Соционические "функции" и скандхи.

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем Рауха, 10 апр 2010.

  1. TopicStarter Overlay
    Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Хотелось бы тут побеседовать с теми, кто ориентируется и в буддийской классификации дхарм и в соционической системе.
    Аналогии между скандхами и функциями напрашиваются. Мне, без притензий на безусловность, сдаётся, что "интуиция" соответствует виджняно-скандхе, "сенсорика" - рупа-скандхе, "логика" - ведана-скандхе а "этика" - самджня-сканхе. Самскары получаем "на выходе", соционика, как и все прочие западные дисциплины, заточена прагматично.
    О полном соответствии речь может идти вряд ли, тем паче что скандхи интерпретируются по-разному, а функции характеризуются априорно или формально-описательно по большей части. Но намеченное соответствие интригует. :)
     
  2. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Слушай, Сергей. Пришла ещё такая мысль, добавить к соционической классификации ещё пункт о темпераменте. Ведь согласись, что скажем Гюго-холерик это совсем не то же самое что Гюго-меланхолик.
    Получаются 64 типа. Как в И Цзин. 64 гексаграмы.
    Базовая функция, проявляющаяся прямо с рождения - это темперамент. Его можно отследить по динамике сброса и восстановления веса у новорождённого (сразу после рождения он сбрасывает вес). Таким образом - четыре темперамента это:
    холерик - ян-ян
    сангвиник - ян-инь
    флегматик - инь-ян
    меланхолик - инь-инь.
    Далее идёт интуитивность-сенсорность. Она тоже видна вскоре после рождения: сенсорность - ян, интуитивность - инь.
    Далее вертность. Интро - инь, экстра - ян.
    Далее - рациональность-иррациональность, ян и инь соответственно.
    Далее - логика-этика - ян и инь.
    Таким образом, гексаграмме самой янской гексаграмме соответствует холерик-Штир, самой иньской - меланхолик-Есь.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Если любого гюга-холерика долго бить и унижать он станет гюгом-меланхоликом. :)
    Если ты про Азинга - то это слишком "по верхам".
    Но вцелом ежели - древние китайцы не дураки были. Их "головастики" действительно обозначают основы базовой бинарности. "Я-неЯ" - ян, "неЯ-Я" - инь. И при внесении такой коррективы красиво "расходятся" ведана и рупа, например. "Вертность" одинаковая. А самджня с рупой уже "не в соседстве" просто, разная вертность их не делает бинарными из-за "посредства" веданы.
     
  4. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Система И Цзин приложима к самым разным сторонам жизни. Например, здесь выходит, что каждому человеку по конституции положена своя гексаграмма. Есть более гармоничные конституции и менее и т.д. Ну и взаимоотношения. Будет время, посмотрю эту тему подробнее.
    Он станет очень злобным гюгой-холериком :) .

    Добавлено спустя 1 минуту 27 секунд:

    Интересно, была ли подобная классификация в буддийских писаниях? Ведь параллели, о которых ты говоришь, довольно таки напрашиваются.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Это только если недостаточно долго и умело унижали. Не моё мнение, психологи сейчас примерно так Айзинга и оценивают, вроде.
    Едва ли. Буддийские практики были нацелены на монастырскую сангху с кодексами винаи, соответственно и рекомендации шли достаточно жёстко. Соционика - продукт тотального либерализма, результат не задавливания индивидуальности попытки её раскрыть. Скандхи собирались только для того, чтоб их выкинуть разом.
     
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Однако, темперамент - штука врождённая, это вроде бы тоже подтверждено.
    Но чтобы их выкинуть поудобнее, неплохо знать как работает психика данного конкретного человека. Я что-то слышал о каких-то таких классификациях, согласно которым подбирались методы медитации для человека. Однако, подробностей не помню.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Если по Айзингу - то вряд ли. Тут другая шука есть - психофизическая типология. Там без врождённости вроде действительно никак, но системы пока чётко выявить не получается вроде. Она точно не четвертичная, основных типов, наверное, штук семь. На соционику накладывается довольно своеобразно и параллели с астрологией забавные просматриваются. Давняя голубенькая мечта собрать всё толковое в этой области да увязать в просторный пакет "кармоописания"... :) :sad:

    Добавлено спустя 4 минуты 40 секунд:

    Конечно. Только вот социальные показатели частенько детерминируют психологические исследования не самым поощряющим образом.
    Жаль. Я не слыхал, а было бы интересно. Когда-то провоцировал буддистов с "Дхармы" на выдачу прикладных психологических практик. Без понту.
     
  8. Прошу мен простить, я, разумеется не ориентируюсь, но мне очень любопытно... :sorry:
    Вот помню я, когда мы сидели недавно у тебя на кухне, Рауха, там вскользь такая вещь мелькнула, было мало времени для беседы тогда, но я запомнила, дабы при случает тебя, Раушенька, попытать, что сие значило?..
    Я имею ввиду, когда я сказала, что уверена, что здесь в Энрофе живу первый раз, Борис сказал, что это вряд ли, при такой матрице.
    Что он имел ввиду? Квадру? У меня сложилось впечатление, что его слова подразумевали некую связь соционики и кармических всяких дел.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Есть такое ощущение, что ТИМы второй квадры для новичков заточены. Так сказать через знакомство со второй перенатальной матрицей местную специфику выставляют. Но утверждать не берусь.
    Хотя Борис, возможно, другую метафору вытягивал. Сейчас уж точно не припомню.
     
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ещё параллели: у сенсориков хара скорее фиксирована в животе. Мужчины-сенсорики ходят часто так, будто у них за поясом меч. У интуитов, если можно так выразиться, хара плавающая. Из-за этого походка кажется менее уверенной. Они вообще меньше склонны к спорту, но если интуит им занимается (каким-нибудь типа борьбы или ушу), его походка становится плавной, как бы стелящейся, скорее кошачьей.
    Ещё возможная параллель - интуиты это сновидящие, сенсорики - сталкеры.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Насколько я представляю у женщин дан-тянь "плавает" заметно сильнее, даже независимо от интуитивности-сенсорности.
     
  12. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну да. Однако, у сенсорных женщин хара заметно основательнее вроде как.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    М-да ... Издержки третьей функции... :sorry: Очень мало, на самом деле, за женской пластикой "в нормальной жизни" наблюдал.
     
  14. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Вообще, интересно подумать о том, какие методы внутренней практики больше подходят тем или иным ТИМам. Например, сенсорикам-логикам-экстравертам видимо больше всего подойдут динамические практики, таким же интровертам - сосредоточение на феноменах, воспринимаемых сенсорами физического тела и так далее.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Вцелом - наверное да. Учитывая при этом и доминирующую индивидуальную концентрацию на том или ином виде восприятия (функции). Далеко не все сконцентрированы на своих "сильных сторонах", многие главным образом "прикрывают слабые". Да и вообще "экзистенциальную направленность", но тут уже вопросы к невульгарной астрологии, возможно.
     
  16. Sergey

    Sergey Guest

    Насчет того чтобы добавить к соционике что либо. Мысль интересная.
    Я тут на вс писал, процитирую попытку классифицировать акцентуации.
    Берем первую систему, как более лаконичную.
    И отсюда берем, что волевой/полевой видимо коррелируют либо с рациональностью, либо с экстраверсией ТИМов (хотя я точно не понял, чем, но вроде прослеживается).
    Человечный/идейный - это интуиция/логика.
    А вот конформность это как раз то, что можно добавить.
    Имеем соционика - входная и выходная функция.
    Акцентуация - передаточная (обработка внутри).
    Вот характер преобразования информации - возможно и определяется конформностью. Будет ли он следовать входной или вопреки - отсюда и зависит.

    Добавлено спустя 40 минут:

    Попробуем дальше декомпозицию сделать

    Параноид - Неконформный, логический экстраверт
    Эпилептоид - конформный, логический экстраверт
    Шизоид - неконформный, логический интраверт
    Психастеноид - конформный, логический интраверт

    Истероид - неконформный, этический экстраверт
    Гипертим - конформный, этический экстраверт
    Сензитив - неконформный, этический интраверт
    Астенод - конформный, этический интраверт
     
  17. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Вот смотри, пример - истероидная акцентуация:
    Прошу прощения, но здесь описан просто внутренне не развитый индивидуум, страдающий инфантилизмом. Уровень внутреннего развития совершенно не зависит от ТИМа. Истероидом может быть и Роб, и Макс, просто у них это выражается иначе, чем, скажем, у Гама. Имхо.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    plot
    Да. О связях функций с акцентуациями я могу пока только приблизительно. Истероидность завязана на эмоциональную этику, сензитивность на социальной, шизоидность наверняка с обоими типами интуиции может быть связана (и даже разделяться по этому параметру), эпилептоидность с эстетической сенсорикой и её волевой "изнанкой". Праноидальность и конформность, полагаю, могут быть завязаны на любую из функций с эстра- или интра- доминированием соответственно.

    Добавлено спустя 6 минут 35 секунд:

    ... принятие той или иной социальной роли, способствующей акцентуированию. Но в зависимости от того, какой ТИМ какую роль принимает или не принимает вариантов уймища выходит.
     
  19. Sergey

    Sergey Guest

    Очень похоже.
    Если снова вернуться к параметрам
    неконформность, воля, идейность, то если идейность/человеченость сочетается с логикой/этикой, вот насчет отождествление воли с экстраверсией я дал маху.
    Тем более что в соционике воля вроде есть. Волевая сенсорика и т.д.
    Короче, что то вроде проясняется.


    Претендент на отдельный параметр?
     
  20. TopicStarter Overlay
    Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Не сильно. Связь, причём приямая, определённо есть.
    На особый статус. Есть впечатление, что эти акцентуации универсальны и ложаться с индивидуальными особенностями практически на любой ТИМ.
     
  21. Вот именно поэтому я и выдвинула идею, что акцентуация очень хорошее подспорье в Тождественном плане, т.е., когда речь идет об одинаковых ТИМах, их разностные детали и можно обсуждать на основе акцентуации, то бишь именно акцентов непосредственно этой линости.
     
  22. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Заметил, что сенсорики больше склонны к тому, чтобы быть жаворонками, а интуиты - совами.
     
  23. Песец

    Песец Guest

    Есть такое.
     
  24. Natari

    Natari Гость

    Сообщения:
    1.739
    Симпатии:
    176
    Доктор Майкл Ньютон в процессе работы с пациентами (оперативная психологическая перестройка, помощь в установке связь между их мыслями и эмоциями и устранение нездоровых аспектов в их поведении) пришел к выводу о том, что души между воплощениями объединяются в духовные группы.

    "Когда формируется первичная группа в составе, скажем, пятнадцати — двадцати душ, они имеют определенные общие таланты и интересы. Но при этом группа поддержки спланирована так, чтобы каждый ее член имел какие-то свои особенности в установках, чувствах и реакциях. В основном, мои Субъекты сообщают о группах смешанного состава, т.е. состоящих как из душ мужской ориентации, так и женской, которые относятся к одному или нескольким характерным типам, таким как:

    1) мужественные, жизнерадостные, сильные и удачливые;
    2) мягкие, спокойные, преданные и в некотором смысле невинные;
    3) охотники до развлечений, остроумные, шутники, любящие риск;
    4) серьезные, надежные, осторожные;
    5) эксцентричные, энтузиастичные, искренние;
    6)терпеливые, уравновешенные, восприимчивые;
    7) внимательные, расчетливые, решительные;
    8) передовые, находчивые, легко приспосабливающиеся.

    Эти различия обеспечивают равновесие в группе. Однако, если вся группа демонстрирует сильную склонность к проявлению эксцентричности или дерзкого бесстрашия, то наиболее осмотрительный член группы показался бы другой группе душ менее мужественным.
    Тот факт, что тесно связанные между собой души в данном Случае ориентированы на мужские роли в их физических жизнях, не умаляет их способности общаться с молодыми душами, предпочитающими женские роли. Первичные духовные группы являются смешанными в этом отношении. Как я уже упоминал, действительно продвинутые души, выбирая физическую жизнь не впадают ни в ту, ни в другую крайность.
    Желание проявить свое «Я» является важным мотивирующим фактором для душ, решивших прийти на Землю, чтобы получить практические уроки. Иногда причиной дискомфорта душ более низкого Уровня является расхождение между тем, как они воспринимают свое «Я» в свободном состоянии души, и тем, как они действуют в человеческих телах. Души могут прийти в смущение от того, что они представляют собой в жизни. Однако фактический опыт прожитой жизни может в какой-то степени компенсировать недостаток понимания.
    Наши недостатки и нравственные конфликты рассматриваются в духовном мире как ошибки более серьезно, чем на Земле. Мы видели, как в духовных группах разбираются и анализируются различные нюансы выбора или возможных решений. Члены первичной духовной группы работают вместе так долго — в земном летоисчислении,— что постоянно отчитываются друг перед другом и группой в целом. Это стимулирует глубокое чувство принадлежности к духовной группе, и даже может создать впечатление, что между различны ми первичными группами существуют ментальные барьеры — особенно между группами душ, находящихся на более низких Уровнях.
    Тем не менее, если в человеческой форме каждая душа может испытывать отвержение и одиночество, в духовном мире наше индивидуальное эго постоянно поддерживается дружественным окружением товарищей по группе."
     
  25. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Не наоборот?
     

Поделиться этой страницей