1. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    С Днем Победы!

    Фрагмент фильма М. Хуциева "Был месяц май"​
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Всё-таки есть смысл в том, что празднуется не день капитуляции Германии, а первый день мира.
     
  3. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
     
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Нодар Думбадзе
    " Я вижу солнце":
    ДАНКЕ ШЁН
    И опять в нашем доме опустел ларь, опять остыл кеци. А до осени рукой подать. Еще неделя, и поспеет молодая кукуруза! И село ждало исхода этой недели, как мать в конце шестого месяца ждет прорезания первого зуба у своего первенца. Но пока кукуруза еще не поспела… А голод сосет, сосет под ложечкой…
    – Сосойя, сбегай к Мине, возьми взаймы горшок муки! – попросила тетя.
    – Никуда я не пойду, стыдно мне! Ступай сама!
    – Я пока разогрею кеци, – нашла тетя причину.
    – Кеци разогрею я.
    – А кто наколет дрова?
    – И дрова наколю я!
    – Ольхи надо нарвать…
    – Я нарву!
    Тетя задумалась. Я понимал, что ей не хочется идти к Мине, неудобно просить муку у матери своего ученика. Но я боялся, что мне Мина может и отказать, а с тетей поделится последним куском мчади каждый, к кому бы она ни обратилась с просьбой.
    – Сосойя… – начала тетя.
    – Не проси, тетя, все равно не пойду, – прервал я ее. – Пойми, стыдно мне, стыдно, стыдно!
    – А мне не стыдно?
    – Мне еще больше стыдно!
    Тетя взяла горшочек и вышла из кухни. Я выбежал во двор, выдернул из плетня несколько кольев, развел в очаге огонь, сунул туда кеци, поставил рядом медный кувшинчик с водой, набрал сухих ольховых листьев и стал дожидаться тети. Она скоро вернулась, поставила горшочек у очага и стала засучивать рукава.
    – Что сказала Мина? – спросил я. Тетя высыпала муку в корыто.
    – А, тетя?
    – Налей воды! Я налил.
    – Скажи, тетя!
    Тетя стала месить тесто.
    – Пусть, говорит, Сосойя снимет с огня кеци!
    – А еще что?
    – Пусть, говорит, Сосойя выстелет кеци листьями.
    Я выполнил и это поручение. Тетя положила тесто на раскаленный кеци. Тесто зашипело. Я проглотил слюну.
    – А еще что?
    – Еще? Не смей, говорит, кормить этим мчади бессовестного Сосойю!
    Тетя накрыла кеци куском жести и посыпала горячей золой.
    – А ты что ей сказала?
    – Сказала, что не посмею!
    – А что она сказала?
    – Если, говорит, Сосойя не заткнется, сунь ему в рот горячую головешку! – И тетя поднесла к моему носу головню.
    Я заткнулся.
    Трудно, очень трудно голодному мальчику сидеть у очага и ждать, пока выпечется мчади! Как медленно тянется время! А под ложечкой сосет, ох как сосет… Рот наполняется слюной, не успеваешь глотать ее!.. Я не в силах больше сдерживать себя. Я приподнимаю кусок жести. Из-под нее вырывается горячий, ароматный пар.
    – Не лезь, Сосойя! Тесто еще сырое! – прикрикнула на меня тетя.
    – Ну и что? Свиней и индюшек специально кормят сырым тестом! – оправдался я.
    – Мчади не только для тебя! Уйди, говорю!
    Я пересел. И опять потянулись невыносимые минуты. Чаша терпения переполнилась. Не устояв перед соблазном, тетя сама приподняла жесть.
    – Рано еще, тетя! – сказал я.
    – Слава богу, готово! – проговорила тетя и вынула из кеци полусырой мчади.
    Я приволок низкий столик. Тетя сбросила на столик дымящийся мчади, достала из банки последнюю головку сыра. Я принес бутылку вина, солонку с солью, несколько головок лука-порея и сел. Тетя разломила мчади пополам, потом одну половинку еще на две части.
    – Ну ешь, бездельник!
    Я схватил свою порцию мчади и уже впился было в него зубами, как во дворе раздался чей-то робкий кашель.
    Я и тетя обернулись к распахнутой двери.
    Во дворе стоял и искательно улыбался худой, гладковыбритый, голубоглазый немец в зеленом вылинявшем форменном кителе и огромных чувяках.
    – Немец, плен! – произнес он на ломаном русском языке.
    Я вспомнил: ребята говорили, что в район на стройку пригнали двести немецких военнопленных. Люди со всех окрестных сел толпами валили поглядеть на диковинку – живых немцев. Для меня же это был первый «настоящий» немец, увиденный в жизни. Почему-то я встал. Встала и тетя.
    – Гутен морген! – сказал немец и вежливо поклонился.
    – Это военнопленный! – сказала тетя и невольно поправила волосы.
    – Гутен морген! – повторил немец и еще раз поклонился.
    – Гутен морген! – ответил я.
    – Что ему нужно, Сосойя? – спросила растерявшаяся тетя.
    – Не знаю. Пока что он только желает нам доброго утра… Чего тебе, фриц? – помахал я рукой.
    – Гитлер капут! – выпалил немец, сложил правую ладонь наподобие револьвера и приставил к виску указательный палец.
    – Это нам известно, газеты читаем. Ты скажи, что тебе нужно?
    – Не понимай! – немец пожал плечами.
    – Что нужно? – спросил теперь я по-русски.
    – Иоганн… Их бин Иоганн! – Немец несколько раз ткнул рукой себя в грудь.
    – Чего он привязался? – повернулся я к тете.
    – А я почем знаю… – развела она руками.
    – Хенде хох! – вспомнил я уроки военного дела. Немец испуганно взглянул на меня и поднял руки.
    – Гитлер капут! – добавил я.
    – Гитлер капут! – тотчас же подтвердил он, не опуская рук. Я не знал, как по-немецки звучит команда «отставить», поэтому подошел к немцу и почти насильно заставил его опустить руки вниз.
    – Что ты хочешь, что? – повторил я вопрос.
    – Хлеб… – произнес тихо немец.
    – А-а, хлеб? Белый или черный?
    – Не понимай…
    – С маслом или с сыром?
    – Хлеб… Бутер…
    – Ага, бутерброд, значит?
    – О, бутерброд! – обрадовался немец.
    – Подвело животы, сволочи? Иди к своему Гитлеру, пусть он угостит тебя!
    – Гитлер капут! – сказал немец безнадежно.
    – Неужели?! Вот огорчил меня! – покачал я головой. Немец почувствовал иронию в моих словах и теперь обратился к тете:

    – Хлеб, фрау, хлеб…
    Губы у немца задрожали. Я проследовал за его взглядом и увидел, что он устремлен к нашему накрытому столику.
    – С ума он сошел! Еще чего не хватало! Хлеба ему подавай! – сказал я тете. Она стояла побледневшая и молчала. Вдруг тетя повернулась, бросилась на кухню, схватила свой кусок мчади и подала его немцу.
    – О, данке шён, фрау, данке зеер! – Немец дрожащими руками принял мчади и стал за обе щеки уплетать его.

    С минуту тетя смотрела на жадно евшего немца, потом снова вернулась на кухню, вынесла весь оставшийся мчади и отдала ему.
    – Тетя, ты с ума сошла?! – схватил я ее за руки.
    – Отстань, Сосойя! – Тетя отстранила меня и опять побежала на кухню. Немец с недоумением смотрел на нас.


    – На, немец, на! На тебе сыр, на тебе вино! Бери! – Тетя сунула в руку немцу весь наш обед и вдруг расхохоталась.
    – Тетя! – испугался я.
    – Молчи, Сосойя, молчи! Пусть берет все! Пусть! Что еще тебе, немец? Скажи, что еще дать тебе? – выговаривала тетя сквозь смех.
    – Папирос, фрау… – расцвел немец.
    – Дай ему табак, Сосойя!
    – Нет у меня табака!
    – Есть! Полный карман!
    – Нету! – заупрямился я.
    – Отдай сейчас же! – Тетя засунула руку в мой карман и протянула немцу полную пригоршню табака. – На, бери! Бери!

    Руки у немца были заняты, поэтому тетя сама насыпала ему в карман мой табак, потом легонько подтолкнула его и сказала с улыбкой:
    – Иди теперь, немец, иди!
    – О, фрау, данке зеер, данке шён!
    – Иди, иди, немец!
    Я смотрел, вытаращив глаза, на смеявшуюся тетю и не мог понять, что с ней происходит.
    – Данке, фрау! – еще раз поблагодарил немец и стал пятиться к калитке.
    – Не за что!
    Тетя обняла меня, крепко прижала к груди и вдруг разрыдалась. Перепуганный немец поспешно вышел со двора.
    – Что с тобой, тетя? Почему ты плачешь? – спросил я еще более испуганно.
    – Ничего, Сосойя, ничего! Посмотри на него! – И она показала на удалявшегося немца.
    – Ну и что?
    Тетя опять заплакала, потом засмеялась, снова заплакала.
    – Видишь? Видишь, Сосойя? Видишь?!

    Каждый, кто взглянул бы сейчас на тетю, принял бы ее за сумасшедшую. Но мне никогда еще не приходилось видеть на лице моей тети столько радости и счастья!


    Ночь. Я лежу в своей постели и мечтаю о приятном сне. Я люблю сны; спящий человек, не видящий снов, все равно что покойник. Я считаю так: днем, когда мы ходим, разговариваем, спорим, – мы живем. Ночью, когда мы спим и не чувствуем ничего, – мы мертвы. Следовательно, тот, кто не видит снов, половину своей жизни проводит зря, в состоянии покойника. Я же все свои шестнадцать лет прожил сполна, потому что за редким исключением каждую ночь вижу сны. Во сне, как и днем, я хожу, разговариваю, смеюсь, плачу. Во сне, как и днем, мне бывает холодно и жарко, весело и скучно, радостно и грустно. Вот потому и хочется мне увидеть приятный, хороший сон. Я каждый раз перед сном разговариваю с тетей для того, чтобы продолжить этот разговор во сне. Тетя никогда не делится со мной мыслями до конца, а во сне она всегда откровенна, во сне она ласкает, целует, наставляет меня, говорит, что нет у нее на свете никого дороже меня… Вот и сейчас мне хочется поговорить с тетей, но что-то сдерживает меня. После сегодняшнего события я растерян, смущен. Потому и лежу я молча и мечтаю о приятном сне…
    – Сосойя!
    – Да, тетя?
    – Спишь?
    – Нет, тетя, какой там сон!
    – Видел того немца?
    – Лучше бы мне не видеть проклятого! – проворчал я, и опять под ложечкой у меня засосало.
    – Конец войне, Сосойя, конец! – Тетя присела в постели.
    – Кто это сказал?!
    – Конец войне, Сосойя!.. Раз мы дожили до того дня, когда немецкий солдат пришел к нам и попросил кусок хлеба, – значит, войне конец! Понимаешь?
    Я не ответил.
    – Ты не обижайся на меня, Сосойя… Я была готова отдать ему весь дом, не то что мчади…
    Прости меня, Сосойя…
    – Что ты, тетя!
    – Подумай, Сосойя, что это значит! Немецкий солдат попросил у нас хлеба!
    – Да, тетя!
    Тетя помолчала, потом очень ласково спросила:
    – Сосойя, ты голоден?
    – Нет, тетя, ничуть! Мне совсем не хочется есть!
    – И мне тоже…
    – Ну тогда заснем, тетя…

    …Сон не шел… Пропели первые петухи… Я встал, подкрался к тетиной кровати. Она спала и улыбалась во сне. Тете снился приятный сон.
    Зачастили петухи. Я вышел во двор. На склонах гор, крышах домов, плетнях таял легкий, прозрачный, фиолетовый туман. Над селом занималась заря...
     
    Glenn нравится это.
  5. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Особенно жизнеутверждающий - последний кадр. )
     
    Natari и La Mecha нравится это.
  6. Natari

    Natari Гость

    Сообщения:
    1.739
    Симпатии:
    176
    :inlove:
     
  7. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Из Википедии:
    О фильме "Хиросима - любовь моя".

    На русском здесь: http://watchcinema.ru/video/216698/
    Критик Божович В. решительно отводил упрёки, что режиссёр-де сопоставил несоизмеримое: трагедию прозванной «немецкой подстилкой» девушки из маленького Невераи гибель сотен тысяч; критик и историк искусства видел в этом как раз главную гуманистическую заслугу А.Рене.
    «Совесть неделима. И человечество только тогда окажется на уровне требований гуманизма, когда гибель одного безвинного будет восприниматься как трагедия, равная Хиросиме. Тогда и только тогда станут невозможны новые Хиросимы».
    …Любовь стала страданием. Мотив любви и мотив страдания возникают в фильме одновременно с первого же эпизода. Кадры любовных объятий чередуются с документальными кадрами, повествующими о трагедии Хиросимы, в то время как в закадровом диалоге тоже сливаются темы любви и атомной катастрофы. Героиня говорит о своей любви, а в это время мы видим, как щипцы хирурга извлекают глазное яблоко у человека, изуродованного атомным взрывом.
    Тот, кто по-настоящему пережил, прочувствовал трагедию Хиросимы (а это было лишь очередное звено в цепи преступлений XX века), никогда уже не сможет смотреть на мир прежними глазами. Именно так и происходит с героиней Алена Рене — его лирической героиней. …Она „всё видела в Хиросиме“, сумела почувствовать и понять весь ужас происшедшего, потому что у неё в жизни была своя Хиросима, имя которой — Невер.
    Там, в маленьком провинциальном городке, шестнадцатилетняя девочка встретила свою первую „немецкую любовь“, которую оборвала смерть, там она столкнулась с несправедливостью и насилием, познала страдание, отчаяние, ненависть. Это была совсем маленькая „личная“ Хиросима, в одну миллионную долю настоящей, — вполне достаточно, чтобы изуродовать одну человеческую жизнь. В „Хиросиме“ любовь воссоединяет распавшееся время. Она оказывается сильнее мучительных воспоминаний и страха перед грядущим. Тем самым человек обретает власть над своей судьбой. Это шаткое равновесие всё время под угрозой: время непрерывно „размывает“ реальность, подтачивает связь двух существ.
    „Я и тебя забуду, я уже начинаю тебя забывать“, — восклицает героиня, обращаясь к любимому. Но каким бы хрупким ни было взаимопонимание двух людей, оно всё же оказалось возможным».
    Через сорок лет после выхода фильма, Михаил Трофименков выразил своё понимание в экспрессивной аннотации:
    «Обожжённые любовным потом тела чередуются на экране с сожжёнными бомбой трупами. Заниматься любовью — удел выживших счастливцев, но и у любви — привкус пепла и крови.
    „Ты ничего не видела в Хиросиме“, — так разговаривают любовники в постели в фильме Рене, археолога памяти, архивиста страданий. Сведённые судорогой оргазма пальцы разжимаются, высвобождая прошлое. Как снимать немыслимое, чтобы не впасть в порнографию смерти, не сойти с ума? Фильм дробен, как сама человеческая память, желающая и не способная забыть. Он разорван, как разорваны историей судьбы любовников и тела случайных прохожих. Тень человека на плитах Хиросимы, скорчившийся труп немецкого мальчика-солдата, убитого из засады по пути на свидание. Рубцы на телах японцев, рубцы на душе француженки, обритой наголо „шлюхи“. Только пережив все это заново и вместе, безымянные герои обретают имена. При этом они перестают быть людьми.
    „Хи-ро-си-ма, это твоё имя“, — говорит Она.
    „Это моё имя, — соглашается Он. — А тебя зовут Невер“».
    .
     
  8. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Булат Окуджава


    • ***
    Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.
    А может, это школьник меня нарисовал:
    Я ручками размахиваю, я ножками сучу,
    И уцелеть рассчитываю, и победить хочу.

    Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.
    А может, просто вечером в кино я побывал?
    И не хватал оружия, чужую жизнь круша,
    и руки мои чистые, и праведна душа.

    Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
    А может быть подстреленный, давно живу в раю,
    И кущи там, и рощи там, и кудри по плечам...
    А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.




    ***
    Впереди идет сержант.
    На груди лиловый бант.
    А в глазах его печальных - и надежда, и талант.

    Он не любит воевать.
    Он не хочет убивать.
    Он ничьи не может жизни у природы воровать.

    А за ним идет солдат
    не высок, не бородат.
    Он такому командиру и признателен, и рад.

    У него в дому жена.
    Не нужна ему война.
    А уж если разобраться, то кому она нужна?

    Эти двое - просто сон
    в обрамлении погон,
    исключение из правил, а не норма, не закон.

    А у прочих все не так:
    все вояки из вояк,
    а с вояками такими уцелеть нельзя никак.

     
  9. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ну, вот, прошел год, снова весна, снова День Победы.
    День памяти.
    Пусть будет мир - всегда, всюду.
    Беда одна - как гнусно, как быстро, чудовищно быстро забываются трагические уроки. Как отвратительны попытки перекроить историю.
    Пусть будет иначе, хотя бы среди нас.



    Иванова ива
    Арсений Тарковский

    Иван до войны проходил у ручья,
    Где выросла ива неведомо чья.
    Не знали, зачем на ручей налегла,
    А это Иванова ива была.

    В своей плащ-палатке, убитый в бою,
    Иван возвратился под иву свою.

    Иванова ива,
    Иванова ива,
    Как белая лодка, плывет по ручью.
     
    list нравится это.
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ряд постов был отделён сюда.
     
  11. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей