Четыре Благородные Истины Суфизма

Тема в разделе "Ислам и суфизм", создана пользователем plot, 30 дек 2011.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    По аналогии с ЧБИ буддизма, попробовал сформулировать ЧБИ суфизма (ну или не суфизма, но мне показалось, что суфизм об этом). Они лично мне показались как-то ближе:

    1. Истина о Любви. Всё есть Любовь.

    2. Истина об Источнике Любви. Источник Любви - Абсолют.

    3. Истина о познании. Абсолют может быть познан, пусть и не абсолютно.

    4. Истина о пути к познанию. Есть путь к познанию Абсолюта.
     
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    1. Всё есть любовь.

    Если принять за определение любви – тяготение и такое сосуществование, которое является чем-то большим, чем сумма составляющих его частей, то можно сказать, что всё существует благодаря любви. Материя существует благодаря тяготению между элементарными частицами. Живая клетка существует благодаря тяготению составляющих её молекул и органелл. Организм – плод взаимного тяготения и сосуществования клеток и органов. Общество – плод тяготения и сосуществования отдельных личностей. Семья – плод тяготения двух (или более) людей. Ребёнок рождается как плод этого тяготения, так что рождение имеет в основе любовь. Жизнь человека имеет в основе любовь, ведь мы всю жизнь тяготеем к чему-то, стремимся за чем-то, и это составляет нашу жизнь, а без этого мы бы не жили. В основе эволюции помимо взаимопожирания есть ещё и взаимопритяжение или по крайней мере - сотрудничество, и без этого фактора жизнь так и осталась бы на уровне одноклеточных.

    Чем более развито живое существо, тем более явственно в нём проявлен этот фактор. Забота друг о друге, альтруизм, дружелюбие выражены всё сильнее и в человеке получают возможность быть воплощёнными со всей полнотой.

    Все мы замираем при виде красоты, при виде чего-то пронзительно светлого и чистого, доброго и самоотверженного. Да, кто-то потом идёт себе дальше, занятый поиском куска пожирнее, кто-то опошляет это чувство и попирает его. Но оно, чувство, есть в нас, живёт, поёт, плачет, стоит комком в горле. Мы стремимся, мы ждём.

    2. Источник любви – Абсолют.

    Развитие всего сущего – от атомов до человека – показывает определённый тренд. Это тренд всё большего воплощения принципа любви. Источником этого стремления не является что-либо кроме самого этого стремления. Невозможно найти какие-либо дополнительные источники для него. Таким образом, Эрос представляет собой фундаментальное, не сводимое ни к чему иному, чувство. Оно лишь задаёт направление, но не имеет конечного пункта, объекта как такового.

    Стремясь к конкретным вещам, мы стремимся не к ним самим, а к тому, что они, по нашему мнению, могут нам дать. Например, стремясь к удовольствию, мы подразумеваем (как правило, сами того не рефлексируя), что оно может дать нам удовлетворение. Стремясь к красивому внешне человеку, мы подразумеваем, что сможем тем самым приобщиться к чистой красоте. Стремясь к другу, мы стремимся к доброте. И так далее.

    Итак, на самом деле мы стремимся к чистым, предельным атрибутам: Чистота, Добро, Красота, Мудрость, Удовлетворённость и так далее. Именно эти атрибуты встают перед нами, если экстраполировать вышеописанный тренд.

    И эти атрибуты завораживают нас. Чем более рафинированно они выражены, тем сильнее это чарующее действие. Назовём источник и квинт-эссенцию этих предельных атрибутов Абсолютом. Таким образом можно сказать, что источником нашего стремления, платоновского эроса, живущего в нас неугасимо, является Абсолют.

    3. Абсолют можно познать.

    Мы можем сознательно следовать этому чувству. Зачем? Обоснование можно дать по крайней мере с трёх позиций.

    Во-первых, можно ответить на этот вопрос другим вопросом: а зачем вообще следовать любви? Зачем влюблённый человек стремится к предмету своей страсти? Зачем родитель стремится сделать всё самое лучше, на что он способен, для своего ребёнка? Очевидно, следование этому чувству наполняет нашу жизнь радостью, счастьем и даже боль на этом пути имеет вкус истины. Так вот, влюблённость, дружба, родительская любовь и прочее - является лишь отражением и преломлением, в некотором смысле искажённым, того первичного чувства, Эроса, о котором идёт речь. Если мы не ощущаем эту экзистенциальную тоску или не чувствуем, что ничто на земле не сможет её удовлетворить, то значит мы попросту не созрели ещё для этого пути.

    Во-вторых, можно ответить на этот вопрос с позиции разума. Следование этому пути приводит к тому, что наша жизнь и жизнь людей, окружающих нас, становится хотя бы немного более радостной и доброй. Жить добрым образом лучше чем злым просто потому что в результате в жизни становится больше доброго и меньше злого. Если человек сознательно стремится увеличить в своей жизни сумму недоброго, сумму ненависти и саморазрушения, то встаёт вопрос о психическом здоровье такого человека.

    В-третьих, на этот вопрос можно ответить на этот вопрос с позиций биологической науки. Эволюционно более успешным сообществами оказываются те, где царит сотрудничество и взаимная забота. Таким образом, следуя этому пути, мы способствуем выживанию человека как вида.

    Вообще говоря, человек может вступить на этот путь, путь следования Эросу, исходя из двух побуждений: следуя непреодолимому чувству, либо, если голос Эроса в нём вполне преодолим, следуя доводам разума. Во втором случае со временем голос Эроса может стать сильнее и тогда человек будет следовать ему, и его путь превратится в путь Любви.

    Наши страдания проистекают только от того, что мы не следуем Любви напрямую. Мы подобны цветку, который тянется к солнцу, встающему из-за гор, но думает, что на самом деле он тянется к горам. Это – заблуждение и заблуждение это порождает духкху.

    4. Есть путь к познанию Абсолюта.

    Путь непосредственного познания Абсолюта можно описать с помощью трёх основополагающих понятий:

    - ГНОЗИС – познавание. Это – стремление проникнуть в истоки явлений и дойти до возможно полного понимания. Осознанность. Очищение сознания от жёстких паттернов и механистичности. От того, что в буддизме называется клешами.

    - АГАПЭ – братская любовь. Это значит поступать с другими так, как ты бы хотел чтобы поступили с тобой. Культивирование рыцарственного поведения по отношению к каждому живому существу.

    - ЭРОС – устремлённость к Абсолюту. Через Гнозис мы понимаем природу всех наших стремлений. Подобно влюблённому, который думает только о возлюбленной, мы устремляемся к Абсолюту, возрастая в этом устремлении.
     
    La Mecha нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Четыре печати суфизма:

    1. Нист ке-нист (перс.). Несуществование несуществующего. Всё, что не Абсолют - не существует истинно. Истинное же существование Абсолюта недоступно.
    2. Ал-халк ал-джадид (араб.) - мир рушится и создаётся Абсолютом каждое мгновение. Он мимолётен и в каждый миг уже не тот, что был до того.
    3. Арабского термина не найдено - все стремления помимо стремления к Абсолюту - тщетны.
    4. Фана. Единственное доступное человеку совершенное состояние - Инсан Камиль - это исчезновение в Абсолюте, фана.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Для п. 3 подходящий термин, видимо - Дар ал-фана - суетный бренный мир, а для п.4 - Дар ал-бака - состояние растворения в Боге.
     

Поделиться этой страницей