1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Содержание
    Торчинов - Учение о Я и личности в буддизме
    Торчинов - Введение в буддологию
    Торчинов - Религии мира: опыт запредельного, психотехника и трансперсональные состояния
    Торчинов - Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур
    Торчинов - Даосизм -
    Даосская практика достижения бессмертия - Стулова
    Торчинов - Даосская йога
    Жизнь и смерть в буддизме - реферат
    Шуньявада-виджнянавада
    Методологические аспекты буддизма. - Парибок
    Направленность желаний
    Шэн-янь - Буддизм и искусство
    Ачаан Брахмавамсо - Окончание вещей. Наставление о безличности
    Тханиссаро Бхиккху - "Нет Я" или "Не Я"
    Гималайские мудрецы. Вечно живая традиция - Раджмани Тигунайт
    Торчинов - Переводы текстов китайского буддизма. Статьи
    Беззаботное достоинство. Учения о природе ума - Цокньи Ринпоче

    *****************************


    Торчинов “Учение о Я и личности в буддизме”
    Полностью - тут http://www.psylib.ukrweb.net/books/_torch01.htm

    [​IMG]


    Само это слово образовано от санскритского корня dhr – “держать”. То есть дхарма – это “держатель”, или “носитель”. Держатель чего? Своего собственного качества. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние. Можно ли счесть субстанцией дхарму? Опять-таки, нет, причем, сразу в силу двух обстоятельств. Во-первых, субстанция всегда является носителем множества качеств, которые связаны с ней разными отношениями, тогда как в буддизме каждая дхарма несет лишь одно качество, свое собственное. Во-вторых, дхарма—дхармин бхеда, где дхарма – несомое качество, а дхармин – его субстанциальный носитель. Буддизм же утверждает, что дхарма и дхармин тождественны, носитель и несомое им качество совпадают. Есть и третье принципиальное отличие: субстанции брахманистов, как правило, вечны, тогда как дхармы мгновенны.

    буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний – дхарм. Это и есть формулировка принципа анатмавады (“без-я”, “без-души”), точнее одного из его двух аспектов – “бессущностности личности” (пудгала найратмья).

    основные идеи праджня-парамитских сутр

    Бессущностна не только личность (пудгала найратмья), но и образующие ее (равно, как и всю сферу опыта) элементарные психофизические состояния – дхармы . Более того, наличие представления о самосущей единичности, или элементе является источником всех заблуждений и корнем сансарического существования. Именно из соответствующего представления вытекают и все прочие ложные идеи – о вечном “я”, душе, субстанциальной личности и другие.

    Пребывание живых существ в сансаре иллюзорно. В действительности, все живые существа являются Буддами и изначально пребывают в нирване. Только неведение порождает мираж сансарического существования. Эту истину постигает бодхисаттва, осознавая, что с точки зрения абсолютной истины спасать некого и не от чего. И, вместе с тем, руководствуясь этим знанием, он на уровне относительной истины стремится спасать эмпирически наличные живые существа. Для бодхисаттвы не существует представлений о “я”, личности, душе и дхармах.

    Главный вывод Нагарджуны: все существует лишь постольку, поскольку является причинно обусловленным, и нет ничего (ни одной дхармы), что было бы не причинно обусловлено. А это означает, что ни что (ни одна дхарма) не обладает своебытием (свабхава), то есть, нет такой сущности, которая бы самодовлела, которая существовала бы сама по себе в силу своей собственной природы. Раз это так, и все причинно обусловлена, никаких самосущих сущностей нет, ибо заимствованное бытие не есть подлинное бытие
    Таким образом, все дхармы пусты, бессущностны и безопорны. Их главная и по существу единственная характеристика – это то, что они бессамостны, бессущностны, “без “ я” ”.
    Более того, сама причинность, трансцендентальное условие пустотности сущего сама по себе пуста и не суща. Пуста и сама пустота: она не есть некий метафизический принцип, наделенный собственной природой. Она есть лишь лишенность своебытия, или не обладание своебытием всеми феноменами. Вместе с тем, шуньята есть татхата, пустота феноменов как их единственное сущностное свойство и есть, то что есть .

    Алая-виджняна, является коренным сознанием (мула-виджняна), или, это есть “сознание – корень всего”. Все остальные виды сознания (семивидное эмпирическое сознание) с их интенциональностью и содержаниями проистекают из алая-виджняны или, точнее, являются формами ее инобытия, ее превращенными формами (паринама). Алая-виджняна, представляет собой не покоящуюся, “пребывающую” субстанцию, а континуум, и тексты часто сравнивают ее с рекой или потоком. Естественно, что алая-виджняна, как и все, проистекшее из нее, непостоянна (анитья) и мгновенна. алая-виджнян неизмеримо много: каждое живое существо с переживаемым им миром сводится к “своей” алая-виджняне

    слово “алая-виджняна” означает “сознание-сокровищница”. Но какие же “сокровища” хранятся в этом “вместилище”? Интересно, что согласно йогачаре, сама алая-виджняна вполне пассивна и ничего как таковая не производит, будучи своего рода текучей “оболочкой”, “контейнером”. Но в этом контейнере, как зерна в мешке, покоятся “семена” (биджа). Эти “семена” суть не что иное, как “энграммы”, элементарные единицы информации, (в самом широком смысле этого слова), закладывающиеся в алая-виджняну с безначальных времен в процессе развертывания психического опыта субъекта. Все воспринятое и пережитое субъектом попадает в “сознание-сокровищницу” и хранится в ней в виде “семян” опыта. Но в надлежащий момент, определенный кармой существа, эти семена под воздействием присущей им так называемой силы, или энергии сознания (мати шакти) начинают “прорастать”, то есть проецировать свои содержания вовне. В результате алая-виджняна полагает себя в виде эмпирического субъекта, с которым она себя и отождествляет (“присваивает” его), и коррелирующего с ним мира чувственно воспринимаемых объектов. Понятно, что “костяком” эмпирического субъекта являются семь эмпирических форм сознания, в свою очередь представляющими собой превращенные формы базового сознания. В процессе восприятия в алая-виджняну закладываются новые семена—биджа, и весь процесс повторяется. эти процессы не имели никакого абсолютного начала, они безначальны.
    Здесь уместен такой пример. Представим себе спящего человека, видящего сны. Его мозг – алая-виджняна. Этот мозг полагает свои содержания в виде эмпирического субъекта сновидения (то есть того “я”, с которым отождествляет себя во сне спящий человек) и множества объектов, которые этот субъект принимает за реальные вещи объективного мира, хотя и он, и объекты представляют собой лишь проекции мозга спящего и сводятся к нему (при этом мозг как бы трансцендентен субъектно-объектной дихотомии сновидения). Но мы во сне, как правило, черпаем материал для сновидений из опыта бодрствования, а алая-виджняна получает материал для новых “порций” психического опыта исключительно из предшествующего психического опыта. То есть, спящий из нашего примера всегда спит, черпая материал для своих сновидений из предыдущих сновидений.

    Вот это воздействие привычки и есть васана. Это слово по разному переводилось на русский язык – “следы”, “отпечатки”, “следы—впечатления”, “сила привычки” и т.д. Но, пожалуй, наиболее удачной попыткой перевода можно считать все же выражение “сила привычки” или “энергия привычки Для достижения освобождения от сансарического существования, суть которого – страдание, йогину следует радикальным образом трансформировать сознание, полностью изменив его интенциональность. Этот поворот алая-виджняны от проецирования вовне к обращенности на себя самое получил название “поворота в [самом] основании” (ашрая паравритти). С него начинается долгий путь к обретению состояния Будды и окончательной нирване.

    Прежде всего, йогину следует “опустошить” алая-виджняну от семян – носителей информации подобно тому, как из мешка высыпают зерно. Попутно преодолеваются васаны – сформировавшиеся с безначальных времен тенденции к проецированию содержимого алая-виджняны вовне. Тогда алая-виджняна оказывается направленной на самое себя. Теперь это чистое сознание, свободное от какой-либо дуальности и дихотомичности, вне субъектно-объектной оппозиции. Утратив свои различающие функции, алая-виджняна, собственно, перестает быть виджняной, сознанием. Теперь это чистая зеркальная мудрость, совершенный безобъектный гносис (джняна). На этом путь к нирване завершен.

    подобно тому, как свет многих ламп в одном помещении образует единое освещение, так и миры множества существ образуют единую согласованную реальность (в относительном смысле этого слова). Согласованность между мирами объясняется определенной корреляцией между кармами существ.
    Сама буддийская доктрина не давала никаких оснований для сомнений в существовании других субъектов, поскольку она прямо провозглашала (устами самого Будды) принцип спасения всех живых существ.

    Однако следует иметь в виду, что буддизм в своей доктрине анатмавады отрицает существование постоянного “я”, или души и рассматривает живое существо в качестве потока, или континуума (сантана) элементарных психических состояний (дхарм).
    Ратнакирти является приверженцем своеобразного трансцендентального солипсизма, практически тождественного монизму брахманистской адвайта-веданты: поистине существует только одно абсолютное сознание, иллюзорно являющее себя себе самому в виде множества эмпирических субъектов-сознаний с коррелирующими им переживаниями “внешнего” мира. в кашмирском шиваизме единое абсолютное Я (Атман) полагает себя в виде множества душ (джива), каждая из которых переживает свой собственный мир, но вместе эти миры образуют единую согласованную относительную реальность. на столе стоит одна свеча, но она отражается во множестве зеркал. Реальна только одна свеча, все остальные – лишь видимость.

    Именно с этой второй интерпретацией гарбхи связано и понимание самого этого термина как вместилища, или лона: Татхагатагарбха есть не что иное, как синоним абсолютной реальности, понимаемой в качестве единого, или абсолютного Ума (экачитта), порождающего как сансару, так и нирвану и являющегося субстратом и того, и другого. Этот Ум пуст (шунья) для нас, поскольку абсолютно трансцендентен различающему и конструирующему субъектно-объектную дихотомию сознанию, но не пуст (ашунья) сам по себе, будучи наделен бесчисленными благими качествами и свойствами (гуна), не отличающимися, однако, от самой субстанции Ума (в отличие от качеств субстанции брахманистских учений). И именно этот Ум (Татхагатагарбха как вместилище) присутствует в существах как их природа в качестве ростка состояния Будды (Татхагатагарбха как зародыш). Принципиальными атрибутами этого Ума являются Постоянство (нитья), Блаженство (сукха), Самость (атман) и Чистота (шубха).

    сам Будда отказывался признать, что в нирване не будет никого, кто мог бы осознать себя пребывающим в нирване. Поэтому уже в раннем буддизме развилась тенденция к положительному описанию нирваны как высшего и вечного блаженства.
    В-третьих, абсолютная реальность обозначалась словом “атман” и в некоторых авторитетных текстах, не являющимися непосредственно текстами, излагающими теорию гарбхи. а также в весьма авторитетной “Ланкаватара сутре” даже прямо осуждает людей, отвергающих веру в Атман. Еще интереснее содержание одного пассажа из “Махапаринирвана сутры”, в котором не только отвергается мысль о том, что учение о Татхагатагарбхе как об Атмане является небуддийским, но напротив, утверждается, что именно брахманы позаимствовали его из наставлений Будды и приписали себе.

    Подобный взгляд напоминает учение Шанкары об Атмане-Брахмане.
    Таким образом, буддийские школы предложили различные концепции “я”: “я” как имя, обозначающее совокупность групп элементов (дхарм); “я” как одновременно и пустота — шуньята и реальность как она есть – татхата; “я” как иллюзорная проекция трансцендентального сознания, коррелирующая с иллюзорными объектами; “я” как абсолютная реальность, Великое Я всех существ, тождественное Абсолюту.
     
    Последнее редактирование: 18 июл 2021
  2. thereyouare

    thereyouare Guest

    как это понимать? (я не сильна в буддизме) отрицание души? элементарные психические состояния чем(кем) должны контролироваться??
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    ПППЗ - прошу посильной помощи зала.
    Тут есть спецы не мне чета.
     
  4. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Вопрос к Соне: какие выводы ты делаешь из данного текста или какие тезисы ты с его помощью подтверждаешь?
     
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Ишь ты как ... я не так читаю и не так выписываю. Выписываю то, что дает внутренний импульс.
    я как футболист: головой работаю не так часто.
    Может, это женское? ;)
     
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Оттуда же:
     
  7. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А Вы, Соня, женщина?
     
  8. thereyouare

    thereyouare Guest

    это оскорбление:mad:
     
  9. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Увы, не девица. :oops:
     
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я не это имел в виду. Я имел в виду, что осознал ещё один способ, с помощью которого Вы уходите от дискуссии.
    Вот когда я прочитал Ваш первый здесь пост, у меня возникло следующая цепочка (если я не прав - поправьте): по следам нашего недавнего разговора о теистичности или не-теистичности буддизма, Вы начали копать источники и обратились в своём поиске к Торчинову. В его книге Вы нашли тезисы, которые, как Вам показалось, подтверждают Вашу точку зрения. Они, поэтому, показались Вам примечательными и Вы выложили эти фрагменты здесь.
    Однако, когда я предложил Вам всё-таки разобраться в этом вопросе, Вы, образно выражаясь, подняли вверх лапки и повернулись к моей зубастой пасти незащищённым брюшком.
    Возникает вопрос: Вы всё-таки чего хотите:
    1. Разобраться в вопросе
    2. Остаться при своём мнении
    3. ?
     
  11. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Ваше мнение с уважительным вниманием выслушаю.
    А свое ...
    Мое глубинное убеждение, что речь идет о точных и адекватных видениях одной и той же невместимой реальности.
    Притча о слоне, если отнестись к ней снисходительно и с пониманием, весьма точна.

    Можно верно и точно толковать о цвете, который есть несомненная реальность.
    А можно еще более проницательно указывать на то, что цвет - это иллюзия нашего сознания, так своевольно интерпретирующего эл-магнитные колебания.

    И дело для меня вовсе не в том, "кто правее".
    Для меня важнее прикосновение к тому уровню восприятия реальности, который
    отображает тот или иной автор, тот или иной взгляд.

    Когда при останове мира Кастанеда видит мир как игру энергетических потоков,
    это не делает иллюзию нашего обычного восприятия менее реальной.
    Однако же есть иерархия холонов... .

    Другими словами, различия описаний часто говорят не о противоречиях, а о разных уровнях сознания.
    Высшие же его уровни и вовсе неописуемы.
    Они вне категорий пространства и времени, в которых только и существует не только наш язык, не только наше мышление, но и само восприятие.

    Когда вся вечность умещается в единый миг, а все мироздание - в не имеющей размерах точке.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Дело не в теистичности или нетеистичности буддизма. Поразительно то, что буддизм допускает своеобразную теистичность.
    Скажем, видящий только энергетические потоки может спокойно говорить о формах, а воспринимающий эл-магнитные колебания - легко говорит о цвете.

    (Написала зря: только чтоб "не уклоняться". Написанное выше - гораздо важнее.)
     
  13. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Соня. Кроме вИдения-опыта есть ещё интерпретация. И некоторые интерпретации могут препятствовать дальнейшему развитию опыта. Бог-Творец - это интерпретация и более того - верование. Верование препятствует познанию.
     
  14. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Теизм это вполне определённая вещь. Буддизм не-теистичен.
    Есть человек, который верует в существование НРЕ (единорожец). Есть человек, который не верует в существование НРЕ (а-единорожец). Отрицает. И есть человек, который не придерживается ни той, ни той позиции. Представь себе это состояние. Это НЕ ЕСТЬ допущение, что НРЕ есть. Не плюс и не минус. И не чуть-чуть плюс или чуть-чуть минус. Ноль.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    А это уже совершенно другой вопрос.
    О нем пыталась говорить тут
    http://forum.arimoya.info/threads/Слово-икона-против-слова-идола.222/
    и тут
    http://forum.arimoya.info/threads/Что-знает-слепой.309/
     
  16. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Замечательное состояние. Но мне не так интересны позиции и допущения.
     
  17. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Почему для тебя так важно существование Бога-Творца?
     
  18. thereyouare

    thereyouare Guest

    - здорово:Dа мне верование всегда помогало познавать
     
  19. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Буддизм не отрицает души.
    Он просто рассматривает её в координатах скандх.
    -
    Элементарные психические состояния контролируются через восьмеричный путь.
     
    Соня нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Здесь скажем несколько слов о даосской сексyальной пpактике
    ("искyсство внyтpенних покоев", "искyсство сил инь -- ян"). Пpежде
    всего назовем ее основной метод: это так называемое "возвpащение
    семени для питания мозга" (хyань цзин бy нао), то есть yмение
    пpедотвpащать эякyляцию пpи интенсивном оpгазме. Он состоял в
    пpедотвpащении эякyляции и, соответственно, потеpи жизненной энеpгии
    (матеpиальным выpажением котоpой китайцы считали спеpмy) посpедством
    нажатия на опpеделеннyю точкy ypетpы y основания пениса, или волевым
    yсилием, сопpяженным с дыхательными yпpажнениями, или нажатием на
    точкy пин и над пpавым соском мyжчины. Считалось, что в таком слyчае
    спеpма по одномy из каналов позвоночника поднимается в мозг и питает
    его, способствyя пpодлению жизни. В совpеменной наyке нет единого
    мнения о механизме этого "акта с сохpанением" (коитyс pезеpватyс).
    Одни физиологи считают, что спеpма постyпает в мочевой пyзыpь и
    выводится с мочой, дpyгие пpедполагают, что она всасывается в кpовь.

    Интеpесно, что и в индийской йоге сyществовала аналогичная
    техника, возникшая независимо от китайской пpактики на том же
    основании.
    Вот что говоpит о действенности пpедотвpащения эякyляции
    дpевний текст "Тайные пpедписания для нефpитовых покоев":

    Ведь, когда семя теpяется, тело становится yтомленным и
    слабым... хотя это и доставляет вpеменное yдовольствие, но в
    конечном итоге в этом нет ничего пpиятного. А вот если
    совокyпляться, не извеpгая семени, то сила ци станет даже
    избыточной, тело обновится, слyх и зpение станyт остpыми и чyткими.
    Хотя и пpиходится подавлять себя для достижения невозмyтимости
    мысли, однако любовь становится еще более достойной занятия ею, и
    можно постоянно пpодолжать совокyпляться снова и снова, как если бы
    все было недостаточно... Один pаз совокyпиться без семяизвеpжения --
    сила ци yкpепится. Два pаза совокyпиться без семяизвеpжения -- слyх
    и зpение станyт остpыми и чyткими. Тpи pаза совокyпиться без
    семяизвеpжения -- все болезни исчезнyт... Десять pаз совокyпиться
    без семяизвеpжения -- бyдет достигнyто пpоникновение в божественный
    pазyм*.

    дыхательные yпpажнения -- это мощное психотехническое сpедство,
    известное и совpеменной психотеpапии, а тpанспеpсональные психологи
    видят в интенсивной пpактике дыхательных yпpажнений в сочетании со
    слyшанием мyзыки наиболее эффективный способ тpансфоpмации сознания
    после психоделиков. Пеpеживания, имеющие место пpи этой пpактике, напоминают
    йогические (кyндалини-йога) и пpиводят к глyбинномy мистическомy состоянию, благотвоpномy и значимомy для пеpежившего его. Оно сопpовождается чyвством безмятежности, единения и видениями света*.

    "искyсство внyтpенних покоев" ставит своей целью не только пpодление
    жизни, но и достижение тpанспеpсональных состояний -- "пpоникновения
    в божественный pазyм"

    Мы можем пpедположить, что возбyждение неpвных
    центpов позвоночного столба пpи интенсивном оpгазме (без эякyляции)
    и задеpжке дыхания может пеpедаться центpам головного мозга,
    способствyя тpансфоpмации сознания (что и фиксиpyется обpазом
    подъема спеpмы по позвоночномy столбy в головной мозг).

    Вообще же пpактика визyализации весьма хаpактеpна для
    даосизма. По-китайски она называется ^ Й цyнь сян. Пеpвое слово
    означает "быть", "сyществовать", втоpое -- "мысль", "идея",
    "пpедставление". Следовательно, цyнь сян -- "мысль, ставшая бытием",
    "пpедставление, обpетшее статyс pеальности". Видный синолог поэтомy даже пpедлагает пеpеводить это словосочетание не как
    "визyализация", а как "актyализация", что более соответствyет смыслy
    теpмина.

    Пpактика визyализации, пpедполагающая в pяде слyчаев отождествление
    адептом себя с визyализиpyемым божеством, имеет также шиpокое
    pаспpостpанение в pазличных pелигиях, особенно в бyддийском
    тантpизме (ваджpаяна). Элементы визyализации есть и в хpистианской
    дyховной пpактике (напpимеp, дyховные yпpажнения св. Игнатия Лойолы
     
  21. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В мочевой пузырь поступает сок простаты (насколько можно судить). Сперма не растрачивается и следует естественному циклу обновления.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    В целом "внyтpенняя"
    алхимия пpедставляет собой магистpальнyю линию pазвития даосизма

    Все составляющие "внyтpенней" алхимии: дыхательные
    yпpажнения, методы созеpцания (шоy и), визyализация (цyнь сяк),
    двигательная гимнастика (дао инь) и дpyгие -- восходят к глyбочайшей
    дpевности и самым тесным обpазом связаны с базовыми даосскими
    пеpеживаниями и выpажавшими их символами и мифологемами (в том числе
    -- божественного Стаpца-Младенца и дао-Матеpи Поднебесной).

    удача -- дыхание, идущее вверх и находящееся в горле;

    Познав вечного среди невечных, мыслящего среди немыслящих,
    единого среди многих, что доставляет [исполнение] желаний, -- Эту
    причину, Бога, достижимого санкхьей* и йогой, -- [человек]
    освобождается от всех уз.

    Вьяса, классический комментатор "Йога сутр",
    чрезвычайно высоко оценивает пранаяму: "Не существует подвижничества
    более высокого, чем пранаяма: благодаря ей [происходит] очищение от
    [всех] загрязнений и возникает ясный свет знания".

    Дхьяна характеризуется Патанджали не как одномоментная
    концентрация, а как однородное течение содержаний сознания, не
    нарушаемое другими содержаниями. Если же степень углубления процесса
    созерцания становится такой, что высвечивается только объект, а само
    сознание как бы лишается собственной формы, то имеет место уже
    самадхи.

    Это созерцание предполагает постоянное сосредоточение сознания над речением "Я --
    Брахман".

    Результирующим этот процесс самадхи (нирвикальпа самадхи без различающего сознания) достигается полное переживание тождества Я и Абсолюта, сознание расширяется до
    беспредельности, и йогин осознает себя как вечного, бесконечного,
    бескачественного, недвойственного и лишенного каких-либо ограничений
    Абсолюта, а весь видимый мир исчезает в этом трансперсональном
    переживании. Так реализуется состояние дживанмукты (освобожденного
    при жизни), которое становится, абсолютным
    освобождением после того, как погибнет тело освобожденного --
    материальное выражение его прошлой и теперь исчерпанной кармы. Это
    состояние тождественно нирване без остатка буддистов.

    Это переживание безгранично, непостижимо и невыразимо;
    это -- само существование

    Иногда это переживание принимает форму переживания
    "супракосмической и метакосмической пустоты, первоначальной пустоты,
    ничто и молчания, являющейся безусловным источником и колыбелью
    всего существования и "несотворенным и невыразимым Высшим".

    Hо есть и еще одна пpичина, по котоpой дхаpмы не могyт
    считаться сyбстанциями: каждая дхаpма (и, соответственно, комплексы,
    составленные дхаpмами) мгновенна и сyществyет лишь один момент
    (кшана) вpемени. В следyющий момент появляется дpyгая дхаpма,
    связанная пpичинными отношениями с пpедыдyщей и, в свою очеpедь,
    обyсловливающая последyющyю. Таким обpазом, личность пpевpащается в
    континyyм (сантана) постоянно меняющихся психофизических состояний.
    Hо этот континyyм за счет мгновенности дхаpм включает в себя и
    момент дискpетности. В этом отношении психический опыт личности
    можно сpавнить с кинофильмом, котоpый воспpинимается как непpеpывный
    континyyм, но в действительности состоит из большого количества
    связанных междy собой дискpетных кадpов.

    ведущие школы махаянской мысли --
    мадхьямика (шуньявада) и йогачара (виджнянавада) зачастую
    оценивались сугубо прагматически с точки зрения их полезности для
    духовного совершенствования разных типов личности.

    Вопрос же о том, что "истиннее" "на самом деле", при таком
    подходе вообще оказывается некорректным: истина выражается не в
    теории, а переживается в йогическом опыте, приводящем к праджне,
    способности интуировать онтологическую реальность, то, что есть в действительности.

    И только психотехника позволяет преодолеть как заблуждения,
    связанные с природой сансары как таковой, так и релятивизм
    доктринальных положений и философских систем. Ибо если все они лишь представляют собой упаю, плот помогающий переплыть море сансары и достичь берега нирваны,
    после чего оказываются бесполезными, то йога ведет к праджне,
    способности экзистенциального, внутренне пережитого понимания
    реальности и ее интуирования.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Интересно.
    А что о дхармах?
     
  24. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это мне вопрос?
     
  25. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Конечно :)
     

Поделиться этой страницей