Причины упадка буддизма в Индии

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 2 июн 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Я думаю, стоит сказать несколько слов о последних веках буддизма в Индии.
    Угасание его связано с несколькими процессами :
    первый из которых это движение бхакти, начатое в Южной Индии в 6 в.. считается, что в 8 в. буддизм здесь исчез. не уверен, что это применимо к тантрическому буддизму, есть упоминания от сиддхах из Южной Индии, которые можно отнести к 11 в.
    второй это "раджапутизация" - переход политической власти в Индии в руки касты раджапутов, сопровождающейся резким упрощением государственного устройства и возрастанием роли клановых связей. Есть основание полагать, что большинство раджапутских кланов это выходцы из эфталитских племён, занявших место древней варны кшатриев (и сочинивших себе соответсвующие родословные). Раджапуты в подавляющем большинстве выступали как завзятые традиционалисты и поборники кастовой системы. Процесс этот начался на западе Индии в 6 в. А в сер. 8 в. раджапуты возглавляемые династией Гуджаро-Пратихаров вступили в борьбу за всеиндийскую гегемонию.
    Третий - исламское наступление - в 711 г был завоёван Синд и превращён в базу для регулярных набегов. Уже в кон. 8 в. ими был уничтожен монастырь -университет в Валлабхи (в Гуджарате).
    Агрессивные антибуддийские настрояния всё более проявляются в брахманской среде. Если Гупты (4-нач. 6 в.) - индусскя императорская династия - относились к буддизму весьма лояльно, рассматривая Будду как аватара Вишну, то в 7 в. антибуддийские настрояния становятся господствующими - например бенгальский праитель Шашанка (нач. 7 в.0 приказал уничтожить дерево Боддхи на месте просветления Будды. На покровительствующего буддизму императора Харшу (пер. пол. 7 в.) брахманы устраивали покушения. После его смерти в 646 г. васть захватил министр-индус Арджуна - приказавший перебить присланную китайскую буддийскую миссию ( в итоге китайский посол бежал в Тибет, привёл оттуда интервентов , Арджуну схватили и вывезли в Китай).
    Изменяется международная обстановка - первая полоса неприятностей у буддизма была в пер. пол. - сер. 8 в.(захват мусульманами Средней Азии, недоброжелательность китайского имепратора Сюаньзуна, в сер. века временный антибуддийский переворот в Тибете). потом была вековая стабилизация и снова: 839 -842 гонения Лангдармы в Тибете , почти уничтоживше сангху, 845 антибуддийская секуляризация в Китае, 870 разгром мусульманами буддизма в долине Кабула и последующий индусский переворот в Гандхаре.

    Но тем не менее сказать, что буддизм в Индии в это время прозябал, нельзя.
     
    Последнее редактирование: 21 окт 2015
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Власть.

    В 8 в. важным центром буддизма становится Кашмир - именно туда перебрались учёные из Батрии/Тохаристана. Именно в это время Кашмир превращается в одно из сильнейших индийских государств. Царь Лалитатидья (724-60) известен как великий завоеватель, покоривший всю долину Ганга на востоке, Гандхару на западе, уддияну и Баотистан на севере. Он отправлял посольства в Китай (уже его отец получил там инвеституру).

    ок. 750 г. народ выбрал царём Бенгалии и Бихара Гопалу (есть сведения , что он был из вайшьев), основанная им династия Пала с центром в Бихаре (древнем сердце индийских империй) стала главным оплотом буддизма.

    После Лалитатидьи кашмирская империя распалась, хотя внук завоевателя - Винаядитья (779-810) снова покорил Канаудж (Доаб - центральную часть джамно-гангского междуречья) -это была бывшая столица Харши и за неё велась наиболее упорная борьба. в ней активно участвовал и царь Палы Дхармапал - временно он тоже распространил верховную власть на Доаб и Пенджаб.
    Ок. 810 г. им впервые овладели раджапуты - Пратихары.
    Девапал - царь Палы в пер. пол. 9 в. был одним из могущественнейших индийских правителей и не раз распространял свою власть на Доаб, Пенджаб, Ассам и др.
    Только с сер. 9 в. власть Палов стабилизировалась в Бенгалии и Бихаре (иногдя теряя их часть).
    В 9 же веке (860) , видимо, правители Кашмира окончательно склоняются к индуизму (буддизм, впрочем , гонениям не подвергался и дожил там до 14 в.).
    Династия Пала просуществовала до 1174 г., оставаясь верной буддизму.
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2015
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    интеллектуальные центры

    В Индии существовало 6 буддийских монастырей-университетов, к которым надо добавить университет Нава-Вихара в Тохаристане (до нач. 8 в. сарвастивада) и университет в Шривиджайе (Суматра) с которыми поддерживались регулярные свзи.

    1. университет в Валлабхи (Гуджарат). Основан в 425 г.В 7 в. здесь обучалось одновременно 6000 студентов, включая иностранных. Здесь преобладала пуггалавада-самматия (школа признающая реальность личности и отрицающая абхидхарму, к тантризму относилась резко отрицательно). Но преподавалось учение и прочих буддийских школ и 6 школ индусской философии, а также светские науки (политика, экономика, агрономия, право). после разгрома в кон. 8 в. университет смог оправится и просуществовал до мусульманского завоевания в 1200 г.

    остальные 5 были во владениях Палов

    2. Наланда. основан в пер. пол. 5 в. крупнейший университет Индии (7 в. - 10000 студентов, полторы тысячи преподавателей, 100 лекций в день, три крупные библиотеки, возможность изучения любых существующих в Индии наук и философий, обсерватория.). Здесь преобладала махаяна, прежде всего мадхъямака.
    [​IMG]
    в 7в. здесь обучался Дхармакирти - крупнейший теоретик логики школы йогачара, Бхававика представлял мадхъямаку-сватантрику, мадхъямаку-прасангаку.
    В 8 в.здесь жил Шантидева, мадхъямик, автор "Пути бодхисаттвы", сам признан реализованным бодхисаттвой.
    настоятель Шантаракшита (пер. пол 8 в.) вместе с приглашённым им Падмасамбхавой основатель тибетского буддизма (т.н. школы старых переводов" и и монастыря Самье)
    В 1193 г. уничтожен моджахедами Бхактияра Кхилджи, все монахи убиты.

    духовная жизнь региона проходила где-то между Наландой и таверной. где пьянствовали и гуляли оппозиционные сиддхи 8-)

    3.Одантапури в 6 км. от Наланды, основан при Гопале (вт. пол. 8 в.), 12 000 студентов. уничтожен вместе с Наландой.

    4. Викрамашила, основан в 800 г. Был центром изучения тантрического буддизма. Комплекс из 7 монастырей, с библиотекой в 9 млн. единиц хранения. 100-150 преподавателей. Самым знаменитым был Атиша (пер. пол. 11 в.) -возродивший тибетский буддизм - основатель школ "новых переводов" - т.е. всех тибетских школ кроме Ньигмапа (восходящей к Падмсамбхаве и эпохе экстравагантных оппозиционных сиддхов).
    В 1193 г. уничтожен вместе с Наландой.

    5. Сомапура. основан при Дэвапале (пер. пол. 9 в. ).
    крупнейший по размерам - площадь 85 га .

    Somapura-Mahavihara.jpg
    moinamuti.jpg 1024px-Paharpur_03.JPG img_4135-edited.jpg 89227737.jpg ruins_of_the_buddhist_vihara_at_paharpur__bangladesh__7_.jpg

    впервые разрушен ещё в 11 в. индусами из царства Ванга, затем восстановлен и просуществовал до мусульманского завоевания.

    6.Джагаддала, осн. кон. 11-нач. 12 в. изучался тантризм.

    вместе они составляли комплекс пяти махавихар. (те. самые "пять гор" которые послужили образцом для Японии ).
     
    Последнее редактирование: 3 ноя 2015
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Первый военный кризис - разрушение трёх махавихар приходится уже на 11 в. когда государство Пала временно было завоёвано соседним Калачури. Т.о. Атиша очнь вовремя успел передать традицию в тибетское убежище.
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    из жизнеописания махасиддхов:

    "
    Гхандхапа, приняв обеты Шри Наланды, не нарушал их. Когда он стал мастером в пяти искусствах, его влияние широко распространилось; истинный мастер, он работал на благо живых существ в любой местности.

    В то время царь Девапала благодаря своим заслугам принес стране невиданное процветание. Богатства его царства были неисчислимы: ему лично принадлежало 1 800 000 городов, 900 000 в Камари и 400 000 в Бенгале, и еще 3 100 000 платили ему налоги. Однажды мастер прибыл в Салипутру, столицу Девапалы. Там он просил подаяние и жил под деревом на голой земле.

    Девапала был набожен и всегда окружал себя объектами поклонения. Но однажды он сказал жене: "Все составное непостоянно, и все, что наполняет мир, полно страдания. Во всех этих вещах нет чего-то существенного. Чтобы продолжать править и жить вместе, как раньше, нам нужно накапливать заслуги для будущей жизни. Не будем искать в вещах того, чего в них нет, и станем теперь поклоняться достойному йогину. Правда, следует сделать так?"

    "Многие достойны уважения, - ответила жена царя, - но сейчас в нашем городе живет Арья, который превосходит всех. Он следует всем правилам монахов. Пошли ему провизию - восемьдесят четыре вида фруктов, соки и прочее. Замени ему свет лампы блеском драгоценностей и предложи все, чего обычно добиваются в царстве". "Да, пусть так и будет", - ответил царь. На следующий день он послал приближенных за монахом, но они вернулись ни с чем. Тогда царь сам отправился с ними. Вместе они поклонились мастеру, который спросил, зачем они пришли. " Моя вера нуждается в поддержке, и я хочу пригласить учителя, чтобы поклоняться ему", - сказал царь. " Я не поеду, - покачал головой Гхандхапа, - потому что царство и управление - неистинны". "Если вы не можете переехать насовсем, приезжайте хотя бы на год", - помолчав, стал настаивать царь. Но мастер вновь отказался.

    Так царь продолжал спрашивать: "На полгода?" "На три месяца?" "На месяц?" "На две недели?" Наконец он спросил: "На один только день?" На все это мастер отвечал: "Я не приеду, потому что твои поступки неистинны. Ты осуществляешь вредные и затемненные виды действий".

    Сорок дней Девапала пытался настоять на своем, но мастер так и не поехал. В гневе царь объявил, что кому удастся заставить монаха нарушить чистоту, тот получит половину царства и тонну золота. Одна умная женщина из квартала публичных домов решила взяться за это дело. Царь смерил её оценивающим взглядом. " Хорошо, - сказал он, - иди и делай. Но действуй искусно и энергично!"

    У женщины была дочь двенадцати лет, настолько прекрасная, что она даже не казалась девушкой из этого мира. У нее были совершенные черты лица, восхитительная фигура, мелодичный голос и очаровательная походка. Если бы солнце могло оценить ее, оно бы замерло на месте. Мать была уверена, что девушка сумеет заставить монаха вести себя иначе. Она велела дочери пойти к мастеру, принести подношение, поклониться и возвращаться. Проделав это десять дней подряд, девушка спросила: "Хочешь, я останусь с тобой на три летних месяца ?" Но мастер отказался.

    Целый месяц, снова и снова, девушка приходила с подношениями. Наконец, мастер глазами показал ей, чтобы она осталась. Присвистнув про себя, девушка решила приготовить праздничный ужин. "Красивая девушка, - думала она, - если захочет восемьдесят, получит сто". И еще она подумала: " Если вести себя умно, то можно соблазнить все пять континентов. Что мне монах! Хотя, пожалуй, я все же доведу дело до конца". Но когда ужин был готов, мастер сказал: "Пошли какого-нибудь парня принести мне еду. Это девушка не должна делать". "Я сделаю, как вы хотите", - ответила она, кусая губы.

    Еще два месяца только мужчины носили мастеру сахарную воду и рис. Потом мать нарядила дочь в прекрасные одежды, надела на нее лучшие драгоценности и в сопровождении слуг с подарками отправила ее к мастеру. Рядом с его жилищем девушка отослала слуг и одна постучалась в дверь.

    "А где остальные?" - спросил мастер. "У них не было времени, - ответила девушка, - но сейчас время есть у нас". Она продолжала стоять в дверях. Наконец мастер сказал: "Возвращайся!" Но тем временем небо затянули пятицветные облака и пошел дождь. Говоря, что она должна переждать, девушка задержалась ещё. Наконец село солнце.

    "Некому проводить меня, - сказала она. - Если плохие люди увидят этот наряд и украшения, они могут меня убить". Мастер ответил, что он не думает, что это случится. Но она пожаловалась, что боится темноты и попросилась спать в хижине. Благодаря энергиям, возникшим от такой близости, их тела соединились. Так они испытали все четыре pадости и вместе проснулись утром.

    На следующий день девушка не захотела возвращаться к матери, вместо этого она пошла просить подаяния на двоих. Они прожили вместе год, и у них родился сын.

    Тем временем царь все справлялся, как идут дела. И вот мать девушки сказала: " Ваше Величество может радоваться, Ваш приказ исполнен". "Прекрасно", - обрадовался Девапала и приказал в три дня разыскать монаха и его любовницу и доставить к нему.

    Мастер спросил подругу, уехать им, или остаться. "Если мы останемся, нас обвинят и скажут, что то, что мы делаем - грех, - ответила она. - Поедем, ведь мы можем быть счастливы и вдали от людей". И вот, взяв ребенка и бутылку вина, они отбыли. Однако прямо на дороге им встретился Девапала. Он окликнул их со спины слона, говоря: "Это что там такое в монашеской одежде? И что здесь за женщина?"

    "В монашеской одежде - ребенок и бутылка, - ответил Гхандхапа, - а женщина - моя жена". "Помнится мне, ты однажды сказал, что не выносишь присутствия грешника. А теперь, что же это! Как ты изменился! Ты и есть 'грешник'". "Там все было сделано на отлично, спроси у нее, - ответил мастер. - Меня не в чем упрекнуть".

    Царь не успокоился и продолжал выкрикивать обвинения, когда мастер вдруг бросил ребенка и бутылку на землю. Богиня земли была испугана и почва раскололась, выбросив кверху водяной фонтан. Подхваченный водой ребенок превратился в ваджру, а бутылка - в колокольчик. Мастер же предстал как Чакрасамвара, а его жена - как Ваджраварахи. Они появились в небе над царем и его свитой, в позе Яб-Юм - позе союза, держа колокольчик и ваджру.

    Царь и приближенные склонились перед мастером, прося защиты, но он не выходил из самадхи ваджрного гнева и поток набирал силу. Когда все уже тонули, по счастью, появился Авалокитешвара и, наступив на расселину, остановил наводнение. Девапала и прочие были спасены и вновь подошли к учителю извиняться. Мастер произнес ХУНГ, и вода исчезла. Каменный образ Авалокитешвары существует там до сих пор и из-под ступни его бежит небольшой ручей. Учитель же дал Девапале и прочим такие наставления:

    Как одно вещество
    способно действовать по разному,
    становясь то лекарством, то ядом,
    так же и здесь.
    Понимая это, мастера не отвергают никакого опыта,
    но не мастера вынуждены делать иначе
    и бродят в сансаре, бедные совеpшенством.

    Царь и его люди прекратили обвинять монаха. В них проснулась уверенность, и бесчисленные живые существа были приведены на путь Дхармы. Учитель стал известен под именем Гхандхапа, и его слава распространилась в десяти направлениях.

    Поведение же женщины в этой жизни не затемняет того, что она была ученицей мастера в шести предыдущих существованиях. Учитель, исключив из природы Дхармы все дуальное или связанное с концепциями, полностью завершил путь Будды. А женщина и ребенок очистили свою природу путем почитания мастера. И затем, наделенные всеми совершенными качествами, мастер Гхандхапа и его подруга в своих телах ушли в ясный свет."
     
    La Mecha и list нравится это.
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    "
    "Майтрипа, последний из мастеров дальней линии, родился в 1007 году нашей эры. Хотя его семья была браминской (принадлежала к касте брахманов), он еще в юности стал изучать Учение Будды. Его первым Учителем был Наропа, давший ему абхишеку Чакрасамвары и Хеваджры и сказавший ему найти супругу для практики в Ваджраяне. Однако в то время Майтрипа отверг совет Наропы и отдал предпочтение философским штудиям. Вскоре после этого он получил посвящение бхикшу от Шантипы из [монастыря] Викрамашилы, получив имя Майтри в честь Бодхисаттвы Майтреи. На протяжении лет, проведённых Майтрипой в Викрамашиле, там учил великий Атиша.

    Майтрипа практиковал медитацию Ваджрайогини, но, к несчастью, употребление алкоголя как священного средства для этой медитации привело к спорам с остальными монахами. Внимание Атиши было привлечено к этому, и он выгнал Майтрипу за нарушение правил Винаи (санскр. vinaya – свод правил поведения для монахов). После своего исключения Майтрипа проявил себя как сиддха, поплыв по поверхности Ганга, сидя на своей подстилке для медитации. Монахи были поражены благоговейным страхом и просили его остаться, но он отказался.

    Некоторое время спустя Майтрипа получил указание от Бодхисаттвы Авалокитешвары отправиться в путешествие по южной Индии, где он должен был встретиться с предопределенным ему Учителем Сабарой (Шавари).

    Во время первой встречи Сабара появился как свинопас, сопровождаемый двумя женщинами, и Майтрипа оказался не в состоянии распознать это появление как обретение гуру. Во время второй встречи Сабара появился перед ним в лесу в виде охотника на вепря и, вооружённый луком и стрелой, произнёс следующие стихи:

    В лесу трех областей Сансары
    Блуждает вепрь неведения.
    Я выпустил стрелу самоосвобождённой мудрости
    И убил вепря Неведения,
    И поглотил плоть Недвойственности.
    Затем Сабара исчез, чтобы вновь появиться в форме мудреца, и сказал Майтрипе: "Нерождённое не умирает". При звуке этих слов все сомнения и колебания Майтрипы были разрушены. Затем образ Сабары постепенно растворился в пространстве. Впоследствии с фразой: "Когда слова гуру входят в сердце, реальное видится так ясно, как сокровище в руке", – Сабара дал Майтрипе передачу Махамудры. Он предсказал, что Майтрипа обретёт в конце концов высшее достижение Просветления через благословение Ваджрайогини. Майтрипа передал линию Махамудры Марпе Лоцаве, но он также имел множество других учеников, таких, как Ваджрапани, которому он также передал Махамудру, и кашмирский ученый Анандакирти, получивший передачу Уттаратантра-шастры Майтреи"."



    "
    Сараха, сын дакини, родился в семье брахмана в городе Роли, в Раджни, на востоке Индии. Получив классическое образование, он обратился к учению Будды, и, прослушав многих учителей, пришел к Тантре. Днем он практиковал Индуизм, по ночам занимался Буддизмом. Еще он пил.

    Когда брахманы узнали об этом, они отправились к царю Ратнапале и сказали ему: "Ты царь здесь. Разве пристало тебе поощрять религию со столь дурной репутацией, как Буддизм? И к тому же: пусть "лучник" Сараха даже занимает высокое положение, все равно он запятнал себя пьянством и должен быть изгнан".

    Царь совсем не хотел изгонять человека, под управлением которого находились пятьдесят тысяч мелких хозяйств. Он направился к Сарахе и сказал ему: "Ты - брахман, тебе вовсе не пристало пить вино". "Я и не пью, - ответил Сараха. - Собери сюда всех этихбрахманов, и я поклянусь тебе".Когда все собрались, Сараха сказал: "Если я пил, пусть моя рука сгорит. Если же нет, пусть она останется целой".Он положил руку в кипящее масло, и она не сгорела. "Видите, он не пьет",- сказал царь. "Пьет, пьет!" - настаивали брахманы.

    Сараха повторил клятву и выпил расплавленную медь. "Нет, он пьяница",- твердили брахманы. Тогда Сараха сказал: " Давайте так: кто пойдет по воде и утонет, тот пьет, а кто не утонет, тот не пьет".И они с еще одним брахманом вошли в воду, и тот начал тонуть, а Сараха - нет, и все согласились, что Сараха - трезвенник.

    Потом Сараху стали взвешивать. "Кто тяжелый, тот не пьет",- сказал он. Брахманы положили на весы три стальные гири в вес человека каждая, и все равно Сараха перевесил. Он был тяжелее даже шести гирь. Наконец царь сказал: "Если даже кто-либо пьет и обладает такой энергией, пусть пьет".

    Царь и брахманы поклонились Сарахе и попросили у него наставления. Сараха согласился и пропел три цикла песен "Доха". После этого брахманы отказались от своих взглядов и стали буддистами, а царь и окружавшие его обрели сиддхи.

    Позже Сараха женился на пятнадцатилетней служанке и, бросив свое имущество, отправился странствовать. Он остановился в малолюдном месте и практиковал Дхарму, а его девушка ходила по округе, прося подаяние. Однажды он попросил приготовить ему что-нибудь из редиса. Жена полила редис сметаной и подала ему, но он сидел в медитации, и она не стала его беспокоить.

    Сараха пробыл в медитации двенадцать лет. Наконец, очнувшись, он спросил: "А где же редиска?" Девушка сказала: "Как я могла сохранить ее? Сейчас весна, овощи еще не выросли". Сараха, помолчав, сказал: "Я отправляюсь в горы". "Одинокое тело не дает уединения, - ответила девушка, - лучшее уединение - в уме, когда он далек от идей и концепций. Ты медитировал двенадцать лет, и мысль о редиске оставалась в тебе. Что хорошего ты найдешь в своих горах ?" "Это правда", - подумал Сараха. С этого времени он старался растворить концепции и привычные мысли в естественном свете ума.

    Обратившись к опыту прямого освоения природы ума, Сараха обрел сиддхи Махамудры и оправдал надежды всех живых существ. Он и его подруга вместе ушли в ясный свет."
     
    La Mecha нравится это.
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Индия менялась. То что мы считает чисто-индийскими - кастовый строй, пуранический индуизм, сати и т.д. это то что сложилось в основном в 7-10 вв.
    А том как менялся интеллектуальный мейнстрим можно судить по тому, что в нач. 9 в. Шанкара с его адвайта-ведантой считался цитаделью ортодоксии, а в 12 в. Рамануджа обвиняет его учение в том, что это плохо замаскированный буддизм. В 13 в. на смену адвайте в качестве мейнстрима приходит чисто теистическая двайта.

    Видимо это объясняет, почему после уничтожения буддийской интеллектуальной элиты её бывшая паства предпочла ислам индуизму....
     
    Последнее редактирование: 3 ноя 2015
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    поэзия

    Чарья -гити (тантрическая поэзия 11-12 вв._


    17 Тыква-солнце; струною луна послужила;
    Зазвучала, запела великая жила.
    Несравненная лютня запела нежнее:
    Пустота многострунная чутким слышнее.
    В раздвоении гласные вторят согласным;
    Лучший слон[339] восхищен единеньем прекрасным.
    И поют, осчастливлены дланью нетленной,
    Тридцать две драгоценных струны во вселенной.
    Пляшет йог, неустанно богине внимая,
    Но трудна Просветленному пляска такая.


    19 Бытие и нирвана, как два тамбурина;
    Дух с душою — кимвалы в руках властелина.
    Бубнам бить, ликованью в сердцах не кончаться;
    Канха с Неприкасаемой вышел венчаться.
    В этом браке свое распознал он рожденье,
    Потому что приданое — освобожденье.
    Возвещает любовь, и любовь знаменует:
    Тьма ночная навеки в объятьях минует.
    Ею, Неприкасаемой, вознагражденный,
    Восприемлет он смысл, до рожденья врожденный.


    21 Ночью мышь залезает высоко-высоко.[342]
    Хочет мышь полизать сокровенного сока.
    Мышь — дыханье твое. Ты убийца дыханья,
    Чтобы впредь не сновать ему средь мирозданья.
    Повредив самому существу и основе,
    Мышь-дыханье грозит нашей сладостной нови.
    Мышь во мраке чернеет, ночами незрима,
    В небесах мельтешит, вожделеньем гонима.
    Умертви грызуна, покорись наставленью,
    И навеки положишь конец вожделенью.
    Усмири грызуна ради вечной основы,
    И навеки спадут вековые оковы.

    22 [343]Бытие и нирвана — заманчивый морок.
    Ты в тенетах своих же! Так разве ты зорок?
    Мы навеки затеряны в непостижимом;
    Умирая, рождаемся в неудержимом.
    Жизнь и смерть лишены различительных знаков.
    Для живого и мертвого путь одинаков.
    Если смерти боишься ты, бойся рожденья!
    Может быть, заклинанья сильней наважденья?
    В этом мире подлунном и в мире небесном,[344]
    Постарев, умирают в обличье телесном.
    Жизнь к рожденью ведет или к жизни рожденье?[345]
    Перед этим вопросом бессильно сужденье.


    31 [346]Исчезает сознание, дух исчезает;
    Затерявшись в неведомом, «я» ускользает.
    Бубном будит прозренье немые просторы;
    Аджадева парит безо всякой опоры.
    Серебрится луна, приподняв покрывало.
    С ней сознанье, лишенное чувства, совпало.
    Наконец, пересилив природу людскую,
    Овладев пустотой, в пустоте торжествую.
    Так, не ведая больше ни страха, ни гнева,
    Навсегда бытие превозмог Аджадева.


    40 Человеческий разум коснеет в ничтожном,
    И спасения нет в благочестии ложном.
    Не для разума смысл, до рожденья врожденный,
    Несказанным от суетных чувств огражденный.
    Смысла нет в поученье твоем неустанном.
    Так зачем же беседовать о несказанном?
    Обесценено ложью любое реченье.
    Взял глухого немой на свое попеченье.
    Чем богат Победитель[349], проникнутый светом?
    Лишь глухому немой повествует об этом.


    45 Разрастается древо-сознанье годами.
    Ветви — чувства. Желанья зову я плодами.
    Крепок ствол, нашим благом и горем взращенный,
    Так что может срубить его лишь просвещенный.
    Утомляется тот, кто рубил неумело,
    И бросает, глупец, непосильное дело.
    Кроме неба, топор никакой не пригоден.
    Беспредельный покров пустоты превосходен.
    Наилучший топор — многомудрое слово.
    Лишь бы только не выросло дерево снова!
     
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    С чем связаны такие изменения? Это же в некотором смысле деградация?
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Светская санскритская поэзия из антологии "Субхашита-ратнакоша" составленной в пер. пол. 12 в. Видьякара - учёным монахом монастрыря Джагаддала. (надо сказать, от других индийских антологий, с их любовной и бхактийской темой, отличается разительно)

     
    La Mecha и list нравится это.
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Ну что можно на это сказать? векторы бывают разнонаправленными, и движение может быть направлено к разным целям )
    Европейское раннее средневековье по отношению к античности тоже было "в некоторм роде деградацией" )
    В Индии с 4 в. (на западе) и особенно с 6 в. (на востоке) тоже, например, наблюдался процесс дезурбанизации. В 7 в. перестала чеканится монета и т.д. )

    В целом мейнстримом стали "традиционные ценности", а сутью религии освящение быта. на смену разуму пришли чувства )
     
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    искусство.

    центральная Индия. 8 в.

    8 в мадхья-прадешThe_Buddhist_Goddess_Shyama_Tara__(base).jpg


    Пала

    9-10 вв.

    пала 10в07642a0941b4c72af16a370472a6f751.jpg
    9-10 пала86a999430f645d1a8a1ce2b7ca4287c8.jpg
    10в пала тара0bb6a1ba45936c07bb9e901bdf549f2f.jpg (это Тара)


    Bihar,_epoca_pala-sena,_bodhisattva_avalokitesvara-lokanatha,_ix_sec.JPG

    бихар 10-11 в авалоe004499d53b0ff14b8f8ad91ee55b78e.jpg

    бихар 9-10 вb9ffd90f73c9a52263c712769eefd244.jpg


    11-12 вв.

    10-12 бихарcddc6ac16af1f25990bb39d4ac31af1e.jpg

    11-12в палаb49991d2fd3b64bb1f86d4c09c8b3431.jpg

    12в640px-WLA_vanda_Gautama_Buddha.jpg

    бихар 11в4de746f4c029293836feb04ff11df351.jpg
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2015
    La Mecha нравится это.
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    кон. 11-12 в.

    бихар 12вa6f44a5eee968b74eaafdd14fe2009de.jpg бихар 12вe8e1460b675d927f3402f23bca8cf192.jpg бихар 12вe9467d285589772f2f64f5159edc16b5.jpg
    кон. 11-12 сев индия5db909c7f7e9654966f034eec96462ab.jpg пала 11в манджушри06265ccf3739e02be3145e4d5415f497.jpg пала 12вd19dba3069dbf8e108f64922503c2d21.jpg пала89fa5f602819efbccc9f31710309e26b.jpg пала 12в354c5ead438f50cdcbf98522f7793752.jpg

    11-12.jpg

    12 dвекe4b3a94ddc3a932513f99359f8c50a0e.jpg

    art_pala2  11-12d.jpg

    art_pala3 11-12d.jpg

    12d Goddess,_and_the_Goddess_Mahapratisara,_Two_Folios_from_a_Pancharaksha.jpg

    12dtA_Goddess,_and_the_Goddess_Mahapratisara,_Two_Folios_from_a_Pancharaksha_.jpg

    12 амида32faa0335b8caae873c6ef77f3e37978.jpg
     
    Последнее редактирование: 17 ноя 2015
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Кашмир

    8-9 вв.

    8-9 кашмир03416e23d29c7289e736d0cc01c90db0.jpg 8в кашмир6a61a7473d1c39f06a5e80e4be59e0a7.jpg 9в кашмир7f3682c5cfd8696aba1d44d08d245949.jpg

    кашмир 8в ваджрапани48aaaa3ade4e02df652f28fb03f07dd1.jpg

    8-9в кашмирde9f2410290aa6c19fa1c3c45a55af56.jpg


    9 в кашмир42d2f680cf5785aabd32136e851242db.jpg 9в кашмирa7c7dbb366a244d45a73a2a7a9270343.jpg кашмир 8в4e0e01e26d21a6eb7f4c968a8786b6b2.jpg
     
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    10-11 вв

    10в кашмир50c69950268299fe2daa3a05b8357477.jpg




    10в кашмир84f592ca479c8bc328a4d9cd05a957e8.jpg




    11в кашмирc4b9ba9db8757097e18018179b55f8e1.jpg кашмир 10-11вbe4d749b40a70a65cb25e649ea01d7f9.jpg




    кашмир 10вeaad162c4e6eb670fcbccdeb6c906f71.jpg кашмир 1000 авало62c5cbc29a6aea05de3c64fd684af59a.jpg кашмир 10в8c7b8f8cd4109ec30ff6cf3805743b29.jpg


    кашмир 11в8f5f0dedd7fbd03591f83d81ef297d18.jpg


    Ладакх. 11 в.
    Green_Tara__Alci_monastery,_Ladakh,_he_11th_century.jpg

    11 в ладакхAlchichorten3.jpg
     
    Последнее редактирование: 3 ноя 2015
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Для сравнений Западный Тибет (11-13 вв.)

    11в ладакх20ac625ae88f9df98c8dbf7fff762e68.jpg 11в ладакхa35dcb8fe766384b6ce20f8bf03ecd0b.jpg зап тибет 11 в8ab8f7e452bdd0670cdb2a8c7a9ec93e.jpg






    12в звап тибетc87262ddd921fa4a012884f4c0bc550c.jpg (отличить от Вишну сложно)




    12в кашмир-зап тибет8527cb6c4fa94cc10149c5742e7490c9.jpg




    12в.jpg


    245414_1295973397rRR9.jpg

    245414_1295973400FhF9.jpg



    245414_1295973405R466.jpg 245414_1295973477Uvz7.jpg


    245414_1295973426Dp33.jpg


    245414_1295974055WPoA.jpg


    245414_12959734118nwz.jpg 245414_12959735170Qi1.jpg


    245414_129597342210LZ.jpg
     
    Последнее редактирование: 22 сен 2015
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Тибет 11-13 вв.

    11в тибет04a82c6a3ba1a7d1549d7169bd7d41df.jpg


    тибет 1000 гb5e6a4c666a39ffbeaea82c1caf0dc63.jpg

    11в тибетcafdd18410dc48d45e74a843a45bc1c8.jpg 11в центр тибет5d34ab1cb2791a22772ca7c2d7f8d619.jpg




    13 в тибет0f659a0d7788a7016802950e031f05a0.jpg


    тибет 12в марпаc57a1521ba457c5409ff75ae8bbdf4aa.jpg




    тибет 13в942b2e005ae7ae07a6157055f1869ade.jpg
     
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Любопытная статья





     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Это 16 век
     
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Заметим также , что до конца 13 в. буддийской страной продолжал оставаться Непал. И окончательно буддизм там так и не исчез.
     
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Непал.

    10-12вв

    нпал 10в8c8d74f3cd3be492b297c17b8f6bba23.jpg нкеал 10вab84c2f9010144df483e70a326a24386.jpg

    непал 12-13d1c76a36a9e2023a851d034753ef5f9d.jpg

    12d бодхис1f681c8743092cece5c9b37c7987c1bb.jpg

    10в нпал42f59a474c1bb8164e7ca1a0e6059fa1.jpg

    11 падмапани7a9fd738aa8afa55362ff0cb539a218d.jpg 11 падмапаниe377ae5f1a2193200dafdc6f88ba133a.jpg
    (бодхисаттва Падмапани)

    13 в.

    непал 13вca1521c1e2d7ee4188bc578805858bf0.jpg

    непал 12-13в313259059eccc99df6d4c4495c14e638.jpg непал 13в59732b91130e03d41369f855a9ddf664.jpg
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 7 ноя 2015
  23. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Взгляд индийского мыслителя (С. Радхакришнан. Индийская философия, т. 1):
     
    Glenn нравится это.
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    непальские манускрипты 12 в.


    12Folios_from_a_Gandavyuha_(The_Structure_of_the_World)_LACMA_M.71.1.1a-f.jpg 12Manuscript_Cover_with_Avalokiteshvara,_back.jpg 12Manuscript_Cover_with_Avalokiteshvara,_front.jpg 12Pair_of_Manuscript_Covers_with_Buddhist_Scenes,_1.jpg 12Pair_of_Manuscript_Covers_with_Buddhist_Scenes,_2.jpg

    12Scenes_from_the_Life_of_Buddha_Shakyamuni,_.jpg

    12Scenes_from_the_Life_of_Buddha_.jpg 12Scenes_from_the_Life_of_Buddha_Shakya.jpg 12Scenes_from_the_Life_of_Buddha_Shakyamuni,_C.jpg 12Scenes_from_the_Life_of_Buddha_Shakyamuni,_C0).jpg

    12Chakrasamvara_Mandala.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Интересный текст о путешествии тибетского паломника по Индии в 13 веке (1229-41)

    турушки это тюрки -мусульмане
     
    Последнее редактирование: 7 дек 2015
    list нравится это.

Поделиться этой страницей