Я уже неоднократно писал о "сетевой" и "корпоративной" стратегиях в истории. Корея очень яркий пример последовательного применения одной из них - корпоративной . Пример значительно более рафинированный , чем Япония и Китай. Ситуация ещё более интересна тем, что сегодня мы имеем две Кореи (кстати по-корейски обе называются по-разному: на севере используется вариант самоназвания Чосон, а на юге - Хан), что придаёт корейскому социальному эксперименту особую чистоту. Писать буду по мере настроения и читательского интереса.
неоднократно ). в последний раз здесь http://forum.arimoya.info/threads/Альтернативные-системы-координат.3044/
Государство при разных стратегиях возникает по-разному. "Сетевое" государство вырастает как бы на пустом месте, часто охватывает сразу громадные территории, не имеют постоянного центра (столица "кочует" или перемещается вслед за вождём и его свитой. "корпоративное" государство вырастает медленно, кирпичек к кирпичику. одна община подчиняет несколько соседних, возникает вождество. несколько общин сливаются в город. вождества подчиняет несколько соседних, они образуют ядро (в будущем привилегированное) , которое одного за другим подчиняет соседей. Так и появилось корейское государство. Процесс , конечно , был сложней. Первое протогосударство Древний Чосон (с 4 в до н.э.) имело центр скорее в Маньчжурии, во 2 в до н.э. его завоевал Китай. Оно значимей скорее для национальной исторической мифологии , чем для политогенеза.Вообще, север полуострова исторически первоначально был связан с Маньчжурией (см. ветку На сопках Маньчжурии), история у них одна (с 10 в. до н.э. бронзовый век и вождества, с 4 в до н.э. железный век и протогосударство), поэтому северных дел я здесь касаться не буду, хотя протокорейцы жили и в тех краях. Та Корея, которую мы знаем, родилась на юге, начиная с 1 в до н.э., в стране которую китайцы называли "3 хан" : три союза вождеств - Чинхан, Махан и Пёнхан.
Бичурин. из Ханьских хроник (1-2 вв.н.э.): " Хань. Хань состоит из трех родов: Махань, Ченьхань, Бяньчень. Махань на западе имеет 54 княжества; на севере граничит с Лэ-лан, на юге с Япониею. Ченьхань на востоке имеет 12 княжеств; на севере граничит с Вэй-ли[Веймо] .Бяньчень от Ченьхань на юг также имеет 12 княжеств и на юге граничит с Япониею. Всего 78 княжеств, 43 в числе которых и Боцзи считается. Из больших княжеств каждое имеет до 10.000, а из малых каждое по нескольку тысяч семейств. Все лежат между горами и морем, 44 и в сложности в окружности содержат более 4.000 ли. На востоке и западе прилегают к морю. Все они в древности составляли одно царство Чень. Махань есть самое большое владение. В нем утверждено местопребывание Ченьского владетеля. Из сего ясно видно, что он царствовал над землями всех трех Хань. Владетели прочих княжеств произошли из рода маханьского государя. Маханьские жители знают земледелие и шелкоделие; ткут шелковые ткани и холсты. Там родятся каштаны величиною в грушу. Водятся долгохвостые курицы; хвост у них длиною около 5-ти футов. В селениях живут без порядка. Городов, обведенных стенами, не имеют. Землянки их походят на могилы, с отверстием вверху. Не знают учтивого приветствия в поклонах и коленопреклонении. Нет различия между старшими и младшими, между мужским и женским полом. 45 Не дорожат ни золотом с дорогими каменьями, ни тонкими шелковыми и шерстяными тканями. Не умеют верхом ездить на лошадях и волах. Только высоко ценят жемчуг, которым унизывают свое одеяние и который носят на шее и в ушах. Вообще ходят с открытою головою, связывая волосы на теме [темени] . Кафтаны холщевые, башмаки травяные. Люди дородные и мужественные. Дети сбивают землянки. Для упражнения силы продевают сквозь кожу на спине веревочку и, свесив на ней большой чурбан, кричат: крепись. Обыкновенно в пятой луне, по окончании полевых работ, приносят жертву духам; и днем и ночью собираются пить вино, толпами поют и пляшут; в пляске по нескольку десятков человек один за другим следуют, притопывая такт ногою. В десятой луне, по окончании полевых работ, опять то же. В каждом княжеском селении один человек поставлен для распоряжений при жертвоприношении духам. Сей человек называется жрец. Еще построено Суту. Историческое дополнение. В Вэй-чжы сказано: в каждом княжестве есть особливое селение, называемое Суту. Убежавших сюда не возвращают. Суту имеет сходство с буддайскими монастырями. Водружают высокое дерево, на котором вешают бубен с бубенчиками -- для моления духам. К югу не далеко от Японии. Есть также татуирующиеся. Ченьханьские старики сами сказывают, что жители царства Цинь [Циньская династия в Китае 223 -- 206 гг. до н. э.] "китайцы", уклоняясь от горькой службы, приходили в Хань. Маханьцы отделили им часть своих земель. (...) Почва земли тучная, годная для пяти хлебов. Знают шелководство и ткут шелковые ткани и холсты. Ездят в телегах на быках и лошадях. Браки совершают по обрядам. Прохожие уступают дорогу друг другу. 49 Отсюда выходит железо, которое скупают вэйцы, японцы и маханьцы. Если надобно купить и выменять что, то железо служит вместо монеты. Любят песни и пляску, пить вино, играть на музыкальных орудиях. Если родится мальчик, то сплющивают ему голову, придавливая камнем. Бяньченьцы смешанно живут с маханьцами. Города и одеяние у них одинаковы, но в языке и обычаях есть разность. Жители вообще рослы, с красивыми волосами. Одеяние на них чистое. Законы строги, наказания жестоки. Владение их не далеко от Японии; и потому многие татуируются. (...) От Махань на западе на морском острову есть владение Чжеуху. Там жители малорослы; бреют головы; носят ханьское одеяние. 51 Есть высшие, нет подчиненных. 52 Стараются разводить быков и свиней. Они плавают на судах, и производят торговлю на ханьских рынках."
В каждом из трёх союзов затем выделяется сильнейшее "царство", постепенно подчиняющее остальные вождества (би). В Махане это было Пэкче, в 3 в. оно объединило его територию и превратилось в настоящее государство, но в 7 в. было завоёвано Китаем. В Пёнхане - Мимана. Оно было не слишком сильным, и зависело от Японии. В 6 в. его завоевали соседи. Наконец, в Чинхане - Силла. именно она в 671 г. объединила весь полуостров. все эти государства напоминали матрёшку - в центре изначальное вождество, вокруг рано подчинённые ему вождества -союзники, династии которых сотавили правящую аритократию, на окраинах завоёванные вождества, присылающие "на службу" заложников. культуру, письменность, систему управлениея царства заимствовали из Китая. Частью китайской культуры был буддизм, принятый в Пэкче в кон. 4 в. , а Силле в 6 в. (Причиной принятия, по преданию, было чудо - один аристократ - сторонник буддизма потребовал, чтобы его казнили, чтобы доказать истинность нового учения. Его кровь оказалась белой.)
С этого времени и (и до кон.19-нач. 20 в.) Корея вегда сохраняла самостоятельную государственность, всегда (исключая краткий период раздробленности в кон. 9-нач. 10 в.) единую государственность, почти всегда находилась в вассальной зависимости от Китая, который всегда оставался её культурной метрополией. Территориальные изменения происходили в основном на севере: граница то слегка отступала, то выдвигалась к северу, очень медленно поглащая приграничные районы Маньчжурии. Уже к 10 в. складывается единая корейская нация. Внешние связи были очень ограниченны, почти полностью сводясь к контактам с соседями. На территорию страны неоднократно совершались вражеские вторжения, но обычно отражались. Т.о. страна почти приближается к "идеальному типу" - модели политического развития, который стронникам корпоративной стратегии представляется "правильной" .Единственно, близость Китая заставляла корейцев видеть центр мира - идеальной империи всё же там , а не у себя. Эта позиция была постепенно пересмотрена в 13-17 вв., после завоевания Китая сначала монголами, а затем маньчжурами, после этого Корея наконец стала воспринимать себя как единственный центр "настоящей" цивилизации.
Правящим сословием такой страны является бюрократия-аристократия получающая земли в держание на службу. Когда государственный земельный фонд велик - государство процветает, когда, в результате неизбежной приватизации земли элитой, он сокращается, наступает кризис. Такой кризис и положил конец династии Силла в 10 в. Реформа возвращает всё на круги своя. Как это сделала новая династия , основавшая царство Корё. Корё было более "правильным", чем Силла. В последней правила аристократическая бюрократия - потомки древних вождей, для образованнных простолюдинов существовал жёсткий потолок. В Корё все прпоны для бюрократической карьеры были устранены. Элита была чётко очерчена и отделена от народа, но не закрыта, и не демонстративна (т.е. не делала акцент на престижном потреблении), во всяком случае формально считалось , что принадлежность к правящему сословию определяется образованием и добродетелью. Внесистемным (размывающим систему) был такой элемент как богачи. Частные богатсва вообще считались нежелательными. основой экономики было сельхозпроизводство, крестьянская община с очень развитыми институтами и традициями взаимопомощи. Торговля была сведена к минимуму. Занятно , что в Корее до 17 в. (1678 г.) не было денежного обращения, только натуральный обмен (рис как валюта). Рынки впервые было разрешено открывать в 1546 г. Профессиональное ремесло (производство престижной продукции) до этого было только казённое - ремесленники собирались в гос. цеха, выполянли госзаказ, сдавая всю продукцию и получая зарплату. Продукция затем распределялась государством среди элиты или вывозилась. Буддизм в такой системе конечно пытались сделать частью гос. аппарата, государственной церковью. Но потом поняли, что он не совсем пригоден для такой роли.. После кризиса 14 в. положившего конец Корё, при новой династии Ли (1392 г, название государства - Чосон) на буддизм начались гонения, и в течение 15 в. почти все монастыри были закрыты. Это можно рассматривать и как "реформацию по-корейски" ).
Но при всём стремлении быть большим Китаем, чем сам Китай, социальный строй Кореи всё же имел некоторое своеобразие. Прежде всего в том, что служилые здесь оформились в сословие янбаней. практически аналогичное поместному дворянству. История Чосон это история противоборства янбанских "партий" - структур далеко выходящих за рамки придворных группировок или кланов, имеющих отделения на местах, базирующихся в "храмах славы", со своей идеологией. Так например первый раскол был между стоонниками традиционного конфуцианства и неоконфуцианство. Борьбе шла не как в Японии , в виде военных столкновений кланов, а в виде сложных интриг, где полная победа завершается казнью оппонентов.
Вообще, если искать аналог для сравнения с Европой, то, пожалуй, Корею можно сравнивать с Польшей. Как это ни странно звучит(при полной противоположности устройства и стратегий) ) . Условные аналоги: кн-во полян - ранняя Силла (вислян, соответственно, - Пэкче) Польское княжество 10 в. - Силла 6-7 вв. раздробленность 12-13 вв. - корейские княжестав 9-10 вв. польскому королевству 14-16 вв. будет соответствовать Корё (10-14 вв.) 13 в. обе страны переживали монгольские нашествия, не приведшие к утрате государственности. реформация в Польше (незавершённая) в 16 в., - конфискации монастырских имуществ 15 в. "Потоп" сер. 17 в. - Имджинская война кон. 16 в. после этих жёстких кризисов в Польше 18 в. и в Корее 17 в. наблюдается значительный экономический подъём, связанный с перетройкой хозяйства, на частично рыночных основаниях. (В Корее династии Ли удалось провести реформы, не дожидаясь своего падения - разрешение торговли и частного ремесла, частная собственность на новь, твёрдый унифицированный и невысокий налог в зерне вместо сложной ситемы натуральных, всё это на фоне переворота в аграрных технологиях). и там и там господствовали настроения национального самодовольства и ощущения собственой исключительности (среди дворянства). Только Польша исчезла уже в кон. 18-нач. 19 вв. а Корея просуществовала до нач. 20 в.
Ан Гён 15 в. Воображаемое путешествие в Страну цветущих персиковых садов. 1447 Кан Хиан Созерцание воды 15 в. Ли Ам 16 в. Юн Дусо автопортрет 17 в. Пён Санбёк 17 в. Чон Сон 18 в. Тонвон (Ким Хон До) 18 в.
В 19 веке Корея оставалась последней из дальневосточных стран наотрез отказывающихся от контатов с Западом. Открытие её для внешнего мира вооружённым путём осуществила Япония в 1876 г. Как ни странно, в это время в Корее уже получило распространение христианство . Корейцы изучали его самостоятельно и по собственной инициативе.по христианской литературе на китайском языке. После открытия вестернизацию Кореи осуществляли также в основном Китай (до 1895 г.) и Япония.
Китай вышел из игры после поражения в 1895 г. от Японии и отказа от суверенитета над Кореей. В 1897 г. Корея была провозглашена империей Тэхан. На последнем этапе драмы борьбу за влияние над страной вели Япония и Россия. В 1905 г. и Россия сошла с дистанции, над Кореей был установлен японский протекторат, а в 1910 г. она вошла в состав Японской империи.
30 лет преобразований после открытия страны (упразднение сословий, газеты, банки, железные дороги, телеграф, концессии, текстильные фабрики, иностранцы,иностранные войска на территории) несомненно были шоком для населения. События протекали бурно 0 постоянные восстания, перевороты, новые религиозные движения (протестантизм, чхондогё).. Но ещё большим шоком стало 40-летнее японское господство, особенно периоды "японизации" 1910-19 и 38-45), по своему воздействию на национальное самосознание оно вполне сравнимо с вековым господством России в Польше.
Итог - завершение складывания национальной исторической мифологии. В самых разных странах она , несмотря на нюансы, обычно довольно близка, и состоит из трёх базовых мифов: миф об особом пути, избранничестве (и иногда мессианстве), миф о великих предках ( в данном случае о Тэвонгуне и государственности простирающейся в 3 тыс. до н.э.) и миф о великой несправедливости (в данном случае проклятии японского "ига"). Это гремучая смесь.
В 1945 г. , как известно, Япония капитулировала и её корейские владения были разделены на советскую и американскую оккупационную зоны. В 1948 г. они превратились, соответственно, в КНДР и Республику Корея. Так начался великий корейский эксперимент ) Первым его актом была Корейская война 1950-53 гг. фактически подтвердившая статус кво.