Из переписки: [20 августа 2013 г. 16:08] Василий: приходила в голову идею - дать художникам разных -измов один объект для написания, а потом сравнить как вариант - подобрать из существующих работ на материале таких подборок было бы проще объяснять специфику каждого из стилей. Джотто (раннее итальянское Возрождение) —— добавлено: 22 авг 2013 в 14:19 —— Дирк Боутс (северное Возрождение)
Perdoneme, а какое это имеет значение? —— добавлено: 22 авг 2013 в 22:09 —— Красивая ветка - без всяких измов даже...
И всё же, чтобы это снова не напоминало пародию на поиск в Гугле, стоит поговорить по существу темы. То, что сюжет "Тайной вечери" величественный и драматичный, не опровергается ни одним из направлений живописи, предложенных Ондатром. Но выражаются драматичность сюжета и значительность образов разными методами, диапазон выразительности разный. Ведь, кажется, для разговора об этом и была открыта ветка?
Почему бы вам, Мила, не высказать свою оценку представленных произведений в свете стилевых различий? ) Я же, исходя из дидактических соображений, дам обширные цитаты из монографии Владимира Бранского "Искусство и философия".
В "высоком жанре" европейского искусства меня прежде всего занимает то, что предметом его изображения является миф. Причём мифологическая природа изображаемого первична независимо от его исторической реальности. Сюжет из древнеримской истории в этом отношении ничем не отличается от сюжета из древнегреческой мифологии , он интересен художнику исключительно в качестве культурного архетипа. Тайная вечеря в основе это идеальный мифологический сюжет - установление таинства причастия, воспроизводящегося бесконечно снова и снова. Хотя предельно чётко обозначен историзм события (точное место и дата), но по мифологической логике это "время сновидения", "мифическое время, которое всегда сейчас. Но одновременно это "драма", возможность раскрытия сложных психологических коллизий. Так вот, Что акцентирован художником, и Как акцентировано, это не только его личный взгляд, но и хронотоп, взгляд из определённого пространства/времени, составляющий сущность стиля.
Начнём с истоков Возрождения, с античности. Греческое искусство в сравненнии с "восточным" резко выделяется своим "реализмом". Но "тема" этого искусства отнюдь не земная. Это мир Олимпа (условно "Траянистринса" см. Мифическая география) и мир идей ("ментальный мир", совпадающий для греков с "астральным"), т.е. мир Разума - абсолютный, неизменный (подвижно-неизменный как движеине небесных сфер), гармоничный, но имеющий тем не менее неизменно пластическое выражение. Мир греков вообще был пластичен. Понятия небытия и бесконечности для них были просто бессмыслены. Но в рамках пластичности он предельно абстрактен, т.е. гармония описывается математически. Мир идей доступен через земные образы и предметы, поскольку это мир их идеальных праобразов. Олимпийские боги (для уже изрядно секуляризованного сознания) это высшее воплощение совершенных качеств - Любви, Войны, Совершенного правления и т.д. Совершенство это земное максимальное приближение к идеальному праобразу. Это разумеется элеатско-платоновская философия, но она не находится в резком противоречии и с остальными школами.
Духовное совершенствование в рамках неоплатонизма, пифагореизма и т.д. связано с развитием способности абстрактного мышления, достигаемого в частности , через созерцание прекрасного (искусства) и занятие математикой (в .т.ч. астрономией и музыкой) , а также изучение истории как набора образцов совершенного поведения. Разум и красота совпадают в совершенной гармонии физического и нравственного совершенства.
краткий хронограф ) 7 в до н.э. 6 в до н.э. 5 в до н.э. жертвоприношение Ифигнии . римская копия оригенла 5 в до н.э. 4 в до н.э. умирающий галл 3 в до н.э. Филоксен Битва Александра с Дарием 3 в до н.э.(римская копия) Ника Самофракийская (фигура с носа корабля) 2 в до н.э.
2 вдо н.э. (римс. копия) 1 в . до н.э. —— добавлено: 24 авг 2013 в 14:24 —— Идеальный, героический человек, мудрец, остаётся таковм в любой ситуации, но максимально его качества проявляются именно в борьбе, в жизненных колизиях, провостоянии року, выполненнии долга. Т.е. в драме.
но параллельно появляются и более "секулярные" интимные сюжеты. вилла Боскореале 1 в до н.э. —— добавлено: 24 авг 2013 в 14:29 —— —— добавлено: 24 авг 2013 в 14:29 —— вилла мистерий 1 в н.э. 2 в. Далеко не всё это было уже открыто во времена Возрождения. Но многие тексты по эстетике и скульптуры (и даже некоторые картины) в это время стали известны.
Только коротко. Очевидно, что во все времена (до расцвета сюрреализма) интерьер, одеяния, прочие детали в подобных сюжетах были для художников вещами, приближающими зрителя к сюжету, делающими его ближе и понятней. Это относится почти ко всем эпохам. Несколько нюансов композиции обнаруживают эволюцию самоосознания человека разных эпох. Это перспектива: фронтально развёрнутый стол и упорядоченное расположение фигур Возрождения выдают искусственность норм. Маньеризм любопытно развернул перспективу и поднял точку схода, отчего взгляд художника и за ним - зрителя приобрёл уникальность, самостоятельность, заинтересованность. Зато Болонский академизм выхолостил нормы окончательно. Художник Барокко укрупнил первый план, и это открывает новое отношение к телесности: личное телесное пространство даже самых возвышенных персонажей оказывается смело затронуто, это уже не запретно. Затем вопрос конструкции перестаёт быть сферой смелых решений и революций, и композиция может быть любой - даже "архаичной", она уже не заявляет нечто принципиальное. Это детали и выбор персонажей: аскетичный подход раннего Ренессанса сменяется нагромождением деталей и "посторонних" персонажей - многозначительных и "говорящих", чтобы потом тоже стать неинтересным для художника. Сюрреализм наиболее вычурен в форме. К сожалению, не интересовалась по-хорошему работой Дали над библейскими сюжетами - а он оставил большое наследие - поэтому сомневаюсь, разглядывая главного героя его "Тайной вечери": это женщина или гермафродит? Интерьер фантастичен, но зато телесность выпирает. При всех особенностях решений образ Иуды трактуется в нескольких традиционных вариантах: либо на его лицо или целиком на фигуру падает тень, либо мы видим лишь его затылок при открытых лицах прочих героев, либо он отвернулся от всех, либо противопоставлен остальным персонажам. Мне нравится идея Филонова, который превращает Иуду в этакого модного прощелыгу - веет чем-то булгаковским, уродливой мистикой современности художника.