Романтизм vs Классицизм

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 8 дек 2012.

  1. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Бидермайер....
    Бюргерский, домашний, уютный.
    Добропорядочное немецкое семейство за завтраком, когда солнечные лучи ложатся мягкими полосами на белую скатерть, отражаясь в белизне фарфоровой посуды и серебре маленьких звонких ложек.:)
    Полосатые мебельные ткани приглушенно-красных и зелено-оливковых оттенков.
    Бумажные обои. И из окошка - вид на старую кирху и коричневые городские крыши.
    [​IMG]
    Реконструкция исторического костюма периода бидермайер

    [​IMG]
     
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Брюллов К.П.

    [​IMG]

    [​IMG]

    —— добавлено: 23 дек 2012 в 00:07 ——
    Взгляд на природу из окошка, или с террасы собственного дома.
     
  3. Мила

    Мила Guest

    Я сомневаюсь в уместности цитаты, которую хочу привести.
    Ветка посвящена вполне определённым направлениям живописи, в моей же цитате - диалог наших современников, касающийся кинематографа. Однако участники диалога смогли выявить сам принцип взаимодействия художника-романтика с натурой. Поэтому это тоже интересно прочитать.

    "Корреспондент. Согласились бы вы, если бы ваши фильмы были определены как романтические?

    А. Тарковский. Нет, не согласился бы.

    Корреспондент. Но ведь мы находим в них такие постоянные мотивы, как поиски собственного «я», находим сакрализацию мира, поиски sacrum, мифы, наконец, веру в первозданную чистоту духовной культуры, которую художник должен отображать. По духу это все романтизм.

    А. Тарковский. Вы хорошо об этом сказали, но мне кажется, что так вы объяснили не романтизм, к которому это не имеет никакого отношения. Когда произносится слово романтизм, я пугаюсь. Потому что романтизм — это способ изображения действительности, это мировоззрение, при котором человек за реальным миром видит нечто большее, чем в нем находится. Когда вы говорите о чем-то святом, о каких-то поисках истины, для меня это...

    Корреспондент. Это не романтизм.

    А. Тарковский. Да, не романтизм, потому что я не преувеличиваю реальности. Для меня в ней заключается гораздо большее, чем то, что я нахожу, и гораздо больше глубокого и святого, чем я умею увидеть. Романтики верили в то, что жизнь не такая плоская, что в ней много глубины и много того, что мы называем эзотеричность, метафизика, потусторонность...

    Корреспондент. Духовность.

    А. Тарковский. Да, много того, что не улавливается при помощи познания. Они догадывались об этом и пытались это изобразить... Есть люди, видящие ауру человека. Они просто обладают некоторыми свойствами, развитыми у них в большей степени, чем у других. И они видят ауру! И могут лечить, потому что знают это. Я сейчас разговаривал в Берлине с таким человеком. С китайцем.

    Корреспондент. Это подтверждено экспериментально с кирлиановскими фотографиями.

    А. Тарковский. Да, это имеет к нему отношение. Он ауру просто глазами видит, он может сказать, что у вас, как вы себя чувствуете, какие у вас проблемы.

    Корреспондент. Я думаю, что он романтик.

    А. Тарковский. Да нет, он не романтик, он считает это реальностью. Романтик пытался бы эту ауру придумывать, потому что он догадывается, что она должна быть. А поэт ее видит. Вы можете сказать, что и среди романтиков были поэты. Конечно, я не спорю. Был Гофман, которого я просто обожаю.

    Корреспондент. Был Лермонтов.

    А. Тарковский. Был Лермонтов. Был Тютчев! Мистик глубочайший. Потрясающий поэт! Но разве можно их назвать романтиками? У романтиков предмет изображения приобретает форму какую-то приподнятую, преувеличенную, приукрашенную, облагороженную. Мне кажется, что жизнь настолько прекрасна, настолько глубока и настолько полна духовности, что ее не надо преображать. Это нам нужно заботиться о своем духовном воспитании, а не о том, чтобы каким-то образом приукрашивать жизнь. Вы понимаете, что я хочу сказать?

    Корреспондент. Да.

    А. Тарковский. И вот этот плащ романтический... это результат не веры в человеке, а в большей степени веры в собственное воображение.

    Корреспондент. Такой солипсизм.

    А. Тарковский. Да. Для меня это и есть романтизм. Во всяком случае, существенная его часть, которая мне совершенно противопоказана. В свое время очень хорошо сказал в отношении меня Довженко: в луже грязной он видит отраженные звезды. Этот образ мне понятен. А если мы будем видеть звездное небо и летящего в нем ангела, то это уже какая-то очищенная аллегорическая форма.

    Корреспондент. Стилизация.

    А. Тарковский. Совершенно верно, оторванная от жизни..."
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    По-моему, сама сущность романтического метода здесь охарактеризована прекрасно.
     
  5. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Замок Гогенцоллерн все же самый поразительный, парящий в облаках... Действительно, романтический замок.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Иван Айвазовский 1817-1900

    pic_resizа.jpeg

    pic_resizeа.jpeg

    pic_resize.аjpeg.jpeg

    pic_resize.jpeg

    pic_resiекze.jpeg

    pic_resiекe.jpeg

    pic_resiкукe.jpeg

    pic_resапze.jpeg

    pic_rкesize.jpeg

    hudozhnik-Ivan-Ayvazovsky_3.jpg

    63b3ba7cabdb026e842edaa213e8d7929a8c679b.jpeg

    02.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2017
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Лев Лагорио 1827-1905 Россия

    лагорио 190115846.jpg

    4926.jpg

    xudozhnik_Lev_Lagorio_04.jpg

    320558.jpg


    Джордж Иннес. США 1825-94

    скачанные файлы.jpg

    sunsetatetretat1875.jpg

    a9081111a777ea32717436b8ad35d402.jpg

    0_e8d83_20f6dcb_XL.jpg

    скачанные файлы (3).jpg

    скачанные файлы (5).jpg

    скачанные файлы (6).jpg

    скачанные файлы (8).jpg

    Эдвин Чёрч. США

    чёрч1862_Cotopaxi_alt_3.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2017
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Романтики второй половины 19 в. воюют уже не с классицизмом. Их тошнит от реализма. Прозе жизни они противоставляют царство фантазии. В какой-то момень ониперенимают классическую эстафету - изобразить мир таким, каким им его хочется видеть. Мир настоящих чувств и настоящих людей, настоящих красок и настоящих приключений. Или мир таинственный и жуткий. Но только , ради бога, не вот это, с телеграфными линиями...
     
  9. Мила

    Мила Guest

    Это вечная битва остроконечников и тупоконечников - остро переживающие и имеющие воображение художники не признают действительность чувственно-тупых реалистов, натуралистов и пр., и наоборот.
    "Ненависть девятнадцатого века к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения" (Оскар Уайльд). А "телеграфные линии", как часть ограниченной реальности, могут ввергнуть романтика и в депрессию. И, в общем-то, это битва против засилья предметности.
    Но какая же местами отвратительная живопись.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    А вот предметность-то у романтиков никуда не девается )
     
  11. Мила

    Мила Guest

    Э, нет, батенька, предметность - да не та. Это воплощённая магия, та пища, которой нельзя наесться.
    Впрочем, можно смотреть на это с противоположной позиции: что правда, что неправда - всё одно)
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    нет: "неправда это и есть художественная правда, а вашу мещанскую правду мы в гробу видели ) Наелись уже" )
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    А что в это время поделывали классицисты? В середине 19 в. они эволюционировали от сухой и скучной академической живописи к нарядной и развлекательной салонной.
    Масса новых "археологических" деталей. Никаких условных обобщений.
    О нет, это уже не мир суровой героики. Это вполне изящная и гедонистическая древность. Иногда упадочная. Но уже решительно ни к чему не зовущая.

    Франциско Айец. Италия. 1791-1882

    rinaldo-and-amida-francesco-hayez.jpg

    80b3937a37178de982ac7a772ae246d2.jpg

    83349703_Francesco_Hayez_001__1.jpg

    Francesco_Hayez_055 (1)k.jpg

    Фамарь (tamar)i.jpg
    (Фамарь)

    0a7d927754c013e28aa16101a141279ay.jpg


    Энгр

    Jean_Auguste_Dominique_Ingres_-_The_Spring_-_gGoogle_Art_Project_2.jpg


    548px-Jean-Auguste-Dominique_Ingres_-_Comtesse_d'Haussonville_-_Google_Art_Project.jpg

    portrait-of-madame-frederic-reiset-1847.jpg


    Кабанель

    800px-Alexandre_Cabanel_-_Echot.jpg

    1280px-Alexandre_Cabanel_-_Death_of_Moses.jpeg
    видными классицистами считались Шассерио

    72047074_b06490a4565b333a7aaef8200bc.jpg

    original.jpg




    Бугро

    бугро.jpg

    бугро1.jpg
    не всегда сохранявшие верность стилю


    Если в нач. 19 в. можно говорить о романтизме периода классицизма, то в сер. 19 - о классицизме эпохи историзма.
    Среди исторических стилей присутствует и классический "нео-грек".
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2017
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Появляется гибрид классицизма и романтизма известный как "историческая живопись", сочетавший классический пафос и многообразие в т.ч. средневековых сюжетов. Он становится официальным академическим искусством.

    В 1860-е гг. появляются нео-классические тенденции в искусстве в которых сказывается усталость от эклетики - поэзия Парнаса во Франции, немецкий нео-идеализм.

    Ансельм фон Фейербах (1829-80),
    ориентировался на высокое возрождение (в отличие от модного пре-рафаэлизма)
    b4b5480307c3dc5eb8e7ab6645199ac4.jpg

    48-5.jpg

    73e052a.jpg

    FeuerbachAmazonenSchlacht (1).jpg

    feuerbachplatosymposium1.jpg

    small_kinder-am-strande.jpg

    Ифинения.jpg

    30_Feuerbach_Poesie.jpg

    04260020.jpg

    Адольф фон Гильдебрандт (1847-1921)

    3889_114471.jpg

    2866348981_f9fb7fa343_b.jpg

    29111452.jpg

    Adolf_von_Hildebrand_Amazonenjagd-1.jpg

    Adolf_von_Hildebrand_Herbst_1888-1.jpg

    DT253632.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2017
  15. Мила

    Мила Guest

    Я назвала романтическую предметность так, как её ощущаю, забыв, что цитировала тут Тарковского:
    Что ж, романтизм привлекал художников и зрителей, не удовлетворённых степенью возвышенности в реальности, а классицизм воплощал удовлетворённость и наполненность, но и романтизм, и классицизм - это ещё и красивость, общая для них. Только красивость романтизма разворачивает зрителя от объекта в манящие дали, а красивость классицизма заставляет зрителя целиком сосредоточить внимание на объекте.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ориентализм

    Очень популярная в 19 в. ветвь романтизма.
    Здесь сплетается и романтика дальних странствий, и имперская романтика с её "миссией белого человека" и романтика "примитивной" культуры , не испорченной европейской цивилизацией.
    Но в немалой степени он сближается и салонной исторической живописью.

    Шарль Фрер 1814-88

    047L13101_6JF7Q.jpg

    087L14100_6ZYD6.jpg

    925.jpg

    930.jpg

    charles_t_frere_b1107_fontaine_sidi_yacoub_wm.jpg

    Frere_Charles_Theodore_The_Banks_of_the_Nile_Oil_on_Panel-large.jpg

    jB5EL.jpg

    'Temple_of_Philae'_by_Charles-Théodore_Frère.jpg

    116PF1210_6HQ7T_1.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2017
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Василий Верещагин 1842-1904

    1верещагинimдage001.jpg

    5729611_original.jpg э 4204_original.jpg

    transhei.jpg


    Людвиг Дойч 1855-1935

    151118180730.jpg

    151118180732.jpg

    151118180732 (1).jpg

    151118180732 (2).jpg

    151118180732 (3).jpg

    151118180733.jpg

    151118180734.jpg

    151118180735.jpg

    людвиг Дойчthe_water_carrier-large.jpg

    Бауэрфайнд

    Густав Бауэрфайнд.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2017
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Для США роль Востока играл Дикий Запад

    Ремингтон

    ремингтон.jpg

    ремингтон 1.jpg

    ремингтонайлы.jpg

    фактически здесь жанр развивается уже в рамках неоромантизма
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2017
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Неоромантизм

    Это романтическое движение, набравшее силу примерно с 1870-х гг.(Точнее с кон. 70-х. Его лидером был Стивенсон, ещё раньше началось творчество Жюля Верна, а предтечей был Майн Рид), и достигшее расцвета к нач. 20 в.
    В ряде стран представлено как Национальный романтизм .
    Для неоромантиков оппонентами были не реалисты, а "декаденты" и стилевая космополитическая эклектика.
    Началось это как "движение искусств и ремёсел" (российские аналоги - абрамцевский и талашкинский кружки), стремившееся передать не этнографически точные образы и не фольклорные сюжеты, но дух. Национальный дух, средневековый, дух старинного мастерства.
    В ряде стран это было движение национального возрождения - в регионах до того глубоко периферийных.
    Вообще, это было по замыслу движение к глубинам, истокам, почве.
    Третьим истоком стал культ воли, силы, "земли и крови", "воли к власти", "философии жизни". Волей к власти стала и имперская экспансия (Киплинг) и научно-технический поиск (Жюль Верн) и дух приключения (Стивенсон) (детектив, фантастика, приключенческая "юношеская" литература всё это оттуда родом).
    Это было отторжение всего "декадентсткого" , вялого, томного, нежизнеспособного, ну и конечно массового, пошлого, буржуазного, мелочно-эгоистического.



    Забавная история приключилась с пьесой Ибсена Пер Гюнт. Вообще-то произведение писалось как пародия на современно эгоистичного человечка (в нацонально-романтических тогах). В итоге появилась опера - манифест национального романтизма.
    Сам неоромантизм, вместе с нелюбимым им декадентством, вливается в единый стиль - Модерн (Ар Нуво). (хотя только отчасти)


    Говард Пайл. США 1853-1911

    ad7cd5a50fba4b6d5f37e4cdb3eccf49.jpg

    AAQ Fall 11-10-1.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2017
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    http://forum.arimoya.info/threads/Бретань-Иной-мир-французских-живописцев.2334/
    http://forum.arimoya.info/threads/Хуго-Симберг.1725/
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В рамках модерна (ар нуво)

    национал-романтизм
    Рерих

    55795468_Solveigs_Song.jpg
    К Пер Гюгту

    скачанные файлы.jpg

    -Н.К. Илья Муромец.preview.jpg

    Врубель

    1302347319_untitled-10_nevsepic.com.ua.jpg

    Щусев
    b92aaf1a7be1983ab77c8aaf46ea249c.jpg

    Памятник "Битва народов"

    328.jpg
    35604d3f9b03c751e336807aadab6e97.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2017
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    и радость/мощь бытия и акмеистический напор это тоже стадия неоромантизма

    Эдельфельт
    edelfelt03.jpg

    Малявин

    Filipp_Malyavin_01.jpg 2228241.jpg

    Рылов

    скачанные файлы (1).jpg

    _1904-vi.jpg

    Юон

    008810115.jpg

    0_1b43d_5644d58d_XL.jpg

    Здесь телеграфные провода и заводские трубы уже никому не претили, а напротив воспринимались как часть гимна человеческой мощи.
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2017
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Неоклассицизм

    Явление неоклассицизма было также неизбежно, как и неоромантизма, это теоретически вытекало из популярного тогда учения Ницше об аполлоническом и дионисийском.
    Но сам классицизм мог интерпретироваться очень по-разному:


    1.В 70-80-е появляются ностальгирующая мода на местные ретро-стили, укладывающаяся в логику национального романтизма: в Германии на бидермайер, в Англии на "стиль королевы Анны" нач. 18 в. В США это бы "американский ренессанс" с культом местного провинциального классицизма.
    Для романтической трактовки характерна ностальгия по утраченной гармонии, чистоте стиля, внутренней цельности.

    polov-2.jpg


    2.Символистская трактовка классицизма:
    собственно, символизм зарождается во-многом в рамках классической традиции (см. соотв. ветку). Мир античности трактуется здесь как мир символического инобытия, принципиально недостижимого иного или мира архетипов.



    2130fe40b57c.jpg

    3.наконец для третьего, рационалистического прочтения, классицизм это рациональность, простота, функциональность (выразительные архитектурные формы несут абсолютно ясную конструктивную функцию), унификация.

    800px-Geschäfts-_und_Verwaltungsgebäude_Unter_Sachsenhause_37-4896.jpg

    Причём как нео-романтизм не поглощается целиком модерном и в случае классицизма есть классицизирующий модерн и есть нео-классицизм противостоящий модерну.
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2017
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    фон Штук. собственная вилла

    3senbt8jfw.jpg

    1280px-Innenhof_Villa_Stuck_Muenchen-5.jpg

    9ifffb88i4.jpg

    81qz5behe7.jpg

    114oo9h3ng.jpg

    msbm6mm96n.jpg

    yapw2m4vr9.jpg

    7oq4u4s3h3.jpg

    a8gfo4yjkz.jpg

    af7ddbq8id.jpg

    i8qdg2q5mr.jpg

    xapsvnvndy.jpg

    3fypllowf4.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2017
    La Mecha нравится это.
  25. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    А где находится такой дворец?
     
    Последнее редактирование модератором: 28 мар 2017

Поделиться этой страницей