ЧаВо

Тема в разделе "Мифическая география", создана пользователем Ондатр, 7 сен 2020.

Статус темы:
Закрыта.
  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
    Текст Гленна

    ЧАсто задаваемые ВОпросы по практике
    ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ

    Как называется методика, какие цели она преследует?

    Можно называть ее «метод космографических исследований» или «исследование
    пространства внутреннего роста» или «исследование архетипического пространства». Целью
    является самосовершенствование индивида или, другими словами, внутренний рост. Чтобы
    сделать процесс роста более наглядным, он описывается в системе координат, обозначаемой
    как «внутренний космос» (отсюда и «космография»).

    Можно подробнее объяснить понятие «внутренний космос»?

    Речь идет о множестве всех доступных человеку состояний сознания.

    А что, таких состояний много?

    Большинство людей неосознанно исповедуют единственность «нормального» состояния
    сознания. Дело в том, что для выживания человеку требуется социальная интеграция, а
    эффективно интегрироваться можно, лишь настроившись на волну, на которой находится
    большинство членов социума. Следуя своего рода шовинизму общего состояния, общество с
    подозрением смотрит на любое измененное состояние.
    Если индивид все же ставит перед собой цель психического саморазвития, которое может
    вывести его за пределы усредненной нормы, ему с большой вероятностью придется
    пожертвовать гипотезой единственного рабочего состояния сознания.

    Обладает ли внутренний космос структурой или это просто набор отдельных состояний?

    С позиций данной методики внутренний космос является континуумом, пространством,
    который можно сравнить с физическим пространством в том смысле, что изменение
    «пространственной координаты» влечет за собой изменение воспринимаемых феноменов. С
    той существенной разницей, что изменение свойств физического мира вследствие
    перемещения в пространстве — намного более предсказуемый и контролируемый процесс,
    если сравнивать с перемещением в архетипическом пространстве. Кроме того можно сказать,
    что эти два типа пространства взаимосвязаны: физическое перемещение может влиять на
    внутренне воспринимаемые феномены, а изменение состояния сознания влияет на
    восприятие физического мира (вспомним о шизофрении, галлюцинациях и т.п.).

    Как ориентироваться в этом пространстве?

    Для упорядочивания внутреннего опыта методика метафорически использует 6
    пространственных направлений — верх, низ (вертикальная типология состояний), и четыре
    стороны света (горизонтальная типология).
    Чем выше мы поднимаемся во внутреннем пространстве, тем легче или, если хотите, тоньше
    наше состояние. Внизу состояние, соответственно, тяжелее, плотнее. Легким или тонким мы
    называем состояние сознания, для которого характерен высокий уровень свободы и низкий
    уровень аффектов (страстей, страхов и т.п.). Под тяжелым или плотным подразумевается
    аффектированное, омраченное, сильно детерминированное состояние психики.

    То есть, внутренний рост — это передвижение в этом пространстве снизу вверх?

    Упрощенно — да. Но, на самом деле, это долгий процесс переучивания психики, которая
    обладает огромной инерцией. Отдельные рейды вверх не приводят к изменению рабочего
    положения «точки сборки». Сознание отыгрывает обратно и мы опять попадаем во власть
    привычных аффектов. Нужна продолжительная работа, чтобы преодолеть инерцию той или
    иной «нормы».

    Что такое точка сборки?

    Это термин антрополога и мистика Карлоса Кастанеды. В излагаемом им «учении толтеков»
    энергетическое тело человека описывается как яйцо светимости размером примерно с
    человеческое тело. Внутри тела (и не только) перемещается небольшая область особенно
    яркой светимости, которая собирает нити светимости, из которых состоит мир. Это и есть
    точка сборки. Ее положение в яйце определяет характер воспринимаемой действительности и
    сам набор феноменов. У большинства людей точка сборки находится в одном и том же
    положении, что обеспечивает одинаковое восприятие мира. Положение точки сборки внутри
    светящегося яйца можно сравнить с координатой практикующего в сферической модели
    Камалоки (см. далее).


    Зачем нужны север, восток, юг и запад? Это тоже направления роста?


    Вряд ли, скорее они отражают многообразие человеческих психотипов. С ростом они
    связаны косвенно — каждый из нас, будучи индивидом определенного склада, обладает
    специфическими способностями или, наоборот, сталкивается на пути совершенствования с
    характерными препятствиями. Работая с четырьмя направлениями, мы находим применение
    нашим сильным сторонам и учимся преодолевать слабости. Кроме того, исследуя внутреннее
    пространство по направлениям, мы обнаруживаем отдельные области с характерными
    свойствами. Эти области интересны сами по себе, а также их можно использовать как
    опорные пункты для движения по намеченному пути.

    Однородно ли архетипическое пространство? Нет ли в нем границ, барьеров?

    Не вполне однородно, границы все-таки есть. Методика для структурирования внутреннего
    пространства пользуется буддистской моделью внутренней космографии. Буддистская
    модель делит мироздание на три больших области (три сферы обусловленного
    существования). Низшая область называется Камалока или Сфера желаний, средняя —
    Рупалока или Сфера форм, высшая — Арупалока или Сфера бесформенного. Верхние две
    сферы для начинающего практика труднодоступны. С другой стороны, достичь в своем
    развитии уровня верхних слоев Камалоки как базового состояния — уже выдающееся
    достижение. Поэтому в дальнейшем, говоря о внутреннем космосе, мы будем иметь в виду, в
    первую очередь, Камалоку и «путешествия» по ней.

    А почему используется именно буддистская модель?

    Практика буддизма по большей части включает в себя работу с внутренними состояниями. За
    два с половиной тысячеления буддисты-практики составили подробную карту внутреннего
    космоса. Эта картина мира имеет индийские корни, так как буддизм возник на индийской
    религиозно-философской почве. Основатель буддизма внес в эту картину доктринальные
    коррективы, а многие поколения практиков проработали картину до мельчайших
    подробностей. Также существенно, что буддийская доктрина, как и многие другие
    религиозные и философские доктрины, поощряет движение индивида по вертикальной оси
    вверх, к более свободным от аффектов состояниям.

    Могут ли использовать методику люди, исповедующие иные взгляды, нежели буддизм?

    Если цели метода сонаправлены вашим личным стремлениям, почему бы и нет.

    Как устроена Сфера желаний?

    Согласно традиционным буддийским представлениям Камалоку (Камадхату) населяют шесть
    классов существ (сверху вниз): боги, асуры (полубоги), люди, животные, преты (голодные
    духи) и нараки (жители адов). Опираясь на эту схему, космографическая методика ее
    детализирует и вводит дополнительные критерии, в том числе, обращаясь к другим
    историческим системам архетипических координат — эллинистической и прочим западным
    традициям.
    В центре сферической модели Камалоки помещается физический мир, который можно
    представить в виде самой глубокой, внутренней сферы («желток яйца», с той оговоркой, что
    в нашем яйце будет много слоев «белка»). Физический мир населяют, в частности, люди,
    животные и прочие живые организмы. В нем же мы наблюдаем известную по научному
    описанию неживую природу. Далее следуют три относительно тонких «стихийных» слоя
    (речь идет о вложенных одна в другую концентрических сферах; кроме яйца можно также
    вспомнить о матрешке). Это слой земли, слой воды и слой огня. Каждый из этих слоев
    отличается по характеру выявляемых в нем феноменов, а также по его
    социопсихологическим коррелятам.
    Стихийный слой земли — самый близкий к физическому миру и по расположению в
    описываемой модели, и по характеру феноменов. То есть, практикующий будет наблюдать в
    нем почти «земные» ландшафты. В социопсихологическом смысле «земле» соответствует
    абсолютный эгоизм - удовлетворение собственных потребностей, игнорирование
    потребностей других. Жизнь, так сказать, в свое удовольствие. Далее следует слой вод,
    социопсихологически — зона установления первичных социальных связей. И да, мы
    действительно здесь часто встречаем ручьи, реки, озера, моря. Это также базовая зона
    сексуальности. Потом идет слой огня. Атмосфера этого слоя заряжена противостоянием,
    практикующий часто наблюдает мрачные картины войны или запустения. Социальный смысл
    — выстраивание иерархий, родовые связи, борьба за власть. Реальность всех трех стихийных
    слоев относительно близка по форме к физической. По мере удаления от физической сферы
    это сходство постепенно уменьшается.
    Суперпозиция двух систем ориентации в Камалоке: модели концентрических сферических слоев и
    псевдодекартовой системы координат
    Вложенные сферы (рисунок из Интернета, к нашей
    сферической модели относится условно)
    Декартова система координат (рисунок из
    Интернета), в нашем случае оси X, Y, Z — это
    направления изменения сознания. В идеале, некое
    состояние сознания М можно охарактеризовать по
    его проекциям на оси.
    Прежде, чем перейти к следующему слою, вспомним об упомянутой выше системе
    координат, включающей вертикальную и горизонтальную типологию. Для ориентации по
    Камалоке мы используем суперпозицию (наложение) обеих типологий и модели вложенных
    сфер. Совмещаются модели так: в центре самой глубокой сферы, соответствующей
    физическому миру, находится ноль псевдодекартовой системы координат.
    Итак, в этой суперпозиционной модели состояние, соответствующее, скажем, слою воды на
    положительном направлении вертикальной оси Z, будет отличаться по характеру
    воспринимаемых феноменов от равноудаленного состояния на отрицательном направлении
    оси Z. Воспринимаемое выше будет всегда меньше омрачено аффектами, чем
    воспринимаемое ниже. Но изменение координат в горизонтальной плоскости (оси X, Y)
    также меняет характер воспринимаемого, но уже не по линии «лучше - хуже».
    Итак, за стихийными следует эфирный слой. Эфирная материя все еще принимает формы,
    подобные земным, но в сравнении с предыдущими слоями ощущается её большая
    изменчивость, текучесть. Социопсихологический фон данного слоя — организованное
    общество, общество четкой структуры, общество с ясно обозначенными ценностями.
    «Традиционное» общество. В «надземном» эфире часть ландшафтов будет почти земной, но
    будет ощущаться возвышенность, утонченность. Другая часть будет воздушной — летающие
    скалы, обитаемые воздушные суда, обжитые склоны величественных гор или ветви деревьев-
    гигантов.
    В эфирном слое становится очевидным феномен горы Меру (Сумеру) — воплощенной
    вертикальной оси, связывающей миры и упрощающей подъем в вышележащие слои.
    Стихийный и эфирный слои имеют многочисленных обитателей — это существа,
    напоминающие человека, на нижнем векторе — преты, а также разные классы существ, не
    описанные в буддийской мифологии, но знакомые нам по другим, в частности, западным
    мифам как эльфы, гномы, духи стихий и т.п.

    Мы говорим в основном о движении по вертикали. Как все-таки будет влиять на
    воспринимаемое передвижение в плоскости?

    Движение по горизонтали влияет на «характер и темперамент» феноменов. Стороны света
    можно сравнить с психотипами у людей. У Юнга, например, различаются интроверты и
    экстраверты, а также мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы. Мы не
    можем сказать, например, что экстраверты, в целом, более продвинуты чем интроверты, и
    наоборот. То же касается и других типов. Речь идет о большей или меньшей
    адаптированности к определенным ситуациям или задачам; о своего рода специализации. То
    же можно сказать о направлениях — миры в разных направлениях имеют разную
    специализацию. Путешествуя по ним мы можем развивать или тестировать те или иные
    навыки, решать те или иные задачи.
    Особое значение имеют четыре континента. Так называются четыре стабильные и
    ограниченные области наделенного определенными признаками восприятия. Континенты
    связаны со сторонами света и имеют несколько различную протяженность по вертикали и
    горизонтали.
    Континент человеческой цивилизации (физического мира) — южный. Помимо физического
    он имеет стихийное и эфирное измерение. Другие континенты имеют только стихийную и
    эфирную протяженность. Обобщенно можно охарактеризовать направления сторон света
    следующим образом:
    Восток — источник, творение, изначальная мудрость, мудрость через опрощение.
    Юг — сила, страсть, энергия роста, сила для земных свершений.
    Запад — результат, полностью развернутое творение, мудрость через постижение
    многообразия.
    Север — сила и власть, преодоление преград, победа над темными аспектами.
    В некоторой степени значение направлений применимо к одноименным континентам.

    Вернемся к вертикали. Что идет за эфирным слоем?


    Далее находится астральный слой. Изменчивость и текучесть, знакомые нам по эфирному
    слою, здесь достигают своего апогея. Квазиземные ландшафты с их случайностью и
    несовершенством сменяются здесь полями реализованных архетипов. Здесь все символично
    — фон, объекты, персонажи и ситуации. Реальность настолько пластична, что
    подстраивается под бессознательное практика. Для практикующего это — шанс встретиться
    лицом к лицу с паттернами, обычно скрытыми от бодрствующего сознания, и работать с
    ними.
    В астральном слое мы различаем нижний уровень, где архетипы поделены на «четыре
    царства» по направлениям, называемые в буддийской мифологии Чатурмахараджикой; и
    верхний уровень, где все четыре зоны уже сосредоточены в одном целостном пространстве
    — Траястримше (Траянистринсе). Траястримша находится на самой вершине Мировой горы,
    т.е. Меру.
    Астральный слой — это зона обитания богов-дэвов и их оппонентов, асуров.
    Социопсихологический бэкграунд астрала такой: нижний уровень — преодоление оков
    традиционности и жесткой иерархической системности, свободное рациональное мышление,
    верхний уровень — преодоление рационального эгоизма, интеграция всего живого, общий
    путь развития, учитывающий разнообразие форм, постулирующий их равноправие; но при
    сохранении дидактичности и даже некоторой остаточной догматичности.

    Есть ли что-то за астралом?

    Все слои разделяют барьеры. После астрального слоя практикующему нужно преодолеть
    довольно ощутимую преграду, и он попадет в последний, самый внешний слой Камалоки -
    Эмпирей. Барьеры, конечно, это метафора. Ее значение - необходимость существенной
    перестройки сознания, которая требуется для того, чтобы настроиться на новый спектр
    частот, научиться воспринимать новый класс феноменов, более тонких (если мы
    поднимаемся вверх по оси), и действовать в этой среде.
    Итак, последний слой Камалоки. Об изменчивости и текучести применительно к Эмпирею
    мы уже не говорим, т.к. эти качества опирались на некоторую долю сохраненного земного в
    восприятии. В эмпирейском же феноменальном поле земные законы бытия перестают
    ощутимо действовать. Вместо них тут действуют другие, а на ниже лежащие слои мы
    смотрим уже извне, как на программу, настройки которой мы можем менять. Будучи здесь,
    мы можем многое понять о себе и мире.
    Эмпирей состоит из четырех слоев, ближайший — Ямья, далее — Нирманарати, Тушита и
    Паранирмита. Ямья, она же мир Ямы, - мир божественного присутствия. Здесь мы можем
    восприять личного Бога или собственное супер-эго. В этом же слое скрыты механизмы
    причинно-следственных цепочек, управляющих ходом человеческой (и иной) жизни —
    механизмы кармы.
    Нирманарати — мир ничем не ограниченного творчества. Продвинутые существа могут
    создавать тут собственные миры одним лишь усилием воли. Из Нирманарати можно войти в
    Тушиту, мир радости, доброты и сострадания. Тушита стоит особняком среди других миров
    Эмпирея, ее предназначение — помощь практикующим, превыше всего стремящимся к
    освобождению всех живых существ из океана страстей и страдания.
    Внешний слой Эмпирея — Паринирмита-вашавартин, высшая сфера богов в Камалоке.
    Здесь живут самые могущественные существа Сферы желаний. Здесь же находится замок
    Мары — могущественного существа, родом из дэвов, который стремится удержать каждое
    существо в Камадхату, не дать подняться выше, в Рупалоку.
    Населяют Эмпирей разные категории дэвов.

    Обязательно ли верить в существование классов существ, иерархию миров и прочую
    мифологию?


    Смотря что понимать под «верой». Если подразумевается «полагать, что все упомянутое
    существует в физическом мире», то из анализа формулировки вытекает ее бессмысленность.
    В физическом мире асуров и претов нет. Что такой физический мир? Это реальность,
    воспринимаемая нами в стандартном состоянии сознания человеческой цивилизации. Асуры
    и преты воспринимаются в других состояниях. Можно сформулировать иначе: «Обладают ли
    миры, собираемые в других состояниях той же достоверностью, что и физический мир?» Это
    уже более интересный вопрос. Теоретически методика дает такой ответ: достоверность
    может меняться от индивида к индивиду и от ситуации к ситуации. Что есть достоверность?
    Если речь об устойчивости и последовательности собираемого мира, то это зависит от
    качества настройки, которая, в свою очередь, зависит от способностей практикующего, его
    энергетического потенциала в момент настройки, заинтересованности в контакте с данной
    сферой в целях саморазвития и т.п. Мы, будучи людьми, имеем огромную, доминирующую
    привычку воспринимать мир на «физической» частоте. Собрать мир на других частотах с той
    же четкостью и интенсивностью возможно, но сложно.
    Практически же для занятий по методики достаточно ощущения достоверности данных
    феноменов на уровне «это помогает моему развитию, значит, в какой-то степени это
    достоверно». Аналогичный подход подчас применяют в психотерапии — помогает терапии,
    следовательно, обладает некоторой реальностью. То есть, вопрос сводится к тому, ощутите
    ли вы через некоторое время положительные сдвиги в повседневной жизни по существенным
    для вас направлениям развития.
    Является ли направление снизу-вверх единственной возможной траекторией движения, если
    говорить о последовательном векторе развития индивида?
    Не совсем, хотя именно такую цель ставит данная методика. Есть еще путь анти-развития,
    деградации — путь вниз, по той же вертикальной оси, о которой мы говорили выше, только в
    обратном направлении. Это путь последовательного утяжеления сознания, возрастания
    удельного количества страдания в жизни существа, возрастание интенсивности страдания, но
    возрастания также интенсивности страсти. Нравится нам это или нет, многие существа
    выбирают этот путь и последовательно ему следуют какое-то время. Чем ниже мы
    спускаемся в Камалоке, тем больше таких существ встречаем.

    Этими двумя путями все исчерпывается?

    В качестве отдельного пути методика рассматривает еще один - асурический путь. Асуры —
    противники дэвов, враждующие с богами испокон веков. Но было бы ошибочно
    демонизировать их на этом основании. Скорее они предлагают альтернативный путь. Это
    тоже путь развития; другой, пропитанный магией, тщеславием (коего дэвы тоже не чужды),
    завистью к достижениям дэвов, но как ни странно, этот тернистый и полный опасностей путь
    тоже может закончиться освобождением из Сферы желания, т.е. имеет в своем арсенале
    достаточно мощный инструментарий совершенствования.



    С самого начала вы использовали слово «архетипический». Нет ли связи между данной
    методикой и идеями К. Г. Юнга?
    Что-то общее, безусловно, можно найти. В частности, можно вспомнить об индивидуации —
    одном из ключевых понятий аналитической психологии Юнга — врожденном стремлении
    психики к целостности, восстановлении связи между фрагментированными компонентами
    нашей личности. «Насколько больше мы осознаем себя через самопознание и действуем
    соответственно этому, настолько уменьшается пласт личного бессознательного,
    накладываемый на коллективное бессознательное. При этом возрастает сознание, которое
    больше не заточено в ограниченный, сверхчувствительный личный мир интересов цели. Это
    расширенное сознание больше не будет ранимым, эгоистическим набором личных желаний,
    страхов, надежд и амбиций… Напротив, оно принимает на себя функцию связи с миром
    объектов, приводящих человека к абсолютной, связующей и неразрывной общности с миром
    в целом», - пишет Юнг. Целью индивидуации является обретение самости - психической
    целостности человека, единства сознания и бессознательного. Основные компоненты
    психики, подлежащие интеграции: эго, персона, тень, анима / анимус и др. представляют
    собой относительно автономные части личности, обладающие определенными признаками.
    Они называются архетипами бессознательного. Это универсальные базовые модели
    психики, которые мы можем обнаружить в психике любого человека.
    Когда мы в рамках методики говорим «архетип», мы необязательно имеем в виду базовые
    модели Юнга, но, в принципе, говорим о чем-то похожем — об универсальных психических
    моделях, доступных в опыте каждому индивиду, который возьмется исследовать свой
    внутренний космос, а также об архетипических локациях, где упомянутые модели могут
    быть с большой вероятностью обнаружены.
    Индивидуация Юнга представляется вполне сонаправленной тем целям, которые в рамках
    описываемой методики практикующий ставит на этапе пути, который мы называем Сферой
    желаний. То, что Юнг называл самостью, как мы предполагаем, по сути подразумевает
    интеграцию всех «камалочных» аспектов психики, ассоциированных с разными локациями в
    упомянутых выше сферических слоях, причем центром консолидации выступает высший в
    пределах Камалоки центр личности — назовем его условно «эго Эмпирея», что, на наш
    взгляд, и понимал под самостью Юнг.
    В принципе, космографический метод предусматривает перенастройку самоидентификации
    на самый высокий уровень из доступных практикующему на данный момент, поэтому
    консолидация личности на базе эго Эмпирея является очевидным этапом в момент, когда
    практикующий достаточно освоился в этом самом высоком слое Сферы желаний. Но заметим
    также, что этот уровень консолидации является ни конечной целью в рамках методики, а
    лишь перевалочным лагерем на пути к более высоким достижениям.


    Есть ли какая-то связь между методикой и психосинтезом Ассаджиоли?

    (писала Юля)
    Попытки картографировать реальность, сориентировав человека как ее участника и делателя,
    предпринимались с древнейших времен. В четырехтомнике М.М. Александрова – историка и
    культуролога – подробным образом изучены как ушедшие в прошлое представления о
    строении мира и человеческой психики, так и ныне существующие религиозные учения и
    традиции и даже внеконфессиональные системы.
    Сама по себе мифологическая реальность, будь то коллективный или авторский миф,
    представляет интерес с точки зрения развития человеческой культуры: она вкраплена в
    историю и вопрос о ее, т.с., объективном, независимом от человека существовании, является
    открытым.
    Является ли она альтернативной вселенной, существующей параллельно нашему
    обыденному миру, и сам человек, действуя в ней, является ее творцом?
    Однако мир мифа, мир сказки, как известно, содержит в себе почти неограниченные
    возможности и для внутренних, психологических изменений, и для исцеления ряда
    психологических расстройств.
    Архетипические образы, которыми «оперируют» путешественники по мифологическому
    космосу, имеют характеристики, указывающие на общий источник происхождения, вероятно,
    находящийся в филогенетически древних слоях человеческой психики, существующих на
    границе личного и коллективного бессознательного. В этом направлении огромная работа по
    структурированию мифологической реальности была проделана К.Г. Юнгом.
    Психологические процессы, описанные им в русле алхимической традиции, показывают
    сложность тех изменений, которые происходят как с пациентом, обратившимся за
    психотерапевтической помощью, так и с человеком, желающим изучить самого себя, то
    «великое делание», которое совершается в глубинах психики и которое дает импульс
    эволюции личности, как социальному образованию.
    Психоанализ К.Г. Юнга стал базой для дальнейшего развертывания психотерапии в
    направлении не только личностного развития человека, но и его духовного роста.
    Важную роль в изучении механизмов творческого (а, значит, и мифологического) мышления
    человека играют современные нейропсихологические и нейробиологические исследования,
    изучение человека и его деятельности в поле когнитивной психологии и психотерапии,
    базирующихся на проблематике аналитической философии и философии сознания.
    Огромную психотерапевтическую ценность несет в себе психосинтез Р. Ассаджиоли,
    использующий работу творческого воображения для лечения и личностного роста человека.
    Именно творческое воображение, «подключенное» к архетипической реальности с ее
    неисчерпаемым богатством образов и множеством смыслов, способно изменить и
    повседневную жизнь человека, сделав ее более гармоничной и осознанной.
    Структура человеческой психики, представленная Р. Ассаджиоли в виде своеобразного
    «яйца», погруженного в воды мирового океана коллективного бессознательного, является
    отражением и воспроизведением архетипического мифологического космоса в отдельном
    человеческом существе.
    1. Нижнее бессознательное — простейшие формы психической деятельности,
    управляющие жизнью тела; основные влечения, примитивные побуждения;
    «комплексы», сновидения; различные патологические проявления (фобии,
    мании, навязчивые идеи и желания) и т. д.
    2. Среднее бессознательное — элементы, сходные с психическими элементами
    бодрствующего сознания. В среднем бессознательном усваивается полученный опыт и
    появляются плоды повседневной деятельности ума и воображения, проявляющиеся в
    свете сознания.
    3. Высшее бессознательное — область проявления высших форм: интуиция,
    вдохновение, высшие чувства, стремление к героическим поступкам, талант.
    4. Поле сознания — непосредственно осознаваемая часть личности;
    поток мыслей, чувств, ощущений, доступных наблюдению, анализу и оценке.
    5. Сознательное «я» — точка чистого самоосознания; смысловой стержень сознания
    личности.
    6. Высшее «Я» — истинное Я, существующее над сознательным «я»; центр, из которого
    «я» возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока и т. п.)
    7. Коллективное бессознательное — внешняя психическая среда.
    (Р. Ассаджиоли, «Психосинтез: теория и практика». – М.: “REFL-book”,1994.).
    Методы, которыми располагает школа психосинтеза, активно используют образное
    мышление, что позволяет участникам психотерапевтического процесса увидеть
    психологическую проблему изнутри и определить пути ее решения, наметить направление,
    двигаясь по которому пациент (или человек, идущий путем духовной эволюции)
    действительно сможет измениться – открыть для себя и других новые возможности для
    развития, исцелиться духовно.
    Ряд упражнений, рекомендуемых итальянским психотерапевтом П. Феруччи, направлен на
    развитие концентрации внимания, внутреннего сосредоточения на телесных процессах и
    ощущениях, поступающих от органов чувств, на развитие восприятия. Затем психотерапевт
    переходит к направленному воображению, конструированию образной системы, в которой
    пациент сможет самостоятельно ориентироваться и действовать нестандартно – вопреки
    сложившимся негативным стереотипам поведения.
    Внутренняя реальность - подвижная, меняющаяся, текучая, создает альтернативу
    «профаническому» миру пациента, формируя новые качества его психики, то создавая своего
    рода «страховочную подушку», то ясно показывая цель, образ результата, в направлении
    которых необходимо двигаться.
    В отечественной психологии и психотерапии проблему изменения психоэмоционального
    состояния человека, как комплекса восприятия, реакций, мышления и поведенческих
    характеристик, разрабатывал Н.Д. Линде. «Субъективно клиент работает с образом, а
    реально - с самим собой» (Линде Н.Д. Медитативная психотерапия. – М., 1994.).
    Также можно отметить Э. Цветкова, психотерапевта, создателя авторской программы
    самопознания и личностного роста «Психономики» (материалы см. на сайте
    http://www.tsvetkov.ru).
    Другие направления зарубежной и отечественной психотерапии: арттерапия, символдрама,
    драматерапия, терапия творческим самовыражением и др., также используют методы
    картографирования реальности пациента с целью изменения его психологического
    состояния, индивидуального роста и социальной эволюции.
     
    Последнее редактирование: 7 сен 2020
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    32.633
    Симпатии:
    13.206
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей