Да, отличать надо. Тогда следует определить: что есть сентиментальность и почему моё утверждение квалифицируется как сентиментальное.
Воот, это уже конструктивный разговор. Для начала: ты согласен, что упомянутому лакота или монаху может быть не по наслышке знакома и теорос, и сострадание, и агапэ, но при этом он будет лишён проявлений того, что ты называешь "душевной теплотой", причём в большей степени чем в среднем по больнице? ... А определение сентиментальности можно посмотреть в Википедии: Не похоже? ) ... Ты меня извини, но это сплошные личностные эмоции. Их можно перевести так: "Ах, никто меня не погладит и не приголубит! какой холодный мир!" Володя, это всё можно понять. Бывает. Просто ведь ты возводишь этот критерий в абсолют, а он является скорее твоей персональной фишкой. Это просто такое субъективное восприятие. Если человеку мир кажется холодным, то это вопрос не того что в мире происходит, а того, что происходит у человека в голове. Потому что если бы было иначе, мир бы казался холодным всем без исключения, а это не так. Поэтому получается, что ты абсолютизируешь своё сугубо субъективное восприятие. Поэтому я и назвал твою сентиментальность воинствующей.
Классификация манипулятивных моделей Эверетта Шострома: ДИКТАТОР. Демонстрирует власть и силу. Чтобы управлять своими жертвами, он подавляет их, приказывает, ссылается на авторитеты и т.д. В качестве разновидностей Диктатора могут выступать Надзиратель, Деспот, Большая Шишка, Божество. ТРЯПКА. Обычно выступает в роли жертвы Диктатора и представляет собой его прямую противоположность. Тряпка научается мастерски справляться с Диктатором. Он демонстрирует свою чувствительность и ранимость, забывает, не слышит, он пассивен и молчалив. Разновидности Тряпки: Растяпа, Тупой, Хамелеон, Застенчивый, Уступчивый. КАЛЬКУЛЯТОР. Стремится во что бы то ни стало просчитать и проконтролировать все и вся. Он обманывает, запутывает, надувает, старается перехитрить и перепроверить других. Разновидности Калькулятора: Аферист, Соблазнитель, Шулер, Мошенник, Шантажист. ПРИЛИПАЛА. Полная противоположность Калькулятора. Он подчеркнуто зависим, желает быть ведомым, ищет заботы и готов быть одураченным. Он позволяет другим делать за него его работу. Разновидности Прилипалы: Паразит, Нытик, Вечное Дитя, Ипохондрик, Беспомощный. ХУЛИГАН. Демонстрирует агрессивность, жесткость и недоброжелательность. Он управляет окружающими с помощью угроз. Разновидности Хулигана: Матерщинник, Ненавистник, Головорез, Угрожающий. Женские варианты – Стерва, Мегера, Сварливая Баба. СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ. Демонстрирует сердечность, заботливость, внимательность. Он просто убивает своей добротой. С ним сложнее справиться, чем с Хулиганом, – вы же не будете драться со Славным Парнем! В конфликте с Хулиганом Славный Парень почти всегда побеждает. Разновидности: Предупредительный, Пацифист, Душка, Самоотверженный. СУДЬЯ. Подчеркнуто критичен и скептичен. Он никому не доверяет, постоянно осуждает и негодует, обидчив и злопамятен. Разновидности: Критикан, Всезнайка, Обличитель, Собиратель Компромата, Следователь, Устыдитель, Оценщик, Мститель. ЗАЩИТНИК. Противоположность Судьи. Демонстрирует свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он портит окружающих, потакая им сверх всякой меры, а также не давая подзащитным постоять за себя и обрести самостоятельность. Вместо того, чтобы заняться своими делами, он предпочитает заботиться о других, принимая над ними пожизненную опеку. Разновидности: Наседка, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Альтруист. А теперь посмотрите на таблицу "пар" манипуляторов (они против друг друга): Противоречие позиций, обрисованных в этой ветке, вписываются в отношения попирающего и попираемого. Владимир демонстрирует образ попираемого, с качествами Застенчивого, который "выступает в роли жертвы Диктатора... демонстрирует свою чувствительность и ранимость", Вечного Дитя, "полной противоположности Калькулятора... он подчеркнуто зависим, желает быть ведомым, ищет заботы", Славного Парня, который "демонстрирует сердечность, заботливость, внимательность" и Мученика, "противоположности Судьи... демонстрирует свою поддержку... предпочитает заботиться о других", а Олег - попирающего, с качествами "ссылающегося на авторитеты" Диктатора, "всё просчитывающего" Калькулятора," подчёркнуто критичного и скептичного" Судьи и, слегка, - "жёсткого и недоброжелательного" Хулигана. См. про всё это здесь. "Воинствующая сентиментальность" описана в психологии. Между прочим, "собака снизу", владеющая этим приёмом, - очень эффективная модель. Прошу заметить, что я не анализирую ваши личности, уважаемые юзеры, только показываю место продемонстрированных вами образов в классификации манипуляторов, раз ветка оказалась в этом разделе.
Начальный пост и посты перед этим отнюдь не вписываются в картину попираемого. ) А разного рода схемы и классификации, в которые мы загоняем друг друга, тоже могут выступать как инструмент манипуляции. )
Моё, т.с., критикующее внимание обратилось к постам Володи лишь в силу того, что они мне показались агрессивными и абсолютистскими. Сама по себе сентиментальность в данном случае вопросов не вызывает.
Само собой, как всякое цитирование авторитетных источников. А относительно сказанного тобой "мы загоняем друг друга" в схемы - зачем же вы загоняете друг друга? И себя тоже. Манипуляция - это всегда агрессия. Манипуляция - это попытка использовать другую личность как вещь. Что любопытно, закоренелый манипулятор никогда не признает, что он манипулирует людьми. А так, со всеми бывает. Воспитание, традиции, желания - всё этому способствует, к сожалению.
А мы загоняем? ) А агрессия - это не всегда манипуляция... Прошу прощения, ты хочешь поговорить о манипуляциях? ) Я к тому, что в ветке речь шла немного о другом.
Вах, я себя нашла! Это точно про меня - особенно про Мегеру, Матерщинника и Божество. Правда, еще есть Критикан.
Если угодно, кстати, можно отставить термин "сентиментальность" и попробовать провести различие между, скажем, понятиями "духовная теплота (или горячесть)" и "душевная теплота". Что это такое, одно ли это и то же, и всегда ли эти два понятия идут рука об руку.
Не хочу. А ты хочешь поговорить о моей мотивации участия в ветке? Ну, что ж... Если бы ветка оказалась в "Беседке", я бы ни писать, ни читать не стала.) Но раз она оказалась в "Психологии", я почитала и написала то, что посчитала нужным. Признавать наличие манипуляции или нет - это твоё дело.
И может ли быть так, что проявления душевной теплоты будут сопровождаться проявлениями крайней жестокости например. Не хочу. )
Всегда ли "душевно тёпл" человек "духовный" (назовём его так)? Всегда ли человек, идущий против духа, "душевно холоден"? Складывается впечатление, что "душевная теплота" - явление чисто социальное, проявляемое как определённый режим общения, характеризующийся постоянными "социальными поглаживаниями" и выраженными проявлениями эмоций. Если таких проявлений нет, невозможно сказать, что человек "душевно тёпл". Если они есть, то можно сказать, что он таки да. Очень тёплый, очень душевный. С другой стороны, "духовная теплота" это характеристика сугубо внутренняя, характеризующая скорее бытийные интенции человека. По внешним проявлениям об интенсивности "духовной теплоты" говорить практически невозможно. В связи с этим, "душевная теплота" прекрасно может сочетаться с работой в концентрационном лагере в качестве оператора печи. Чего не скажешь о теплоте "духовной".
Душевное и духовное - разные выражения одного существа, они связаны, хотя эта связь в обычном существе противоречива, как и всё остальное. Но это повод не столько противопоставлять их, сколько сопоставлять. Работа душевного парня у печи крематория - полемический перегиб. По мне, холодность священника или иного практика, который избегает душевной теплоты ради чистоты своей духовности, хуже. Возвращаясь к притче или истории о даосе, пошедшем оказать последнюю почесть умершему. Я подозреваю, что он сам не был достаточным даосом . Смотрите, он столкнулся с горем - и как отреагировал? Перед лицом смерти обнаружилось, что у него недостаёт сил утешить осиротевших учеников, поэтому, прикрывшись глубокомысленной фразой, он сбежал! Потому что смерти можно противопоставить только воскресение, а не слова. Хотя мог бы и пожертвовать собственным достоинством почтенного и умелого учителя, заплакав вместе со всеми. Может быть, это его тоже кое-чему научило бы, а то, гладишь, смог бы и облегчить их страдание. Иисус не стеснялся плакать о друге Лазаре.
напротив, именно этого и требовал этикет ("достоинство"). Конфуций, без всякого сомнения, так бы и поступил.
Отчего же. Этот пример призван показать, что "душевность" связана с "духовностью" весьма не очевидным образом. Преклоняюсь перед твоим глубоким знанием Дао. ) Поезжай в Китай, учи даосов истинному даосизму. ) Будешь пользоваться популярностью. Это не более чем одна из возможных интерпретаций. А помнишь что он ответил юноше, который хотел похоронить кого-то из близких прежде чем пойти с ним? Напомню: "пусть мёртвые хоронят своих мертвецов".
Ему не достаёт наглядности. Т.е. примера. Душевность в основном смысле предполагает высокий уровень эмпатии. В отличие от сентиментальности (где она выборочна).
Причём - "душевность" именно в твоей интерпретации, которую ты почему-то ставишь в качестве некоего решающего критерия, по сути претендуя на то, чтобы знать Путь лучше, чем те, кто по нему прошли.
И в чём достоинство такого "достоинства"? Спасибо, кэп! Любое высказывание - "одна из возможных интерпретаций". Цитаты не следует обрывать: Таким образом, Иисус не бросает осиротевшего сын, а, напротив, предлагает ему наилучшее - Свою компанию. Разительный контраст с упомянутым даосом.
Дело в том, что в Володином смысле душевность предполагает прежде всего эмоциональность, как я понимаю. Отсюда сразу несколько вопросов: 1. Как эмпатия связана с эмоциональностью. 2. Как эмпатия связана с "духовностью". 3. Как "духовность" связана с эмоциональностью. 4. Как эмоциональность связана с "духовностью". Я к тому, что совсем не факт, что эта твоя интерпретация соответствует действительности. В чём же этот контраст состоит?
Как и любой, я имею право высказать своё суждение. Да, вот так это может воспринять один из непрошедших путь (Путь), ибо закрадываются сомнения, что тот путь безупречен. Я высказал мнение, чтобы разобраться, а не просто замереть в восхищении "Cool!" (во всех смыслах).
Хорошие вопросы, чтобы ещё поразмыслить над ними, а заодно услышать от тебя не контрпримеры, а более-менее развёрнутое мнение. Но, если не ошибаюсь, я в самом начале упоминал другие, "тёплые" варианты поведения из христианской традиции. Они показывают, что духовность и эмоциональность могут расцветать вместе, а эмпатия вовсе не превращается в сю-сю (слово, очевидно, японского происхождения ).
Это "Ли". Ли основано на взаимной настройке, в общем действе. Сын , который горестно оплакивает родителя, или ученик - учителя, следует Ли. Соответственно, любой человек, следующий Ли (как правилам поведения благородного мужа, а это и есть достоинство) должен, просто обязан в этой ситуации выразить эмпатию.