Обсуждение работы "Элементика"

Тема в разделе "Психопрактика", создана пользователем Glenn, 1 янв 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    ...
    Хочу добавить пару слов к тому, как я вижу проблематику, о которой пишет Олег.
    На мой взгляд, практику общения с «душами стихий», как их ни понимать, можно возводить к непосредственному опыту, доступному каждому человеку независимо от его культурного фона, хотя и ссылки на традиции, имеющие те или иные пересечения с данной практикой, конечно, очень полезны. При рассмотрении опыта, конечно, приходится прибегать к базовым характеристикам познающего сознания, но, в принципе, при рассмотрении стихиальных практик можно свести специальную терминологию к минимуму.

    В своих работах по лингвистике я использую понятие среды. Кажется, оно интуитивно понятно. Среда — это некая область, попадая в которую, объект испытывает определенное предсказуемое влияние. Среда прежде всего важна как дискурсивный фактор (хотя есть особенности в морфологии, синтаксисе и т.п.), семантически заряженное поле, существенно влияющее на понимание нами высказываний, относимых к этому полю. Например, «она бежит к метро» в общем контексте имеет множество интерпретаций, связанных с разными факторами, порождающими спешку (опаздывает на работу и т. п.), если же «она бежит к метро» находится в поле действия тэга «имеет место дождь» («... под дождем ...»), возникает преимущественная интерпретация — она бежит, чтобы не промокнуть насквозь, видимо забыла зонт, неподходящая обувь и т. п. Дождь — среда. Другие типы сред — туман, ветер, море, зима, война, суматоха, полтергейст, дом с привидениями и т. п. Все они «семантически заряжают» некую область пространства и мы имеем определенные ожидания в плане интерпретации высказываний о явлениях в этих областях.

    К стихиалям среды относятся, конечно, не совсем прямо. Но тем не менее связь тесная. В психологии известна оппозиция «фигура — фон», фигура — это отдельный объект, привлекший наше внимание, а фон — нераздельно воспринимаемая совокупность, ни один элемент которой не привлекает наше внимание сам по себе. Наше внимание устроено так, что сложные совокупности автоматически переводит в «фоновый режим». Упомянутые мной среды — это, как правило, фоны, рассредоточенные в пространстве, а часто и во времени сущности. То же мы можем сказать о стихиях, в частности, о природных стихиях. Часто это, действительно, что-то протяженное и рассредоточенное, часто множественное — река, лес, дождь, снег, зима, солнечная погода и т.п. Часть явлений, затрагиваемых Олегом, к средам, как явления, не относятся (пламя свечи и т. п. - фигуры в психологическом смысле), но могут создавать вокруг себя своего рода среду для сознания, если сознание позволяет образу явления занять себя в значительной степени.

    Среды, на мой взгляд, имеют важное психологическое свойство — они способны менять качество сознания, формировать психологический фон для восприятия ситуаций. Суматоха настраивает на суматошный лад, война внушает страх и тревогу, торнадо также пугает, солнечный день многим, наоборот, создает радостное настроение. Представляется, среды даже необходимы нам в том плане, что позволяют нашему сознанию чередовать фон, а вместе с ним и ракурс восприятия. То есть, это своего рода «встряхивание» видения мира, препятствующее стереотипному видению жизни и способствующее более эффективному реагированию на ситуации.

    Особенность жизни современного горожанина в том, что он в значительной степени устранен от воздействия природных сред или стихий — он существует в особой искусственной «демисезонной» среде. Бетонные дома не меняют свой цвет, в зданиях и в транспорте всегда примерно одна температура, белый снег, радующий глаз вне города, на городских улицах имеет неприятный серый цвет, в крупных городах часто стоит дымка, даже когда небо «ясное», его можно назвать таковым лишь условно (среда есть, но она искажена).

    Итак, я предположил, что смена сред необходима для здорового функционирования психики — если среда меняется, наше сознание переключается из одного режима в другой, при этом каждый из режимов не успевает надоесть. Если же среда меняется реже или «меньше» ожидаемого (тут приходится предположить наличие некого естественного цикла), возникают апатия и депрессия, ощущение монотонной жизни. Возникает зацикленность сознания на неких содержаниях: сознающий впутан в клубок проблем и находится в нем постоянно, что изматывает.

    В такой ситуации стихиальная практика видится вполне уместной терапией для горожан, в том плане, что погружение сознания в новую — достаточно чистую и качественную — среду позволяет сознающему избавиться от затянувшихся циклов, освободиться от ощущения безысходной рутины, сменить ракурс мышления и, возможно, найти пути решения каких-то текущих задач. Более сложный вопрос — где брать эти чистые среды и по какому принципу их подбирать для нужд конкретных людей.

    Два наиболее важных момента: определить характер воздействия среды (в общем случае и индивидуально), и понять, какого воздействия не хватает данному индивиду.

    Олег упоминает различие двух разных типов сознания — манасикара и сати. Те требования, которые психология предъявляет к объекту внимания, по-видимому, следует отнести именно к манасикаре, в частности, тот аспект, что фон (нечто пространное, множественное и относительно стабильное в своем поведении, когнитивно не-яркое) не может быть объектом внимания, а является скорее сопровождающим, вторичным объектом не-в-фокусе. Именно поэтому обширные «объекты» - лес, поле, река, при спонтанном или целенаправленном их созерцании, являются своего рода переключателями для сознания, переводящими восприятие в режим сати. В обычном «бытовом» состоянии восприятие если и фокусируется на среде, фоне, оно выхватывает из него отдельные фрагменты, годящиеся на роль фигуры, перескакивая с одного на другой (т. к. фиксация для бытового ума на неизменном объекте трудна). Множественный неизменный (или предсказуемо меняющийся объект) — своего рода «вызов» для бытового восприятия.
     
  2. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    двух типов внимания скорее
    —— добавлено: 1 янв 2013 в 19:15 ——
    Ну да, чтобы удерживать внимание на таком объекте, нужно включать памятование, т.е. сати.
     
  3. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Имхо, "Среда" - очень удачный термин.
    В этом смысле можно рассматривать как среду и духовное сообщество, сангху или, скажем, более конкретно - суфийскую ханаку. Помнится, шейх писал о том, что наиболее важным фактором в обучении человека является именно то, что ты называешь средой. Для духовного пути это равно верно.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Тему можно расширить - и это кажется не менее перспективным - на социальные среды, как терапевтический фактор. Опять же отталкиваясь от представления, что индивиду нужна смена сред, влекущая смену состояний, подходов и оценок. Под социальной средой я понимаю тип окружения человека, располагающий его к определенному типу поведения, или ограничивающий его в формах поведения: поведение, уместное в семье, неуместно на работе и т.п. Далее можно предположить, что потребность в наборе сред отчасти индивидуально (какой-то базис представляется общим для всех или большинства). В частности, я бы поставил этот набор в зависимость от уровня развития сознания, который можно более или менее субъективно или объективно оценивать. Например, можно вспомнить об иерархии мемов в спиральной динамике (при критическом отношении к любой такой иерархии).

    Кажется очевидным, что для ощущения гармоничной жизни человеку требуется некий баланс, для поддержания которого нужно, в том числе, чередование сред. У "обычного человека" примерно такой набор сред: семья / работа / общение во внешней среде (подъезд, транспорт, магазин, разные службы...) / регулярный кратковременный отдых (прогулка и т.п.) / регулярный долгосрочный отдых (отпуск) / организованное развитие-образование и т.д. Свойства этих сред могут сильно варьировать по наполнению, среды могут накладываться друг на друга. Важным кажется следующее обстоятельство: реализация сред должна соответствовать уровню индивидуального развития. Если, к примеру, образованный и воспитанный человек работает с людьми невоспитанными и необразованными, и эта ситуация сохраняется долгое время, дисбаланс сред весьма предсказуем, и у человека, как мне кажется, будет накапливаться отрицательный эмоциональный потенциал, который либо будет как-то компенсироваться, либо закончится кризисом.

    Отсюда аналогично случаю с природными средами, можно предложить что-то типа лечения средами социальными: для этого нужно понять, от какого типа дисбаланса страдает человек, и какую компенсацию нужно создать.
    —— добавлено: 1 янв 2013 в 19:52 ——
    Что-то такое я и имел в виду. Как частный случай. :) (печатал долго, поэтому не увидел твоего сообщения)
     
  5. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Ну и, в конечном итоге, напрашивается совмещение двух терапий - природной и социальной, как нового типа отдыха для горожан (обсуждали это с Олегом в переписке). Возможно, такое сочетание было бы особенно эффективно.
     
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Более того: если человеку нужно исправить прежде всего привычки ума - спектр тут может быть весьма широк - от переедания до криминальных наклонностей и наркомании - то лучшего терапевтического средства чем соответствующая среда (т.е. изменение привычной среды на здоровую) вряд ли возможно сыскать. Только, скажем прямо, наблюдается явный дефицит таких сред.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Хороший пример с випассаной в индийской тюрьме приводился (Максимом) тут. 10-дневная випассана для многих заключенных становится средой, способной заставить их переосмыслить свои поступки. При том, что другими средствами этого результата достичь не получалось. Хотя тут не только среда, но и активное участие субъекта (которое заключается в согласии принять правила игры).
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да, тоже этот эпизод пришёл на ум.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Общение с деревом.
    С деревьями я "общаюсь" давно, люблю поговорить с ними (мысленно, чтобы не сочли за душевнобольного :) ), подержаться рукой и т.п. Но этой осенью был особенно интересный эпизод. Я стоял (ждал), прислонившись к березе, растущей немного под наклоном - на манер Пизанской башни. Значит, читал я, прислонившись к березе спиной. Состояние было - легкий транс, что, вообще, нормально, когда читаешь. Дерево это я знал и раньше, т.к. ждать пришлось тогда не в первый раз в этом месте. Внезапно за спиной почувствовал сильный поток вибрирующей энергии в форме трубы. Теперь, когда вспоминаю, он представляется мне как бы сплетенным из светящихся нитей в темноте, причем этот образ накладывался на картинку теплого и ясного осеннего дня. Хочу сказать, что образ был не визуальный, но при этом - пространственный, трехмерный. С другой стороны, помню, что я воспринимал этот поток также на уровне внутреннего ощущения - как часть тела. Ощущение сохранялось несколько минут.
    Теперь здороваюсь с этим деревом, когда прохожу мимо, как с другом. :respect:
     
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ребята, это , конечно, не совсем в тему, за что прошу заранее меня извинить, правда, тоже про дерево, причем, не какое-то там, а с кармой.

    В нашем поселке путь на электричку зачастую очень труден, приходится преодолевать много преград: как -то нечищеные улицы, покрытые слоем льда, неосвещенные фонарями пространства от электрички до шоссе, где уже светло.
    Так вот, при подъеме к платформе, на небольшой , но очень скользкой горке, по которой все предпочитают подниматься, не пользуясь лестницей, из-за практической непроходимости оной и глубокой темноты , царящей в лестничном пролете (не видно ступенек), стоит дерево - американский клен.
    Летом оно пышно обрастает листвой, но зимой с ним происходят удивительные вещи.
    Всю зиму народ, поднимаясь наверх, хватается за ветки дерева, как утопающий за соломинку, чтобы не растянуться на горке.
    То же самое происходит при спуске, в итоге четко с одной стороны к весне дерево становится совершенно лысым.
    В обнимку с деревом, тихо чертыхаясь и кляня российские дороги, поднимаюсь и спускаюсь я. На подъеме и спуске, народ тяжко и напряженно дыша, и периодически изрекает: "Ох, кабы не этот куст!.." - потому что дерево с торчащими в беспорядке и вразлет ветвями, действительно, уже похоже на куст.
    Эти настроения особенно усиливаются во время гололеда, когда подъем по лестнице становится равносилен самоубийству, а подъем и спуск с горки сильно способствует дополнительной выработке адреналина.

    Вот так - и у деревьев тоже карма есть! Неспроста же оно выросло в этом месте.
    Важно другое - данный "куст " физически не выносит людей - видимо, надоели.
    Это проявляется в том, например, как оно злобно колется ветками, когда за них хватаешься и словно напрягается, пытаясь вырваться. Вообще же это дерево часто просто грустное, и вызывает жалость.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    По-человечески его можно понять. :)
     

Поделиться этой страницей