Образы Бардо-тходол и т.п.

Тема в разделе "Мифическая география", создана пользователем Ондатр, 17 дек 2018.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    Я давно уже обещал Василию беседу на тему буддийского тантризма. Создаю ветку здесь, а не в разделе Буддизм, поскольку периодически собираюсь обращаться к теме мифической космографии.

    Так сложилось, что в МК для обозначения трёх базовых уровней реальности была использована буддийская терминология: Арупалока, Рупалока и Камалока. Поскольку теперь анализироваться будет буддийская доктрина, во избежание путаницы, обращаясь к мифической космографии вне прямого буддийского значения, я буду использовать для обозначения термины из западной традиции: Абсолют, Плерома (мир эманации) и Мир Сотворённый. В других случаях, используя буддийские названия миров вне прямого значения в традиции, я буду делать примечание - например: нирманарати (мк).

    И при аналогиях мы должны чётко осознавать, что буддийский и западный мифы описывают реальность с совершенно разных позиций: буддийский описывает сознание, а западный - творение.
     
    Sielicki, La Mecha, Glenn и ещё 1-му нравится это.
  2. list

    list Модератор

    Сообщения:
    7.160
    Симпатии:
    3.488
    Надо ли это понимать так, что эти три уровня в МК не в полной мере соответствуют буддийской версии?

    Видимо, именно потому, что МК описывает и сознание, и творение сразу?
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    Да МК даёт матрицу пригодную для разных моделей.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    Сансара и нирвана

    Поскольку тантризм восходит к махаяне, здесь присутствует тезис "сансара есть нирвана". Это означает что вся в целом и на каждом уровне реальность может быть рассмотрена в нирваническом и сансарическом аспектах. Нирвана это не прекращение сансары и не какая то ступень более высокая чем сансара. Это та же самая реальность, но истинная, вне сансарических ограничений - пространства, времени, причин и следствий, изменения, обусловленности и соответственно не уловимая словами, всегда привязанными к сансарическим восприятиям.
    Мир-творение разворачивающийся во времени имеющий первопричину в лице Бога, с точки зрения буддизма, это, безусловно, сансарическая реальность. Три мира - Камалока, Рупалока, Арупалока - это миры сансары.
    Но махаяна создаёт свой собственный образный символический ряд и для обозначения нирманических аспектов реальности на каждом уровне.
    С ним связано учение о Трёх телах Будды - нирванических аспектах Арупалоки (дхармакайя), Рупалоки (самбхогакайя) и Камалоки (нирманакайя).
    Тантра идёт ещё дальше, создавая гигантский пантеон, выражающий нирванические аспекты чего угодно. С точки зрения тантры, только от наблюдателя зависит увидит он через образ помрачённую реальность или истинную, абсолютно независимо от того будет образ иметь "возвышенный" и откровенно инфернальный колорит. Последнему даже отдаётся предпочтение - всё-таки тантра это "северное" (мк) направление трансформирующее асурические и адские пути.

    Конкретно в Бардо Тходол умершему последовательно являются образы "спокойные", "строгие" и "грозные", с точки зрения мк как раз выражающие три вектора: божественный, асурический и инфернальный, но каждый должен выразить единый вкус истинной реальности.
     
    La Mecha, Glenn и list нравится это.
  5. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.874
    Симпатии:
    3.487
    А, que libro bonito!!! Si-si! Atterizado en la yerba magnificante!!! :) :)

    Я её, это...в детстве с балкона сбросила, на территорию котельной. Сильно она меня, помню, раздражила.)

    Она превосходно приземлилась в траву!
     
    Последнее редактирование модератором: 17 дек 2018
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    Ключевым для повествования является образ пяти татхагат (это которые "мирные видения"). Эти пять будд почитаемы не только в тантре, но и в махаяне в целом, просто там они не появляются на одной мандале. Из этих татхагат ни один не рождался на Земле. Сфера их действия - Вселенная. Местопребывание каждого - его собственная чистая земля. Уровень этого пребывания - вершина Рупалоки - небесах Абхасвара - в теле самбхогакая. Дело в том, что именно там впервые возможно проявление каких либо-форм вообще, а самбхогакая это форма. Выше уже нельзя различать ни конкретных будд, ни их атрибутов.
    Но для ваджраяны (тантры) данный факт не столь важен, пять татхагат там могут проявляется на любом "этаже" реальности - как аспекты просветлённого сознания, не имеющего уровней и границ.
     
    Glenn и list нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    Обратимся к довольно странной аналогии - к каббале. Когда божественный Свет начал творение - он сжался (цимцум), освободив Пустоту/Пространство, куда затем начинает изливаться (эманация), но уже не однородно, а структурировано. Эти структурированные эманации именуются сфирот. Их десять и они проявляются на каждом из пяти уровней бытия, вплоть до физически-инфернального (асия). Сфирот в равной степени есть сосуды божественного света, но проявляются они последовательно и вроде бы иерархически. Низшая сфира (малхут) вышележащего мира есть высшая сфира (кэтер) нижележащего. В каждом мире сфирот проявляются также через "лики" - парцуфим - их пять (порой выделяется шестой) и они наделены условной индивидуальностью. первый лик - "большой лик" - соответсвует высшей сфире кэтер, следующие два - 2 и 3 сфирам, 4-й лик - сразу пяти сфирам, 5-й - малый лик - последней (малхут).

    Не знаю, прояснило ли это дело ) , но вот эти парцуфим - лики реальности - до определённой степени аналогичны пяти татхагатам тантры ) При том, что относятся к творению, а не к истинной реальности/татхате буддизма.
     
    Glenn нравится это.
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    7.160
    Симпатии:
    3.488
    а есть ещё аналогии, попроще? )
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    Святая Троица 8-) (но в повествовании она нам не поможет)
     
    Glenn и list нравится это.
  10. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    10.017
    Симпатии:
    2.093
    Мне попадалось мнение, что они вообще представляют собой сферические сущности в вакууме, т.е. аспекты буддовости, спроецированные на пять скандх.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    для махаяны это совершенно конкретные Будды.


    вот они
    5_mandala.jpg
    мандала соориентирована по сторонам света - север справа
     
    Glenn и list нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    несмотря на равенство, порядок проявления татхагат очень конкретен: центр, восток, юг, запад, север.
    в центре Будда Вайрочана - это проявление татхаты вне аспектов и модусов. персонификация Дхармакаи.

    восток - Будда Акшобхья (Непоколебимый, Невозмутимый). синего цвета. аспект зеркальной мудрости. это состояние абсолютной ясности-объективности. и не-включённости, надмирности.

    юг - Будда Ратнасамбхава (Рождённый из Драгоценности). жёлтого цвета. аспект - равностной мудрости. в отличие от зеркальной , она не "интровертна", а "экстравертна". это не Зеркало безлично отражающее реальность, а скорее Небо, равно наделяющее благом и добрых и злых. Всепринимающее, неразделяющее.

    запад - Будда Амитабха (Бесконечный Свет). красного цвета. аспект - различающей мудрости. Это мудрость различающая добро и зло, верное и ошибочное, указывающая правильный путь.

    север - Будда Амогхасиддхи (Безошибочно Достигающий). зелёного цвета. аспект - мудрости свершения. Мудрость безошибочных деяний.
     
    Glenn, list и Елена нравится это.
  13. Елена

    Елена Автор

    Сообщения:
    312
    Симпатии:
    674
    Я читала в книге о буддийских символах, что в центре может располагаться и синий в зависимости от традиции(поздняя или ранняя). Чем отличается ранняя традиция от поздней?
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    Акшобхья стал почитаться раньше, возможно самым первым из этих будд (1-2 в.)
     
  15. list

    list Модератор

    Сообщения:
    7.160
    Симпатии:
    3.488
    Соответственно, чтобы двигаться к центру, нужно начинать с севера и идти против часовой стрелки? Допустим, в практике, с ними связанной. Или лучше придерживаться порядка проявления, от центра?
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    Это смотря какая практика )

    движение по скандхам начинается с востока:

    Акшобхья - нама-рупа - зеркало отражает формы, но не становится ими
    Ратнасамбхава - ведана - просветлённый ум не делит восприятия на приятное и неприятное
    Амитабха - санджня - предметы и существа распознаются как отдельные, разнонаправленные и разнокачественные , но в равной степени заслуживают сострадания. познание одновременно истины и кажимости.
    Амогхасиддхи - санскара - действие совершается, но карма не возникает.
    Вайрочана - виджняна - сознание едино и полностью просветлено.
     
    Елена, Glenn и list нравится это.
  17. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    10.017
    Симпатии:
    2.093
    Тут довольно подробно про сфирот.
     
    Последнее редактирование: 19 дек 2018
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    Теперь обратимся к мифической космографии и рассмотрим образ пяти татхагат применительно к мирам Эмпирея )
    Вайрочана - Источник, Врата Рупалоки (мк).
    Акшобхья - Зеркало Мары. образы и формы.
    Ратнасамбхава - Нирманарати (мк) - единство пустоты и форм, абсолютная потенция
    Амитабха - Тушита (мк) - сорадование и сострадание
    Амогхасиддхи - Ямья (мк) - кармический рисунок данного воплощения
     
    Glenn и list нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    т.е. тантрическая логика здесь будет такова: "то что ты воспринимаешь как мир Ямья, ни что иное как благой Амогхасиддхи, протягивающий тебе крючок спасения освобождения от уз кармы"
     
    Последнее редактирование: 19 дек 2018
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    нетрудно догадаться, что схема м.б. воспроизведена и на уровнях ниже. В астрале это Шакра и 4 хранителя.
    а схема соотносящая татхагат со стихиями прописана в самой БТ.
    проблема только в том, что схема соотнесения БТ отличается от основной распространённой в тантре.
    последняя выглядит более последовательной: север -земля, запад - вода, юг - огонь, восток - ветер (эфир), центр - пространство. т.е. последовательность возрастания идёт против часовой стрелки от севера, через запад.
    В БТ же логика соотнесения не угадывается. там - восток- вода, юг - земля, запад - огонь, север - ветер.
     
    Glenn и list нравится это.
  21. list

    list Модератор

    Сообщения:
    7.160
    Симпатии:
    3.488
    ?

    таким образом, модель направлений света может считаться универсальной для "карты духовных сфер мира"?
    вообще удивительно, что эта модель сохраняется и за пределами структур Земли. выходит, она универсальна для всего универсума? )
     
    Последнее редактирование: 19 дек 2018
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    Бардо Тходол

    она универсальна для человеческого архетипического мышления. как матрица для восприятия.
     
    list нравится это.
  23. list

    list Модератор

    Сообщения:
    7.160
    Симпатии:
    3.488
    и для структурирования
     
  24. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    10.017
    Симпатии:
    2.093
    Можно ли как-то обьяснить эту нестыковку?
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    Пока не знаю. Возможно это логика цвета.
     

Поделиться этой страницей