Поздняя античность (362)

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 29 ноя 2022.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Поздняя античность, это когда времена расцвета уже миновали. Кризис третьего века все цивилизации старого света сильно потрепал. Но тем не менее это не просто новое издание той же античности, это её отдельный вариант, творческий подъём, который создал теоретическую базу на следующую тысячу лет...

    Начать наверно стоит с Индии - центра тогдашнего цивилизованного мира и предмет его устремлений...
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Индия

    "Дошло до меня, о счастливый царь," что Индией правил в то время император Самудрагупта из дома Гупта.
    Царь этот без сомнения считал себя чакравартином и осуществил ритуал жертвоприношения коня, его армии совершали походы во все четыре стороны света, и сам он лично принимал участие в сотне битв и был покрыт ранами.
    власть его распространялась на б.ч арийской Индии и восточный Декан, на юге он дошёл до Канчипрама и сокрушил могущество паллавов, 12 царей юга были пленены , а потом отпущены. правители Непала, Ассама, лесных племён Гондваны, стали его данниками (всего 5 царств и 9 племён).
    опорой его был могущественный клан Личчхавов из которого была его мать.
    South_Asia_historical_AD375_EN.svg.png

    Самудрагупта также прославлялся как великий мудрец, первый из поэтов и первый из музыкантов. (панегеристом и министром его был поэт Харусена:


    монеты его состояли из почти чистого (80% ) золота
    918px-SamudraguptaCoin.jpg

    Samudragupta_circa_335-380_CE_Ashvameda_type.jpg
    с жертвоприношением коня

    Samudragupta_Circa_335-380_CE_Lyrist_type.jpg
    с лирой

    на реверсе Лакшми
     
    Последнее редактирование: 30 ноя 2022
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    за пределами его державы, впрочем, остались сильные царства Вакатаков Декана и махакшатрапов Шаков из Гуджарата, не считая дравидских владетелей юга.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Каковы бы не были реальные дарования этого "величайшего гения всех времён и народов", действиетлно , начиная с него в Индии наступает период относительного спокойствия и благополучия. Начавшийся процесс дезурбанизации, уже охвативший долину Инда, в долине Ганга временно приостановился.
    в нач. 5 в. китайский пилигрим Фа Сян оставил об Индии восторженный отзыв (вообще китайские паломники , в поисках буддийских текстов, начали прибывать сюда уже с нач. 4 в.)
    судя по нему, буддизм при Гуптах процветал, хотя сами они были индуистами (Самудрагупта был почитателем Вишну)
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Фа Сянь

    Центральная Индия


    Джамна-Гангская равнина

    Декан
     
    Последнее редактирование: 30 ноя 2022
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Кому принадлежал в это время Пенджаб не вполне ясно. Вроде бы в списках завоеваний Самудрагупты он не значится.
    Но в тоже время там чеканится монета (нестандартного вида) с надписью Самудра
    Фа Сянь относил эту территорию к категории Северная Индия (в отличие от основной территории Гуптов)
    Он пытался здесь приобрести список Виная -питаки, но безуспешно, здесь она передавалась только устно.

     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    буддийских школ (хинаяны) насчитывалось 18. махаяны - не менее двух.

    эта была та стадия развития, когда религия обрастает огромным количеством дополнений, толкований, практик и фольклором.
    которые уже требуют фиксации и обобщения.

    традиционная ведическая религия уже очень отличалась от своих истоков. сохранились почитаемые и ритуально-чистые брахманы. но но кровавых жертвоприношений уже не было (исчезли под влиянием буддизма), место царя богов Индры почитались Вишну, Шива, Брахма и связанные с ними божества (например широко распространился культ Дурги). появились эндогамные профессиональные корпорации- джати.
    старое деление на варны, становилось всё более условным (например были цари из шудр и из брахманов)
    Новую реальность отражали уже не веды,а Пураны, которые начали составляться и записываться как раз в это время.
    всё большую роль в религиозном сознании играл эпос (Махабхарата и Рамаяна) , популяризуемый театром (драматург Бхаса)
    (4 в. предполагаемая дата окончательной кодификации Махабхараты)
    житейская и прочая премудрость тоже начала систематизироваться и кодифицироваться. 4 в. , видимо, время появления Камасутры и Панчатантры. да и сама Артхашастра (свод политической премудрости) едва ли была известна до 3 в.

    В буддизме это время составления и записи таких важнейших сутр как Хридая, Ланкаватара и Татхагата-гарбха сутры.
    разрабатывались такие понятия как Трикая и третий поворот Колеса Дхармы.
    Васубандху пишет энциклопедию буддизма сарвастивады Абхидхармакоша , его брат Асанга создаёт школу йогачара (легендарный основатель его учитель майтрейя-натха, то ли человек, то ли сам небесный Бодхисатва . Братья были родом из Гандхары, и поселились в Магадхе где был центр державы Гуптов уже в зрелом возрасте.
     
    Последнее редактирование: 8 май 2023
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    несмотря на всю пестроту, в принципе, представить себе какие-то обобщённые картинки индийской жизни.

    например, почти повсеместно литературным языком был санскрит.
    везде были одни и те же брахманы.
    и , в общем-то, боги тоже.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    основная часть населения жила в деревнях, разделённых по-прежнему густыми джунглями.
    княжество чередовались с племенными территориями. местами были знаменитые храмы и монастыри (самыми масштабными сооружениями были буддийские ступы). они были крупными землевладельцами. сюда стекались паломники и дары.
    по дорогам, как и прежде, бродили странствующие монахи и аскеты. собиравшиеся вместе во время сезона дождей.
    были и бродячие торговцы.
    довольно широко были распространены странноприимные дома. собственно они были почти в каждой деревне.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    деревни были окружены стеной с несколькими воротами. там были улицы, водоём, сельский храм.
    дома были глинобитными с тростниковыми крышами. "комнаты" (чаше две) разделялись занавесками из циновок. вокруг домов росли плодовые деревья.
    в доме жила большая семья, на три поколения. после смерти патриарха, мог осуществляться раздел.
    каждая семья имела чётко выделенный земельный участок на общинной территории. безземельные были вечными арендаторами у общинников, статус их был низок.
    община совпадала с деревней. это были довольно крупные селения. каждая была налоговой единицей, имела общие угодья, совместно выпасала скот, содержала нескольких ремесленников (гончара, кузнеца, плотника, цирюльника, ещё кого-то), за работу сверх договоренного взималась отдельная плата.
    у деревни был наследный староста (иногда с несколькими помощниками)
    иногда вся деревня занималась каким то ремеслом , составляя отдельную джати.

    собирали два урожая. основной культурой был рис, второй - чаще просо. бобовые.
    рис, лепёшки и бобовая похлёбка были основой питания. разнообразили же его многочисленные приправы (индийская кухня того времени без нескольких десятков приправ вообще была немыслима).

    было несколько сезонных праздников, включая пару карнавалов со свободным сексуальным поведением.
    обычно в каждой деревне был свой дух-покровитель (чаще в разряде якши, но могли быть и другие представители нечисти)

    приличный брак был по сговору родителей , но вообще вариантов возможного брака был с десяток. все расходы на свадьбу и приданное у большинства этносов возлагались на семью невесты.
    вдовы выключались из общественной жизни (хотя сати было редкостью)
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    город тоже был окружён стенами с воротами (ворота были исключительно нарядны)
    теоретически он имел регялярную планировку- прямоугольник с пересекающимися прямыми улицами. но улицы эти прямыми никогда не были. почти все постройки были деревянными. разные джати жили в разных кварталах (неприкасаемые - за городской стеной)
    но богатые и бедные дома были в перемешку. в среднем застройка была 2-3 этажной. но были и хижины и многоэтажные дворцы богачей (якобы до 11 этажей) с садами. на улицу выходил окна и балконы.
    по сути городская жизнь определялась советами глав цехов и гильдий (в рамках джати, иногда выходивших за пределы одного города)
    но самыми большими городами были княжеские резиденции.
    существовала разветвлённая полиция, но она была тайной и политической )
    власть каждого конкретного князя была сомнительно легитимной (несмотря на ежегодные обряды её подтверждающие), перевороты (особенно семейные) были не редки, а статус и само существование княжества зависели от воинского счастья.

    дворцы были обширны и роскошны, сокровища накапливались ( 1/6 часть доходов шла на вечное хранение в "стабилизационный фонд"-сокровищницу)

    городская жизнь считалась изысканной и культурной
    в богатых домах была разнообразная мебель, картины, сады с качелями и фонтанами разбрызгивающими воду (вроде современных поливалок), банями.
    существовало 64 виды искусств (начиная от составления цветочных гирлянд и прото-шахмат и кончая магией и имением показывать фокусы), которыми считалось важным владеть.
    маги, фокусники, танцовщицы, куртизанки были на любой вкус и доход.
    гигнтское вниамне уделялось внешности. и мужчины и женщины регулярно умащивались маслами и благовониями (мужчины - намного чаще, чем брились), употребляли косметику, носили драгоценности и цветочные гирлянды.
    похоже, что на мужчинах (во всяком случае, богатых) было намного больше одежды, чем на женщинах (которые дома, как кажется, её вообще не носили - кроме украшений, конечно)
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    прорисовки с барельефов
    i_008.png i_013.png i_014.png i_021.png i_022.png i_023.png i_029.png i_031.png i_033.png i_034.png i_035.png i_036.png i_038.png i_039.png
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    образом жизни особо выделялись брахманы (римляне ими восхищались) и неприкасаемые
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    ступа
    1024px-Chaukhandi_Stupa_Sarnath_India_-_panoramio_(1).jpg 1280px-Chaukhandi_Stupa-4.jpg
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Гандхара

    Северными вратами Индии традиционно было Кушанское царство.
    но в описываемое время, оно, как кажется, было разделено на два:
    Персо-Кушанское и Гунно-Кушанское.
    первое было автономной частью империи Сасанидов, второе - государство Кидаритов, правитель которого, судя по найденной надписи именовался царём хуннов и кушан. Кушанская культура там явно превалировала, языком был бактрийский (греческий алфавит) ,в Гандхаре (долине Кабула) использовалось индийское письмо брахми. Власть этого царства распространялась на Гиндкуш и Памир - где проходили караванные пути в Синьцзян. Караванную торговлю (судя по многочисленным граффити на скалах) там вели согдийские купцы.
    Эти чрезвычайно предприимчивые люди из Средней Азии имели и торговые колонии в Синьцзяне и Ганьсу. языки их (2) видимо были близкородственны кушанскому, но пользовались они собственным письмом.

    Что касается хунну, то этот кочевой народ (видимо, тюркоязычный) тогда был разбросан очень широко - в Ордосе, в Семиречье, у восточных пределов Сасанидов, и в составе гуннов в Поволжье.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    именно через эти земли Фа Сянь двигался в Индию

     
    Последнее редактирование: 1 дек 2022
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Серинда

    Страна серов в 4 веке уже обрела чёткий и земной облик и границы (хотя ещё недавно и для индийцев для римлян была страной почти мифической, по соседству с Уттаракуру).
    Она включала в себя Синьцзян и Тибет (и собственно это время первых упоминаний о Тибете)
    И была известна на западе прежде всего как страна шёлка (кроме реэкспорта из Китая здесь было и собственное шелководство - вывозился г.о. шёлк-сырец для шелкоткацкий предприятий Ирана и Рима)
    в 4 в.серы уже сами торговали в Ираке ,а в 362 г. их посольства прибыли к римскому императору.

    Единого государства здесь не было, единого народа тоже.
    были царства Хотан, Кашгар, Шаншань, и федерация Кучи и Карашара.
    в первых двух языки были скифские (иранские), в остальных - тохарские.
    Но Хотан и Шаншань были сильно индианизированы - языком культуры был санскрит . для местного языка -письменность брахми.
    Хотанская династия была индийской по происхождению.

    через эти страны пролегал путь Фа Сяна (с востока на запад)
    вот описание римского историка Марцеллина:

    беты - это тибетцы , асмиры и эсседоны - очевидно жители Шаншаня и Кучи, аспанары - Хотана или Кащгара.
    атагуры - может быть хунну Семиречья.
    аннибы, сизиги и харды - обитатели Джунгарии и Алтая.
     
    Последнее редактирование: 6 апр 2024
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Последнее редактирование: 5 май 2023

Поделиться этой страницей