Романтизм vs Классицизм

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 8 дек 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Из ветки Российская деспотия
    Из ветки Спиральная динамика:
    Из ветки Символизм:
    Окончательно открыть ветку о романтизме меня подвиг разговор с Василием в скайпе о Каспаре Давиде Фририхе. Но , подумав, я решил, что без классицизма здесь не обойтись, поскольку именно от классицизма романтизм всю дорогу и отталкивался.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Истоки романтизма (как впрочем, и Просвещения) в Англии начала 18 в.. (Вообще, похоже, там истоки почти всех явлений Нового времени 8-)).
    Что касается первого классицизма (стиль Луи 14), то он восторжествовал полвека раньше во Франции. Это конечно не означает , что Англия была не при делах. Историю классицизма в архитектуре начинает ещё в первой четверти 17 в. Иниго Джонс - последователь палладианства (которое в Италии рассматривается как одно из направлений Ренессанса).

    Банкетинг-хаус (1619/22)
    Banqueting_House_London.jpg


    По сути можно говорить о двух крыльях барокко: радикальное барокко и барочный классицизм.
    Первое выражало те настроения, которые позднее были озвучены романтиками - страсть , контраст, экспрессию.
    Hero_and_Leander_by_Peter_Paul_Rubens.jpeg
    Рубенс

    Второй - рационалистическое, уравновешенное, структурированное начало. То линия идущая от Палладио и болонского академизма.

    Bacchus_and_Ariadne_by_Guido_Reni.jpg
    Гвидо Рени 17 в.
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2017
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    К началу 18 в. барочный классицизм в Англии доминировал.
    Это стиль представленный и в архитектуре, и в живописи, и в литературе, и в скульптуре , и в музыке.
    Мир классицизма предельно рационален и одновременно консервативен. Всё подчиняется строгой и ясной логике и выверенной и раз и навсегда установленной гармонии. Этот мир строен и симметричен, в нём нет ничего случайного, он принадлежит вечности и воплощает идеал чистого разума.
    Он без малейших колебаний различет истинное и ложное, высокое и низкое, приличное и неприличное, добро и зло, прогрессивное (т.е. рациональное, "регулярное") и варварское (полное предрассудков и суеверий).

    800px-Blenheim_Palace_panorama.jpg

    В 1720-х гг. здесь появляется и новое палладианство

    чизик-хаус 1725.jpg
    значительно приблизившееся в изначальным образцам
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2017
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Идеальное соответствовало римско-греческим образцам, всё остальное было варварским.
    И вот на этом фоне писатель Уолпол, собравшись с компанией друзей, без помощи профессионального архитектора перестраивает свою виллу в нечто совершенно несуразное (с точки зрения классического вкуса). За образец он берёт (о ужас!) готику - синоним тёмных веков и варварского вкуса.
    2-3-arch-idea.jpg

    А затем появляется и первый "готический" роман того же Уолпола "Замок Отранто" 1765 г. с действием в 13 в, призраками, оживающими портретами и прочими ужасами. Вот с этого собственно и начинается романтизм.
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2017
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Хотя, пожалуй ещё более ранним романтическим произведением можно считать оссиановы поэмы Макферсона, издававшиеся с 1761 г. (правда, они выдавались за подлинную древне-кельтскую поэзию).
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2016
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Откройте, сделайте милость.
    А замок Уолпола поразительно напоминает мне одно тихое британское поместье конца 19 столетия. Этот фрагмент фасада, увитый плющом, облицованный диким камнем, эти псевдоготические башенки, эта зеленая ухоженная лужайка перед домом - что-то очень типичное для Англии, для Англии разных времен.
    Там, за фасадом может оказаться что-то еще более странное, ни на что не похожее... Например, запущенный парк или тихий задумчивый сад, полный пчелиного жужжания, где в зеленой полумгле старых вязов и разросшихся яблонь в беспорядке произрастают садовые и полевые растения, где мята, зверобой и наперстянка соседствуют с ароматными чайными розами, красными настурциями и бархатно-черными ирисами, а в самой глубине парка виднеется забытая оранжерея, сквозь запыленные, местами треснутые стекла которой угадываются померанцевые деревья.:)
     
  7. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    А Бленхеймский дворец был приведен как пример чего? Барокко вроде противопоставляют классицизму... Или я чего-то не понял. :)

    Его, судя по более поздним фото, зачем-то побелили. :pardon:
    Прошу прощения за оффтоп.
     
  8. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ay-ay! Que es el filili!.. Que cono!:evil3:
    El palacio en el estilo mudejar...
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Вот вам прекрасный образец романтической прозы. Уолполу бы понравилось.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Композиция Бленхейма вполне классическая ). Примером барокко его считают просто потому что ничего более барочного в Англии не строилось. Радикального барочного стиля, по сути, Британия не знала.
     
    Последнее редактирование: 22 фев 2017
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Если смущаешься вот тебе собор Святого Павла )
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 22 фев 2017
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Новую версию классицизма - радикально палладианскую и близкую античному оригиналу - создал Уильям Кент. Он же стал создателем английского пейзажного парка, казалось бы противоположного устремлениям классицизма .
    Фактически же и то и другое первоначально было вариациями рокайля.
    Т.е. можно говорить о рокайльном классицизме и рокайльном романтизме вместе противостоящих принципу "регулярства" в сочетании с деспотией.
    Это (пред)романтизм английских "готических" романов и "кладбищенской поэзии", оссианизма, руссоизма, немецкого движения "бури и натиска", романтических руин и разностильных павильонов в в (частично) пейзажных парках, баженовской "готики", живописи Юбера Робера.

    Ранний романтизм и второй классицизм(Луи 16) - 1760-80-е)

    Это первая эпоха когда романтизм и классицизм сосуществуют. Положение у них конечно было неравноправным. Классицизм был большим стилем. Он нашёл дополнительные импульсы в раскопках Помпеи, когда стало ясно каким же было в действительности античное искусство.Он стал выразителем идей Просвещения.
    Романтизм же оставался острой приправой. Центром его в этот период была Германия (тамошний романтизм был литературным). В искусстве же главным выразителем романтизма стали пейзажные парки и ландшафтная архитектура.
    Но постепенно романтизм и классицизм оформились как два фундаментальных мировидения.
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2017
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Список их различий можно продолжать очень долго. Вот навскидку:
    Классицизм - Романтизм
    разум - чувство
    логика - интуиция
    ясность - тайна
    вечный образец- множественность, поликультурность, экзотика
    универсальность - интерес к необычному, загадочному, уникальному, чрезвычайному, ужасному.
    неизменность - текучесть, изменчивость,переход
    экстраверсия - интроверсия
    социальность - индивидуализм
    долг- воображение, меланхолия
    преображение природы - дополнение природы, созерцательность
    рацио - мистика
    образный ряд:
    античность, Греция и Рим, - европейское средневековье, восток,
    знаки и аллегории:
    для приобщения к образцу, поучения - смены тонких чувств и настроений

    и т.д.

    С точки зрения мифической космографии классицизм соорентирован на Правый мир , романтизм на Левый.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Однако в описываемый период противостояние было не слишком жёстким. Правящая Европой аристократия слишком ценила изящное чтобы впадать в педантизм. Сам классицизм Луи 16 был лёгок и изящен, с реминисценциями рокайля, и пока ещё не определял архитектурную среду Европы, присутствуя вкраплениями среди средневековой застройки. Во многие страны он приходит одновременно с пейзажными парками и сентиментализмом и всё это воспринималось в едином контексте - ещё одна изящная аристократичесая игра.
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2017
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    606438150.jpg

    Малый Трианон
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2017
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1755 прусс Nauener_Tor_Potsdam.JPG
    1755 ворота в Потсдаме, первая неоготическая постройка на континенте.
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2017
    La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Несмотря на то, что теоретики романтизма писали глубокие труды по эстетике и провозгласили искусство высшей формой познания, в живописи вт. пол. 18 в. классицизм господствовал.(разбавленный лишь сентиментализмом, с его культом "нежных чувств".

    Менгс (ведущий художник раннего классицизма, создатель культа Рафаэля )
    2017.jpg

    Идеальные фигуры Орфея и Эвридики на идеальном итальянском фоне (на заднем плане мавзолей Андриана - 2 в.н.э.) :)
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2017
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Но несколько художников, отошедших с магистрального пути в сторону, считают предтечами романтизма в живописи.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Гюбер Робер

    Вилла Мадама под Римом
    Hubert_Robert_08.jpg

    a86eeeda9a3d.jpg


    Но прежде всего, конечно, это живопись Джозефа Райта (1734-97)

    Wright_of_Derby,_Cottage_on_Fire_at_Night.JPG
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2017
    La Mecha нравится это.
  20. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Максим, насколько же богаче прошлое человечества по сравнению с нашим прагматичным временем!
    Как чудесно, наверное, чувствовать себя среди этих творений... Как богаты были люди, как тонки их чувства, изящен образ мыслей...
    Печально - все это не вернется.

    Палитра испанского классицизма - Королевский дворец в Аранхуэсе
    Печатается по изданию Джудит Миллер "Интерьер. Цвет и стиль" (London, 2003).
    [​IMG]
    Королевский дворец в Аранхуэсе, находящийся к югу от Мадрида, представляет собой яркий пример классического стиля, хотя его строительство было начато еще в 1563 году.
    Вплоть до 1778 года дворец претерпевал изменения – его архитектура, особенности внешнего и внутреннего декора вобрали в себя стили минувших эпох.
    Дворец был задуман как резиденция испанских королей. Действительно, внутреннее убранство дворца отличается поистине королевской роскошью.
    В интерьерах дворца встречаются такие стили, как позднее барокко, рококо, ампир.
    Автором первоначальной концепции дворца был архитектор Хуан Батиста де Толедо. Классический стиль дворцовых фасадов, аркады, внутренний двор пропитаны духом античности, а, окруженный садами, дворцовый комплекс напоминает итальянскую ренессансную виллу.

    [​IMG]

    Пышная парадная лестница из известняка и мрамора (камень белого и молочного оттенков) была построена архитектором Джакомо Бонавиа в 1743-1746 г.г., в стиле гражданской архитектуры Древнего Рима, а балюстрада из сварочной стали и позолоченной бронзы, спроектированная Франсиско Барранко, является уже образцом рококо.
    В дворцовых помещениях, многократно переделывавшихся на протяжении столетий, можно увидеть также и «малые стили», точнее сказать, смешение стилей - направление «шинуазри-рококо» присутствует в Галерее фарфора (1763), экзотика Арабской комнаты – пример «испано – викторианского» стиля с сильной выраженностью элементов традиционного для Испании мавританского декора в оформлении среды.
    Этот эклектичный стиль был особенно популярен в Испании в середине 19 века.
    В то же время, большое внимание к античной орнаментике, элементам греческой и римской мифологии, присутствию мифологических сцен и персонажей во внутренней отделке помещений, в различных предметах мебели, в таких деталях интерьера, как часы, вазы, зеркала, свидетельствует о развитии стиля ампир.[​IMG]
    Партер сада Королевского дворца. Фуэнте Серес.
    Так называемый «рабочий» Королевский особняк был построен на территории дворца в Аранхуэсе (17911803) архитекторами Хуаном де Виллануэва, Антонио Лопесом Агуадо и Исидро Гонсалесом Веласкес, а его интерьеры, сохранившиеся до наших дней, дарят незабываемое ощущение безукоризненного вкуса и гармоничного взаимодействия элементов близкородственных, но все же разных стилей. Так, Скульптурная галерея, с мраморным полом, украшенным мозаиками, коринфскими пилястрами, нишами и статуями выполнена в стиле Людовика 16 (конец 18 века).
    Платиновая комната (художники – декораторы Шарль Персье и Пьер Фонтен) – оформлена в стиле французского ампира, эклектичного стиля, модного в начале 19 столетия.
    Сводчатый потолок, цокольные панели, позолота орнамента, драпировки создают атмосферу роскоши, однако, не перегружают пространство.
    Внутреннее пространство особняка, столь столько тщательно продуманное и благородно организованное, создано, в основном, французским художником Жаном-Демосфеном Дюгуром.
    Для стиля ампир характерна яркая цветовая гамма, присутствие в интерьере малинового, алого, красного цветов, сильных оттенков зеленого, голубого, розового цвета.
    Распространена игра контрастов – холодных и теплых тонов – сливочно-белого и ярко-голубого, желтого и приглушенно-малахитового, теплых оттенков мебели и драпировок и холодных тонов стеновых панелей и дверей.
    Мебели Гостиной присуща характерная для ампира античная образность – ножки стола выполнены из позолоченного дерева в виде львиных лап.
    Ковер ярких насыщенных цветов контрастирует с бледно – голубым и серо-жемчужным тоном стен.
    Стенные панели теплого красного цвета в Платиновой комнате украшены ярким античным узором. На стенах – картины на сюжеты греко-римской мифологии.

    [​IMG]

    Некоторые элементы архитектурного убранства, например, пилястры Скульптурной галереи, выполнены из гипса в технике «под мрамор», но, в убранстве комнат обязательно присутствуют натуральные материалы - в кабинете королевы Марии – Луизы находится стол-консоль со столешницей из мрамора и часами из позолоченной бронзы 19 века с изображением римской богини.
    Стены кабинета обтянуты тканью, имитирующей гобелен, произведенной в Лионе.
    На ткани – 93 пейзажа - виды Испании и Италии.
    Пышная хрустальная люстра, которая, тем не менее, не теряется на фоне великолепия убранства, столик, ножки которого выполнены в виде грифонов…
    Пол кабинета выложен плиткой из испанского фарфора.
    Итак, часто бледные, сдержанные цвета стен, дверей и потолков уравновешиваются яркими стенными и цокольными панелями, коврами, драпировками, цветом обивки мебели, обилием позолоты и хрустальных украшений канделябров и люстр. Драпировки выполняются из камчатной ткани, или с использованием имитирующих ее бумажных обоев.
    Драпировки из шелка малинового или насыщенного розово-бордового цвета хорошо гармонировали с позолоченным деревом или бронзовыми деталями столиков-консолей, ваз, часов и пр.
    Многоцветная роспись плафонов также является приметой стиля ампир, формировавшегося в эпоху Наполеона. Детали орнаментики Древнего Египта, этрусского стиля, читающиеся в помещениях королевского особняка, мебель, изготовленная из твердых, дорогих пород дерева (эбенового, красного дерева) придают интерьерам дворцового комплекса в Аранхуэсе помпезный и великолепный вид, характерный для эпохи.

    Еще немного классицизма - Аранхуэс, Сады Принсипе, Китайские беседки на пруду...
    [​IMG]
     
  21. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Виллу Мадама можно рассматривать бесконечно...
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В 1780-е классицизм становится господствующим европейским стилем, а романтизм его "тенью".
    Классицизм становится всё более пуристическим, нетерпимым от отступлению от чистоты стиля. он входит в быт. в моду, в прикладное искусство, создаёт новые градостроительные ансамбли.
    Романтизм вбирает в себя всё отвергнутое Большим стилем. На этом этапе почти невозможно отделить от него прото-символизм и прото-реализм. Иллюстрации Фюсли и Блейка (с 1780-х), йенский романтизм (1796-1801), "озёрная школа" английской поэзии (1798). стихи Блейка и Вальтера Скотта, немецкая классическая философия, капричос Гойи (поворот в творчестве ок. 1793) , британский романтический портрет 1780-х-90-х (ок 1803-4 в. этот портретный стиль достигает и Франции с Россией и Германии).

    1308505715.jpg
    Павловск. 1797
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2017
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ампир и романтизм: великое противостояние 1800-е-1830-е

    Ампир - поздний и наиболее рафинированный классицизм. Романтизм в эти годы тоже достигает полной зрелости.
    Проект Просвещения меняет облик Европы , перестраивая её на рациональных началах. Меняется сам ландшафт ( в т.ч. городская архитектурная среда становится всё более классицистической ) .
    Романтизм в свою очередь открывает обществу ценность естественной природы, средневекового наследия, фольклора, национальных культур. Англичане изобретают туризм, появляется альпинизм.
     
    Последнее редактирование: 22 фев 2017
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Гофман. Крошка Цахес:
    :)
     
    Последнее редактирование: 17 июн 2016
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ампир

    1295098053_107910097979540.jpg

    30-tEhemaliges_Arbeits-_und_Schlafzimmer_Sanssouci.jpg

    800px-Jean-Baptiste_Wicar_001.jpg
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2017

Поделиться этой страницей