О происхождении Украины

Тема в разделе "История и языкознание", создана пользователем Ондатр, 16 дек 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Последние события на Украине вызвали повышенный интерес к истории этой страны и , соответственно, всколыхнули обширный пласт исторической мифологии. Огрубляя, скажем , что в основе её лежат два базовых мифа, оба порождение историографии 19 в., «века национализмов».
    Это мифы о «перенесении центра» и о «древней Украине».
    Согласно первому, существовало единое государство Киевская Русь, в котором жил единый древнерусский народ, со временем сташий единым русским народом. Центром этой Руси сначала был Киев, а с середины 12 в. Владимир-на-Клязьме (потом, соответственно, это центр переместился в Москву и Петербург). В условиях натиска агрессивных иноземцев только этому ядру удалось сохранить политическую самостоятельность, а затем, создав сильное государство, перейти в контрнаступление и снова отбить у врагов исконно русские земли ( Украину).
    Согласно второму, государство Киевская Русь населяли разные этносы. Ядро его составляли древние славяне-русы, они же украинцы. На периферии жили угро-финские племена (будущие русские). История их развивалась по-разному. Свободолюбивые и культурные украинцы, быстро отбившись от Орды, сохранили европейский вектор развития в составе Польши, ВКЛ и Речи Посполитой, закономерным результатом чего стало становление украинской политической нации, а затем и восстановление Украинского государства. Северные же окраины попали под продолжительную власть Орды, в результате чего там сформировалось азиатское варварское крепостническое государство жертвой экспансии которого и стала Украина.

    Попробуем обойтись без обоих и самим разобраться, как на свет появился политический и этнокультурный феномен под названием Украина..
    Для этого обратимся к географии. Карта электоральных предпочтений на выборах2010 г. даёт нам чёткую картину «двух Украин»


    [​IMG]

    Нетрудно заметить, что это «собственно Украина» (северо-запад) и области Великой Степи, завоёванные Российской империей и колонизованные украинцами и русскими (юго-восток). Сосредоточим внимание на «собственно Украине». Задавшись вопросом о том, когда собственно все эти земли впервые составили отдельное и единое этно-культурное и политическое целое, мы обнаружим, что случилось это впервые совсем недавно — в начале 17 в.
    Действительно, в составе Киевской Руси мы видим на территории будущей Украины минимум три региона[1] с совершенно различными политическими традициями — Галичину, Киевщину и Север (Черниговщину), причём эти различия сохранялись веками. С точки зрения политической культуры эти три региона имели каждый гораздо большее сходство со своими северными соседями, чем между собой. Имели они и совершенно разные исторические судьбы.
    В сер. 13. в. Киевская Русь прекратила существование. Естественно, её центр никуда не переносился, просто возникли несколько крупных региональных центров, соперничающих между собой. Крупнейшие из них были в Залесье (ядро будущей России), в Галичине и в северной Белоруссии (ядро будущего Великого княжества Литовского). Все эти центры в 14 в. (наряду с Киевом) претендовали на общую для всех или отдельную кафедру митрополита. В то время за ними закрепились условные названия Белая, Красная (Червонная) и Чёрная Русь соответственно (Киев, видимо, относился к Белой Руси).
    В конце 14 в. вся Русь оказалась разделена между тремя государствами — Польшей (Червоная Русь), Литвой (Чёрная и большая часть Белой) и Москвой. В трёх регионах будущей Украины по-прежнему говорили на трёх разных языках. Но ключевой рубеж между западом и востоком был проложен — в рамках Московского и Литовского государств сложились два разных литературных языка, две разных политических системы, две разных конфессиональных политики. С того момента как Москва в1439 г. обособилась от константинопольской церкви стабильно существовали и две разные церковные организации. Однако литовский культурный мир это ещё не Украина.

    [​IMG]
    Здесь нужно остановиться на названиях Украина и Малороссия.
    Малая Русь составляет пару с Великой Русью. Такие оппозиции великая — малая в античной и средневековой географии были весьма распространенены. Означают они выделение какого-то анклава из основного массива. Нередко (как в нашем случае) они означают изначальную и колонизованную территорию. Т.е. Малая Русь имеет значение «собственно Русь, Русь в узком смысле слова», Великая Русь — «вся Русь», как «Великая Греция» означала земли, колонизованные греками за пределами собственно Греции. Малая Русь это Киевщина и Север — летописная «Русская земля», Галичина в это понятие не включалась.
    Украина — это Окраина, т.е. пограничные территории с нестабильным контролем на границы со Степью. Это термин уже 15 в., когда в состав Московии вошли северские земли. Они (наряду с южными рязанскими землями) и были «Украинами», в ВКЛ соответственно «украйнами» были киевские земли на границах с Крымом. Польская Галичина, разумеется, в это понятие не входила. С украйнами было связано появление казачества.
    Казаки (слово татарское) появляются на страницах документов именно в 15 веке. «Казакование» стало образом жизни пограничья в равной степени и на рязанских (Дон), и на северских, и на киевских украинах. И как альтернатива феодально-крепостнической государственности оно стало мощнейшим фактором нестабильности. «Смута» нач. 17 в в России и «Потоп», «Хмельнитчина» в Речи Посполитой сер. 17 в. явления, по сути, одного порядка – война казачьей украйны против центра. Но последствия были различными.
    В 1569 г. в состав Польши вошла Киевщина, в 1618 г. Северщина (главный очаг «Смуты», оставленный Россией в руках неприятеля). Т.о. в составе Польше оказались все земли будущей Украины и исключительно они. И русское (русинское) население этих земель чётко осознало свою этническую обособленность (и соответственно, единство) как дискриминируемая (по конфессиональному признаку) часть населения. Стремление к казакованию охватила значительную его часть. Отсюда мы и будем выводить корни украинской идентичности. Та самая архетипическая Украина, возникшая под пером авторов 19 в., это и есть польская Украина, противостоящая Польше, но проникнутая духом вольностей Речи Посполитой. И, разумеется, отнюдь не видящая в тактическом соглашении о вассалитете с Россией безоговорочного «вручения себя» московскому царю. Но для российского политического менталитета была приемлема, в конечном итоге, только последняя система отношений.

    [1] В принципе, регионов можно насчитаь и больше, но мы ограничимся только самыми основными.
     
    Яник, Glenn и Sielicki нравится это.
  2. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Три выбора Украины


    8 января 1654 г. на Переяславской раде гетман Богдан Хмельницкий обратился к собравшимся с призывом выбрать себе государя — турецкого султана, польского короля или московского царя. Кого выбрала рада известно, но Украина свой выбор тогда не совершила, она выбрала всех трёх.


    Польский выбор.


    Речь Посполитая была изначальной хозяйкой Украины. Начиная восстание, Хмельницкий параллельно списывался с королём, заверяя его в преданности, но одновременно требуя исправить тяжкие обиды, нанесённые казачеству и всем православным. Главная обида заключалась в том, что в довольно свободном польском обществе все права имела только католическая шляхта, в то время как православные казаки, которые считали себя не хуже, были гражданами второго сорта. Кроме того, была масса людей, которые тоже считали себя казаками, но таковыми правительством не признавались, т.е. не были занесены в реестр. Это был уже совсем третий сорт.


    Каковы были главные требования восставших показывает Зборовский договор 1649 г.:


    1)число реестровых (занесённых в официальный список) казаков определялось в 40 тыс., остальные крестьяне, не попавшие в реестры, возвращались в крепостное состояние; 2) казаки расквартировывались на территории воеводств - киевского, черниговского и брацлавского, откуда должны были быть удалены польские войска; 3) все должности в этих воеводствах могли быть замешены только православной шляхтой; иезуитам воспрещалось проживать в этих воеводствах; 4) вопрос о ликвидации церковной унии и о возврате имуществ православной церкви должен был разрешить следующий сейм 5. православному киевскому митрополиту предоставлялось место в сенате; 6) город Чигирин с округом передавался во владение гетману запорожскому. 7) евреям жить на территории трёх воеводств запрещалось.


    На этих условиях польской шляхте разрешалось вернуться в свои имения, а крестьяне и мещане возобновляли выполнение своих повинностей..


    Впрочем, полностью мир не удовлетворял ни одну из сторон, поэтому в нач. 51 г. боевые действия возобновились. Поскольку поляки побеждали был подписан новый договор – Белоцерковский:



    · число реестровых казаков не должно превышать 20000 человек (½ числа, определенного Зборовским трактатом, в августе 1649), причём казаки обязывались жить только в одних королевских имениях, в воеводстве Киевском, «не касаясь воеводств Брацлавского и Черниговского»;

    · коронное войско не должно стоять в воеводстве Киевском, где будут реестровые казаки;

    · обыватели воеводств Киевского, Брацлавского и Черниговского вступают во владение своими имениями и пользуются всеми доходами и судопроизводством;

    · Чигирин остаётся при гетмане, который должен состоять под властью гетмана коронного;

    · Евреи могут жить и арендовать земли только в имениях королевских и шляхетских;


    Как известно, и этот договор действовал недолго, в декабре 53 г. по Жванецкому миру были восстановлены положения Зборовского.

    А в январе 54 г. Хмельницкий перешёл под руку царя московского.


    Вновь польский выбор был сделан в 1658 г. преемником Богдана Хмельницкого гетманом Иваном Выговским, подписавшим с Польшей Гадячский договор. Договор был супервыгодным: три воеводства Украины становились равноправным членом Речи Посполитой как Великое княжество Русское:


    1) Вера древняя греческая уравнивается в правах своих с римскою везде, как в Короне Польской, так и в Великом княжестве Литовском.

    2) Митрополит киевский и пять архиереев русских будут заседать в Сенате с тем же самым значением, какое имеют прелаты католические; место киевского митрополита будет после львовского римского архиепископа, остальные же владыки будут сидеть после католических бискупов поветов своих.

    3) Войска Запорожского будет 60000.

    4) Гетману великого княжения русского вечно быть первым киевским воеводою и генералом.

    5) Сенаторов в Короне Польской выбирать не только из поляков, но и из русских.

    6) Дозволяется в Киеве устроить академию, которая пользуется теми же правами, как и академия краковская, с тем, однако, условием, чтобы в ней никаких расколов арианских, кальвинских, лютеранских учителей и учеников не было и дабы между студентами и прочими учащимися никаких поводов к ссорам не было; все другие школы, какие прежде в Киеве были, король велит перевести в другие места.

    7) Король и чины позволяют учредить и другую академию на правах киевской, где найдется для неё приличное место.

    8) Коллегии, училища и типографии, сколько их понадобится, вольно будет устраивать, вольно науками заниматься и книги печатать всякие и религиозно-полемические, только без укоризны и без нарушения маестату королевского.

    9) Случившееся при Хмельницком предастся вечному забвению.

    10) Податей никаких правительство польское получать не будет; обозы коронные не принимаются; обе Украйны находятся только под гетманским управлением.

    11) Король будет нобилитовать козаков, которых представит ему гетман.

    12) Коронным войскам в Украйне не быть, кроме необходимости, но в таком случае они находятся под командою гетмана, козакам же вольно стоять по всем волостям королевским, духовным и сенаторским.

    13) Гетман имеет право чеканить монету и платить ею жалованье Войску.

    14) Во всяких нужных делах Короны Польской призываются на совет козаки; правительство должно стараться, как бы отворить Днепром путь к Чёрному морю.

    15) В войне короля с Москвою козаки могут держать нейтралитет, но в случае нападения московских войск на Украйну король обязан защищать её.

    16) Тем, которые держали сторону козаков против Польши, возвращаются отобранные имения, и опять они вписываются в уряд.

    17) Гетману не искать других иностранных протекций, кроме польской; он может быть в дружбе с ханом крымским, но не должен признавать над собою власти государя московского, и козаки все должны возвратиться в свои жилища.

    18) Король и республика дозволяют русскому гетману суды свои и трибунал устроить и отправлять там, где захочет.

    19) Чигиринский повет остается при гетманской булаве по-прежнему.

    20) В воеводстве Киевском все уряды и чины сенаторские будут раздаваться единственно шляхте греческой веры, а в воеводствах Брацлавском и Черниговском попеременно с католиками.

    21) В русских воеводствах учреждаются печатари, маршалки и подскарбии, и уряды эти будут раздаваться только русским.

    22) Титул гетмана будет: гетман русский и первый воеводств Киевского, Брацлавского и Черниговского сенатор.


    Вот только ратифицировал в 1659 г. король совсем другой текст. Возмущённые казаки низложили Выговского и избрали гетманом Юрия Хмельницкого, восстанавливая российское подданство. Однако уже в 60 г. Хмельницкий подписал с Польшей новый договор — ослабленный вариант Гадячского.

    Изымались положения о великом княжестве русском, о праве на внешнеполитические сношения, о праве не воевать с московитами.

    Измена Хмельницкого Москве привела к капитуляции русской армии на правобережье. На левом берегу против гетмана началось восстание. После подхода русской армии в 62 г. Юрий потерпел поражение, отошёл на правый берег и сложил булаву. Его преемник Павел Тетеря вёл упорную борьбу за власть надо всей Украиной, но потерпев неудачу, в 65 г. тоже отрёкся. Новый утверждённый Польшей гетман — Ханенко — контролировал Умань и б.ч. Подолии. С Ханенко у Польши тоже был заключён аналогичный договор, в котором, однако, гетман уже не имел прав воеводы и сам в военном отношении был подчинён воеводе Киевскому.

    Меж тем Польша в 1667 г. подписала с Россией Андрусовский мир, разделивший Украину по Днепру. Киев должен был остаться под российской оккупацией ещё два года.

    Вот только реализовать договор сил у Польши не было, правобережье контролировал турецкий ставленник Дорошенко. В 1672 г. он выгнал Ханенко из его владений. По Бучацкому договору 1672 г Польша уступала Украину Турции. Сейм, однако, отказался ратифицировать договор и война возобновилась. В 74 г. Ханенко был окончательно разбит и ушёл на левый берег к московитам.

    По Журавенскому договору 76 г. Польша вернула себе Белоцерковский и Паволочский округа. Гетманом там и в Полесье до смерти в 79 г. был Остап Гоголь.


    В 1683 г. часть правобережных казаков снова решила перейти под власть Польши. Руководил ими шляхтич Куницкий, король утвердил его гетманом. В этом году отряд казаков был в польском войске Собсесского под Веной. Официально восстановить казачье управление сейм разрешил в 1685 г.

    Этщ уже не спасало — уцелевшие в войнах население массами бежало на восток. К 1688 г. в реестре числилось всего 1882 казака, в 1695 — 2000. Продолжающаяся война с Турцией в Подолии заставляла польское правительство привечать казаков и призывать их возвращаться с левого берега. Но как только война с Турцей в 1699 г. была закончена, сейм сразу же принял решение о ликвидации гетманства и всей казачьей организации.

    В 1702 г. казаки во главе с последним гетманом Самусем восстали и обратились за помощью к России. Бои продолжались до 1704 г., когда польский король дал согласие на введение российских войск для наведения порядка. Самусь сложил булаву перед Мазепой, и последний занял всё Правобережье и Восточную Подолию. После измены Мазепы в 1709 г. Правобережье вернулось под власть Польши совместными усилиями российских и польских войск. Уходя в 1711 г., русские угнали на восток большую часть оставшегося населения. История казачества на Правобережье закончилась в 1714, когда было окончательно упразднено деление территории и населения на полки и сотни.

    В 18 в. корона раздаёт украинские земли магнатам, жёстко вводится уния.

    В 1768 г. правобережную Украину снова трясёт — её громят войска шляхетской Барской конфедерации, восставшие против объявленного предоставления православным равных политических прав, и гайдамаки «колиивщины», желавшие восстановления гетманства и резавшие поляков и евреев.

    Наконец в 1793, по второму разделу Польши. Правобережная Украина вошла в состав России.



    Турецкий выбор.


    Османская империя была южным соседом Украины — вассалом султана был крымский хан. Турецкие гарнизоны стояли в Перекопе, Очакове и на южном берегу Крыма.

    В 1648 г., начиная свой мятеж, Богдан Хмельницкий — новоизбранный гетман запорожский — признал над собой власть султана. Это было условием получения крымской помощи, а именно крымская помощь стала тем фактором, который отличал хмельнитчину от прежних казацких восстаний. Возможно этот фактор и стал решающим. С юридической точки зрения сама хмельнитчина была ничем иным как войной Крыма с Польшей, и завершился её первый этап (1649) подписанием крымско-польского мира ( на переговоры Хмельницкий даже не был приглашён) — того самого Зборовского договора. Когда в 51 г. боевые действия возобновились, счастье способствовало полякам, крымская армия была разбита и бежала, вместе с ней ушёл и Хмельницкий (казачьи войска ещё некоторое время оказывали сопротивление) . Вернувшись, Хмельницкий без согласия хана подписывает мирный договор , теперь ему оставалось только Киевское воеводство и реестр в 20000.

    В ответ на просьбы Хмельницкого о помощи в новой войне с Польшей, султан потребовал официального перехода Украины в турецкое подданство.

    В декабре 1653 г. хан подписал Жванецкий мир с Польшей , который Хмельницкого уже не устраивал, и он перешёл под руку Москвы.

    В Стамбуле действия Хмельницкого были оценены как изменнические.Когда через 4 года он снова просится под руку Высокой Порты, то получает отказ.

    В 54-55 гг. крымцы, подвергают страшному опустошению Подолию. Как союз, так и война с Крымом стоил Украине значительной части населения, угнанного в рабство.


    В 1665 г. крымцы, однако, поддержали полковника Степана Опару, который с их помощью захватил Умань и объявил себя гетманом. Но вскоре татары обнаружили, что тот ведёт изменнические переговоры, арестовали его и выдали полякам. На его место ханом был поставлен Пётр Дорошенко. Этот талантливый авантюрист смог подчинить своей власти всю правобережную Украину, и даже, на короткое время, большую часть Левобережной. Дорошенко вёл переговоры с Москвой, которые, однако, успехом не увенчались. В 1669 г., собрав раду, Дорошенко со всей правобережной Украиной официально принимает турецкое подданство. Не подчинились ему только три полка. В 1671 г. поляки двинули на Украину войска. В 72 г. навстречу им двинулась османская армия. Турками была завоевана западная Подолия и осаждён Львов. Польша была вынуждена подписать Бучацкий договор, передававший Правобережную Украину под власть султана. В Каменце-Подольском сел турецкий паша. Восточная Подолия и Правобережье остались за Дорошенко. Все эти события, как обычно, сопровождались массовым угоном населения в рабство и не менее массовым бегством на Левобережье. В 74 г военные действия возобновились и Дорошенко был атакован сразу с русской и польской стороны. Остатки власти он удерживал только путём жестокого террора. В 1676 г. Дорошенко капитулировал перед русскими войсками и был отправлен в Москву. Султан назначает новым гетманом и князем Сарматии Юрия Хмельницкого (сына Богдана). В 77 и 78 гг. турки совершают два больших похода на Украину, второй из которых оказался удачным — московиты отступили на левый берег и Юрий был поставлен правобережным гетманом под контролем паши. Гетманом он оказался прескверным и в 81 г. был заменён бывшим валашским господарём Георгием Дукой. В том же 1681 г. между Россией и Турцией был заключён Бахчисарайский мирный договор, по которому Правобережная Украина (кроме Киева) признавалась османской, но Турция обязалась не строить там городов и вообще не заселять её в течение 20 лет. Значительная часть страны совершенно обезлюдела. В 1683 г. часть казаков снова призвала на Правобережье поляков. Пустыню турки защищать особо не стали. Основные боевые действия развернулись в Подолии. К 85 г. Турция фактически удерживала только Каменец с окрестностями.

    После пленения Дуки поляками в 83 г. Юрий Хмельницкий снова оказывается на гетманстве. Его бесцельная жестокость вызывала у османов раздражение. В 85 г. на него поступила жалоба одного еврея, с жены которого гетман приказал содрать кожу. Юрий был признан виновным и по приказу паши задушен в Каменце-Подольском.

    После него была ещё тройка гетманов имевших резиденцию в Ягорлыке в Приднестровье. Они были скорее предводителями вспомогательных казачьих войск в османской армии.

    Война в Подолии продолжалась до 1699 г. Наконец по Карловицкому миру Турция отказалась от Подолии и вернула Каменец Речи Посполитой.


    Третья серия начинается в 1709 г., когда запорожцы примкнули к Мазепе и Карлу XII, а Сечь была взята и разорена русским войсками. Уцелевшие запорожцы принимают турецкое подданство и переселяются в низовья Днепра, где была основана Каменецкая сечь (1709-11 и 28-33); после её разорения русскими, некоторое время Сечь обреталась почти в районе Херсона. В 1711 г. после неудачного Прутского похода Россия была вынуждена уступить Турции всю бывшую территорию Запорожья. Фактически запорожцев в это время контролировал крымский хан. Однако в 1733 г. , получив царскую грамоту о помиловании, запорожцы изменили Турции и перешли в российское подданство. По мирному договору 1739 г. вся территория Запорожья вновь передавалась России. В 1775 г. указом Екатерины 2, запорожское войско было упразднено, а Сечь разрушена. Несогласные снова ушли в Турцию и были поселены в устье Дуная. В турецкую армию они были обязаны выставлять 5000 войска. В 1828 г. и эта Сечь перешла в российское подданство и была упразднена. Часть самых упорных запорожцев осталась жить в Турции.


    Российский выбор


    Текст договора 1654 г.(т.н.«мартовский статьи»):


    «Божиею Милостию Великий Государь Царь и Великий Князь, Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя России Самодержец, и многих Государств Государю и Обладателю, Твоему Царскому Величеству.

    Мы, Богдан Хмельницкий, Гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское, и весь мир Христианский Российский до лица земли челом бъем.

    Обрадовася вельми с пожалования великого и милости неисчетной Твоего Царского Величества, которую нам изволил Твое Царское Величество показать, много челом бьем Тебе, Государю нашему, Твоему Царскому Величеству, служити прямо и верно во всяких делах и повелениях Царских Твоему Царскому Величеству будем вовеки. Только просим вельми, яко и в грамоте просили есьмы, изволь нам, Твое Царское Величество, в том во всем пожалование и милость свою Царскую указати, о чем посланники наши от нас Твоему Царскому Величеству будут челом бить.

    1. В начале изволь, Твое Царское Величество, подтвердити права и вольности наши войсковые, как из веков бывало в Войске Запорожском, что своими правами суживалися и вольности свои имели в добрах и в судах, чтоб ни воевода, ни боярин, ни стольник в суды войсковые не вступалися, и от старшин своих чтоб товариство сужены были: где три человека козаков, тогда два третьего должны судити.

    Решение Сей статье указал государь, и бояре приговорили: быть так по их челобитью.

    2. Войско Запорожское в числе 60 000 чтоб всегда полно было.

    Решение Указал государь, и бояре приговорили: быти по их челобитью 60 000 человек.

    3. Шляхта, которые в России обретаются и веру по непорочной заповеди Христовой Тебе, Великому Государю нашему, Твоему Царскому Величеству, учинили, чтоб при своих шляхетских вольностях пребыли и меж себя старшин на уряды судовые обирали, и добра свои и вольности имели, как при Королях Польских бывало, чтоб и ныне, увидя таковое пожалование Твоего Царского Величества, склонились под область и под крепкую и высокую руку Твоего Царского Величества со всем миром Христианским. Суды земские и градские чрез тех урядников, которых они сами себе добровольно изберут, исправлены быть имеют, как и прежде сего; тако ж шляхта, которые казенную свою имели по крепостям на маетности тогда, и ныне чтоб или им поплачено, или на маетностях довлады дано.

    Решение Сим статьям указал государь, и бояре приговорили: быть по их челобитью.

    4. В городех урядники из наших людей чтоб были обираны на то достойные, которые должны будут и подданными Твоего Царского Величества справляти или удержати, и приход надлежащий в правду в казну Твоего Царского Величества отдавати.

    Решение Указал государь, и бояре приговорили: быть по их челобитью. А быть бы урядникам, войтам, бурмистрам, райцам, лавникам и доходы денежные и хлебные, и всякие на государя сбирать им и отдавать в государеву казну тем людям, которых государь пришлет, и тем людям, кого для той сборной казны государь пришлет, над теми сборщиками смотреть, чтоб делали правду.

    5. На булаву Гетманскую что надано, со всеми принадлежностями Министерство Чигиринское чтоб ныне для всего ряду пребывало.

    Решение Указал государь, и бояре приговорили: быть по их челобитью.

    6. Сохрани, Боже, на нас, Гетмана, смерти, понеже всяк смертен, без чего не может быть, чтоб Войско Запорожское само меж себя Гетмана избирали и Его Царскому Величеству извещали, чтоб то Его Царскому Величеству не в кручину было, понеже тот давный обычай войсковой.

    Решение Государь указал, и бояре приговорили: быть по их челобитью.

    7. Имений козацких чтоб ни на что не отнимали, которые земли имеют, и все пожитки с тех земель чтобы при тех имениях добровольно владели, вдов, после козаков оставших, чтоб и дети их такие ж вольности имели, как предки и отцы их.

    Решение Государь указал, и бояре приговорили: быть по их челобитью.

    8. Писарю войсковому чтоб по милости Его Царского Величества 1000 золотых для подписков, так и мельниц для прокормления, что великий расход имеет.

    Решение Быть по их челобитью и давать из тамошних доходов.

    9. На всякого полковника чтоб по мельнице, для того что расход великий имеют. Но когда милость будет Твоего Царского Величества, и больше того, чем Твое Царское Величество пожаловать изволит.

    Решение Государь пожаловал — по их челобитью да будет.

    10. Также на судей войсковых по 300 золотых и по мельнице, а на писаря судейского по 100 золотых.

    Решение Государь пожаловал по их челобитью, а про судей спросить, сколько судей?

    11. Также есаулам войсковым и полковым, что на услугах войска завсегда обретаются и хлеба пахать не могут, по мельнице бы им было, просим Твоего Царского Величества.

    Решение Государь пожаловал по их челобитью.

    12. На поделку снаряду воинского и пушкарей и на всех людей работных у снаряду просим Твоего Царского Величества, изволь имети свое Царское милостивое зрение, яко о зиме, тако и о сенях, такожде и на обозного 400 золотых.

    Решение Государь пожаловал велел давать из тамошних доходов.

    13. Права, наданные из веков от Князей и Королей духовным и мирским людям, чтоб ни в чем не нарушены были.

    Решение Государь пожаловал велел быть по тому.

    14. Послы, которые из века из чужих земель приходют к Войску Запорожскому, чтоб господину Гетману и всему Войску Запорожскому, которые к доброму, вольно принять, чтобы то Его Царскому Величеству в кручину не было; а что бы имели противу Его Царского Величества, быть должными Его Царскому Величеству извещати.

    Решение Государь указал, и бояре приговорили: послов о добрых делах принимали и отпускати, а о каких делах приходят и с чем отпустят, и о том писать к государю. А которые посланцы или послы присланы от кого будут с противным делом, оных задержав, писать к государю, а без государева указу их не отпускать; а с турским салтаном и с польским королем без государева указу не ссылаться.

    15. Как в иных землях дань вдруг отдается, хотели бы и мы, и то б ценою ведомою давать о тех людях, которые Твоему Царскому Величеству надлежат. А если бы инако быть не могло, тогда и на единого, воеводу не позволять и о том договариваться, разве бы из здешних людей обобравши воеводу, человека достойного, который имеет все те доходы в правду Его Царского Величества отдавати. А то для того имеют посланники наши договариваться, что, наехавши, воевода права бы нарушать имел и установы какие делал, и то б были имелось с великою досадою, понеже праву иному не могут скоро навыкнуть и тягости такие не могут носить, а из здешних людей когда будут старшие, тогда против правды уставов здешних будут справляться.

    Решение По сей статье государь указал, и бояре приговорили: быть по тому, как выше сего написано, сбирать войтам, бурмистрам, райцам, лавникам, а отдавать в государеву казну тем людям, кого государь пришлет, и тем людям над сборщиками смотреть, чтоб делали правду.

    16. Прежде сего от Королей Польских никакого гонения на веру и на вольности наши не было. Всегда мы всякого чина свои вольности имели, и для того мы верно и служили, а ныне за наступление на вольности наши понуждены Вашему Царскому Величеству под крепкую и высокую руку поддаться, прилежно просили имеем чрез послы наши, чтоб привилегии Ваше Царское Величество нам, на хартиях писанные с печатями висящими, един на вольности козацкие, а другие на шляхетские, изволь дать, чтоб на вечное время непоколебимо было. А когда то одержим, мы сами смотр меж собою иметь будем, а кто козак, то тот вольность козацкую будет иметь, а кто пашенный крестьянин, тот будет дань давать обыклую Его Царскому Величеству так, как и прежде сего, так же и на люди всякие, которые Вашему Царскому Величеству подданные, на каких правах и вольностях имеют быть.

    Решение Государь указал, и бояре приговорили: быть по их челобитью.

    17. О митрополите помянуть имеют, как будут разговаривать, и о том послам нашим изустный наказ дали есьмы.

    Решение Государь указал, и бояре приговорили: митрополиту на маетности его, которыми ныне владеет, дать жалованную грамоту.

    18. Такожде прилежно просити послы наши имеют Его Царского Величества, чтоб Его Царское Величество рать свою вскоре прямо к Смоленскому послал, не отсрочивая ничего, чтоб неприятели не могли справляться и с другими совокупиться, для того что войски ныне принужденные, чтоб никакой их лести не верили, если б они имели в чем делать.

    Решение Указал государь, и бояре приговорили: про поход ратных людей объявить посланникам, с которого числа государь сам и бояре, и ратные многие люди с Москвы пойдут, а гетману не писать.

    19. И то надобное дело припомнить, чтоб наемных людей здесь по рубежу от ляхов было для всякого случая и пострашия с 3000, или как воля Его Царского Величества будет, хотя и больше.

    Решение Государь указал спросить: в коих местах по рубежу стоять?

    20. Обычай тот бывал, что всегда Войску Запорожскому платили, просят и ныне Его Царское Величество, чтоб на полковника по 100 ефимков, на есаулов полковых по 400 золотых, на сотников по 100, на козаков по 30 золотых.

    Решение Отговаривал великий государь, его царское величество, для православныя веры, хотя их от гонителей и хотящих разорить церкви Божие и искоренить веру христианскую, от латын оборонити, собрал рати многие и идет на неприятелей, и свою государеву казну для их обороны ратным людям роздал многую. А как был у гетмана Богдана Хмельницкого государев ближний боярин и наместник тверской Василий Васильевич Бутурлин с товарищи и говорил с гетманом о числе Войска Запорожского, и гетман говорил, хотя число Войска Запорожского и велико будет, государю в том убытка не будет, потому что они жалованья у государя просить не учнут, а говорил гетман при них, при судье и при полковнике, и им ныне о том говорить не доводится.

    21. Орда если бы имела вкинуться, тогда от Астрахани и от Казани надобно на них наступать, такожде и донским козакам готовым быть, а ныне еще в братстве дати сроку и их не задирати.

    Решение Сказать: на Дон к козакам государево повеление послано. Буде крымские люди задору никакого не учинят, на них не ходить, а буде задор учинят, и в то время государь укажет над ними промысл чинить.

    22. Кодак город, который есть сделан на рубеже от Крыму, в котором господин Гетман всегда по 400 человек имеет и кормы всякие им дает, чтоб и ныне Его Царское Величество как кормы, так же и на тех, которые за порогами в Коше берегут, чтоб Его Царское Величество милость свою изволил показать, понеже нельзя его самого без людей оставить.

    Решение Государь указал спросить: по сколько корму на тех человек дают, и за порогами для Коша сколько человек, и о чем за них челом бьют?

    23. Доложить Государю бояре говорили, которые Государевых всяких чинов люди бегати в Государевы черкаские городы и места учнут, и тех бы, сыскав, отдавали.

    Марта 14 дня 1654 году».

    Договор предусматривал введение русских гарнизонов с воеводами в Киев и Чернигов.

    В 1659 г. после измены и бегства Выговского и избрания гетманом Юрия Хмельницкого раде были зачитаны и одобрены прежние (существенно отредактированные в Москве) и новые статьи.

    Автономия Украины в них была заметно ограничена: гетману были запрещены внешние сношения, избранный гетман должен был являться для получения инвеституры в Москву, киевская митрополия должна была быть переподчинена московскому патриарху, запрещало переизбирать гетмана без царёва указа, русские гарнизоны кроме Киева вводились ещё в пять украинских городов. Зато было заметно прибавлено жалование старшине и гетману было запрещено судить её без царёвых посланцев.

    В 60 г. в результате измены Хмельницого Правобережная Украина была Россией потеряна. Эту ситуацию зафиксировал Андрусовский мир с Польшей 1667 г.(Киев Россия оставляла за собой ещё на 2 года, но так полякам и не вернула).

    Надо сказать, что сами украинцы способствовали уменьшению автономии, заваливая Москву массой челобитных, доносов и жалоб на собственную администрацию.В 1665 г. в Москву прибыл за инвеститурой гетман Брюховецкий. Он был ласково принят, получил сан боярина и подписал ряд новых статей, по которым на Украине проводилась подворная перепись для налогообложения , а воеводы получали право разбирать на местах все конфликты между населением и казачьей администрацией. В результате эти пункты канули в Лету после того как всё Левобережье чуть не захватил правобережный гетман Дорошенко, а Брюховецкий был им схвачен и казнён. Вернуть контроль Москве удаётся только в 69 г. Воеводы остались только в 5 городах, не о переписи, ни об инвеституре, ни о подчинении московскому патриарху, ни о сборе налогов в царскую казну речи уже не шло.

    В 1686 по «вечному миру» с Польшей Россия закрепила за собой Киев и Запорожье.

    В 1688 г. Константинопольский собор санкционировал переход киевской митрополии под омофор Московского патриарха.

    Надо сказать, что объединение церквей, по сути, означало захват в РПЦ власти украинскими иерархами. Их образовательный уровень настолько разительно превосходил уровень великоруского духовенства, что и в Синоде, и в академии и в епископате до сер. 18 в. малороссы абсолютно преобладали.

    После измены Мазепы , в 1710 г. к гетману приставлен московский «министр» (своего рода советник-шпион).

    В 1722 г. в Глухове (гетманской столице) была учреждена российская Малороссийская коллегия с правами высшей аппелиции и вотирования всех исходящих от гетмана правительственных документов (упразднена в 28 г). Она организовала налогообложение.

    После ареста наказного Полуботка в 23 г. гетмана не было 4 года. В 28 г. «решительные пункты» подтверждали прежние вольности, обязательную инвеституру и утверждение старшины Петербургом. В российскую казну отныне должны были идти таможенные сборы с Украины. После смерти Апостола в 1733 гетмана не дозволяли избрать 16 лет. На его место временно был назначен «главный правитель» (кн. Шаховской) с пятью товарищами.

    В 1750 г. гетманом был избран елизаветинский придворный, гр. Разумовский. В 54 г. к нему также был приставлен правительственный «резидент». В 1764 г. гетманство было окончательно упразднено.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700

Поделиться этой страницей