Три столпа духовного пути — гнозис, агапэ и теорос (синтез слов «теос» и «эрос» - любовное стремление к Истине, к Богу). В буддизме есть праджня и каруна — гнозис и агапэ, познание и любящая доброта, но теорос они как-то упустили, не очень о нём упоминают, а между тем без него это всё равно что табуретка на двух ножках. Или это я что-то упустил?
Не ЭТО, а путь. Или, если угодно, воплощение ЭТОГО в жизни. Будда избегал говорить о нирване, но подробно рассказывал о Восьмеричном Пути.
Имхо, все есть. Хотя бы потому, что не может не быть. "Великий магнит", "безначальная глубинная тяга", "первородная устремленность", - это все вопрос перевода первичного и неустранимого понятия.
А они все друг с другом тесно связаны, одно другое поддерживает и зависит, с какого конца ни потяни, вытягиваются два остальных элемента.
Тогда попробуй обоснуй любовь к Богу в не теистической системе. И заодно равноценность стремления к истине и обретения истины.
В нетеистической системе теорос - это стремление к познанию запредельного. Запредельно чистого, запредельно благого и так далее. И это именно стремление, не сводящееся ни к чему другому. Влечение, если угодно. Оно отсекает сомнения. Человек может начать путь просто исходя из мудрости - наблюдая и делая выводы. И это приведёт его к состраданию и стремлению к запредельному. Человек может начать путь из сострадания, видя всепроникающее страдание и стремясь найти путь спасения от него. И тогда он неизбежно приходит к пониманию-мудрости и стремлению к запредельному. И человек может начать путь из чистой тоски по запредельному, которая в ходе следования по пути переплавляется в особый внутренний огонь, который и побудит тебя переступить порог. Но этот огонь и есть ОНО, в одном из его проявлений, точно так же как праджна и каруна. И через теорос человек приходит к мудрости и к состраданию. Согласен, в термине "теорос" корень "тео" не совсем точен, я имел в виду не Бог в теистическом смысле, а более широкий смысл. Просто какой-нибудь "алетеорос" уже более неуклюж и дальше от того смысла, который я вкладываю. А они не обязательно равноценны. Так же как и каруна и праджна имеют много степеней проявленности и преломлённости. Можно сказать, что они находятся в прямой зависимости. Помимо праджни и каруны, есть этот огонь, своего рода бесстрастная страсть. Вот говорят о Шуньяте, о Прекращении, Покое и т.д. Но дело в том, что к ЭТОМУ точно так же можно приложить и термин Огонь, Сияние.
Буддийский термин Праджня имеет другое значение. С неё невозможно начать путь. Это его завершение, когда все стремления к Истине реализованы. По этой причине, устремление к ней как особая опора и не рассматривается. А так , в качестве мотивации также можешь поставить Веру, хоть это слово тебе и не нравится ).
А я встречал такую трактовку, что то, что позволяет обычному человеку проникнуться пониманием первой благородной истины это уже праджня. Просто слабый отблеск, но уж какой есть, но исходит он именно от того самого источника. С верой тут разговор особый и долгий . Она может направить и очистить изначальный импульс, но вряд ли способна быть побудительным мотивом сама по себе. Имхо.
Тем не менее именно "пробуждение веры" стоит пунктом 1 в описании пути бодхисаттвы. А уж о том какую роль играла вера в христианстве мы уже говорили. При уже упомянутом пристрастии христианских авторов к неточным и многозначным терминам, думаю, можно утверждать, что твой теорос растворялся в этом понятии (как зачастую и гнозис .
Да, конечно ) "Если говорить в самом общем смысле, то всего существует четыре типа сердец, исполненных верой. Какие же четыре? Первый — вера в коренную основу. Она называется так, поскольку основывается на радостном памятовании о природе дхарм истинной реальности как она есть. Второй — вера в то, что Будда обладает наделенностью неизмеримым количеством благих свойств и качеств. Благодаря наличию такой веры, человек стремится постоянно памятовать об этих качествах, приближаться к ним, почитать их, преклоняться перед ними, развивая таким образом свои благие корни и желая обретения всеведения. Третий — вера в то, что Учение будд приносит великую пользу и благо. Таким образом верующий человек стремится постоянно памятовать о необходимости непрерывной практики всех парамит. Четвертый — вера в то, что Сангха обладает способностью самосовершенствоваться, принося благо как себе, так и другим живым существам. Человек, наделенный такой верой, с радостью стремится приблизиться к сонму бодхисаттв и искать их наставлений относительно правильной практики самосовершенствования". Помимо этого областью веры называли все первые 10 ступеней где требовалась вера. Вслед за пробуждением веры следовало совершенствование в парамитах. "Первые врата — врата милосердия, вторые — врата обетов, третьи — врата терпения, четвертые — врата усердия, пятые — врата приостановления и созерцания." На 6 ступени принимался обет бодхисаттвы: "Я чаю того, чтобы мое сознание, освободившись ото всякого ментального конструирования и проведения различий, Объяло бы все десять сторон света, совершая все виды благих и похвальных деяний И вплоть до самого конца грядущих времен, применяя все неизмеримые искусные методы, спасало бы все страдающие под властью аффектов живые существа, Дабы все они могли бы обрести наипервейшее блаженство Нирваны".
Это понятно. Я имею в виду, что та вера, о которой идёт речь, не может быть поставлена в один ряд с гнозисом, агапэ и теоросом. Как мне кажется.
Ты знаешь, теорос в принципе может быть назван верой, с определённым допуском. Или непосредственно он с ней связан по крайней мере. Я имею в виду, именно в буддийском смысле.... Не люблю я это слово, блин. Неопределённое оно какое-то.
У меня та же проблема со словом "любовь" "Блохи, друзья и любовницы наши с нами жестоки - они нас любят. если вас любят, будьте на страже: любимых кусают, любимых губят".
Вот нашёл в аудиолекции Геше Тинлея по Драгоценному Ожерелью понятие в буддийском учении, которое подобно теоросу по сути, как мне кажется: отречение. Что это такое: это решимость и стремление познать не-помрачённость. Под отречением имеется в виду - понимание, что в этом мире или в "других мирах" нет ничего, что бы утолило нашу жажду. Источник - в не-помрачённости, в нирване. Геше Тинлей говорит, что нирвана - это не прекращение потока сознания, не некое небытие, это - прекращение помрачений и даже самых их причин так, что уже нет даже возможности для их возобновления.