Джузеппе Арчимбольдо. Автопортрет Итальянский художник, представлявший поздний маньеризм и которого можно считать предтечей сюрреализма, Джузеппе Арчимбольдо родился в 1530 году. Своё обучение начинал в Милане в отцовской мастерской. Джузеппе Арчимбольдо служил в разное время как австрийскому императору Фердинаду I , так и немецкому королю Рудольфу II. В лице этого художника сочетались не только собственно художник, но и инженер, а так же организатор различных праздников и других увеселительных мероприятий. К нашему времени в мире осталось довольно-таки небольшое количество работ. Большинство дошедших до нас картин Джузеппе Арчимбольдо изумляют выдумкой и необыкновенной фантазией художника. Книги и предметы обихода, камни и фрукты, цветы, птицы и растения, книги и т.д., все они являются составляющими элементами портретов художника. Таковы знаменитый портрет короля РудольфаII («Вертумн»), а так же картины из циклов «Времена года» и «Стихии». Умер Джузеппе Арчимбольдо в 1593 году. Весна. 1563 Зима. 1563 Лето. 1563 Осень. 1572 Флора. 1591 Из материалов сайта http://renessans.jimdo.com/
Если в поиске на этом форуме набрать "Арчимбольдо", то можно увидеть вот это. Этот художник не остался тут незамеченным. Ко всему уже сказанному можно добавить, что он красиво соединил педантизм и методичность живописца с замыслом о хаосе, собранном в человеческую форму, одновременно являющимся распадом формы. Такая форма могла обернуться полной безвкусицей, но, благодаря такту Арчимбольдо, удержалась на грани. А время доделало своё.
Меня Арчимбольдо занимает прежде всего как яркий деятель культурного круга сложившегося вокруг двора императора Рудольфа ) (Фердинанд и Рудольф оба последовательно занимали одну и ту же "должность" - императора Священной Римской империи ) . Случаются такие феномены когда фокусом европейской культуры какой-либо эпохи оказывается вдруг один город, один двор. Например в эпоху Возрождения флорентийский двор Лоренцо Медичи или римский двор папы Юлия 2. Так вот пражский двор Рудольфа 2 был таким европейским центром маньеризма и одновременно конрреформации, центром окуультизма и науки (ещё тесно переплетённых между собой). Это было место где встречались Тихо Браге, Иоганн Кеплер, Лев бен Бецалель и Джон Ди. Сам император был мизантропом , эстетом, алхимиком, католиком и страстным коллекционером. Надо сказать, что сама атмосфера этого культурного круга перекликается с той в которой в нач. 20 в. зарождается сюрреализм. )
Распад формы на самоценные составляющие характерен и для маньеризма, и для сюрреализма. Видимо, это были времена для разбрасывания камней. Ну, разумеется, в отдельно взятом городе, в отдельно взятом кругу.
Не знаю как на счёт маньеризма, но то, что Джузеппе Арчимбольдо являлся предтечей сюрреализма, это факт.