Тиволи

Тема в разделе "Путешествия и прогулки", создана пользователем Марк Ляндо, 27 янв 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Однако ж:
    Сыны Авзонии счастливой
    Слегка поют мотив игривый…

    Пушкин, Евгений Онегин.

    *
    Самолет - Боинг был большой, больше и приятнее, чем модель « мини» – на котором неслись мы из Москвы до Риги и где-то над Хорватией мы вывалились из облаков и – сразу синева и с раскрытыми ртами мы видим внизу словно куски рваного сахара зальделые, заснеженные горы и скалы !
    И вьющиеся, с проблесками по долинам речки!
    Может быть это отроги Альп? То и дело жму на свой «Кэннон».
    Боинг на высоте 11 км, кажется, висит на нитке из в воздушном сапфире небес в почти не движется, только чуть жужжа турбинами…
    Да, когда то летал на Дальний Восток и с гораздо большим гулом в салоне и тряской…
    Но вот уже море- Ядран,Адриатика.Видна полоса пляжей, островки!...
    И уже, ухабясь на охватывающих нас облаках, планируем вниз – Слава Богу, приземлились - Рим, аэропорт!
    Господи, неужели мы в Италии - Авзонии счастливой ,как сказал поэт? Разве я мог когда-то мечтать об этом?
    Анджело, отец нашей хозяйки Алессандры, - круглый невысокий человек, улыбчивый с италийским носом, чем – то напомнивший конечно Феллини стоит в толпе встречающих с именем моего сына на листе А-4 !
    И вот мы уже летим в его машине по автостраде в Тиволи ,Тиволи!- Старинный городок под Римом, который наша Таня выбрала для жилья. От Рима отказались сразу по причине дороговизны жилья и напора . разноязыких толп. Решили укрыться в Подримье

    Смотрите! Вот он наш городок, вокруг горы! - указывает Анджело.

    *
    А кругом оливы, нагорные кустарники и пинии. Машина забирается по крутой серпантине и вот уже узкие средневековые улочки и
    Аппартмент нашей Алессандры - не где-нибудь, в бывшем старинном монастыре.
    Две прихожая, две комнаты и еще гостиная - вот это да!
    Стены выбеленные, высоченные и в средневековых черных стропилах потолки,- все удобства при этом и, конечно, многообещающая кухня у одной из стен гостиной! -
    /Огромная для нас от нее экономия при кусательных ценах в тратториях!/
    А и из окна нашего видим прямо волошинскую / графику его имея в виду - из странствий по Европам/ груду каменногранных домиков, словно зерна граната прижатых друг к другу, вдоль амфитеатра зеленой горы, - над долиной реки Аньо. Напротив окна гостиной с дверью на балкон - зеленая, прямо «крымская», еще одна гора и ленточка электрички, ныряя из тоннеля в тоннель, ползет по ней к «стационе Тиволи»

    Тиволи, тиволи!
    Тиль- тили тили! -
    Улиц по склонам
    Извитые свили
    Тиволи -
    круто летящие крыши.
    рябь черпицы
    то ниже, то выше
    Там за стеклом - Богородицы лик.
    Птиц перелив, перелет
    Переклик.
    Звон водопадов.
    Глициний разброс.
    О,ароматы,летящие в нос!

    Тиволи, тиволи твиволи ти!
    Как же тебя нам обнять, обойти?
    ……………………………………………
    Наскоро отдохнув и съевши что-то из своих- и оставленных в буфете
    предыдущими гостями кухонных запасов, бежим гулять!
    Древность., древность неимоверная – видна на склонах оврагов, таится в земле,
    В торчащих там и тут камнях, обломках колонн, статуй, вмурованных в стены домов.
    Слой антики, потом слой средних веков, ренессанс, потом,- бдиже к окраине, - бежевые кубатуры последних десятилетий.

    [​IMG]
    *
    Ну, вот вполне милая истор справка: которую я заимствовал здесь:
    http://nat-ka.livejournal.com/205657.html

    «Римский историк Катон Старший повествует, что некий Катулл, житель Аркадии, и три его сына основали на плато близ целебных источников город, вытеснив оттуда дикие племена, и назвали его в честь старшего сына – Тибур (Tibur). Раскопки показали, что люди жили здесь уже в XIII в. до н.э. Легенда об основании косвенно подтверждается Вергилием, который в «Энеиде» делает главными героями трех сыновей Катулла.
    [​IMG]
    Со времен этрусков Тибур был местом обитания тибуртинской Сивиллы, знаменитой пророчицы. Над виллой Грегориана сохранились два храма – ротонда – храм Весты, и прямоугольный храм – Сивиллы, которую еще называли Albunea, водной нимфой. Не потому ли от храма вниз ниспадают несколько красивых водопадов?
    Значение городка выросло во время походов римлян на сабинян и самнитов, обитавших по ту сторону Апеннин, в регионе, который сейчас называется Абруццо - именно через Тибур шли воевать римские войска, здесь они поправляли здоровье после военных походов. Независимый Тибур сначала был военным союзником Рима, а в 361 г. объединился с галлами против бывшего союзника. Римляне не стерпели, и через пару десятков лет вся территория окрест Тибура принадлежала римлянам. Источники сослужили жителям добрую службу: город не был стерт с лица земли, а стал спа- курортом для богатых римлян, которые стали строить здесь виллы. Вне сомнения, самая известная вилла римского периода – вилла императора Адриана; виллы имели здесь и Меценат, и поэт Катулл, частенько упоминавший здешние места в своих стихах. …[​IMG]
    Много было войн и переходов городов из рук в руки
    …………………………………………………………………….
    …Название города получилось, скорее всего, в результате трансформации старого названия: от Tibur к Tiburi, далее его произносили как Tiboli, и, наконец, как Tivoli. Тибур славился глиняными изделиями, фруктами, оливковым маслом, смоквами, и своими каменоломнями; здесь существовал культ Геркулеса. Оливковое масло, кстати, здесь до сих пор одно из самых вкусных в Италии – и ничуть не уступает умбрийскому и тосканскому, которым в Италии дают взятки.
    [​IMG] Тиволи Ф. Матвеев 19 в.
    *
    Дивные виллы римской знати строились в нагорном Тиволи.
    Но о виллах – потом. А пока что мы движемся по этим средневековым, – арбе двухколесной проехать или машинке двухместной, «СМАРТу», экономичной - для парня с девицей ,- улочкам, да еще вот скуттер летит, или ревущий мотобайк жмет нас к стенам.
    Карабкаемся по лестницам под древние арки, трогаем шершавую шкуру камней, стен, углы, капительки , почтовые ящики, дубовые древние и новые двери с фигурными ручками, кланяемся мадоннам то там, то тут глядащим на нас с углов домовых, с букетиками и цветов под образами их жмем и жмем взахлеб затворы на цифровых своих мыльницах!

    С окон и балконов свешивается, как паруса семейнных кораблей - белье, пресловутое белье на веревках - прямо из старых итальянских фильмов, иногда цвета национального флага А иной раз и роскошная с широкими белыми и голубыми полосами перина!

    [​IMG]
    Стены домов – старейший камень , но, зато сквозь окна вечером видны чудно декорированные потолки, мебель ,комфорт.
    -« Лью!» -восклицает мой Данила,
    Вспоминая, как в Средневековье канализация осуществлялась путем опрокидыванья ведра с «золотом» с прямо вниз на улицу из окон, криком предупреждая внизу проходящих…
    Заходим в лавки и, пока мой сын – московский гид роется в разговорнике,
    Обьявляю: Буон джьорно! Или Буона сэра!
    Между прочим - «Сэра» у них, сразу после обеда.
    А обед длится у солнечных авзонцев с часу до четырех!
    Это сиеста – солнце летом нещадное и все замирает в полдень. Ну и «зимой» -тоже отдохнуть не грех - лишний часок, другой!
    - Руси, руси ?- Донгадывается торговка или хозин кафе, часто оказывающиеся румынами, вместо итальянцев!
    А что?- Они и по языку близки и по давнему гражданству – римляпе, хотя и от Византии - православные и устремились сюда из бывшей сателлитной своей Совдепии к богатой «родне» массами, как к нам узбеки ,украинцы, таджики… Короче-«понаехали тут»! К не всегда радующеимся сему авзонцам.
    - Руси Руси подверждаю: Горбатщёв! Перестройка.!- Те радостно кивают. Но в полный вострог все приходят когда я доверительно сообщаю и румынам и итальянам: : Берслускони энд Путин –дуэ мафиози! О, тут полное согласие и радости нет предела- Браво, Брависсимо! Единение народов. Румынам еще и добавляю : Совьетико? Товарищщщ? Соглашаются , осклабясь.
    Чаушеску – но бон! Си!Си!...
    После чего переходим к конкрентике: Куанта коста?- спрашиваю –лук,прошютоо ли(ветчипа)- тыкая папльцем в тот или этот, сочный свежайший местный продукт помидоры, йогурт , конечно разновидные сыры с мандарины и чудесный пышный хлеб многих видов и уж, кончно, вино –
    Хотим брать россо итальяно типико!!! То-есть натуральное, из ближних провинций.
    -Пер фаворе, то- бишь,пожалуйста! Вот это, подешвле котороее -, Боно вИно?? Э это ? А то? – Си,си! Отвечают Боно боно! Пристаю к тем, кто посолидней - мужикам италийским = Боно? Те указывают- Си, си! это боно, но вот это - еще боннеее! Это,мол, уже наверняка!
    - Якши! -Восклицаю по - татарски/ Я в детстве жил в Казани/ итальянцы или руманешти вытращивают глаза Или Жакс- си! - Это
    уже , как бы, по итало –казахски. Изумления еще больше!

    -Грацье, Грацье! – расстаемся с улыбками до ушей, унося разновидной снедь и бутылки «вИно россо» в наших пакетах!
    *
    На боковых улочках тиволийских людей немного, но здешний «Бродвей» -Виа Пацифичи – Виа Тревио , с соседними улицами, с магазинами, тратториями, маленькими кафешками, барами – барбериями, дамскими парикмахерскими - к вечеру , бишь после обеда - полны народом.
    Масса детей – не то что у нас. Рождаемость явно на высоте. Не знаю уж от забот ли Берлускони или церкви? Стильно одетые мамочки, молодые папаши , нарядные, ухоженные бабушки и деды толкают коляски, склоняясь над своими «бамбини» и плавно следуют вдоль старинных стен и пестрых витрин и реклам , раскланиваясь с улыбками со знакомыми и соседями : Скузи! Буона сэра ! Буона сэра , Чао!- слыншно отовсюду и никакой хмурости, беготни или тяжкого пьянства, как в нашей московской тундре …
    Юг,Ю Юг!... римская провинция старинная культура перезвон колоколов с
    кампанилл.. первоцветы под образами мадонн и почти не видно «карабинери» и непроизвольно ты улыбаешься всему этому!
    … Ах, старая матушка Европа…
    *
    По виа Кампителли приходим с стаинной церкви Св.Сильвестра.
    «Романская церковь XII в. изначально имела три нефа с двойным рядом колонн из зеленого мрамора, которые были впоследствии проданы какому-то богатому сеньору за 265 скудо. Сейчас в церкви единое пространство, отчего храм, на мой взгляд, только выигрывает. Главное, ради чего сюда стоит притопать – потрясающе фрески в апсиде, иллюстрирующие легенду об императоре Константине и Святом Сильвестре. Очень растрогал список венчаний, висящий справа от входа – у людей за год вперед расписано по дням, кто когда венчается. Кроме того, мы прибыли в церковь сразу после венчания, и скамьи вдоль прохода все еще были украшены букетами лилий…»
    /http://reports.travel.ru/letters/2007/09/161408.html/
    *
    Высокий свод узкого храма с белеными стенами сохранилась роспись только в апсиде. Тишина, тишина вдруг взлетает ввысь, к сводам -Аве Мария!
    две девушки у электрооргана репетируют: Аве Мариа грация плена….!---

    [​IMG]

    …. И вот коснулась «Аве Мария»
    крылом потолка и и задела стены
    И ввысь понеслась она, светолия
    Туда в облаковые легкие сени
    За всех кто во тьме, в обиде, во зле
    Кто одинок на этой земле!

    За всех отчаянных, смутно живущих
    Ты помилуй нас грешных, тебя поющих!

    Аве, Мария Звезда морей!

    Восстань над тучами зим и боли
    Пронеси средь рифов и диких зыбей
    Паруса наших жизненных кораблей,
    Будь в сердце нашем в земной юдоли!

    Аве, Мария!.. Свентана!.. Мария!..

    И будто дальний отзвук - Россия…



    [​IMG]

    *
    Бродим по паркам по плеск фонтанов, с запахами смол и цветов , смотрим с обрывов гор, из под навесов вечных пиний - на римскую Кампанью.
    Сколько же художников и поэтов , в том числе и русских глядели на эти древние простор отсюда!
    Глядел, конечно, две тысячи с лишним лет назад и Гай Валерий Катулл, великий лирик и озорник, живавший здесь, в старой Тибуртине:
    [​IMG]
    Виллла Катулла на оз. Гарда

    Спросишь Лесбия, сколько поцелуев
    Хватит мне и вполне, что за вопросы?
    Сколько в мире лежит песков ливийских
    В смолоносной, сильфической Кирене,
    Меж оракулом, где Юпитер знойный,
    И могилою древнебога Батта,
    Столько звезд в тайниках молчащей ночи
    На любовь человеческую смотрит,
    Столько раз сумасшедшему Катуллу
    Мне вполне целовать тебя довольно,
    Столько, что соглядатай не сочтет их,
    Злой язык болтовнёю не унизит.
    Были и в Риме - только мало,несколько часов . Толпы на Палатине у Колизея, толпы вдоль набережных дивные мозаики византийские в древней в Санта Праседа.. . Башню Ангела, Парки и снова толпы. Вьющийся чере город Тибр.
    [​IMG]
    Античный персонаж
    [​IMG]

    /см. след.пост/
     
    La Mecha и Ондатр нравится это.
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
     
  3. TopicStarter Overlay
    Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Вот и следующий пост:

    В АВЗОНИИ СЧАСТЛИВОЙ 2
    ФЛОРЕНЦИЯ

    Во Флоренцию примчали на ЕВРОСТАРе - торпедообразном роскошном скоростном «трено» - за 200 км.час! То пейзаж за окном зеленый с весенний лесами и полями, а то тоннель. То пейзаж, то тоннель: скорость требует прямизны и минимум подъёмов и спусков…
    И вот мы уже подплываем к вокзалу у зрнаменитой Санта Мария Новелла, где совсем рядом находим наш хостел, а по сути отель, с одной комнатой, весьма стильной - на троих, с высокими окнами, зеленой мраморной брекчией на полу, оранжем стен и всеми удобствами, в обшем, квартирка и только кухня общая в которой кроме нас почти никаких юзеров.
    Отпившим кофию с бутербродами со свежим сыром и «прошютто», то бишь, тончайше нарезанной свежайшей ветчиной - двинулись в город и севши на экскурсионный двухэтажник , hop on/ hop off, автобус, открытый сверху поехали по солнечной Фиренце, среди храмов, домов, пиний кипарисов, цветущей лиловым огнем глицинии.
    Боже мой! Даже слезы на глазах! Мог ли я думать о таком лет сорок - или более назад, в заснеженной Томилии, гонимый с работ и под зорким присмотром «кагабадила?»... Читая вслух для двоих- троих таких же гонимых, под завыванье ночного январского ветра в печной трубе - звенящие терцины великого флорентинца?
    Да, значит все же, что –то изменилось с тех пор в нашей тундре. Но с каким же трудом!...

    2.
    Флоренция, ты ирис нежный;
    По ком томился я один
    Любовью длинной, безнадежной,
    Весь день в пыли твоих Кашин?
    ………………………………………
    Но суждено нам разлучиться,
    И через дальние края
    Твой дымный ирис будет сниться,
    Как юность ранняя моя.

    Июнь 1909

    [​IMG]
    3

    Страстью длинной, безмятежной
    Занялась душа моя,
    Ирис дымный, ирис нежный,
    Благовония струя,
    Переплыть велит все реки
    На воздушных парусах,
    Утонуть велит навеки
    В тех вечерних небесах,
    И когда предамся зною,
    Голубой вечерний зной
    В голубое голубою
    Унесет меня волной...

    Июнь 1909
    Александр Блок.


    Конечно Флоренцией можно любоваться бесконечно и столько уже восторгов и томов на эту тему было!
    Мы объехали центр и были над всем городом, на пьяцце Микельанджело, откуда «Иль Гиганте» - Давид и тысячи туристов и шольников, молодежь в шортах и майках и мини, смотрят на великий город …
    Мы были в нём мало, всего полтора дня но, конечно, Дуомо и Понте Веккьо и много другое осталось …
    Уффици пробежали за два часа до закрытия. К сожалению ,во избежание выцветания прославленных шедевров освещение там тусклое ,что снижало впечатление от картин! Будем досматривать их еще раз в инете!
    И что же особенно врезалось в память Мощно вырвавшееся в небо каменным брусом башни и всем объемом - Палаццо Веккьо

    «…Палаццо Веккьо был сооружен по образцу более старого административного дворца Палаццо Тоскана в городе Вольтерра, но выглядит намного мощнее и кажется вырубленным из одного куска скалы» -сообщает справочник

    Жестокие страсти кипели в блистательном граде и
    В 1478 году, на окнах Палаццо Веккьо были повешены заговорщики во главе с Франческо Пацци, зарезавшие Джулиано Медичи, по подстрекательству папы, пытавшемуся свергнуть власть Медичи. Сам Лоренцо чудом спасся. Убийцы - Бернардо ди Бандино Барончелло, увы,молодой ученый ,считавший что он защищает республику от тирана, и другие были повешены на окнах того же Палаццо Веккио 20 декабря 1479 г…

    Рустованная громадина дворца – цитадели вся золотела в закатном солнце, паря пред нами и ослепительно сияли каррарским мрамором своих мускулатур – гиганты пред ней: Нептун с чертами Первого Медичи, Давид с пращой и Геркулес победивший Какуса..

    Все это являет великую мощь молодой республики, поборающей в кровопролитнейших битвах соседей- врагов, соревнующейся с ними же и сама с собой в жестоких гиббелино-гвельфских драках, в «инновациях», говоря в современном штиле, и в роскоши. И помогает нам увидеть блеск и гений, и невероятную дерзость мастеров, прорвавших и увенчавших преграду Средневековой Европы, сотворивших этот невероятный взлет артистизма, горящий как снего-мраморный Эверест над веками.
    Резец, кисть , терцины Данте и канцоньере Петрарки. Все это до сих заставляет застыть перед собой с открытым ртом…

    "… Ренессанс выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, «четвертый» мир космической иерархии, не вмещаемый ни в один из трех «горизонтальных» миров её традиционно неоплатонической структуры (элементарного, небесного и ангельского); он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, он вне всех ступеней…
    «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю...
    Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». И вид, и место человека в иерархии сущностей могут и должны быть исключительно результатом его собственного, свободного — а стало быть, и ответственного — выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния. Именно в этом … «высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет».

    Это - от Пико делла Мирандолы, философа Кватроченто.
    Да, здесь открывалась бездна человека, как в космологии Джордано Бруно - разверзлась бездна звездных миров, бездна захватывающих дух высот и срашных падений, что и явила последующая европейская история.

    Нет в мире ничего чудесней человека -
    В нем Бог и сатана соседствуют от века.
    Ангел Силезиус

    Вот он дикий разлом эпох безумная свобода языческих титанов с одной стороны и голос Христа с горы Елеонской с другой:
    "...Все страны и, в особенности, многострадальная Италия утопали по колено в крови своих граждан.
    . Любой - слуга или герцог - не задумываясь ни на минуту, пускал в дело яд или кинжал, и редко когда соображения морали или грядущего возмездия останавливали этих людей. Гуманизму, который освещает все искусство той эпохи, не нашлось места в самой жизни. Вот как бы крик самого Марсилио Фичино :
    " Я ничего не слышу, кроме шума оружия, топота коней, ударов бомбарды, я ничего не вижу, кроме слез, грабежа, пожаров, убийств ", - исчерпывающая характеристика жизни эпохи,"- пишет исследователь.
    Но этот водокрут страстей может быть и порождал величайшее искусство?
    Да, потрясает человеческий гений. Мощь его естества и разума и в осторгает и страшит. «Широк, широк русский/ и не только русский- М.Л./ человек –я бы сузил» - глубочайшая констатация Федора Достоевского.
    Приведу фрагменты моей статьи о стихо- романе поэта Алексея Бердникова -"Некий муж," с парадоксальным изображением в нем эпохи Ренессанса - от лица православного монаха, коего соблазняют, как Св. Антония – «Бесы Ренессанса». Все это - с дерзкой языковой эквилибристикой, неологизмами, с великолепным знанием "вещества" эпохи, иронией и самоиронией, и все глубоко связано с проблемами и наших дней.
    Некий юноша, ставший монахом Аввакумовского духа, соблазняем в своей келье явлением ренессансных персонажей.

    Страшны бесы Ренессанса:
    Макьявелли, Борджа, Рабль...
    Хоть и глинян их дюрабль,
    Но изгадят все пред шманса.
    Не утратил бы баланса
    Леонардов неглижабль...
    Малатеста кажет шнабль...
    Движет брюхом Санчо Панса...
    Духи просятся: Привещь
    Нас титанами какими...
    Словом бисерка помещь...
    Торгнут пальцами мягкими, -
    Жмуришься тут обоими:
    Злобный вид их так зловещ!
    ...........................
    И тут появляется солнце Ренессанса - Джоконда, гротескно названная "Монализа", да еще безбровая, с ее золотой мерцающей улыбкой, манящей европейское Человечество куда-то в "Бездорожь"(по выражению Бердникова) - к великим пропастям, рекам, грандиозным вершинам.

    Словно прыщ какой иль клещ,
    Отнесенный за карнизы
    Сфорцовой миланской мызы,
    Эта дама кажет хещь.
    От такого согляданса
    Вас невольно кинет дрожь
    В за плечами бездорожь.
    [​IMG]

    И другие с преферанса
    Вам изъявят столько рож,
    Что согнать их вон - без шанса.
    ....................................................
    Злобный вид их так зловещ:
    Клеопатр, Венер и Марсов
    А у Иисусов - фарсов:
    Затрактованный как вещь.
    Примоделивали тещ,
    Жен своих, шутов и гарсов.
    Сворой челядин, джульбарсов
    Тщилися предмет облещь.
    На лицах "мадонн" - капризы,
    А не святость без прикрас,
    Плотские верхи и низы.
    Суд Отца - что твой Парнас,
    Сикстой Приснодевы фас -
    Что безбровой Монализы...

    Прямо-таки Протопоп, неистовый Аввакум, хотя и ...фарсовый, однако же!

    И тут же и горькие сетованья на равнодушие, подчас, великих творцов к жестокостям их блистательных заказчиков, а подчас и любование этими хищниками – этот языческий эстетизм - не предвестие ли будущих веков и их злодейских "художеств"?

    Предпейзажные капризы
    С шумною гоньбой ловитв
    Не оставит для молитв
    Начертающий эскизы.
    Что ему на стогнах Пизы
    Ужасы кровопролитв.
    Равнодушен к виду битв
    Он средь кровяной раздрызы…


    .................................................
    Он себя спешит резвлещь
    Дел разнообразной пробой:
    Режет скошенные злобой,
    Чтоб урок какой извлещь.
    Меряет расправу плещ,
    С высотой сопоставляет,
    Карандашком кренделяет.
    Истину торчит изврещь
    И на теле шкондыбает
    Словно прыщ какой иль клещ…
    ............................

    И Автор дает волю словесно-эротической стихии:

    ...Лоно, анус, рот преспелый
    Раскрывали в кочке мшелой
    И ему свой Трианон.

    И ему свой трианон
    Обнажался в этом адов
    Тысяча бордель-парадов,
    Притязаний миллион

    (Прямо- таки искушение св. Антония!).

    А ведь очень их, "эти искушения", любили писать всяческие изографы!

    [​IMG]



    Итак, Ренессанс и вообще Новое время - в романе А.Бердникова - под вопросом..

    Да… уже многие хотят сейчас нового Средневековья,готики и т.д.
    Вот и радикальный Ислам предлагает под грохоты взрывов в толпе - свой собственный вариант. Или вправду так уж устал от своей Свободы человек - Этот Земной бог?
    Толкуют многие же о реванше религий о "Реванше Бога"...
    Ну, настанет, и что же? Не захочется ли вечно бунтующим художникам тогда - обратно в золотой Ренессанс? Кто знает? ...
    *
    А мы оказались, хоть и на краткий миг, в самом кратере его - этого великолепного вулкана культуры, , среди удивительных творений его огня.

    Выходим к собору. Беломраморные резные фасады и парящий космический как корабль - яйцо инженера Лося в Аэлите - терракотовый купол «Дуомо» -Санта Мария дель Фьоре – Цветущая.
    Храм словно вырезан весь из белейшей слоновой кости .. Как же они любили свой город , и стремились возвысить его над другими -драгоценным искусством, не жалея сил и флоринов – а флорин стал уже монетой почти всей тогдашней Европы! Конкуренция, соревнование -залог развития!
    А рядом с Дуомо- парящая изумительной ажурной колонной - колокольня Джотто.
    Кто вырезал это чудо из мрамора? Итальянцы или китайские чудесники? Неужели это работа человеков? Эти пилоны и медальоны, эта тончайшая резьба. Эти карнизы, фризы и розы; эти картуши и капители - непостижимо -как они держатся и держат на себе арки?- Тончайшие витые колоночки - импосты окон!
    Джотто и его последователи не построили - они выдохнули это чудо и как бы не из мрамора, а из белопенных снеговых облаков!
    Или это сами облака выдохнули ее, как Афродиту, из пены морей – во флорентийскую синеву!...

    Да, глядя на нее,ты чувствуешь себя что занимаясь много лет гармоническим сложением слов, ты оказался в одном из самых главных мест на земле… И понимаешь, что стремился сюда всю жизнь…Ах, если бы моя, давно покинувшая этот свет в темные годы России, мама, так любившая все это, была бы сейчас здесь, на этой площади, с нами!...


    …И вот уже в долинах
    Несметный сонм огней,
    …И вот уже в витринах
    Ответный блеск камней,
    И город скрыли горы
    В свой сумрак голубой,
    И тешатся синьоры
    Канцоной площадной…

    Август 1909

    ФЬЕЗОЛЕ

    *
    Наш открытый кораблик – автобус стремится вверх, сквозь аллеи пиний, мелколистых дубов и платанов - девять км. во Фьезоле.
    Я даже и думать не мог что мы окажемся на родине Фра Баато Анжелико … Прямо промысел какой-то!
    Как чудесно они построили флорентийский маршрут.

    Стучит топор, и с кампанилл
    К нам флорентийский звон долинный
    Плывет, доплыл и разбудил
    Сон золотистый и старинный...

    Не так же ли стучал топор
    В нагорном Фье'золе когда-то,
    Когда впервые взор Беато
    Флоренцию приметил с гор?

    Это Александр Блок
    и мы движемся по его следам.
    Под звук стихов 09 года.
    Лучестрелы с небес и зелень, зелень южная - и весенне-юная, и вечнозеленая -лавров и хвойных вокруг фьезоланского холма!
    Забираемся, сойдя с автобуса, на высоту его по аллеям - серпантинам, напоминающим любимый Гурзуф и вот, на вершине- францисканский монастырек с бедными келейками. Осматриваем их, потом - к обрыву и - перед нами распахивается вид на широкое межхолмье долины Арно, на бесподобный град Данте, Петрарки, Леонардо, Микельанджело и стольких ослепительных других!

    Да…Отсюда видел город и Фра Беато и Блок и наверное Макс Волошин и Вяч. Иванов и многие, многие и вот и мы…
    Юг… Юг! Чудная голубоватая дымка – леонардовское «Сфумато». Синева и зелень и снова синева, как в родном нам Крыму!
    И золото. Вот они - краски Беато. Как передать их?..

    *
    Побыв, увы, недолго здесь - съезжаем уже на другом hop on/ hop off, к монастырю Святого Доминика и выходим.
    Вот и Храм .. Вошли под прохладные своды и теперь ищем глазами его. Кого?.. Конечно Фра Беато!
    Он ведь, монашествовал когда-то здесь писал, писал свои иконы-картины. . Где же он?.

    [​IMG]
    Да вот же,он здесь! – Тоненький, уже в бронзе, монашек, с кистью в руке, словно свечой освещющей мир блаженных и сам Беато, то-есть – Блаженный!
    Такой же как наш Андрей Рублёв. Кланяемся ему.
    А вот и Мадонна и ангелы его в приделе храма. Небольшая картина.
    Как описать мне грешному эту парящую фигурку с младенцем?
    Синеву ее гиматия, переливающуюся в синеву неба в спокойных тосканских арках? Это золото нимбов Святых? Всю кротость ее девочкина лика и отрешенность младенца у нее на руках ? Мудрость и детскую даже юродивость его?
    [​IMG]
    И тонкие , цветные как у тропических бабочек, -крылья ангелов ? Его, Беато. неповторимых ангелов? Этот свет, эту голубизну, золото и зелень - краски Фьезоле ,краски счастливой Авзонии?
    Фра , то-есть Брат, Беато, сиречь, блаженный и ангелический - Анжелико .
    Созвучный в неслышимой, святой музыке со нашим иноком Андреем Рублевым…

    НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ
    Фра Беато Анджелико

    … На Фьезоле, средь тонких тополей,
    Когда горят в траве зеленой маки,
    И в глубине готических церквей,
    Где мученики спят в прохладной раке.

    На всем, что сделал мастер мой, печать
    Любви земной и простоты смиренной.
    О да, не все умел он рисовать,
    Но то, что рисовал он, — совершенно.

    ….Мария держит Сына Своего,
    Кудрявого, с румянцем благородным,
    Такие дети в ночь под Рождество
    Наверно снятся женщинам бесплодным
    ………………………………………………
    … А краски, краски — ярки и чисты,
    Они родились с ним и с ним погасли.
    Преданье есть: он растворял цветы
    В епископами освященном масле.

    И есть еще преданье: серафим
    Слетал к нему, смеющийся и ясный,
    И кисти брал и состязался с ним
    В его искусстве дивном… но напрасно.

    Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
    А жизнь людей мгновенна и убога,
    Но все в себе вмещает человек,
    Который любит мир и верит в Бога.


    «….Гвидо ди Пьетро /1400 - 1455 г.г./ - это домонашеское имя Фра Беато с того самого дня, как он открыл глаза, влюбился в свет.(Слово «свет» в итальянском языке женского рода)
    Его чувство было счастливым и взаимным, ибо свет- /Она - Светосинь- София- М.Л./ ожидал/-а/ его каждый день, доказывая ему при помощи цвета присутствие изначальной любви во всех вещах; и затем, заручившись преданностью их взаимного чувства, передавая ему главный секрет визуального искусства. Гвидолино принял в свои послушные руки инструменты для работы, как свидетельство союза с изначальным светом И подобное единение было, вне сомнения, одобрено авторитетом Отцов Церкви, ибо могло послужить пропаганде Рая. …»

    Эльза Моранте- искусствовед.

    Да, тоненький монашек из манастыря Сан -Доменико нес в этот смертный мир свет Рая , бессмертный и вечный и тем спасал и облегчал души людей многих поколений и наши тоже и несет его дальше и дальше.

    *
    И вот мы снова над Флоренцией, на Пьяцца Микельанджело, где снова видим Давида - Иль Гиганте , как бы охраняющего родной город.
    Здесь как на Воробьевых у нас - пестрые толпы туристов со всего света - немцы англосаксы ,индийцы, японцы, русские африканцы, щебечущие, поющие на многих языках, в шортиках в майках школьники.. целый Вавилон народов, фотографирующий вовсю великий пейзаж –это жаждущее яркости и знаний юное человечество!

    Внизу по долине Арно , она -Флоренция – «Цветущая», обнимающая реку и долину набережными, гроздьями стен, крыш… Смотрим и не насмотримся на эти груды домов, купола соборов , кулисы мостов в этом сказочном городе - театре… И юная весенняя ботаника: парящие крылатые пинии и кипарисы - символы Италии, вспышки краснолиловые иудина дерева - еще более веселит, вырвавшуюся из снегов России душу…
    Чётко рисуется терракотовый купол Дуомо с колокольней Джотто, виден белеющий мрмором Санта Кроче, другие храмы. Словно с самолета видим этот город над веками, этот слепящий протубранец Духа, создаший весь соблазн и силу Запада, до сих прокладвающего путь миру в искусствах, науках, в законах, путь, как я говорю, Космирии то-есть космической истории Человечества.
    А что это справа от Дуомо – Что за парящий, бирюзовый купол? А Это ,оказывается, синагога Флоренции. Явно что-то необычное! Где еще в Европе можно видеть такой высоченный храм у гонимого веками народа?
    И вот справка:
    http://www.israelhistory.narod.ru/html/renessain.htm
    «… Характернейшей чертой эпохи было постоянное взаимодействие светско-итальянской и еврейской культур.. Евреи играли важную роль в интеллектуальной деятельности периода Возрождения.
    Центром этой деятельности была Флоренция, где студенты, не задумываясь, обращались к раввинам за помощью при решении любой интеллектуальной проблемы, не обязательно связанной с иудаизмом. Бородатые раввины, известные своей ученостью, стали обычной фигурой в кружках флорентийских гуманистов. Наиболее известен был Элия дель Медиго Критянин (1460-1497), славившийся в равной степени как врач, переводчик и философ. Он был учителем великого рыцаря гуманизма Пико делла Мирандолы и обучал его не только методу Аристотеля, но и тайнам каббалы. Знакомясь с раввинскими текстами этого периода, с удивлением видишь, какой блестящий кружок собирался вокруг Лоренцо Великолепного»..
    Подумать только! Всюду ,преследуемый, огораживаемый в гетто презираемый народ здесь во Флоренции вте давние времена - его светлые умы - наравне с рыцарями духа!!

    [​IMG]
    И подумалось: может быть и мои какие-то предки, веками проходившие через Европу жили тогда в прекрасном городе цветов и участвовали в кипящем сотворении и его великой культуры? Может не зря нас троих столько лет тянуло сюда?


    *
    Сбегаем с нашего Hop on/ Hop off автобуса на набережной и шагаем на правый берег по мосту Санта-Тринита и поворачиваем к чудному средневековому мосту- монстру Понте Веккьо, уворачиваясь от ревущих мотобайков и скуттеров … Вот он, этот мост, составленный из домов - Мост- праздник- карнавал –магазин! Здесь музыка, песни,
    молодой смех, музыканты,нищие; фотографируем, слушаем.. да, русые,черные,желтые со всех концов шарика - все тут, на старинном Понте- Веккьо с коридором, выполненным Вазари, по которому ходил, таясь от убийц Козимо Медичи.
    Радость, восторг, свет вокруг! Я даже пускаюсь танцовать !
    Правда, если какой-нибудь шахид что-нибудь такое тут… Нет, не хочу думать об этом,!… А меж тем Италия стонет уже отнюдь не от туристов, а от беженцев, плывущих на южный ее островок – Лампедузу и дальше - от славного полкана Кадаффи!
    [​IMG]
    Как бы сдержать этот поток? И переваривать постепенно тех, кто смог просочиться чтобы сохранить все это – Культуру, картины, статуи или их тоже когда - нибудь взорвут ислам-фанаты как великих Будд в Афганистане?
    Именно итальянка Фалаччи, после взрыва близнецов в Штатах предупреждала об этом!
    А я ведь почувствовал опасность еще лет пятьдесят назад, в советском тогда Азербайджане геологом, когда увидел кровавый праздник Шахсей-Вахсей мусульман-шиитов под ослепительным дуговым солнцем в Нахичеваньской долине!...
    *
    Гуляем по вечереющему городу Цветов: стены и купола храмов, башни кампанилл и граненые цитадели дворцов Толпы, толпы туристов. Роскошные магазины. В витринах в рекламах бесчисленнее повторы шедевров Кавттроченто , Вот уличный художник пишет Джоконду на асфальте. Удиительно живые глаза! Молодец парень … Может за его плечом незримо стоит сам Леонардо и водит его мелками ? Бросили, конечно ему на асфальт монету. ..

    А вот лейтмотив реклам- Много раз повторяются интимные части фигуры Иль Гиганте на фартуках, трусиках, почтовых открытках!
    Фотографирую детали сии, как местный колорит, под неодобрение моих близких…

    Близится флорентийский вечер, а мы подходим к знаменитым дверям Баптистерия - золотым воротам Гиберти , «вратам рая», как назвал их кто-то Это филигранные фигурки, с библейские сценами и все - в местном колорите среди этих пиний и пред тончайшими классическими колоннадами
    …Золото искустства, золото Кваттроченто … Да, будем вспоминать и вспоминать...

    [​IMG]
    Покупаем кофр на колесиках у бойких афроторговцев , шали для подарков и даже пару длинных летних юбок – одна чисто итальянская!
    и - сегодня ночью в Болонью/ Оттуда полетим дешевле!/- в аэропот, на Боинг и на родной Север –Восток.

    …И вот уже в долинах
    Несметный сонм огней,
    И вот уже в витринах
    Ответный блеск камней,
    И город скрыли горы
    В свой сумрак голубой,
    И тешатся синьоры
    Канцоной площадной…
    Александр Блок
    «… Долго будет Италия сниться долго будет с этих пор!..» шепчу я слова старой песни, адресуя ее уж к этимм местам
    Такси, ночь, вокзал - ночной поезд "Трено НОТТО" без единого проводника. Вот и Болонья! «Черный таксист» -«бомбила», единственный в ночи пред вокзала болонского, кружными путями, мимо взоров местного ГИБДД, мчит нас в аэропорт Приехали. опять проверки, где у меня отняли перочинный ножик -он глухо брякнул в ящик контролеров , а какой нужный в походах предмет был!
    Снова Боинг и высота 11 тысяч а внизу плотная кошма облаков и никаких Альп - до самого Домодедова, где садимся в холодный дождь , в родную тундру!
    До сви-дания, до свидания Авзония, удивительная!..

    Она...
     
  4. TopicStarter Overlay
    Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Ну вот и свиделись снова с этой дивной страной-стариной ,вечно молодой с ее народом,языком даль, близью-ю-ю-ю!

    Были в конце марта: Рим -Тиволи-Урбино -Равенна -Рим- Тиволи.

    Вот песнь- венок:

    Споем:


    ROMA
    ROMA



    …. В мой поздний час вечерним «Ave Roma»
    Приветствую, как свод родного дома,
    Тебя, скитаний пристань, вечный Рим….

    Вяч. Иванов
    Римские сонеты
    1.
    Вид в Тиволи весною водопада,
    Летящего с гребнистого обрыва -
    Подобьем нескончаемого взрыва
    Ошеломит снеговая громада.

    Белокипящей гектолитры, тонны
    Воды проносятся столетья, годы.
    И, будто, в ней слышны из рода в роды,
    Здесь живших - голоса, восторги, стоны.

    О ,Рим! Твоя гордыня, смыслы, муки
    Жестокой Клией сброшены со сцены,
    Но все зовут нас, как сквозь бездну руки…

    И проходя раскопы и холмы
    И трогая рукою камни, стены,
    Хотим понять -кто ты? И что здесь мы?

    2.
    Но как понять где ты? И что здесь мы?
    Мы водопадом сброшены с обрыва!
    Иль гексогеном Клииного взрыва
    И кинуты на долы и холмы…

    Земли неведомой, седой чащобы…
    В нас взорвалось все , что таили мы,
    Боясь еще тюрьмы или сумы:
    Предательство, зверинство, хамство, злобы-

    Напоминаньем Дантовского ада.
    Мнясь выше всех ковали ядро-меч
    Надеясь мир пройти волной парада.

    Миллионы закачав в любого гада !
    Победами себе ж несли увечь -
    Не замечая к края водопада…


    [​IMG]

    З.
    Вот хлынул Рим– кипеньем водопада
    Там арки взлет, здесь мрамора скрижаль.
    А там глициний вешняя фиаль
    И толп разноязычнейших армада!

    Вот каменного черепа громада
    О, Колизей! Туда мы не пойдем -
    Сквозь толщь веков прорвавшийся объем
    Царей и толп возлюбленного ада…

    Храм Ромула – руиной после взрыва
    Набега сотни вандальских племен.
    И в нем портреты римлян. Цицерон –

    С презрительной губой, но тень уныва-
    В лице.Сваливши Катилину- он
    Спас Рим родной, но не избег обрыва…

    [​IMG]
    4.
    Мы тоже были на краю обрыва
    Когда наш обезумевший сенат,
    Здесь в девяностых распаляя ад,
    Волок страну на самый край обрыва…¬¬¬

    Но танковые вывел катапульты
    Наш цезарь, гидру бунта подавив,
    В Неведомое нам стезю открыв
    И новые нас соблазнили культы…
    [​IMG]
    …И вот тогдашнего избегнув срыва
    Мы в Риме и бредем на Палатин,
    С утра ж, при том, - почти без перерыва.

    А вот и арки Титовой притин
    И вдруг средь рельефовых картин
    Менору зрю - в душе подобье взрыва!

    5.
    И сразу же мой дух в подобье взрыва:
    Евреев подавив Тит рушит храм
    Светильник золотой сгребает хам
    Народ и дух его - окрай обрыва…
    [​IMG][​IMG]
    Кто против Рима? Разве только Бог?...
    Свирепств неизмеримая картина
    Террор, огонь… да Иудея – мина!
    Воюют все – кто юн ли, стар, убог…

    Сопротивлялась бешено Моссада.
    Но все ж, тогда одолевает Рим
    Юпитер с Марсом все еще за ним.

    Евреям же в веках одна награда
    Изгнанья жесткий хлеб и страх за ним,
    Но как Синай – ремесл и книг громада!

    6.
    Бог отступил, но вся его громада
    Уже клонила к обрушенью Рим
    И тот кто был как раб, презрен, гоним
    Миллионам стал спасенье и ограда

    Гвоздьем на крест прибитый иудей
    Унизил на века гордыню Рима
    И свет небесного Ерусалима
    Стал вечною менорой для людей…

    …Вот анджеловская лестница.Колонны
    Дворцов. Капитолийская зверица
    Мать Рима и Аврелий на коне.

    Мудрец и благ, но жег христиан в огне
    И всякий, кто сгорал, был как зарница
    Грозы на Рим … И гектолитры, тонны

    7.
    Да, грозы шли и гектолитры, тонны
    Воды времен и рушили и снова
    Вздымали Рим..Знать недр его основа
    Неистираема и вешни звоны
    [​IMG]
    От старых кампанилл уводят в даль -
    К мозаикам Равенны, к Сан-Витале
    К Аполлинаре Нуово к страстной Галле
    Плацидии - в святую их мерцаль!

    Как песнь звенит в них радуга природы
    И нимбом золотым раскрыта высь
    В них зелень юных трав, в них жизни воды

    И птицы, что здесь в кубики породы,
    Стекла ли, воду эту пья, влились -
    И вот трепещут в ней столетья, годы!

    8.
    В потоках света там века и годы
    Сплошь в римских тогах ряд идет святых
    И нимбы на главах горят у них
    И небо вкруг - из золотой породы.
    [​IMG]
    Парят, подобны белой колоннаде.
    А дальше, ко Христу в вертеп, волхвы
    Бегут да так , что удивитесь вы -
    С дарами, в колпаках- при всем параде!

    Так Клии длань, свергая царства, роды
    Губя и Рим и Иерусалим
    Мешала их, как кубики породы.

    И новый мир был Ею возводим,
    Где весть о высях золотой природы
    Хранима и поднесь из рода в роды…

    9.
    Да, эту весть несут из рода в роды
    Из смертных те, кто был здесь одарён
    Всей силой недр, кому лучистый звон
    Небесных бездн был слышен от природы –

    Вот он, Урбино сын… Иль синей дали?
    Мы в дом вошли. На белизне стены
    Мадонна . И молчим поражены -
    Прозрачен образ света и печали

    [​IMG]

    О,нега век и лба! И те наклоны
    И плеч и шеи к спящему дитя…
    О, Рафаэль! Скажи, что за эоны

    Несли,тебя от эмпирейской зоны
    Того, чья кисть сквозь ужасы светя,
    Италия! Твои смиряла стоны?


    10.
    А что у нас? – Здесь блеск, рычанья, стоны
    Нас, будто граждан… Или же рабов?
    Суды? Для бедных нет страшней судов
    Иные же, наглея, рвут миллионы!

    Сенат? Ну как назвать его сенатом?
    Лишь глянет Цезарь – все упали ниц.
    Покроет и ворюг он и убийц,
    А человек - здесь менее чем атом!

    Рабы трубы ! Ну, кто бы на поруки
    Нас взял и научил себя любить
    И ближнего… простые, в общем, штуки.

    Дабы постигли вдруг, что близоруки
    А надо взор прилежно в даль вперить,
    Чтоб не свалиться в ужасы и муки...

    11.
    Да, сразу унеслись тревоги, муки
    Когда вошли мы в Галлы дивный храм -
    Ультамарин вкруг золотым звездам
    К себе возносит и глаза и руки…

    Там крест, как Южный крест, плывет вдоль выси
    В спиралях звезд , галактик ли, цветов?
    О, что водило дланью мастеров,
    Дерзнувших здесь, предел земной превысить?

    Или как Дант ,познавши ад измены,
    Гоненья, голод и чужие стены
    Они рвались душой в нездешний край?

    Преображая храмовые стены
    Из камушек цветных творяще рай -
    Как дети ль? Ангелы? Блаженной сцены !
    [​IMG]
    12.
    Вот мы снова среди римской сцены-
    По горизонт, взойдя на Палатин -
    Как бы из сотен фильмов ли, картин-
    Рисунок пиний, колоннады, стены.

    Республика и цезари и папы
    Маньяки и святые – все сплелось
    Вздымалось,иль в тартарары неслось -
    Фанаты прав, трибуны и сатрапы .

    О Рим! О, порожденье волчьей суки!-
    Ты, потонув, Европу породил
    Дав то ей, что не рухнет в смерти люки.

    Дал Вольность в раме Прав - того поруки,
    Что кой бы ни пришел тут Крокодил
    Его спихнут тираноборцев руки!

    13.
    Этрусков, римлян …Ста племен здесь руки
    О, Царь дорог! Тебя творили Рим
    Их языки, чей звук неповторим
    Ты влил в себя - водой сквозь акведуки

    Ла белла… Грациа!… вокруг струится
    А в храмовой стене надгробный камень
    На нем же абрис словно легкий пламень -
    Поющая в весеннем солнце птица!

    Италия! Сквозь яростные тьмы
    Глухих веков раздраи, униженья
    Не так ли проходила ты, как мы?

    Но просветляя души и умы,
    Ты шла стезей науки и уменья,
    Изливши благо в долы и холмы.

    14.

    И снова видим долы и холмы -
    Внизу в ночи, искрящие огнями
    За Боинга крылом – Москва под нами
    Да…Третий Рим. Домой вернулись мы.

    И что теперь? Куда уносит всех?
    Наш Цезарь мастер шуточки солдатской
    Под дружный хохот челяди дурацкой
    Охочей колесниц, дворцов, утех…

    Кто несогласен – тот агент измены!
    Трубу же оседлавшим, жизнь – парад.
    Из Азии рабов– за сменой смены.

    Толпе же храмы, празднества, арены.
    А где-то глухо слышен водопад…
    …Спасут ли купола, молитвы, стены?


    15.

    Да, в Риме рушились закона стены,
    Но вечно жил дух права и наук
    Творя шедевры Разума и рук,
    Прославенные мировой арены

    Дух Анджело, Да Винчи, Алигьери-
    Вершителей неслыханных заданий.
    И Бруно, что мириады мирозданий
    Зрел сквозь костра губительных феерий!

    И побеждал он колыханья тьмы
    И утверждал свободу среди права
    И просветлял здесь варваров умы,
    [​IMG]
    Круша Освенцимы и Колымы
    Иное же все - рабство и отрава!
    А мы?... К чему свой парус правим мы?..
     
    La Mecha, Яник и Ондатр нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Благодарствую прочетшим! Интересны истоки византий -мозаик .Откуда мастерство и мастера?
     
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    [​IMG]
    Греция. Часть мозаичного пола дворца Аттала (150 г. до н.э.)

    [​IMG]
    Греция. Эрот верхом на дельфинах (120 г. до н.э.)

    [​IMG]
    о. Делос. Голова Пантеры (120 г. до н.э.)​
    [​IMG]
    Делос. Дионис верхом на пантере (120 г. до н.э.)​
    [​IMG]
    Греция. Быки и повозка (около 2 века н.э.)​
    [​IMG]
    Греция. Геркулес и Немейский Лев (3 век н.э.)​
    [​IMG]
    Кипр. Детство Диониса (4 век н.э.)​
    Мозаики Рима.
    Эпоха Марка Аврелия.
    Грифон с виноградными гроздьями
    [​IMG]
    Римский национальный музей (палаццо Массимо)

    Отто Демус, "Мозаики византийских храмов":

    ...Раннехристианский период.

    Когда в IV в. христианские храмы стали впервые украшать монументальной живописью, ее элементы заимствовались из разных сфер. Узоры, развитие которых было связано с мозаичными полами, появлялись на сводах, что можно видеть на своде обхода Санта Костанца в Риме; сюжетные изображения с характерными чертами и размерами станковых картин или увеличенных миниатюр оказывались на стенах, из-за чего их иной раз, как в нефе Санта Мария Маджоре, почти нельзя было разглядеть снизу; и даже в куполах (Санта Костанца) и апсидах (Санта Пуденциана) размещались изображения, едва ли имевшие какое-нибудь отношение к форме купола или конхи. В этих ранних постройках вряд ли можно усмотреть наличие декоративной схемы, сколько-нибудь устойчивой как в формальном, так и в идейном отношении. Здесь заметно колебание между символом – реликтом подпольного существования ранней Церкви в позднеантичный период – и откровенной повествовательностью. Мозаики или фрески сами по себе еще не составляют декора; это вторичные элементы, включенные в существовавшую и раньше систему членений, которая использует архитектурные и пластические мотивы, дабы сделать из стен "внутренние фасады". Если говорить о форме, то мозаики, вставленные в эти фасадо-подобные структуры, лишь немногим отличаются от цветовых пятен, обогащающих поверхность и почти не касающихся ее основного художественного свойства – сходства с тщательно проработанным рельефом..."


    Далее здесь http://www.krotov.info/history/08/demus/demus02.html#o1_1

    [​IMG]
    Древнейшие христианские изображения (раннехристианская церковь в г. Сус, Израиль)​
    [​IMG]
    Раннехристианская мозаика в г. Табха. Католическая Церковь Умножения Хлебов и Рыб (Тивериада, Израиль)​
    "В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19); Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).
    Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22).

    Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста — евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь.

    Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет:
    «Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.»

     
  7. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Собор Святого Марка (Венеция). Ной.

    [​IMG]




     
  8. TopicStarter Overlay
    Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Спасибо,Юля дорогая! Но мозаики Равенны , особенно Галла Плакида превышают все. И вот инересно, что ж это были за мастера и откуда?... Поищу тоже в инете.
    :) :) Одндатеррру привет!

    М.
    —— добавлено: May 21, 2013 8:32 AM ——
    В Галле просто какой-то запредельный космизм...Из каких веков?
     
  9. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Да, с Галлой Плацидией мало что можно сравнить...:)

    В Храме Умножения рыб и хлебов мозаики раннехристианские, намного более примитивные.
    А вот уже Сан Марко...
    Хотя, наверное, такого торжества золота и лазури нет больше нигде - только в Галле Плацидии.
    Думаю отчего-то , что мастера были греческого происхождения...
    —— добавлено: 21 май 2013 в 18:25 ——
    А Ондатерр в Украине - приедет, все нам расскажет...:)
     
  10. TopicStarter Overlay
    Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Или сирийцы? Александрийцы? Кто знает...
     

Поделиться этой страницей