1. TopicStarter Overlay
    Александр Поляков

    Александр Поляков Гость

    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    9
    В связи с предложением в число "всех святых", ихже память православные скоро будут праздновать, включить и нехристианских святых, я написал следующий текст, который следует воспринимать как приглашение к дискуссии.

    Против стирания границ,
    или Чем нас не устраивают нехристианские святые?


    Даже при самом толерантном отношении к др. религиям, нельзя не видеть непреодолимой стены между ними и христианством. (В этом эоне - непреодолимой. Вероятно, когда Бог обновит всё творение, с ней Он тоже разберется.)

    Что позволяет нам мягко, либерально относиться к др. религиям? (Ведь христиане-ригористы без труда укажут нам, сколь безумны рассуждения о возможности вечного спасения для тех, кто вне Христовой Церкви.) - Вера в милосердие Божие. Вера в то, что хотя Иисус и сказал, что кроме как через Него нельзя придти к Отцу... Он не может предъявлять этого требования тем, кто не мог узнать Его. Хотя прямо Библия об этом не говорит, но, зная Его как милосердного и справедливого (как Милосердие и Справедливость!), мы не можем воспринимать Его как бюрократа, судящего людей по формальным признакам.
    Тогда получается, что для незнающих Иисуса Христа их вера (или их добросовестное неверие) если не спасительны, то, по кр. мере, не губительны.

    В основе идеи о том, что все религии равно хороши (или что есть немало вполне себе правильных религий), лежит благое намерение (вроде "Ребята, давайте жить дружно!" Но это ведь снова попытка решить проблему шараханием из одной крайности - в противоположную: плох Папа и Рим - так пусть каждый будет сам себе Папа римский...), но... проблема в том, что никакая реальность этим декларациям не соответствует... Можно, конечно, предположить, что где-то там, за гранью известного нам мира, мы получим возможность взглянуть на различные традиции с такой точки зрения, с которой противоречия между ними будут не видны. Но предположение о существовании такой точки - это совсем не то же самое, что находиться в этой точке...
    Пока же, насколько я могу судить, попытки создания всеобщей религии сводятся к тому, что наиболее важные положения некоторых из них нивелируются, обрезаются.

    Пока на этом поставлю многоточие... До святых не дошел. Но давайте сначала с существами высшего порядка разберемся, а?
    В общем, прошу высказываться!
     
  2. ...мне кажется, что не всегда мы Христом называем то, что собственно есть Христос, а чаще подразумеваем под Христом того, кого нам удалось воссоздать в своем воображении, ну пусть на основании ощущения отзыва во время молитвы, на основании Нового завета, со слов апостолов и т.д., но мы все так или иначе от настоящего Христа уклоняемся, кто-то больше, кто-то меньше, а, возможно, есть те, кто, не называя Христа Христом, ближе к Нему, чем те, кто думают, что с Христом знакомы очень хорошо. Ну как-то так.
     
  3. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    А началось обсуждение с моего предложения праздновать всех святых, включая нехристиан и вообще светских, чья святость тем прекрасней, что они даже не думают о ней. Надо ли напоминать анекдот про экскурсию по Раю, в котором у одной ограды, откуда доносятся акафисты, просят быть потише. "- Почему? - А тут православные, они думают, что они тут одни, так не будем их нервировать".

    Что касается отношения к другим религиям и их святым, то я вижу другое основание для дружбы, т.е. теснейшего, глубокого и доброжелательного внимания. Главное - Бог един, и Он не есть только Бог христиан. Его благодатью расцветают души в каждой традиции и вне их, хотя это цветение может выглядить так же непохоже, как непохожи разные виды цветов. Возможен такой взгляд на религии, который не умаляет Иисуса, а, напротив, помогает почувствовать Его невероятные масштабы. Думаю, христиане должны бы только радоваться этому.

    Твоему толкованию спасения Даниил Андреев (прежде индийский, а после российский праведник и даже пророк) отвечает:
     
  4. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Хорошо бы нам для начала разобраться с самими собой.

    Так диалог ведется уже давно, и вроде никто никого не преследует, как говорится, мы -" люди интеллигентные, зачем же друг другу морду бить?"
     
  5. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    Наиболее важное в любой религии - ориентация на Высшее. И хотя образ у каждой религии и у каждого верующего свой, есть нечто общее: желание любви, мудрости, совершенства, а также стремление получить поддержку. Расходясь в формулировках, сближаются вокруг тех, кто лучше, т.е. - святых. Конечно, и святые бывают разные, в т.ч. фальшивые, но, слава Богу, есть кого выбрать, причём очень многих. Вот я и предлагаю начать со знакомства с ними, тем более что сами они меж собой отлично знакомы. Без их сотрудничества мы бы окончательно перессорились.
    Не преследует, но в практическом плане народ держится на расстоянии (если не считать официальных встреч в верхах), кроме редких случаев, вроде движения христианской медитации или Тэзе.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Александр Поляков

    Александр Поляков Гость

    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    9
    Отвечая на подобное Вашему высказывание в обсуждении этой темы в др. месте (в закрытой группе) я писал:
     
    Редиска нравится это.
  7. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    Так почему, вослед Карлу Ранеру, не сделать очевидный вывод о том, что надо самим выйти за очерченные нами же границы христианства, чтобы, наконец, познакомиться с теми, кто в них не вписывается? Павел же вышел - правда, не для знакомства, а для проповеди. Ну а я предпочитаю сначала познакомиться.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Александр Поляков

    Александр Поляков Гость

    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    9
    Вот в этом-то и вопрос – где в религиях "субстанции", а где – "акциденции".
    Если "субстанция", сущность любой религии состоит в "ориентации на Высшее", то чего тогда вообще Логосу воплощаться — религия у иудеев уже была, "ориентация" была, т.е. сущность религии наличествовала... А что тогда Мухаммед будущим мусульманам возвещал, раз религии и до него у них были? Сущности умножал что ли?
     
  9. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    Нашёл мнение Клайва Льюиса:
    Я думаю, что филологические и терминологические трудности преодолимы. Гораздо труднее другое: неприятное ощущение при мысли, что моя такая вот обоснованная вера вдруг не самая передовая, что я не стою на прочном фундаменте, а снова, как до её обретения, вишу над бездной. Но Бог держит!
    Воплощался для того, чтобы процесс пошёл во много раз быстрее, эффективнее и чтобы меньше было жертв - как своей ограниченности и злобы, так и дьявольской. Без педагога выучиться могут единицы, и то когда есть учебники.
     
    Редиска нравится это.
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    А, почему бы, не выходя за рамки, знакомиться?
    Если ты буддист - ради Бога, будь им, кто запрещает?
    Если индуист - так пожалуйста!
    Если нищий дервиш - тем более, простор - рук не хватит!!!!!!
    Если христианин - ну, оставайся им, если уже находишься в этой , как принято на форуме, говорить, "парадигме".
     
  11. TopicStarter Overlay
    Александр Поляков

    Александр Поляков Гость

    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    9
    Я, честно говоря, Ранера не читал. (А ты, Володя?)
    В данной теме я говорил об "анонимных христианах" в контексте того, что да – лучшие представители христианства надеются и верят, что спасаются не только те, кто внутри формальных границ Церкви. Если Ранер что-то еще имел в виду в связи с "а.х." , то я пока с этим не знаком...
    "Познакомиться с теми" – нет возражений. Проблема — во включении их в литургическую жизнь.
     
  12. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    В т.ч. умножал, адаптируя к своему народу и к своему времени. Религии вообще не должны быть статичными: земная жизнь изменяется, миры невидимые - тем более, поэтому Высшее снова и снова выражается по-разному. Эту эволюцию образа Бога хорошо видно по Библии.
     
  13. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Извини, Володя, если что не так сказала, это уже мое личное - ну, не люблю я всякого "околоньюэйджа", всеядности некоей, или "вали комар да муха!" - каши -малы.
    Все равно они меняются в рамках своего поля каждая.
     
    Александр Поляков нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Александр Поляков

    Александр Поляков Гость

    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    9
    Да пёс с ними, с ощущениями! Не в том суть!

    А как раз вот в этом!
    Свести роль Боговоплощения, Страстей, Воскресения к "педагогике" — это и называется "выплескивать с водой младенца"!
    Объявили, что главное в религии "стремления к Высшему" – и теперь можно объявлять второстепенным то, что сами последователи той или иной религии считают основным!
     
    La Mecha нравится это.
  15. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    Тоже нет.
    Проблема, скорее, в изменении литургической жизни, как и жизни вообще, в связи с новыми знакомствами. К примеру, семейные живут иначе, чем до брака. Человечество живёт в одной коммуналке, другой не будет.

    Только не говори, что христианство - версия иудаизма, в лоне которого оно возникло, так что особенной новизны и нет.

    А с камнями работать - это какой Собор рекомендовал, а? :secret: Да ведь не влезает ни один из нас в узкие рамки догматики, разве что сам себя обкорнает - только вряд ли это входило в Божий замысел о разнообразии человечества.

    А можно не объявлять, а исследовать - как это устремеление к Высшему проявлялось в обычаях, в творчестве, в конкретных людях. Даже в христианстве конфликтов между главным (любви к Богу и ближнему) и его оформлением в обрядах и вероучении было предостаточно, до смертоубийства ради веры доходило. Какую опасность ты видишь, Саша - что конкретно из основного объявят второстепенным?

    Повторю всем известную провокацию Антония Сурожского:
     
  16. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ишь ты, припомнил...
    Ладно, скажу - камни, они для добрых друзей
    Те в гости придут - я им раз и камушки.:)
     
    Владимир нравится это.
  17. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Разрази меня гром, если я понимаю, на почве чего у тебя идет спор с Олегом.
    Он ведь тоже всегда придерживается точки зрения, что надо исследовать, рассуждать, понимать о чем речь идет и т. д.
    Против объявлений, "слепой веры" и пр.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Александр Поляков

    Александр Поляков Гость

    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    9
    Ну вот ты с группой единомышленников познакомишься с опытом, скажем, какого-нибудь суфия, и вы решите, что он – самый что ни на есть "анонимный христианин", и на литургии надо читать время от времени его творения и петь акафист ему.
    Замечательно!
    Правда, таким образом ты разорвешь свое (видимое) единство с другими христианами, которым эта твоя новая практика покажется неприемлемой.
    Вероятно, тебе это единство не очень-то нужно (хотя вроде ведь всё ради единства затевается?). А для других оно важно. В т.ч. для меня.

    Володь, в какие такие рамки ты, например, не влезаешь? :-O ;)


    Так никто вроде не против исследований же! Ты же ставишь вопрос об интегрировании!

    Я ж писал уже. Еще раз. Если "главное", то, в чём необходимо единство – "ориентация на Высшее", то всё остальное объявляется второстепенным. Ты же пишешь, что жизнь Иисуса Христа – только "педагогика". Для Церкви, для исторического христианства это не так.

    И? Митр. Антоний перестал видеть границы между христианством и др. верованиями? Напротив, он, например, подчеркивал радикальное различие между христианской молитвой и восточной медитацией.
     
    La Mecha нравится это.
  19. да... с одной стороны не хочется дойти до "всеядности", а с другой стороны также не хочется докатиться до чувства конфессионального превосходства... :grabli:
     
  20. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Чтобы стало возможным такое включение, акцент в христианстве, видимо, должен сместиться с Символа Веры на что-то иное. Поскольку Символ Веры однозначно утверждает исключительность христианства.
    Естественно, если этот акцент сместится, христианство будет уже радикально иным. Однако, думаю, при этом вполне возможно сохранить свою самоидентификацию в качестве именно христианства.
    Впрочем, одна религия, которая совершенно на равных принимает святых всех других религий есть - это Бахаи.
    Что касается будущего, думаю, в нём найдётся место и для аутентичных традиционных религий, и для религиозной или духовной практики вообще, вне ограничений. Как в буддизме. Если границы и сохранятся, то во всяком случае не будет конфронтации.
     
  21. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    Саша, но ведь ты не побоялся разорвать административное псевдоединство, которое для многих ещё более значимо, чем символ веры!
    Допустим, некто проведал, что я люблю Руми так, что и впрямь запел бы: "Преподобный отче Джал ад-Дине, моли Аллаха о нас", если бы только любил ещё и акафисты. Некто может (вариантов больше, приведу несколько):
    1) с отвращением отвернуться от гнусного еретика, не удосуживаясь познакомиться с Руми, даром что ни в Библии, ни у св. отцов он не упомянут;
    2) познакомиться - и, сказав: "Не моё", добавить: "Наверно, в этом что-то есть";
    3) познакомиться - и пожелать читать его вместе.
    1-й вариант характерен для сознания прошлых эпох, хотя и не для всех. Хочется напомнить, что и сейчас католики кажутся еретиками для многих православных. В этом случае просто нет единства, которое я мог бы порвать, если не считать таковым единство номинальное.
    2-й вариант: нет единства, но нет и разрыва.
    3-й - самый плодотворный, и такое развитие тоже стоит иметь в виду. Я не настолько боюсь наткнуться на 1-е, чтобы пожертвовать возможностью 3-го. Собственно, и натыкался, причём болезненно, поскольку разрыв проходил по личным отношениям.

    Интересное: "Иисус и Руми".

    В рамки христианства, например.

    Путь к интегрированию долог и проходит через знакомство. Через других - с самим собой.

    Это хорошо, что ты повторяешь, а то я легко забываю. Я не свожу жизнь Иисуса к педагогике, слово "только" не моё. Значение Иисуса многообразно и, думаю, не вполне вмещается в христианство, как не вмещалось оно в апостолов. В противном случае мы давно жили бы в Царстве Небес. Так вот, когда я замечаю посланцев Царства в других традициях - как я могу упустить шанс сблизиться с ними?

    Да, подчёркивал, хотя то, что он рекомендует - безмолвное со-пребывание - как раз и есть медитация. Вчера я цитировал предисловие из его книги "Молитва и жизнь":
    Правда, медитация бывает и без образа, и вообще безличной. Радикальное различие может оказаться отнюдь не радикальным, если мы сами научимся тому и другому. Вместо взаимоисключения может обнаружиться взаимодополнение, не говоря о том, что откроется в этих практиках.

    Да хоть бы несколько выкатиться из этого чувства! Всеядность обычно поверхностна и поэтому кажется мне менее опасной, чем конфессиональность с подспудной гордыней за обладание единственно верным учением.
     
  22. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Православные исследования других традиций таковы, что сплошной фейспалм, надо сказать.
     
  23. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.755
    Симпатии:
    833
    Имхо весьма натянутая логика. Если Владимир "с группой единомышленников познакомится с опытом, скажем, какого-нибудь суфия, и они решите, что он – самый что ни на есть "анонимный христианин", то из этого никак не следует, что "на литургии надо читать время от времени его творения и петь акафист ему".
    Насколько я понимаю, на литургии надо читать творения евангелистов и Иоанна Златоустого и Василия Великого, а вовсе не тысяч иных святых. И поют акафисты не на литургии, а отдельно. И далеко не всем святым. Ооочень далеко не всем.
    Так что не вижу препятствий для Владимира "с группой единомышленников" считать "какого-нибудь суфия "анонимным христианином".
     
    La Mecha нравится это.
  24. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    я свое имхо выплеснула тут
    http://forum.arimoya.info/threads/Моя-мама-лучше-всех-О-сопоставимости-религиозного-опыта.628/
    как только смогу - постараюсь подключиться
    Практически же, реальные шансы "организационного суперэкуменизма" ныне ничтожно малы.
    А вот приложить усилия, чтобы хотя бы во "внешней" риторике доминирующего исповедания было как можно меньше имперского высокомерия - было б славно.
    А по сути - по ссылочке: уж не побрезгуйте.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Александр Поляков

    Александр Поляков Гость

    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    9
    Это ты о чём? Если что, то я в РПЦ МП никогда не состоял...

    Ну да, пожалуй.
    Но исключительно потому, что ты отказываешься делать выбор в пользу той или иной картины мироздания. (То ли в начале сотворил Бог небо и землю, то ли не было никакого начала... То ли мир движется к новому небу и новой земле, то ли от сансары к нирване...)


    Да, ты не говоришь "только". Хотя разве оно не подразумевается? Ты говоришь:

    Т.е. ты полагаешь, что мир сам собой прогрессирует, а высшие существа могут этому поспособствовать?

    Я цитировать не буду, дам ссылку: Восточная медитация (из кн. "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ").
     

Поделиться этой страницей