Петербургский модерн В самом конце XIX века на улицах Петербурга стали появляться особняки, необычностью своей привлекавшие взгляды прохожих, останавливавшихся и смотревших на мрачноватые серо-гранитные, похожие на замки строения с башенками и шпилями, по фасадам которых струились орнаменты из небывалых цветов или извивающихся стеблей. Порой же это были приветливые дома из жёлтого кирпича, красующиеся цветными витражами и майоликовыми вставками. Они не вписывались в классические ансамбли парадного центра, но прекрасно чувствовали себя в другом Петербурге, городе нездешних белых ночей, василеостровских туманов, Блока и Белого, Добужинского и Остроумовой-Лебедевой. «Так возникал ещё один город – таинственный, странный и призрачный; город волнистых, изогнутых подобно отражениям в воде, линий и словно оживающих, причудливых форм на фасадах» - город модерна. (И. А. Муравьёва. Век модерна. СПб, 2001). Он нёс в своих образах зыбкость и переменчивость эпохи с её болезненным надломом, тягой к декадансу и эстетизму. Декор не просто украшал здания, но был полон значения, связанного с символикой растений. Одним из первых в городе появился особняк на 4-й линии Васильевского острова. Облицованный жёлтым кирпичом, с башенкой, шпилями и окнами разнообразной формы он выглядел весьма изысканно. Построенный по проекту архитектора Шмидта в 1901 году, дом принадлежал П. П. Форостовскому, главе транспортно-экспедиционной фирмы, занимавшейся, главным образом, доставкой товаров из Финляндии в Россию. Цоколь, кронштейны балкона и вставки выполнены из красного гангутского гранита, орнаментальные украшения над окнами – из искусственного камня и майоликовой плитки, а на железных воротах, калитке и ограде палисадника распустились подсолнухи. На крыше разместился зимний сад. Другой особняк раннего модерна, попроще, находится на 21 линии Васильевского острова. Он построен в 1900 году архитектором В. В. Шаубом для директора-распорядителя самого крупного в России стекольного предприятия, торгового дома «М. Франк и Ко», М. Л. Франка. На одном из двух несимметричных ризалитов находился фриз со сложным растительным орнаментом, ныне утраченный вместе с лицевой частью мансарды, утраченной и на втором ризалите. Особняк был замечателен своими витражами, также не сохранившимися, выходившими на двор. О том, что не сохранился весь интерьер, и говорить не приходится. Витраж Гостиная Кабинет Камин в зале Интересный доходный дом с модерными балконами и лепным вставками с растительным орнаментом, опоясывающими дом, стоит на Среднем проспекте Васильевского острова. Интересен он был красивым майоликовым панно, изображающим маковое поле, по фасаду на уровне последнего этажа. Исчезло это поле уже давно, как и ограждение над ним.
Петербургский модерн. Продолжение Но большинство зданий в стиле модерн находится в Петроградском районе, самом старом, но и самом свободном в конце XIX века районе Петербурга. Одно из них – совершенно потрясающий доходный дом герцога Н. Н. Лейхтенбергского (архитектор Ф. Ф. Пастельс), украшенный единственной в своём роде мозаикой 1905 года с чередующимися промышленными и природными пейзажами по эскизам Петрова-Водкина. В нём великолепно всё: сама мозаика, декорированные небывалыми цветами эркеры и балконы, декор пилястров на уровне второго этажа в виде колосьев с венцами, изящный портал парадного входа с двумя женскими фигурами в развевающихся платьях по сторонам. Мозаика Мозаика Эркер Пилястры Порал Ещё один прекрасный образец Петербургского модерна – особняк заслуженной артистки императорских театров М. Г. Савиной и её мужа, видного театрального деятеля А. Е. Молчанова на ул. Литераторов 17 Петроградской стороны. Дом был построен в 1907 году по проекту архитектора М. Ф. Гейслера. Асимметричность здания, образованная башенкой, эркером и большим полукруглым окном первого этажа, характерна для особняков модерна. Первый этаж фасада облицован гранитом, и весь фасад декорирован вьющимися изысканными, прихотливо вьющимися стеблями винограда и другим растительным орнаментом. Балкон украшен майоликовым фризом, прекрасно сочетающимся с зеленью глазурованного кирпича простенков. Цветочным орнаментом украшена и литая ограда балкона. Не уступает фасаду и интерьер особняка с его замечательными витражами. Гранит, которым облицован первый этаж особняка Савиной, был одним из любимых материалов Петербургского модерна, но настоящий каменный бум начался с проникновением из Финляндии и Швеции так называемого северного модерна. «Сальная фактура» фасадов его домов, напоминающих мрачноватые средневековые замки, пришлась к месту под серым большую часть года небом Петербурга. Петроградская сторона особенно славится такими зданиями. Одно из них, наиболее выразительное, получившее в народе название «Дом с совами», стоит на Большом проспекте Петроградской стороны, д. 44. Это доходный дом, построенный в 1907 году архитектором И.А. Претро и получивший в 1912 году серебряную медаль на городском конкурсе лучших фасадов, принадлежал купеческой вдове Т. Н. Путиловой.
Петербургский модерн. Продолжение Гранитная облицовка первого этажа, стрельчатые порталы входов, шероховатая штукатурка фасада, эркеры и окна, разные по размеру и форме, но не создающие впечатления хаоса – всё говорит о том, что это прекрасный образец северного модерна. Главный вход, больше напоминающий вход в таинственный грот, стерегут две суровых совы. Если присмотреться к самому верху дома на старой фотографии 1900-х годов, можно заметить, что перед куполом, ныне утраченном, тоже сидела сова–охранительница, но она улетела. Орёл над балконом тоже улетал, но вернулся благодаря реставраторам. Главный вход Боковой вход Орёл
Спасибо за отличные рассказы о модерне Петербурга. Будучи сама любительницей сов, поискала в Интернете на тему сов питерских. Вот что нашла. Здесь https://vita-colorata.livejournal.com/829859.html " Петербургский бестиарий на фасадах зданий насчитывает многих животных и птиц. Вы, конечно, с ходу скажете, что больше всего там львов. И будете правы. Но, удивительно, как много у нас сов. Совы появились во времена модерна. Стиль модерн не случайно называли еще "звериным стилем". Обилие природных мотивов и животных поселилось в эту эпоху на стенах. И не только в Петербурге, но нам, дай бог, своих пока пересчитать. Сова символизировала мудрость. Она была спутницей Афины Паллады, в Древней Греции её изображение было на серебряных монетах. В Древнем Риме была поговорка "Сова Минервы прилетает по ночам", которая намекала, что мудрые мысли приходят ночью, когда стихает дневная суета. С тех пор считалось, что сова приносит удачу дому, где она живет и для верности прибивали чучело совы над входом или рядом. Поэтому вполне в духе традиций увидеть сов , охраняющих вход в дом или на его крыше... Сова на доме жены сенатора Барсовой по Кронверкскому проспекту, 23. Архитектор Евгений Морозов, 1911-1912 гг. Тут жил когда-то Максим Горький, может сова ему что-то навеяла. Улица Ленина, 33, 1910 год, архитектор С. Минаш. Дом архитектора Алексея Бубыря ( у него и фамилия-то сказочная, словно у лесного лешего) , совместно с Васильевым, Виррихом и Зазерским, 1912 -1917 год. Дом огромен и населен обилием всяких людей и животных, нашлось место и сове. Сразу вы её не увидите, вам нужно будет зайти во двор и пройти до конца дома. Сова тут уже на излете модерна почти в стиле ар-деко. Улица Некрасова, д. 58-60. Дом на Невском, 72. Его облицованный грубым камнем первый этаж тоже украшен изображениями сов. 1909-1910. Тот же архитектор С.Минаш, которому явно полюбились совы. В полный рост. Улица Куйбышева, она же Большая Дворянская, 19. архитектор Е.Ф. Бржозовский, 1904-1905 гг. Дом с готическими мотивами, шпиц охраняет сова. Витебский вокзал, Загородный, 52. Вам было обычно некогда, торопились на поезд, а вот, если не торопясь посмотреть на часы, то можно увидеть над ними сову, расправившую крылья. Она готова взлететь и приглашает вас к путешествию. Архитекторы С.Минаш и С.А. Бржозовский - знатоки и любители сов. 1904 год. Напротив, на Загородном, 45, совы украшают фасад. Они хорошо видны, потому что стоят в нишах и выделяются на фоне грубой стены. Архитектор И.Ю. Мошинский, 1906- 1907 год.
И там же. "На доме по Малому проспекту, 32 (1907-1908 год, архитектор Владовский А.И.) совы стали частью декоративного пояса. Дом на углу улиц Восстания и Жуковского сейчас преобразился после ремонта и покраски. На нем несколько сов. Доходный дом П.Т. Бадаева построен архитектором Г.А.Косяковым при участии В.А Косякова и Н.Л. Подбереского в 1904 г. Дом на Измайловском проспекте, 21, архитекторы Цолликофер Г.Г и Эдель Е.Ф., 1912-13 гг. Тут нужно уже приглядываться, где живут совы.
Дом архитектора Хренова на углу Восстания и Ковенского переулка, 1902-1903 гг. Смотрим внимательно ! Огромный дом на Владимирском проспекте, 19, превращенный в пассаж. Не сразу тут увидешь, где спрятались совы, а их тут много. Доходный дом И.В. фон Бессера построен в 1900-1901 годах по предположению финским архитектором Карлом Алларом Шульманом, бывшим архитектором Выборга. Вот он, первый дом с совами, появившимися благодаря финскому десанту ! Они живут в простенках рядом с эркерами. Шикарная сова в кустах чертополоха под эркером на доме по улице Херсонской, 13, угол Перекупного, архитектора К.К. Шмидта, собственный доходный дом. 1901-1902 гг. А это огромный дом на углу Садовой и Вознесенского с готическими порталами. Здание было сооружено в 1904-1906 гг по проекту архитектора А.Л. Лишевского, как мы уже заметили, любителя готики, как дом городских учреждений, подведомственных управе Городской думы. Фасады оформлены в смешанном стиле модерна и английской готики. Не котики, а готики, уточняю. Наверху сидит настороже сова.
Это лирическое отступление, продиктованное, с одной стороны - любовью к модерну, с другой - любовью к моему родному городу, и с третьей - надеждой, что оно, отступление, даст некоторое представление об архитектуре модерна, который встретится постройках усадеб.
ну может в отдельную ветку? на всякий случай, здесь есть указатель форумных веток по близкой тематике http://forum.arimoya.info/threads/Модерн.3099/
Разумеется в отдельную ветку "Петербургский модерн"! неужели takedo будет возражать? Я всю эту красоту только сейчас узрел. Буду смотреть.
Да, так будет лучше. Но не в самостоятельную ветку, поскольку я эту прекрасную тему об архитектуре петербургского модерна продолжать не буду (ели только кто-то другой), а в те, что уже есть. Мне кажется, больше всего подходит "Ещё раз о Серебряном веке". Впрочем, на Ваше усмотрение. Отдельно для La Mecha, любительницы (любителя?) сов. На днях в саду на даче у одних моих знакомых поселились две совы ушастых !
Необязательно для любительницы сов, Ла Мечи. ) Я периодически вступаю в рассказ, и не всегда к месту. ) Им крупно повезло. Я бы познакомилась с ними поближе.
Из книги Б.М. Кирикова .Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века. Эклектика, Модерн. Неоклассицизм" переходные формы: дом Барышникова "братья Елисеевы" дом компании Зингер, как я уже где-то писал, это бозар с элементами модерна Витебский вокзал.императорский павильон.
Мне с детства очень нравились и "братья Елисеевы" и "компания Зингера (Дом книги)". Я около них вырос, они были для меня родные. Но однажды я прочитал, что это два самых безвкусных дома на Невском и очень расстроился - печатному слову я доверял. Прошло много лет прежде чем я омелился иметь своё мнение
зал это собственно квартира Бажанова. А так дом быд доходным. "Дом Бажанова интересен не только архитектурой и изысканными интерьерами. В свое время это был еще и один из самых передовых примеров применения технических новинок ради максимального удобства и пользы жильцов. Еще до постройки дома Ф. Г. Бажанов провел среди служащих Товарищества опрос, чтобы определить жилищные условия каждого ([5];[19]). Анкета включала вопросы о количестве членов семьи, площади жилых помещений, величине квартирной платы, а также расстоянии от места работы и наличии транспортного сообщения. Павел Алёшин отмечал, что «особенная забота владельца об удобствах, освещении, чистоте воздуха, благородной красоте помещений и вообще санитарных условиях квартир для своих служащих вызвала целый ряд особенно ценных устройств, обычно весьма редко встречающихся в домах Петербурга» [19]. Так, все квартиры имели оборудованную кухню и уборную комнату (с горячей и холодной водой, ванной, умывальником, ватерклозетами и прочими удобствами), холодную кладовую, комнату для прислуги. Все квартиры были электрифицированы и снабжены электрическими звонками [19]. Для притока воздуха и вытяжки использовались системы каминных каналов. Приток свежего, подогретого до комнатной температуры воздуха обеспечивался за счет скрытых пустот в стеновых перегородках. Теплый воздух поднимался с первого этажа до последнего, а удаление холодного воздуха осуществлялось через каналы, находящиеся чуть выше уровня пола. При открытых заслонках каминных каналов воздухообмен происходил достаточно эффективно [28]. Во все квартиры было проведено центральное водяное отопление усовершенствованной системы. За каждой квартирой было закреплено свое отделение в леднике, к услугам жильцов была хорошо оборудованная прачечная [19]. Также была придумана система «подвесных дворов». Особой гордостью архитектора была «непроницаемая комната» для хранения ценностей. Павел Алёшин, посетивший для изучения данного вопроса английские и французские заводы и целый ряд домов, оборудованных такими помещениями, утверждал, что по своей прочности и надежности «комната-сейф» в доме Бажанова — лучшая в Европе [19] (пока что эта загадочная комната не найдена). Она была заказана французской фирме Fichet, существующей и в наше время (под названием Fichet-Bauche). Алёшин вообще часто прибегал к услугам иностранных фирм и мастеров. Например, души и мойки для дома Бажанова поставляли английские фирмы [19]."
Очень радует меня ветка! Я этот Петербургский модерн всю жизнь очень любил подсознательно. В дневном сознании были творения Растрелли и Росси, а весь модерн в ХХ в. был в основном облупленный и замызганный. Только в 21 в. к 300-летию его почистили и отреставрировали. Улица Марата вообще имеет для меня сакральный смысл. А здесь целых три объекта оттуда