Молчание, видимо, означает отсутствие интереса ). На всякий случай: Микалоюс Константинас (Николай Константинович) Чюрлёнис (1875-1911). Художник-символист, композитор, стоит у истоков литовского национального возрождения, и, наряду с Кандинским, - абстракционизма. Человек глубокого мистического дарования, приведшего, как это не раз случалось, к смерти в психиатрической лечебнице. "Мы можем лишь едва угадывать первоначальный ужас, что принесло Чурлянису всё более раскрывающееся ясновидение, приведшее его впоследствии к созданию «Рая», где он вновь, хотя и по-новому, говорит о том, что некогда видели Филиппо Липпи и Фра Беато Анджелико. Он слишком ясно видел и слишком много знал…" — Б. Леман, 1912
Все эти техники, направления живописи, которые изобретали художники-визионеры, сродни кликушеским голосам, голосам сивилл, часто даже чревовещанию (сюрреализм вдохновил на это сравнение ) ). Форма должна тронуть зрителя, чтобы он сосредоточился на содержании или просто срезонировал на картину. Художник может воплощать то, что видит. Это преимущество художника. Да я даже не знаю, расшатал ли себе Чюрлёнис психику творчеством или спасался им. Он ведь был не очень хороший рисовальщик. Вполне возможно, образы, которые он видел, были более детальными и сложными, чем он их изображал. Но он, наверное, был честным, и писал то, что сохранил в памяти, ничего не домысливая и не дорисовывая? Впрочем, это тоже неизвестно.
Меня прежде всего интересует то, что Чюрлёнис попытался передать целостный мир, пласт архетипической реальности. И язык которым он хотел говорить был языком архетипов. Недаром целый цикл Сотворение мира (задуманный на сотню картин, Чюрлёнис хотел писать его всю жизнь. Подчёркивал, что речь идёт не о нашем "библейском" мире). О том, что это за мир можно попытаться догадаться. Распростёртая длань демиурга в первой картине цикла (с польской надписью "Да будет!") это длань левой руки. )
Земной шар ("желток") полупогружён во вселенские воды. Непрозрачная тёмная оболочка-скорлупа на верху (на северном полюсе) расступается во врата-портал - престол Рекса. Во втором уровне реальности это гористый пейзаж у вод. Облака образуют рисунок небесных континентов, подобный континентам на шаре. На третьем уровне они же - водные потоки, там на "небесах" то ли города то ли горы и бесчисленные восходящие солнца - потоки реальности.
Выше следуют ещё четыре "небесные сферы": сфера "планет" (точнее, лун в затмении), сфера комет, сфера ангелов, сфера звёзд. И над всем этим, уже в другой реальности, огромные Солнце и Луна.
Ну, Максим, левой так левой. Правота и левизна - это тоже наши, "библейские" категории. Да, Чюрлёнис сработал в этой картине как хороший картограф.
Какая разница? Посмотрите вот на такой "zoom": Если внимательно посмотреть, лодку и пристань можно увидеть там, под ногами колосса. Говорят, орлы, когда парят там, в выси, видят внизу каждую мышку, выбежавшую из норки. Меня всегда поражало их зрение. Ведь мышка оттуда, с этой нечеловеческой высоты, такая маленькая... Видимо, размеры деталей на каком-то рубеже перестают иметь значение, детали получают другие качества. Духовное зрение, видимо, имеет то же свойство. Оно охватывает детали, которые нельзя увидеть простым зрением. Глядя на эту лодку, можно понять, как велик был масштаб видения.
Кстати, надпись на постаменте на алфавите придуманном Чюрлёнисом читается как "Рекс". Во всяком случае так её читает Ландсбергис (буквы икс в дошедшем до нас алфавите нет).
Фигура на ступенях пристани приветственно распростёрла руки. Много света, вода вокруг превращается в серебристо-молочную субстанцию. А за спиной фигурки на пристани бесформенная темнота. Но темнота может быть такой глубокой от невозможности передать силу света. Никогда "вживую" картин Чюрлёниса не видела, поэтому много чего домысливаю.
За полвека до Чюрлёниса жил художник, кропотливо прорабатывавший тему смерти и её врат. Он писал Остров Мёртвых много раз. Прошу прощения за оффтоп, но вот несколько картинок Арнольда Бёклина: А это Дали изобразил тот же остров: Это просто к слову)
В данном случае пример нагляден до демонстративности. Но Чюрлёнис прибегал к гораздо более сложным цепочкам самоцитирования. Например: Вот здесь чётче видны солнечные лучи: