Интерьер Королевского дворца в Аранхуэсе Шинуазри...Китайский зал Потолок И еще. Работа поразительная.
Рококо, Луи 16, Трианон и забавы Марии-Антуанетты (например, шинуазри). Вычурные сады, белые овечки, кринолины и галантные сцены - "кукольный", игрушечный мир, сотканный из рисовой пудры, кружев и шелковых лент. Платиновая комната более помпезна, ампирна, нежели, игрушечна и рокайльна. Говорят, впрочем, что Аранхуэсский дворец был испанской репликой Версалю.
Рококо, рокайль, стиль регентства, стиль Луи 15 ... Шире, в 18 в., это именовалось "живописным вкусом" Призрачный стиль с неясными границами: за пределами Франции он сливается с поздним пышным барокко в начале и с ранним классицизмом в конце. Рококо это даже не столько чёткие стилевые особенности, сколько настроение - лёгкое, беспроблемное, жеманное, изысканное... Рококо всегда интимно и несерьёзно, ему претит пафос, и в этом его главное отличие от барокко и классицизма. Ещё одна особенность - у него нет "нижних этажей", дешёвого рококо, рококо для среднего достатка не бывает. Это всецело стиль праздного класса. И только в 18 веке, он мог Так наслаждаться жизнью.
—— добавлено: 4 сен 2013 в 13:16 —— И в этом главная его прелесть! —— добавлено: 4 сен 2013 в 13:17 —— А дальше?
18 век принёс Европе неслыханный со времён расцвета Римской империи достаток и спокойствие. Заморские колонии поставляли экзотические товары, население росло, обеспечивая громадный штат прислуги и целую индустрию роскоши, нравы смягчились, в области гигиены произошла настоящая революция, даже войны стали вестись строго по правилам. Масса аристократов уже не сидела по замкам, не воевала, не готовила мятежи, не находилась безотлучно при дворе и могла всецело посвятить себя развлечениям, далеко не столь грубым и помпезным как у предков. Социальное неравенство казалось чем-то вечным и незыблемым, будущее безоблачным, а прошлое не важным. Чем-то эта эпоха напоминает японский Хэйян ).
Первый этап развития рококо именуется "стилем регентства" (1715-22) Вот что сообщает справочник: "В искусстве мебели и оформления интерьера тяжелые формы и яркие цвета Барокко заменяли легкие, закругленные очертания и светлые тона: розовый, голубой, оливковый, палевый, белый с позолотой. Черное дерево и насыщенные цветом интарсии Ш. Булля (см. "буль", "стиль булль") вытесняли красное дерево (см. махагони), резной орех, розовое — амарант. Центром интерьера становится камин, над ним — большое зеркало, на мраморной или порфировой каминной полке и на пристенных консолях — скульптурки из фарфора, вазы делфтского фаянса или китайского фарфора. Среди орнаментальных мотивов доминируют ламбрекены (см. т. 5, рис. 15, 16), трельяжные сетки (мотив, происходящий из садовой архитектуры Версаля) и трансформированная "раковина" эпохи Людовика XIV, предвещающая рокайли середины XVIII столетия (рис. 61—63; см. также т. 5, рис. 296—299). Именно в это время достигает апогея увлечение восточным, китайским и японским,искусством. Заморские товары — фарфор, лаки, шёлк — с XVII в. привозили в Европу на кораблях голландской Ост-Индской компании. Поэтому в декоративных композициях стиля Регентства ренессансные гротески, бандельверки, растительные завитки, арабески самым причудливым образом сочетаются с новыми мотивами — изображениями китайских пагод, китайцев и китаянок,зонтиков, вееров, попугаев и пальм."
вот тот узор, который дал название стилю: рокайль —— добавлено: 4 сен 2013 в 13:30 —— это стилизованная тропическая раковина
Скажите, отчего именно Франция становится законодательницей мод в стиле рококо? Когда мы упоминаем о рококо, о его жеманном изяществе , даже местами "пересахаренности", сразу возникает ассоциация с Францией. Ватто . Удовольствия бала Или это только у меня такая ассоциация возникает?
Ну дело в том, что рококо и возникло во Франции, а Франция начиная со вт. пол. 17 в. была законодательницей мод в Европе. Стиль Луи 14 очень чётко прописал "как должно" с точки зрения эстетики, а стиль регентства, добавил "как нельзя , но очень хочется" Изысканность рококо вносит в канон свободу, хотя бы в форме каприза. Одран. Шпалера с химерами
Стиль этот начинается с интерьера. постройки рококо обычно не велики, и не пытаются никого поразить грандиозностью. Отель (т.е.дворец) Матиньон Отель Безансон Отель Субиз —— добавлено: 4 сен 2013 в 14:26 ——
Скажите, а в России век "классического" рококо "пришелся" на правление Елизаветы, Екатерины, несчастного императора Павла? Любимое. Часы "Павлин" (Англия) в Эрмитаже Отсюда http://www.tunnel.ru/view/post:185537 Когда заводят часы "Павлин", первой "просыпается" сова, сидящая в клетке. Хрустальным звоном начинают петь колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и вращает глазами, а лапкой словно бы дирижирует в такт музыке. Сова еще с античных времен - символ мудрости и ночи. Она безраздельно царствует во тьме леса, когда все живое крепко спит. Кстати, фигура совы выполнена из чистого серебра. Блеск благородного серебра во все времена ассоциировался с мягким лунным светом. Механизм совы работает дольше остальных фигур - ее движения и мелодичное позвякивание колокольчиков сопровождают все действие. Но вот настала пора пробуждения солнечного веселого утра - очередь уже за павлином. Он грациозно кланяется маленькой изящной головкой и распускает свой прекрасный хвост. Золотым блеском сверкают роскошные перья - символ солнца. В восточных верованиях павлин ассоциировался с небом, непостижимым, загадочным космосом, сверканием жаркого солнца и таинственным, холодноватым сиянием далеких звезд. Вот павлин поворачивается, и мы видим "изнанку" его хвоста - посеребренную поверхность, символизирующую ночь. Птица словно хочет сказать нам: все меняется и повторяется вновь и вновь, день сменится ночью, за тьмой снова приходит свет, а за светом вновь темнота. Сделав поворот, павлин возвращается в исходное положение и закрывает хвост, а мудрая сова все так же продолжает смотреть на нас, вертеть головой и звенеть своими чудесными колокольчиками. Последним просыпается петух. Зал оглашается хрипловатым, но жизнерадостным кукареканьем, и все замирает. В различных религиях его наделяли то божественными, то дьявольскими качествами. Но все мифы и легенды сходились в одном: крик петуха возвещает начало нового дня, прощание с ночью, время радостных надежд, пробуждение к чему-то хорошему. И этот маленький механический спектаклик тоже выстроен по тому же принципу: помни о недолговечности и изменчивости жизни, где за днем приходит ночь, за радостью - печаль, но надейся на лучшее. ...Сова взор дикий обращает Вокруг себя; павлин, густой И длинный хвост раскинув свой, Однажды быстро повернется; Петух кричит; но лишь прервется Волшебных звуков сладкий стон, На них находит прежний сон И прежнее окамененье; Совы опять в одно мгновенье Недвижим взор; петух молчит; Павлин безжизненный сидит; Опять все мертво, тихо стало, Как ничего и не бывало. Александр Глебов. 1-я половина XIX в. Символика Философы XVIII века полагали, что часы представляют собой механическую модель Вселенной, и их задача - "считать" время, следуя движению небесных светил. Каждое светило и время суток связаны с определенными птицами, которые более других напоминают о "ходе Времени"; символическое значение изображенных птиц легко "читалось" современниками. Павлин в астральной символике - наиболее значим: он олицетворяет и космос, и солнце, и лунный диск. В христианской традиции павлин символизирует солнечный круг и бессмертие. Самый впечатляющий момент - торжественное раскрытие хвоста и быстрое его складывание - символ единства появления и исчезновения всего сущего. Сова - знак ночи, тишины, мудрости, но одновременно она - спутница Мойры Антропос, рвущей нить жизни и поэтому - знак тьмы, печали, конца жизни. Петух, возвещающий своим пением восход солнца, - символ рождающегося света, жизни, воскресения (он - одна из эмблем Христа). Движение птиц эрмитажных часов начинается с тревожной синкопной мелодии колокольчиков на клетке совы-ночи, далее павлин раскрывает свой "солнечный" хвост и поворачивается, показывая зрителю на несколько мгновений серебряное поле изнанки хвоста. Затем птица вновь разворачивается, серебро ночи исчезает, и золотой диск солнца возвращается в центр, его восход возвещает своим пением петух. Таким образом, часы Павлин являют собой символ продолжения жизни, в отличие от традиционного восприятия часов как иллюстрацию латинского выражения "Memento mori" - "Помни о смерти".
На Петра 3 ) Точнее, 1750-е-60-е гг. В России рококо на самом деле просто присутствует как тенденция на фоне позднего барокко, а потом раннего классицизма.
Единственным ансамблем в стиле рококо в России является Ораниенбаум дом великого князя Петра Фёдоровича (1758-62) Катальная горка (1762-74) китайский дворец 1762-68 как отдельные сооружения - Екатеринталь в Ревеле
интерьеры Гатчина Царское село расстрелиевский стиль это грань барокко и рококо в декоре расстрелиевского дворца Бирона в Рундале (герцогство Курляндия) рококо господствует Для Франции грань с барокко это дворец Рогана в Страсбурге а грань с классицизмом это малый Трианон в Версале Посмотреть вложение 38650 Посмотреть вложение 38654
Сансуси . Потсдам.(Пруссия) 1745-47 Посмотреть вложение 38601 Посмотреть вложение 38591 Посмотреть вложение 38598 Посмотреть вложение 38592 Посмотреть вложение 38605
Лихачёв. Поэзия садов САДЫ ΡΟΚΟΚΟ Итак, пейзажные сады конца XVII и начала XVIII в. хотя и обладали уже своей философией, не могут еще быть отнесены к определенному стилю. Элементы пейзажности в садовом искусстве стали впервые организо вываться в определенный стиль в эпоху Ροκοκό. Эпоха Ροκοκό была очень кратковременной, и по существу стиль Ροκοκό был только разновидностью великого стиля Барокко — разновидностью, характеризующейся формализованностыо и орнаментировапностью внешних элементов Барокко.52 Однако в садовом искусстве стиль Ροκοκό сыграл значительную историческую роль, явившись непосредственным предшественником стиля Романтизма и как бы связующим элементом между регулярными садами Барокко и садами Романтизма. В садах Ροκοκό сохраняются элементы регулярности и уже явственно образовываются «предчувствия» романтической иррегулярности. Одним из самых характерных памятников стиля Ροκοκό был замок и сад в Санссуси под Берлином первой половины XVIII в. Уже само название Sanssouci (беззаботность) показывает, что дворец и сад предназначались для частной жизни и отдыха и противопоставлялись парадности и «столичности» Классицизма Версаля. Характерно, что архитектурные идеи и садовые идеи давал своему архитектору сам Фридрих Великий. Архитектор Кнобельсдорфф (1699—1753) был выполнителем идей Фридриха.53 Характерна для Ροκοκό Санссуси была связь архитектуры и сада — большие окна во дворце, золоченые фигуры на фасаде, просвечивающие через зелень, двери, широко раскрывающиеся в сад, обилие оранжерей, обращение к китайщине, культу Бахуса в росписях помещений дворца и соответствующая трактовка виноградников в саду и т. д. В истории садово-паркового искусства стиль Ροκοκό не оставил по себе тех определенных и ясных черт, которые были характерны для Ренессанса, Барокко и французского Классицизма. Это и понятно. Ροκοκό как стилистическая формация не равноправен великим стилям и может даже рассматриваться в известной мере как поздняя стадия Барокко — стадия его усложнения и, условно говоря, «деградации», в которой большое идейное содержание стиля Барокко было сведено к довольно мелким задачам. Ирония превратилась в шутку, орнамент измельчал, развлекательность стала приятностью, интерес к природе приобрел пасторальный характер и т. д. Однако есть одна область, в которой сады Ροκοκό сыграли исключительную роль и которую никак нельзя сбрасывать со счетов в истории садово-паркового искусства, — это область развития в садах пейзажности. Сады Ροκοκό мы узнаем главным образом по принадлежности их создателей в каких-то других искусствах к уже упомянутому стилю Ροκοκό — в архитектуре (если бы Старый сад в Царском Селе действительно целиком принадлежал Б. Растрелли, мы должны были бы рассматривать его как сад Ροκοκό), в поэзии и в живописи. Посмотреть вложение 38618 Т. Б. Дубяго так характеризует планировочные приемы Б. Растрелли, не связывая их, впрочем, со стилем Ροκοκό, который доминировал во всех растреллиевских произведениях — архитектурных, прикладного искусства и, разумеется, садовых: «Каналы (связывавшие в петровское время дворцы с морем или реками. — Д. Л.) утеряли утилитарное назначение и превратились преимущественно в декоративный элемент. Для ранних работ Растрелли характерны каналы, ограждающие с трех сторон парадную площадь перед дворцом. Такой прием применен, в частности, в Анненгофе. Детали садовых композиций также постепенно усложнялись. Обрамление террас, боскетов, партеров приобрело беспокойные контуры. Сложнее становился самый рисунок партеров, оформление бассейнов и фонтанов, Небольшие углубления для скамеек в зеленых стенах боскетов стали увеличиваться, образуя глубокие зеленые карманы. Этот прием особенно характерен для творчества Растрелли. В проектах 1750-х гг. прямая линия стала все больше исчезать из рисунка отдельных деталей садов. Криволинейность очертаний доходила в некоторых случаях до крайности (французские проекты XVIII в.)». 54 Посмотреть вложение 38619 Отмеченные Т. Б. Дубяго особенности характерны для садов Ροκοκό с их стремлением создавать уютные уголки уединения для буколических удовольствий. Не отмечена Т. Б. Дубяго только еще очень важная особенность садов Ροκοκό: большие деревья оставались нестриженными, а «дикие рощи» в отдаленных частях сада, которые как некие «заповедные участки» существовали всегда и были характерны, в частности, для петровского времени, как бы придвинулись к центру, к дворцу, хотя и продолжали сохранять дистанцию. Значительную роль в садах Ροκοκό играли лабиринты, имевшие на этот раз не столько символическое, сколько эстетическое значение. Лабиринт по своим формам близко стоял к орнаменту Ροκοκό, а кроме того, мог служить для веселых игр, нечаянных встреч, предлогом для любовного уединения и т. д. Большой лабиринт был построен в Третьем Летнем саду Растрелли в Петербурге. Посмотреть вложение 38620 Существуют два поэта, которые имели большее или меньшее отношение к садовому искусству Ροκοκό, — это уже упоминавшиеся выше Дж. Томсон и Александр Поп. Нас будет интересовать по преимуществу последний. А. Поп создал собственный сад в Твикенхеме недалеко от Лондона, и этот сад оказал революционизирующее воздействие на садовое искусство в Англии. А. Поп был близок и к архитекторам, и к садоводам, в частности к одному из главных представителей пейзажного стиля в садоводстве — Вильяму Кенту. Содружество художника и писателя в лице Кента и Попа создало исключительные в своем роде ландшафтные сады. Хоть и небольшой, сад Попа в Твикенхеме заключал в себе много оригинальных элементов, не был похож на многие другие и создал вкус, который ни школа Брауна, ни другие школы пейзажных садов не смогли целиком вытеснить. «Превосходное равновесие, в котором Искусство достойно одевало Природу, не могло быть обнаружено ни в голых газонах Брауна, ни в перенасыщенных одеждами готики других пейзажных садах. И никогда снова не получало искусство ландшафтных парков такой поддержки в рисунках и словах, как от пера Александра Попа». 55 А. Поп был чрезвычайно увлечен садовым искусством и писал даже в 1724 г., что «садоводство ближе... к божественному творчеству, чем поэзия», имея, очевидно, в виду создание Богом рая на земле. Чувство пейзажа отчетливо сказывается в поэзии А. Попа — в его четырех пасторалях, посвященных четырем временам года, в переводе «Илиады», где о природе говорится в его примечаниях, в его письмах,56 где также встречаются описания садовых ландшафтов в терминах живописи. Те же словесные ландшафтные зарисовки имеются и в письмах к нему самому. 57 Для Ροκοκό в целом характерна наклонность к идиллии, к небольшим галантным празднествам (вместо величественных праздников Барокко и Классицизма), буколические настроения, каприз и кокетливость. В идеалах жизни доминируют темы, родственные темам живописи Ватто и Буше. При этом во всех интимных и небольших темах Ροκοκό были очень важные признаки обращения к неупорядоченной природе. В Ροκοκό вступает в силу любовь к меланхолии на фоне природы и к сельской жизни, ставшие типичными для последующего Романтизма. В поэзии элементы Ροκοκό дают себя знать во «Временах года» Джемса Томсона и в «Виндзорском лесе» Александра Попа. С поэзией Ροκοκό сближают А. Попа и его «Пасторали», посвященные четырем временам года. Александр Поп в своих стихах и в письмах к лорду Берлингтону был первым проповедником обращения к -природе, а его сад в Твикенхеме — связующим звеном между регулярными садами в их голландском (бароч ном) типе и садами иррегулярными, поэтическими, живописными — через стиль садовый Ροκοκό, в значительной мере созданный им самим. Отметим все же, что по вопросу о том, к какому стилю принадлежит сад, разбитый А. Попом в Твикенхеме, ведутся споры. Одни усматривают в нем вообще первый сад пейзажного типа. Из наиболее авторитетных английских искусствоведов последнего времени к ним принадлежит Николае Певзнер. 58 Другие более конкретно относили его к определенным стилям — Барокко, Ροκοκό, Классицизму, Романтизму или просто считали эклектикой."· Николае Певзнер говорит о саде Твикенхема и как о переходе к пейзажным паркам, и как о произведении Ροκοκό. Он пишет: «Мы бы сейчас, возможно, причислили его (сад в Твикенхеме. — Д. Л.) к Ροκοκό больше, чем к какому-либо другому стилю, с его извивающимися дорожками, его крошечными холмиками, раковинами и минералами и его эффектами разнообразия на небольшом пространстве». 60 Твикенхем Есть точка зрения, которая усматривает в высказываниях А. Попа о садах и пейзажах и в его собственной садовой практике противоречие.61 Мне лично кажется наиболее убедительной точка зрения Морриса Браунелла, что этого противоречия нет. В самом деле, А. Поп считал первым принципом садового искусства контрастность и разнообразие. В Твикенхеме есть самые различные элементы садовых устройств, часть из которых использовалась и ранее в различных стилях регулярных садов: осьмиугольники, партеры, цветы, прямые и правильные дорожки вперемежку с самыми различными «неправильностями». В целом Поп подчинил все старые элементы новому принципу. Ближе всего его сад, как мне представляется, к садам Ροκοκό, которые несомненно предшествовали романтическим и являлись в известной мере первой формой стилистического упорядочивания пейзажных парков, «стихийно» существовавших и ранее. (...) Посмотреть вложение 38623 Вообще, несмотря на всю кратковременность своего существования, отдельные детали, изобретенные или открытые в садах Ροκοκό, оказали большое влияние на все последующее искусство, и в частности на садовый Романтизм. К этому мы будем еще неоднократно возвращаться. Сейчас обратим внимание на такую деталь, которая получила большое развитие в Ροκοκό· детали сада сказывались в убранстве комнат, выходивших в сад. Сад отражался в зеркалах, сад повторялся в мотивах орнамента и т. д. Убранство садовых дворцов Ροκοκό обычно соответствовало саду. Цветами были расписаны плафоны, вышиты обои, каминные экраны. Цветы были на коврах, в деталях решеток и т. д — при этом подбирались по преимуществу те сорта цветов, которые были видны из окон. Это можно проиллюстрировать на примерах парка и дворца Павловска, в значительной мере испытавших на себе влияние эстетики Ροκοκό Особенно интересны в Павловске кресла Воронихина в библиотеке великой княгини Марии Федоровны (с вышивками воспитанниц приютов Марии Федоровны) с кашпо, устроенными на их спинках, в которые вставлялись горшки с живыми цветами. Характерны и два стола работы мастерской Гамбса в личной туалетной Марии Федоровны в том же Большом Павловском дворце — также с кашпо на уровне столешницы. 70 Если в эпоху Ренессанса дворец имел своим продолжением сад, дворец как бы «выходил» в сад, то теперь, начиная со времени Ροκοκό, сад стал как бы «входить» во дворец. Другая характерная черта садового искусства Ροκοκό — это уже знакомые нам перспективные, «обманные» картины, которыми завершались аллеи или которые писались на стенах строений Мы видели уже, что изобретены они были очень давно — еще в искусстве Ренессанса, получили распространение в искусстве Барокко и приобрели там двойную функцию: с одной стороны — забава, а с другой — увеличивали, как бы раздвигали тесные пределы сада. В этих двух функциях они были приняты, как мы уже отмечали, и в царских садах Москвы XVII в Но в искусстве Ροκοκό они употреблялись главным образом для забавы и для «театрализации» местности. Они должны были создавать «trompe-1'oeil» для зрителя, находящегося дома, или для посетителя сада в определенных «фиксированных» точках осмотра. Такие перспективные картины, принадлежащие декоратору Гонзаго, до сих пор сохраняются в Павловске под Ленинградом на стенах дворца. 71 Павловский парк хотя и принадлежит к типичному проявлению Предромантизма в садово-парковом искусстве, сохраняет, однако, и элементы Ροκοκό, где переход к «пейзажностп» был очень характерен (вспомним живопись Буше, Фрагонара и пр.) Перспективные картины Гонзаго на стенах Павловского дворца — типичный реликт стиля Ροκοκό Еще один такой фокус был создан Гонзаго у Розового павильона. Сквозь стекла оранжереи, находившейся там, была видна стенка пли холстина с написанными фруктами. Существует рассказ француза Эмиля Дюпре де Сен-Мора (1823), бывшего в восторге от Павловска, что «даже некая бедная собачка (un pauvre chien) была обманута и расквасила себе морду (vint se casser le nez), пытаясь вбежать в несуществующее пространство» фрески Гонзаго, написанной под Библиотекой Павловского дворца. 72 Еще одна черта, типичная для садов Ροκοκό. В садах Ροκοκό очень сильна роль имитации. Вот что пишет А. Эфрос о Пиль-башне Гонзаго в Павловске: «Гонзаго получил строение готовым (до него здесь была мельница). Он лишь хотел надеть на него новый чехол. Он предложил покрыть старую мельницу своею росписью, придать строению характер „руины". Вся суть этой работы Гонзаго — в росписи. Это — объемная театральная декорация, поставленная на вольном воздухе. Живопись имитирует на ней то, что должно было бы быть объемно-рельефным. От крыши до цоколя все написано кистью — наличники окон, швы кладки, осыпающаяся штукатурка, обнажившийся остов здания, разрушающегося у крыши, и т. п.». 73 А. Эфрос пишет очень хорошо о маскарадно-декорационном характере Павловска, о различных существовавших в нем недолговечных сооружениях — «эфемеридах». Такова, например, затея сооружения «Зачарованного острова» Гонзаго или его же проект цветочной беседки: «На проекте— ротонда на четырех колоннах с невысоким куполом. Но вся она сложена из ящиков с цветущими растениями, это — зрительно-хрупкое, нарядноэфемерное сооружение, лишенное простейшей стойкости, не говоря уже о ,.perennius", каким наделена классика: это декорация, пригодная для „Не enchantée" в понимании 1790—1900 гг.; сравнивая этот проект с упомянутым уже декорационным вариантом „Храма Дружбы",74 можно с достаточным основанием предположить, что и проект цветочно-горшечной ротонды принадлежит Гонзаго. Надо думать, что в том же духе работал он и над созданием „Воздушного театра". Тут ему были все карты в руки — прежде всего по специальности (декоратора. —Д. Л.). Вся затея осуществлялась не зодчески, а декорационно, театр составлялся из деревьев, листвы и приставных холстов; все стояло на открытом воздухе; кулисы были из зелени, сцена — простейшая, досочная, приспособленная для расписных задников и расписных щитков лиственных кулис из поперечных рядов акаций. Настоящему архитектору тут нечего было делать. Скорее всего, сочинял, воздвигал и оформлял это легкое сооружение один Гонзаго, в том же классико-боскетном стиле. Выдержать испытание времени такая эфемерида не могла, она не раз поновлялась, все более утрачивая первоначальные черты, а к 1920-м годам вообще перестала существовать как постигаемое глазом целое. Еще более кратковременной была жизнь другой декоративно-строительной эфемериды, где авторство Гонзаго представляется бесспорным: неподалеку от Воздушного театра, около 1799 года, была сооружена Турецкая палатка. Просуществовала она лишь полтора десятилетия: в 1815 году она была снесена, а в 1820-м на ее месте Росси выстроил Турецкую беседку». 75 Иллюзионизм вымышленной архитектуры, живописный иллюзионизм, подмена действительности различными «обманками», оптические фокусы — все это типичные черты садов Ροκοκό, впитавших в себя и опыт итальянского Ренессанса (живописный иллюзионизм Перуцци в Фарнезине в Риме и др.), и голландского Барокко. Стиль Ροκοκό вообще создавал в целом иллюзию «счастливой» сельской жизни. Характерная черта Ροκοκό — это соединение на сравнительно коротких расстояниях друг от друга построек различных национальных стилей: античных (римского и греческого), турецкого, китайского, арабского, английской перпендикулярной готики и т. д. Именно эта черта Ροκοκό вызвала, как мы увидим в дальнейшем, резкие упреки строителям садов Ροκοκό в безвкусии (Ф. Шиллер в Германии, А. Болотов в России). Движение к новому всегда связано с более или менее резким отрицанием и непониманием непосредственно предшествующего. В заключение этого раздела нашей книги скажем, что в России Павловский парк и Екатерининский в Царском Селе (ныне г. Пушкин) дают только частичный пример садов Ροκοκό. В целом же они принадлежат в большей мере к стилю садового Романтизма, и мы будем постоянно обращаться к ним в дальнейшем, рассматривая садовый Романтизм. (...) То, что было так сложно в литературной жизни предпоследней четверти XVIII в., оказалось проще в садовом искусстве и может быть определено как стиль Ροκοκό, где соединяются элементы Барокко и элементы будущего Романтизма. Для Ροκοκό в садовом искусстве характерцы различные элементы, идеологически определяемые стремлением к буколичности, интимности, идеализации природы, которая как бы воссоздается в садах Ροκοκό различными приемами, объединяемыми старым принципом садоводства — «variety», т. е. елико возможно большего разнообразия. Блестящая характеристика стиля Ροκοκό в русской литературе дана М. Я. Поляковым в книге «Вопросы поэтики и художественной семантики» (2-е изд.: М., 1986). M. Я. Поляков относит к стилю Ροκοκό двух поэтов — Муравьева и К. Батюшкова. Творчество обоих относится к значительно более позднему времени, чем творчество Растрелли. Тем не менее поэзия обоих дает некоторые дополнительные штрихи к пониманию Ροκοκό Старого сада Царского Села. Поэзия Ροκοκό замкнута в кругу противоречий: наличия разных семантических пластов — сугубо личных и общественных, «интимизация лирического бытия и одновременно сохранение определенного расстояния между жизнью и стихами», сочетание стихов и прозы, сочетание интимно-индивидуального и риторически-общественного планов. Постепенно преобразуя Старый сад Царского Села из сада голландского Барокко в сад Ροκοκό, садоводы последней четверти XVIII в. создавали в нем одновременно и уголки для уединения и пышные памятники русским победам, иногда достигая полного слияния этих двух, казалось бы, взаимоисключающих начал. Такими были, например, до неудачной реконструкции 1960-х гг. два пруда в Старом саду: один трапециевидной формы, со спрятанной в глубине купальней-ванной, а другой на противоположной стороне от Генеральской аллеи, так называемый Трехлунный, удивительной формы, передающей ощущение интимности и вместе с тем символически изображающей победу над Луной Оттоманской Порты." Посмотреть вложение 38624 Посмотреть вложение 38630 Сан Суси