Славянские боги

Тема в разделе "Религия, мифология, духовные пути", создана пользователем Ондатр, 4 мар 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Я всё-таки бы поставил вместо Сварога Сварожича (Даждьбога).
     
  2. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620
    Хммм.. это скорее Третья Функция, функция Благосостояния (дословно Дашь-Бог (справедливый раздатчик благ:) . Хотя конечно функции друг на дружку влияют, и примиряют противоборство двух противоположных, или оттеняют их сходство.

    Вот уже слово "справедливость" вылезло, а от него недалеко и до "защитника контрактов" Митры, и мстителя контракто-преступников Варуны...
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    С Митрой тот же случай.
    —— добавлено: 4 мар 2012 в 21:35 ——
    Если позволите, завтра я открою отдельную ветку на эту тему. Буду посвободней.
     
  4. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620
    Не совсем. Митра с сельским хозяйством не связан.

    Скорее мы эту связь найдем у Индры с осадками и Варуны с Гандхарва-Кентаврами.

    В то время как Хорс-Дажбог-Даба-Геровит-Ярило явно завязан на плодородие.

    Хотя Хорс - Яркое-Солнце родственен всем этим Зевсам-Юпитерам-Тирам/Тивазам-Дивам - Дневным Небам.
    И хотя Сварог от другого корня произошел, но все равно Небо.
    Ну а хотя этимология имени Митры с небом не связана, но традиционно он с ним (Дневным Небом) ассоциируется. (А Варуна - с Ночным).

    Конечно :)
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    61. Мы почитаем Митру...
    Прямостоящий, бдящий,
    Всё видящий, отважный,
    Внимающий молитвам,
    Он направляет воды,
    Растения растит,
    Он борозды проводит,
    Искусный, многоумный,
    Обману неподвластный,
    Сотворенный Творцом.

    ...

    64. Мы почитаем Митру....
    В его душе для Веры,
    Прекрасной и пространной,
    Великая опора;
    Несёт он семя Веры
    По всем семи каршварам.

    65. Быстрейший среди быстрых,
    Из всех благих - благой,
    Смелейший среди смелых,
    Отважный средь отважных,
    Дающий процветанье,
    Дающий изобилье,
    Даритель стад, сынов,
    Дающий жизнь благую
    И Истиной владенье.

    66. И следует с ним Аши
    Благая и Богатство
    На колеснице быстрой,

    ...

    Летит он, властный Митра,
    И взглядом дальновидным
    Он замечает всех:

    108. "Кто будет мне молиться?
    Кто мной пренебрегает?
    Кем чтим я, кем обманут?
    Кому даянья, счастье,
    Телесное здоровье
    Я даровать могу?
    Кому добро желанное
    Я даровать могу?
    Потомство родовитое
    Кому взращу отныне?

    109. Кого я властью сильной
    Великолепным войском
    Нежданно одарю?
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    —— добавлено: 5 мар 2012 в 14:09 ——
    Функция правосудия сомнению не подвергалась, поэтому и опущена. Акцентирую внимание именно на функции даяния.
    Три строки выделены вами в связи с их "аграрностью", но в случае с Даждьбогом аграрно-прлодородная функция как ведущая сама нуждается в доказательстве ( и замечу , довольно сомнительна).
     
  7. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620
    Да, конечно, в условиях скупости оригинальных письменных источников по славянскому пантеону, на тех крохах что есть, постулат того Дажбог, по значению своего имени, аналогичен Митре-Даятелю, ничуть не хуже постулата что Сварог, опять же по своему имени, аналогичен тому же Митре-Дневному-Небу-Всевидящему-Юристу.

    Но Митра есть божество первого, старшего поколения, как и прочие прото-индо-европейские (ПИЕ) Дневные божества. А Сварожич Дажбог - божество младшего поколения, и скорее всего третьего-внучатого. И просто по значению суффикса, и потому что на второе, Рексово-Воинское поколение, не тянет. Да и занято оно Перуном.

    Можно, правда, подтянуть Дажбога к солнечно-дневной роли через Хорса. Через то отсутствие запятой в ПВЛ между перечислением Хорса и Дажбога в пантеоне Владимира (тогда как между остальными запятые были).

    Но опять же Солнечное отождествление может быть не только параболическим, со значением Всевидящего Ока Правосудия, но и дословным сельскохозяйственным, как дарующим жизнь-плодородие весной.

    Тем более что Восточно-славянского Дажбога можно связать с Южно-славянским Дабой (дальше пошла линейка фольклорной реконструкции Иванова, Топорова, Качитича, Белая и пр. ). А тот существо скорее хтоническое, подземное, с прямой связью с плодородием. А от Дабы уже рукой подать до Ярило-Яровита-Геровита (в гостях у подземного владыки Велеса).

    А Ярило (Юрий, Егорий, Георгий) уже четко третье поколение (сын Перуна), ответственный за аграрный цикл, весенне равноденствие (первый Юрьев день/Пасха), плодородие.


    А вот на кого атрибуты Ярило (и Хорса-Дажбога, если мы придерживаемся этой линейки) хорошо ложаться, так это на Яму (а заодно и его брата Ману); или на их отражения - Ашвинов.

    И хотя Ярило один единственный в своем лице, он явно несет в себе дуализм хтонической фигуры, сидящем в подземном убежище у Велеса в зимний период, к тому же дословно являясь потусторонней фигурой, убитой то ли самим Перуном, то ли его детьми на второй Юрьев день (Самэйн/Хэллоуин) - осеннее равноденствие. Второе же его лицо - молодой, красивый, приносящий силу жизни и плодородия весною-летом. Фигура умирающего-возрождающегося бога из ряда Атиса-Диониса-Осириса-Димузида и пр.

    Иранский Навруз, тоже праздник весеннего равноденствия - тоже праздник Йимы (Ямы). Причем Яма и Ману тоже являются фигурами третьего поколения. Первое - это 6 Адитьев: Митра, Варуна, Ариамэн, Бхага, Амса, Дакса. Второе - Индра и Вивасват (Сурья). Причем у Вивасвата были проблемы с божественностью, которую он в конце концев себе выклянчал. И третье поколение - братья Яма и Ману. И последнего опять случились проблемы, еще худшие чем у его отца, и ему так и пришлось остаться (первым) смертным.

    Яма, в заботе о своем неудачнике брате, же получает разрешение от богов построить ему (и всем его потомкам - человечеству (дословно mankind:) подземное убежище где могли бы существовать их души после жизни.

    Аналогично, греко-римские Кастор и Поллукс тоже являются один бессмертным, а другой смертным, и тоже Поллукс получает разрешение от Зевса спасти своего брата. На этот раз в небесном убежище как созвездие.

    (Правда Иранский месяц Мехреган, второй Юрьев день, осеннее равноденствие, прекращение вегетативного сезона - дословно месяц Митры, который приносит цивилизующий, но стерильный, бесплодный порядок, прекращающий конец буйству дикой природы)

    Плюс еще во всех трех историях на горизонте маячит (pun intended :) сестра близнецов - Заря.

    Ушас для Ашвинов (Вивасват - инкарнация Сурьи, чти сыновья - Ашвины), Ями для Ямы и Ману, для Елена для Диоскуров, и Марзанна/Марина/Мара для Ярило/Ивы/Ивана.
    И прочие - Эос, Аврора, Эостре (Easter-Пасха).

    Плюс Ашвины, Диоскуры и Ярило являются "лошадниками".
    А тут еще и этимология английского horse, с которой мало что ясно, но один из вариантов - именно от ирано-славянского божества Хорс.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Вопрос ещё к какому поколению принадлежит Сварог. В славянской мифологии должно быть представлено и т.с. нулевое поколение, нерасчленённое Небо, единственной оппозицией к которому является Земля.
    В балто-славянской мифологии он отдалённо просматривается как Бог, Диевас, Дый и скорее всего он же Святовит и Сварог.
    В пантеоне Владимира Сварог отсутствует, т.е. и выступает "отсутсвующим богом". Оппозицию Велесу составляет Перун.
    В Слове о Полку Игореве Дажбожьи внуки - русские князья. В "Египетской гениалогии" Ипатьевской летописи Даждьбог "Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силен»
    Линия отождествления Даждьбога с Ярилой мне представляется весьма сомнительной. (с учётом конечно известного феномена взаимоперетекания архетипических персонажей).
     
  9. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620
    Прошу прощения за долгое отсутствие - весенняя страда, каникулы и пр... :)

    Вполне возможно, учитывая то что хотя Сварга и небо, но Небо в названии остальных индо-европейских божеств первой функции неизменно производится от другого корня синонима - День. То есть это немного другое небо.

    Диевас\Дый - это все из той же "Дневной" линейки что и Тиваз-Зевс-Юпитер-Див\Дэв-Деус.
    А вот Св(е)ятовит похоже напярник Яровита. По Саксону Грамматику, явно с лошадно-сельскохозяйственной обрядовостью.

    Первое, да, может быть и доводом за нулевое поколения Сварога. А может быть и последствием того что первая функция, особенно в своей ипостаси Формального Судьи, вообще слабо выражена в славянской мифологии.

    Ну а Велес-Перун - это обычная индо-европейскася борьба Воина со Змеем. Герб Москвы и все такое :)

    А тут (муж силен, и Солнце-Царь=>Гелиос=>Аполлон), явно намек на Вторую, Воинскую функцию, что делает самого Сварога предстваителем Первой. Тем более что там же (в Ипатьевских заимствованиях Иоана Малалы) Сварогу ставится в параллель Гефест.


    Дажьбог <=> Даба\Ярило (Белай и пр. южно-славянская школа)
    Дажьбог <=> Сварожич\Агни (Ловмянский, Иванов, Топоров)
    Дажьбог <=> Хорс (Рыбаков, Бодянский)

    То есть даже если не однозначно Ярильная связь, то "иное имя" кого-то из младших богов, а не самостоятельная фигура.
     

Поделиться этой страницей