Мириады миров

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем list, 1 окт 2020.

  1. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Фрагменты классических буддийских текстов, описывающих миры буддийской космологии

    Джамгон Конгтрул "Мириады миров" (из предисловия к книге):


    Модель мироздания в космологии ограниченных чисел (воззрение Тхеравады)

    Хотя космология ограниченных чисел в первую очередь сосредоточена на одной мировой системе — нашей собственной (символически выраженной осью - горой Меру и четырьмя материками и разными субматериками), — она, безусловно, признаёт существование огромного количества других миров. В этом сценарии не существует никакого абсолютного начала процесса становления новых мировых систем. Буддийская космология объясняет создание нашего мира как пример вневременного процесса, в котором ум и материя переплетаются в нескончаемом потоке жизни и формы. Миры вечно создаются и разрушаются в бесконечности пространства и времени, и нет края у пространства и начала у времени.

    Что же обеспечивает непрерывность этого процесса из кальпы в кальпу? Буддисты отвечают, что бесконечно повторяющееся неистовство элементов никогда не уничтожает особую сферу бытия существ, достигших четвертой стадии медитации (4-й дхьяны), и особый ветер (прана, лунг) из этой сферы помогает творить новые миры. Само собой разумеется, что если мир создает карма существ, то она же его и разрушает.

    Космология бесконечных полей будд (воззрение Махаяны)


    Сосредоточенность космологии ограниченных чисел на единственной мировой системе соответствует идеалу личного освобождения от цепи перерождений, присущему Хинаяне. Чтобы оценить величину бесконечного числа мировых систем, которые рождаются и рушатся каждый миг, требуется более широкий духовный взгляд. Для этого необходимо мужество бодхисаттвы, взращивающего в себе великое «сострадание-защиту» по отношению к несметному количеству живых существ, которые во всех бесконечных вселенных каждый миг испытывают страдания рождения и смерти.

    Космология бесконечных полей будд (буддхакшетра) — исключительное достояние Махаяны. Ее истоки можно обнаружить в некоторых сутрах Махаяны, таких как Аватамсака, Саддхармапундарика, Панча-виншатисахасрикапраджняпарамита-сутра, Вималакирти-нирдеша-сутра и Ачинтьявимокша. Они повествуют о грандиозной космической игре бесчисленных будд и бодхисаттв, которые непрерывно дают учения, показывают чудеса и практикуют десять совершенств на благо других. Эти тексты посвящены скорее относительной реальности, чем абсолютной.

    Объяснение того, почему в этой космологии мировые системы изображаются как поля будд, можно найти в первой главе книги Джамгона Конгтрула "Мириады миров". В текстах Махаяны утверждается, что бесчисленные мировые системы возникли не только вследствие кармы существ, но и благодаря взаимосвязям между живыми существами и буддами. Широта этих всеобъемлющих и сложных взаимосвязей поражает. Они охватывают сострадание будд, предрасположенности и судьбы живых существ, вселенские законы природы и обеты бодхисаттв. Благодаря взаимозависимости всех этих факторов в пустом пространстве возникают мириады миров. В этой системе нет речи об абсолютном начале времен — напротив, вселенная понимается как безначальный круговорот, который повторяет себя до тех пор, пока все существа не освободятся от страданий сансары. В тексте ясно утверждается, что будды и бодхисаттвы принимают деятельное участие в проявлении вселенной. Таким образом, согласно этому воззрению вселенная — это основа и фактор пробуждения, а вовсе не темница, из которой нужно бежать. Это арена проявления чудесных способностей просветленных существ, поле деятельности, на котором бодхисаттвы практикуют искусные средства, дабы помочь другим преодолеть смятение ума.

    Будда-кшетр, чистая земля Будды Акшобхьи.jpg
    Будда-кшетра, или чистая земля Будды Акшобхьи, воплощения зерцалоподобной мудрости в мандале 5 дхьяни-будд

    Здесь Конгтрул знакомит с понятием «бодхисаттвы, очищающие поля будд» (бодхисаттванам буддхакшетрапаришодхана), но подробно его не объясняет. Это важное понятие, которое часто рассматривают упрощенно, потому что иначе его полный смысл был бы малодоступен. В некоторой степени его объясняет высказывание Будды, приведенное в тексте «Святые учения Вималакирти». Будда говорит, что поля будды, в которых практикуют бодхисаттвы, — это поля живых существ. По всей видимости, это означает, что поля будды — это сами живые существа, а также миры, которые они населяют. В ходе практики десяти совершенств бодхисаттвы трудятся, чтобы всеми средствами привести других к духовной зрелости. Следовательно, стремление бодхисаттвы привести всех остальных к полному пробуждению есть важное условие процесса формирования мировых систем. Это ясно показано в «Вималакирти-нирдеша-сутре», где говорится, что Будда коснулся земли большим пальцем ноги — и наша вселенная преобразилась в самоцветы, сияющие бесконечным светом. Тогда Будда сказал Шарипутре, что вселенная всегда чиста, но кажется загрязненной, дабы способствовать духовному созреванию существ.

    В рамках космологии бесчисленных полей будд Махаяны, которая связана с теорией природы будды (татхагатагарбха), вполне очевидно, что основа безначальных заблуждений, которым подвержены живые существа, составляет также и основу пробуждения от этих заблуждений. Другими словами, истинное состояние бытия человека является почвой и для заблуждения, и для пробуждения.

    Движущая сила Махаяны — решимость достичь просветления ради всех живых существ, а следовательно, благо других всегда перевешивает другие, более относительные аспекты практики, например этику. Поэтому на изображениях будды пробужденного измерения наслаждения всегда выглядят не как монахи, а как царевичи и царевны в изысканных одеяниях и драгоценностях. Именно в таком виде проявляются будды, которые играют важную роль в космологии Махаяны. Такая форма, или измерение, связаны с чистой областью, которая носит название Непревзойденная (Акаништха). Согласно учениям, Акаништха — это «место», где обретают просветление все будды. Однако Конгтрул делает примечательное заявление о том, что Акаништха — это «любое место», где обретает просветление то или иное живое существо. Это заявление готовит почву для его описания мира Полный Цветов — мировой системы, в которую входит и наш мир, мир Претерпевания.

    Мандала Махавайрочаны.jpg
    Мандала Махавайрочаны

    Конгтрул подразумевает, что где бы то или иное существо ни достигло просветления, там сама собой проявляется Акаништха, увенчанная дворцом, убранная всеми украшениями, которые только можно представить. Просветленное существо становится владыкой этого мира, приняв облик Будды Всеозаряющего (Вайрочаны), Великого Ледникового Озера Мудрости, пробужденного измерения наслаждения, неотличимого от всех будд десяти направлений. Вайрочана тоже занимает в космологии Махаяны особое место, вероятно, потому, что олицетворяет чистоту формы — той формы, которая объемлет всю вселенную. В грандиозности этой космологии можно убедиться на примере ее положения о том, что в каждой поре тела Вайрочаны проявляются бесчисленные мировые системы, а в каждом атоме этих миров заключается бесконечное множество других миров и образов Вайрочаны. Каждый из образов Вайрочаны, в свою очередь, содержит в себе бесчисленных будд и бесчисленные поля будд. Вайрочана объемлет всю вселенную, а вся вселенная образует Вайрочану. Если Конгтрул имеет в виду, что все это необъятное проявление миров находит свое воплощение в каждом обретающем просветление существе и что такое существо вмещает в себя все эти миры, то в свете бесконечного числа будд десяти направлений перед нами предстает непостижимая, неизмеримая картина космоса, в котором частное включает в себя общее, а общее содержится в частном; иными словами, каждое объемлет всё и всё объемлет каждое.

    Вайрочана.jpg
    Вайрочана

    Наш мир, мир Претерпевания, бесконечно малая частица этой величественной картины космоса — тринадцатая в последовательном ряду мировых систем, покоящихся в океане бесконечного множества миров, и все они лежат на ладони Будды Вайрочаны. Эта часть вселенной называется мир Полный Цветов; у него в миллиарды раз больше измерений, чем миллиард мировых систем, описываемых в космологии ограниченных чисел. Это область влияния единственного проявленного измерения пробужденности (нирманакаи). Между Вайрочаной, центральной фигурой Акаништхи, и его проявлениями по всей вселенной проводится различие, дабы подчеркнуть, что в Махаяне первостепенный метод, способствующий созреванию учеников, — объяснять им учение, причем делать это может только будда, который проявляется в облике, зримом для всех существ.

    Некосмологическая система дзогчена


    Что касается воззрения Дзогчен, то первичной созидательной причиной вселенной считаются не карма существ и не взаимосвязи между состраданием будд и живыми существами, а ригпа — состояние чистого и полного присутствия. Это ригпа есть не что иное, как сама изначально чистая основа бытия (жи: gzhi). Таким образом, круговорот жизни рассматривается просто как волнение или возбуждение состояния ригпа, которое «отклоняется от самого себя». Представление о ригпа, отклоняющемся от самого себя, — лишь метафора, потому что ригпа никогда не может от себя отойти. Однако, когда из основы бытия возникают проявления и в них не узнают саму основу бытия или игру ригпа, начинается омраченность круговорота бытия. Неспособность узнать изначально чистую сущность основы бытия — это неведение, которое возникает из исконного ведения (ригпа). Этот процесс происходит так: сначала основа бытия проявляется как пять чистых светов, но существа по своему неведению видят эти света как конкретные объекты. По этой причине сами видимости становятся омрачениями.

    Самантабхадра.jpg
    Будда Самантабхадра, Изначальный Будда

    Говоря иносказательно: когда сломана печать, скрепляющая полное и чистое присутствие с первоосновой бытия, возникает творческий порыв ригпа и разом порождает всю вселенную, которая есть не что иное, как проявление нашего собственного ригпа. Такое проявление может происходить восемью разными способами, благодаря которым возникают все мириады миров измерений будд и круговорота жизни. Как гласит заглавие одной из главных тантр Дзогчена, полное и чистое состояние присутствия есть «Великое творческое начало вселенной» (тиб. Кунчжед Гъялпо (kun byed rgyal ро): «Царь Всетворящий». — Прим. перев.).

    ***

    А это описание самого таинственного "момента" - возникновения мира из тантры «Великое Совершенное Благоприятствие»:

    «Печать так называемого Юного Тела во Внутреннем Сосуде
    раскрылась, так что оно оказалось в естественном состоянии внешнего
    спонтанного присутствия. Прямо в этот момент моё проявление
    вырвалось наружу и возникло прозрачным, мерцающим, неосязаемым,
    волнообразным, колеблющимся, пульсирующим и разнообразным.
    Затем сформировалось великое естественное состояние спонтанного
    присутствия. Из неограниченного пространства пробуждённости
    сформировалось проявление миров Самбхогакаи. Из неограниченного
    пространства качеств стал возможным процесс проявления
    Естественной Нирманакаи. Из неограниченного пространства энергии
    возник процесс нечистого проявления».
     
    Последнее редактирование: 6 мар 2021
  2. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    И как же всё это творится?

    Всё это описано, например, в Кунзанг Монлам - молитве Самантабхадры

    Основа всего бытия не сотворена;
    Этому самосущему, бескрайнему
    и невыразимому пространству
    Неведомы названия «сансара» и «нирвана».

    Из непрерывного аспекта ясности осознавания
    Появляются пять видов мудрости, обладающие
    единой сущностью.
    Созревая, эти пять видов мудрости
    Становятся пятью
    первоначальными семействами будд.

    А_танка.jpg
    А - символ Основы всего

    Пять семейств будд.jpg
    Пять дхьяни-будд

    Благодаря распространению
    этой изначальной мудрости
    Появляются 42 мирных будды,
    А в результате восхождения
    энергии пяти видов мудрости
    Возникают 60 гневных будд, пьющих кровь эмоций.

    Непрерывным потоком мои эманации
    Будут распространяться в миллиардах
    непостижимых образов,
    Представая в тех или иных формах
    Перед теми, кто нуждается в усмирении.

    25 пространств Самантабхадры.jpg
    25 пространств Самантабхадры

    Существа заблуждаются, потому что в самом начале
    У них не возникло осознавание
    по отношению к основе;
    Из-за этого у них отсутствует
    какая-либо осознанность.
    Это и есть причина заблуждения и неведения.
    Из-за такого бессознательного состояния
    Появляются опасения, страх и нервозность,
    От чего возникает цепляние за себя
    и восприятие других в виде врагов.
    Постепенно такая тенденция входит в привычку,
    И из этого возникает цепочка сансары;
    Развиваются пять эмоциональных ядов,
    Которые влекут за собой непрерывный поток кармы.

    Или например в замечательной книге Тендзина Вангьяла Ринпоче "Исцеление формой, энергией и светом. Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене" (есть очень удачная начитка)

     
    Последнее редактирование: 12 ноя 2020
  3. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Описание возникновения миров и всей космологической системы способствует как минимум расширению наших представлений о реальности и полезно в практике медитации.
    Вот что Джамгон Конгтрул, изучивший все имеющиеся в буддийских школах сведения по данному вопросу, пишет о нашем мире:

    kosmologia.jpg

    Всё это сансара, сферы страдания в том или ином виде, колесо перерождений.

    Описание стадии разрушения миров:

     
    Последнее редактирование: 6 янв 2021
  4. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Итак, мы создаём сансару и весь набор страданий просто самим своим существованием, при котором не распознаём исконно чистой Основы всего. Поэтому метод буддийской Тантры представляет собой процесс обнуления сансарического восприятия (и мира) и выстраивания его заново как чистый мир, просветлённый мир, с "исходной точки" (точки никакой, конечно же, нет - имеется в виду Абсолют, а практически это пребывание в ригпа; ригпа - естественное состояние ума - это тот аспект природы ума, или природы будды, который возможен для нас, пока мы живём в своём теле).

    Из "трёх самадхи" (тройного самадхи), на основании максимально возможного очищенного восприятия, где у нас нет никаких представлений ни о мире, ни о себе, мы выстраиваем новый мир, новую реальность, новую картинку, которая называется мандалой. Мы выстраиваем просветлённое измерение, следуя процессу формирования миров: посреди защитного ваджрного круга мы визуализируем 5 элементов.

    Первый элемент - основа всего - это элемент пространства, в виде "необъятной, огромной как небо" синей пирамиды вершиной вниз,
    - внутри неё гигантский зелёный крест или перекрестие ваджра, которое символизирует элемент ветра,
    - на нём огромный белый круг или диск (элемент воды),
    - на нём жёлтый квадрат (элемент земли),
    - и сверху этого квадрата - гора Сумеру, которая является метафизическим обозначением нашего планетарного влияния,
    - сверху в небе сверкает красный треугольник огня вершиной вверх, который представляет элемент огня.

    Именно эти элементы в состоянии неведения, т.е. нераспознания просветлённой природы сущего, становятся основой скандх и начинает вертеться известный 12-звенный механизм возникновения. Будучи же распознанными как чистое измерение, элементы "порождают сияние и энергию исконной мудрости" в различных её аспектах.

    Как проявляют себя элементы на относительном уровне - в нашей повседневной жизни, например, - хорошо описано у Тендзина Вангьяла. Например, элемент пространство:

     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2020
  5. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Об отдельных мирах.
    Известно, например, что наги трепетно относятся к Учению Будды и хранят его, но по каким причинам?

    800px-Bhuvanesvar.jpg

    Кое-что по этому поводу проясняет Великий Кункьен Чжамьянг Шедпа 1-й:

    "Когда Бхагаван пребывал в местности Уддияна, Ваджрапани собрал эти бесчисленные тантры и предстал перед царём Индрабхути и его свитой. После, обретя сиддхи и став вирами и йогинями, они покинули эту местность, а в великом море Уддияны поселились существа Наги. Ваджрапани тем временем письменно изложил все бесчисленные тантры и способствовал духовному созреванию Нагов. Он вручил им книги тантр, благодаря чему Наги обрели человеческий облик. На берегу моря был построен город, который в основном предназначался для достижения сиддхи посредством духовной практики. Мужчины стали вирами, женщины - дакинями. Не имевшие склонности к учению ушли в другие местности. Это море иссушили, и на его месте сам по себе возник храм Херуки. В нём находились джнянавиры и дакини. Ваджрапани записал «Гухъясамаджу» и всё остальное редкостное учение тантр чернилами из драгоценностей и оставил их там на хранение. Затем эти тантры постепенно распространились в мир людей".
     
    Последнее редактирование: 6 янв 2021
  6. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Сделаем на минутку шаг в сторону от непосредственно буддийского учения. Иногда на меня находит поток размышлений. )

    Мириады миров, человеческая цивилизация и впечатления


    С определённой точки зрения то, что мы называем миром – или мириадами миров – есть не что иное, как опыт восприятия, набор отпечатков, или проще говоря - впечатлений (что не отменяет факта существования всех этих миров). Если посмотреть на историю эволюционирования человека, нетрудно заметить, что на протяжении всего своего существования он стремится расшириться – расширить территорию своего обитания, увеличить количество контактов с подобными себе и неподобными, разнообразить еду и зрелища, усовершенствовать среду в целом, снабдив её всё более развитой системой вспомогательных средств, способствующих опять же получению новых, и главное приятных, ощущений, опытов, впечатлений (и творчество - это тоже одна из категорий опыта в этом ряду). Обозрев земной шар и познав его всеми доступными способами, человек ("только этого мало!") выходит за его пределы – в космос. Одновременно он с самого начала, как себя помнит, в виде отдельных личностей или микро-культур, проникает под оболочку физической реальности и вовсю путешествует по мирам "тонкой" - психоментальной сферы, пронизывающую мир "плотных" форм, обнаруживает с ней связи и не только связи.

    И по ту, и по эту сторону действительности человек стремится только к одному – расширяться. Зачем? Он не знает пока, пока им движет эта бессознательная сила, воля – расшириться… а есть ли этому предел? и может ли он быть?.. Ну а всё-таки зачем? Наверное, чтобы тем самым получше устроиться во всём этом многообразии сфер как опытов существования, - подозревает прагматичный разум. То есть получить максимальный набор опыта, - говорит ему сверхразум. Чтобы владеть и управлять этим всем, - приходит к выводу этот разум. То есть владеть и управлять собой, - поправляет его тот ум. И только на какой-то стадии этого бесконечно расширяющегося во все направления пути, в Саду бесконечного множества расходящихся и сливающихся тропок, его в какой-то момент перестаёт устраивать само это стремление к расширению и движению. Человек обнаруживает в самой этой тенденции тупик. И однажды окончательно утыкается в него как в стену. И вот с этого (ой какого болезненного и беспросветного!) момента начинается путь сквозь стену, путь за пределы всего этого, который и принято называть буддийским путём.

    Сюжет истории о "тупике", на самом деле-то, может быть самым разным, но как бы то ни было, а жажда жизни (в обывательском понимании этого слова) и расширения, гонки за впечатлениями должна иссякнуть к этому моменту; необходимо чёткое, хотя бы интуитивное, понимание, что вот это движение замкнуто само на себя и представляет собой вечный двигатель – тот самый, что изобретатели безуспешно пытались перевести в плоскость твёрдых непостоянных предметов. Без вечной пластмассы вечного двигателя, конечно, не получится. ) А вот сознание человека – это и есть эта вечная пластмасса ) и на этой пласт-масс-основе уже можно ехать куда угодно и сколько угодно. Но проблема в том, что когда это уже не угодно, выясняется, что движение не перестаёт быть. Оказывается, что остановиться-то и невозможно. Психика, завязанная на эту невечную реальность куда больше, чем на ту вечную, изнашивается, а сна и отдыху измученной душе нет! Заведённый с безначальных времён механизм набора отпечатков-впечатлений вращается и вращается, и выйти из него нет… сил. Поначалу сил нет, они потом появляются. Но возможность есть всегда, - говорят будды, - и вот этот самый отчаянный момент и называется отречением от сансары в буддизме. Отречение – это вовсе не героическое самоотверженное усилие, не идея о том, что да отрекаюсь я от мира сего! Нет. Это сущностная, глубоко внутренняя невозможность более существовать в условиях обнаруженного (хотя бы интуитивно) режима.

    Так куда же заводит нас, как человечество, путь бесконечного расширения? Никуда. Верней, всё туда же – колесо лишь становится разнообразней, многомерней и громадней, вот и всё. Разве что мы можем, дозрев, попасть в благословенный Тупик, который распознают уже не отдельные индивидуумы (которые уже и без того распознавали его прекрасно на протяжении всей истории и до неё), а весь мир как коллективное сознание. И похоже, мы сейчас близки к осознаванию этого именно на всеобщем уровне. Теперь, когда нам мало и космоса, и психотехник и мы обратили свой взор на создание дополнительных иллюзорных реальностей (для ума не менее иллюзорных, чем все остальные, твёрдые и нетвёрдые), создаваемых технически. - Но что мы делаем опять (в большинстве своём, традиционно подавляющем)? Мы опять, по старой своей протоптанной привычке, гонимся за множеством новых опытов, мы снова увлечены. Ну да, всё новое чрезвычайно интересно! Открытия – это новые впечатления. И мы снова стремимся расшириться с этой целью (как правило, и не осознавая этого). Неслучайно даже бизнес сейчас признал, что представляет собой по преимуществу и по сути своей рынок впечатлений. Да он всегда таким и был, если присмотреться. Весь мир – это рынок впечатлений. Это с одной стороны.

    А теперь посмотрим с другой стороны. Вся эта множественность миров не исчезает, когда/если мы выходим из бесконечного процесса набора впечатлений, когда мы перестаём увязать в нём как в болоте и высвобождаемся. Мы видим, как он вращается сам по себе, без нашего участия (и с ним одновременно). Но вот свою плотность, реалистичность этот мир со всеми его измерениями утрачивает. Она рассыпается, истончаясь и развеиваясь как дым. Пропадают наши страдательные связки со всем этим. И одновременно мы не перестаём во всём этом обнаруживать… но что? Что мы обнаруживаем? Не говоря уже о том, кто. И можно ли сказать, что это тоже – новый опыт, опыт видения реальности (в котором реальность видит саму себя)? Наверное, да. Ключевой вопрос бытия на поверку оказывается тем самым банальным вопросом про счастье: «Все мы хотим счастья и не хотим страданий». Вот и всё, во что упирается наше существование как сонма существ. Как-то даже банально и примитивно для того, чтобы оправдать этим наше всеобщее существование... а как же, мол, "высшие цели" и всё такое? ) Однако сей факт нельзя не признать. Даже желание к гармонизации окружающего мира, мечты о рае, стремление слияния с Богом или достичь просветления - всё это имеет под возвышенно-красивой духовной обёрткой всё ту же коренную жажду быть вечно счастливым и никогда не испытывать страданий. (Впрочем, никто и не говорит, что это бездуховно; просто таков механизм устройства "всего" для человеческого сознания.)

    Для чего же нам (человечеству) нужны все эти «мириады миров», разнообразные впечатления и опыты, для чего нам нужно расширение сознания как таковое? И нужно ли всё это?

    Да, нужно. Хотя бы для того, чтобы, по буддизму, однажды, набрав достаточное их "количество" (достаточное для "полноты"), осуществить качественный переход – в новое видение реальности, в новый опыт бытия. Как говорят существа знающие, он, этот опыт, окончательный (с позиции сансарической реальности): с обретением этого "нового опыта" любая гонка и неудовлетворённость, даже на самом потайном уровне, прекращается.

    Отдельные индивидуумы делали это всегда, оказываясь на том берегу вне зависимости от того, на каком этапе развития вращается "внешняя" цивилизация. Но возможно ли перепрыгнуть на поезде через реку на последнюю клетку шахматной доски - сквозь Зеркало - сразу всей этой цивилизацией? Вопрос остаётся открытым. Будды и бодхисаттвы неустанно и неусыпно работают над ним. )
     
    Последнее редактирование: 19 дек 2020
  7. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Нужно - с точки зрения пути, разумеется. С точки зрения сколь-либо стройной концептуальной системы. С позиции разделения на то и это. То есть в рамках относительной истины буддизма (с которой мы не можем не считаться, ибо пребываем в ней).

    Но при этом сам набор максимального опыта и переживаний в данной жизни совсем не обязателен на буддийском пути. Весь возможный опыт, содержащийся в потенциале сознания каждого из нас, актуализируется по мере успешной практики Дхармы.

    С точки же зрения плода (истины абсолютной) всё это - просто реальность как она есть; то, что мы называем словом жизнь. У неё нет ни зачем, ни почему, нет ни вопросов ни ответов, ни начала ни конца. Она просто такова, какова есть. Татхата. Игра сознания и энергии. Сияние света.
     
    Последнее редактирование: 4 янв 2021
  8. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Дандарон о мирах Рупалоки и Арупалоки:

    "В рупадхату обитают духи, обладающие формой; это так называемые небожители, у которых махабхути функционируют в виде чистоты осадка. Они постоянно и длительное время пребывают в дхьяне, погружаясь в самадхи. В подобном состоянии они пребывают в полнейшем удовлетворении, питаются же они совсем особой пищей. У них нет половой жизни, и появляются они через перевоплощения. Нет там и страсти в нашем, земном, понимании. Это единственная причина, которая отгораживает их от тантрийского учения... Но по развитию духовных сил обитатели рупадхату стоят неизмеримо выше человека, и их цивилизация значительно выше нашей, человеческой.

    Все разрушительные силы человечества, будь то лучи лазера или термоядерное оружие, совершенно безопасны для них. Жизнь небожителей совершенно иная, можно сказать, антиэнтропийная, где попросту нет движения известных нам форм материи. Четыре элемента участвуют там в процессах созидания, разрушения и внепространственного движения. Там нет места традиционным геоцентризу и антропоморфизму. Моделирование функциональных особенностей того мира на основе земного опыта невозможно; там нет цивилизации и прогресса в нашем понимании, небожители живут в своей сфере обитания бесконечно долго: как указывает Абхидхарма, их средний возраст достигает десяти-пятнадцати тысячелетий.

    Хотя в рупадхату Алая-виджняна и не имеет материальной оболочки, тем не менее в ней остается авидья и, следовательно, некоторые дифференцированные клеши. Но в рупадхату нет всей полноты условий для актуализации этих клеш: все небожители равны друг перед другом, меж ними нет противоречий, они не затрачивают усилий для добывания пищи и других видов жизнеобеспечения. Там все есть, все заготовлено великой общественной кармой, поэтому там и нет прогресса. Нет в рупадхату и условий для проявления добродеяния, ибо нет страдающих; небожители пребывают там в полном блаженстве, сжигая в эту счастливую для них эпоху все те добродеяния, что собрали они в период жизни в камадхату, т. е. в нашем земном мире. Согласно Будде, задолго до кончины или перехода в иное рождение жители рупадхату, небожители, теряют свой свет, сияние, исходящее от тела, что и есть признак приближающегося конца, или «смерти». Потерю света они переживают чрезвычайно мучительно и болезненно, ибо в следующем перерождении могут оказаться в аду.

    Связь небожителей с людьми вполне возможна, особенно это имело место задолго до современной цивилизации, до материалистического и утилитарного отношения к миру вещей. Нынче снова заговорили об этом, и теперь уже никто не отрицает вероятности существования других разумных миров в космосе. Такие контакты могут реализоваться в случае кармической необходимости; это будет тогда, когда господство материалистического мировоззрения будет на земле заменено господством мистики и духовного совершенствования. Эта эпоха приближается; признаки ее наблюдаются в том, что экспериментальная наука присущими ей эмпирическими методами частично вскрывает реальность духовного мира. Рациональная интуиция через математические уравнения дошла до шуньяты и обнаружила скорость вне времени и вне пространства, т. е. такую характеристику движения, что присуще духам рупадхату и арупадхату.

    Исходя из унифицированного описания космоса известными законами физики, в последнее время ученые заинтересовались фактом мгновенного несилового взаимодействия между тождественными частицами. Посему одинаково настроенные лазеры должны чувствовать друг друга на расстоянии. Этим феноменом можно воспользоваться для установления энергетически малозатратного мгновенного контакта с бесконечно далеким миром или звездой. Например, если вращать вектор поляризации фотонов одного лазера, то фотоны другого лазера будут мгновенно реагировать на это и как бы видеть происходящее Изменение фазы их колебания легко зафиксировать и тем самым извлечь передаваемую информацию, т. е. в принципе можно с одной галактики на другую мгновенно передавать и морзянку, и телевизионное изображение, и вообще все, что угодно, даже дубли самих себя. Возникает вопрос, почему или по какому закону одинаковые лазеры должны чувствовать друг друга на любом расстоянии, причем мгновенно? Видимо, это свойство рупадхату в целом, т. е. небожителям присуще внепространственно-вневременное движение. Что касается дхармакаи, или Ади-будды, то там нет движения, хотя дхармакая и присутствует постоянно во всей Вселенной. Если два человека в одно и то же время, но в разных концах космического пространства лицезреют дхармакаю в образе своего учителя, то это — свидетельство ее естественного свойства: дхармакая вездесуща, для нее не существует ни времени, ни пространства.

    Обычное материальное тело, наделенное скандхами, само не может в одно мгновение пересечь бездонное пространство и оказаться в другой галактике. А обитатели рупадхату как раз и передвигаются таким образом, мгновенно переносясь, если надо, из одной галактики в другую.

    Что касается арупадхату, то населяющие ее духи еще выше по своим свойствам, чем небожители рупадхату. Они не имеют формы вообще, обладают огромной духовной силой, пребывают постоянно в дхьяне, или самадхи. Алая-виджняна арупадхату также окутана авидьей, поскольку принадлежит еще Сансаре. Возраст их граничит с бесконечностью. В Абхидхарме, например, говорится, что духи арупадхату живут настолько долго, что возраст обыкновенной звезды для них кажется кратким мгновением. Если обитатель арупадхату, случайно очнувшись от сна самадхи, видит, что рядом потухает звезда, он может подумать: «как быстро она исчезает, ведь совсем недавно она родилась из туманности; после этого дух арупадхату снова на миллиарды лет погружается в сон самадхи» Сон самадхи для них есть вся полнота жизни, они им питаются, наслаждаются, в нем действуют и совершенствуются. Но из состояния анирупы (арупадхату) Алая-виджняна не может реализовать Нирвану по той же причине, что и небожители рупадхату. Ибо ни у того, ни у другого нет страсти и нет полового возбуждения; их самадхи совершенно отличны от самадхи тантрийских йогов.

    Поскольку в этих двух областях Сансары — в рупадхату и арупадхату — нет форм движения материи, то не может быть речи и о жизни, все усложняющейся и усложняющейся, умножающейся и совершенствующейся. Разумные существа этих сфер не ставят себе цели собственного радикального совершенствования в том смысле, как это можно подумать о развитии цивилизации и о совершенствовании самого космоса. Земные деятели, судя по себе, обычно предполагают, что смысл существования разумных инопланетян, смысл бытия иноцивилизации как раз и заключен в подобном творческом, преобразующем, украшающем и усложняющем отношении к миру. Но, во-первых, жители рупадхату, не говоря уже об обитателях анирупы (арупадхату), находятся в таких условиях, где просто нет нужды в совершенствовании, все окружающее и так предельно совершенно, нет нужды ни в каких дополнениях, все окружающее создано великой кармой.

    Во-вторых, у обитателей рупадхату нет страсти, которая является основой творческой активности человека. Ведь именно страсть лежит и в основе размножения. Все интересы и цели небожителей рупадхату сводятся к успокоению сознания, к сосредоточению, к дхьяне; это и есть их творческая деятельность. Подобные дхьяны в арупадхату делятся на четыре ступени, в каждой из которых духи получают соответствующее направление развития, не выходя за пределы своей дхьяны. Если творчество людей в основном направлено на внешние объекты, на совершенствование природы в угоду себе, то жители рупадхату разум свой направляют внутрь себя, стремясь постоянно пребывать в самом себе, не растрачивая энергию разума на изменение внешнего мира. С ними согласился бы Сократ, ибо смысл разумного существования они видят во внутреннем самосовершенствовании, не считая необходимым тратить силу разума на изучение внешней природы. И им нет нужды в этом, ибо сущность природы они знают с самого рождения, и совершенствовать ее тоже не надо, ибо она для них и так предельно совершенна и дает все, что нужно. Поскольку небожители рупадхату не обладают творчеством в нашем понимании и стремлением к целенаправленному преобразованию мира, то им не обязательно обладать устойчивой структурой, сопровождаемой сложными энергетическими и информационными процессами, протекающими по известному нам земному, антропоморфному типу. Возможно, жители рупадхату и обладают органами перемещения внешних предметов, получения информации о внешнем мире, обратной связи для управления своей деятельностью, обратной информации с себе подобными существами; но все это у них устроено иначе, нежели у человека, у них нет материальной оболочки. Есть указание в Абхидхарме, что небожители имеют схожие с человеком формы, но только более красивые и совершенные: самый некрасивый небожитель гораздо красивее самого красивого человека (Абхидхарма, 37 л.) Их органы чувств (глаза, уши и т. п.) устроены иначе, чем у человека, они более утонченны и одновременно более сильны в восприятии. Люди, занимающиеся созерцательной практикой в различных религиозных школах Индии, в том числе и в буддийских, добивались восприятия, равного жителям рупадхату. Такое восприятие есть достижение пяти волшебных сил; это — сила слуха небожителей, сила зрения небожителей, способность читать чужие мысли и др.

    Так как они обладают телом, похожим на человеческое, то надо полагать, что и поведение их также сходно с человеческим. Но так как тела их состоят не из материальных частиц, то такие тела иногда называют астральными. Именно поэтому они способны менять свою форму. Установить с ними связь с помощью технических средств нашей материальной цивилизации вряд ли возможно. В Европе и в Азии еще с древних времен существовали естественные способы связи с иным, духовным, миром; и средством этой связи были оккультизм и другие мистические учения на Западе и различные виды созерцательной практики на Востоке. Некоторые люди обладают врожденной способностью общения с иными сферами сансары. Чтобы такая связь стала более распространенной, всеобщей, необходимо, чтобы господствующее сейчас на земле материалистическое воззрение уступило место мистицизму. Мы считаем, что нет необходимости тратить энергию, силу и конструктивные способности людей для установления подобной связи с другим миром. Старый способ достаточно эффективен и одобрен мудрецами обоих миров. Духовное совершенствование людей само открывает возможность общения с обитателями рупадхату и арупадхату.

    Вряд ли обитателей рупадхату и арупадхату, обладающих развитием неизмеримо более высоким, чем у человека, будет интересовать наша цивилизация и ее технические достижения. Они могут показаться им даже смешными, детской забавой. Их взгляд на вещи прямо противоположен человеческому, и потому им не интересны результаты нашего материального и технического прогресса.

    Современный ученый-материалист пишет, что эмоциональность человеческого мироощущения отражается в творческом самодеятельном начале человека как микрокосма и что, вероятно, сознание разумных существ других сфер бытия функционально схоже с человеческим, т. е. инопланетяне — не какие-то запрограммированные автоматы, а существа, обладающие свободной волей, жаждой творчества, любознательностью и, конечно, способные бороться за поставленные цели. Дальнейшие рассуждения материалиста — это какие-то произвольные фантазии касательно формы и поведения инопланетян: он утверждает, что они могут отличаться от нас так же сильно, как динозавры или дельфины, или, допуская еще большую крайность, предлагает представить их в виде... бактерий. По форме предлагается представить их то как мячи, если учесть особенности условий окружающей среды, то безрукими существами, которые могут заглатывать предметы и манипулировать ими с помощью языка. Может быть, язык этих существ светящийся, а во рту на нёбе расположен глаз или микроскоп. Но ни один из ученых-материалистов не допускает и мысли, что обитатели иного мира обладают телами, похожими на тела людей, но только их тела астральны, а не материальны. Не допускается также и мысль, что эти иносущества не интересуются внешним миром с его непостоянством и относительной истиной, что они полностью углублены внутрь самих себя. Они — духи, и их не интересует материальный мир. Ведь человеческая история знает массу людей, которых совершенно не интересовало, из чего создан наш объективный мир — природа. Эти умные и талантливейшие люди, например, Сократ и другие западные философы, пренебрегали интересом к внешнему устройству мира. На Востоке, особенно в Индии, целые школы, последователи определенных религий, совершенно не интересовались познанием мира рациональным способом; всю свою жизнь они посвящали внутреннему духовному совершенствованию и в результате достигали прозрения, становясь сверхлюдьми, обладающими сверхъестественными силами. Своими методами они достигали уровня, которого не достичь современному человеку с помощью эмпирической науки и рациональной интуиции. Они более двух тысяч лет назад уже говорили ясно и определенно о пустоте (шуньяте), которая является сущностью всех вещей, а современные физики только недавно благодаря рациональной интуиции пришли к этому выводу.

    Кроме рупа- и арупадхату есть во Вселенной еще страна дакиней, жители которой, наделенные страстью, занимаются тантрийской практикой, творчеством. Будды, проповедовавшие йогические учения, большей частью учили как раз в этой стране, стране дакиней. Именно здесь реализуют махамудру, или природу будды. Дакини живо интересуются землянами, их совершенствованием согласно учению Будды и совсем не интересуются материальным прогрессом, цивилизацией.

    Общественная карма на данный день запрещает широкое общение между материальным и духовным мирами; при широком общении такого рода всеобщее материалистическое понимание, бытие цивилизованного человечества нашей земли, еще не дошедшее до своего завершения, может оборваться".
     
  9. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Наша земля в системе миров

    Каждый бодхисаттва однажды неизбежно приходит к тому, что начинает создавать свою Чистую Землю. )

    Как говорит «Вималакиртинирдеша сутра» - «Поучения Вималакирти», наша обычная Земля, наш мир, тоже появилась таким образом. Это мадхъямическая версия появления нашей системы миров, которая только на внешний взгляд несколько отличается от процесса возникновения миров в Ваджраяне (где возникают и чистые, и нечистые миры в зависимости от наличия или отсутствия заблуждения), а на самом деле это тот же самый предмет в другом ракурсе.

    В сутре наша Земля называется "полностью чистой страной Будды" или "бодхисаттвовской страной Будды" и имеет весьма подробное описание, в том числе методику создания. )

    Но дальше следует ещё более интересный фрагмент этой беседы. (Сутра вообще чрезвычайно интересна и даже увлекательна, что легко объянсняется: Вималакирти был не только первым бодхисаттвой-мирянином при жизни Будды Шакьямуни, но был настолько мудр, что побеседовать и посоветоваться к нему приходил сам Бодхисаттва Манджушри. Если уж кому трудно прочитать всю сутру, то вот даже в Википедии кто-то постарался собрать его "поучения", настолько они хороши. Но поговорить лично с самим Вималакирти (в данном случае через текст) куда лучше, чем читать конспекты даже самых лучших из благородных людей. )

    Так вот, в этом фрагменте в беседу вступает один из главных учеников Будды - Шарипутра, высший в мудрости:
    (приведу в сокращённом пересказе А. А. Терентьева, из его лекции о сознании)

     
  10. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Нижеследующий разговор перенесён из ветки Ондатр в Магистерии


    У меня есть старый вопрос такой, детский ещё, по буддизму... до сих пор не получивший во мне разрешения. Попробую задать его этому лектору в берете. )

    Почему растительный мир не включён в систему миров буддийской космологии?

    В том, что этот мир имеет сознание (к чему сейчас приходят биологи, причём это сознание не индивидуальное, а коллективное, что интересно - сознание как система), думаю, буддисты не сомневались. Духи местностей (от которых не так уж далеко до одухотворённой природы и андреевских стихиалей) им тоже были знакомы не понаслышке. В странах, в которые они приходили (и не приходили), зачастую были свои языческие верования, где к растениям и деревьям, по крайней мере определённым, обращались как к живым существам, с ними считались как с сознательными формами. Даже в некоторых буддийских источниках встречаются такие фрагменты, как:

    ...однажды Будда благословил деревья. Шелест и
    шум, издаваемый листвой под дуновением ветра, проповедовал
    учение о Четырёх Печатях
    ... (цит. из учений Кунделинга Ринпоче)

    Допустим, они мыслили их как часть ландшафта - как и камни, и географические объекты, климатические условия и т.п., - т.е. всё то, что является характеристикой локи. Но, во-первых, и животные и прочие обитатели, в т.ч. невидимые, тоже могут мыслиться как часть данной местности и её характеристика. А во-вторых, если всё вообще, даже "грубое материальное", - это сознание, то, казалось бы, ничто не мешает и растительному миру быть миром перерождений. Однако же буддизм его в этой роли не рассматривает.

    Сейчас, когда я дописываю этот вопрос, я смутно припоминаю, что, кажется, я его тебе, Максим, уже задавала когда-то. Но даже если так, ответа я не помню и с тех пор прошло много времени, и его я надеюсь получить тут, а не в лекции. ) Заранее спасибо.
     
    Последнее редактирование: 15 мар 2021
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Не только растительный. :) Не упоминаются и стихийные духи (они же ведь бывают не только голодные, верно?)
    Видимо, слишком смутные или коллективные формы сознания не годились в качестве примера.:)
     
    Последнее редактирование модератором: 4 май 2021
  12. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    То есть, полагаешь, чисто по технической причине?
    Да, вполне возможно, что дело именно в этом. И более того. Доктрина выстраивалась ведь чёткая, миры перерождений прочно увязывались с видами основных клеш: тупость-неведение - животные, жадность - голодные (потому и только голодные) духи, ненависть - ады, страсть - человеческий мир, зависть-ревность - асурические, высокомерие - божественные.
    Разновидностей клеш, конечно, намного больше (но все они, как мелкие частности, вытекают из этих основных), и можно было бы увязать их все со всеми возможными мирами существования, но это бы чрезмерно усложнило и запутало систему. А для ясного понимания и действенного практического применения требовался единый чёткий структурный алгоритм-кристалл, на котором выросло огромнейшее ветвистое дерево практик самых разных школ и направлений.

    Помню, дост. Карма Пунцог, объясняя мантру и практику Ваджрасаттвы, говорил нам: "Направляйте свет ещё и в промежуточные состояния бардо, не забывайте!" - хотя в инструкции учения этого нет, там только в эти 6 миров направляется свет очищения, и вообще любая практика делается только в отношении этого списка. Значит да, так и есть. Чисто по технической, т.е. методологической, причине. Недаром Будда говорил: не привязывайтесь к доктрине. А Вималакирти вообще разносил всё это дело в пух и прах. )

    Вот и разъяснилось наконец, премного благодарна, теперь буду жить спокойно. )
     
    Последнее редактирование: 12 мар 2021
  13. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Но я не хочу сказать тем самым, что думаю, что якобы этот "чисто методологический" подход - нечто искусственно, измышленно сконструированное рассудком первых буддистов. Конечно же нет. Этот кристалл из шести миров (как и пяти чистых цветов - что появилось в нашем мире хронологически намного позже, кстати, - только с открытием терма, - но УЖЕ было включено в этот кристалл) возник не просто так. Это Дхарма Будды, и происхождение всей методики и всех направлений буддизма имеет совершенно другие источники, уж точно не плоское человеческое рацио.

    Но вот пришёл (дополз) ) и хвост - остаток ответа на мой вопрос:

    Эти 6 разновидностей базовых клеш являются прямой причиной для перерождений, поэтому и только 6 разновидностей миров входят в систему сансары. И никакие другие. Мы не можем (по сансарному механизму) переродиться в других системах, и вот почему.

    Такие миры, как мир растений, стихий и других тонкоматериальных сущностей, имеют свой, отличный от нашего механизм существования, у них какой-то свой алгоритм бытия, не сансарного круга перерождений, в котором крутится человеческое сознание. Он воспроизводится и существует по своим правилам. По каким - это надо дополнительно исследовать. Но может быть тебе, Максим, что-то об этом известно. Ну и даже становление планет, галактических систем и т.п. - это ведь на на основе круга перерождений, а на основе цикла кальп, временного макроцикла, т.е. тоже тут свой алгоритм. Вот пожалуйста наглядный (верней, описанный в источниках) пример. Так что есть все основания говорить о том, что (и тут я ухожу уже дальше в сторону от первоначального вопроса) мы существуем, вообще-то говоря, прямо бок о бок с нечеловеческой цивилизацией, и далеко не одной, и не подозреваем об этом в большинстве случаев.

    Интересно, что эти системы миров "с другими алгоритмами" тем не менее тесно связаны с нашей сансарой и мы, как существа, отчасти им родственны. Например, наши животные: их стайное, стадное чувство - это ведь тоже коллективное сознание, как в мире растений, только уже более дифференцированное, скажем так. Встав на лапы-крылья, животное отрезало себя от целокупности и обрело большую индивидуальность. Человеческое чувство толпы или любой общности - той же самой природы, только ещё на шаг с одной стороны дальше от животного инстинктивного, но гораздо более мощного этого чувства, а с другой у нас есть и свои плюсы. Та же логика, рацио с одной стороны нас отсекает от интуитивного восприятия всех подобных себе как единого, с другой, например, именно рацио, аналитическое мышление даёт возможность людям, например, сходиться одновременно с разными общностями по разным критериям и т.п.
    Или интеллект морских животных - дельфины, киты, осьминоги те же - это же что-то совершенно нечеловеческое и в то же время развитое намного лучше нас. Мы (как цивилизация) их так до сих пор понять и не можем. Ну и так далее.

    И вот мы имеем ещё одно "доказательство" того, что сам механизм перерождений в сансаре зависит от дифференцированности индивидуального сознания. Т.е. это то самое "я", от которого буддийская методика и стремится нас избавить, т.е. не от самого "я" как личности, а от отрезанности, отделённости, обособляемости, разделения на "себя и других" (т.е. двойственного восприятия) и замкнутости-на-себя. И ведёт эта методика снова к открытому состоянию Всеобщности, Единства, к слову. Единства всех систем. Так что не знаю, как у кого, а у меня всё сошлось.

    Я, наверно, перенесу эту цепь в свою ветку про миры, Максим, не возражаешь? Чтобы тебе тут не мусорить. Но если тебе есть что сказать по этому поводу, то с удовольствием послушаю.
     
    Последнее редактирование: 14 мар 2021
  14. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    И вот уже быстренько подтянулась и "реальность" - только что открыла Стругацких, сценарий к Жертвоприношению, вот на этом самом месте:

    - в общем да, смысл человеческой цивилизации, замкнутой-на-себя, при любых уровнях технического развития и достижениях т.н. прогресса - это своего рода вот этот самый танатизм )
    И тут мы уже можем вывести роль буддизма во всей этой запредельной для нас пока картине. Чувствуешь, к чему дело клонится? )
     
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    На твоё усмотрение, ветка вообще-то яникова )


    алгоритм цикла кальп, тем не менее имеет природу как раз кармическую. но только кармический ветер это не порождение индивидуальной кармы. это цикл существования единого мира-сознания, сверхорганизма, мира-вместилища . "неиндивидуализированные" сознания это его часть (но конечно это не "цивилизация"). но не та часть которая является причиной цикличности. цикличность это именно циклическая активность совокупности индивидуализированных сознаний, которые не могут собрать устойчивое всеединство. Если это произойдёт данный мир станет чистой землёй.
     
    list нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    ага. замечу на всякий случай, что в определённом смысле "чистая земля" - это не лока. это осознавание того, что всё и так просветлено. что всё и так чисто. только не концептуальное осознавание, привычное нам - не принятие идеи об этом и не вера в это, а прямое постижение. это чистое видение. оно кардинальным образом меняет сознание и восприятие и освобождает не только от кармических индивидуальных перерождений, но и, понятное дело, от сансарических реакций, деяний и целеполаганий (в т.ч. от так называемых восьми мирских дхарм: стремление обладать материальными благами и нежелание их отсутствия; стремление к славе и нежелание бесславия; жажда похвалы и нежелание критики; жажда быть счастливым и нежелание быть несчастным), т.е. переводит мир в то самое качественно иное состояние, с иными смысловыми координатами

    да, этот "ветер" как проявление скрытой динамики энергии потенциала, причём чистой энергии

    Есть интересное описание в «Карнатантре» Нацог Рандола (Лонгчен Рабжампа, XIV в.):

    «Во времена, когда ещё не прояснился Будда в результате познания, не стал Он известным через тело и мудрости, [когда ещё ] не появились обычные тысяча два будды и необычные будды еще не появились на одной пылинке в количестве [бесчисленного множества] пылинок, когда [они] не становились, не сидели, не пришли. [Во времена ], когда [дух], не познав [самого себя], ещё не стал живым существом. Ещё не появилась скорлупа будущего выводка, не разбужена внутри [себя] возможность становления познаваемого мира. [Когда ещё] не появились тело и желания. Ещё не возникли внешние вишаи, промежуточные тела и внутреннее сознание. Это было время нестановления, невыхода. Время давно прошедшее, когда не было ничего. Тогда вишая своим содержанием была абсолютно очищенной шуньей в дхармовом пространстве и имела потенцию появления элементов. [Она] была как центр мирового пространства, не была загрязнена ни тонкими, ни грубыми махабхутами. Была чиста и без грязи, как зеркало, очищенное от грязи [ржавчины], и стала основой появления всего, как ясная шунья, беспрепятственный, безначальный ум, наполненный пятью качествами, как светильник внутри кувшина.

    Просветлённый внутри пространства воздух мудрости пришёл в движение. // Вот он, ветер // Воздух трансформировался в трансцендентальном центре непрерывной актуальности дхармовой сущности. Здесь образовалась точка расхождения сансары и нирваны.

    Те, кто не узнавали своего лица и положили истинность существования всего через вместерождённое неведение, заблудились, сделавшись живыми существами. А те, кто узнали [лица] через познание самого себя, стали буддами». (В переводе Б. Дандарона.)

    да, точно. )
     
    Последнее редактирование: 14 мар 2021
  17. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Творение кармических миров / Перерождение в кармических мирах

    1. Дзогчен

    Та же энергия Изначального Будды - Самантабхадры (тиб. Кунту Зангпо) - Неизменный Свет, дхармакая - в случае "неузнавания своего лица" оказывается в плену неведения.

    Основой сансарического существования являются 2 вида неведения, или 2 завесы:


    И далее в цитируемом тексте Устремление Самантабхадры (который и выше упоминался) описывается общий механизм, как определённые виды клеш приводят к перерождению в одной из шести форм жизни:
    И сразу же даётся ключевой момент практики, освобождающий от этих видов цепляний. Метод один и тот же:

    И таким же образом каждый вид омрачения через самоосвобождение путём расслабления в естественном состоянии (ригпа, видья - ведение) "превращается" в один из видов мудростей. Приведу тут их все:

    Эта практика действительно очень эффективна. В случае распознавания любой из клеш всегда можно использовать это волшебное средство - раскрепощение ума в распахнутом естественном состоянии ясного присутствия.

    2. Некоторые фрагменты из комментариев ранних текстов и учения махаянской традиции

    Из комментария к первому параграфу пятой главы Абхидхамматха-сангахи:

    Лама Цонкапа пишет (и современные учителя объясняют это именно так), что всякое явление, воспринимаемое нами как внешнее - от климатических условий и благоустроенности той местности, в которой мы проживаем, до политического строя и взаимоотношений с соседями и прочими существами - являются следствием совершаемых нами в прошлых жизнях деяний. Если в потоке нашего ума сохранились отпечатки благих деяний и тенденций, то они буквальным образом творят, формируют, создают комфортные, приятные миры и "благоустроенные планеты" разных масштабов. Неблагие же деяния равным образом творят миры не очень удобные, вплоть до самых низших адов.

    Множество подобных существ со схожим набором отпечатков общими усилиями, так сказать, создают устойчивые привычные "классические модели миров" - общие по параметрам локи, миры, страны, в которых и существуют с разной степенью комфортности. В современной квантовой физике это свойство сознания называют "коридорами вероятности" (люди, имеющие сходное состояние сознания, будут видеть, т.е.- воспринимать=создавать, сходные картины).

    Миры богов, поскольку имеют 3 уровня: камалочный, рупалочный и арупалочный, - обретаются немного по-разному. В божественные миры уровня Камалоки приводит "способ пребывания, связанный с желаниями, наслаждениями, с использованием тонких наслаждений и с удовольствиями, получаемыми в результате этого использования. Если накапливать заслуги, если быть полезным другим, можно переродиться в одном из таких миров" (из учения Кунделинга Ринпоче). В миры Рупа- и Арупалоки приводят уже главным образом медитативные достижения:

    Понятно, что объяснения на открытых учениях даются самого общего плана. Но они дают ориентиры.
    Специально оговаривается и такой момент: "Но [если наш ум недостаточно укрепился в соответствующих дхьянах], всё-таки есть ли шанс для нас переродиться в Мире форм или Мире без форм? Да, такая возможность есть. Почему? В прошлых жизнях, которых у нас было бесконечное количество, мы когда-то уже перерождались там, вследствие этого в нашем уме присутствует некая привычка, или паттерны, отпечатки этих медитативных состояний. И в силу определённых условий, которые могут сложиться в результате нашей добродетельной кармы, они могут вызреть, и мы после смерти можем туда попасть". То есть подчёркивается, что наш ум уже содержит в себе весь потенциал всех возможных вариантов существования.

    Только вот хотим ли мы туда попасть? Цель буддизма вовсе не в этом. И даже не нирвана его цель. Речь об индивидуальном освобождении в виде нирваны идёт только в Малой колеснице. Учения же Великой и Алмазной колесниц говорят об Уме Будды за пределами сансары и нирваны.
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2021
  18. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Как описывает возникновение существ древний текст Дзогчен «Вималамитра Ньингтик»
     
  19. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Арага Чагме
    Чистые Земли

     
  20. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Механизм перерождений, как он объясняется в учении ламрима. Почему карма так непоследовательна в своих проявлениях: когда мы всю жизнь были хорошим человеком, а потом вдруг оказались в аду. Или наоборот - творили что хотели, а вознеслись на небеса.

    Объяснения геше-лхарамбы Дакпы Джампы, ред. Чеченбай Монгуш:


     
    Последнее редактирование: 19 авг 2021
  21. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    162
    Симпатии:
    25
    Книга Бытия по версии Будды:

    Наступит время, Васеттха, раньше или позже, когда после долгого периода времени этот мир исчезнет. И когда это происходит, существа большей частью перерождаются в Мире Сияния. И там они обитают, бестелесные, питаясь блаженством, светя собственным светом, перемещаясь по воздуху, оставаясь в сиянии – и они пребывают в таком состоянии очень долгое время. Затем, рано или поздно, через очень долгое время, наступает момент, когда этот мир снова начинает развиваться. Когда это происходит, существа, закончившие своё существование в Мире Сияния, большей частью перерождаются людьми. И они становятся бестелесными, питаются блаженством, светятся собственным светом, передвигаются по воздуху, продолжают находиться в сиянии – и они остаются такими очень долгое время.
    В то время весь мир представлял собой единую массу воды и стояла темнота, ослепительная темнота. Ни луна, ни солнце, ни звёзды, ни созвездия ещё не появились, не различались ни день, ни ночь, ни месяцы, ни половины месяца, ни годы, ни времена года; не было ни мужчин, ни женщин, существа считались просто существами. И рано или поздно, Васеттха, через очень долгий промежуток времени, аппетитная земля появилась над водами, где жили эти существа. Земля появилась подобно пенке, которая формируется на поверхности риса, сваренного в молоке, когда он остывает. У неё был цвет, запах и вкус. У неё был цвет великолепного топленого масла, и она была очень сладкая, как безупречный дикий мёд.
    Затем, Васеттха, одно прожорливое существо сказало: «Слушайте, что это такое?» и взяло вкусной земли на палец и попробовало на вкус. Так, существо ощутило вкус земли и им овладело страстное желание [есть её]. Затем, по его примеру, другие существа также стали пробовать землю на вкус, беря её на палец. Им также понравился её вкус и ими овладело страстное желание [есть её]. Затем эти существа, отделяя руками кусочки земли, стали наслаждаться её вкусом. В результате этого их светоносность исчезла. И вследствие того, что исчез их собственный свет, появились солнце и луна, затем звёзды и созвездия. Затем стали различаться ночь и день, месяцы и половины месяцев, год и времена года. До такой степени, Васеттха, снова расширился мир.
    И эти существа, Васеттха, долгое время продолжали наслаждаться этой приятной на вкус землёй, питаясь ею. И поскольку они так питались, у них появились тела. Одни были красивы, другие уродливы. И красивые стали презирать некрасивых, думая: «Мы красивее, чем они». И поскольку они стали тщеславными и начали гордиться своею внешностью, вкусная земля исчезла. И они собрались вместе и стали причитать: «О, этот вкус! О, этот вкус!» и так в наши дни, когда люди говорят «О, этот вкус!» когда они находят что-то приятное, они повторяют древнейшие слова, даже не осознавая этого.
    Затем, Васеттха, когда вкусная земля исчезла, начали расти грибы. У них был цвет, запах и вкус. Они были цвета качественного топленого масла и очень сладкими, как чистейший дикий мёд. И эти существа начали есть эти грибы. И они наслаждались ими очень долгое время. И по мере того как они продолжали так питаться, их тела и далее продолжали становиться более грубыми, и различия во внешнем облике становились ещё более заметными. Одни становились красивее, а другие уродливее. И красивые презирали некрасивых, думая: «Мы красивее их, они не такие красивые как мы». И поскольку они стали тщеславными и начали гордиться своею внешностью, сладкие грибы исчезли. Затем появились ползучие растения, растущие быстро, подобно бамбуку, и у них был цвет, запах и вкус. Они были цвета качественного топленого масла и очень сладкими, как чистейший дикий мёд.
    И эти существа, Васеттха, стали питаться этими ползучими растениями. И они наслаждались ими очень долгое время. И по мере того как они продолжали так питаться, их тела и далее продолжали становиться более грубыми, и различия во внешнем облике становились ещё более заметными, так что, как и раньше, красивые презирали некрасивых. И когда они, гордые своей красотой, стали ещё более тщеславными, ползучие растения также исчезли. Тогда они собрались вместе и стали причитать, плача: «Какие у нас были растения! Увы, теперь они исчезли! Что же мы потеряли!» – и в наши дни, когда один человек спрашивает другого, почему он расстроен, и другой отвечает ему: «О, увы! Что же мы потеряли!», они повторяют древнейшие слова, даже не осознавая этого.
    И затем, Васеттха, после того как исчезли ползучие растения, на открытых местах стал созревать рис, без пыли и без шелухи, со сверкающими и чистыми зёрнами. И там, где они собирали рис для ужина вечером, он снова прорастал и созревал к утру, и там, где они собирали для завтрака утром, он созревал и вырастал к вечеру.
    И эти существа стали питаться этим рисом и это длилось очень долгое время. И по мере того как они, питаясь таким образом, продолжали жить, их тела становились всё грубее и различие во внешнем облике между ними стало ещё более ярковыраженным. У женщин появились женские отличительные черты, а у мужчин – мужские. Затем женщины стали вблизи рассматривать мужчин, а мужчины – женщин. Так, по мере того как они рассматривали друг друга вблизи, в них появилось вожделение, и они стали сгорать от страсти. И начали поддаваться страсти. И другие существа, которые видели их [делающими это], стали бросать в них грязь, пепел или навоз, крича: «Сдохните, глупцы! Сдохните, глупцы! Как может одно существо делать такое с другим!» Даже сегодня, в некоторых областях, когда выводят невестку, некоторые люди бросают в неё грязь, другие пепел, третьи навоз, не осознавая того, что они повторяют древнейший ритуал.
    То, что в те дни, Васеттха, считалось безнравственным, в наши дни считается хорошим. И тех существ, которые в то время поддавались страстям, не пускали после этого в деревню или в город на протяжение месяца или двух. И поскольку этих существ в то время осуждали за безнравственность, им пришлось начать строить себе жилища, чтобы утаить свою безнравственность.
    Затем, Васеттха, случилось так, что одно из существ, склонных к лени, подумало: «Так, зачем мне хлопотать, собирая рис вечером для ужина и утром для завтрака? Почему бы не собрать его один раз сразу для обоих приёмов пищи?» В один из дней он так и сделал. Затем к нему пришел другой и сказал: «Друг, пойдём собирать рис». «Не надо, друг мой, я собрал достаточно для ужина и для завтрака». Тогда тот, следуя его примеру, собрал достаточно риса сразу для двух дней, сказав: «Говорят, этого должно хватить». Затем другое существо пришло к нему и сказало: «Пойдём собирать рис». «Ни к чему это, друг мой, я собрал достаточно для двух дней... четырёх дней.... восьми дней».
    С того времени, Васеттха, как эти существа начали питаться заготовленным рисом, чистые зерна стали покрываться пылью, шелуха начала покрывать зерно, и там, где оно было собрано, уже не росло вновь, и появилось пустое место, и рис стал расти на отдельных участках.
    Затем те существа, Васеттха, собрались вместе, причитая: «Безнравственные привычки стали обычными среди нас. Ведь вначале мы были бестелесными, питались блаженством, светились собственным светом, перемещались по воздуху, были красивыми; мы оставались такими очень долгое время. Затем, рано или поздно, после очень долгого времени, над водой появилась аппетитная земля, имеющая цвет, аромат и вкус. Мы стали трудиться, разделяя её на куски, и наслаждались ею. По мере того, как мы делали это, наша светоносность исчезла. Появились луна и солнце, звезды и созвездия, день и ночь, месяцы и половины месяцев, времена года и годы. Продолжая питаться землёй, наслаждаясь ею, мы прожили очень долгое время. Но поскольку дурные и безнравственные привычки стали распространяться среди нас, вкусная земля исчезла. Затем появились грибы, имеющие цвет, аромат и вкус. Мы начали питаться ими, и, наслаждаясь ими, прожили очень долгое время. Но когда дурные и безнравственные привычки появились среди нас, грибы исчезли. Затем появились ползучие растения, обладающие цветом, ароматом и вкусом. Мы стали наслаждаться ими, и, питаясь ими, мы прожили очень долгое время. Но как только дурные и безнравственные привычки стали преобладать среди нас, растения также исчезли. Затем на открытых местах появился и стал созревать рис, без пыли, без шелухи, с чистыми, блестящими зернами. В тех местах, где мы собирали его для ужина, к завтраку он созревал снова. [И не было пустых мест, он рос повсюду.] Питаясь этим рисом, наслаждаясь им, мы прожили очень долгое время. Но из-за того, что дурные и безнравственные привычки появились среди нас, пыль и шелуха стали покрывать чистые зёрна, и там, где они были собраны, больше уже не созревали. Появились пустые места и рис стал расти на отдельных участках. Давайте теперь поделим рисовые поля и проведём на них границы!» И так они поделили рисовые поля и провели границы.
    Затем, Васеттха, одно жадное существо, охраняя свой собственный надел земли, взяло другой надел, который ему не принадлежал, и стало им пользоваться. Тогда существа схватили его и сказали: «Дорогой друг, ты совершил безнравственный поступок, взяв надел другого и начав пользоваться им! Смотри, чтобы ты больше не поступал так!» «Не буду», – сказал он, но сделал так же во второй и в третий раз. Его снова поймали и сделали ему выговор, и одни побили его кулаками, другие комьями земли, и третьи палками. И так, Васеттха, появилось воровство, осуждение и ложь, и люди узнали, что такое наказание.
    Затем те существа собрались вместе и стали причитать: «Поскольку умножаются наши злые поступки, такие как вороство, осуждение и ложь, и появилось наказание, то может быть нам выбрать кого-то, кто проявлял бы гнев, когда он необходим, судил бы тех, кто это заслужил и изгонял бы тех, которые должны быть изгнаны? А мы, с нашей стороны, будем отдавать ему за это часть риса». Так они подошли к одному из них, тому, который был самый солидный, самый красивый внешне, самый приятный и способный, и сказали ему: «Дорогой друг, выражай свое неодобрение, когда кого-то нужно осудить по справедливости, изгоняй того, который заслуживает изгнания. А мы будем тебе отдавать за это часть риса». И он согласился, и стал так делать, и они стали отдавать ему часть риса.

    Происхождение сословий

    «Избранный всем народом» – вот что обозначали слова «Маха Саммата»; так, «Маха Саммата» было самым первым званием, которое следовало ввести [для такого человека]. «Господин полей» – вот что обозначало слово «Кхаттий». Так, «Кхаттий» было второе подобное звание, которое следовало ввести. И «Он Радует Других Священным Законом» обозначало «Раджу»; это было третье звание, которое нужно было ввести.
    Таково, Васеттха, было происхождение сословия кхаттиев, в соответствии с древними званиями, которые были введены для них. Они происходили из таких же существ, как мы с тобой, живших рядом с ними и не отличавшихся [от них], и это было сделано [по всей справедливости] в соответствии с Законом, не вопреки ему. Потому что, Васеттха,
    Закон – это лучшее для людей.
    В этой жизни и в следующих.
    Затем произошло так, что некоторые существа подумали: «Злые поступки появились среди нас, такие как воровство, осуждение, ложь, наказание и изгнание. Давайте положим конец злу и безнравственным поступкам». И они так и сделали. «Они Положили Конец Злу и Безнравственным Поступкам», Васеттха, было значением слова «Брахман», которое является первым званием, для обозначения тех, которые так поступают. Они стали строить себе в лесу жилища из листьев и медитировали в них. Затушив огонь, оставив свою ступку и толкушку, взяв еды утром для завтрака, а вечером для ужина, они отправлялись в деревню, в город или в столицу в поисках пропитания. Добыв себе пищу, они возвращались обратно в свои хижины, чтобы медитировать. Когда люди видели это, они говорили: «Эти добрые существа, построив себе жилища из листьев, медитируют в них. Их огонь затушен, дыма больше не видно, толкушки выпали из их рук; они собирают вечером еду для ужина, а утром для завтрака, и отправляются в деревню, город или столицу в поисках пропитания. Добыв себе пищу, они возвращаются обратно медитировать дальше». «Они медитируют» – вот значение слова «Джхаяка», которое является вторым званием, которое следовало ввести.
    Однако, некоторые из этих существ, не способные к медитации в хижинах из листьев, поселились на окраинах городов и деревень и стали составлять книги. Когда люди увидели это, они сказали: «Они, будучи неспособны к медитации в лесных жилищах, пришли и поселились на окраинах деревень и городов и пишут книги. Но они не умеют медитировать». «Те, Которые Не Медитируют» – это значение слова «Адджхаяка», которое является третьим званием для обозначения подобных людей. В то время носящие это звание считались низшими, а в наши дни считаются высшими.
    Таково, Васеттха, было происхождение сословия брахманов, в соответствии с древними званиями, которые были введены для них. Они происходили из таких же существ, как мы с тобой, живших рядом с ними и не отличавшихся [от них], и это было сделано [по всей справедливости] в соответствии с Законом, не вопреки ему. Ведь, Васеттха,

    Закон – это лучшее для людей.
    В этой жизни и в следующих.

    И затем, Васеттха, некоторые из этих существ, женившись, освоили различные ремесла, и «различные» – это и есть значение слова «Весса», которое стало названием для таких людей. Таково происхождение сословия вессов, Васеттха, в соответствии с древними званиями, которые были введены для них. Они происходили из таких же существ, как они сами, не отличающихся [от них], и это было сделано [по всей справедливости] в соответствии с Законом, а не вопреки ему. Ведь, Васеттха,

    Закон – это лучшее для людей.
    В этой жизни и в следующих.

    И затем, Васеттха, те существа, которые остались, занялись охотой. «Те, Которые Живут Охотой» – таким было значение слова «Судда», которое стало обычным названием для таких людей. Таково происхождение сословия судд, Васеттха, в соответствии с древними званиями, которые были введены для них. Они происходили из таких же существ, как они сами, не отличающихся [от них], и это было сделано [по всей справедливости] в соответствии с Законом, а не вопреки ему. Ведь, Васеттха,

    Закон – это лучшее для людей.
    В этой жизни и в следующих.

    И затем, Васеттха, случилось так, что один кхаттий, неудовлетворённый своим собственным законом, оставил свой дом и стал странником, сказав: «Я стану отшельником». Подобным же образом поступил один брахман, так же сделал один весса и так же один судда. И из этих четырех сословий произошло братство отшельников. Они происходили из таких же существ, как они сами, не отличающихся [от них], и в соответствии с Законом, а не вопреки ему. Ведь, Васеттха,

    Закон – это лучшее для людей.
    В этой жизни и в следующих.

    И кхаттий, Васеттха, который вёл недостойную жизнь телом, речью и мыслью, и который имел неверные воззрения, вследствие своих неверных воззрений и деяний, после того как после смерти распадется его тело, переродится в ущербном состоянии, с несчастливой судьбой, низверженным, в страдании. Также и брахман... весса… судда, который вёл недостойную жизнь телом, речью и мыслью, и который имел неверные воззрения, вследствие своих неверных воззрений и деяний, после того как после смерти распадется его тело, переродится в ущербном состоянии, с несчастливой судьбой, низверженным, в страдании.
    Подобным образом, кхаттий, который вел достойную жизнь телом, речью и мыслью, и который обладал верными воззрениями, вследствие этих верных воззрений и деяний, когда его тело распадется после смерти, переродится с хорошей судьбой, в счастливом сияющем мире. Также и брахман... весса... судда, который вёл достойную жизнь телом, речью и мыслью, и который обладал верными воззрениями, вследствие этих верных воззрений и деяний, когда его тело распадется после смерти, переродится с хорошей судьбой, в счастливом сияющем мире.
    Кхаттий, который совершал деяния обоих видов телом, речью и мыслью, и чьи взгляды смешанные, вследствие этих смешанных взглядов и деяний, когда его тело распадется после смерти, будет испытывать и счастье и страдание. Также и брахман... весса... судда, который совершал деяния обоих видов телом, речью и мыслью, и чьи взгляды смешанные, вследствие этих смешанных взглядов и деяний, когда его тело распадется после смерти, будет испытывать и счастье и страдание.
    Кхаттий, который обуздывал свое тело, речь и мысль, и который развил семь факторов просветления, достигнет полного угасания зла в себе в этой жизни.
    И, Васеттха, любой из этих четырёх сословий, который, будучи монахом, стал арахантом, который уничтожил порочность, совершил то, что нужно было совершить, снял с себя ношу, достиг высшей цели, полностью преодолел оковы становления, и стал освобождённым в результате высочайшего озарения, он объявляется высшим среди них в соответствии с Законом, а не вопреки ему. Ведь, Васеттха,

    Закон – это лучшее для людей.
    В этой жизни и в следующих.

    Васеттха, Брахма Сананкумара произнёс такой стих:

    «Кхаттий – лучший из народа,
    Для тех, кто верит его роду.
    Но если добродетелью и мудростью украшен,
    То всех людей и духов он намного краше».

    Эти строки спеты совершенно верно и несут пользу.
    Я говорю то же, Васеттха:

    «Кхаттий – лучший из народа,
    Для тех, кто верит его роду.
    Но если добродетелью и мудростью украшен,
    То всех людей и духов он намного краше».

    Так сказал Благодатный. Васеттха и Бхарадваджа были восхищены и обрадованы тем, что сказал Благодатный.
     
    Ондатр и list нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    вот на примере этого "взявшегося ниоткуда" качества прожорливости хорошо видно, как созревают кармические семена-отпечатки из прежних кальп. ) сложились все условия - и вот карма сработала в виде желания "попробовать на вкус" - всё, запущен новый цикл кармических действий. в пределах сансары потенциал омрачений неуничтожим, даже несмотря на то, что вселенные и исчезают и возникают вновь

    интересно также, что именно это действие было первым. т.е. сознание вкуса содержит более глубокие рефлексы танхи, чем возникшая затем страсть к размножению. из этого можно сделать вывод, что и расстаться с этим омрачением сложнее.
     
    Последнее редактирование: 20 авг 2021
  23. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    162
    Симпатии:
    25
    Да, любят живые существа пожрать повкуснее :)
     

Поделиться этой страницей