сфера эфира первая сфера не имеющая чисто биологический аналогов связана со способностью к символизации, когда виртуальная (вымышленная) реальность (область идей и ценностей) способна оттеснить природную. символы, знаки, убеждения, верования здесь оказываются более значимы, чем биологическое существование и благополучие, мир предстаёт через призму сверхценной картины мира. для формирования значительного (сотни тысяч, миллионы человек) социума это имеет принципиальное значение. именно здесь живут добро и зло, смысл жизни, праведность и грех, государство и деньги... проявлением её, с точки зрения археологии, является появление письменности (древнейшие эксперименты - 6 тыс до н.э., устойчиво - вт пол. 4 тыс до н. э.) . таким образом перенос информации из индивидуальной памяти в коллективную и разделение труда резко ускоряются.
Проявление сферы в области идеологии связано с учением о космосе, космизации хаоса, мировом законе, небесных прообразах земных институтов. Вечном и неизменном порядке, которому угрожают накатывающие волны хаоса (внутренних и внешних варваров). Царская власть в такой системе - нечто свыше данное, опора космоса, условие существования культуры. В свою очередь царь обеспечивает стабильное финансовое и незыблемое идеологическое функционирование церковных институтов, обращается к ним чтобы узнать волю богов и откупиться от их гнева (экзистенциальная неуверенность в воле богов - постоянный бич той эпохи). При этом сама власть функционирует скорее по законом сферы огня с её безудержным самоутверждением.
Этот уровень развития уже называется цивилизацией. На этой стадии возникает такая политическая форма как раннее государство. Здесь есть канцелярия, какие-то законоуложения, центральная и местная администрация, налоги и повинности. Но любой ответственный пост явочным порядком становится наследным, определяет статус и является главным источником его благосостояния, богатство без власти не котируется. Местные администраторы скорее вассалы царя, чем губернаторы, а высшие центральные - наследная аристократия, должности которой многочисленны, но функции между ними разделены слабо. Правда есть ещё низшие администраторы (нередко рабы) , которые собирают эти пошлины и налоги, следят за повинностями, считают приход и расход в казне, управляю обширными дворцовыми и храмовыми имениями - это уже зачаток бюрократии.
косвенным признаком возникновения государства (точнее одной из его форм) является появление настоящих городов (с населением за 10 000) и дворцов с обширными складскими комплексами. время - вт. пол 4 тыс до н.э. (Египет, Двуречье, Элам). быстрее всего эволюционировал Египет.
Как и в случае с вождеством, существовали альтернативные формы: супервождество (особенно "кочевые империи") и городская гражданская община - полис, гражданско-храмовая община, коммуна - и их союзы и конфедерации (которые могли включать и не-городские общины) сами формы раннего государства тоже могли сильно отличаться: от города-государства, до безгородской политии с системой полюдья. например для раннесредневековой Европы можно выделить такие формы как: дружинное государство (с большой дружиной размещённой гарнизонами в "градах"), удельное государство, феодальное государство (с тенденцией эволюции от первого ко второму, и потом к третьему)
Более глубокое нисхождение (уровень "кшатрии") делает возможным возникновение настоящего государства (и ранней империи). Первые признаки можно обнаружить в Египте в кон. 3 тыс. до н.э., когда в период глубокого кризиса появились морально-этические наставления фараону - что обижать людей без нужды не надо. Эта тема появляется и в текстах "отрицательной исповеди" в гробницах вельмож. Теперь сами управители воспринимают себя как носителей универсального порядка, цель которых не спровоцировать хаос, а напротив "установить справедливость".
Настоящее государство имеет разветвлённый бюрократический аппарат и законодательство (хотя и то и другое на современный взгляд довольно хаотичные, расширяемые по мере надобности без системы от случая к случаю). Государство включает в себя различные регионы с разным правовым статусом и уровне автономии. Максимальна царская власть в столице и и столичном регионе. Ранняя империя тяготеет к полному поглощению социума государством, а экономики государственным хозяйством, одновременно стремясь к мировому господству (это самая "демоническая" форма государства, порой вырождающаяся в инфернальную тиранию) примеры ранней империи : Третья династия Ура и Среднее царство в Египте (21 в . до н.э.) Но существовали и альтернативные формы, такие, например, как римская цивитас с развитым законодательством, но с магистратами вместо бюрократов, весьма сложно устроенные республики, вроде венецианской, сословные монархии...
До основной массы населения (вайшьи) "эфирные" идеи стали достигать только после создания институтов массовой индоктринации - либо в силу высокой грамотности (как в античности) или через создание государственной церкви (ранним примером был например послепленный иудаизм - 5 в. до н.э. и зороастризм)
Только на этом уровне могли появиться идеи о воздаянии, рае и аде, золотом веке в прошлом или будущем, более -менее организованный пантеон. что касается монотеизма, о любой бог пантеона в обращённых к нему льстивых гимнах де факто вырастал до роли вселенского творца и миродержца, а остальные боги становились его функциями.
астральная сфера в прямом смысле - астральная сфера это звёздное небо. поэтому приобщение к ней началось как только возникли регулярные астрономические наблюдения - это не позднее 6 тыс. до н.э. Тогда же появились такие технологии как парусная ладья и повозка, которые очень быстро стали отождествляться с солнцем. Солнце, Луна первые стали объектами тщательных наблюдений. В Египте издавна установили связь Сириуса с разливами Нила. азаписи лунных и солнечных затмений начались ок. 1600 г до н.э. к 13 в до н.э. относится календарь, связанный с наблюдение за звездами и учётом движения трёх планет (хотя м.б. знали и пять). Культ Атона - конкретно видимого Солнца процветал в 14 в. до н.э. (заметим тогда же, при Эхнатоне, египетское искусство вырывается за пределы канона - заметный признак проявления астральной сферы, нечто подобное был в это время и на Крите) В Междуречье уже к 17 в до н.э. велись наблюдения за Венерой и искали небесные знамения - сочетания звёзд - для земных дел. Земные города считались отражениями праобразов-созвездий. В городе Ниппуре календарь существовал уже в 24 в до н.э., а с 18 в. была принят во всём регионе. Но всё это отдельные проблески.
Теперь суть ) Ключевая технология астральной сферы это машина. Речь идёт не только о реальных механизмах из железа. Первые самые эффективные машины это были машины из людей, первая из которых - военный строй. А звёздный свод с его правильным рассчитываемым движением - абсолютный прообраз идеальной машины. Но наблюдения за ним уже требовали научного подхода, математического аппарата, исследования, просто декларация вечности-неизменности не срабатывала, наоборот постепенно вырисовывались всё более сложные циклы, учитывались всё новые звёзды, строились все более сложные астрологические аналогии.... Появился критический ум и спекулятивное (не-мифопоэтическое) мышление. Стремление доискаться до истины и приблизиться к правде (в т.ч. изобразительной). А дальше перестроить бытие в соответствии с найденными алгоритмами.
Общества , где присутствует астральная сфера, я называю премодерными. Время "нисхождения сферы" в районе 8-6 в. до н.э. - осевое время, античность. первая разработанная и универсальная прото-научная система - вавилонская астрология, затем античная наука 6 в до н.э. -появление философии, развитие и использование механизмов, античное "иконическое" искусство ( 5 в.) рождение классической империи (персидской - 6 в. , предшествующая ей ассирийская ещё несла некоторые черты ранней, как и империя Цинь) политическая и военная теория (Китай, Греция) - г.о. с 4 в.до н.э. важнейшей вехой (спуск на 2 уровень) становится появление рациональной бюрократии (империя Хань 2-1 вв до н.э.) - такое государство можно назвать "регулярным". В новоевропейской истории - проблесками такой системы (на уровне "брахманов") является Возрождение, а проявлением на уровне "кшатриев" - барокко (Новое время, абсолютизм) - можно сказать, что это максимальное воплощение данной сферы: регулярное государство, иллюзионистское искусство, ультра-рациональная философия, математизированная наука и разнообразные "машины из людей": армия доведённая до уровня кордебалета, двор, мануфактура, канцелярия, госпиталь.... нисхождение на уровень "вайшьев" - промышленный переворот 18 века.
Премодерные системы позволяют успешно осуществлять кооперацию между десятками миллионов человек. Среди них был "дэвовские" - строго монархические и "асурические" - олигархические и аристократические. Усиление власти (контроля над ситуацией и населеинем) здесь обычно было связано со снижением уровня жестокости - карательные практики признаваемые нерациональными и избыточными , купировались. Но был и инфернальный вектор - связанный с весьма рациональным теоретическим обоснованием крайнего этатизма (от Шан Яна до фашизма) и предельной эксплуатации или уничтожения "не-наших".
"духовная" (верхняя астральная) сфера её проявление связано с такими понятиями как гуманность, любовь, сострадание (ну свобода, равенство и братство ) ) причём речь идёт не о личной любви, даже весьма самоотверженной и жертвенной , а о социальном идеале, ближе к тому что называют "абстрактным гуманизмом". любовь к ближнему вполне сочетаема с ненавистью к дальнему, здесь речь идёт о доброжелательности как универсальной установке и коллективном сострадании. Именно эта добавка даёт возможность организовывать коллективы уже в сотни миллионов человек. среда в которой живёт эта парадигма - это свободно и широко распространяемая информация
Нисхождение на уровень "брахманов" произошло уже в осевое время. Новая парадигма присутствует в проповедях Махавиры и Будды, Конфуция (гуманность) и Мо-цзы (любовь). На западе она была выражена скорее потенциально до христианства. Попытки как то влиять на общество в этом ключе есть в эдиктах Ашоки (3 в до н.э.), в смягчении рабства в Риме и Хань (2 в н.э.), в Японии в эпоху Хэйян. Материальной базой стало изобретения книгопечатания (Китай 9-10 в. Европа 15 век) В ноевропейский период важной вехой стало Просвещение
Присутствие такой "зелёной" составляющей в господствующей идеологии, возможно не приносило больших плодов на практике, но было таким тревожащим совесть элементом, который в какой-то мере всё же влиял на текущие человеческие поступки. однако базой следующей стадии нисхождения стал всё-же просвещенческий либеральный гуманизм ) , предполагающий возможность преобразования общества в направлении уменьшения страдания, неравенства и несвободы (при этом без сектантского фанатизма) так 18 век начал процесс запрета пыток и жестоких казней, 19 век - рабства, крепостничества и телесных наказаний, нач. 20-го - ограничения эксплуатации и установление равенства в политических и юридических правах (правда потом случился откат). формой организации общества в 19 в. становятся национальные государства и колониальные империи нового типа, а знаменем - модернизация (для борьбы с варварством). формой утверждения сферы в области политики становится демократическое социальное государство (вт. пол. 20 века) а в обществе "вайшьев" - всеобщая грамотность и , очевидно, окончательно - всеобщая компьютеризация.
"дэвовский" векотр в течение тысячелетий проявлял себя, скорее, чем различные филантропические проекты и организации, а в политике через просвещённый абсолютизм (в.т.ч. в его формально демократических одеяниях), порой они грешат "моральным террором". главный новоевропейский вектор , напротив, имеет ощутимый "асурический" колорит , идущий от английского либерализма, который часто (и справедливо) упрекают в своекорыстии. а инфернальный представлен очень ярко многочисленными примерами режимов и групп стремящихся облагодетельствовать человечество путём выжигания калёным железом разного рода неправды и ереси (вместе с носителями), свобода в этих случаях игнорируется, а цель оправдывает средства.
В условиях, когда появились полуторомиллиардные национальные государства (Китай и Индия), а население Земли приближается к 8 миллиардам, система уже явно испытывает перенапряжение (хотя на уровне 1-го мира работает вполне эффективно) Тем не менее, для создания действительно глобальной системы кооперации ресурсов данной сферы не хватает.
"Эмпирей" Первые признаки знакомства с этой сферой обнаруживаются тоже в осевое время. Основной её опыт - это обнаружение границ человеческого мышления и относительности его логики и выводов. Выявление тех предельных, граничных с хаосом форм, через которые осуществляется само мышление Учение об анатмане Будды Шакьямуни из этой категории. Дальше "ощупывание границы" проявляется спорадически (Чжуан-цзы, Нагарджуна, китайская махаяна, троичное богословие, Юм и Кант (чисто мистические опыты не рассматриваем), неевклидова геометрия.... Признаки "нисхождения" скорее обнаруживаются в науке с нач. 20 в. (квантовая теория, ОТО) и странные процессы в искусстве, с его "дегуманизацией" и поиском первоформ. Как знать, м.б. квантовые компьютеры станут материальной базой для развития новой парадигмы и дальнейшего нисхождения...