Мириады миров

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем list, 1 окт 2020.

  1. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.834
    Симпатии:
    3.357
    Бывает, что буддизм плохо понимается как небуддистами, так и буддистами. Особенно в местах пересечения с другими путями и религиями. Отсюда возникают споры, разногласия и непонимания. Например, на предмет творческого начала. Есть мнение, что цель буддизма - уничтожить всякое движение и творчество, свести всё это (как и само существование) к нулю, небытию. Нижеприведённый фрагмент предисловия к книге Джамгона Конгтрула "Мириады миров" это предположение полностью опровергает:


    Модель мироздания в космологии ограниченных чисел

    Хотя космология ограниченных чисел в первую очередь сосредоточена на одной мировой системе — нашей собственной (символически выраженной осью - горой Меру и четырьмя материками и разными субматериками), — она, безусловно, признаёт существование огромного количества других миров. В этом сценарии не существует никакого абсолютного начала процесса становления новых мировых систем. Буддийская космология объясняет создание нашего мира как пример вневременного процесса, в котором ум и материя переплетаются в нескончаемом потоке жизни и формы. Миры вечно создаются и разрушаются в бесконечности пространства и времени, и нет края у пространства и начала у времени.

    Что же обеспечивает непрерывность этого процесса из кальпы в кальпу? Буддисты отвечают, что бесконечно повторяющееся неистовство элементов никогда не уничтожает особую сферу бытия существ, достигших четвертой стадии медитации (4-й дхьяны), и особый ветер (прана, лунг) из этой сферы помогает творить новые миры. Само собой разумеется, что если мир создает карма существ, то она же его и разрушает.

    Космология бесконечных полей будд


    Сосредоточенность космологии ограниченных чисел на единственной мировой системе соответствует идеалу личного освобождения от цепи перерождений, присущему Хинаяне. Чтобы оценить величину бесконечного числа мировых систем, которые рождаются и рушатся каждый миг, требуется более широкий духовный взгляд. Для этого необходимо мужество бодхисаттвы, взращивающего в себе великое «сострадание-защиту» по отношению к несметному количеству живых существ, которые во всех бесконечных вселенных каждый миг испытывают страдания рождения и смерти.

    Космология бесконечных полей будд (буддхакшетра) — исключительное достояние Махаяны. Ее истоки можно обнаружить в некоторых сутрах Махаяны, таких как Аватамсака, Саддхармапундарика, Панча-виншатисахасрикапраджняпарамита-сутра, Вималакирти-нирдеша-сутра и Ачинтьявимокша. Они повествуют о грандиозной космической игре бесчисленных будд и бодхисаттв, которые непрерывно дают учения, показывают чудеса и практикуют десять совершенств на благо других. Эти тексты посвящены скорее относительной реальности, чем абсолютной.

    Объяснение того, почему в этой космологии мировые системы изображаются как поля будд, можно найти в первой главе книги Джамгона Конгтрула "Мириады миров". В текстах Махаяны утверждается, что бесчисленные мировые системы возникли не только вследствие кармы существ, но и благодаря взаимосвязям между живыми существами и буддами. Широта этих всеобъемлющих и сложных взаимосвязей поражает. Они охватывают сострадание будд, предрасположенности и судьбы живых существ, вселенские законы природы и обеты бодхисаттв. Благодаря взаимозависимости всех этих факторов в пустом пространстве возникают мириады миров. В этой системе нет речи об абсолютном начале времен — напротив, вселенная понимается как безначальный круговорот, который повторяет себя до тех пор, пока все существа не освободятся от страданий сансары. В тексте ясно утверждается, что будды и бодхисаттвы принимают деятельное участие в проявлении вселенной. Таким образом, согласно этому воззрению вселенная — это основа и фактор пробуждения, а вовсе не темница, из которой нужно бежать. Это арена проявления чудесных способностей просветленных существ, поле деятельности, на котором бодхисаттвы практикуют искусные средства, дабы помочь другим преодолеть смятение ума.

    Будда-кшетр, чистая земля Будды Акшобхьи.jpg
    Будда-кшетра, или чистая земля Будды Акшобхьи, воплощения зерцалоподобной мудрости в мандале 5 дхьяни-будд

    Здесь Конгтрул знакомит с понятием «бодхисаттвы, очищающие поля будд» (бодхисаттванам буддхакшетрапаришодхана), но подробно его не объясняет. Это важное понятие, которое часто рассматривают упрощенно, потому что иначе его полный смысл был бы малодоступен. В некоторой степени его объясняет высказывание Будды, приведенное в тексте «Святые учения Вималакирти». Будда говорит, что поля будды, в которых практикуют бодхисаттвы, — это поля живых существ. По всей видимости, это означает, что поля будды — это сами живые существа, а также миры, которые они населяют. В ходе практики десяти совершенств бодхисаттвы трудятся, чтобы всеми средствами привести других к духовной зрелости. Следовательно, стремление бодхисаттвы привести всех остальных к полному пробуждению есть важное условие процесса формирования мировых систем. Это ясно показано в «Вималакирти-нирдеша-сутре», где говорится, что Будда коснулся земли большим пальцем ноги — и наша вселенная преобразилась в самоцветы, сияющие бесконечным светом. Тогда Будда сказал Шарипутре, что вселенная всегда чиста, но кажется загрязненной, дабы способствовать духовному созреванию существ.

    В рамках космологии бесчисленных полей будд Махаяны, которая связана с теорией природы будды (татхагатагарбха), вполне очевидно, что основа безначальных заблуждений, которым подвержены живые существа, составляет также и основу пробуждения от этих заблуждений. Другими словами, истинное состояние бытия человека является почвой и для заблуждения, и для пробуждения.

    Движущая сила Махаяны — решимость достичь просветления ради всех живых существ, а следовательно, благо других всегда перевешивает другие, более относительные аспекты практики, например этику. Поэтому на изображениях будды пробужденного измерения наслаждения всегда выглядят не как монахи, а как царевичи и царевны в изысканных одеяниях и драгоценностях. Именно в таком виде проявляются будды, которые играют важную роль в космологии Махаяны. Такая форма, или измерение, связаны с чистой областью, которая носит название Непревзойденная (Акаништха). Согласно учениям, Акаништха — это «место», где обретают просветление все будды. Однако Конгтрул делает примечательное заявление о том, что Акаништха — это «любое место», где обретает просветление то или иное живое существо. Это заявление готовит почву для его описания мира Полный Цветов — мировой системы, в которую входит и наш мир, мир Претерпевания.

    Мандала Махавайрочаны.jpg
    Мандала Махавайрочаны

    Конгтрул подразумевает, что где бы то или иное существо ни достигло просветления, там сама собой проявляется Акаништха, увенчанная дворцом, убранная всеми украшениями, которые только можно представить. Просветленное существо становится владыкой этого мира, приняв облик Будды Всеозаряющего (Вайрочаны), Великого Ледникового Озера Мудрости, пробужденного измерения наслаждения, неотличимого от всех будд десяти направлений. Вайрочана тоже занимает в космологии Махаяны особое место, вероятно, потому, что олицетворяет чистоту формы — той формы, которая объемлет всю вселенную. В грандиозности этой космологии можно убедиться на примере ее положения о том, что в каждой поре тела Вайрочаны проявляются бесчисленные мировые системы, а в каждом атоме этих миров заключается бесконечное множество других миров и образов Вайрочаны. Каждый из образов Вайрочаны, в свою очередь, содержит в себе бесчисленных будд и бесчисленные поля будд. Вайрочана объемлет всю вселенную, а вся вселенная образует Вайрочану. Если Конгтрул имеет в виду, что все это необъятное проявление миров находит свое воплощение в каждом обретающем просветление существе и что такое существо вмещает в себя все эти миры, то в свете бесконечного числа будд десяти направлений перед нами предстает непостижимая, неизмеримая картина космоса, в котором частное включает в себя общее, а общее содержится в частном; иными словами, каждое объемлет всё и всё объемлет каждое.

    Вайрочана.jpg
    Вайрочана

    Наш мир, мир Претерпевания, бесконечно малая частица этой величественной картины космоса — тринадцатая в последовательном ряду мировых систем, покоящихся в океане бесконечного множества миров, и все они лежат на ладони Будды Вайрочаны. Эта часть вселенной называется мир Полный Цветов; у него в миллиарды раз больше измерений, чем миллиард мировых систем, описываемых в космологии ограниченных чисел. Это область влияния единственного проявленного измерения пробужденности (нирманакаи). Между Вайрочаной, центральной фигурой Акаништхи, и его проявлениями по всей вселенной проводится различие, дабы подчеркнуть, что в Махаяне первостепенный метод, способствующий созреванию учеников, — объяснять им учение, причем делать это может только будда, который проявляется в облике, зримом для всех существ.

    Некосмологическая система дзогчена


    Что касается воззрения Дзогчен, то первичной созидательной причиной вселенной считаются не карма существ и не взаимосвязи между состраданием будд и живыми существами, а ригпа — состояние чистого и полного присутствия. Это ригпа есть не что иное, как сама изначально чистая основа бытия (жи: gzhi). Таким образом, круговорот жизни рассматривается просто как волнение или возбуждение состояния ригпа, которое «отклоняется от самого себя». Представление о ригпа, отклоняющемся от самого себя, — лишь метафора, потому что ригпа никогда не может от себя отойти. Однако, когда из основы бытия возникают проявления и в них не узнают саму основу бытия или игру ригпа, начинается омраченность круговорота бытия. Неспособность узнать изначально чистую сущность основы бытия — это неведение, которое возникает из исконного ведения (ригпа). Этот процесс происходит так: сначала основа бытия проявляется как пять чистых светов, но существа по своему неведению видят эти света как конкретные объекты. По этой причине сами видимости становятся омрачениями.

    Самантабхадра.jpg
    Будда Самантабхадра, Изначальный Будда

    Говоря иносказательно: когда сломана печать, скрепляющая полное и чистое присутствие с первоосновой бытия, возникает творческий порыв ригпа и разом порождает всю вселенную, которая есть не что иное, как проявление нашего собственного ригпа. Такое проявление может происходить восемью разными способами, благодаря которым возникают все мириады миров измерений будд и круговорота жизни. Как гласит заглавие одной из главных тантр Дзогчена, полное и чистое состояние присутствия есть «Великое творческое начало вселенной» (тиб. Кунчжед Гъялпо (kun byed rgyal ро): «Царь Всетворящий». — Прим. перев.). / конец цитаты


    Тема космологии в буддизме вообще довольно интересна, и, я надеюсь, будет повод её продолжить в том или ином виде.
     
    Последнее редактирование: 12 ноя 2020
  2. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.834
    Симпатии:
    3.357
    И как же всё это творится?

    Всё это описано, например, в Кунзанг Монлам - молитве Самантабхадры

    Основа всего бытия не сотворена;
    Этому самосущему, бескрайнему
    и невыразимому пространству
    Неведомы названия «сансара» и «нирвана».

    Из непрерывного аспекта ясности осознавания
    Появляются пять видов мудрости, обладающие
    единой сущностью.
    Созревая, эти пять видов мудрости
    Становятся пятью
    первоначальными семействами будд.

    А_танка.jpg
    А - символ Основы всего

    Пять семейств будд.jpg
    Пять дхьяни-будд

    Благодаря распространению
    этой изначальной мудрости
    Появляются 42 мирных будды,
    А в результате восхождения
    энергии пяти видов мудрости
    Возникают 60 гневных будд, пьющих кровь эмоций.

    Непрерывным потоком мои эманации
    Будут распространяться в миллиардах
    непостижимых образов,
    Представая в тех или иных формах
    Перед теми, кто нуждается в усмирении.

    25 пространств Самантабхадры.jpg
    25 пространств Самантабхадры

    Существа заблуждаются, потому что в самом начале
    У них не возникло осознавание
    по отношению к основе;
    Из-за этого у них отсутствует
    какая-либо осознанность.
    Это и есть причина заблуждения и неведения.
    Из-за такого бессознательного состояния
    Появляются опасения, страх и нервозность,
    От чего возникает цепляние за себя
    и восприятие других в виде врагов.
    Постепенно такая тенденция входит в привычку,
    И из этого возникает цепочка сансары;
    Развиваются пять эмоциональных ядов,
    Которые влекут за собой непрерывный поток кармы.

    Или например в замечательной книге Тендзина Вангьяла Ринпоче "Исцеление формой, энергией и светом. Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене" (есть очень удачная начитка)

     
    Последнее редактирование: 12 ноя 2020
  3. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.834
    Симпатии:
    3.357
    Описание возникновения миров и всей космологической системы способствует как минимум расширению наших представлений о реальности и полезно в практике медитации.
    Вот что Джамгон Конгтрул, изучивший все имеющиеся в буддийских школах сведения по данному вопросу, пишет о нашем мире:

    kosmologia.jpg

    И всё это - сансара, включая арупадхату. Всё это сферы страдания в том или ином виде.

    Стадия разрушения миров:

     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2020
  4. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.834
    Симпатии:
    3.357
    Итак, мы создаём сансару и весь набор страданий просто самим своим существованием, при котором не распознаём исконно чистой Основы всего. Поэтому метод буддийской Тантры представляет собой процесс обнуления сансарического восприятия (и мира) и выстраивания его заново как чистый мир, просветлённый мир, с "исходной точки" (точки никакой, конечно же, нет - имеется в виду Абсолют, а практически это пребывание в ригпа; ригпа - естественное состояние ума - это тот аспект природы ума, или природы будды, который возможен для нас, пока мы живём в своём теле).

    Из "трёх самадхи" (тройного самадхи), на основании максимально возможного очищенного восприятия, где у нас нет никаких представлений ни о мире, ни о себе, мы выстраиваем новый мир, новую реальность, новую картинку, которая называется мандалой. Мы выстраиваем просветлённое измерение, следуя процессу формирования миров: посреди защитного ваджрного круга мы визуализируем 5 элементов.

    Первый элемент - основа всего - это элемент пространства, в виде "необъятной, огромной как небо" синей пирамиды вершиной вниз,
    - внутри неё гигантский зелёный крест или перекрестие ваджра, которое символизирует элемент ветра,
    - на нём огромный белый круг или диск (элемент воды),
    - на нём жёлтый квадрат (элемент земли),
    - и сверху этого квадрата - гора Сумеру, которая является метафизическим обозначением нашего планетарного влияния,
    - сверху в небе сверкает красный треугольник огня вершиной вверх, который представляет элемент огня.

    Именно эти элементы в состоянии неведения, т.е. нераспознания просветлённой природы сущего, становятся основой скандх и начинает вертеться известный 12-звенный механизм возникновения. Будучи же распознанными как чистое измерение, элементы "порождают сияние и энергию исконной мудрости" в различных её аспектах.

    Как проявляют себя элементы на относительном уровне - в нашей повседневной жизни, например, - хорошо описано у Тендзина Вангьяла. Например, элемент пространство:

     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2020

Поделиться этой страницей