1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Тема неблагодарная 8-)
    Всё равно как индийская история ),
    Любое оккультное течение находит свои истоки в вечности... (ну, минимум, во временах царя Соломона). Датировки текстов приблизительны, авторство вымышлено, а любые попытки обнаружить истоки упираются в утверждение об устной традиции. Поэтому условно датировать какой-любо культурный феномен можно только при его появлении на поверхности. Но впрочем, чтобы составить представление о нём этого достаточно )
     
    Светлана нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Эпоха , начиная с которой об описываемом феномене можно действительно говорить, может быть обозначено достаточно однозначно - это эллинизм.
    А вот какова суть процесса общего мнения нет.
    Например, Шпенглер, видел в повороте античной цивилизации от экстраверсии к интроверсии, от явленности к тайне становление иной культуры, вырастающий под античными покровами, но иной и по по происхождению и по сути. Культуры "магической" (арабо-византийской).

    Магическая душа
    МАГИЧЕСКАЯ ДУША


    Что собственно происходило? В осевое время начинают развитие сразу несколько цивилизаций. Сохраняются и старые . И все они объединяются в рамках мировой империи.
    Уже Персидская (6-4 в.) обеспечила определённую взаимосвязь. Македонская (4 в.до н.э) с её установкой на универсальную культуру - сделала этот контакт принудительным.
    Но до 3 в. до н.э. включительно цивилизации ещё развивали-раскрывали собственные потенции. Сам эллинизм находился на стадии эскалации- экспансии - попытки переваривания Востока.
    Во 2 в. до н.э. стало ясно, что это не получилось. И начинается реальное взаимопроникновение культур и идеологий, от взаимовлияние до отторжения, до заимствования, от синкретизма до синтеза.
     
    Последнее редактирование: 22 авг 2016
    Светлана и Glenn нравится это.
  3. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.755
    Симпатии:
    833
    имхо неудачно сформулировано. Сразу вопрос: кому "стало ясно"? И вроде-как этот кто-то во 2 в. до н.э. решил изменить линию поведения. Т.е. какой-то рубеж во 2 в. до н.э. пройден.
    Имхо "сам эллинизм находился на стадии эскалации- экспансии - попытки переваривания Востока" до конца своего существования. М.б. со 2 в. до н.э. - с меньшим аппетитом.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    эскалация это когда пределы расширяются даже чисто географически.
    последней такой попыткой был поход Антиоха III 212-205 до н.э
    во 2 в. до н.э. были ещё завоевания греко-бактрийских царей в Индии, но там они почти сразу принимают буддизм.
    А так, парфянские и армянские завоевания, восстание Маккавеев во 2 в до н.э. область правления греко-македонских династий резко сокращают.
    В культурном же плане экспансия Востока на Запад с этого времени становится не менее значительной, чем Запада на Восток.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    И вот в контакт вошли греческая философия, еврейский монотеизм, иранский дуализм, египетская магия, вавилонская астрология.
    И над этим алхимическим котлом как испарения начали являться новые странные феномены.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Во 2 в. до н.э. в пределах эллинистического мира начал распространяться культ и мистерии Исиды (причём без однозначного египетского оригинала - это было веяние новой эпохи). Самая старая статуя за пределами Египта (в Македонии) датируется 3 в. до н.э.). В Риме торжество нового культа относится ко временам Калигулы (37-41)
    [​IMG]

    [​IMG]
    В 3 в до н.э. в Египте жил пифагореец Болос из Мендеса (Псевдо-Демокрит) заложивший теоретические основы алхимии. Вероятно он был сведущ в египетских заклинаниях.
    Среди эллинов получает распространение вавилонская астрологическая система, причём эллины подошли к ней со всей присущей им рациональностью - т.е. стали составляться звёздные каталоги для максимальной точности построений. Вероятно астрологией занимался уже знаменитый астроном 2 в до н.э. Гиппарх.
    Но астрология это ведь была не просто система гаданий или наблюдений. Это было мировоззрение. Оно включало и учение о предопределённости всего сущего и учение о звёздно-планетной природе души, которая именно поэтому и живёт по небесным часам. И, естественно, все эти планеты и звёздные управители мыслились как реальные божественные существа, с которыми можно установить связь.
    Связь микрокосма (человека) и макрокосма (небесного, астрального мира) понималась совершенно прямо и буквально - и то и другое жило по единым астрологическим законам, имело единую природу и направлялось планетными богами.
    во 2 в. н.э. астрология приобрела уже свою классическую форму (в трудах Птолемея)

    Для евреев, которые в эту эпоху расселялись почти так же широко как эллины и были (хотя и не столь как эллины) весьма многочисленны, астральная символика исключалась их религией. Но общее направление интереса к тайным силам управляющими миром и судьбами было тем же. Оно приняло специическое направление учения об ангелах (небесных и падших), чьи имена и были сокровенной тайной, дающей власть над судьбами. Под влиянием Ирана появляется учение о Сатане и демонах (происками которых в апокрифической книге Юбилеев (2 в.до н.э) , стали объясняться многие смущающие места из Библии). Появившиеся в это время фарисеи сделали акцент на устное предание , дающе возможность вводить новшества под видом сокровенной традиции. Появилось (иранское в основе) учение об аде и рае, о воскресении. Ессеи создали первый на Ближнем Востоке образец монашеской жизни, общин полностью сосредоточенных на религиозно-мистической практике и дискурсе (вероятно ветвью палестинских ессеев были египетские терапевты 1 в.н.э.). именно в этой среде, похоже, и начал создаваться новая апокалиптическая и ангелологическая литература, с подробными экскурсами в мифическую географию (1-я Книга Еноха - кон.3- 2 в до н.э.)
     
    Последнее редактирование: 4 май 2019
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    1 в до н.э. - первое упоминание митраизма (в Киликии)
    в 1 в. н.э. начинается его победное шествие (в Риме во времена Нерона, 3 в. - пик, императоры-митраисты, после 4 в. не упоминается.
    В том виде ,каком митраизм распространялся по Римской империи в Иране он неизвестен, так что феномен этот эллинистический.
    Суть этого учения так и осталась сокрытой. Но предполагается астральная символика образа.
    [​IMG]

    [​IMG]


    но вот текст (нач. 4 в.) известный как "Литургия Митры"

    в нём в общем то есть всё, что характерно для оккультной практики поздней античности, включая мистическое восхождение для встречи с божеством.
     
    Светлана нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Цицерон "Сон Сципиона"

     
    Светлана и La Mecha нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В 1 в до н. э. поворот происходит в греческой философской мысли. Он связан с т.н. средним платонизмом.
    Если до этого учение Платона в немалой степени понималось в связи с философией стоицизма, то теперь оно начинает связываться с неопифагорейством (влияние обеих этих систем можно видеть в приведённом выше тексте).
    Пифагорейство (6-4 в. до н.э.) было собственно греческой мистической системой, по сути, настоящим мистически орденом. Особенностью которой было то, что органоном мистического познания выступала математика.
    Неопифагорейство, скрешенное с платонизмом, резко усилило в нём мистическую составляющую и жёстко размежевалось с аристотелизмом.
    Возможно основателем нового направления был Евдор Александрийский (вт пол.1 в. до н.э.). Вообще в становлении новой ("магической") культуры решающую роль начинает играть именно Александрия Египетская .

    Расцвет среднего платонизма/неопифагорейства приходится на 1-2 вв. н.э.:
    ( Трасилл - издатель Платона, математик, астролог (ум. 36 г н.э).; Плутарх (46-127) популяризатор, платоник; Модерат из Кадиса пифагореец-оротдокс, объявивший сам платонизм производным пифагорейства; Никомах (ок.60-120) и Нумений (вт. пол 2 в.) – ведущий идеологи , проповедовавшие единство пифагорейства, древних мистерий всех народов и платонизма.Все они были известными учёными.)
     
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    1 в.н.э.

    Филон Александрийский 25 до н.э.- 50 н.э. - попытка синтеза платонизма с иудаизмом, концепция Логоса как высшего духовного существа.

    Аполлоний Тианский 1-98 - неопифагореец, предсказатель и чудотворец (в т.ч.воскрешал мёртвых)

    Симон Волхв из Самарии - сер. 1 в.- объявил себя воплощённым Богом, а свою спутницу куртизанку Елену - падшей и спасённой им Мировой Душой

    70 г. разрушение римлянами иерусалимского храма.
     
    Последнее редактирование: 21 авг 2016
    Светлана нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Христианство

    Также может рассматриваться при появлении как эллинистический феномен. Появилось в иудейской среде скорее всего в ессейских кругах. Есть основания полагать, что ессейство и было в дальнейшем поглощено христианством, став одной (из очень многочисленных) раннехристианских сект.

    уже в 1 в.н.э. христианские общины образовали спектр между иудо-христинством и гностицизмом, где-то посередине которого располагался паулинизм.

    иудо-христианство с центром в Палестине первоначально лидировало (это назореи и отделившиеся от них самиссеи, вероятно бывшие ессеи, и эбиониты. но утратило позиции после разрушения Храма.
    К ним ,видимо восходит позиция отождествляющая Павла с Симоном Волхвом.

    Паулинизм распространился прежде всего в Малой Азии, как среди иудеев, так (ещё в большей степени) среди греков. В нём наблюдается отход от иудейских корней и особый акцент на воскресение Христа и его обожествление.

    Гностицизм (у истоков которого был, вероятно, самаритянин Менандр) получил распространение в Сирии и Египте. Для него главным было не мессианство и не воскресение/искупление, а весть о Божьем Царстве, как принципиальной антитезе и земному и космическому миру, владыка которых (бог (или князь) мира сего. рассматривался как злая порабощающая сила.

    Евангелие от Иоанна стоит где-то на грани паулинизма и гностицизма.
    Синтезом иудо-христианства (точнее даже учения Иоанна Крестителя) и гностицизма стал мандеизм Месопотамии.
     
    La Mecha и Glenn нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Гностицизм

    Самым ярким и творческим периодом в истории гностицизма был 2 в.н.э.
    Именно в это время жили прославленные учителя, возникли новые направления и писались основные тексты.
    Проблема только в том, что установить связь между ними не удаётся ) У нас есть гностические трактаты (или их отрывки), евангелия и т.д.(б.ч. раскопанные в Наг-Хаммади). И есть изложения учения конкретных сект и учителей в изложении ересеологов. Но по этим отрывкам установить какой текст относится к какому гностическому направлению, не удалось. Более того учение одного и того же гностика в изложении двух церковных писателей могут вообще не совпадать практически ни в чём.
    Поэтому мы безусловно знаем, чему учили гностики, но не знаем кто именно чему.
    Гностики приняли концепцию мира управляемого ангелами (или астральными богами), но мир этот воспринимался ими как зло, патология, плен для душ. Злом была материя и материальные тела, злом или обманом были все обычаи мира сего - жизни-смерти. Потому гностики отказывались от убийства живых существ (и поедания мяса), секса и деторождения.
    Во всяком случае такой была аскетическая струя.
    Есть упоминание и о либертанизме - в учении Карпократа о необходимости испытать все грехи, чтобы избавиться от них.
    Вообще в гностических учениях всё время проскальзывают какие-то мотивы, которые мы узнаём в других традициях, но затем воцаряется молчание. Мотив псевдо-либертанизма есть в тантре, мотив причащения спермой у николаитов вызывает смутные ассоциации с даосской внутренней алхимией и т.д.

    Наряду с загадочными николаитами, к самым ранним направлениям (кон. 1 в.) относятся сифиане /барбелиты и их ответвления, видимо создавшие гностическое учение о космогенезе - развёртывании истинной реальности плеромы и её искажении в хаосе/материи.
    Саторнил и Василид учили на востоке (до Персии). Возможно именно они разработали учение об обращении некоторых архонтов к свету.
    Маркион (считался учеником какого-то Кердона) дали наиболее христианскую версию гностицизма. с опорой на евангелие Иоанна (возможно даже они его и написали) жёстким разрывом с иудаизмом (Яхве это и есть князь мира сего).
    Валентин в Египте разработал версию наиболее близкую к пифагорейству.

    Многие из этих учений (особенно маркионизм) процветали ещё и в 4 веке)
    Но битву за лидерство в христианстве они проиграли ещё во 2-м, когда их противники создали эффективную епископальную организацию .
    (отцом христианской паулинисткой ортодоксии , видимо, может считаться Иустин Философ (100-165)
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Герметизм

    Герметический корпус текстов (дополненный несколькими прикладными произведениями) был написан в Египте во 2 или 3 в. н.э. на греческом языке (но явно не родном для авторов).
    Большая часть текстов (главный из которых Поймандр) отражает взгляд на мироздание близкий тогдашнему платонизму и гностицизму.
    Повествуется о развёртывании совершенного космоса и божественном первочеловеке влюбившимся в материю и погрязшему в её материально-смертных объятьях и путях освобождения от этих уз, через восхождение через астральные сферы . Природа их правителей (от которой тоже надо избавиться) трактуется как несовершенная, но не злая. В синтезе египетского и греческого, абсолютное доминирование греческого налицо.
    Но новацией были другие тексты, сосредоточившиеся на положительной стороне "падения" первочеловека и получения им свойств всех богов и сфер. Ведь именно благодаря сопричастности человека всему сущему он может рассматриваться как микрокосм и наместник Бога на Земле.

    Практический герметизм сосредоточился именно на установлении власти над миром через тайные связи между всем сущим.
    Тремя главными герметическими науками стали астрология, теургия (магия ангелов) и новая наука -алхимия (о преображении материи).

    примерно в это же время получила развитие и гоетика (магия демонов, не в платоническом а в еврейском смысле - злых духов), отразившаяся в древнейшем демонологическом труде "Завещание Соломона"
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Алхимия

    Несомненное существование алхимии в Александрии датируется 3 в.
    К этому времени относится 10-й лейденский папирус (о превращении металлов) и работа Болоса Демокритоса (отца алхимии)- пер. пол. 3 в., Марии Пророчицы , Клеопатры (кон. 3- нач. 4)
    труды Зосимы (первого выдвинувшего учение о философском камне) - 4 в., это уже расцвет алхимии.

    К этому времени алхимия уже давно существовала в Китае (но там превращение металлов было второстепенной промежуточной целью, главной был эликсир бессмертия), а в Индии, видимо, появилась заметно позднее (вообще, главными чародеями там считались "яваны" (т.е. греки).

    В Китае ко 2 в. н.э. восторжествовала уже "внутренняя алхимия"
    Реальная тайна это то, был ли известен принцип внутренней алхимии на Западе.
    "Изумрудная скрижаль" (ок. 2 в.) вроде бы свидетельствует в пользу этого предположения. Но дальше идёт сплошняком свидетельства только о внешней (лабораторной) алхимии.
     
    Последнее редактирование: 22 авг 2016
  15. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.755
    Симпатии:
    833
    а чем планируется завершить Хронологию? 21-м веком?
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    возможно ) как пойдёт )
     
    La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    3 век - век переломный, можно сказать, что именно он и завершил классическую античность.
    Т.е. всё о чём я писал до этого, всё это "становление магической души", происходило в рамках цветущей античной цивилизации.
    В 3 в. это цветение сразу и резко обрывается (к 220-м окончательно), меняется стиль, художественный вкус, приложение интеллектуальных сил, государственный строй.
    Фактически завершается развитие античной науки (последним новатором-исследователем был математик Диофант в сер. 3 в.). После этого быть учёным означало быть комментатором.
    И вот на этом фоне "магическая" культура, продолжающая развитие, и становится мейнстримом.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    И в этот период в поисках идеологической легитимации власти императоры начинают всё больше обращаться на восток.
    Первая (неудачная) попытка - введение общегосударственного культа сирийского Элагабала (218-22).
    Вторая - культ Непобедимого Солнца - ставший высшим в империи в 274 г. (Непобедимое Солнце это эпитет того же Элагабала и Митры)
    Наконец, уже в 4 в. торжествует, уже окончательно, христианство.
     
    Последнее редактирование: 15 июл 2017
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Итак, что же это был за мир?
    Прежде всего это была попытка разрешения противоречия между Единым и многим. Это уже не политеизм, но и не чистый монотеизм.
    Бог един - или точнее, неведомое Единое проявляет себя как Бог. И это Единое, не теряя себя, истекает , через ряд стадий, порождая мир множеств. Стадии этого процесса очень важны. Ибо истинным Богом для мира становится Ум или Логос и те двоицы, троицы, множества, которые развёртываясь из него порождают идеальный мир архетипов, а затем в небытийности материи он разворачивается как астрально-эфирный, а потом и материальный космос.
    В религиозном и магическом ключе все эти силы могут быть персонифицированы: как воплощённый Логос, боги, ангелы, демоны.
    Между Единым и человеком вырастает вместо прежней политеистической новая иерархия сил. Но человек не просто внизу её, нет он в родстве с ней и в сущности своей сопричастен Единому.
    Он может преодолеть власть материи как гностик, устремлённый к Единому и сбрасывающий одежды-оболочки или как Маг, Алхимик, господствующий над астрально-эфирными силами и преображающий материю в бессмертное золото.
     
    La Mecha нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Неплатонизм

    в 3 веке новая парадигма нашла философское осмысление в александрийском неоплатонизме.
    основатель Аммоний 175-242
    главный представитель Плотин 204-270
    систематезатор и мифограф Порфирий ок. 232-306

    В отличие от "провинциальных" гностицизма и герметизма, неоплатонизм это "высокий эллинизм", с безупречным владением словом и мыслью.
    Но для неоплатоника философия это органон, необходимая, но предварительная стадия мистического созерцания.
    Хотя цель это соединение с Единым, мир это не зло, а ступени от несовершенства к совершенству.
    все религии и мифы суть иносказания истины и идеальный философ - жрец всех богов.

    христианскую версию неоплатонизма создал Ориген 185-254
     
    La Mecha нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Монашество

    Христианское монашество зародилось во вт. пол. 3 в. тоже в Египте.

    Если общины ессев /терапевтов всё же были именно общинами, то монашество зарождается как движение аскетов-отшельников, хотя довольно быстро принимает более организованную форму.
    У истоков его стояли Павел Фивейский 250-341 и Антоний Великий 251-356
    Есть основания полагать тесную связь между появление монашества и гностицизмом (который таким образом решил проблему разрыва с миром).
    библиотека Наг-Хаммади - наш главный источник гностических текстов была библиотекой монастыря святого Пахомия (Пахомий Великий ок. 292-348 основатель общежительного монашества). Именно при Пахомии эти тексты были собраны и переписаны, а в кон. 4 в. аккуратно спрятаны в пустыне (после указа патриарха о запрете неканонических текстов).
     
    La Mecha нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Манихейство

    Основатель - Мани 216-273/77 жил в Месопотамии и писал на арамейском, используя изобретённую им самим письменность, предание называет его врачом и знаменитым художником.
    Мани создал не просто новое гностическое течение, он создал новую гностическую религию и церковь. Миссии были отправлены в Римскую империю, в Армению и на Восток - в Среднюю Азию. Среди своих предшественников Мани называл не только Христа, но и Будду. особенностью учения был последовательный дуализм - зло/материя понималось как независимое, почти равномощное свету и чрезвычайно деятельное начало, экспансия которого и привела к космической катастрофе "сотворения мира". Активное отрицание манихеями существующего миропорядка привело к запрету нового учения и в Иране (Мани умер в тюрьме или был казнён) и в Риме (причём и язычником Диоклетианом и христианскими императорами). Но живучесть манихейства была очень высока.
     
    La Mecha нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    в качестве общего культурного контекста )
    кон. 2 это:
    в общих чартах оформляется христианский канон
    "завершение Мишны" - оформление основной части талмудического канона
    и христианство и иудаизм дистанцируются от апокрифической литературы

    развитие в Эдессе из арамейского нового литературного сирийского языка (на него перевёдён с иврита Ветхий Завет, создаётся литература (у истоков гностик и поэт Бардесан -154-222) и нового художественного стиля. предтечу средневекового - художественного языка "магической культуры"
    edessa2.jpg edessa5.jpg edessa8.jpg 194гuOrpheus mosaic (DMA ID no. 1999.305)_0.jpg
     
    Последнее редактирование: 15 июл 2017
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    4 век это последний век относительного идеологического плюрализма в Римской империи.
    время когда продолжают существовать все упомянутые выше течения.
    Неоплатонизм пытается стать объединяющей идеологией всего языческого мира, это эпоха Ямвлиха, Пергамской и Сирийской школ неоплатонизма, символического осмысления языческого наследия.
    В принципе тогда и утверждается способ толкования который позволяет из любого текста извлечь практически любое содержание ( это относится и к библейской и талмудической экзегетике).
    философом-неоплатоником и страстным поклонником языческой литургии был император Юлиан Отступник (361-63)
    Параллельно на основе неоплатонизма рождается и христианская философия патристики (великие каппадокийцы). Она все ещё включала учение о перерождении и всеобщем спасении (идущие от Оригена и впоследствии отторгнутые как еретические).

    Конец этому относительно либеральному периоду пришёл при Феодосии в кон. 4 в. именно с тех пор приемлемой становиться только христианская ортодоксия, а всё её конкуренты исчезают или перемещаются в глубокое подполье (к числе последних относится манихейство).
     
    Последнее редактирование: 15 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Каббала

    Зарождение еврейского мистицизма - история довольно тёмная. традиция относит её к 1-2 в.
    наука скорее к 4-6 вв. Но во всяком случае, это явно та же эпоха и то же идейное поле "магической культуры", что порождала гностические откровения.

    К этой эпохе относится "мистика Меркавы" - медитации на тему Божьего Престола , описанного Иезекиилем. Со временем она превратилась в астральные восхождения к этому престолу через "дворцы" (хехилот) с их стражами, в бесконечные перечисления ангелов совершенно в гностическом духе. Хотя конечно гностицизма в смысле противопоставления Бога и Демиурга здесь быть не могло, но появляются сверхмогущественные ангельские существа, вроде Метатрона.

    Трактат Сефер Йецира , заложивший основы собственно каббалы, имеет аналоги в пифагорействе. Сефирот - это (букв.) цифры, которые наравне с буквами еврейского алфавита, рассматриваются как пути которыми Бог создаёт мир.
     

Поделиться этой страницей