Размышления искусствоведа Натальи Боровской. В традиции темы грехопадения предлагаю посмотреть два произведения разных эпох из разных стран, объединенные одной идеей - они не только о самом факте грехопадения, но и о главном его последствии - неизбежной трансформации личности, Барельеф с изображением Евы XII века находится в соборе сен Лазар в г. Отене (Франция). Он расположен на внутренней стороне балки над главным входом. А с наружной стороны этой же балки помещены маленькие фигурки людей, предстающих перед Иисусом на троне в огромной композиции "Страшный Суд". То есть снаружи - дети Евы, а изнутри - их праматерь. Фигура полулежащая, одной рукой Ева срывает плод, другая - согнута и превращена в дополнительную опору для ее вытянутого извивающегося тела. Невзирая на все условности, вызванные незнанием автором анатомии, она очень красива. Изгибы фигуры, с одной стороны, объясняются простой необходимостью вписать ее в узкую и длинную балку, с другой - они привносят в ее тело что-то змеевидное. То есть делают ее образом и подобием того, кого она послушалась. Любопытен и тот факт, что Ева показана одна, без Адама. Вроде бы это обусловлено местом изображения - поместить Адама просто негде. Но опять же, с другой стороны...Стоя перед тем или иным выбором, мы должны сделать его сами. Можно сколько угодно слушать советы и просить поддержки - решающий шаг никто не сделает за нас. Адам был рядом и молчал - глядя на Еву из Отена - по-моему, ясно, почему. Дальнейший ход событий зависел только от нее - как спустя тысячелетия, он будет зависеть от Девы из Назарета, которая названа св. Иринеем Лионским новой Евой в том числе и потому, что приняла на себя всю полноту ответственности за свой жизненный выбор, которая Еве оказалась не по силам - "змей обольстил меня, и я ела" (Быт. 3, 13). Даже если бы Адам вмешался и дал совет из серии "не пей, козленочком станешь", послушалась бы она его? Ева фресок Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы показана трижды: после сотворения, в момент грехопадения и в момент изгнания из Рая. Выходя из ребра Адама, она тянется к благословляющему ее Творцу, молитвенно сложив руки, и дуэт их рук, как и композиция в целом, очень похожи на сцену коронования Марии. Она была создана для небесного торжества...Ева, срывающая плод, сильная и красивая, разворачивается в сторону искусителя, открывая свою блистательную телесную зрелость и гармонию форм. Свою красоту она осознанно отдает тому, кто не оставит от нее камня не камне... Ева, изгнанная из Рая, беспомощно прячется за Адама. Состарившаяся и неуклюжая, она оглядывается туда, где должна была вечно пребывать в красоте и благодати, кидая исподлобья страшный озлобленный взгляд. Рай ей теперь ненавистен и невыносим - как часто бывает невыносимым любое проявление святости сегодняшнему нашему миру - "тоже мне, святой нашелся", "я вам не мать Тереза"... Они, первые люди, идут по земле, которую Микеланджело написал как пустыню. Они привыкнут, родят детей, а дети - еще детей и так далее. Они заполнят это пространство, но оно все равно останется пустыней. Потомки их сына, братоубийцы Каина, создадут цивилизацию, построят города, империи со множеством вавилонских башен и будут угорать от собственного величия. Но пустыню искоренить не смогут. Это сможет только Иисус - не случайно после рассказа о грехопадении читается Евангелие о том, как Он пошел туда, где оказались пораженные грехом первые люди. (Из ФБ, Школа Библии).
Ну, и еще от Наталья Боровской. В третье воскресенье Поста у нас в этом году читается рассказ о встрече Христа с самарянкой. Христианское искусство эту тему не обидело - икон, иллюстраций к рукописям и картин очень много. Иконографий - тоже. Можно изобразить Иисуса и самарянку одних - уже в катакомбах есть такая фреска. Можно поместить их в живописный пейзаж, добавить к ним апостолов и даже воодушевленных рассказом соотечественницы самарян. Можно написать икону, можно - салонно-академическую сказку по образцу Генриха Семирадского. У меня здесь только одно произведение: миниатюра из афонского Евангелия 13 века. Но большинство вариантов объединяет сходство "дуэта" Иисуса с самарянкой со сценой Благовещения. Нередко персонажи стоят на тех же местах. Иисус - слева, на месте Архангела, так же протянув вперед руку в ораторском жесте. Самарянка - справа, как Мария. Стоп! Как Мария? "Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе" (Ин. 4. 18)... С одной стороны, не в самарянке дело. Такая композиция лишь означает, что оба сюжета содержат в себе Благую Весть. Но только на сей раз эта Весть адресована не Деве, полной благодати, а женщине со сложной судьбой, да еще принадлежащей к духовно сомнительной в глазах большинства категории населения. В те ли руки отдается высочайшее Откровение о молитве, о Воде Живой - Святом Духе? Композиционный нюанс прикасается к гигантской тайне Божественного милосердия, которую точно сформулировал восставший против нее пушкинский Сальери: "Когда бессмертный гений озаряет голову безумца, гуляки праздного". Давным-давно одна очень духовная девушка (подвизающаяся сейчас в созерцательном ордене) сказала мне, что не может молиться перед работами художников Ренессанса, потому они мирские, и она слишком много знает о греховной жизни их авторов, и что писать священные образы достойны только люди формата Андрея Рублева. И еще - что по большому счету искусство, как таковое - суета и раздражение духа, так как создано сплошь грешниками. Думаю, что она такая не одна, и что всех их можно понять. Конечно, хотелось бы, чтобы христианским искусством занимались только Рублев, Беато Анджелико и подобные им святые иноки. А заодно - чтобы Спаситель общался только с религиозно грамотными и морально устойчивыми, как того и хотели книжники и фарисеи. И вообще, чтобы талантливыми были те, кто это заслужил отличной успеваемостью и примерным поведением, как о том мечтал Сальери. На каком основании безоглядно гениальны пьяница и дебошир Караваджо или барахтающийся в своих нетрадиционных плотских страстях Микеланджело? Откуда при такой жизни взялась его Римская Пьета? Почему Рембрандту, разорившему сына и так и не женившемуся на матери своего второго ребенка, было дано написать "Еврейскую свадьбу" ? А циничному атеисту Гогену - "Видение после проповеди"? Наконец, почему Богородицу видела неграмотная девочка Бернадетта, не допущенная за непонимание катехизиса к Первому Причастию, а не благочестивая ученая сестра? Да потому же, почему самарянка стоит на месте Марии и слышит про Воду Живую и поклонение Отцу в Духе и Истине. Композиция данного сюжета - про все эти вопросы, ответ на которые скрыт только в слове "Любовь". В афонской миниатюре очень красив диалог рук Иисуса и самарянки. Поднимая свою руку навстречу Его каноничному ораторскому жесту, она становится Его композиционным зеркалом. А еще она одета в бело-красные одежды. Белый цвет - это чистота, а красный -цвет Святого Духа. Она слушает Иисуса (а между прочим, могла, пожав плечами, уйти от странного человека, который предлагает воду, не имея, чем зачерпнуть. Сколько "самарян" сегодняшнего дня именно так и поступили!), а значит УЖЕ находится в Духе и Истине. Как Мария...
После Иисуса были непрерывные кровавые войны,инквизиция и наконец ДВЕ ЧУДОВИЩНЫХ и была б и ТРЕТЬЯ если бы БОМБА не вразумила...
А Ева и Адам были сотворены при том и для рождения со всеми органами для СЕГО...Зачем? Чтобы с попущения Яхве им вкусить яблоко, познать свою обнаженность и быть изгнанными в пустыню и там только воспользоваться биологией сей и там РАЖДАТЬ?...
Марк, вам реально Библию влом открыть? Бытие 1: "26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле."
Просто Марк Александрович думает о человечестве лучше, чем сказано в Библии. ) Он полагает, что в Раю эти двое придурков просто зачарованно бродили по саду. А плодиться начали уже вне Рая - потому что им уже нечем было очаровываться, кроме друг дружки.
Бытие 2: " 23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. 24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть."
А так действительно процесс размножения начался уже вне Рая и шёл очень неспешно: " 1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, 2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. 3 Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. 4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей. 5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер."