повсеместно. Первая связана со стремительным развитием компьютерных технологий и особенно развитием Интернета (с 90-х). Тема "участия" зрителя в артефакте ,которая волновала как задача постмодернистов, получила самое прямое разрешение благодаря виртуальной реальности. Знаковым событием здесь стало признание в США видеоигр и интерактивных проектов особым видом искусства (2012) Вторая это т.н. новая искренность, она же новая эмоциональность и новая субъективность. Суть понятна из названия. "Человек" которого постмодернизм "похоронил", сделал артефактом, медийным персонажем, проявлением языка и т.д. настойчиво рвётся назад со своим "истерическим реализмом, эмоциональностью , субъективностью, искренностью переходящей в эксгибиционизм, со своими бесконечными частностями, со своим назойливым , жаждущим самопрезентации я. Социальные сети стали местом где каждый сам стал автором , а его жизнь событием и артефактом ) Правда не всегда достаёт "искренности" и её являют уже профессионалы. Это театральные действа с постоянно обнажающимися актёрами, это "Криминальное чтиво" , где частности и болтовня не менее важны чем криминальный сюжет, это Гришковец , это Вера Полозкова (да-да ) ) и даже Рябцева ) . Это вырвашийся из постмодернистского гроба Человек жаждем презентовать себя как он есть- "вот такой вот я!". И как правило это человек без дистанций, без иерархий и не отягощённый багажом знаний. (У Пелевина есть удачная шутка про "развитой постмодернизм" : "— Ну да, да… Бальдр еще говорил, что культурой анонимной диктатуры является гламур. — Не культурой, — поправил Калдавашкин, подняв пальчик, — а идеологией. Культурой анонимной диктатуры является развитой постмодернизм. Такого мы точно не проходили.— А что это?— Развитой постмодернизм — это такой этап в эволюции постмодерна, когда он перестает опираться на предшествующие культурные формации и развивается исключительно на своей собственной основе.— Что это значит? Калдавашкин несколько раз моргнул своими глазами-васильками в прорезях маски.— Как раз то самое, что ты нам сегодня продемонстрировал во время своей речи, — ответил он. — Ваше поколение уже не знает классических культурных кодов. Илиада, Одиссея — все это забыто. Наступила эпоха цитат из массовой культуры, то есть предметом цитирования становятся прежние заимствования и цитаты, которые оторваны от первоисточника и истерты до абсолютной анонимности.")
Дэш Сноу - фотофиксация собственной жизни https://vk.com/album-33553031_162414064 (правда весьма бурной ) )
Правильно я понимаю автора, что "похороны постмодернизма" провалились по всем фронтам? Ни одна предлагаемая альтернатива ничего собой не представляет и альтернативой постмодернизму не является? Т.е. весь дальнейший текст с одной стороны подтверждает первый абзац, но как-то неуверенно. Т.е. вроде теплится надежда, что что-то всё же подходит на смену постмодернизму?
если правда, что интерактивные проекты признаны в США особым видом искусства только в 2012, то в России есть крупный деятель культуры, который опередил США на 3 года и объявил свой интернет-ресурс новым видом искусства "Интерактивной книгой". Это Ярослав Таран и его Воздушный замок, а также три с половиной его последователя. Последние правда ни слова про особый вид искусства не говорят - может они не в курсе. Постпостмодернизм весьма авторитарное течение.
Ну предполагать, что постмодернизм это навечно, было бы странно.) По стандартным для 19-20 вв. темпам смены больших стилей в 2010-е уже должны быть периодом появлением хорошо заметной альтернативы. Однако поскольку темпы вроде бы ускорились, а сам процесс представляется, привыкшим всё контролировать, кураторам всё более управляемым, похороны начались явно преждевременно. В начале ветки я рассматриваю процесс этих "похорон", потом несомненно наметившиеся глобальные тенденции, а затем перейду к художественным направлениям действительно являющим признаки новизны, но никаких гарантий, что именно они лягут в основу нового большого стиля. Потому что когда он сформируется все его корни будут выявлены постфактум ) И конечно понятно, что "большой стиль" употребляется здесь в максимально широком значении - как совокупность взаимосвязанных тенденций и магистралей. Когда-то давно в разговоре Фёдор Синельников спросил меня о том что это будет за стиль, я ответил - "красивый авангард" , что звучит примерно как "сухая вода". Так вот проявлениям этого самого "красивого авангарда" или "неомодерна" и будет посвящена большая часть ветки.
Метамодернизм "Романтизация", "пост-ирония"и "колебания" Все эти слова означают усталость от тотальной иронии и отстранённости, как постмодернистской модели отношения к миру, но в то же время неспособность вернутся в состояние модерной (и тем паче домодерной) "невинности". "Романтизм" здесь просто способность воспринимать чувства и традиции всерьёз, без стеба. Пост-ирония - способность воспринимать одновременно всерьёз и отстранённо/иронично, вовлекаться в процесс игры, не забывая, что игра. "Колебания" (как основной мотив метамодернизма) это ситуация постоянного колебательного перехода от игры и прикола к серьёзности.
Направления о которых речь пойдёт ниже очень разные, но все они не вписываются в постмодернистскую парадигму, появились сравнительно недавно (хотя конечно и имеют корни) и в какой-то степени связаны с проявлением этой самой "романтизации"
Сярестёниеми (1925-81) не современный художник, он стоит скорее у истоков хельсинской школы , но в его творчестве есть все признаки метамодернизма ) абсолютно естественный переход от серьёзности к игре, от абстракции к наиву, и "романтизм". Точно также с полным основанием можно назвать метамодернистами и Норштейна с Ярбусовой ( о них на форуме много).
Maiju Salmenkivi (превращение экспрессионизма в наив и обратно прямо на глазах изумлённой публики, причём без всякого напряга)
признак метамодернизма: многомерность/многомирность, совмещение (соседство, сосуществование, сквожение, перетекание, через-проявление) разных реальностей, вернее разного видения этих реальностей?
к тому же как и модерне снова приходит сильное дальневосточное влияние, но уже на новом более глубоком уровне понимания.
думала об отличиях. помимо того, что это другая фаза (виток) черт модерна, ощущение от него совсем другое. отличие на уровне восприятия, и оно очень явное: если модерн (по моим ощущениям) при его многомерности это нечто подчёркнуто искусственное, с дистанцией - "вот ты - а вот мир", где ты остаёшься по сю сторону, то нео-модерн динамичен, у него другое отношение со временем, он не только впускает, но создаётся ощущение, что между вами в принципе нет границ и то, что происходит на картине, происходит с тобой - не в смысле событийном, конечно. Возможно, такое ощущение возникает по той простой причине, что это искусство нам современно, но всё же эта "пластичность сознания картины" определённо есть. В том же перетекании от наива к авангарду и обратно.
модерн (ар нуво) был итогом развития европейского искусства , которое принципиально ставило границу между я и не-я, воспринимающим и воспринимаемым, поэтому нельзя сказать, что это черта именно модерна/ар нуво. последнему как раз удалось размыть слегка эту границу (с теми возможностями которые у него были). но дальше был опыт модернизма/авангарда жёстко ставящего границу уже между артефактом и миром. картина перестаёт изображать что-то лежащее за её пределами. но зато было стремление к снятию грани между картиной и сознанием/подсознанием художника. Модернизм перенёс акцент с того что изображено, на то как изображено. картина это не образ мира а сам мир состоящий из красок и чего-то ещё. И если присмотритесь к картинам выше, то как раз увидите их подчёркнутую "сделанность". краска не скрывает того, что она краска, фактура поверхности - потёртости, трещины - это часть того , что создаёт картину. Но, в отличие от модернизма, дело к этому не сводится, это используется как приём.
вот эту вот ветку http://forum.arimoya.info/threads/Шотландские-реалисты.4318/ я тоже открыл для того чтобы на примере другой школы перебросить мостик от модерна, через модернизм к мета-модернизму (практически минуя постмодернизм)
но опыт постмодернизма тоже не исчез. постмодернизм чётко рефлексирует момент стилевой игры. новый стиль просто живёт в ней, не отстраняясь и не пародируя. Джеми Хейден http://forum.arimoya.info/threads/американские-реалисты.2960/#post-72045 ведёт вроде бы постмодернистскую игру по превращению фотографии в картину (с отсылкой к пикториализму и пост-сюру). но "романтизм" её кажется вполне серьёзным.