Символизм

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 26 окт 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Давно уж собираюсь поговорить на эту тему. В Мирах Чюрлёниса даже начал ).
    Символизм - направление принципиально ориентированное на "Иное", "Нечто", "Мир идей" который проявляется здесь лишь в смутных намёках, случайных движениях души, ощущении тайны. Собственно говоря, у символистского произведения нет означаемого соотносимого с нашей действительностью. В этом отличие символа от аллегории. Аллегория может быть всегда однозначно прочитана и расшифрована, символ никогда.
    Обычно начало символизма видят во французской поэзии 1860- гг. Но, думается, (как это часто бывало) с не меньшим основанием истоки стиля можно искать и в Британии, в живописи прерафаэлитов и ранее в творчестве Уильяма Блейка (1757-1827).

    [​IMG]

    Геката
    [​IMG]

    Вдохновение они искали в библейских образах и искусстве средневековья и раннего возрождения. Поэтому не удивительно , что по образному ряду ранний символизм в общем то не столь уж далеко уходит от академической живописи.
     
  2. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.820
    Симпатии:
    1.830
    Мне кажется, чтобы произведение искусства заинтересовало кого-то, оно, как минимум, должно породить какие-то ассоциации. То есть, однозначного означаемого может не быть, но какие-то варианты быть должны, хаотические конфигурации обычно могут заинтересовать зрителя лишь случайно. :)
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Ну, ассоциативные связи могут быть весьма обширны. И потом, искусство символизма отнюдь не беспредметно. Оно скорее должно породить ощущение недосказанности, "чего то ещё" стоящего за изображением.
    —— добавлено: 26 окт 2012 в 19:27 ——
    Частенько многозначительность таких произведений становится даже нарочитой, или скатывается к привычному аллегоризму.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Пюви де Шаванн

    [​IMG]

    Его "античные" сюжеты уже не имеют никакого отношения к античности, даже как к идеальному миру. Это уже "сон об античности". Элизиум.

    [​IMG]
    [​IMG]

    Живопись хочет стать фреской. Выразить вечность-безвременье.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Про эту сноподобность символизма мы уже писали в ветке про Хокусая.

    Дьюинг
    [​IMG][​IMG]

    Борисов-Мусатов

    [​IMG][​IMG]


    Бёклин
    [​IMG]
    [​IMG][​IMG]

    Ну да, это рай. Теней. Где не живут , а грезят наяву.
     
  7. Мила

    Мила Guest

    Я бы даже сказала - это хроники богов. Или жёлтая пресса иных миров.
     
  8. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.820
    Симпатии:
    1.830
    Тогда вопрос - как автор генерирует это ощущение недосказанности. Либо он сам имеет вполне определенные ассоциации и старательно прячет их от зрителя, или же он пишет картину в неком "состоянии без интерпретаций", так что собственно авторской интерпретации, заложенной в произведении при его написании, просто не существует? Как тогда он формирует визуальные образы?
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Кстати , обратите внимание, что сами персонажи теней не отбрасывают ).
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Нет, Мила, жёлтая пресса это классицизм )
     
  11. Мила

    Мила Guest

    Нет, классицизм - это всего-навсего ряженые.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Не совсем понял, что значит "генерирует"? Идёт ли речь об изобразительных приёмах или о субъективных переживаниях художника? Символизм исходит из существования иных миров, обладающих высшей ценностью по отношению к этому. Обычный человек (художник) не может провидеть непосредственно иную реальность, но он может её ощущать, предувствовать. Она является ему виде неуловимых импульсов, ощущений, образов (в отличие от платоников, для которых она была областью рациональной интуиции). При попытке передачи они всё равно теряются, но задача автора вызвать через серии ассоциаций это самое ощущение, настроение близости иного.

    З. Гиппиус "Надпись на книге":
    Мне мило отвлеченное:
    Им жизнь я создаю...
    Я все уединенное,
    Неявное люблю.
    Я – раб моих таинственных,
    Необычайных снов...
    Но для речей единственных
    Не знаю здешних слов...
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Это попытка передачи безвремения мифического времени: "время оно", "время сновидения (у австралийских аборигенов).
    "Античность" здесь используется в качестве культурного архетипа для 19 в. Максимально нагляден и отрефлексирован этот подход у художников неоклассицизма. В отличие от предшественников они не "приближают" классическое , а напротив демонстрируют инаковость, непреодолимость рубежа.


    Серов
    [​IMG]

    Бакст.
    Элизиум
    [​IMG]
    Древний ужас
    [​IMG]
     
    list нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    list нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Врубель
    [​IMG]
     
    list нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Но открытие мифа и символа могло идти и в национально-романтическом ключе. И в поисках "примитива" - т.е.мировосприятия для которого мифическое время не утрачено безвозратно, отгороженное стеной рационалности.

    [​IMG]
    [​IMG]

    Это и народные сказания. И древность. И дальние неведомые страны.
     
    list нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Рерих

    [​IMG]
    [​IMG][​IMG]
     
    list нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Но в дорогу, в отличие о романтика, символист отправляется не за приключениями и новыми впечатлениями. Его дорога всегда дорога в себя, он видит то, что видеть другим недоступно. Недаром символизм связывался с предельным индивидуализмом: уйдите все и не мешайте мне слушать!
     
    list нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Направление связанное с Гогеном всё дальше уходит и в формальные искания.
    Для передачи целостности образа, рафинирования его до архетипа, потребовалось движение к плоскости, "иконописности", даже к примитивизму.
    —— добавлено: 27 окт 2012 в 14:54 ——
    Симберг http://forum.arimoya.info/threads/Хуго-Симберг.1725/
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Морис Дени
    [​IMG]
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Голубая роза:

    Кузнецов
    [​IMG]
    [​IMG]

    Уткин
    [​IMG]

    Сарьян
    [​IMG]
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Символизм, декаденство и Дуггур.

    Декаденство в ряде случаев было синонимом символизма. Дуггур тоже упомянут не случайно. Мировоззрение ДА очень близко к символисткому и о том какие именно явления в художественной жизни ассоциировались у него с Дуггуром, на мой взгляд, очевидно.

    Здесь мы рассмотрим ещё одну линию в развитии символизма, которую я условно назову "декадентской".

    Гюстав Моро - один из ранних представителей символизма, сюжетно ещё очень близок к академический живописи и прерафаэлитам.
    [​IMG]
    [​IMG][​IMG][​IMG]
     
    list нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.510
    Симпатии:
    13.654
    Одилон Редон


    [​IMG]
    [​IMG][​IMG]
     

Поделиться этой страницей