Максим Кантор написал статью: "Тень культуры". Не сказал бы, что всеобемлющую. Но кое - чего там есть.
Максим Кантор "Тень культуры". http://drugie.ru/page/1/6986/0/all/publ/ (если сей текст уже был афиширован, прошу модераторов просто удалить эту тему; все ветки я не читаю, поэтому могу не знать).
По крайней мере, статью прочитал с интересом. Да и язык изложения у автора хороший, как мне показалось. Он дал своеобразный взгляд на панораму российского культурного пространства в годы застоя и начала преобразований. А сравнение "смеячества" с тенью если не просто достойно внимания, то небольшой закладки в объёмах памяти вполне располагает к рассмотрению. Иронии заслуживает тут и то, что относясь скептически к юмору масс в стиле "Пантагрюэля" и выводов Бахтина, автор сам пишет достаточно язвительно, сатирично и скрипуче улыбаясь. И ещё одна вещь: Кантор не заметил того, что некоторые из тех, кто смеялись и нигилистически относились к действительности, параллельно ещё создавали контекст искусства. Да и тот факт, что пустозвоны были во все времена, удивляет мало, хотя под тем углом зрения, который отразил в слове колумнист всё выглядит рассудительно, хотя и отчасти моноспектрально, не отражая всех процессов того времени.
Ну в общем-то во многом он прав. Без смазки приколом или иронией "культурный продукт" сейчас действительно заглатывается с трудом. Уж право не знаю какова вина в этом Бахтина.
Думаю, что никакая. Автор преувеличивает значение этого труда. Рабле достаточно талантив, чтоб на этом основывать довольно-таки слабые тезисы Кантора. Хотя его статья мне понравилась. "Пир во время чумы" много говорит об этом. Юмор и тень -- это как любовь и голуби. Относится к сарказму спокойно -- достоинство зрелого человека! Вместе с тем, я бы не умалял слово этой статьи. Нормально написано. Что-то в этом есть. Но эпоха была намного многограннее.