Происхождение суфизма

Тема в разделе "Ислам и суфизм", создана пользователем plot, 14 апр 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Интересную версию происхождения суфизма даёт кутб ордена Ниматуллахи Джавад Нурбахш в статье "Принципы суфизма": по его словам, суфизм берёт начало из Ирана, из доисламской традиции джаванмарди. Он также увязывает суфийскую традицию с Хосровом Ануширваном. Когда арабы вторглись в Иран, джаванмардан приняли ислам.
    Тасаввуф, путь суфия, практически повторяет кодекс джаванмарди. Далее эта традиция распространилась на Ирак, Сирию и Арабский полуостров. В Ираке под давлением исламского духовенства суфии вынуждены были принять аскетические методы и так родилась "рационалистическая" ветвь суфизма, в то время как изначально, от джаванмарди, основой суфизма была только любовь. Такой суфизм называют "суфизмом любви". Постепенно появились и другие разновидности суфизма. В статье д-р Нурбахш это рассказывает, конечно, более подробно.
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    "В этом контексте, демонстрируя симпатию Шамса к джаванмарди, Гольпинарли цитирует утверждение самого Шамса из Макалат о том, что доблесть (фу-тувват) нисходит по линии пророков к Аврааму и в конечном счете к Али — основателю как суфийской цепи духовной преемственности, так и традиции доблести в исламе" . :)
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну а как же - непременно к Али! Ты можешь себе вообразить чтобы они говорили иначе?
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Просто , как минимум, нуждается в доказательствах само отношение джаванмарди не только к суфизму, но и к какой-либо духовной традиции, или даже к какой -либо организации. потому что само понятие не что иное как просто "молодечество".
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да, нуждается. Просто д-р Нурбахш это озвучил не как историк (а он и не историк), а, как я понимаю, в качестве унаследованной в ордене легенды.
    Они говорят, что скорее - "рыцарство".
    —— добавлено: 15 апр 2012 в 01:57 ——
     
  6. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Дилетантский вопрос - как здесь понимать "доблесть" (у меня почему-то ассоциируется в основном с воинской), и про духовную преемственность, возводимую именно к Али, почему именно к нему? Для духовной преемственности, как мне кажется, нужно чтобы первоначальное звено располагало каким-то собственным (не принятым, например, от Мохаммеда) духовным импульсом, поэтому можно себя спросить, каким, по мнению суфиев, был духовный импульс, принятый ими у Али.
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Али ибн Абу Талиб, который был двоюродным братом, зятем и сподвижником Мохаммада, считается первым суфием, согласно канону. Это аргументировалось с помощью определённых мест из писаний. Думается, такая апелляция делалась прежде всего для легитимизации суфизма в исламском мире.
    ...
    А в целом, персидские суфии, "суфии любви" считают себя представителями аутентичной традиции, тогда как другие ордена - искажениями этой традиции, большими или меньшими. Тут, конечно, есть о чём поспорить. У меня, например, сложилось скорее впечатление, что в исламском мире примерно одновременно возникло несколько очагов, выбивавшихся из "нормы". Впоследствии эти очаги взаимодействовали друг с другом, взаимопроникали и т.д.
     
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    скорее интерпретацию легенды
    Да, но в значении более близком к украинскому "лыцарству". "Удальцы" в спектре от "благородный витязь" до "удалой разбойник"
    Али в шиизме фигура по меньшей мере равная Мухаммеду, а в радикальных движениях он величайший из пророков, вплоть до боговоплощения.
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    У удалых разбойников разве был кодекс, схожий с джаванмардийским? Мне показалось, что джаванмарди скорее схожи (не по истории образования и социальной роли, а по характеру) с хваранами, может быть.
    Да, внимания ему уделяется как минимум не меньше чем Мухаммеду.
    —— добавлено: 15 апр 2012 в 11:21 ——
    Джаванмарди ведь идут от Хосрова Ануширвана?
    —— добавлено: 15 апр 2012 в 11:21 ——
    Если так, то их сходство с хваранами становится ещё заметнее.
     
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    вот из трактата 11 в. Кабус-намэ:
    Но знай, о сын, что мудрецы изготовили фигуру из человечности и разума, на словах воплощённую.
    У этой фигуры было тело, жизнь, чувство и духовные свойства, как человечность. Сказали они: тело этой фигуры — джаванмарди, жизнь ее — правдивость, молодость её — мудрость, духовная сущность — свойства. Та группа, которой в удел досталось тело, это — аййары, и воины, и люди базара, которым дали прозвание джаванмарди. Та часть, которой достались тело и жизнь,— обладатели внешних знаний и нищие — суфии, которых люди называют познавшими и смирив шимися. Та часть, которой достались и тело, и жизнь, и чувства,— мудрецы, и пророки, и святые, которых люди считают самыми мудрыми. Та же часть, которой достались и тело, и жизнь, и свойства,— это ангелы, а среди людей — посланники.
    Итак, те люди, которым в удел досталась джаванмарди, связаны с этой группой, если знать истинную связь. Как говорят: основа джаванмарди — три вещи: первое — что говоришь, то и делай; второе — не поступай против правды; третье — будь терпелив. Ибо всякое свойство, имеющее отношение к джаванмарди, покоится на этих трёх вещах.
    Итак, о сын, если это тебе трудно, я разделю эти три свойства по этим группам и выявлю основу и меру каждого из них, дабы ты знал.
    Раздел. Знай, что благороднейший аййар — тот, у которого несколько добродетелей: то, что он смел и мужествен, терпелив во всяком деле, держит обещания, целомудрен, чистосердечен, никому не причиняет вреда, допускает вред себе ради выгоды друзей своих, на пленников не посягает, нищих одаряет, злых удерживает от злых дел, говорит правду, правдивое слушает, воздаёт должное, за тем столом, где ел хлеб, зла не творит, за добро злом не отплачивает, ведёт добрые речи, в беде видит благо. Если присмотришься, то все это восходит к трём вещам, которые я помянул, как передают в рассказе.
    Рассказ. Слыхал я, что однажды в Кухистане сидела компания аййаров. Вошел какой-то человек, сказал селам и молвил: «Я гонец от аййаров Мерва. Они прислали вам привет и говорят: в Кухистане есть такие-то и такие-то аййары. Один из нас придет к вам. Есть у нас вопрос. Если вы на тот вопрос дадите пра вильный ответ, который нас удовлетворит, мы при знаем ваше старшинство, а если правильного ответа не дадите, старшинство — наше». Ответили: «Говори». Сказал: «Пусть скажут, что такое благородство и что такое неблагородство и в чем разница между благородством и неблагородством. И если аййар будет сидеть на дороге и пройдет мимо него человек, а немного спустя, следом за ним, пройдёт другой человек с мечом, собираясь убить того, и спросит аййара, проходил ли здесь та кой-то человек, какой ответ должен дать аййар? Если скажет, будет донос, если не скажет, будет ложь, а и то и другое аййарам неуместно». Когда услышали аййары Кухистана этот вопрос, поглядели они друг на друга. Был среди них один человек по имени Фазль Хамадани. Он встал и сказал: «Я отвечу». Сказали: «Говори!». Молвил: «Основа благородства — в том, чтобы делать то, что говоришь.
    А разница между благородством и неблагородством та, что ты терпишь. А ответ аййара таков, что он отодвинется на один шаг в сторону от того места, где сидел, и скажет: с тех пор что я здесь сижу, никто не проходил; тогда он скажет правду».
    А если ты будешь знать эти речи, тебе станет ясно, что такое благородство.
    Свойство воинов. Так, это благородство, о котором мы упомянули у аййаров, воинам тоже обяза тельно поступать этим же образом, но еще полнее. Ибо воинское звание — это более совершенное аййарство. Но у воина к этому должны еще приба виться велико душие, гостеприимство, щедрость, благодарность, чи стота одежды и хорошее вооружение. Но пристрастие к женщинам, себялюбие, готовность служить и занос чивость у воина — добродетель, а для аййара — порок. Благородство людей базара тоже имеет свои условия, но об этом мы уже говорили в главе о ремесленниках"


    об аййарах: "Нишапур и вообще весь юго-западный Хорасан отличались большой активностью аййаров. Туе славился аййарами также, как Самарканд бумагой или Мерв тканями (Ибн Фундук, с. 28). Во всех случакх аййары упоминаются как часть городского населения, как неприятный, но законный слой горожан. Назвать их разбойниками никак нельзя. Только в одном случае аййары несомненно упоминаются как разбойники. В дипломе, выданном шихне Джувейна, говорится: «Повелевается . . . злоумышленников и преступников, особенно те сборища [джамасат], которые бродят в горах под именем и с обычаями аййаров, а также луров и воров, от которых мусульмане терпят беспокойство и ущерб, из той области полностью изгнать» (Мунтаджаб ад-дин, с. 61). Однако здесь мы, видимо, имеем дело с несколько иным явлением, связанным с условиями Сиджистана.

    Об аййарах в Средней Азии исторические источники не сохранили почти никаких сведений. Если не считать слов ал-Мукаддаси, что все жители Нисы из-за междоусобия стали аййарами, из которых трудно уяснить, в каком смысле употреблено это понятие, у нас есть только одно упоминание аййаров в Средней Азии после середины X в. Оно связано с рассказом ал-Утби о вторичном вступлении ал-Мунтасира в Самарканд весной 1004 г.: «И помог ему [человек], известный под именем Ибн Аламдар, раис молодцов [фитйан] Самарканда» (I, с. 341.) В этих «молодцах» (или «юношах») скорее всего можно видеть аййаров; близость понятий « аййар » и «фата» подтверждается некоторыми источниками.

    Отсутствие сведений об аййарах в Мавераннахре объясняется, конечно, не тем, что их там не было, а малым количеством повествовательных исторических источников. О том, что аййары играли значительную роль в крупных городах Мавераннахра, убедительно свидетельствует существование топонима «башня ацйаров» в Бухаре и Самарканде (Мусин ал-Фукара, с. 66; Сухарева, 1958, с. 51; Ибн ал-Асир, X. с. ИЗ).

    Для понимания того, кто такие аййары, огромное значение имеет «Роман об Абу Муслиме», произведение не историческое, но зато необычайно ярко передающее обстановку в Мерве в XI—XII вв., главными героями которого после Абу Муслима являются мервские аййары.

    С одной стороны, слово « аййар » употребляется почти как синоним «ночной вор». Так, Наср б. Сейяр говорит об Абу Муслиме, что он занимался «аййарством и ночными кражами [шабрави]» (Тартуси, л. 251а). В другом месте он называет сторонников Абу Муслима (а наиболее отважные из них —аййары): «. . . эта кучка базарных ночных воров» (там же, л. 2626). Но это не просто брань врага, сам автор, явно симпатизирующий аййарам, нередко употребляет слова « аййар » и «аййари» в паре с «шабрав» (ночной вор) или «шабрави» (там же, л. 44а, 69а, 716, 85а, 105а, 1116, 112а, 1156, 172а, 189а). Одни и те же лица называются то аййар , то шабрав. Один из главных героев, аййар Абу Наср, носит прозвище Шабрав (там же, л. 44а, 446, 52а, 57а и далее очень часто). О другом аййаре говорится, что он «много воровал» (там же, л. 2236)."
     
  11. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Насчет этого я в курсе, просто речь шла об основателе духовной преемственности, а для этого человек вроде как должен внести какой-то самостоятельный вклад в духовную (а неплохо бы и в концептуальную) копилку человечества, так сказать. Именно этот аспект меня и заинтересовал, я, конечно, с историей ислама знаком очень поверхностно, но мне как-то пока не удалось обнаружить того вклада, к которому можно было бы привязать столь заметную традицию (суфизм). Мне показалось, что Али скорее отличился по части ратных подвигов. Поправьте, если что.
    Вот мне тоже так показалось, при поверхностном ознакомлении. Хотя вполне допускаю, что такое мнение может быть ошибочным. Что-то навроде родословных Иисуса в Евангелиях.
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Максим, очень интересный отрывок.
     
  13. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    У запорожских "лыцарей" был свой кодекс, представления о "чести" имелись и у других казаков. Что не мешало им нередко действовать совершенно неотличимым от разбойничанья образом.
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Из книги А.Шиммель "Мир исламского мистицизма":
    Два последних абзаца особенно.
    Вообще здесь интересно.
     
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Отсюда.
    Рыцарство - футувва, также фитйан (ед.ч. фата).
    Персидский эквивалент - джаванмард.

    Футувва - "добродетель", "мужественность". Мистико-социальное движение.


    Футувва были связаны с Абд ал-Кадиром ас-Сухраварди (ум.1168), основателем ордена Сухраварди.


    А.Шиммель. Там же. С.195

    Кушайри в своем Рисала пишет о футувва:

    * * *

    В известном труде Г.Э. Грюнебаума "Классический ислам" упоминаются контакты суфиев и рыцарей.

    http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20021217044947546

    * * *


    http://www.sufism.ru/orden/djnurbahsh.htm

    * * *

    О влиянии футувва на формирование европейского рыцарства и куртуазного поведения (трубадуры, миннезингеры):

    "Суфизм и западная культура".
    http://www.sufism.ru/orden/sufiwest.htm
    ****
    Futuwwa: A Sufi Tradition of Spiritual Chivalry

    In the peaceful spirit of classical Islam, Sufism has stressed a tradition of spiritual chivalry (futuwwa) and courtesy (adab) toward others. These quotations are from classical Sufi teachers, cited by Abu 'l-Qasim al-Qushayri:

    The spiritual warrior is he who has no enemy.
    - Abu Bakr al-Warraq

    Spiritual chivalry means that native and foreigner are the same to you.
    - Muhammad ibn Ali al-Tirmidihi

    A Sufi was asked, "What is spiritual chivalry?" He said, "That it makes not difference whether a saint or an unbeliever is eating with you."

    The essence of futuwwa - noble, generous, and honorable conduct - is that the servant should always be working for the sake of something other than himself.
    - Abu 'l-Qasim al-Qushayri

    Spiritual chivalry means to restrain yourself from causing trouble while giving freely.
    - Junyad

    http://www.sufistudies.net/world-community/
    Перевод:
    Футувва: Суфийская традиция духовного рыцарства.

    Согласно миролюбивому духу классического ислама, в суфизме уделяется особое внимание (придается значение) традиции духовного рыцарства (футувва) и соблюдению этикета (адаб) в отношениях с другими людьми. Ниже приводятся высказывания классических суфийских учителей, цитируемые Абу ль-Касимом аль-Кушайри:

    Духовный воин тот, кто не имеет врагов.
    Абу Бакр аль-Варрак

    Духовное рыцарство означает, что ты одинаково принимаешь и своих и чужих.
    Мухаммад ибн Али аль-Тирмиди

    Суфия спросили: "Что такое духовное рыцарство?". Он ответил: "Это значит, что тебе неважно, разделяешь ли ты трапезу со святым или с неверным."

    Сущность футувва - проявления благородства, щедрости и великодушия - заключается в служении другому, а не себе.
    Абу ль-Касим аль-Кушайри

    Духовное рыцарсто заключается в том, чтобы воздерживаться от причинения вреда ((или беспокойства:) и не сдерживаться в проявлении щедрости.
    Джунайд
     

Поделиться этой страницей