Существа Антарикши

Тема в разделе "Мифическая география", создана пользователем Ондатр, 29 дек 2009.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Александров М.М.

    Существа антарикши.

    Многочисленные категории сверхестественных существ знакомы любой мифологической традиции. В более развитых системах существуют сложные классификации миров и их обитателей. В Эдде с такими мирами связаны девять корней мирового древа, в тибетской мифологии они происходят из девяти разных яиц и т.д. Иногда между мифическими мирами и их обитателями из разных традиций существует удивительное сходство.
    Здесь, в качестве эксперимента, за основу будут приняты образы индо-буддийской мифологии, которым мы постараемся найти аналоги в других мифологических традициях.

    Антарикша – это промежуточный мир, окружающий землю великий воздушный и подземный океан, который примерно соотносится с астральным миром оккультистов.

    Персоналии:

    Питри (питары) (букв. Отцы). Души усопших предков. Весьма многочисленная категория, состоящая из многих подразделов. В основном значении питри не просто предки, а именно первые прародители, установители, дети богов, риши – создатели Вед. Их мир – питрилока расположен на небесах выше неба богов (подвластных Индре). В тоже время питри тесно связаны с Ямой, он их царь и благие питри пируют в его небесном дворце (Яма – локапал юга), также к питри относятся обитатели лунного города Саумья.
    В другом значении, питрилока вообще страна мёртвых, обычно подземная, включающая судилища и чистилища.
    Путь питри проходит в южной («нижней») части небосклона.
    По Ахтарваведе, питри населяют землю, воздух и небеса. Их просят о богатстве, потомстве, долгой жизни.
    В этой последней роли они практически совпадают с римскими гениями (от gens – род) – духами покровителями рода, отдельного человека, местности, корпорации, города,
    и до некоторой степени с греческими «демонами». Так, по Гесиоду, в благих демонов-покровителей превратились после смерти люди Золотого века.
    В буддизме, питрилока как таковая отсутствует, но выше небес Индры существуют Небеса Яма (притом, что Яма одновременно бог смерти и подземного мира).

    Аналоги питри существуют в разных культурах, которым свойственны культы предков


    Самыми загадочными существами верхних миров являются видьядхары и сиддхи.
    О видья-дхарах (букв. ведуны, ведающие, носители знания, волхвы) известно немного. Они обитают на севере, связаны с горами и лесами и обладая совершенным знанием магии способны по желанию менять свой облик. Мужчины славятся мудростью, женщины - красотой; и те, и другие часто вступают в браки со смертными.
    В тантрическом буддизме видьядхары – грозные тантрические учителя.

    Сиддхи (букв. достигшие, преуспевшие) владеют магическими способностями в совершенстве.
    В индуизме, они населяют верхние слои атмосферы до сферы солнца включительно.
    Их колоссальные возможности, святость и благочестие и вызывают почтение у богов.
    Согласно пуранам, число сиддхов доходит до 88000 и они владеют восемью сверхъестественными свойствами: становиться бесконечно малыми и большими, предельно легкими или тяжелыми, мгновенно перемещаться в любую точку пространства, достигать желаемого силой мысли, подчинять своей воле предметы и время и происходящие в мире события (власть над миром).
    В буддизме овладение этими искусствами связано с овладением Телом Ума. Сиддхами именуются совершенные мастера тантры.
    К числу сиддхов в индуизме также причисляются 66000 карликов-валакхильев сопровождающих солнце и питающихся солнечным светом.
    До некоторой степени аналогом сидхов будут крылатые бессмертные с горы Пэнлай, превращающиеся в журавлей.

    Гаруды. Громадные разумные небесные птицы с некоторыми чертами человекоподобия. Орлы. Переносят богов на своих спинах. Враждуют с нагами. Связаны с громовержцем.
    (ср. орлов у Толкиена, животное Барак перенесшее Мухаммеда и Иерусалим).
    Киннары. Небесные певцы со значительными чертами зооморфности – иногда слошадиными головами или кентавры, сладко поющие райские птицы с человеческими головами.(типа Сирина и Алконоста), сфинксоподобные кимпуруши.
    Здесь можно вспомнить библейских зооморфных ангелов. Видения подобных существ были у Даниила Андреева.

    Гандхарвы. Питающиеся запахами. Атмосферные духи, блеском подобные солнцу, обитающие в призрачных воздушных городах, иногда крылатые. Небесные воины и певцы, слуги богов. (В этом отношении напоминают христианских ангелов. ПрОклятые гандхарвы становятся отвратительными демонами–ракшасами.). В ахтарваведе связаны с водами и лесами. Враги нагов.
    Со временем главной для них становится функция небесных музыкантов. (ср. кит. ван-му шичжэ – девушки-птицы служанки Си-ван-му и искусные музыканты). Их музыка неодолимо чарующа, искусны они и в танце и врачевании. Они одарены всевидинием, дарят экстаз и вдохновенье, прекрасны и артистичны, легко и охотно соблазняют земных девушек. Их время вечер и ночь, они связаны с Сомой (бог Луны и дарующего экстаз напитка). Брак по способу гандхарвов – свободное сожительство по любви.
    Вдохновляемые ими обычно ведут образ жизни богемный и блестящий.

    Хотя гандхарвы существа обоеполые, жёнами их часто становятся апсары.
    Само слово «апсара» – водяница, движущаяся в воде, позволяет их соотнести с греческими нимфами, но в Индии главной для них стала функция небесных танцовщиц и куртизанок, прислужниц и любовниц богов-дэвов. Ублажают они в небесном мире и павших героев (ср. валькирии, гурии). По поручению богов соблазняют опасных аскетов, насылают на людей любовное безумие. Всегда выглядят как прекрасные девушки.

    Насылать безумие и предсказывать будущее могли и греческие нимфы, также часто возлюбленные богов. Хотя, в целом, они были довольно доброжелательны.
    В германском варианте, валькирии приобретают довольно зловещий колорит, носясь над полем боя, решая исход поединков и неся смерть своим избранникам.

    Интересным аналогом для гандхарвов являются южнославянские вилы (самовилы), очаровательные крылатые девушки с распущенными волосами. Летая в поднебесье, они одновременно тесно связаны с водоёмами, владеют колодцами и озёрами. К мужчинам относятся обычно дружелюбно, и вступая с ними в любовную связь рожают им детей с необычайными способностями. Но разгневавших её людей вила может жестоко наказать. Вилы лечат и могут предсказывать смерть. С ними связан распространённый сюжет о женитьбе на деве–птице.
    ( ср. сюжет о деве-птице улетающей после нарушения мужем определённого запрета).

    Ряд схожих мотивов присутствует в иранских преданиях о пери (пэри, пари), объеденяющих однако под этим названием более широкий класс существ (пэри прямой аналог ирландских фэйри).
    Среди пэри тоже есть разряд в основном благорасположенный к людям (хотя и могущие наводить безумие). Эти пэри летают по воздуху, связаны с водоёмами, доят горных коз, вступают в любовную связь с людьми (и мужчины и женщины), женщины-пэри обычно очаровательны и рожают необыкновенных детей. Порой у пэри вместо ног птичьи лапки (как у самовил копытца). Своим возлюбелнным пэри рассказывают о судьбе пропавших, делают их шаманами. Активны в тёмное время суток. Часто показываются в виде животных.

    Частично пэри и фэйри могут быть соотнесены с якши.
    Якши родственники и смертельные враги ракшасов. Амбивалентные, но в целом доброжелательные к людям существа. Владеют майей и предстают то как существа удивительной красоты, то, как карлики с отвислыми животами. Название от глагола «якш» – двигаться, проявлять жизненность, стремиться вперёд. Их эпитеты: «другие люди» и «чистые люди». Особенно почитаемы джайнами. Хранители буддийских храмов (т.н.»божественные генералы») тоже якши. Могут они и наказывать насылая безумие или туберкулёз.
    Категория эта довольно размыта. В буддизме, она включает в себя основных обитателей трёх нижних райских миров – террас на склонах Меру. Это (снизу): Держащие Чашу, Носящие Гирлянду и Всегда Опьянённые, (каждая терасса на 10000 йоджан выше предыдущей), отдельно где-то ближе к вершине упоминаются Сияющие Счастьем.
    В тибетском тексте «Сокровище бытия» о них приводятся некоторые дополнительные сведения. Якши первой террасы держат чашу наполненную едой и исполняющую желания, Второй – держат в руках магические чётки и посохи, летают на драконах, правят молниями и градом, сражаются с асурами. Это воины небесной рати. Якши третьей – Вечно Наслаждающиеся, пьющие мёд и носящие шёлковые одежды, фактически отождествляются с киннарами.

    Другие же якши слуги бога богатства Куберы, хранят его сады и охраняют сокрытые в земле и горных пещерах сокровища.

    Индийские якши в этом отношении двойники германских альвов (позднее эльфы). В Эдде альвы делятся на светлых и тёмных. Светлые альвы в частности населяют высший небесный чертог Гимле (на третьем небе), тёмные альвы живут на земле и в пещерах и хранят сокровища. Это карлики-мастера цверги и гномы. В Индии им соответствуют гухьяки (т.е.пещерные).

    Несомненные родственники светлых альвов и якшей Денни ши Ирландии (фейри, серые ангелы, джентри, Туат де Даннан), литература о которых весьма обширна,
    и, видимо, бессмертные обитатели «Пещерных небес» Китая.

    Наги.
    Полу-люди, полу-змеи. Способны легко менять свой облик, чаще всего принимая образ людей или драконов. Наги бессмертны, владеют несметными сокровищами и способны оживлять мёртвых.
    В индийской мифологии змееподобные существа населяют три различных подземных мира: отдельно многоголовые гигантские злобные змеи (раги и махороги), змеевидные асуры и собственно наги, обитающие в Патале – прекраснейшем из миров материальной Вселенной. Сияющее на их головах драгоценные камни освещают все нижние миры. Они мудры, но склонны к вспышкам неконтролируемой ярости, способны убивать взглядом и невооружённым глазом различать несколько миллионов звёзд… Им подчинены воздушные драконы, правящие облаками и грозами.
    Также наги, контаминированные с местными змеевидными божествами, обитают в водоёмах (чаще всего реках, особенно у мест слияния) и также ответственны за дожди и вообще погоду. Они весьма почитаемы, хотя и опасны. Известна эта разновидность и в Европе. Вот что пишет о них Гервазий Тильсберийский: «В народе рассказывают, что драконы, приняв человеческий облик, расхаживают по рынкам не будучи узнанными. Утверждают, что они обитают в подводных пещерах, расположенных на реках» Далее рассказывается, что эти драконы живут в подводных дворцах и порой похищают женщин которые нужны им как кормилицы.
    Нагов, населяющих три мира: подземный, подводный и воздушный, очень напоминают центрально и восточно-азиатские драконы (лун, лу, лусы, клу), часто прямо с ними отождествляемые. В Китае дракон существо обычно доброжелательное, хотя бывают и злые лун.Говорится, в частности, о земных лун, лишённых за злые дела возможности подниматься в небо.
    Весьма почитаемы наги в Юго-восточной Азии (в Лаосе почитаются защитниками страны).
    Считается, что наги весьма расположены к буддийской религии и долго хранили у себя сутры праджняпрамиты.

    Вообще, связанный с ними архетип дракона очень сложен и многоаспектен. Вот только некоторые аспекты:
    Перводракон, играющий ключевые роли в процессе космогенеза.
    Мировой змей, поддерживающий мироздание и уничтожающий его в конце мирового цикла.
    Змей-дракон как символ «низа» – подземно-подводной сферы, земли.
    Змей как символ хаоса. Змей – противник Громовержца, запирающий воды и другие блага.
    К собственно нагам ближе всего образ мирового змея, который почитается их царём.

    Наги и драконы роднятся с людьми. Нагини становятся прородительницами народов и династий (например у кхмеров, у скифов). К полузмеевидным культурным героям принадлежали древние правителя Афин (автохтоны) и Китая. Можно вспомнить также образ Пернатого Змея в Мезоамерике.
    Западная часть Евразии очевидно имела дело в основном со злобными драконами (в Индии – раги и махороги).

    Следующие три класса существ: ракшасов, пишачей и бхутов, следует отнести к существам злокозненным и демоническим. В буддизме все они отнесены к разряду прета (голодных духов) в силу их вампирической и паразитической природы. Это неблагая и мучительная форма существования ( в ряде случаев почти адская), но некоторые прета обладая великими паранормальными (риддхическими) способностями, и, как отмечает Васубандху, «пользуются поистине божественной славой».

    В индуизме, прета – это переходная форма существования между двумя воплощениями, существование в форме прета может растянуться до года, грешные мертвецы, особенно те по которым не справлялись погребальные и поминальные обряды, становятся бхутами.
    Бхуты (букв. бывшие) – неупокоенные души и соответствуют претам буддизма Они питаются за счёт эмоций (обычно отрицательных) живых существ, запахов, энергии разложения и пролития крови и т.д., в более натуралистических преданиях – человеческим мясом и кровью. Они принимают разнообразный вид (животных, великанов, карликов), обитают на кладбищах, на деревьях, могут становится покровителями определённых лиц, семей, деревень, объектами локальных культов и получателями жертвоприношений (достаточно широко подобные существа почитаются, например, в вуду). Это известные практически во всех традициях «незаложные мертвецы»: призраки, привидения, домовые-полтергейсты, вампиры (собственно для обозначения упыря, духа вселяющегося в мёртвое тело, в Индии используется обозначение ветала). Царём бхутов почитается Шива. (В буддизме царь претов Яма).

    Пишачи и ракшасы порой близки до неразличимости, это злобные опасные для людей духи-кровопийцы и людоеды, вредящие и насылающие болезни.
    Отличие между ними больше в степени могущества. Ракшасы свирепы и агрессивны, пишачи трусливы и подлы.
    (Например,брак по способу ракшасов - букв. "дьявольский" вид брака, при котором девушку насильно похищают, после того, как побеждают или убивают в сражении ее родителей или родственников.
    Брак по способу пишачей - последний из восьми видов брака, считающийся наиболее низким, когда любовник овладевает девушкой во время ее сна, опьянения или потери рассудка).
    Ракшасы – ужасающего облика великаны-людоеды, враги рода человеческого (Аналоги: гули, дивы, огры, тролли, горные великаны, фоморы и т.д.). владеющие искусством перевоплощения. Иногда ракшасами становятся в результате проклятия гандхарвы и т.п. существа или злые чародеи после смерти.
    Пишачи – вампирические, злобные и опасные духи (астральные сущности), вызывающие болезни и одержимость (вампиры, злыдни), проклятые души питаров (предков).

    Для полноты демонологии должны быть помянуты и асуры.
    Деление высших сил на два противоборствующих лагеря вообще характерно для индоевропейской мифологии, причём, как не раз отмечалось, противники богов – титаны, асуры, ётуны, другие великаны обычно не рассматривались как безусловное зло (исключение Иран, Бурятия) или даже вызывали откровенную симпатию (нарты). Титаны/асуры часто старшие братья (старшее поколение) богов, обладая великими искусствами, познаниями и магической силой (майей), безмерно горды и плохо организованы (в отличие от богов имеют много царей и разные группировки). Далеко уступая богам по части хитрости и коварства (в Иране ахуры противопоставлены дэвам как правдивые лживым), они были побеждены и низвержены с небес на землю. Обуреваемые духом реваншизма, который стал для них смыслом существования, они вновь и вновь атаковали богов в смертельной схватке за мировое господство, но, несмотря на неоднократные успехи, потерпели поражение и в итоге были загнаны под землю, однако не смирились.
    В свою борьбу дэвы и асуры вовлекали и людей. Асуры искали признания человечества, воплощались среди людей, выступали как культурные герои, даря совершенные, но безблагодатные технологии.
    Качествами, присущими асурам считаются: бравада, жестокость, завистливость, лицемерие, безжалостность; самовосхваление, ревность и гордыня; стремление к власти, могуществу и известности; постоянное осуждение и критика других.
    Выступая врагами богов, асуры однако не враги Бога, хотя многие из них склоняются к атеизму, материализму, или, во всяком случае, отрицанию Божественной Личности.

    Сравнивая индо-буддийские демонологии с авраамическими можно увидеть значительные функциональные совпадения:
    В мусульманских преданиях наряду с ангелами упоминаются джинны – существа имеющие огненную природу. Они делятся на верных (джиннов-мусульман) и неверных (шайтанов), последние по силе делятся на три разряда : ифриты (самые могущественные), гули (кутруб) – оборотни-людоеды, часто великаны ужасного облика, и хини(силаг) – самые слабые, часто являющиеся в виде чёрной собаки, которых соответственно можно соотнести с асурами, ракшасами и пишачами. Джинны легко меняют облик, вызывают одержимость, говорят через прорицателей и поэтов.

    В иудейской демонологии различным демонам приписываются следующие основные функции:
    Болезни и смерти
    Бедствия (голод, разбой, бесплодная земля)
    Грехи и дурные качества
    Ложные чудеса, предсказания и претензии на божественность
    Препятствия к отправлению культа
    Наказание грешников в аду

    Также были:
    Суккубы и инкубы
    И демоны-обвинители (прокуроры на загробном суде).

    В европейской демонологии функции демонов достаточно близки. Вот одна из характерных систематизаций (авторы - И.Виер, Р.Бертон):

    - Первый чин - Псевдобоги, те, кто выдает себя за богов, их князь Вельзевул;
    - Второй чин - Духи лжи, дурачащие людей предсказаниями, их князь Пифон;
    - Третий чин - Сосуд беззаконий, изобретатели злых дел и порочных искусств, их возглавляет Велиал;
    - Четвертый чин - Каратели злодеяний, мстительные дьяволы, их князь Асмодей;
    - Пятый чин - Обманщики, те, кто совращает людей лжечудесами, князь - Сатана;
    - Шестой чин - Воздушные власти, наводящие заразу и другие бедствия, ими руководит Мерезин;
    - Седьмой чин - Фурии, сеятели бед, раздоров и войн, ими правит Абаддон;
    - Восьмой чин - Обвинители и соглядатаи, под предводительством Астарота;
    - Девятый чин - Искусители и злопыхатели, их князь Маммона.

    Суммировав:

    К первой группе можно отнести демонов, вводящих в соблазн чудесами и предсказаниями, являющихся как ложные (в данном контексте языческие) боги и культурные герои.
    Их вполне можно соотнести с асурами.

    Ко второй, сеющих бедствия, болезни и смерти.
    Им соответствуют ракшасы и пишачи, или более специализированные демоны, как катапутана (тиб. гьялпо) сеющие смятение, нервозность и возмущение и вызывающие смуты), и матрика (тиб. ма мо) вызывающие войны и эпидемии.

    К третьей, провоцирующих грехи, преследующих праведных и святых и препятствующих отправлению культа.
    Последние две функции традиционно принадлежали ракшасам. Пишачи могли дурно влиять на слабых духом, вплоть до состояния одержимости. Непосредственно провокаторами греховных страстей, грубых и тонких привязанностей и искусителями святых вступали демоны Мары (тиб. дуд или бдуд) – сознательные враги дхармы.

    К четвёртой, принадлежали демоны преследующие и наказывающие грешников, в т.ч. в аду.
    В индуизме в роли адских стражников и палачей выступали ямадутты. В буддизме стражниками – ракшасы Ямы, а палачи считались псевдосуществами (т.е. фактически неодушевлёнными).

    Традиционно важная на западе роль прокурора-обвинителя (пятая группа), не получила в Индии распространения из-за разности в метафизике. Известному из гностической традиции личному бесу- искусителю, соответствует тибетские дре (соответствует злому начало в самом человеке).

    Т.о. функционально категории индо-буддийских и авраамческих демонов почти совпадют. Но метафизическая интерпретация достаточно разнится.


    Связана она в основном со следующими различиями:

    Авраамические индо-буддийские

    Дуализм (партия добра и партия зла) – полицентризм
    Замкнутость категорий – их открытость и проницаемость
    (бес человеком не станет и наоборот)
    Монистичность – многовариантность
    Один мировой цикл много циклов
    Одна жизнь много жизней
    Вечность награды и наказания временность любой формы существования.


    Можно и непосредственно соотносить между собой различные мифологические и фэнтезийные классификации, например:

    <table>
    <tr><th>Индия
    <th>Эдда
    <th>Толкиен

    <tr><td>Дэвы
    <td>Асы и ванны (асгард)
    <td>Валары и майары
    <tr><td>Апсары,
    <td>Дэвы
    <td>Асы и ванны (асгард)

    <tr><td>Гандхарвы <td> <td>
    <tr><td>Якши <td>Льесальвхейм (светлые альвы)
    <td>Эльфы

    <tr><td>Гухьяки <td>Свартальвхейм (тёмные альвы, цверги)
    <td>Гномы

    <tr><td>Киннары <td> <td>
    <tr><td>Видьядхары <td> <td>Истари (маги)

    <tr><td>Сиддхи <td> <td>
    <tr><td>Ракшасы <td>Тролли (горные великаны)
    <td>Тролли

    <tr><td>Пишачи <td>Нифльхелль
    <td>Орки

    <tr><td>Бхуты <td> <td>
    <tr><td>Асуры
    <td>Хримтурсы (уттгард)
    <td>
    <tr><td>Наги
    <td> <td>
    <tr><td>Ураги и махароги
    <td> <td>Драконы

    <tr><td>гаруды <td> <td>орлы
    <tr><td> <td>Муспель <td>барлоги
    <tr><td> <td> <td>Онты, хоббиты
    </table>

    (Отметим, что и в индийской и в толкиеновской мифологии мы имеем внутреннюю бинарную структуру в которой типологически близкие существа составляет пары антогонистов по принципу благой-проклятый (как ангелы-демоны).

    Дэвы – Асуры
    Якши (и гандхарвы)- Ракшасы
    Питары- пишачи

    Или противостояния как
    Гаруды- наги

    У Толкиена:
    Эльфа–орки
    Гномы–гоблины
    Онты–тролли
    Истари–барлоги (и те и другие майары)

    Орлы-драконы)


    Другой пример, соотнесение миров Даниила Андреева и индо-буддийской мифологии:

    Затомисы (для индийской метакультуры Меру (Сумеру) – вершина мировой горы Меру (мир 33 богов ведущих непристанную борьбу с демоническими силами (асурами) (33 бога это только главные среди обитателей этого мира).

    райские миры: Олирна, Нэртис, Готимна,– райские обители вокруг Меру и на её террасах.

    Миры разумных и просветлённых животных, сирины и алконосты, – киннары и кимпуруши

    Даймоны – очевидно, гандхарвы.

    Ангелы низшего круга – питри

    Великие стихиали – боги васу (из разряда 33), обычно это боги: воды, ветра, земли, огня, полярной звезды, луны, света, зари.
    (ближе всего к списку великих стихиалей иранские Амеша-Спента:
    1. КШАТРА-ВАРЬЯ небо,
    2. ХАУРВАТАТ - вода
    3. СПЕНТА-АРМАЙТИ – земля.
    4. АМАРТАТ – растения
    5. ВОХУ-МАНА – животные
    6. АХУРА-МАЗДА – люди
    7. АРТА-ВАХИШТА – огонь. )

    К малым стихиалям очевидно можно отнести большинство нагов – драконов управляющих (и олицетворяющих) воды: атмосферные, морские, речные, озёрные, подземные и самые верхние слои атмосферы (ионосферу).
    Грозы и ураганы олицетворяли маруты (часто отождествляемые с 11 рудрами из разряда 33-х)
    Минеральным царством ведали гухьяки.
    Бесчисленные духи лесов, домов, конкретных местностей были подвластны Четырём хранителям (сами четыре хранителя в буддийской мифологии обитали на верхней террасе Меру, между райскими мирами якшей и миром 33-х).

    Дуггур – мир похоти, видимо может быть соотнесён с пронизанными сексуальностью подземными мирами Атала и Витала, особенно второй – подвластный демонической Гаури (Белой богине) и населённый пишачами.

    Шрастры и уицраоры системы Андреева достаточно оригинальны, поэтому соотнесения могут быть только весьма условны. Драконоподобие рарругов и некоторых уицраоров заставляет вспомнить подземный мир махатала населённый рагами и махарогами.
    Внешность, ориентация на технологии, подземное местоположение обителей игв, напоминает не6которые разновидности асуров из мира расатала.

    Упомянутые подземные миры соответственно 1,2,5 и 6-й сверху)

    Имеют аналоги и многие Миры возмездия (пребывание в них и там и там временное).

    Хотя, в целом, осмысление одной мифологической системы с точки зрения другой, естественно, не более чем игра, но с другой стороны, такой «взгляд со стороны», возможно, поможет лучше понять и каждую из систем в её собственной логике.
     
  2. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Есть сведения, что одно время они существовали в Энрофе как альтернативная людям, более древняя раса.
    Ср. васичу - в мифологии индейцев-лакотов - голодные алчные духи. Их называли ещё мнивасичу - "водные духи". Когда появились белые, их тоже стали называть васичу.

    Ещё:

    Громовые духи, вакиньян - огромные крылатые существа, не видные людям из-за туч. Их голос - гром, а молнии - вспышки из их глаз. Есть четыре вида вакиньян: красные, чёрные, жёлтые и синие. Живут они на западе, защищая людей от Вазийи (см. далее).

    Вазийя - источник снегов, место вечного снегопада - северный великан, воплощение суровой зимы, обычно ассоциируется с голодом и каннибализмом.

    Иктоми - сын Иньян, скалы, первоначально названный Кса. Хитрец. Трикстер индейского мира. Родился из яйца размеро с человека. Тело большое и по-паучьи круглое. И т.д.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Не хочешь ли соотнести с существами лично знакомыми?
     
  4. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Понимаешь, главное что меня смущает - это "морфность" всех этих мифических существ. Если же абстрагироваться от этой самой формы - то параллелей можно много провести.
    Прямо по пунктам... Написать чтоли прямо по пунктам...

    Добавлено спустя 14 минут 26 секунд:

    Сейчас, попробую.

    Добавлено спустя 1 час 9 минут 33 секунды:

    Что касается питри, то здесь всё как-то намешано, имхо. Во-первых, это может быть результат восприятия бытия в слое подобном Олирне и тамошних обитателей. Очень похоже - предки, хранители и т.д. Во-вторых, когда речь уже заходит о гениях - это больше похоже на какие-то локальные серые стихиали типа манику, нибрусков и шалемов.

    Про видьядхар и сиддхов. Имхо, к ним можно отнести существ, которых я привык называть ангелами. Однако, тут ещё одна черта есть: привязанность к месту. Если не учитывать, что это могли быть какие-то особо продвинутые йогины, то вполне за таких существ могли сойти люди, находящиеся в Олирне в затворе. Это затворники, но пребывающие в Олирне. Эта грань между нашим миром и Олирной очень тонка, а раньше она для людей была ещё тоньше. Сознание древних людей было, насколько я могу это ощущать, намного подвижнее чем сейчас, после обработки наших мозгов всей этой машинерией, массовой культурой и масс-медиа.

    Гандхарвы и им подобные - тут могут быть и обитатели Олирны, и ангелы-даймоны, и даже стихиали, но и Дуггурское что-то в твоём описании есть. Особенно где апсары с наядами и нереидами. Опять же намешано. В мифах всё же многое намешано.

    Наги и драконы - вот тут не знаю что и сказать.

    Ракшасы, прета, бхуты, васичу, пишачи - этого добра столько в ближайших нижних окрестностях, что только успевай классифицировать.

    Суккубы-инкубы понятно...

    Боги-Великие Стихиали - тоже понятно.

    Древние народы вроде джентри - я сам с ними не сталкивался, но кое-кто сталкивался и знает о них много и многое может порассказать. Не знаю пока, появится ли она здесь.

    Вакиньян - думаю, понятно.

    Вазийя - тут вероятно связь с Полярными Стихиалями. Ты знаешь, Максим, я склонен выделять особо - Великую Стихиаль Холода. Андреев о ней не упомянул в таком качестве, но она определённо имеет место. И Ахаш и Нивенна - лишь её жители и, если можно так выразиться, подопечные.

    Что касается Трикстеров вроде Иктоми - это имхо соответствует одному из разрядов демонических сил, к Лукавым или Издевателям. Интересно, что они являются только к людям определённого склада. Я, например, почти с ними не сталкивался. Или, возможно, силы те же самые, а вот проявления их разные, так сказать - разные приёмы охоты для разных людей.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    На основании собственных наблюдений, я склоняюсь к следующим выводам:
    Питри – существа разных классов, объединяемые человеческим «происхождением». Хотя я не вполне понимаю, что означает «человеческая монада», очевидно питри выделяются именно по этому принципу, поэтому в буддийских классификациях отсутствуют. Под признак «человечности» попадают и андреевские ангелы (нижнего круга) и титаны.
    (естественно, данная трактовка резко отличается от теософско-антропософской).
    Сиддхи и видьядхары, с местностями никак не связаны. Скорее всего, мастера осуществившие трансформу физического тела.
    Гандхарвы, якши, наги – три отдельно существующие параллельные «расы», одна из которых описана Андреевым как «даймоны». В мифологических описаниях смешаны с разного рода стихиалями.
    Т.н. гоблины с ними связаны очень косвенно (соответствие им, скорее, буддийские кумбханды).
    Вообще «стихийный» подход выступал в мифологических воззрениях универсальным классификатором.
    Это относится и к дэвам (группы «4-х» и «33-х»), где объединены стихиали, обитатели затомисов и миров «архонтов», а также «великие архетипы» – универсальные образы богов, только символически связанных с теми или иными стихиями.
    «Демонические» существа могут быть разделены на две группы, одна из которых (асуры) не паразитарна.
    Трикстер – универсальная архетипическая фигура, и с какими либо особыми существами не соотносится. Однако в Тибете описываются особые духи «ган дре» (дре это злой дух) – насмешники, бесы смеха, кажется, аналог одному из королей Подводного.
     
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ондатр,
    вполне может быть, что больше верны твои соображения. Хотя наши взгляды здесь во многом схожи.
    Имхо, эти две группы - паразиты и хищники. Во многих эти два свойства сочетаются в том или ином соотношении. Кроме того, паразитизм может быть не явный, опосредованный (но от этого не меняющих свою суть).

    Добавлено спустя 19 часов 20 минут 46 секунд:

    Кстати, к вопросу о метагеографии - говорят, есть миры, которые можно было бы назвать Олирной для животных. Кое-кого туда заносило.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну, Андреев такие упоминает. Шаманский загробный мир для собак, можно туда же... :)
    Насчёт полного отсутствия в человеческой Олирне животных, у меня несколько другие сведения.
    И ряд высших астральных существ будут отнесены по широкой буддийской классификации именно к животным.

    Добавлено спустя 2 минуты 32 секунды:

    Вообще, мне кажетя, что ты использушь название Олирна, в значительно более широком чем Андреев смысле.
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я там животных не видел вообще. Никаких и нигде. Растения - да. Животные - нет. Но это, конечно, не означает, что их там непременно нет совсем.
    Может быть. Тут трудно вот так точно что-то определить. Хотя в том, что касается людской Олирны, это всё же довольно определённый для меня слой. Другие имеют отличия.

    Добавлено спустя 13 минут 49 секунд:

    Кстати, а как буддисты вообще отличают животных в этом плане?
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ты сам упомянул буддийскую "шестичленку". Те. более дробные категории подводятся (с некоторыми разночтениями) под эти шесть. Так Гаруды, например, отнесены к животным.
     
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А в этом учении все вообще существа относятся к какому-либо из этих шести классов, или есть ещё какие-то классы существ?
    Например, ангелы к какому классу существ относятся?
    Вероятно, будды и бодхисаттвы - вне категорий?
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Для просветлённых (арья) добавляется ещё четыре класса.
    Ангелы, как таковые в буддийской мифологии отсутствуют, поэтому не классифицируются. А схожие сущетсва относят к классу дэвов (это вообще самый широкий класс, с многочисленными структурными подразделениями).
     
  12. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    То есть, все непросветлённые относятся к одному из этих шести типов?
    А просветлённые - это будды, пратьекабудды, бодхисаттвы, да? А ещё кто?
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ещё архаты.
    Остальные да, шесть типов.
     
  14. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Угу... есть над чем подумать...
     
  15. Gior

    Gior Гость

    Сообщения:
    894
    Симпатии:
    0
    Если я Вас правильно понял, то - антропософская класификация признает существование ангелов человеческого "происхождения", так же как и людей ангельского - первые это люди уже закончившие человеческую (земную) эволюцию. Вторые - ангелы отставшие на Древней Луне.
     
  16. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    То есть в данном случае ангел - это скорее признак, характеризующий уровень и специфику развития сознания?
    Максим, а все эти градации - 6 + 4 - это ведь тоже лишь характеристика уровня и специфики развития сознания? Никаких врождённых особенностей типа монады здесь ведь нет?
     
  17. Gior

    Gior Гость

    Сообщения:
    894
    Симпатии:
    0
    По большей части так.
    Специфика состоит н.п. в том, что существа иерархии ангелов прошедшие свою человеческую ступень в прошлом (лунном) эоне, никогда не погружались в материю так глубоко как люди. Их телесность сравнима с эфирным (жизненным) телом человека и т.д. Люди же закончившие земной цикл раньше других, хоть и обладают сознанием подобным ангельскому... Ну в общем понятно. да?
    Плюс всевозможные комбинации для сознаний отставших или опередивших свое время: н.п. "ангелы" пожелавшие остаться с человечеством земли, но сохранившие часть своего высокого сознания - те кого теософы называют мастерами. По Штайнеру, только в текущей (послеатлантической) эпохе появиться Учитель который во всех отношениях является человеком.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Верно.

    Добавлено спустя 1 минуту 43 секунды:

    речь идёт о трактовке термина "питри"
     
  19. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Так. К какой из этих шести категорий мы можем отнести скажем игв или уицраоров? Асуры или существа ада? Воглеа? Существо ада? Гагтунгр? Существо ада? Велга? Существо ада или голодный дух? Обитатели Дуггура? Существа ада или голодные духи? А стихиали? Скажем - светлые? Они не голодные духи, не существа ада, не животные (?), не асуры (?), не люди, не боги форм. Кто?

    Добавлено спустя 26 секунд:

    А те же джентри?
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Олег, я бы конечно не стал абсолютизировать эту шестичленную систему (как и любую другую), и в отесении к её разрядам тех или иных существ я должен руководствоваться традицией, которая классифицировала существ известных буддийским мифологиям. Поэтому мои личные возможности тут довольно ограничены. :) . Кроме того и в буддийских источниках есть некоторые разночтения.
    Могу только обозначить некоторые критерии.
    Существами ада (нараками) именуются только их узники. тюремщики называются ракшасами.
    Все существа живущие за счёт жизненой силы других существ (в любых её витальных проявлениях - похоти, страха, страдания, беспокойства и т.д.) обычно причисляются к претам (голодным духам), но ним же причисляются и те несчастные духи которые раздираются вожделениями.и бессильно мучаются от неспособности их удовлетворить.
    Среди претов существуют и очень мощные существа (ракшасы подобные асурам).
    Стихиали могут быть довольно уверенно причисленны к дэвам (в основном к самой их низшей категории (дэвы 4-х правителей).
    Насчёт джентри (якши) в силу их часто нейтрального статуса существуют разночтения, их причисляют то к асурам, то к дэвам (4-х правителей).
    К какой категории относят существ типа Велги (катапутана, ма мо) , Воглеа (видимо Гаури) не в курсе.
    Единственным дальним аналогом Гагтунгру будет Мара, к какой он относится категории не знаю, но пребывает он мирах дэвов (камалоки).
     
  21. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ондатр,
    спасибо.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Да, и как я говорил, часть стихиалей видимо относят к разряду нагов, последние же классифицируются то ли как животные, то ли как асуры.
    Но и в этом качестве всё равно будут подвластны (как и якши) Четырём правителям.
     
  23. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    АЧетыре Правителя - это, похоже, Великие Стихиали...
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Нет, с четырмя правителями всё сложнее, хотя с каждым и связана одна из четырёх стихий.
     
  25. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ясно.
     

Поделиться этой страницей