Некоторые рассуждения о восприятии. Восприятие – это первичное понятие, не поддающееся определению. О нём можно сказать только что оно есть. Воспринимающий – если мы будем искать воспринимающий субъект, т.е. того, КТО воспринимает, то будем видеть только воспринимаемое. В конце концов оказывается, что воспринимающий как таковой не может быть увиден и не может быть отделён от воспринимаемого. То есть, если нет воспринимаемого (даже если это восприятие отсутствия воспринимаемого), то нет и воспринимающего. Воспринимаемое можно разделить на следующие категории: 1. Актуально воспринимаемое – т.е. воспринимаемое в данный момент. а. Прямо воспринимаемое – т.е. объекты, о которых мы можем сказать: «я это сейчас воспринимаю (вижу, слышу, чувствую и т.д.)». Особая разновидность - восприятие восприятия – это то, что называют осознаванием. б. Бессознательно воспринимаемое – т.е. объекты, воспринимаемые в данный момент, но о которых мы не можем сказать, что воспринимаем их. К этому разряду относится всё, воспринимаемое или участвующее в восприятии в автоматическом режиме или в бессознательном состоянии. Отличительной особенностью бессознательно воспринимаемого является то, что она потенциально осознаваема, то есть её можно перевести в разряд прямо воспринимаемой памяти, либо научиться воспринимать прямо непосредственно в процессе. 2. Потенциально воспринимаемое. То есть то, что принципиально может быть воспринято, но не воспринимается в данный момент. Например, если я никогда не видел, скажем, Каспийского моря, то для меня это потенциально воспринимаемый объект. Он принципиально может быть воспринят при определённых усилиях. Также к потенциально воспринимаемым объектам относятся, например, события в прошлом, память о которых в данный момент никак себя не проявляет. Восприятие может целиком перейти в потенциальную форму, например, под общим наркозом. Также оно может целиком находиться в бессознательном режиме – например, у примитивных животных. Вторая классификация воспринимаемого может быть представлена следующим образом: 1. Физически воспринимаемое – воспринимаемое с помощью физических органов чувств. 2. Умственно воспринимаемое – воспринимаемое как бы «мысленным или умственным взором». Это воображение, эмоции, мысли, память и так далее. Третья классификация: 1. Прямое восприятие – непосредственные сигналы, поступающие в нервную систему и ещё не прошедшие обработку. Это – гипотетическое понятие. 2. Первичная интерпретация – а. начальная, бесформенная, интерпретация. Это восприятие «чего-то в чём-то». Характерна для новорождённых и примитивных животных. б. интерпретация, происходящая обычно в автоматическом режиме. Таким образом мы различаем форму, вкус, цвет, запах и так далее. 3. Вторичная интерпретация – различение. Таким образом мы относим объект к какому-либо разряду – отличаем чёрное от белого, хорошее от плохого, приятное от неприятного и т.д. 4. Абстрактная интерпретация – это многообразные логические и иные операции, производимые с абстрактными объектами, хранящимися в памяти. Интерпретация в данном случае происходит в определённой знаковой системе и может быть переложена из одной системы в другую, а так же допускает существование множества вариантов интерпретации. В результате человек делает те или иные отвлечённые выводы о предмете размышления. 5. Личностно-эмоциональная интерпретация, производимая в соответствии с верой в существование объекта «я». 6. Акты волеизъявления. 7. Чистое я-чувство. Мы можем сказать что-то определённое только о том, что воспринимается прямо. О том, что не воспринимается прямо, мы можем лишь строить гипотезы, основанные на косвенных данных. Сознание – это понятие, эквивалентное актуальному восприятию. Иными словами, если нет актуального восприятия, то невозможно сказать, что есть какое-либо сознание. Если восприятие полностью потенциально, то можно говорить лишь о потенциальном сознании. Существование – это понятие, имманентное сознанию. Вне сознания невозможно говорить о каком-либо существовании. Всё существующее может быть воспринято. Если оно может быть воспринято только косвенно, в своих проявлениях, то существование данного объекта является гипотетическим. Необходимо различать следующие понятия: осознанность, самосознание, индивидуальное сознание, сознание как таковое. Осознанность - в буддизме - сати - это способность наблюдать сам процесс восприятия. Воспринимать восприятие. "Отдавать себе отчёт" в воспринимаемом, в том, что имеет место акт восприятия. Самосознание можно назвать ещё "я-сознанием", то есть сознанием отдельности своего некоего "я" от других. Оно свойственно человеку и видимо высшим животным. Индивидуальное сознание в той или иной степени свойственно всем живым существам, но оно не обязательно сопровождается я-сознанием. Индивидуализированность восприятия это своего рода ограниченность восприятия, обуславливающая тот факт, что живое существо воспринимает мир под определённым углом, имеет определённые аффектированные предпочтения и приоритеты. Понятие же сознания как такового - это следствие посыла буддизма, гласящего, что сознание может быть лишено всяких признаков, делающих его индивидуализированным. Оно может быть лишено вышеупомянутых аффектированных ограничений. Замечу, что всякие характеристики типа "моё сознание" - это следствие всё тех же искажений, того, что сознание индивидуализировано и отмечено "яшностью". Если есть сати - способность наблюдать за восприятием - то, хотя бы теоретически, возможно такое состояние, при котором воспринимающий центр полностью перенесён в этот модус. Тогда говорить о самосознании и индивидуализированном сознании не приходится, поскольку оба этих модуса возможны только при "расположении" центра восприятия в той области, которая подвергается наблюдению со стороны сати. Таким образом, в состоянии чистого сати, можно сказать, имеет место чистое сознание, лишённое индивидуализированности и личностности. Полностью объективизированное. Лишённое индивидуальных признаков (а равно и признаков безличности, поскольку "личностное"-"безличное" это дихотомия, рождающаяся из феномена индивидуализированности и самосознания). При этом можно сказать, что несмотря на то, самосознание исчезает, сознание переходит не на бессознательный уровень, а наоборот - на уровень, более высокий, нежели самосознание. "Высота" уровня определяется способностью наблюдать и контролировать, исходя из данного уровня, остальные, нижележащие уровни сознания. Так, сознание, сфокусированное в сати, способно свободно наблюдать и контролировать личностные и индивидуальные процессы в психике. Степень точности наблюдения, контроля и свободы от влияния этих двух уровней прямо пропорциональна степени сфокусированности на уровне сати. В этом смысле уровень самосознания стоит выше простого индивидуализированного уровня, поскольку развитая личность способна контролировать непосредственные индивидуальные импульсы для достижения тех или иных целей. В модусе сознания, которое мы обозначили термином "осознанность", многие психические процессы, имевшие место в личностном модуле, продолжают протекать. Однако они не воспринимаются как "моё" или "не моё" (две стороны одной медали) и, кроме того, в значительной степени трансформируются (говоря буддийским языком - очищаются от помрачений). Кроме того, многие из психических процессов, полностью обусловленные индивидуализированностью и самосознанием, сходят на нет.
Удивительно и чудесно то, что осознанность, осознавание, не зависит ни от возраста, ни от чего вообще. Вся система личности, начиная с индивидуализированности сознания, развивается постепенно после рождения, а осознанность может иметь место и до рождения и до зачатия.