Небуддийское

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем list, 4 апр 2021.

  1. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    7.195
    Симпатии:
    3.507
    Заговорили человеческим языком кошки. К одной старушке кот подошёл прямо на лестнице и сказал: "Трактовки не однозначны".
    (М. Александров. Сеть Индры)


    Бывает восприятие буддийских текстов, а бывает буддийское восприятие обычных текстов.
    Некоторые обычные тексты весьма располагают к тому, чтобы быть воспринятыми по-буддийски, они буквально говорят на чистом буддийском языке. Вот, например.

    Наш советский Льюис Кэрролл - Вениамин Каверин. Одна сказка и ещё три

    Прямо скажем, текст как текст. (Разве что самой высшей пробы текст, настолько великолепный, что я чуть было не поместила его в ветку "Буддийский юмор".) А любой, тем более такой превосходный, текст, как известно, - это хороший многослойный пирог, который содержит целый ворох разнообразных начинок-трактовок. Каждая из которых состоит, скажем прямо, из тех отпечатков, которые являются активными в сознании того или иного отдельного читателя на момент восприятия текста. Именно они составляют язык восприятия и от них зависит, придётся ли съеденный кусок пирога по вкусу.

    Как же прочитать его не кармически, в привычной и набившей оскомину картине, а по-буддийски?

    А так.
    Все эти сказочные и не очень персонажи могут быть совсем не персонажи. Все эти вымышленные и не очень истории и лица, будучи перемещёнными из сферы разворачивающихся событий во внеличностную сферу единства и целостности, замешанную на (условных) символо-знаках (условного) буддийского пути, могут быть восприняты (в единовременности) как элементы практики, где, например, воспитатель Борода - это метод, а танцующая Таня - мудрость, т. е. отцовский и материнский аспект тантры. Или где сострадательная Таня - это бодхичитта, Фея Точности и Вежливости - Дхарма, а Дворец пионеров и зеркальный зал в нём - Мандала, где есть лишь танец чистых энергий, света, цвета, и где надо не попасть в пленённость зеркальных отражений, чтобы расколдовать заколдованного Бороду (кармический двойственный ум).

    Да мало ли сколько можно увидеть элементов, самовскрывающихся секретов и тайн. Каждый такой текст не хуже терма.

    А самое главное буддийское - не утерять при этом самое главное буддийское:

    Любая трактовка текста и реальности - это концепция. Одно из отражений несуществующих зеркал.
     
    Последнее редактирование: 4 апр 2021
    Ондатр нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    7.195
    Симпатии:
    3.507
    А кроме шуток (по поводу трактовки сказки Каверина), в художественной литературе то и дело встречаются вещи, содержащие потенциал прозрения - приближающие, а иной раз и вплотную подводящие к пониманию буддийских истин, к пониманию того, как устроено наше сознание.

    Роберт Шекли. Запах мысли


     
  3. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    154
    Симпатии:
    21
    Хорошо, спасибо за Шекли, у него много хороших умных историй.
     
  4. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    7.195
    Симпатии:
    3.507
    и, что радует, лаконичных )
     
  5. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    7.195
    Симпатии:
    3.507
    Мэтр писания буддийских истин небуддийским языком, наш, отечественный, - конечно же, Пелевин. Ранне-зрелый Пелевин делал это не так плохо, чего не скажешь о средне-позднем. Пелевина любят цитировать буддисты и всякого рода шаманисты, но это разные цитаты.

    Иронично, но метко он показал цепочку я-историй-умопостроений-представлений-идей в виде навозного шара, который катит перед собой навозный жук. http://pelevin.nov.ru/romans/pe-jisn/2.html Опыт перехода эго-сознания в другое качество передан в той же "Жизни насекомых" в главах о Мите и Диме. Ну и о пустоте, понятно, он тоже пытается говорить там и сям. Буддийские истины мелькают и просвечивают и в его отдельных рассказах. В данном случае всё это набор тех самых трансформирующих концепций, которые указывают на свет и способны вызвать в уме обычного человека некий коллапс "я-звезды", разрушающий или хотя бы пошатывающий прочные представления обо всём существующем. Как например когда-то на кого-то подействовала пресловутая ныне "Матрица": мир вздрогнул, треснул по швам, и что-то заначиналось...

    Неошаманский "путь к свободе", как известно, очерчен в "Затворнике и Шестипалом", с его довольно точными метафорами о социуме и прочем.
    Магия и разносортный оккультизм тоже встречается повсеместно, поминать уже не буду, не о том ветка.

    А вот "Омон Ра" надо читать параллельно с просмотром фильма "Время первых", как это нечаянно случилось у меня. Они соотносятся по принципу Гекаты-Селены и в таком освоении возымеют должный эффект, особенно по части точной прямой параллельности фабул. Пелевин, как-никак, шаман и глядел в воду. И есть там - и помимо отражений Луны, и в них самих - то, что разбивает всю эту лунность. (Это то, что в сакральном месте нашёптывает на ухо властелин этой лунности.)

    0a630b6a94b2f1163c43695538597dd8.jpg
     
    Последнее редактирование: 18 янв 2022
  6. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    7.195
    Симпатии:
    3.507
    Что же объединяет всю эту разносортицу духоборчески-духоискательных тропинок? Что кроется за этой видимостью постмодернистской игры? И кроется ли там что-нибудь?

    Об этом - "Запись о поиске ветра", программная запись всей творческой деятельности писателя П. Тут таится прямым текстом та самая одна книга, которую он пишет всю жизнь - с каждым годом, увы, строго, с китайской упорядоченностью следуя закону очередной эпохи упадка... )

    Запись эта, начертанная росчерком китайского иероглифа, кажется мне достойной, чтобы... ответить ветру? )

    Стоит только упомянуть (а то вдруг без сопливого умные люди не разберутся), что Путь, о котором тут говорится (и о котором говорится, что его нет), - это именно то место, (которого нет) куда приводит буддийский путь и где он заканчивается, и именно оно называется в буддизме тем, что не имеет обозначений и что обозначается как запредельность. Запредельность крайностям сансары и нирваны. Поэтому писатель П. тут. В Небуддийском.

    И я думаю, что он ежегодно коммерчески подогревает к себе интерес новыми опусами только для того, чтобы кто-нибудь рано или поздно наткнулся на эту запись. Неважно где.

    Вероятно, можно сказать, что мы видим здесь новый вид творчества, цель которого - вскрывать скорлупу нашего ума, скованного одной цепью многообразнейших концепций, и вести к высвобождению от умопостроений как таковых, то есть пробуждающего от сна иллюзий. Хотя бы в самом первом приближении, как чей-то отзыв из Сети на "Чапаева и Пустоту". )
    Всё остальное творчество человечества, хотя и ведёт к прозрениям (в лучшем случае), но к прозрениям во всё новые и новые концепции - новые виды плена, то есть сильно окольными путями. И в этом разница.
     
    Последнее редактирование: 18 янв 2022

Поделиться этой страницей