Ветку предлагается посвятить взглядам современных (ныне живущих) западных философов (социологов, антропологов, политических теоретиков и т.д.) А то понятие современности размывается ). После ухода из жизни ведущих мыслителей французской школы в интеллектуальном пространстве образовался некоторый вакуум. Вот и интересно посмотреть, чем он заполняется. )
потому что социология, антропология, культурология, политология и т.д. это шире чем философия как таковая. границы последней сейчас довольно неопределённы. В философии есть конечно высокоинституционализированные () направления. Прежде всего это феноменология. Но дальше границы размываются.
В каждую эпоху складывается определённое идейное поле - частью оно состоит из идей высоколобых интеллектуалов , частью из работ талантливых популяризаторов. Это каркас на котором в процессе утилизации/вульгаризации нарастают идеологии. В каркас конечно не обязательно входят идеи только живых мыслителей. Например, покойный Мишель Фуко и сейчас "живее всех живых" ). И совершенно необязательно, что. допустим, авторитет политических мыслителей равен популярности партий. идеологии которых они формируют, вдохновляют или подпитывают.
прошу прощения, а Россию в этом смысле мы уже проехали? Или мы ее после доколумбовой Америки рассмотрим? Еще раз прошу прощения, если чего не понял (((
Э-ээ? В смысле, ты хочешь познакомиться с современной российской философией? Или удивляешься почему я открыл ветку про западную? Только потому что она играет роль глобальной. А российская и африканская в этом смысле примерно равноценны.
20 век. помимо сциентисткого, определили три великих интеллектульных проекта : левый, либеральный и критический. В сер. 20 в. к ним прибавился экологический. В конкретных учениях и идеологиях они редко выступают в несмешанном виде. Посмотрим теперь на результаты последних выборов в Европарламент ): крайне левые - 6, 9% социал-демократы 25, 4 % зелёные 6,7% либералы (лево-центр) 8,9% ЕНП (христианские демократы- право-центр ) 29,4% консерваторы 9,3% правые (националисты) 6,4 % независимые (б.ч.ультра-правые) 6,9% т.о. на левое крыло приходится менее 48 % но если мы внимательно поглядим программы, то обнаружим, что по меркам начала 20 в. ЕНП (европейская народная партия) это несомненно левые и даже очень левые ) Т.о. мы можем видеть прежде всего резкое смещение влево самого политического спектра Европы (тоже самое в других западных странах) Можем поглядеть и какие школы современной мысли стоят за программами этих партий.
А как быть с исламом и исламизмом в Западной Европе и России? Вот МИРСКИЙ для затравки: http://www.echo.msk.ru/blog/georgy_mirsky/
Но сам исламский фактор несомненно влияет на обозначенный выше политический расклад. Т.е что означает быть правым и ультра-правым в современной Европе? Это значит быть националистом-евроскептиком (от противостояния дальнейшей интеграции у консерваторов, до призыва распустить ЕС у ультра-правых) и противником иммиграции (и ислама). Теоретической базой современной ультра-правой идеологии является т.н. "культурный расизм" - жёсткое отрицание мультикультурализма, признание абсолютно примата европейской культуры перед восточными и южными и требование сохранения европейской идентичности путём запрета иммиграции и принудительной ассимиляции мигрантов. Крупнейшим современным мыслителем данного направления является Ален де Бенуа. Пропагандистов же много, они весьма агрессивны, но в целом маловлиятельны. Зато в России политический спектр резко смещён вправо - т.е. российский либерал это по европейским меркам - ультраправый. Из самых последних наиболее моден, пожалуй, Тило Сарацин.
В России европейская левизна просто не актуальна, не имеет смысла, видимо. Такая ситуация, такая стадия развития.
если он стоит на позициях "культурного расизма", то да - ультра. а наши левые - коммунисты, это европейские консерваторы.
Российский уклон в правизну имелся в виду во всех аспектах, или лишь в каких-то? (например, вопрос мигрантов, "традиционных ценностей") Европейские правые политики, как я понимаю, больше ориентируются на финансово самостоятельных граждан. У нас эта прослойка невелика.
в последнем конечно доля шутки - европейски консерваторы называются - "Европа за свободу и демократию", но ориентация на семью, нацию, религию и социальную справедливость - вполне себе консерваторы )
Да, но они по-прежнему предлагают "отнять и поделить" в совр. варианте - национализация целых сфер производства, рост всяких выплат... это вряд ли можно назвать правым спектром? Это намек на кого-то конкретного или вообще?
см. выше в том, что у нас просто нет европейского левого сектора ) вообще Речь идёт о том, что западная мысль создавшая современное идеологическое поле вообще прошла мимо России.
левый: нищета, эксплуатация и отчуждение - это проблемы не отдельного человека. это проблемы общества либеральный: человек имеет право на всё , что не вредит окружающим критический - самый философский - его смысл в последовательной деконструкции мира ценностей, который может быть обозначен как "викторианский". стадиии: марксистская , психоаналитическая, лингвистическая и постмодернистская.
Ну уж, это слишком: Ограничение иммиграции и адаптация мигрантов -что ж тут правого? Просто самозащита от резко иного уклада жизни. ПРАВОТА, разве что.
просто вопрос об отношении к иммиграции и инокультурности это есть основный критерий правизны взглядов в Европе ) а вовсе не, допустим, вопрос отношений к монархии и Церкви как полтора века назад а основной критерий левизны это отношение к капиталистической цивилизации вообще, с точки зрения её моральной оправданности.
можно сказать, что и сейчас они задают проблемное поле философии По-прежнему огромное влияние имеет марксизм (точнее нео-марксизм) - от умереной "франкфуртской" формы (Хабермас -наверно самый авторитетный из ныне живущих философов), через Алена Бадью, до крайне левацких взглядов (Негри). Есть аналитический марксизм (Райт), фрейдо-марксизм (Жижек), мир-системный анализ (Балибар, Валлерстайн) Либерализм представлен социал-либерализмом (т.е. признающим за человеком кроме всеобщего права на свободу ещё и всеобщего право на благосостояние) и лебертарианством (причём как правым, так и левым) ставящим свободу выбора превыше всего (вплоть до права на самопродажу в рабство ) (например Уолтер Блэк). Классический политический либерализм оказал значительное влияние на формирование современных внешнеполитических доктрин, но сейчас особо ярких представителей, кажется не имеет, хотя конечно можно зачислить туда Фукуяму, и необыкновенно популярного в России Бжезинского). Велико влияние анархизма - Агамбер, Хомский, Грэбер, Боб Блэк (известен и как анти-феминист). есть анархо-примитивизм (Зерзан) с жаждой веруться в первобытный рай. На левом фланге же находятся ряд направлений восходящих к 60-м гг.: постструктуралисты (Джудит Батлер, пост-структурализм - феминизм, Кристева (пост-структурадизм- фрейдизм) антиглобалисты вкупе с антикапитализмом, антипотребительством, защитой прав животных, зелёной экономикой и т.д. экологическое движение, феминизм (3-й волны) и гендерные исследования , эко-феминизм. постколониальные исследования (крития нео-колониального дискурса), анти-расизм и дем. социализм (популярный в Латинской Америке), исследования медиа (критика языка СМИ, как языка капитализма). и т.д.
Отдельно можно назвать американский "натурализм" (Деннет, Докинз и.т.д.), стоящий на последовательно сциентистских позициях. вне политического спектра развиваются теория науки, философия техники, которая всё больше пересекается с теорией сознания (философское осмысление искусственного интеллекта, взаимодействие "человеков и нечеловеков" и т.д.)
Ну и наконец известная у нас здесь интегральная философия, которая Уилбером не ограничивается. Можно например вспомнить Эрвина Ласло.
в принципе, всю философию ныне принято делать на континентальную и англоязычную. главный проект первой именуется "аналитическим", а второй "критическим".