1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Известное пророчество будды Гаутамы о судьбе его учения предсказывало циклическую деградацию Дхармы в течение двух с половиной тысяч лет после паринирваны.
    Первая тысяча лет именуется Век Истинной Дхармы.

    В эту эпоху существует учение, осуществляются деяния в сответствии с учением, существуют очевидные свидетельства истинности (т.е. присутствуют достигшие статуса архата в этой жизни)

    он делится на два периода по 500 лет.
    1. период освобождения от неведения. Т.е. следуя прямым указаниям Будды многие быстро достигают освобождения.
    2. период размышления над сутью . Это период открытия сокровенных истин.

    Если мы принимаем как дату паринирваны Гаутамы 483 г. до н.э. , первый период заканчивается в самом начале н.э.
    Рубежом может считаться появление сутр праджнямарамиты (приблизительно, как раз рубеж н.э.).
    Это время нельзя, однако, считать временем появления махаяны, поскольку каноны большей части 18 школ древнего буддизма до нас просто не дошли. Между тем, наряду с Типитакой они включали и такие собрания как Самъюкта-питака, Дхарма-питака, Дхарани-питака, Шарипутрабхидхарма-питака и Бодхисаттва-питака (последняя, например, входила в канон школы Дхармагуптака, возникшей в 210 г. до н.э.). Есть основания полагать, что основные идем махаяны к тому времени были уже акцентированны.

    В этот период (до н.э.) буддизм распространяется в пределах Индии и на Цейлоне. О том какой результат имели другие миссии отправленные Ашокой (на запад вплоть до Египта) ничего не известно.

    Во второй период (с нач. н.э.) начинается победное шествие буддизма по континенту.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    К 6 в. (который теоретически должен служить рубежом) буддизм распространился по всей восточной половине Азии. Проповедники побывали во всех странах, от восточного Ирана до Японии. К 5 веку были сформулированы основные направления махаяны: мадхьямака, йогачара, учение о татхагатагарбхе. В 5 в. жил Васубандху, создатель энциклопедии Абхидхармы.
    Но надо сказать, что и в 6 и в 7 в. творческая активность в рамках буддийской традиции не ослабевала.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Второй период в пророчестве называется Веком Подобия Дхармы, он тоже длится 1000 лет и делится на два периода по 500.
    В век подобия не появляются однозначные свидетельства, т.е. нет обретших статус архата при жизни. Учение и дела становятся всё более показными.
    первый период называется периодом чтения сутр (т.е. следования букве)
    второй - периодом возведения храмов и пагод (когда на первое место выходит культ)
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Период 6-10 вв. в истории буддизма очень важен. Это эпоха когда буддизм становится государственной религией во многих странах. До конца 7 в. продолжался расцвет буддийской философии (последняя значительная школа - Хуаянь (сформировалась в конце 7 в.). Но всё более важно езначение приобретают школы "быстрого пути" (чань, ваджраяна) сознательно эпатирующие интеллектуальный истеблишмент.
    В 7 в. буддизм был по-настоящему мировой религией, самой многочисленной и вляиятельной из существующих. Буддийский мир охватывал Индию, Юго-Восточную Азию, Цейлон, Индонезию, Китай, Корею, Японию, Тибет, Центральную Азию (Синьцзян, Афганистан, Хорасан), В Средней Азии правда уже начинается отступление - в нач. 7 в. были заброшены храмы в Самарканде.
    Все эти регионы поддерживали связь с главным интеллектуальным центром - университетом в Наланде (Бихар).
    Достигает расцвета буддийское искусство.
    К 10 в. картина изменилась радикально. Средняя Азия, Тибет б.ч. Индии были потеряны (буддизм удержался в Западном Тибете, Кашмире, Бенгалии и Бихаре), в Китае буддизм едва терпим, в Камбодже господствующей в ЮВА торжествует индуистский культ бога-царя. Борободур на Яве в нач. 11 в. был засыпан и никем не посещался. Крепко держался буддизм на Цейлоне, в Бирме, Японии, Корее, однако ставится там под государственный контроль.
    В 10 в. появляется последнее значительное новое направление - Калачакра.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Среда в которой буддизм был наиболее востребован, это мир космополитических империй, международной торговли и коммуникаций. Модель замкнутого на себе мира-царства в симфонии с государственной церковью, мир воинственных княжеств - система где буддизм конкурентную борьбу обычно проигрывал.
    В истории есть периоды когда границы цивилизаций смыкаются и упор делаетсыя на цивилизационную идентичность, есть эпохи когда границы размыкаются. Благоприятны для буддизма были вторые.
    В условиях "замыкания границ" буддизм удерживался только в периферийных регионах, там где он почти с самого начала и был основой государственной и национальной идентичности - Япония, Бирма, Цейлон...
    Цивилизация понятие конечно размытое, но при максимально удалённой позиции, пожалуй, можно выделить 4 основные "осевые" цивилизации: Западную, Ближневосточную, Индийскую и Дальневосточную. Буддизм присутствовал в трёх из них,и каждой он был чужд. Возрождением цивилизационной идентичности для Ближневосточной стал ислам, для индийской - индуизм (пуранический), для Дальневосточной - неоконфуцианство.
    Впрочем, начале 11 в, даже понеся потери , буддийский мир был ещё конкурентоспосбен, до тех пор пока оставался единым миром. Примером может служить биография Атиши, индийца , учившегося в Наланде, затем с учениками совершившего путешествие на Суматру, для обучения у тамошних учителей, а затем переселившегося в Тибет, где ему удаётся возродить буддизм и положить начало "школам новых переводов".
     
    Glenn нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    11-15 вв. были временем постепенной "национализации" буддизма. Те или иные школы оказывались символами национальной идентичности, другие исчезали.
    К концу периода буддизм находится в несомненном кризисе.
     
  7. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Что, вообще, мне кажется немного странным именно применительно к буддизму, как я его понимаю. "Деградация Дхармы" лучше бы подошла к религиям откровения, где все зависит от первоначального импульса, который, погружаясь в тьму веков, тускнеет (откуда потребность во "втором пришествии"). Как будто у учения, проповедующего развитие сознания, основываясь на собственных усилиях практикующего, нет внутренних источников обновления и развития.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    ну видимо это применимо к любой системе, в той или иной степени. Хотя возможность обновления, а равно живого духовного опыта в рамках казалось бы окостеневшей системы всегда присутствует.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Индия.

    Отступление буддизма в Индии происходило параллельно переходу власти к раджапутским кланам из Гуджарата. Вероятно, потомки кочевников - саков и гуннов они пзаняли высшую ступеньку в кастовой систему и стали рьяными поборниками индуизма.
    В философском плане на равных конкурировать с буддизмом индуизм смог после возникновения адвайта-веданты Шанкары (9 в.) (его, кстати, неоднократно обвиняли в скрытом буддизме). До Шанкары, похоже, учение от тождестве Атмана и Брахмана было тайным (и почти забытым).
    После 10 в. опорой буддизма оставалась династия Пала, првящая в Бенгалии и Бихаре до 1174 г. Это была отнюдь не дальняя провинция. Бихар (древняя Магадха) это традиционное ядро индийской имперской государственности.
    В 1174 династия пала под настиском своих бывших вассалов индуистов - Сена.
    в 1193 г. университет в Наланде вместе с большинством монахов был унчтожен моджахедами . Это был смертельный удар от которгого индийский буддизм не оправился и вскоре прекратил существование.Есть основания полагать что доминирующим направлением там была ваджраяна.
    Некоторое время буддизм удерживался в Кашмире, пока власть там в 14 в. окончательно не перешла к мусульманам.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Цейлон

    На Цейлоне буддизм устоял во многом потому, что стал основой сингальской национальной идентичности в условиях постоянных завоевательных походов и переселения индуистов-тамилов.
    Но эпоха "конца закона" сказалась и тут. В 1505 г. у острова появилась первая португальская эскадра. В 1551 г. на престол крупнешего цейлонского государства был посажен католик Дхармапала. Это послужило началом большой войны, в результате которой прибрежные районы острова перещли к португальцам, поставивших целью полное искоренение буддизма. Буддийская монархия Канди удержалась только во внутренних районах острова, практически без связей с внешним миром.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Центральная Азия

    Здесь буддизм шаг за шагом отступает под натиском ислама (не имея статуса "людей книги", буддизты попадали под разряд идолопоклонников, с которыми никакой компромис и сосуществование невозможны.
    в 7 в. пал Хорасан
    в 9 в. буддизм был уничтожен в Афганистане (Тохаристане) и в Фергане
    в 10 в. долине Чу и в Кашгаре
    в нач. 13 в. монголами была уничтожена тангутская цивилизация и государство Си Ся - важный центр буддизма.
    После этого последним его центром в регионе осталась Уйгурия.
    Уйгуры играли важную роль в жизни Монгольской империи . Под их влиянием буддизм во вт. пол. 13 в. появляется в Иране (Азербайджане) и на Волге (в Золотой Орде). Однако в нач. 14 в. там торжествует ислам и буддизму места не остаётся.
    Под ударами со всех сторон постоянно сокращаются границы Уйгурии.В 1390-е был насильственно исламизирован Турфан.
    наконец в 1505 г. был вунужден принять ислам последний оплот буддизма в регионе - Хами.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Маньчжурия

    На территории Маньчжурии и Приморья буддизм получил распространение довольно поздно - в 8 в. Фактически он был государственной религией в царствах Бохай 698-926 и Ляо 907-1125. После завоевания Ляо чжурчженями буддизм сохранялся среди киданьской аристократии. Буддист Елюй Чуцай, киданьский принц в 13 в. был крупным деятелем Монгольской империи и много сделал для её относительной гуманизации.
    Однако буддизм здесь имел откровенно элитарный характер и при утрате государственности в регионе в конце 14 веке исчез.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Китай

    В Китае буддизм доминировал при династии Тан (с перерывами) вплоть до гонений 845 г. когда монастырские владения были конфискованы, большая часть монастырей закрыта, а монахов - возвращена в мир. После этого многие школы приходят в упадок.
    В эпоху Сун и Южная Сун 10-13 вв. буддизм ставится под жёсткий государственный контроль, с ограничением числа монахов. К концу периода большинство школ исчезает.
    Наиболее вдиятельной становится Чань, слившаяся с Хуаянь. Она отошла от экстремизма и стала весьма респектабельной школой с иерархий и большими монастырями. Влияние её на культуру было значительным (хотя в 12 в. неоконфуцианство Чжу Си, заимствовав многое из буддизма, начинает успешно конкурировать с ним на интеллектуальном уровне).
    Широкое распространение в народе получает амидаизм (Цзинту) . Он влиял и на народные секты и на чань.
    Монгольская династия Юань 13-14 вв. покровительствовала буддизму (но в его тибетском варианте).
    Основатель династии Мин сам в молодости был буддийским монахом (но вспоминать об этом не любил). Идеологией Мин было неоконфуцианство . Хотя некоторые императоры 15 в. ещё интересовались буддизмом, но в целом он был на уровне только терпимого. Потеряв школькую организацию, будизм всё больше сливается с народной религией и входит в официальный синкрететический комплекс Сань цзяо.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Корея
    В Корее 10-14 вв. буддизм был государственной религией. Притом настолько государственной, что монахи были приравнены к чиновникам и получали государственное жалование и чины.
    В 1392 г. к власти пришла новая династия Ли, настроенная антибуддийски. Монастырские земли были конфискованы. В конце 15 в. строительство новых монастырей было запрещено, а число монахов предельно ограничено. В этих условиях сангха завяла. К нач. 20 в. буддистами в Корее было только ок. 2 процентов населения.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Япония

    В Японии буддизм сохранял свои позиции до сер. 16 в. Хотя в стране уже давно доминировали настроения "конца законы". именно с ними были связаны поиски лёгких путей - амидаизм, нитирэн (в эпоху конца законы, когда всё рушится даже небольшое усилие даёт результат).
    Во вт. пол. века объединители страны Ода Нобунага и Хидэёси секуляризовали б.ч. монастырской собственности. Идеологией сёгуната становится неоконфуцианство. Токугава (17 в.) рассматривали сангху исключительно как часть полицейского аппарата - население для регистрации было приписано к храмам независимо от взглядов и исключительно по месту жительства. Монашество исчезло (сменившись женатым духовенством), но школы, как владельцы храмов, сохранились и законсервировались.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Вьетнам

    В конце 14 в. неоконфуцианство восторжествовало и во Вьетнаме (и последовали секулярные меры), но здесь режим удержался не долго. В 15 в. началось вторжение войск Мин (сознательно уничтожавшие пагоды и билиотеки), а затем многолетние междуусобицы. В этих условиях буддизм был предоставлен сам себе и выжил.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    К концу 15 в. исчезает буддизм и Индонезии/ Малайзии (вытесненый исламом)
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Юго-Восточная Азия

    Здесь происходили процессы противоречивые.
    В кон. 12 в. Камбоджийская империя достигла всшего могущества при Джаявармане 7 - стороннике буддизма. 13 -14 вв. были эпохой рапада и тайских нашествий. В результате вся система традиционных религий была трансформирована. В центре полуострова возникает сильный и воинственный Сиам, перенявший индуистский культ девараджи. Камбоджа и Бирма из империй ставятся слабыми государствами, на смену дорогостоящему индуизму, махаяне и ваджраяне приходит дешёвая и децентрализованная тхеравада. Она устраивает и мелких тайских вождей и вскоре становится по -настоящему массовой религией.
     
    Glenn нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Наконец, Тибет. в 11-13 вв. тантрический буддизм здесь переживает ренессанс. В 13-14 вв. тибеский ламы были наставниками монгольских императоров вплоть до падения Юань в кон. 14 в.
    После этого в тибете воцаряется хаос, буддийские школы "приватизируюся2 феодальными кланами. Монашество сменяется женатым духовенством. Начинается контрнаступление бон. Вот в этих условиях Цзонхава и начинает свою реформу (кон. 14-нач. 15 в.), но плоды её в виде сильной теократии появились ещё не скоро.
    —— добавлено: Jun 8, 2013 12:01 PM ——
    Т.о. в 16 веке. "конец закона", последний - третий век дхармы был налицо )
     
  20. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Речь о позолоченных статуях и культовых сооружениях или о чем-то еще?
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    ещё о дорогостоящих церемониях и обширных пожалованиях земель.
     
    Glenn нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]
    [​IMG]

    как ты догадываешься, это сцена для весьма непростого культового действия.
    [​IMG]
     
    Glenn нравится это.
  23. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Ангкорский комплекс - сам по себе уже как культовое действие, зафиксированное в камне. :)
     
  24. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Век Конца Закона тоже длится 500 лет (хотя есть версия , что 10 000)
    В этот период Дхарма воспринимается как нечто сугубо теоретическое, и никто не пытается её воплощать. Господствуют раздоры и смуты. К концу периода исчезают и воспоминания о Дхарме.

    По факту же мы видим, что к концу 16 в. буддизм достиг дна и дальше падать не собирался.

    Подвиги Гелугпа (16-18 вв.)
    В 1576 г. глава школы встречается в монгольских степях с Алтан-ханом Тумэтским. Хан был настроен:"понравится , поговорим, не понравится повоюем". Результатом встречи стало принятие ханом буддизма и присвоение главе гелугпа титула Далай-лама.
    В нач. 17 в. это учение принимают все монголы - восточные и западные.
    В сер. 17 в. с помощью монголов Далай-ламы объединяют Тибет и строят теократическое государство и по буддийким меркам весьма ценрализованную церковь.
    В это же время уже принявшие буддизм калмыки расселются на запад , вплоть до Кавказа
    Покровителем ламаизма объявляется себя маньчжурская династия Цин, и духовная миссия учреждается в Пекине.
    В кон. 17 в. буддизм проникает к северным монголам (бурятам) и в 1741 был официально узаконен в России указом Елизаветы Петровны.
    В сер. 18 в. буддизм гелугпа торжествует в Туве.
    Правда печальные судьбы западных монголов сер.- кон. 18 в. и подчинение Тибета Цин в 1720-х, равн как активная проповедь христианства среди калмыков и бурятов, с опорой на административный ресурс, остановили дальнейшие успехи.
     
    Glenn нравится это.

Поделиться этой страницей