трафик Модерн

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 9 ноя 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Указатель по странам (в этой ветке)

    Бельгия
    Нидерланды
    Франция
    Испания
    Италия
    Швецария
    Австро-Венгрия
    Германия
    Скандинавские страны
    Российская империя
    Япония
    США
    Британская империя: Канада, Австралия, Индия, Соединённое королевство
    Греция
    Мексика
    Португалия
    Румыния
    Сербия
    Болгария
    Османская империя
    Персия
    Китай
    Индокитай

    лирические отступления:
    мода
    фотография
    иллюстраторы сказок
    прикладное искусство
    женские образы
    сады


    Ветки форума, посвящённые искусству модерна:

    http://forum.arimoya.info/threads/Ноктюрн-2.2270/
    http://forum.arimoya.info/threads/Импрессионизм.3077/page-2
    http://forum.arimoya.info/threads/Символизм.1935/
    http://forum.arimoya.info/threads/Художники-ballets-russees.1857/
    http://forum.arimoya.info/threads/В-голубом-просторе.1462/
    http://forum.arimoya.info/threads/Хуго-Симберг.1725/
    http://forum.arimoya.info/threads/Шарль-Корбе.3073/
    http://forum.arimoya.info/threads/Дореволюционная-Россия.1924/
    http://forum.arimoya.info/threads/Сильфиды-минувшего-века.1855/
    http://forum.arimoya.info/threads/Мистерия-Кинта-да-Регалейры.2066/
    http://forum.arimoya.info/threads/s...-luz-solo-el-mar-Соролья-Фалья-и-другие.1947/
    http://forum.arimoya.info/threads/Прогулки-по-старой-Японии-Мэйдзи-Тайсё.640/
    http://forum.arimoya.info/threads/великому-художнику-японцев.255/
    http://forum.arimoya.info/threads/Пруд-Моне.973/
    http://forum.arimoya.info/threads/Усадебная-элегия.634/
    http://forum.arimoya.info/threads/Миры-Чюрлёниса.1643/
    http://forum.arimoya.info/threads/соц-импрессионизм.3320/
    http://forum.arimoya.info/threads/Шведский-модерн.3347/
    https://forum.arimoya.info/threads/Модерн-Норвегии.5885/
    http://forum.arimoya.info/threads/Гравюра-эпохи-модерна.5787/
    http://forum.arimoya.info/threads/Серебряный-век-Японии.3626/

    http://forum.arimoya.info/threads/Ещё-раз-о-серебряном-веке.3752/
    http://forum.arimoya.info/threads/Усадьбы-модерна.5659/
    http://forum.arimoya.info/threads/Модерн-Украины.5267/
    http://forum.arimoya.info/threads/Петербургский-модерн.5700/
    http://forum.arimoya.info/threads/Московский-модерн.5710/
    https://forum.arimoya.info/threads/Самара-Модерн.5713/
    https://forum.arimoya.info/threads/Модерн-Финляндии.5886/
    https://forum.arimoya.info/threads/Прибалтийский-модерн.5887/
    https://forum.arimoya.info/threads/Польский-модерн.5888/
    https://forum.arimoya.info/threads/Кавказский-модерн.5890/#post-146708


    Модерн (Ар Нуво, Югендштиль, стиль Сецессион, стиль Либерти, стиль Тиффани, модернизмо) - это большой стиль, из тех, которые формируют лицо эпохи. Большие стили обычно синтетичны, они возникают, когда общие стилевые признаки начинают проявляться у множества самостоятельных художественных направлений, когда они начинают перетекать друг в друга, создавая не механическое единство, а нечто новое.

    Как в эпоху рококо (см. соседнюю ветку) можно проследить такие самостоятельные направления как позднее барокко, ранний классицизм, предромантизм, шинаузри, даже реализм,
    так и модерн сложился из импрессионизма (точнее, даже постимпрессионизма), символизма, национального романтизма, функционализма. неоклассицизма, японизма. Как "собственно рококо", так и "собственно модерн" вне этих своих составляющих , могут быть сведены по большей части к дизайну. И это тот последний штрих, который привёл к возникновению большого стиля.
    Сейчас такого стиля нет. И эта ситуация отчасти напоминает "бесстилье" сер.-вт. пол. 19 в. Тогда это воспринималось как эстетическая ущербность, и модерн был по-сути синтезирован именно как выход из этого "тупика".
     
    Последнее редактирование: 26 мар 2021
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Любой большой стиль складывается не сразу, новые парадигмы медленно развиваются, медленно теснят старые, постепенно входят в моду. Чтобы произошло полное утверждение стиля требуется несколько десятилетий, больше , чем длится период него рассцвета.. Для модерна эпоха торжества - 1890-е - 1900-е гг.
    Ну а время, с которого процесс зарождения нового стиля пошёл, обозначить труднее. Но, думаю, большой ошибки не будет, если в качестве исходной даты мы возьмём 1857/59 г.

    Жюль Шере. афиша 1858 г.

    жюль шере 1858.jpg
    Уистлер
    Harmony in Green and Rose 1860-61
    уистлер 28db5ca09d8db87f7e0f2efac52d6aa9.jpg
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2021
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    1856 г. встреча Россети, Морриса и Бёрн-Джонса - начало второго этапа прерафаэлизма, выходящего за пределы романтизма.
    В руки Феликса Бракемона попадает Манга Хокусая. (начало японизма)
    1857 г. Выходит сборник Бодлера "Цветы зла" (начало декаденства)
    1859 Моррис начинает постройку Красного дома.(начало движения искусств и ремёсел)
    Хотя ясно , что в желании найти корни того или иного культурного явления мы можем заходить сколь угодно глубоко.


    Определённую роль в начале процесса очевидно сыграло и знакомство богемы с наркотическими веществами )

    Фитцжеральд. виктрианский сказочный живописец. 1859

    FitzgeraldFairyBanquet 1859.jpg
    ок. 1860
    1024px-Fairies_in_a_Bird's_Nest_by_John_Anster_Fitzgerald,_c._1860.jpg

    Fitzgerald,_Attacking_a_Bat 1860.jpg Fitzgerald,_Death_of_the_fairy 1860.jpg Fitzgerald,_Faeries_Looking_Through_a_Gothic_Arch 1864.jpg Fitzgerald,_Sea_Sprites_in_Flight 1860.jpg Fitzgerald,_The_artists_dream 1860.jpg Fitzgerald,_The_Fairy's_Barque.jpg
     
    Последнее редактирование: 27 авг 2020
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    национальный романтизм

    Красный дом. 1859-60. Постройка в стиле историзма - образец английская средневековая усадьба, однако несёт в себе ряд новых черт - функциональность, соответствие экстерьера интерьеру, сложные объёмы, стильность - тщательно продумана и выдержана в едином стиле каждая деталь архитектуры и обстановки., ручная работа,. выраженность "духа" старины , а не только внешняя подражательность.

    0_5cd64_35c2f538_XL.jpg

    1b43b4_5cff99712cb440b4b8c336a44b949b2e.jpg

    krasnyi_dom_morris_koridor.jpg

    krasnyi_dom_morris_koridor_.jpg




    0_5cd71_23d76046_XL.jpg

    0_5cd72_bf3a203e_XL.jpg

    0_5cd76_f49df643_XL.jpg

    0_5f381_8a190c36_XL.jpg

    krasnyi_dom_morris_vitrage_.jpg

    0_5f373_8a35a08c_XL.jpg

    0_5f375_c317171c_XL.jpg

    0_5f380_29d0befb_XL.jpg

    Постройка дома и создание вручную всей его обстановки, обоев, витражей положило начало Движению искусств и ремёсел. Цель которого возвращение традиций средневекового ремесла, ремесло как искусство, создание идеальной гармоничной среды обитания как условие гармоничного общества.
     
    Последнее редактирование: 27 июл 2020
    list, Glenn и La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    центром нового движения стала основанная Моррисом фирма Моррис и Ко (1861)

    0_5b19b_d3e96224_XL.jpg

    0_d6e25_f9900b86_XL.jpg

    6a0115720a968c970b0133f583ceb8970b-800wi.jpg

    0142e89b21e5a33e7ccd7ea883020f6f.jpg

    610x415_Quality97_650x443_Quality97_KM-Tapestry-Room_w.jpg

    1100.jpg

    04388a507aa9a83e29d3892d89820334_i-11419.jpg

    797864_640.jpg

    548057621.jpg

    a85c76c611ce2f8801769b4985328898.jpg

    default.jpeg

    defaulььt.jpeg

    defauолотьтьлlt.jpeg

    d878b630e2e8fcf89c3e071710f0020d.jpg

    WilliamMorris_004_GreenDiningRoom.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Первоначально движение развивалось в одном русле с искусством прерафаэлитов

    Моррис
    (Издание Чосера)
    kelmscott01.jpg 9c74880caea5t.jpg 501-Troilus-and-Criseyde-III-bedroom-kiss-wallpaper-q85-640x480.jpg


    0_975b9_868b2920_XL.jpg

    defaьиьиult.jpeg

    defaапапult.jpeg defaвавult.jpeg defaапапult.jpeg defaьбьбult.jpeg defророault.jpeg


    tree-of-life.jpg

    Morris-corridor-with-later-cloth-hangings.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    list и La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Последнее редактирование: 26 июн 2020
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    старый романтизм брал в древнем искусстве прежде всего сюжет , историцизм - тщательно воспроизводил этнографические детали и исторические особенности. Новый стиль стремился выразить именно дух , поверить в миф, войти в миф, создать миф. При обращались конечно не прошлому вообще, а к духу собственной национальной традиции.


    нео-романский стиль Ричардсона (США)

    1866
    1866 PaineEstate_MainHouse_with_terrace.jpg 1866 ричард1024px-Robert_Treat_Paine_Estate_-_interior_view.jpg
    1866PaineEstate_Landscape.jpg
    1868
    68 ричардсон164MarlboroughSt_1.jpg 68 800px-Richardson_164MarlboroughSt_6.jpg

    1869
    69 ричардсон Grace Episcopal Church (Medford, Massachusetts)Christ_Church_Wal.jpg
    69Grace_Episcopal_Church_(Medford,_MA)_-_north_facade.JPG 69г424783ad39901ad44b93fd6417402a64.jpg

    1873
    1873 ричардNorth_Congregational_Church_Springfield_MA.jpg

    1876
    1876 ричар 1024px-Wattsshermanhouse.jpg

    библиотека
    1876Woburn,_Massachusetts,_Library_with_statue_of_Benjamin_Thompson.JPG
    1876 рич1024px-Winn_Memorial_Library_-_Woburn,_MA_-_DSC02861.jpg
    1876 800px-Winn_Memorial_Library_-_Woburn,_MA_-_DSC02871.jpg 1876 1024px-Winn_Memorial_Library_-_Woburn,_MA_-_DSC02858.jpg

    1880
    1880 ричардSever_Hall_(7981319021).jpg
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2021
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    движение искусств и ремёсел постепенно ширилось
    1872 г. основание "Гильдии св. Георга" в Британии и США. Идейный лидер Джон Рёскин
    1882 оформилась студия Гильдия века (Макмурдо и д.р.)
    в 1884 Общество искусств и ремёсел, которое возглавил Уолтер Крейн

    Крейн. иллюстрации к сказкам 1873-75

    800px-Bluebeard_cover 1873.jpg

    800px-Aladdin's_Picture_Book,_Arabian_Nights,_1878_(illustration).jpg

    WalterCrane,_Aladin03 1874-78.jpg WalterCrane,_Aladin04 1878.jpg WalterCrane,_Aladin05.jpg

    WalterCrane,_AliBaba_-_7 1873.jpg

    WalterCrane,_AliBaba_-_4 1873.jpg

    Walter_Crane_The_Hind_in_the_Wood_cover 1875.jpg

    WalterCrane,Dwarf01 1875.png

    800px-The3bears-47 1873.jpg

    WalterCrane,_Cinderella-01 1874.jpg

    WalterCrane,_PrincessBelleEtoile-5 1874.jpg

    800px-Walter_Crane_The_Frog_Prince 1874.jpg

    WalterCrane,_Hind5 1875.jpg

    WalterCrane,_Goody2shoes-01 1873.jpg
     
    Последнее редактирование: 27 июн 2020
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Близкое направлению Морриса движение в 1874 г. появляется и в России . Это Абрамцевский кружок.




    церковь спаса Нерукотворного. 1881-82.
    32075_1000.jpg

    1882 P1130632.jpg 1882 аРоспись_подкупольного_барабана_Абрамцевского_храма.jpg 1882 1280px-Фрагмент_мозаичного_пола_Абрамцевской_церкви.jpg 1882 93858318_225970885405150_3051246780962171502_n.jpg

    1882 92701159_1106216876404766_6680562030298847995_n.jpg 1882 94174457_2028819867251505_6494544671890567087_n.jpg

    Елена Поленова, 80-е мебель

    Посмотреть вложение 100394

    12be6a3d634204c4f8148d5b182c4d81.jpg
    100318742_Rossiya_Abramcevo_1880e_goduy_proekt_ED_Polenovoy.jpg


    b2c98ee129232fd596952fb00779888f.jpg

    Виктор Васнецов

    декорации 1884-85

    Подводный_терем.jpg nina-slobodka-berendeevka-1885.jpg

    новое звучание ромнтические новации получают и в других странах

    фонари Гауди. барселона. 1879

    1879 6279394583_1bed03ba66_o_d.jpg 1879 фонари гауди.jpg
    1879 6279393945_d784180369_o_d.jpg
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2021
    La Mecha нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Примерно с 1864 г. можно отсчитывать историю раннего модерна


    японизм

    1854 "открытие" Японии

    в кон. 50-60-х гг. увлечение японской гравюрой получает распространение в артистических кругах Британии и Франции.
    в 1862 г. открывается магазин Китайские ворота в Париже, где можно было купить японские гравюры и другие изделия.
    Появляются первые работы созданные под воздействием японского искусства у Уистлера (1864), Дега (1865), Мане (1868)

    Уистлер

    в 1863 появляются первые его тоналистские работы.
    battersea-reach-from-lindsey-houses.jpg

    1864
    02a-butterfly.jpg

    павлинья комната (1876)
    Peacock-Room_2088.jpg sackler1.jpg


    Э. У. Годвин Белый дом (Уистлера. 1877)

    1372852800_1f4035344b41423e40384f-4142383b4f-3c3e3435403d-10.png
    —— добавлено: 10 ноя 2013 в 19:18 ——
    Уистлер, Годвин, Уайльд, Бёрн-Джонс, Россети стали ядром "эстетического движения" в Британии, в какой то степени оппозиционного движению искусств и ремёсел Морриса.
     
    Последнее редактирование: 28 май 2021
    La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Годвин . мебель и посуда в "англо-японском" стиле (с 1865)

    cult_of_beauty_lightbox_godwin.jpg
    depury-Godwinj.png e-w-godwin-japanese-sideboard-furniture.jpg gx27.jpg XXX_DSC01223.jpg

    фирма Либерти. с 62 г. Артур Либерти начинает в Лондоне торговать японскими кимоно. в 75 г. основана с собственным производством тканей.

    Liberty_pentray3.jpg либерти57e2e17a49a3.jpg либерти067dba8a3bc9.jpg

    либерти фирма62152.jpg либерти фирма62157.jpg либерти фирма63032.jpg либерти фирма63418.jpg либерти фирма64817.jpg
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2021
    list и La Mecha нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121

    1864 Шарль и Эмиль Галле. мануфактура Сент Клемент
    Manifattura_di_saint-clément,_charles_ed_émile_gallé,_pietto_del_servito_Fables,_ante_1864,_02.JPG

    1867
    67 Charles_ed_émile_gallé_per_le_vetrerie_di_meisenthal,_vaso,_post_1867.JPG

    1875

    a905a8184e8f180c5c405b51433e013f.gif


    Лашанель
    1870
    лашанель 70 800px-Charger_with_flowers_and_butterflies_MET_DP-1725-010_(cropped).jpg


    Haviland & Co 1876-81

    Г.о. по рисункам Феликса Бракемона

    8f4789fa2ffff5e99a0384bf5653e119_i-449.jpg notre-dame-paris-felix-bracquemond.jpg

    75 Plate_MET_ES4277.jpg 79 800px-Plate_MET_ES5414.jpg 6321c87a2170c2af34f90179ede88f04.jpg 13376531601afc5dbc04525e03c9bf98_i-10949.jpg 13376531601afc5dbc04525e03c9bf98_i-10951.jpg 13376531601afc5dbc04525e03c9bf98_i-10952.jpg ccf8831143702502e76ee203471107d0 1876.jpg japonisme-bracquemond-parisien-zoomapon82.jpg

    72-82 Pair_of_Vases__Billette_.jpg

    В Париже главным центром японизма стала торговая фирма Зигфрида Бинга (с 70-х гг.)
    С 88 г. он выпускал ежемесячный журнал Японское искусство, в 1895 г. открыл галерею Ар Нуво, давшую название стилю
    ( в том же 1888 г. состоялась первая "Выставка Искусств и ремёсел" окончательно оформившая одноимённое движение)
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2021
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Импрессионизм.

    возник как ответвление реализма
    Дега
    портрет княгини Полины Меттерних. 1860
    portrait-of-princess-pauline-de-metternichп.jpg

    портрет герцогини Монтежаси-Сисреаль. 1868 duchesse-de-montejasi-ciceraleа.jpg




    Первое появление будущих импрессионистов на публике состоялось я в 1863 г. в "Салоне отверженных" - выставке картин отвергнутых парижским Салоном.

    в этот ранний, "инкубационный", период лидером был Эдуард Мане

    953692626.jpg
    (мальчик с собакой 1861)

    1200px-MANET_-_Música_en_las_Tullerías_(National_Gallery,_Londres,_1862).jpg
    (музыка в Тюильри. 1862 г.)

    к концу 60-х появляются уже узнаваемые черты нового стиля
    ренуар лягушатник 1869 158718@2x.jpg
    (Ренуар, Лягушатник. 1869)
    полностью формирующегося в 1870-73 гг..

    Писарро 1870
    chestnut-trees-louveciennes-spring-1870.jpg

    Дега 1872

    ballet-scene-from-robert-la-diable-1872.jpg

    Сислей. 1870

    barges-on-the-canal-saint-martin-in-paris-1870.jpg

    Ренуар 1872

    camille-monet-reading-1872.jpg

    Моне. Восход солнца. Впечатление. 1872. Картина давшая название направлению.

    impression-sunrise.jpg

    в 1874 состоялась первая выставка импрессионистов. тогда же появилось и само слово, как газетная "обзывалка" нового направления.

    По сути, импрессионизм это реализм эпохи модерна , сыгравший такую же роль в его становлении , как неоклассицизм и неоромантизм. Он несомненно связан с движение за художественную правду, характерную для рационализма и испытал сильнейшее воздействие японизма.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 27 июл 2020
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Декаданс

    Шарль Бодлер 1821-67. Первый описал современное ему состояние общества и культуры через термины модерн (модернити) и декаданс.

    Гимн красоте.

    Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
    Твой взор — лазурь небес иль порожденье ада?
    Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
    Равно ты радости и козни сеять рада.

    Заря и гаснущий закат в твоих глазах,
    Ты аромат струишь, как будто вечер бурный;
    Героем отрок стал, великий пал во прах,
    Упившись губ твоих чарующею урной.

    Прислал ли ад тебя, иль звездные края?
    Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;
    Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
    И все в тебе — восторг, и все в тебе преступно!

    С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
    Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий,
    Ты носишь с гордостью преступные мечты
    На животе своем, как звонкие брелоки.

    Вот мотылек, тобой мгновенно ослеплен,
    Летит к тебе — горит, тебя благословляя;
    Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
    Как с гробом бледный труп, сливается, сгнивая.

    Будь ты дитя небес иль порожденье ада,
    Будь ты чудовище иль чистая мечта,
    В тебе безвестная, ужасная отрада!
    Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.

    Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
    Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
    Освобождаешь мир от тягостного плена,
    Шлешь благовония и звуки и цвета!
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2021
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    На фоне всеобщего позитивистского оптимизма декаденты диагностировали культуре состояние разложения и упадка и готовы были своим творчеством подвести итог европейской культуры. Своё мироощущение они связывали с эпохой позднего Рима. Их влекла красота запретного, патология, смерть и умирание, очарование искусственного ,отравленное тонким ядом наслаждение В своей мании стиля, аристократизма (именно умирающей аристократии) и презрения к пошлости они сходились с эстетическим движением.

    Первый импульс, данный Бодлером, получил развитие у французских "проклятых поэтов": Верлена, Рембо, Малларме с 1866/72 гг.
    В Британии это было упомянутое "эстетические движение"( г.о. с 1873 г. хотя первые теоретические работы Патера (Пейтера) появились ещё в 1867 г.)

    (речь идёт об Очерках по истории Ренессанса 1867-73)
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Гюисманс. из романа Наоборот (1884)

    Дез Эссент издавна прекрасно разбирался в оттенках, подлинных и мнимых.
    В прежние времена он, когда принимал у себя женщин, устроил будуар
    по-особому: тело в шелковом, цвета индийской розы шатре, уставленном
    шкафчиками светлого, камфарного японского дерева, мягко окрашивал просеянный
    абажуром свет.
    Комната эта, удлиненная зеркалами до бесконечности и превращенная в
    анфиладу красновато-розовых покоев, прославилась у кокоток, которые с
    наслаждением окунались в теплую ванну густого алого света, с мятным
    ароматом, исходившим от мебели.
    Алый свет словно омолаживал кожу, поблекшую от свинцовых белил и
    увядшую от ночных излишеств, однако усладами света дез Эссент не
    ограничился, а устроил себе в этих возбуждавших истому покоях еще совершенно
    особое наслаждение, которое усилили, даже обострили воспоминания о былых,
    полузабытых переживаниях.
    Так, из ненависти и презрения к собственному детству и в память о
    давних комнатах родительского замка он подвесил к потолку будуара серебряную
    клетку со сверчком. И когда он слышал это памятное стрекотание -- вспоминал
    тягостное матушкино молчание по вечерам, и свою детскую покинутость, и
    страдание. И тогда, машинально лаская подругу, от дрожи ее, смеха, слов,
    нарушавших грезу и возвращавших к действительности будуара, он вдруг
    испытывал необычайное душевное волнекие, жажду отомстить за былую тоску,
    покрыть грязью семейные воспоминания, а также бешеное желание задохнуться в
    пышной плоти и до последней капли испить чашу самых жгучих, самых ядовитых
    плотских безумств.
    Или порой, в минуты хандры, осенней непогоды, когда его охватывало
    отвращение и к улице, и к дому, и к грязно-желтым небесам, и к пыльно-серым
    тучам, он приходил в будуар, легонько раскачивал клетку и следил за
    отражением движения в зеркалах, пока, поглощенный этим, не ощущал, что
    клетка недвижна, а будуар колышется, кружится, все и вся вовлекая в
    красно-розовый вальс.

    ...
    Выбор дез Эссент не оставлял, таким образом, ни малейшего сомнения;
    правда, имелись некоторые трудности. При вечернем освещении красный и желтый
    цвета проявляются еще лучше, а вот с их производным оранжевым все не так
    просто. Оранжевый может вспыхнуть и зачастую переходит в рыжий, в
    огненно-красный.
    Все эти оттенки дез Эссент изучил при свечах, и один из найденных был
    более или менее устойчив и отвечал его требованиям; закончив с выбором
    цвета, он решил, по возможности, во всяком случае у себя в кабинете, не
    обзаводиться восточными коврами и обоями. С тех пор как, добыв их со
    скидкой, ими начали украшать дома разбогатевшие торговцы, они стали
    выглядеть пошло и опротивели ему.
    И дез Эссент придумал затянуть стены кабинета, точно книги, сафьяном,
    крупнозернистой выделки марокканской кожей, вышедшей из-под толстых стальных
    пластин мощного пресса.
    После того как было покончено со стенами, он велел выкрасить плинтусы
    лакированным индиго -- темно-синей краской, какой каретники покрывают панели
    экипажей, а сафьяном пройти по краю потолка и затянуть его, чтобы он походил
    на распахнутое слуховое окно, небесно-голубым, затканным серебристыми
    ангелами, шелком. Ткань эта была в свое время изготовлена кельнским ткацким
    товариществом и предназначалась для церковных мантий.
    Работы завершились, и к вечеру все соединилось, пришло в согласие,
    встало на свои места. Синева панелей загустела, словно подогретая оранжевым
    цветом, и, в свою очередь, усилила -- но не исказила, -- разожгла его огонек
    своим жарким дыханием.
    Что касается кабинетной мебели, тут дез Эссент голову себе не ломал,
    потому что главным украшением комнаты были книги и редкие растения. И он,
    рассудив, что картины и рисунки развесит впоследствии, занял почти все стены
    книжными эбеновыми шкафами и полками, устелил пол звериными шкурами, мехом
    голубого песца и придвинул к массивному меняльному столу 15-го века глубокие
    кресла с подголовником и старинный, кованый пюпитр -- церковный аналой, на
    котором в незапамятные времена лежал дьяконский требник, а ныне покоился
    увесистый фолиант, один из томов "Glossarium medie et infimae latinitatis"
    Дю Канжа.
    Окна, голубоватые кракле и бутылочно-зеленые в золотистую крапинку,
    закрывали весь пейзаж, почти не пропускали света и, в свою очередь, затянуты
    были шторами, шитыми из кусков епитрахили: ее тусклое, словно закопченное,
    золото угасало на мертвой ржавчине шелка.
    Наконец, на камине, с занавеской также из стихаря роскошной
    флорентийской парчи, между двух византийского стиля позолоченных медных
    потиров из бьеврского Аббатства-в-Лесах, находилась великолепная трехчастная
    церковная риза, преискусно сработанная. В ризе под стеклом располагался
    веленевый лист. На нем настоящей церковной вязью с дивными заставками были
    выведены три стихотворения Бодлера: справа и слева сонеты "Смерть
    любовников" и "Враг", а посредине -- стихотворение в прозе под названием
    "Any where out of the world" -- "Куда угодно, прочь от мира".



    Несомнено стоит назвать ещё одно веяние эпохи, противостоящее весьма суровой "викторианской морали". Это аморализм. Представителями его в равной степени можно назвать и Ницше и Оскара Уайльда, которые едва ли сошлись бы в остальных вопросах )
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Фелисьен Ропс (работы 1874-82)

    the-slag-felicien-rops-wikiartorg-1454782183_org.jpg
    153855.jpg dans-les-coulisses.jpg sieste.jpg

    100077.jpg Rops_absent.jpg sisy098a_catpage.jpg V-Foli-Berzher.jpg
    Satana-seyutshij-plevly.-1882.jpg

    human-pardon-1881.jpg!Large.jpg the-absinthe-drinker.jpg!Large.jpg the-best-love-of-don-juan.jpg!Large.jpg the-row.jpg!Large.jpg the-shower.jpg!Large.jpg the-temptation-of-st-anthony.jpg!Large.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2020
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Длительное время практически отсутствовала грань между декадентством и символизмом (последний термин появился позднее - в 1886, когда был опубликован манифест символизма содержащий размежевание с декадентством) )

    Рембо Пьяный корабль. 1871

    Артюр Рембо. ПЬЯНЫЙ КОРАБЛЬ

    1

    В краю равнинных рек доверившись теченью,
    Матросов я своих в два счёта растерял:
    Для краснокожих ставшие мишенью,
    Они уснули меж крикливых скал.

    2

    Я их не уберёг. И зелен был, и робок.
    На волоках закат ополоснул в крови
    Фламандское зерно, колониальный хлопок…
    И реки повелели мне: плыви!

    3

    Минувшею зимой, пустой, как мозг младенца,
    Под неумолчный вой приливов и ветров
    Бежал я, выкинув победное коленце
    Вдоль побережий полуостровов.

    4

    Мое рожденье громы возвестили.
    И легче пробки на хребте морей
    Плясал я десять суток – без усилий
    И глупого догляда фонарей.

    5

    Нежней аниса на зубах мальчишки,
    Еловую мою скорлупку веселя,
    От пятен синих вин и высохшей отрыжки
    Вода омыла чрево корабля.

    6

    Поэмой млечности вдруг обернулся хаос.
    Мерцающую из конца в конец
    Я постигал лазурь, в которой колыхаясь,
    Всплывает зачарованный мертвец.

    7

    Объятый синевой горчайшего безумья,
    Вошедшего в мои медлительные сны,
    Пригубил я из кубка перволунья
    Брожение любовной рыжины.

    8

    Познал я строй небес и меру их глубинам,
    Бесстрастье тесных недр – стремнин девятый вал,
    Мерцающий рассвет над бризом голубиным
    И то, о чем при жизни не мечтал.

    9

    Закат лиловый трепетал над стадом
    Валов, твердеющих по вечерам,
    Их пурпур был сродни мистическим нарядам,
    Завещанным актёрам древних драм.

    10

    Мне грезились снега – огней зеленых струны,
    Ночной круговорот неслыханных зарниц,
    И луч, целующий глаза лагуны,
    И пробужденье желто-синих птиц.

    11

    Покуда зыби топчут побережье,
    Как стадо вепрей, прущих на таран, –
    Не ведая, что пяткой Девы был повержен
    И усмирён астматик-Океан,

    12

    Я углублялся в жгучую Флориду,
    Где влажных глаз пантерьи лепестки
    Сроднились с фауной, антропоморфной с виду,
    И отраженья радуг так легки!

    13

    Еще я повстречал такие страны,
    Где в тростниках блуждающих болот
    Невероятные гниют Левиафаны
    На страже адовых ворот.

    14

    Под перламутровыми ледниками
    Вдоль отмелей, замкнувших вход в залив,
    Лианы чёрных змей, изъеденных клопами,
    Свисают, буревал зловонием обвив.

    15

    Поющих рыбок золотых я встретил.
    (Вот бы порадовалась ребятня!)
    Невесть откуда налетевший ветер
    Кипеньем лепестков кропил меня. (...)
     
    Последнее редактирование: 27 июн 2020
    list и La Mecha нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Неоклассицизм

    В живописи развивался первоначально классицизирующий вариант символизма ( с нач. 60-х гг.)

    Классическую форму придавали своим стихам "парнасцы" (1866) Малларме и Верлен (последний считался и одним из ведущих "декадентов").
    философия новой эпохи тоже началась с исследований античноти - "Рождения трагедии из духа музыки" Ницше (1872)

    Характерна в этом отношении живопись Пюви де Шаванна

    1864
    1920px-The_River_MET_DT2151 1864.jpg

    1865
    Pierre_Puvis_de_Chavannes_-_The_Wine_Press_-_Google_Art_Project 1865.jpg

    1866
    Pierre_puvis_de_chavannes,_raccoglimento,_storia_e_vigilanza,_1866,_01.JPG Pierre_Puvis_de_Chavannes_-_Fantasy_-_Google_Art_Project 1866.jpg

    1869
    Puvis_-_Marseille_colonie_grecque- 1869.jpg
    regnum_picture_1513176464331352_normal 1869.jpg
    скачанные файлы (1).jpg

    1871
    puvis02.jpg


    Бёклин (Швейцария)

    1864
    Arnold_Böcklin_-_Villa_am_Meer_I_(1864).jpg

    Роден . Бронзовый век.1870

    WOA_IMAGE_1.jpg

    Уолтер Крейн 1877
    крейнCfMuKEeWsAAAa6v.jpg



    Моро и не выставлявшийся Редон ушли от традиции много дальше и наряду с Уистлером уже непосредственно создают эсттетику модерна.

    Моро
    Гесиод и музы. 1860

    моро гесиод и музы 60 п.jpg

    Фракийская девушка с головой Орфея. 1865

    моро 64.jpg

    Химера 1867

    моро химаера 660475.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2020
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Рационализм

    В классицизме находили утешение и многие сторонники рационализм, который в эту эпоху принял форму утилитаризма. Т.е. на первом месте стояло требование функциональности и "правды материала" и конструкции. Рационалисты выступали против излишеств декора и вообще украшательства, за твёрдую связь между фасадом и конструкцией, считая что именно материал и функция диктуют конструкцию, а всё прочее от лукавого.
    Если философской базой символизма стала Философия Жизни, то функционализма - Прагматизм (Пирс 1878).

    Не случайно, что и философия Прагматизма и архитектурный функционализм получили распространение прежде всего в США.

    Практическим выражением рационализма с тала т.н. "чугунная архитектура" - не скрывающая, а демонстрирующая конструкцию и новые материалы. В большинстве случаев , однако, она продолжала декорироваться историческими стилями.

    Хрустальный дворец. Лондон. 1851 (для Первой Всемирной выставки)
    tumblr_kxysmxyoh51qai01to1_500.jpg

    Эйфелева башня (для всемирной выставки в Париже в 1889 г.)
    vista-paris-tour-eiffel.jpg


    Салливен ( небоскрёбы Чикаго, эксперименты с 1886/89 г.)
    salliven_6025_201.jpg
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Надо сказать, что все эти течения во второй пол. 19 в. тонули в массе иных: позитивистских, эклектических, салонных...
    Когда произошёл перелом в рождении нового стиля, превращение его в мейнстрим, тоже определить не так легко. В целом это период 1886-1893 гг. - от последней выставки импрессионистов и манифеста символистов, до создания журналов и объединений которые начали пропаганду нового стиля именно в этом качестве (как современного искусства, противостоящего эклектическому болоту).
    непосредственно это произошло с рождением нового стиля в архитектуре.
    примерно с 1886 можно говорить и о музыке модерна - музыкальном импрессионизме (Сати)
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе 1892-93 - постройка ставшая первым однозначным произведением и иконой нового стиля.

    03_Tassel.jpg

    attach.jpg

    0_a875_bbe0541f_XL.jpg

    04_Tassel.jpg

    0_a874_11bd77a6_XL.jpg

    compositing002.jpg horta0016 copy.jpg lecture_8-51335285165695.jpg

    tumblr_n4urxcGHqS1sqqqimo1_1280.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Каждый большой стиль приходит и уходит постепенно. Модерн зарождается в эпоху эклектики (историзма, ретроспективизма). В 1850-е это несколько малозаметных событий, в 1860-е зарождение ряда новых направлений (движение искусств и ремёсел, импрессионизм, декаданс, японизм), в 70-е эклектизм преобладает, но новые направления занимают свою устойчивую нишу, 1880-е они уже лидируют, в 1890-е становятся мейнстримом. Появляются центры нового стиля - журналы, фирмы, художественные объединения, появляется "стремление к стилю" и осознаётся его рождение как нового, современного стиля.
    1900-е это расцвет модерна, но в рамках его зарождаются новые тенденции которым суждено создать иной художественный язык - это экспрессионизм и рационалистичское (неоклассическое и конструктивистское) направления. в 1910-е они становятся заметны и сознательно отталкиваются от "материнского стиля". Знамением новой эпохи становится футуризм - т.е ориентация не на "модерн" - современность, а на "футурум" - будущее . В 1920-е гг. они уже господствуют, но модерн ещё процветает на периферии, продолжают работать многие замечательные мастера модерна (и даже появлются некоторые новые). Ок. 1925 г. рождается новые декоративный большой стиль - Ар Деко - вобравший в себя многое оставшееся от модерна. Сам модерн становится синонимом старомодности и безвкусия. Но окончательно он уходит только со смертью стариков - бывших его ярких представителей, процесс этот фактически затягивается до 60-х гг.

    Удобней даже разделить его историю на такие условные декады:
    1857/60-1870 истоки, отдельные новаторы
    1870-80 зарождение, появление стилей - импрессионизм, символизм и т.д.
    1880-90 оформление, выход за пределы Британии и Франции
    1890-1900 мейнстрим, пропаганда нового стиля - журналы, выставочные объединения и т.д. осознание произошедших изменений
    1900 всемирная выставка в Париже - триумф стиля
    1900-10 господство, принятие публикой, общая мода
    1910-20 отступление, критика, появление альтернатив, в архитектуре неоклассический поворот, поздняя стадия
    1920-30 угасание, чистый модерн воспринимается как старомодный, расцвет более поздних вариаций - ар деко и нео-классицизма
    1930-41/47 воспоминания. уход в Азию (включая СССР), последние мастера, последние постройки
    1905, 1925 важные переломные моменты (появление авангарда, оформление ар деко)




    Для удобства несколько списков художников по году рождения, чтобы были яснее хронологические границы стиля .


    предтечи
    де Шаванн Пьер Пюви – de Chavannes Pierre Puvis (1824-1898) – французский художник.
    Россетти Данте Габриель – Rossetti Dante Gabriel (1828-1882) – английский художник и поэт.
    Моррис Уильям – Morris William (1834-1896) – английский поэт, художник, общественный деятель.
    Уистлер Джеймс – Whistler James (1834-1903) –британский живописец, мастер офорта и литографии, американского происхождения.


    Крэйн Уолтер – Crane Walter (1845-1915) – британский художник, иллюстратор.
    Галле Эмиль 1846-1904 – французский дизайнр
    Тиффани Луис Комфорт 1848-1933 – американский дизанер
    Гоген Поль – Gauguin Paul (1848-1903) – французский художник.
    Макмердо Артур – McMurdo Arthur (1851-1942) –британский архитектор, дизайнер и график.
    Гауди Антонио 1852-1926 – испанский архитектор
    Ван Гог Винсент – Van Gogh Vincent (1853-1890) – франко-голландский художник.
    Ходлер Фердинанд – Hodler Ferdinand (1853-1918) – швейцарский художник (живописец и график).
    Войзи Чарльз – Voysey Charles (1857-1941) – английский архитектор и художник.
    Сегантини Джованни – Segantini Giovanni (1858-1899) – итальянский художник.
    Кнопф Фернанд – Khnopff Fernand (1858-1921) – бельгийский художник
    Тоороп Ян –Toorop Jan (1858-1928) – голландский художник.
    Муха Альфонс – Mucha Alfons (1860-1939) – чешский художник и дизайнер.
    Орта Виктор 1861-1947 – бельгийский архитектор
    Климт Густав – Klimt Gustav (1862-1918) – австрийский художник.
    Обрист Герман – Obrist Hermann (1862-1927) – швейцарский дизайнер и художник.
    Ван Де Вельде Анри – Van de Velde Henry (1863-1957) – бельгийский архитектор и дизайнер.
    Мунк Эдвард – Munch Edward (1863-1944) – норвежский художник (живописец и график), театральный декоратор.
    фон Штук Франц – von Stuck Franz (1863-1928) – немецкий художник.
    Серюзье Поль – Serusier Paul (1864-1927) – французский художник
    Тулуз-Лотрек Анри – Toulouse-Lautrec Henri de (1864-1901) – французский художник (живописец и график), литограф.
    Валлоттон Феликс – Vallotton Felix (1865-1925) – французский художник швейцарского происхождения.
    Гален-Каллела Аксели – Gallen-Kallela Akseli (1865-1931) – финский художник (живописец и график).
    Леммен Жорж – Lemmen Georges (1865-1916) – бельгийский художник (живописец и график) и дизайнер.
    Экман Отто – Eckman Otto (1865-1902) – немецкий художник (живописец и график), шрифтовой дизайнер.
    Минне Жорж – Minne George (1866-1941) – бельгийский скульптор и график.
    Боннар Пьер – Bonnard Pierre (1867-1947) – французский художник (живописец и график).
    Хайне Томас Теодор – Heine Thomas Theodor (1867-1948) – немецкий художник, иллюстратор, карикатурист.
    Райт Фрэнк Ллойд 1867-1959 – американский архитектор
    Рэкхэм Артур 1867-1939 - английский иллюстратор
    Гимар Эктор 1867-1942 – французский архитектор и дизайнер
    Беренс Петер – Behrens Peter (1868-1940) – немецкий архитектор и дизайнер.

    Бернар Эмиль – Bernhard Emile (1868-1941) – французский художник.
    Вюйар Жан Эдуар – Vuillard Jean Edouard (1868-1940) – французский художник.
    де Фер Жорж – de Feure Georges (1868-1943) – французский художник (живописец и график) и дизайнер.
    Макинтош Чарльз Ренни – Mackintosh Charles Rennie (1868-1928) – шотландский архитектор и дизайнер.
    Мозер Коломан – Moser Koloman (1868-1918) – австрийский художник (живописец и график) и дизайнер.
    Выспяньский Станислав – Wyspianski Stanislaw (1869-1907) – польский драматург, художник, театральный деятель.
    Дени Морис – Denis Maurice (1870-1943) – французский художник.
    Купка Франтишек – Kupka Frantisek (1871-1957) – французский художник чешского происхождения.
    Бёрдсли Обри – Beardsley Aubrey (1872-1898) – английский график.
    Прейслер Ян – Preisler Jan (1872-1918) – чешский художник
    Фогелер Генрих – Vogeler Heinrich (1872-1942) – немецкий художник.
    Галилео Кини – Galileo Chini (1873-1956) – итальянский художник (живописец и график), архитектор, керамист.
    Хоакин Мир Тринксет 1873-1940 – испанский художник
    Том Томсон 1877-1917 – канадский художник
    Беллоуз Джордж 1882-1925 – американский художник
    Дюлак Эдмунд 1882-1953 - франко-английский иллюстратор
    Кент Рокуэлл 1882-1971 – американский художник
    Лорансен Мари 1883-1956 - французская художница (относимая к аванардистам)
    Эрран Сатурнино 1887-1918 - мексиканский художник





    Хобун Кикуси HobunKikuchi1862-1918
    Такеути Сейхо (Takeuchi Seiho, 1864-1942)
    Курода Сейки (Kuroda Seiki, 1866-1924)
    Секка Камисака Sekka Kamisaka 1866-1942
    Фудзисима Такедзи (Fujishima Takeji, 1867-1943)
    Тосиката Мидзуно Toshikata Mizuno 1866-1908
    Сёун Ямамото Shoun Yamamoto 1870-1965
    Каваи Гёкудо (Kawai Gyokudo, 1873-1957)
    Симомура Канзан (Shimomura Kanzan, 1873-1930)

    Хисида Сунсо (Hishida Shunso, 1874-1911)
    Уемура Соен (Uemura Shoen, 1875-1949)
    Нисимура Гоун Nishimura Goun 1877-1938
    Кабураки Киёката (Kaburaki Kiyokata, 1878-1972 )
    Сакамото Хандзиро (Sakamoto Hanjiro, 1882-1962)
    Кокэй Кобаяси 1883-1957
    Такехиса Юмедзи (Takehisa Yumeji, 1884-1934 )
    Маэда Сейсон (Maeda Seison, 1885-1977)
    Кавабата Рюси (Kawabata Ryushi, 1885-1966)
    Хаями Гёсю (Hayami Gyoshu, 1894-1935)




    Поленова Елена Дмитриевна 1850-1898
    Васнецов Аполлинарий Михайлович 1856-1933
    Врубель Михаил Александрович (1856-1910)
    Верёвкина Марианна Владимировна 1860-1938
    Левитан Исаак Ильич 1860-1900
    Коровин Константин Алексеевич 1861-1939
    Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942).
    Головин Александр Яковлевич (1863-1930)
    Голубкина Анна Семёновна 1864-1927
    Серов Валентин Александрович (1865-1911)
    Бакст Лев Самойлович (1866-1924).
    Кандинский Василий Васильевич 1866-1944
    Малявин Филипп Андреевич 1869-1940
    Сомов Константин Андреевич (1869-1939)
    Нилус Пётр Александрович 1869-1940
    Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
    Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905).
    Виноградов Сергей Арсеньевич 1870-1938
    Рущиц Фердинанд Эммануил 1870-1936
    Рылов Аркадий Александрович 1870-1939
    Якунчикова Мария Васильевна (1870-1902)
    Грабарь Игорь Эммакнуилович 1871-1960
    Остроумова-Лебедева Анна Петровна 1871-1955
    Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович 1872-1957
    Пурвит Вильгельм Карлис 1872-1945
    Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч 1873-1954
    Конёнков Сергей Трофимович 1874-1971
    Милиоти Николай Дмитриевич 1874-1962
    Рерих Николай Константинович 1874-1947
    Чюрлёнис Николай Константинович 1875-1911
    Добужинский Мстислав Валерьянович 1875-1956
    Жуковский Станислав Эмилианович 1875-1944
    Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)
    Горбатов Константин Иванович 1876-1945
    Эрьзя Степен Дмитриевич 1876-1959
    Юон Константин Фёдорович 1876-1958
    Волошин Максимиллиан Александрович 1877-1932
    Уткин Пётр Саввич 1877-1934
    Кузнецов Павел Варфоломеевич 1878-1968
    Колесников Степан Фёдорович 1879-1955
    Фалилеев Вадим Дмитриевич 1879-1950
    Сапунов Николай Николаевич (1880-1912)
    Сарьян Мартирос Сергеевич 1880-1972
    Фешин Николай Иванович 1881-1955
    Судейкин Сергей Юльевич 1882-1946
    Бродский Исаак Израилевич 1883-1939
    Крымов Николай Петрович 1884-1958
    Серебрякова Зинаида Евгеньевна 1884-1967
     
    Последнее редактирование: 28 май 2021
    La Mecha нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    31.820
    Симпатии:
    13.121
    Основные направления внутри модерна:

    Первое - "иррациональное", самое узнаваемое и создающее "лицо стиля", женственное, плывучее. магическое, тяготеющее к органическим формам. Его подразделение "мистический" модерн.
    Другое направление модерна характеризуеся плоскостностью, геометризмом, декоративностью, своеобразным аскетизмом и тяготением к примитивизму (весьма эстетскому). В этих произведениях всегда видна конструкция.

    Если первое направление в архитектуре воплощает, например, Орта, то второе Макинтош и Венский Сецессион.
    Имнно это направление в дальнейшем легло в основу Ар Деко.

    Третье направление, в чём пересекающееся с первым, но восходящее к неоклассицизму Пюви де Шаванна. Застышие, ушедшие в себя персонажи, словно спящие наяву, сновидческий ландшафт, проступающий сквозь неуловимый туман, или, напротив, чёткий и "бесчеловечный". В архитектуре это тоже классицизирующий стиль , переходящий в нео-классицизм.

    На противоположном конце будет зарождающийся экспрессионизм.
    Но в рамках модерна буйство красок и примитивизм форм может неплохо уживаться и с декоративностью.

    Закат модерна

    поздний модерн ок. 1905-25/27

    1904 распад группы Мир Искусства в России. выставка Алая роза
    1905 появление экспрессионизма/фовизма (выставка "Диких"). распад группы Наби во Франции
    1906 неоклассический поворот бывших набистов (Дени, Валлотон, Майоль)
    1907 "Голубая роза" в России (поздний символизм)
    1905/8 работы модельера Пуаре закладывают основу моды позднего модерна (платье без корсажа и "хромая юбка") - господствует в 1910-17 гг.
    ок. 1910 в России завершается строительство в стиле "чистого " модерна, господствуют ретроспективные стили (в т.ч. связанные с модерном - неорусским, функциональным, неоклассическим - до 1917 г.)
    1910 возрождение Мира искусства (глава Н. Рерих) .1910-е новое поколение мастеров модерна в России: Серебрякова, Фешин, Гущин, Колесников, поэзия акмеистов, Пастернак, Мандельштам
    1917 смена моды в одежде и архитектуре
    1919 объединение Баухауз создаёт новый - авангардный декоративный стиль
    1920 "группа семи" новое объединение художников модерна в Канаде (существовало до 33 г.)
    1923 г. первый выпуск художественной академии в Индокитае - начало вьетнамского модерна. 23-28 группа Амаравелла в России
    1924 первая выставка Святослава Рериха - последнего крупного художника модерна.
    1925 выставка Ар Деко в Париже - знаменует рождение нового большого декоративного стиля, вобравшего элементы модерна..
    1926 конец "эры Тайсё" в Японии
    1927 последняя выставка Мира искусства в Париже. 1920-е уходят из жизни многие заметные мастера модерна. другие меняют стиль или уходят в театральную живопись.
    Дольше всего держался архитектурный стиль в Италии и Испании
    1928 последняя постройка (доходный дом) Гимара в Париже (завершение архитектуры ар нуво во Франции)

    1928 guimard22_thumb1.jpg

    примерно с 25 г. начинается падение интереса к магистральным направлениям живописи модерна - импрессионизму/постимпрессионизму и символизму, к 40 г. они уже были анахронизмом (хотя развитие продолжалась на окраинах - в британских доминионах, Индии, Индокитае, отдельная история - СССР)
    1947 смерть Пьера Боннара и Николая Рериха - патриархов, до конца сохранявших верность стилю

    младшее поколение мастеров модерна умирает в 40е и 60е гг.

    Национал-романтический вариант модерна продержался чуть дольше. Хотя возник и первым.

    последние постройки модерна:

    Болгария. 1930
    30 болгThe_church_of_Cveta_Paraskeva.jpg

    Италия 1931

    1931 ит 8155613777_76fc3bf72c_o.jpg


    Франция 1932.

    32 фрahNerisLesBainsGare.jpg

    Китай 1936

    1936г Moller_Villa,_Shanghai.jpg

    Польша 1936
    1936 польша5_Bieżanowska_Street_in_Warsaw_02.jpg

    Аргентина 1936 ("Каталонский дом")

    1936 арг каталонский дом  dsc02069.jpg
    1936 арг каталонский дом 72715209_873064909762767_6740443398563430400_o.jpg
    1936 арг каталонский дом 12244824_777011899088445_1694086403803552815_o.jpg 1936 арг каталонский дом 72360740_873064456429479_9081023574986194944_o.jpg
    1936 арг каталонский дом 72622703_873064773096114_5987932293279252480_o.jpg
    1936 арг каталонский дом 73085014_873064433096148_2803789422884028416_o.jpg

    Испания 1931-46
    1931-46 исп 31918814716_5466d90c82_o_d.jpg

    Ар деко как инобытие модерна.
    http://forum.arimoya.info/threads/Эпоха-модернизма.5326/page-4

    Теперь скажу о соотношении стиля модерн и "эпохи модерна". Это различие я уже проводил в других ветках: как в случае с классицизмом и эпохой классицизма, историзмом и эпохой историзма и т.д.
    Модерн (ар нуво) конечно был основополагающим явлением культурной эпохи. Но не исчерпывается ей. Во многих странах он прошёл как краткое поветрие, как что-то элитарное, поверхностная мода, не затрагивающая основ. Период когда модерн (ар нуво) как архитектурный стиль действительно был европейским мейнстримом это наверно только 1900-е гг.
    Поэтому , после долгих размышлений 8-) , я предположу, что эпоху создавали три стиля: модерн (ар нуво) - до 1925. как его продолжение - ар деко до 1935/45 (в Европе и США соответственно) и третий - неоклассицизм - всё это время развивавшийся параллельно - и года с 1910 явно лидировавший (в архитектуре и музыке прежде всего).
    Эта эпоха накладывается на время бурного становления модернизма (авангарда), который, однако, действительно победил (не в узко-художественных кругах, а как массовый стиль) только после 1945 г. (а в костюме де факто с 65 )

    модернизм как глобальное художественное явление, действительно революционное, наступал замедленно. т.е. если стадии культурной эпохи Нового времени занимают в Европе лет 10, то в случае с модернизмом требовалось лет 20.
    Т.е. "невидимый период" 1880-90-е. (с 1882/85), период появления 1900-10-е (с 1905/6), период становления (архитектура, ДПИ) 20-е-30-е, превращение в мейнстрим 40-50-е.(45) и как уже было сказано до миры моды он добрался де факто в 60-е (65).
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2021
    list и La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей