Неземные миры Юрия Ушкова

Тема в разделе "Изобразительное искусство", создана пользователем La Mecha, 18 янв 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    [​IMG]
    Будда
    [​IMG]
    Тибет​
    [​IMG]
    Ландыш​
    Газета "Содружество", №7, октябрь 2002 г. КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
    ИНДИЙСКАЯ СКУЛЬПТУРА​
    Однажды летом 1960 года мой друг скульптор Юра Воловиков и его жена пригласили меня поехать в Суздаль.​
    - С нами будут еще две девушки, - сказал Юра.​
    Я с радостью согласился. Этими девушками оказались Людочка Шапошникова и Ниночка Михайлова. В Суздале, обедая в ресторане, Людмила Васильевна рассказывала нам об Индии, где она бывала годами. Я заразился страстным желанием увидеть индийскую скульптуру. Перед этим я побывал в Египте и видел древнюю египетскую скульптуру, в музеях – древнюю греческую и римскую скульптуру, но с индийской не был знаком даже по книгам. И вот теперь слушал из ее уст об этой необыкновенной красоте.​
    В 1974 году мне удалось с группой художников поехать в Индию. Попасть а Индию тогда было не просто, тем более, что я не был членом партии и в союзе художников не занимал никаких руководящих постов. Преодолев все препятствия, я с радостью садился в самолет. В самолете сидели индусы, и я смотрел на них теперь как на близких и дорогих мне людей.​
    В Дели нам выдали по 400 рупий на карманные расходы, и фирма, которая нас обслуживала, сразу повела в универсальный магазин, пока у нас были деньги. На первом этаже магазина были разнообразные товары ширпотреба, но я увидел лестницу, ведущую в подвал, и решил сходить туда. И там, о небо, я увидел множество старинных бронзовых скульптур и среди них Шиву, танцующего Шиву – Натараджу. Я никогда раньше нигде не видел Шиву. Надо было видеть меня, обезумевшего от поразившей мою душу красоты многорукого. Потрясенный, я схватил Шиву и бросился наверх, где за столом, в окружении молодых индусов, сидел хозяин фирмы. Поставив Шиву, я выложил перед ним мои 400 рупий. Очевидно, мое эмоциональное состояние произвело на него впечатление, но, улыбаясь, он написал на бумажке “1000 рупий”. У меня в запасе были две советские сторублевки, и я положил их перед ним.​
    Он посмотрел: “Но, но, рупии, доллар”. Я стал объяснять, что я скульптор, что из России и у меня ничего больше нет. Жестикулируя руками, я увидел на своей руке часы. Мгновенно осененный, я снял часы и подал хозяину фирмы. Он взял, послушал, как они тикают, вложил мне в рот бетель и вручил мне Шиву. На обратном пути, когда мы возвращались через Дели и обедали в его ресторане, он подошел, улыбаясь, и пожал мне руку. Одна из художниц, очевидно, знакомая с индийской мифологией, сказала мне, что Шива красивый, но грозный бог, а я не мог понять, почему грозный, если красивый. Шиву я оставил на сохранение в Дели, и мы поехали дальше, но Шива все время был со мной. Он и сейчас стоит на моем столе.​
    В Аурангабаде я со своим приятелем по поездке литовским скульптором Толейкисом шли по улицам Аурангабада, заходя в магазины в поисках старинной скульптуры, но нигде ее не было. На улице к нам неожиданно подошел индус и повел нас в один переулочек. Как он понял, что нам нужно, осталось неизвестным. Он привел нас в небольшой магазинчик, где было все, кроме скульптуры. В магазине находилась вся семья хозяина магазина. Индус что-то сказал хозяину, и тот открыл в стене дверцу потайного шкафа и вынул на подносе несколько бронзовых миниатюр индийских богов потрясающего тонкого литья, где на пальчиках в 1-2 мм были одеты колечки. Мне особенно полюбился Агни. Денег не было, но на моей шее висел солидный фотоаппарат. Я снял фотоаппарат и предложил в обмен на скульптуру.​
    – Но, но, рупии, доллар.​
    к хозяину подбежала его дочка и стала умолять взять фотоаппарат, но хозяин наотрез отказался. Что делать? Мы ушли. На обратном пути какая-то сила заставила меня снова зайти в этот магазинчик. Только мы вошли, как дочка хозяина бросилась к нему в ноги со слезами на глазах, и он не выдержал, подал мне Агни, а я объяснил ему, как пользоваться фотоаппаратом.​
    В Мадрасе в одном из ювелирных магазинов мне понравилась Радха XIII века. Я сказал Толейкису: “Алоизас, дай мне твой фотоаппарат, а в Москве я тебе куплю два”. Я подал фотоаппарат красивой продавщице в обмен на Радху. Она позвонила по телефону хозяину магазина и получила согласие. Так я привез в Москву три прекрасные скульптуры X-XVII веков.​
    В Махабалипураме ко мне подошел индус и предложил самшитового слона, но у меня уже ничего не было, но на ногах моих были восточного фасона туфли, которые я купил в Каире. Я снял туфли и получил слона. В Москву я прилетел в тапочках. В Бомбее на базаре я обменял бутылку коньяка, которую возил всю дорогу, на бронзового слона с полудрагоценными камнями.​
    Наша группа художников посетила в Индии знаменитые храмы – Каджурахо, Аджанта, Эллора, Элефант, Махабалипурам и другие. Были в великолепных музеях, и везде я видел удивительную скульптуру, которая глубоко вошла в мою душу, оставив значительный след в моем творчестве. Скульптуры “Воспоминание Индии”, “Брама”, “Шива”, “Агни”, “Каджурахо” сделаны в результате таинственного влияния Индии.​
    В Индии меня восхищало все: люди, храмы, природа, и было какое-то глубокое чувство сопричастности этому миру. Мои случайные встречи на улицах с индусами всегда были радостны, взаимно доверительны и окрашены теплым душевным чувством.​
    Я уезжал из Индии со слезами на глазах, как будто покидал что-то мне родное и дорогое…​
    Ю. УШКОВ, скульптор, Москва​

    [​IMG]
     
    list, Владимир К и Glenn нравится это.

Поделиться этой страницей