На первых порах человек, занимающийся медитацией, сталкивается с тем, что, будучи уставшим или не выспавшимся, он впадает во время медитации в жестокую сонливость. Что называется - "слипаются веки", мы начинаем клевать носом и т.д. Поначалу иных средств против этого нет кроме как взбодриться каким-либо образом: интенсивно подышать, потянуться, походить, попрыгать. Банально поспать наконец. Однако, по мере практики это состояние интересным образом преодолевается. Видимо, субъективно это у всех выглядит по-разному. Могу описать, как это выглядело у меня: прорыв произошёл однажды, когда во время занятий я испытывал сильную сонливость, поскольку накануне не выспался. И в один из моментов вдруг появилось чёткое и беспристрастное понимание или даже скорее непосредственное вИдение, что эта сонливость имеет чисто химическую природу: в мозге не хватает какого-то вещества. И я... просто ввёл это вещество себе в мозг. Буквально ощутил, как оно вливается в мозг или вырабатывается в нём в необходимом количестве. В этот же момент сонливость исчезла. С тех пор эта проблема перестала быть актуальной: состояние корректируется очень лёгкими движениями воли. Таким образом, с сонливостью не приходится бороться: её просто нет. Интересно также, что это не сказывается на регулярном сне, т.е. бессонницы никакой не появляется. Нужда во сне существенно снизилась, пяти часов в сутки вполне хватает. Правда, судя по всему, это работает лишь до некоторого предела. Постоянно бодрствовать таким образом не получится, мозг в конце концов просто отключится, как я понимаю. Могу предположить, что в ходе занятий практикующий овладевает неким механизмом сознательной химической регуляции мозга. Кроме того, всё это интересно и с позиции "аскетического преодоления": его здесь попросту нет. При таком подходе, говоря образно, коня не укрощают силой, с ним просто договариваются. Находят к нему подход. Понимают, чего ему не хватает, дают ему это и он становится послушным. В этом подходе, видимо, вообще есть что-то универсальное.
Автор описывает механизм, возможно, один из многих, обеспечивающий приток к мозгу веществ, позволяющих сохранять осознанность, в т.ч. бороться с сонливостью, для которой характерна потеря сфокусированной внимательности и бдительности.
В качестве практического решения предлагается создавать особое напряжение в дыхательных мышцах, когда брюшные мышцы в какой-то степени противодействуют мышцам диафрагмы. Мне потребовалось какое-то время, чтобы понять, как это делается. Реализованное "упражнение" сопровождается приятной напряженностью и ощущением текущего тепла в дан-тяне.
Да, это один из методов, который называется, вроде бы, "собиранием тела". Однако, такие чисто физические методы действуют не всегда и лишь до поры до времени (в плане борьбы с сонливостью). А то, что сосредоточение связано с дыханием, точнее - с его приостановкой, - это однозначно.
Надо видимо уточнить, что речь в первом посте шла о физической сонливости, вызванной утомлением и недосыпом. Есть ещё психическая сонливость, это когда мозг начинает плющить от однообразия. Это побеждается довольно быстро в самом начале. Через развитие навыков концентрации.
Из обсуждения в фейсбуке: Gamaiunova Mila: Я тоже задумалась о механизме после опыта, подобного описанному. На мой взгляд, прямое усилие воли, о котором говорит Олег, актуализируется с помощью определенной эмоции (она может иметь разную валентность у практикующих, но обязательно быть интенсивной). Эмоция, соответственно, активизирует симпатическую нервную систему, и появляется "чувство восполнения недостатка", основанное на более активном кровообращении мозга. Как мне кажется, новички засыпают чаще именно в следствие того, что в рамках практики еще не научились выбирать ту значимую эмоцию, необходимую для запуска СНС. Олег Павлов: М-м... я не фиксирую наличия эмоции в этот момент. Тем более интенсивной. На мой взгляд, ключевой момент тут - развитие навыка наблюдения за внутренними процессами. Если человек может увидеть в себе какой-либо процесс - это первый шаг к управлению им. То, что не рефлексируется, остаётся автоматическим. В медитации развивается навык отстранённого наблюдения за всем, что происходит и с чем мы обычно привыкли полностью отождествляться (т.е. не рефлексировать). Олег Павлов: [Но] Видимо, управление нейромедиаторным балансом в мозге посредством активизации соответствующей эмоции - это один из возможных вариантов, да. Эмоция ведь тоже тут используется как сознательный инструмент управления. В Риндзай-дзэн есть такая фишка: они там вглядываются в коан так, будто бросаются на него в бой. С таким вот внутренним состоянием. Естественно, что эта эмоция мобилизует организм и не даёт ему заснуть. Повышает концентрацию и прочее. Думаю, такой метод помогает преодолеть и психическую и физическую сонливость.
От Володи: Возможно. Тем более что моя практика традиционно напрямую связана именно с Аджна-чакрой. Соответственно, возможно, процесс выработки мелатонина становится из-за этого более управляемым.
Ещё один неплохой способ - глубоко вдохнуть и задержать дыхание по максимуму. При необходимости повторить пару раз. Часто действует неплохо.
А можно поподробнее про навык концентрации. И еще, что вы думаете о мотивации к дальнейшему занятию медитативными практиками? В свое время я также пытался ими заниматься но ничего полезного для себя там не нашел, видимо потому что тех самых мотивационных причин с моей стороны попросту не было, была лишь модная тенденция, ну как у подростка к примеру "модно нынче делать татуировки, дай ка и я себе намалюю".
А если поробовать не банально, а плавно перевести в практику осознного сновидения, все предпосылки для этого уже есть, по край не мере присутствует "клевание носом". Интересно, в суфийских практиках есть аналог подобного.
А что именно тут Вас интересует? Навык концентрации - это просто вопрос тренировки. Вы удерживаете внимание на каком-то объекте и если оно уходит, Вы его возвращаете. Сначала это даётся с трудом, потом всё легче и наконец оно стоит на объекте неподвижно и без усилий. Собственно, на этом кончается концентрация и начинается, можно сказать, медитация. Вопрос мотивации очень важен. Для большинства людей, думаю, всё что нужно - это просто подобрать подходящую методику релаксации. Потому что для того, чтобы двигаться по-настоящему в этом занятии, необходимо нечто, что я бы назвал "экзистенциальным чувством". Это такое чувство, которое не утоляется ничем в жизни, даже если всё в ней, в жизни, благополучно. Это, например, может быть тоска по чему-то запредельно Прекрасному, либо - нескончаемая боль от осознавания тех мучений, которым подвергаются существа в этом мире, либо - стремление познать Тайну. В любом случае это своего рода отчаяние. Только отчаявшийся человек способен пройти здесь до конца, другой бросит и это нормально. Кроме того, здесь важен метод, то, на чём Вы концентрируетесь. Это потом Вы сможете удерживать внимание на любом объекте, а поначалу объект должен быть Вам комплиментарен. Он должен Вам нравиться. И объект и метод. Их много - объектов и методов. Есть же в буддийских писаниях такой эпизод, когда к Будде подошёл ученик, славившийся своим тугодумством и пожаловался, что не может заниматься. На медитации он просто засыпает, а поучений не понимает. Но достичь просветления хочет очень. Тогда Будда спросил его, есть ли такое занятие, которое ему очень нравится. Тот ответил - что да, есть - это подметание. Он очень любил подметать территорию их лагеря. Тогда Будда сказал - отлично, пусть подметание станет твоей медитацией. Подметай внимательно, не упуская ни одного мгновения, полностью присутствуй в этом процессе. В целом, все методы можно разделить на несколько типов: 1. Осознавание 2. Сосредоточение на физических объектах 3. Использование воображения. Правильный метод сразу же даёт отдачу, ощущение прикосновения к чему-то настоящему. Переход в ОС подразумевает как раз сохранение полностью бодрствующего сознания, а тут речь идёт о том, что сознание уплывает. Впрочем, действительно, состояние получается скорее пограничное. Суфийские практики очень разнообразны, потому что очень разнообразны ордена. Среди этих практик я встречал две, напоминающие ОС: 1. Наблюдение за сознанием, когда, грубо говоря, дервиш садится в темноте и наблюдает (т.е. прямо таки смотрит вперёд, не важно с открытыми или закрытыми глазами) за этим тёмным экраном. Здесь он видит много чего, но через какое-то время начинает видеть "знаки", т.е. символы из высших планов бытия. При этом состояние его тоже ближе всего к ОС. Говорят, иные старцы вообще не спали обычным образом, а находились в этом вот состоянии. Или в том, о котором речь пойдёт в п.2. 2. В ходе практики поминания одного из имён Аллаха, которая зачастую проходит ночью, дервиш в некоторых орденах должен настолько сосредоточиться на Атрибуте (имени Аллаха), чтобы потерять связь с физическим миром. На практике это означает особое состояние, схожее с ОС, только, пожалуй, рангом повыше чем это обычно принято понимать. В этом состоянии он может "встречаться со святыми", "видеть тайны" и т.д. Астрал в общем, как я понимаю.
Ах да, конечно: ещё одной мотивацией может быть просто стремление научить свой мозг работать более эффективно.
Ок, с этим все понятно Это да, для себя я такой метод обнаружил неожиданно. Примерно год с лишним тому назад возникла такая ситуация когда надо было срочно решать как зарабатывать на хлеб насущный, и там было уже не до моих прежних медитативных практик. Выбор пал на программирование как сферу профессиональной деятельности. Ну и в качестве побочного эффекта этой деятельности, которой сопутствует довольно высокая интеллектуальная нагрузка а порой и психологическая с удивлением обнаружилось состояние спокойствия которому сопутствует трезвость ума (мысли), причем неважно в каких ситуациях выходной день на дворе, расстался с девушкой, решаешь сложную задачу. Ну и в контексте последнего Вашего поста, мозг да, начинает работать более эффективно и как следствие принимает более верные решения. Правда то что мне мой метод нравится сказать не могу. Он не то что бы нравится, он делает вызов, а я этот вызов принимаю, как в боксе
Возможно, то, о чём Вы говорите, это состояние потока по Чиксентмихайи. Как мне кажется, это состояние есть отблеск шаматхи. Этот вкус полной спокойной сосредоточенности и ясности - это именно то, что и нужно искать и культивировать во время занятий. Можно сказать, что шаматха - это полная и беспримесная погружённость в это состояние.
Есть ещё другой вариант - если Вы занимаетесь в группе, подчиняясь общей дисциплине. Тогда обычно можно использовать и не очень "вкусные" методы, поскольку добавляется ещё одна, внешняя (социальная) мотивация.
А можно пример состояния потока по Чиксентмихайи, видимо это что то из буддийских практик. Из некоего источника или может быть что-то из личного опыта. Могу еще дополнить что мне само это состояние (? : ее отблеск) ставит выбор. Как правило он заключается в необходимом расставании с прежними привычками, связями (имеется в виду связь с некоторыми из окружающих тебя людей, очень часто это близкие люди) а взамен предлагает то чего прежде не было, внешне эта альтернатива выглядит как появление и работа над реализацией новых для себя дел (пр. реализация себя в новой но притягательной профессиональной сфере) а внутренне это скажем так реструктуризация своих внутренних регистров, их обновление с совершенно иной логикой работы. Видимо последующая необходимость расставания (жертвы) следствие того что сочленяющих элементов с прежними объектами внимания остается все меньше и меньше. Связь даже если и остается то уже в ином качестве.
На определённом этапе оказывается, что сон сам по себе порождает в голове напряжение, что это намного более напряжённое состояние, чем медитация (именно начиная с этого этапа). И теперь оказывается, что: 1. В медитации ты отдыхаешь намного более качественно чем через сон, соответственно спать тебе требуется меньше. 2. Сонливость преодолевается обычными средствами, как любое другое отвлечение, поскольку и там и там одно и то же напряжение, и ты работаешь прежде всего с ним. То есть по мере практики уровень напряжения в голове постепенно падает. Наконец наступает такой момент, когда во время медитации он ниже, чем во время каких-либо иных доступных состояний. То напряжение, которое мы видим теперь в сновидении, было там всегда, и даже стало ниже того, что было раньше, но мы не могли его заметить, поскольку не было никакого другого референсного состояния, в котором напряжение было бы ещё ниже.
Могу предложить что сам характер медитации так же имеет место быть. Если она (медитация) протекает неправильно, пр. идёт простое зацикливание на фразе дремота неизбежна.